Административная юстиция как способ обеспечения законности в сфере публичного управления

Обновлено: 02.07.2024

Административная юстиция
правосудие в сфере административных и иных публичных правоотношений

Знание правовых механизмов разрешения конфликтных юридических ситуаций в сфере публичного управления невозможно без изучения такого комплексного института как административная юстиция. Коротко о главном для понимания законов административной юстиции.

Судебная власть осуществляет правосудие и судебный нормоконтроль (за законностью нормативных актов органов исполнительной власти), а также контроль за действиями и решениями органов публичного управления и их должностных лиц. Процессуальные законы регламентируют механизм реализации задач судебной власти. Тем самым речь идет о процессуальной контрольной деятельности судов. Кроме того, в функциональном смысле юстиция - это деятельность по реализации юрисдикционных (конфликторазрешающих) полномочий судебной власти с целью объективного и беспристрастного разрешения споров.

Судебный контроль за управлением (управленческими действиями органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) в Российской Федерации принято называть административной юстицией. На практике административное судопроизводство понимают как административную юстицию, т.е. как правосудие по административным делам.


Конечно, по устройству суды также представляют собой администрацию. Но ведь когда мы говорим "гражданская" юстиция, то не думаем, что здесь судят сами граждане. И как гражданская юстиция есть суд в юридических спорах частных лиц между собой, так административная юстиция является судом в столкновениях между интересами граждан и администрацией.

Решая вопросы признания незаконными акты органов государственной власти в сфере государственного управления, система административной юстиции напрямую влияет на функционирование системы органов исполнительной власти и выполняет функцию контроля.

Другая функция административной юстиции – юрисдикционная (конфликторазрешающая). При этом важно учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность этих функций: контроль за административными актами реализуется в процессе разрешения административных споров, а разрешение административных споров осуществляется посредством проверки законности административных актов.
О защитной роли административной юстиции говорить тоже можно, поскольку она призвана обеспечивать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина, вступившего в спор с властными органами (выступая в роли независимого арбитра, объективного и беспристрастного, исходя из законодательных принципов судопроизводства).
Еще одна функция, как объективное следствие вышеназванных, – это обеспечение независимости самой судебной власти. Судебная система получает еще один рычаг воздействия на органы государственной власти, в первую очередь исполнительной, путем судебного контроля за их решениями.
Несмотря на значимость выполняемых функций, роль административной юстиции в системе государственного устройства до конца не определена, и как комплексный правовой институт она переживает реформирование (бессрочное).

Публичные и частные интересы одновременно обусловливают формирование системы государственной контрольной власти, способной наиболее эффективно осуществлять правовую защиту субъективных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать доступность правосудия, осуществляемого на основе демократических принципов современного правового государства. В системе государственной власти находится, как известно, и власть судебная, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
В отличие от первых трех видов судопроизводства, сложившихся в России в течение столетий под воздействием публичных и частных интересов, административное судопроизводство как важнейший процессуальный правовой институт не отвечает сегодня стандартам правового государства, которое должно предпринимать меры для укрепления и реформирования судебной власти, расширения правовой защиты прав и свобод физических и юридических лиц, обеспечения доступности правосудия и эффективной деятельности судов и судей. Именно современные публичные и частные интересы могут быть положены в процедуру формирования и осуществления административного судопроизводства. Административный процесс, доктринально не развивавшийся в нашей стране практически в течение всего XX в., остановился на уровне его понимания в качестве процессуальной деятельности, приспособленной для рассмотрения возникающих в сфере публичного управления индивидуальных конкретных дел.
Старилов Ю.Н.

Источники административной юстиции

В узком (собственном) смысле под административной юстицией следует понимать урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность административных судов по контролю за законностью решений и действий публичной администрации и разрешению административных споров, имеющую целью обеспечить защиту субъективных публичных прав частных лиц и обязанность органов публичного управления действовать в рамках закона.А.Б. Зеленцов

Действующим законодательством институт административной юстиции не объединен в систему взаимосвязанных норм (правил). Несмотря на отсутствие в законах упоминания об административной юстиции, данный правовой институт можно собрать по присутствию соответствующих правил в действующем законодательстве. На сегодняшний день административная юстиция сводится законом к проверке судом законности действий органов публичной власти или администрации, при наличии спора, вытекающего из административных и публичных отношений.

Кодекс административного судопроизводства РФ

На создание полноценного института административной юстиции в России ориентирует законодателя ст. 118 Конституции РФ, провозглашающая четыре формы осуществления судебной власти: гражданское, уголовное, конституционное и административное судопроизводство. Однако административное судопроизводство провозглашено, но административные суды отсутствуют, арбитражное судопроизводство не провозглашается, но арбитражные суды функционируют.

Изучение административной юстиции невозможно без обращения к нормативно-правовым источникам, и прежде всего, к Конституции РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК), Кодекса административного судопроизводства (КАС) и Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок разрешения административных споров и защиты субъективных публичных прав частных лиц в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.

На сегодняшний день действуют три основных закона, закрепляющих процессуальные правила рассмотрения дел, вытекающих из административных и иных публичных отношений. Это КоАП, КАС и АПК.
При этом процессуальное административное правосудие делится на два совершенно разных по своему существу вида.
Первый вид судопроизводства - это процесс привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений (КоАП). Административные проступки служат основанием особой категории административных споров – споров об административно-наказательной ответственности.
Второй - процесс административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (КАС и АПК).

Читайте также: