Административное право как наука и учебная дисциплина соотношение с другими отраслями права

Обновлено: 25.06.2024

административное право определяется своим предметом — государственно-управленческими отношениями. Оно регулирует широкий сегмент вопросов организации и деятельности, как системы органов исполнительной власти, так и обеспечения законности в области функционирования и развития последних.

Наука административного права представляет громадную совокупность действующих административно-правовых норм, являющихся объектом изучения науки административного права; содержанием ее служит комплекс научных положений, представлений, понятий и постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы составляющих эту отрасль права норм административного права; изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые

они призваны регулировать, а также историю и перспективы развития.

Все они рассмат­риваются в учебной дисциплине административного права, которая, как и сама отрасль административного права, делится на Общую и Особенную части, а в рамках той и другой излагается содержание входящих в них административно-правовых институтов.

в системе составляющих административное право как отрасль права нормах и регулируемых этими нормами общественных отношений.

§3.2.4. Место и роль науки административного права в системе наук об управлении (наук управления)

Наука управления как комплексная межотраслевая наука, вклю­чающая в себя систему знаний об управлении как целостном, ком­плексном социальном явлении и синтезирующая все аспекты.

функции и стадии процессов управления, формирующаяся в тесной взаимосвязи с кибернетикой (анализом систем, теорией информации и исследованием операций), имеет предметом своего изучения систе­мы социального типа, происходящие в них государственно-полити­ческие, экономические, производственно-технологические и соци­ально-психологические процессы и явления. Специфика управления социальными процессами требует исследований по экономике, со­циологии, психологии и правовым вопросам, обобщенные теорети­ческие и эмпирические данные которых служат основой для форми­рования единой науки управления.

Предметом науки управления выступает исследование вопроса о том, что делать, управляя соответствующим объектом (процессом, предприятием, отраслью, комплексом взаимосвязанных отраслей и т. д.), т. е. какие осуществлять управленческие функции, как, в ка­ких формах и какими методами? Задача науки управления — открыть и исследовать объективно существующий для успешного и эффек­тивного управления конкретным объектом комплекс управленческих функций, а также показать, как организовать их осуществление в системно-структурном и правовом плане. Наука административного права — часть правовой науки, точнее, одной из правовых наук; ха­рактерной и специфической ее особенностью является связь с нау­ками неправовыми, изучающими вопросы организации и управления любыми процессами: экономическими, технико-технологическими, социально-психологическими и т. д.

Административно-правовая организация осуществляется в форме административно-правового регулирования социальных связей и от­ношений участников или в форме административно-правового рег­ламентирования экономических, производственно-технологических и других решений и действий субъектов управленческих отношений. Объектом административно-правового регулирования являются со­циальные связи и отношения участников управленческого процесса. Объектом же правового регламентирования являются нормы, норма­тивы и регламенты, обусловливающие и определяющие действия лю­дей в сфере их экономической, производственно-технологической, психофизиологической, организационной и другой деятельности.

Правовая организация занимает особое место в системе органи­зации всех сфер и сторон жизнедеятельности гражданского общест­ва. Во-первых, она имеет самостоятельное чисто правовое значение и содержание (правила внутреннего трудового распорядка, правовая ответственность, многочисленные давностные сроки, строго опреде­ленные процессуальные формы деятельности правоохранительных органов и т. д.). Во-вторых, она опосредует в той или иной степени другие стороны организации управления (технической, экономиче­ской, социальной). Следовательно, наука административного права является частью единой комплексной науки управления, оставаясь при этом одной из правовых наук.

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Понятие, сущность и предмет административного права


  • управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;

  • управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;

  • отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;

  • управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.

2. Методы административного права


  • направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются;

  • применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;

  • применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д.

3. Функции и принципы административного права


Функции и принципы административного права

Понятие

Функция — выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ними задач.

Функция административного права — категория, дающая возможность определить внешние проявления административного, права в российской правовой системе.

Виды

Регулятивная

Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.

Охранительная

Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений.

Правоисполнительная

Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти.

Правотворческая

Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления.

Организационная

Исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления.

Координационная

Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы

Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов

В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности.

Принцип разделения властей

Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ.

Принцип федерализма

Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип законности

Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

Принцип гласности

Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности.

Принцип ответственности

Означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм.

4. Понятие и система субъектов административного права


  • граждане;

  • иностранные граждане;

  • лица без гражданства;

  • должностные лица.

  • органы исполнительной власти (государственного управления);

  • государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации, концерны и т.п.);

  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные властными полномочиями.

  • общественные объединения;

  • трудовые коллективы;

  • органы местного самоуправления;

  • коммерческие структуры.

5. Место административного права в российской правовой системе

6. Система административного права


  • принципы государственного управления;

  • административно – правовой статус граждан (физических лиц);

  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;

  • государственная и муниципальная служба;

  • административно-правовой статус негосударственных (общественных) объединений;

  • административно-правовой статус предприятий, учреждений;

  • формы государственного управления;

  • методы государственного управления;

  • административная ответственность;

  • административный процесс;

  • обеспечение законности в государственном управлении;

  • административно-правовые основы управления в сфере экономики;

  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология


  • выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения;

  • проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.

8. Административное право как учебная дисциплина


1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45

Административное право: Шпаргалка

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ЕЕ ПРИЗНАКИ

По своей сути административное право – государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности. Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.

Система управления – совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.

Признаки системы управления

Первый признак системы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е. системы иерархичны (соподчинены).

Второй признак системы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, – так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признак системы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

2. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

• сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;

• целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;

• наличие в системе управления элементов управления:

1) субъект управления – руководитель;

2) объекты управления – подчиненные;

3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.);

4) обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);

• правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Классификация целей управления:

• по содержанию (напр., экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);

• по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Классификация функций органов управления:

1) основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти, государственного управления;

2) обеспечивающие – функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.

К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Управленческий цикл – повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

Административное право – фундаментальная отрасль публичного права, представляющая собой упорядоченную совокупность юридических норм, которые регулируют систему общественных отношений в процессе организации и осуществления исполнительной власти, то есть государственного управления. В общественной жизни административное право также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Возникновение, формирование и развитие административного права связаны с публичным и, прежде всего, государственным управлением как разновидностью социального (общественного) управления. Отношения, опосредующие деятельность механизма исполнительной власти, а в широком смысле государственного управления, в своей совокупности составляют предмет административного права.

Содержание

↑Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права

В теории права при классификации его отраслей выделяют два критерия: предмет и метод правового регулирования, позволяющие различать самостоятельные отрасли права.

Административное право удовлетворяет этим критериям. Главным же из них является особенность предмета, т. е. круга, общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Базовыми общественными отношениями, составляющими предмет административного права в качестве самостоятельной отрасли, являются организационные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе формирования и осуществления государственного управления, а в узком смысле – в связи и по поводу реализации механизма исполнительной власти. С учетом сферы и оснований возникновения эти отношения называются также управленческими.

Метод административного права представляет собой совокупность средств и способов административно-правового воздействия на те общественные отношения, которые составляют предмет административного права как самостоятельной отрасли правовой системы Российской Федерации. Специфика его обусловлена тем, что административное право регулирует, главным образом, отношения, одна из сторон которых обладает юридически властными полномочиями. По своей сути — это правовой способ осуществления государственного управления. Метод административного права характеризуется двумя основными особенностями: 1) наиболее существенной особенностью административно-правового регулирования является то, что оно осуществляется методом юридического неравенства сторон управленческих отношений; 2) административно-правовое регулирование осуществляется, как правило, императивными нормами, а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях, например, правом на обжалование.

Подчеркивая главное, что свойственно административно-правовому методу регулирования, также следует иметь в виду, что он не исключает согласования решений, действий, сотрудничества сторон как условий нормальных управленческих отношений. Кроме того, в ряде случаев отношения в сфере управления оформляются административными договорами.

↑Система административного права

Система административного права – внутренняя структура административного права как отрасли права, представляющая собой упорядоченную совокупность норм административного права, регулирующих однородные общественные отношения в различных сферах государственного управления.

Система административного права состоит из общей и особенной частей. Общая часть административного права включает принципы и содержание государственного управления; предмет административного права; метод административно-правового регулирования; статус субъектов административного права; административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти, субъектов государственного управления; государственную службу; административный процесс; административную ответственность; обеспечение законности в государственном управлении. В особенной части содержатся административно-правовые норм, которые регулируют однородные общественные отношения в отраслях хозяйства (в экономической, политико-административной и социально-культурной сферах).

↑Наука административного права

Наука административного права – отраслевая (наряду с гражданским правом, уголовным правом, государственным правом, семейным правом и др.) юридическая наука, которая состоит из системы научно-правовых взглядов, представлений, теоретических позиций и знаний об отрасли административного права и тех общественных отношениях, которые составляют ее предмет.

Состав науки административного права образуют следующие методологические средства: предмет науки, методология науки, система науки, история науки, терминология и библиография.

Предметом науки административного права являются действующие нормы административного права, а также общественные отношения в сфере государственного управления (а в узком смысле - в сфере реализации механизма исполнительной власти) в своем историческом развитии.

Административное право как наука является объектом пристального научного внимания таких ученых-административистов, как Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Елистратов А.И., Старилов Ю.Н., Тихомиров Ю.А. (подробнее об этом смотри: Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России; Елистратов А.И. Основные начала административного права; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс) и др.

↑Административное право как учебная дисциплина

Административное право как учебная дисциплина – это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы науки административного права. Административное право как учебная дисциплина состоит из систематизированного набора знаний об организации и осуществлении механизма исполнительной власти, то есть государственного управления.

↑Рекомендуемая литература

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. – М., 2007, Зерцало.

Административное право. Под. ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. – М., 1999, Юристъ.

Читайте также: