Абхазия как субъект международного права

Обновлено: 30.06.2024

Политическая воля абхазского народа к обеспечению суверенности, выраженная в многочисленных фактах на протяжении веков, всегда была и остается залогом существования его государства. Принятие Грузией постановлений, которые дезавуировали ранее действовавшие официальные государственные решения, существенно облегчило работу по выявлению доказательной базы по вопросу наличия необходимых условий, подтверждающих государственность и суверенитет Абхазии. Как ранее было отмечено, документы, принятые Грузией в период с 26 мая 1918 года и до окончания грузинской оккупации в 1921 году, а также в последующие годы - являются ничтожными с самого начала, не действительными и не имеющими юридической силы. Они должны быть дезавуированы правительством Республики Абхазия для восстановления первоначального положения (restitutio in integrum).

Абхазия не только боролась за сохранение СССР, за его целостность, но она с ним и мыслилась. И сохраняла это отношение до конца, даже в те дни, когда Советскому Союзу грозила опасность разложения, распада. Но центробежная сила перестройки и реформирования колосса росла, и Абхазия отошла от СССР последней. Реально объединяющей силой этих стран являлось их соседство, как по суше, так и по морю, близкое единство их славянского массива и кавказских народов, историческое объединение их отдельных групп, их взаимного тяготения друг к другу, их переплетения духовных, экономических интересов. Слишком много жизненных нитей, материальных и духовных, протянулось между ними.

Тезис о праве народов на самоопределение, постоянно забывают политические или государственные чиновники. Это, впервую очередь относится к определяющим развитие межгосударственных отношений на уровне ООН, ПАСЕ и проч. Напоминаем, что какие бы решения не принимали те или иные правительства и структуры мирового сообщества, - Абхазия имеет все основания и права настаивать на восстановлении и признании своей полной независимости. Как она распорядится и справится с ней – это ее личное дело, дело ее державных прав над своею судьбой.

Вместе с тем факт оккупации не означает, по мнению С. В. Черниченко, перехода суверенитета над оккупированной территорией к оккупирующей стороне. Более того, формально государство, чья территория оккупирована, рассматривается как сохраняющее de jure свой суверенитет, не говоря уже о международной правосубъектности. Это общепризнанное положение международного права, т. е. императивная норма. Потеря правосубъектности, согласно классическому международному праву, может иметь место только после формального акта аннексии. Если же продолжается национально-освободительная борьба с использованием политических средств, силы или национального сопротивления или союзники аннексированной страны не признают аннексии и продолжают борьбу за ее освобождение, то вопрос может оставаться в состоянии юридической неопределенности долгие годы, как это и имело место в Абхазии. Поскольку в настоящее время аннексия определяется в международном праве как действие неправомерное, любой ее акт с точки зрения международного сообщества не имеет юридической силы и не ведет к потере суверенитета государства и его правосубъектности.

В нашей работе мы показали, что вся деятельность руководства Грузии во все периоды его взаимоотношений с Абхазией была направлена именно на разрушение устойчивого общества, цельности этого государства. К этим действиям относятся: военная экспансия Грузии в Абхазии, оккупация страны, попытка аннексии, продолжающаяся на протяжении более 70 лет, неправомерное переселение грузинского населения из метрополии в Абхазию, геноцид по отношению к абхазам. Цель этих действий – путем изменения демографической ситуации в Абхазии создать численное превосходство грузинского анклава, осуществив при этом перевод коренного населения страны – абхазов в малочисленную народность с присвоением их территории и включением ее в состав Грузии.

Признание аннексии Абхазии недействительной и неправомерной в ретроспективе означает, что, хотя она ранее не считалась противоправной, она признается юридически несуществующей, таковы же и ее правовые последствия, а фактические – должны быть ликвидированы. Но для многих стран, оказавшихся в состоянии аннексии, полное и реальное претворение в жизнь этого постулата невозможно. Что же касается Абхазии, то сама жизнь, развитие и эволюция истории способствовали ее выходу из состояния аннексии. Это был, в первую очередь, распад Советского Союза, а затем – правовые действия руководства страны по созданию независимого государства – Республики Абхазия и т. д.

Существенным основанием признания аннексии Абхазии Грузией недействительной является то, что, как показано в нашей работе, аннексия страны произошла уже после юридического подтверждения факта образования абхазской нации, народа и национального государства, которое было признано Российской империей в 1810 году, и этот факт подтвержден соответствующим международным договором.

Мы полагаем, что перечисленных фактов, подкрепленных юридическими документами (facta concludentia) достаточно, для того, чтобы сделать правовой вывод.

Причина тому – неосновательный подход к проблеме взаимоотношений между Абхазией и Грузией. Опыт истории Абхазии, как и других стран, находившихся или пребывающих в подобной ситуации, подтверждает, что решение проблемы лежит в плоскости предоставления таким зависимым от других государств, странам суверенитета. Что же касается Абхазии, то она, как показано в наших работах, на протяжении исторически просматриваемых двух тысячелетий, была и остается государством независимым, обладавшим и обладающим всеми необходимыми признаками и атрибутами суверенности, признаваемыми на сегодняшний день мировым сообществом. Она требует только одного – Международное сообщество должно подтвердить, легитимировать этот суверенитет точно так же, как оно это сделало в отношении других государств в подобной ситуации. Следует также помнить, что Россия, выйдя из состава СССР, приняв его долги и обязательства, оставила в покое все государства, входившие в административную структуру СССР, дав возможность развиваться и строить свои страны по своему разумению, этим подтвердив, что территория СССР не является территорией России. Независимое Грузинское государство также стало преемником Грузинской ССР, забыв при этом, что его правопреемство касается только территории собственно Грузии. Абхазия, входившая в состав Грузинской СССР на определенных основаниях Советского государства, не является ни в этническом, ни в территориальном, ни в административном отношении, составной частью Грузии. Территория Грузинской ССР и территория Грузии – понятия разные. А международное право по этому поводу имеет жесткую позицию – nemo ex suo delicto meliorem suam conditionem fasere potest – никто не может улучшать свое положение своим же правонарушением.

Следовательно, по виду признания, суверенитет Абхазии был определени подтвержден в результате распада СССР и его раздела, а также и при дальнейших шагах на пути обретения независимости; при самоопределении страны на основе референдума. По форме признания - Абхазия de facto и de jure является субъектом международного права, и надеемся, что время расставит все на свои места.

Являясь субъектом международного права, Абхазия восстановила свой суверенитет как государство, образованное в результате разделения Советского Союза, выходя из него со своей исторически принадлежащей ей территорией и коренным населением – абхазами, проживающими на этой земле. При этом все государства мира были уведомлены о правопреемстве правительства и народа Абхазии на свое государство и свою территорию.

Абхазия и Южная Осетия являются спорными территориями на Кавказе . Центральное правительство Грузии считает республики находящимися под военной оккупацией России. Оба они признаны независимыми в России , Венесуэле , Никарагуа , Науру и Сирии . Первоначальное признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии произошло после российско-грузинской войны в 2008 году.

С момента провозглашения независимости Абхазия и Южная Осетия были признаны семью и шестью государствами-членами ООН соответственно, хотя Тувалу отозвала признание обоих в 2014 году. Грузия разорвала дипломатические отношения с этими государствами, и Сирия является последним примером. Абхазия и Южная Осетия признают друг друга, а также имеют некоторое признание со стороны других государств, не являющихся членами ООН.

В соответствии с законодательством Грузии официально запрещен въезд в Южную Осетию или Абхазию через Россию без разрешения Грузии; через территорию Грузии можно передвигаться, хотя, поскольку Грузия не может обеспечить безопасность на спорных территориях, грузинское правительство не рекомендует ехать в Абхазию или Южную Осетию.

СОДЕРЖАНИЕ

История

События 2008 г.

Признание России

Файл: Послание Дмитрия Медведева от 26 августа 2008 г. по Абхазии и Южной Осетии.ogv

"> Воспроизвести медиа

Президент Медведев объявляет о подписании указов о признании независимости Абхазии и Южной Осетии (на русском языке) Стенограмма на английском языке .



Выслушав вышеупомянутые призывы как абхазского, так и югоосетинского руководства, 25 августа 2008 года Совет Федерации и Государственная Дума приняли предложения, призывающие президента Дмитрия Медведева признать независимость обоих государств и установить дипломатические отношения .

26 августа 2008 года президент Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии как суверенных государств и сделал следующее заявление:

провозглашение независимости Косово от Сербии . Мы постоянно утверждали, что после этого будет невозможно сказать абхазам и осетинам (и десяткам других групп по всему миру), что было хорошо для косовских албанцев, было плохо для них. В международных отношениях нельзя иметь одно правило для одних и другое правило для других ".

В Совете Безопасности ООН Соединенные Штаты резко критиковали поддержку Россией сепаратистских правительств, обвиняя правительство в нарушении территориальной целостности Грузии . В ответ Виталий Чуркин , то Постоянный представитель России при ООН, напали претензии США на высокий моральный уровень, вспоминая свое вторжение в Ирак в 2003 г. Другие обвинил Соединенные Штаты в лицемерии, ссылаясь на свою поддержку нарушения сербской территориальной целостности когда он признал независимость Косово в 2008 году.

Ответ Грузии

Грузинский президент Михаил Саакашвили рассмотрел ход России как попытку изменить границы Европы силой. Ниже приведены некоторые выдержки из его заявления:

Это первая попытка на европейской территории . со времен гитлеровского режима и сталинского Советского Союза, когда большое государство пытается в одностороннем порядке с применением силы полностью сокрушить соседнюю страну и открыто аннексировать ее территорию.

Это немыслимый беспредел и наглость . Россия нанесла немыслимый урон своему месту в международном сообществе.

Вопрос о восстановлении территориальной целостности Грузии и защите ее свободы - это не внутренняя грузинская проблема и не вопрос Грузии и России. Теперь это вопрос России и всего остального цивилизованного мира. Будущее Грузии, это не только будущее Грузии, это будущее всего цивилизованного мира .

Западный ответ

Европейский союз , НАТО , то ОБСЕ , и Соединенные Штаты сразу звонкое неудовольствие решения России.

Сравнение



Сравнения с Косово

«Теперь мы можем говорить до посинения, пытаясь сказать, что здесь нет аналогии, но это не прикрывает очевидной аналогии между Косово и тем, что происходит в Грузии, где у вас есть отколовшиеся республики, похожие на те, что с сербами столкнулись.Теперь разница только в том, что мы, конечно, американцы, а они русские, и люди, пытающиеся оттуда оторваться, были пророссийскими .

Либо мы за демократию, либо мы за людей в Косово, Осетии и в других местах и, я бы сказал, в Грузии за их право быть отделенными от России с самого начала, и если мы потеряем это, мы потеряем возвышенность.

Мы уже сейчас теряем доверие к себе. Не будем терять высоту ".

Как прецедент в других спорах

18 сентября 2008 года министр иностранных дел России Сергей Лавров резюмировал и объяснил позицию России в отношении двух других замороженных конфликтов на территории бывшего Советского Союза , Нагорно-Карабахской Республики и Приднестровья , которые де-факто независимые республики стремятся к международному признанию.

Далее он дал следующее объяснение этой позиции:

Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах)


Однако президент Армении Серж Саргсян заявил, что Армения в ближайшее время официально не признает Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, но подтвердил свою поддержку права их жителей на самоопределение. Он сказал, что Армения не признает их «по той же причине, по которой она не признала независимость Косово. В условиях нагорно-карабахского конфликта Армения не может признать другое образование в такой же ситуации, пока она не признала Нагорно-Карабахскую Республику. . "

Приднестровье


25 августа, за день до признания России, Дмитрий Медведев встретился с президентом Молдовы Владимиром Ворониным , где российский лидер дал понять, что Москва готова разрешить приднестровский конфликт в рамках суверенитета Республики Молдова с максимальной усилие. Отношения между Молдовой и Приднестровьем ухудшились после того, как Молдова отказалась поддержать независимость Абхазии и Южной Осетии.

Внутри России

Сепаратизм

Различные аргументы

Андрей Илларионов , бывший советник Владимира Путина , утверждал, что признание Абхазии узаконит этнические чистки и апартеид. Он также привел несколько различий между Косово и Абхазией в качестве причин, по которым Абхазия не должна получить признание. В Косово этническую чистку провели сербы - противники отделения; В Абхазии это совершили сепаратисты. В то время как право на возвращение беженцев в Косово было предварительным условием самоопределения, в Абхазии самоопределение связано с отказом разрешить возвращение внутренне перемещенных лиц. Абхазские сепаратисты отвергли несколько мирных планов, предложенных Грузией, ООН и Германией ; в то время как в Косово Сербия отвергла мирные усилия. После войны Косово управлялось администрацией ООН; в то время как Абхазия запрещает въезд международным организациям.

Стивен Ф. Джонс утверждал, что, хотя Южная Осетия стремится к союзу с Россией, политические реалии Южного Кавказа делают это маловероятным. На президентских выборах 2012 года Верховный суд Южной Осетии одержал победу у представителя оппозиции Аллы Джиоевой . Это проиллюстрировало ограниченную политическую автономию региона, которая подчеркивалась неоспоримым присутствием российских военных. Это решение суда поддержало утверждение о том, что Южная Осетия не настоящее государство, а вассал России. Границы Южной Осетии контролируются Россией. Нет никакой внешней политики Южной Осетии. Южная Осетия не имеет функций государства по обеспечению своих граждан. Народ не поддерживает независимость.

Другие события

Позиции, занятые государствами

Государства, официально признающие Абхазию или Южную Осетию независимыми

Государства-члены ООН

Послы Семен Григорьев и Эльбрус Каргиев вручили верительные грамоты президенту Абхазии Сергею Багапшу и президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты 16 декабря 2008 года
. Посольство России в Южной Осетии было открыто в феврале 2009 года
. Посольство России в Абхазии было открыто 1 мая 2009 года. .

Посольство Южной Осетии в Российской Федерации было открыто в 2009 году.

Посольство Абхазии в России было открыто 18 мая 2010 года.

14 апреля 2010 г. (Южная Осетия)

Посольство Южной Осетии в Никарагуа было открыто 30 августа 2011 года.

23 мая 2011 года Вануату признала независимость Абхазии и установила дипломатические отношения и безвизовый режим с Абхазией.

18 марта 2013 года Джонни Коанапо, генеральный директор Министерства иностранных дел Вануату, заявил, что дипломатические отношения с Абхазией никогда не устанавливались. Он сказал, что «возникла путаница по поводу того, что намеревалось сделать правительство, которое было просто письмом, в котором говорилось, что может быть намерение установить отношения с Абхазией. Но на данный момент никаких действий по этому поводу нет и нет. решение".

Другие государства

12 февраля 2010 г. было объявлено об установлении дипломатических отношений с Абхазией.

Государства, признавшие Абхазию или Южную Осетию независимыми, но впоследствии отозвавшие признание

Государства-члены ООН

31 марта 2014 года Грузия и Тувалу подписали соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений. Соглашение подписали министр охраны окружающей среды, иностранных дел, труда и торговли Тувалу и министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе во время визита правительственной делегации Тувалу в Грузию. Соглашение предусматривает, что обе стороны согласились развивать отношения на основе принципов суверенного равенства, дружественных отношений и сотрудничества, территориальной целостности, ненарушения границ и невмешательства во внутренние дела. В нем подчеркивается, что Тувалу признает территориальную целостность Грузии в пределах своих международно признанных границ, включая ее регионы - автономную республику Абхазия и Цхинвальский регион.

В апреле 2014 года было высказано предположение, что Россию больше смущает отказ Тувалу от признания Абхазии и Южной Осетии, чем международные санкции в отношении Крыма, поскольку это «решение может означать конец многолетней дипломатической стратегии, которая стоила России миллионов. . "

Государства, не признающие Абхазию или Южную Осетию независимыми

Государства-члены ООН

Белорусские законодатели посетили Абхазию и Южную Осетию в конце 2009 года, чтобы изучить ситуацию и принять решение отложить принятие решения до весны 2010 года. Южная Осетия просила о симметричном подходе между ними и Абхазией.

В 2021 году эксперт ОБСЕ подсчитал, что Беларусь может стать одной из следующих стран, признающих Абхазию.

Гагаузия , автономный регион Молдовы, приняла резолюцию, признающую независимость Абхазии и Южной Осетии, поддерживая действия России в регионах и прося центральное правительство Молдовы признать эти государства.

Чтобы помочь урегулированию конфликта на Кавказе, в 2018 году сотрудник по вопросам культуры посольства США в Тбилиси начал программу обмена для сотрудников абхазского университета. Профессора Абхазского государственного университета посетили Соединенные Штаты. Они посетили Государственный университет Аризоны , Сан - Диего государственный университет , Университет Рутгерса , Virginia Tech , Университет штата Пенсильвания , Университет штата Мэриленд, Колледж - Парк и Министерство сельского хозяйства США .

Другие государства

Позиции межправительственных организаций

В соответствии с международным правом межправительственные организации сами не обладают правоспособностью признавать какое-либо государство дипломатическим путем; их государства-члены делают это индивидуально. Однако, в зависимости от правил внутреннего управления межправительственной организации и позиций своих государств-членов, они могут выражать положительные или отрицательные мнения относительно деклараций независимости или предлагать или отказываться от членства новому провозглашенному государству.

Председатель Генеральной Ассамблеи ООН , Мигель д'Эското Брокман из Никарагуа , примкнул России в ходе этой войны, что привело к критике со стороны западных дипломатов.

Позиции негосударственных субъектов

Регионы с независимыми правительствами

Сущность Позиция
ХАМАС (правительство в секторе Газа ) 26 августа 2008 года представитель палестинской группировки ХАМАС , которая управляет сектором Газа , приветствовал дипломатическое признание Абхазии и Южной Осетии. Он сказал, что есть сходство между ситуациями абхазского, югоосетинского народов и палестинского народа . Представитель заявил: «Мы, палестинцы, также боремся за признание своих прав, главным из которых является право быть независимым государством. Мы надеемся, что решение Москвы станет началом признания народов, которые борются за свободу и свободу. справедливость".
Луганская Народная Республика (правительство в части Луганской области ) Получив дипломатическое признание Южной Осетии в 2014 году, Луганская Народная Республика ответила взаимным признанием 28 января 2015 года.
В апреле 2015 года Южная Осетия открыла первое иностранное посольство в Луганске.
Донецкая Народная Республика (правительство в части Донецкой области ) Получив признание Южной Осетии в 2014 году, Донецкая Народная Республика ответила взаимным признанием, а также признала Абхазию 11 мая 2015 года.
Республика Сербская Краина В 2008 году самопровозглашенное правительство Республики Сербская Краина в изгнании признало независимость Абхазии и Южной Осетии.
Йемен - Высший политический совет (правительство в части Йемена ) Международно признанное правительство Йемена не признало ни Абхазию, ни Южную Осетию. Тем не менее, Абдулла Али Сабри, Чрезвычайного и Полномочного Посла Хути -dominated правительство Supreme Политсовет Республики Йемен в Дамаске встретился с абхазским послом в Сирии в 2021 году оба представители обменялись мнениями о возможных направлениях двустороннего сотрудничества между Республика Абхазия и Исламская Республика Йемен, а также укрепление отношений между обеими сторонами.

Международные неправительственные организации

Международная организация Позиция
Организация непредставленных наций и народов (ОННН) Базирующаяся в Гааге Организация непредставленных наций и народов, членами которой являются 69 образований, стремящихся к самоопределению и представительству, одной из которых является Абхазия (но не Южная Осетия), 29 августа 2008 г. опубликовала заявление, в котором «поздравляет Абхазию с ее призывы к самоопределению были формально приняты во внимание. С признанием права Абхазии на самоопределение начинается долгий и медленный процесс, который в конечном итоге может привести к принятию Абхазии в Организацию Объединенных Наций ".
Международная организация по стандартизации (ISO) Ни Абхазия, ни Южная Осетия в настоящее время не являются членами руководящих структур Международной организации по стандартизации (ISO).

Независимо от своего статуса членства в ISO, ISO также потенциально может выпустить стандартизированный код страны для каждой из них. В соответствии с правилами процедуры, которых придерживается Агентство по техническому обслуживанию ISO 3166, базирующееся в Женеве, новый код ISO 3166-1 для Абхазии и / или Южной Осетии будет выдан только после того, как он появится в Терминологическом бюллетене ООН по названиям стран или в статистике ООН. Список кодов стран и регионов для статистического использования. Чтобы появиться в терминологическом бюллетене, он должен либо (а) быть принятым в Организацию Объединенных Наций, (б) присоединиться к специализированному агентству ООН, или (в) стать государством-участником Статута Международного Суда . Ни один из этих критериев не соблюден.

За три года руководства Саакашвили провокации против России возросли многократно. Выходки официальных должностных в отношении России и ее граждан можно сравнить с провокациями Пекина против Москвы середины 1960-х годов.

Конфликт достиг такого уровня, что без принятия радикальных мер, способных резко изменить ситуацию по основному вопросу противостояния — признания принадлежности территории непризнанных государств , ситуация становится просто патовой. Да и 16 млн. человек должны жить в определенном юридически–правовом пространстве.

Вариантов, устраивающих все стороны, вовлеченные в конфликт, на сегодняшний день не существует, и в ближайшее время не предвидится. Тупиковая ситуация, в которую Борис Ельцин и Со завели и Россию, и мировое сообщество, признав территориальную целостность Грузии в границах, никогда ей не принадлежавших, нуждается в новых подходах.

Правовые основы границ Кавказских государственных образований

Грузия как нация — это молодое по историческим меркам формирование нескольких этносов, существовавших раздельно в виде суверенных образований независимо друг от друга несколько тысячелетий и объединенное только при развале Российской империи в 1918 году. Георгиевским трактатом (1773 г.) границы Картли–Кахетинского царства, присоединенные под покровительство Российской империи, определены не были.

Поэтому Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда–то в Россию. Ни Имеретия, ни Гурия, ни Мегрелия в состав Грузии не входили. Мегрелия вошла в состав Российской империи в 1803 году. Имеретия — в 1804 году. Гурийское княжество — в 1811 году. Азербайджанские ханства были присоединены к России в 1804–1806 годах. Абхазское княжество сохраняло свой суверенитет до окончания Кавказской войны. С 1864 по 1918 год Абхазия напрямую управлялась российской администрацией. С 1883 года Абхазия называлась Сухумским округом и делилась на Бзыбский, Абхазский (Сухумский), Абджуйский округа, Цебельдинское (с 1837 г.), Самурзакандское (с 1840 г.), Джигетское (с 1840 г.) приставства.

Границы суверенных государств, присоединенных к России, описаны в архивных документах. Осетия вошла в состав Российской империи в 1774 году. Грамота от 17 февраля 1810 года о покровительстве Российской империи над Абхазским княжеством, имеющим свою территорию, действовала до 1864 года. Границы Грузии и Абхазии как суверенного государства были определены соглашением от 9 февраля 1918 года между Национальным Советом Грузии и Абхазским Народным Советом. Один из пунктов соглашения четко оговаривал границу от р. Ингур на юге и до р. Мзымта на севере. В документах объединения ряда княжеств в Грузинскую Демократическую республику от 26 мая 1918 г. о границах Абхазии вопрос не ставился. Отдельные документы российской империи о разделе Осетии в 1917 году на Северную в составе Горской республики и Южную в составе Грузии, тоже определяли их границы вне Грузии.

Исторически сложилось так, что Закавказские государства в XX веке дважды в объявляли о своей независимости. Первый раз после развала Российской империи, второй раз после развала Советского Союза. И оба раза имелись моменты, о которых грузинская сторона либо умалчивает, либо дает свою отличную от мировой юридической практики интерпретацию.

Правовые аспекты договоров первой Демократической Республики Грузии

Однако во многих грузинских источниках подчеркивается, что Абхазия всегда была составной частью Грузии и в 1918 году она представляла ее автономную часть (см.: Леван Тоидзе. К вопросу о политическом статусе Абхазии: страницы истории). С образованием Грузинской Демократической республики в мае 1918 года начался процесс насильственного присоединения Абхазии к Грузии . Но юридически как независимое государство до 7 мая 1920 г. Грузия оставалась в составе Российского государства, и Европейские страны не спешили ее признавать. 7 мая 1920 года Россия признала Грузию де-юре.

Ссылка Грузии на договор с РСФСР от 7 мая 1920 г., в котором Грузия присоединяет, причем без взаимного согласия, территорию Абхазии в соответствии с международным правом, не имеет юридической силы . На самой процедуре подписания этого договора представители Абхазии отсутствовали. Их просто не пригласили, и не известили.

Это положение нашло применения в практике Международного суда ООН и подтверждено Комиссией международного права. В случае нарушения императивной нормы основополагающий принцип права paсta sunt servanda (договора должны выполнятся) теряет силу и должен быть либо пересмотрен, в части исключения вопросов, подпадающих под императивную норму, либо аннулирован вообще. Особенностью его пересмотра является положение, при котором согласия подписавших сторон не требуется. Недействительность навязанных силой договоров была признанна Лигой Наций в 1932 г., затем подкреплен ст. 53 Венской конвенции 1939 г.

Статья 46 этой Конвенции уточняет, что международный договор считается недействительным в случае, если он:

— заключен с явным нарушением конституционных норм и порядка заключения договоров (п. 1);

— государство заключило договор под влиянием обманных действий другого, участвующего в переговорах государства (п.3);

— договор в момент заключения противоречил основным принципам международного права (п.7).

Таким образом, договор между Россией и Грузией от 7 мая 1920 г., касающийся территории суверенной Абхазии может и должен быть пересмотрен, с исключением пунктов касающихся Абхазии.

Кроме того, вступая в договорные отношения с Грузией, РСФСР сама нарушила гарантию незыблемости автономии Абхазии в составе Российской Империи и ее правопреемницы России. Абхазия потеряла не просто автономию, она теряла при подписании этого договора государственность и суверенность. Абхазия превратилась из объекта международного права во внутренний округ в составе другого государства.

Грузинское общественное сознание с удовольствием констатирует нелегитимное подавление грузинской государственности после 25 февраля 1921 г., и в то же время лукаво умалчивает о нелегитимном занятия соседних территорий. Геноцид не грузинского, а осетинского и абхазского населения в нынешнее время осуществляется при действующей международной Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.

Юридические и правовые мифы о непризнанных государствах

Развал СССР повторно вынудил страны Закавказья объявить о независимости.

10 ноября 1989 г. совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил свою автономию в составе Грузинской ССР. Грузия объявила эти требования незаконными. В ходе грузино-осетинского конфликта тогда погибли около 3000 грузин и более 1500 осетин. 23 ноября 1989 г. началась осада Цхинвали.

20 июня 1990 г. Верховный Совет ГССР отменил все законы и законодательные акты, принятые ГССР после 1921 г., что явилось нарушением принципа целостности и нерушимости границ СССР, поскольку СССР, а не Грузия, являлся субъектом международного права. В период с июня по сентябрь в Южной Осетии был принят ответный пакет документов, в том числе 20 сентября 1990 г. принята Декларация о суверенитете республики. Фактически ГССР вернулась в то правовое поле, которое существовало до вхождения Южной Осетии в ГССР. 10 декабря 1990 г. власти Тбилиси упразднили осетинскую автономию, объявив территорию Южной Осетии — Цхинвальским регионом. В ночь с 5 на 6 января 1991 г. начался третий грузино-осетинский конфликт, который продолжался до 14 июля 1992 г.

Среди современных документов можно отметить Декларацию Верховного Совета Абхазской АССР от 25 августа 1990 г. о государственном суверенитете Абхазии, Постановления о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии, а также решение Верховного Совета Абхазии об отмене конституции 1978 г. и переходе к конституции 1925 г., согласно которой Абхазия является субъектом международного права.

Восстановление государственной независимости Грузией, оформленное Актом независимости от 9 апреля 1991 г., фактически объявляло о выходе из СССР и преемстве конституции от 26 мая 1918 г. Исторически сложилось так, что Советский Союз являлся преемником царской России, поэтому при выходе Грузии из СССР, Грузия аннулировала Георгиевский договор 1783 г., и Манифест 1800 г. об упразднении Картли–Кахетинского царства. В соответствии с международным правом Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда–то в царскую Россию.

В то же время Южная Осетия и Абхазия, оставаясь в правовом поле СССР, приняли участие в референдуме 17 марта 1991 г., в котором Грузия участия не принимала, высказались за сохранение СССР , что подтверждено Центральной Комиссией референдума СССР. Таким образом, возникли три государства: Грузия, объявившая о независимости, Абхазия и Южная Осетия, оставшиеся в составе СССР. Абхазия участвовала во всех переговорах касательно реформирования СССР. Понятно, что она не могла при этом быть одновременно и составной частью Грузии. В связи с этим признание ООН Грузии в пределах бывшей Грузинской ССР по состоянию на 21 декабря 1991 г. лишено правовых оснований. К сожалению, команда Козырева не направила в тот период никаких документов в ООН (о нахождении Южной Осетии и Абхазии в правовом поле СССР, и, как правопреемницы СССР, — в правовом поле РФ).

Стратегическая цель Тбилиси состоит в первую очередь в том, чтобы изменить формат грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, превратив их конфликт в грузино-российский. А в дальнейшем, при измененном формате, привлечь в конфликт международное сообщество.

С учетом сложившейся ситуации в Грузино-Российских отношениях следует признать, что вариант федеративного устройства Грузии, на основании которого можно было бы рассчитывать на сохранение Грузии как единого государства, потерпел провал .

В нынешней ситуации России следует ускорить рассмотрение в Государственной Думе вопроса о признании непризнанных государств Южной Осетии и Абхазии, на основе международно–правовой юридической ошибки о признании ООН в декабре 1991 года в составе единого государства Грузия трех государств, фактически находившихся в различных юридических и правовых полях. Грузия, юридически не имеющая прав на территорию Южной Осетии и Абхазии, фактически готовится не присоединить, а поглотить непризнанные государства.

Поэтому России при принятии решения следует учитывать три очень важных момента .

Россия может и должна, не дожидаясь окончательного вердикта европейского сообщества по Косово, сама признать непризнанные государства и, тем самым, самой создать прецедент решения замороженных конфликтов на Южном Кавказе. Возможно, следует особо указать, что эти государства после признания не будут входить в состав России.

Оккупированные территории или субъекты международного права?

В современном международном праве дано довольно четкое объяснение понятия "оккупация" и обстоятельств, связанных с ним. Оккупация (латин. – "захват") временное занятие чужой территории вооруженными силами какой-либо страны, которая им не принадлежит. Оккупационный режим определен Женевскими Конвенциями 1899, 1907 и 1949 годов. Значительнейшими характеристиками оккупации эксперты считают существование государства–агрессора и государства-жертвы, что вызвано произошедшим между ними военным конфликтом, войной. Во время оккупации на территории государства – жертвы расположены вооруженные силы государства – противника (агрессора), которые активно вмешиваются в дело управления и контроля занятой территории. Во время оккупационного режима государство-агрессор, чтобы замаскировать свои агрессивные намерения, часто создает местные "правительства", хотя их статус призрачен и символичен.

Является ли Грузия государством–жертвой агрессии России? Конечно, да:
а) отдельные боевые подразделения вооруженных сил России были введены на территорию Грузии – в Абхазию - еще в 1992 году. Правда, позднее их сменили т.н. миротворческие силы, но фактически они все-таки выполняли оккупационные функции. Несанкционированное дополнительное введение российских войск в Абхазию в 2007-2008 гг. резко понизило уровень безопасности региона и окончательно вызвало эскалацию противостояния;

б) почти то же самое повторилось и в "Южной Осетии": в трехсторонних миротворческих силах, дислоцированных в Цхинвальском регионе, правда, был и грузинский контингент, но российская армия всегда доминировала. В августе 2008 года в результате войны, произошедшей на территории Грузии, окончательно подтвердилось: Россия, согласно международному праву, является государством - классическим агрессором и оккупантом, а Грузия – государством-жертвой.
Сегодня, после черных дней августа 2008, мы, грузины, Абхазию и "Южную Осетию" называем территориями, оккупированными Россией. Россия же – называет их независимыми государствами, а Запад. Правда, отколовшиеся сецессионные регионы Запад по-прежнему считает юридически в составе Грузии, но иногда он лавирует, казалось бы, проявляет нерешительность, не проявляет жесткости, предпринимая конкретные шаги. Действительно, положительные процессы, наметившиеся в последнее время в этом вопросе, стоит лишь приветствовать. И с этой точки зрения, можно сказать, произошел "прорыв": сначала пресс-службы Белого дома, затем госсекретарь Хиллари Клинтон во время визита в Тбилиси назвали грузинские регионы - Абхазию и "Южную Осетию" территориями, оккупированными Россией. Но, к сожалению, подобного не сделал Европарламент, когда этот термин исчез из окончательной версии принятой резолюции.

Но если учесть светлые и темные стороны международной политики, то такая позиция вполне понятна – Европу в большей степени заботят собственные интересы, чем положение Грузии.

Что это, двойная политика? Да, это так. Европейские государства –"тяжеловесы" сочувствуют Грузии, выражают "тревогу", поддерживают на словах, но избегают принимать санкции против Кремля. Лидеры Франции, Германии, Италии и других западных стран считают тандем Путин-Медведев дружественным себе. А Москва прекрасно чувствует себя в этой ситуации. Что поделаешь, Россия пока что очень нужна и европейцам, и американцам. Давайте вспомним, как сказал об этом Барак Обама на пресс-конференции с Дмитрием Медведевым в Вашингтоне: "Правда, у наших стран по-прежнему различные точки зрения по определенным проблемам, например, как ситуация в Грузии. Мы откровенно говорили о разных подходах, но должны идти вперед в тех сферах, по которым наши точки зрения совпадают. Я увидел в президенте Медведеве солидного и надежного партнера". Возможно, Барак Обама проявил политкорректность и не стал называть своего российского коллегу прямо, всенародно "оккупантом", но, несмотря на такой лояльно-примиренческий фон политической "перегрузки", не станем терять надежды на то, что вышеупомянутый начатый прорыв станет динамичным и необратимым.

Может, наступит то время, когда Белый дом пригрозит Кремлю за Грузию санкциями и заставит вернуться в свою берлогу вышедшего из спячки русского медведя.

Такова реальность, такова дипломатия нашего времени. Двойной стандарт в международной политике всегда был, есть и будет. А если говорить откровенно, то, наверное, не исключено, что при необходимости, в определенной ситуации и мы можем обратиться к двойному стандарту в политике, но тщательно соблюдая при этом осторожность. Бескорыстные действия, благотворительность и меценатство - довольно редкие явления в дипломатии. Может, мы и не замечаем, но за каждым, казалось бы, добрым тактическим шагом скрыта далеко идущая прагматическая стратегия.

Но давайте вернемся к вопросу правосубъектности Абхазии и "Южной Осетии".

В международном публичном праве существуют две теории признания государства: декларативное и конститутивное признание.

Согласно декларативной теории, государство является суверенным в том случае, если оно удовлетворяет следующим критериям: а) имеет постоянное население; б) имеет определенную территорию; г) имеет правительство; д) имеет способность к вступлению в отношения с другими государствами. Как видим, в критериях государственности вообще не упомянуто, что вновь созданное государство должны признать уже существующие другие государства. Более того, в третьей статье Конвенции прямо написано: "Политическое существование государства не зависит от того, признает его или нет другое государство".

Декларативная теория основывается на Конвенции, подписанной на 7-ой панамериканской конференции в Монтевидео в 1933 году. Интересен тот факт, что "Конвенцию Монтевидео" тогда подписали 18 государств Северной и Южной Америки, в том числе и США.

Сегодня эксперты считают критерии декларированной теории недостаточными. Соответственно, "Конвенция Монтевидео" устарела, и ее почти никто не использует в практике международных отношений, конкретно – во время признания независимости того или иного государства.

Согласно конститутивной теории признания, несмотря на то, что у государства есть население и правительство, оно имеет территорию и желание установить связь с другими государствами, оно может стать субъектом международного права, если его независимость признают другие государства.

В международной политике нынешнего времени во время признания независимости какого-либо государства, т.е. когда оно становится субъектом международного права, применяют именно принцип конститутивной теории.

На первый взгляд кажется, что правовое положение Абхазии и "Южной Осетии", желающих отколоться от Грузии, удовлетворяет требованиям конститутивной теории, но это только кажется.

Давайте обсудим. Если абсолютное большинство государств мира - 188 членов ООН из 192 - считают оба "непокорных" региона частью Грузии, если они оккупированы иностранным государством и их "независимость" зиждется на штыках иностранного государства (России), если эту их "независимость" "признали" только государство-оккупант (Россия) и три далеких государства одиозных, взяточнических и диктаторских режимов (Никарагуа, Венесуэла, Науру) – то можно ли в подобной ситуации считать Абхазию и "Южную Осетию" субъектами международного права? Конечно же, нет.

История дипломатии сохранила нам много фактов создания и признания недоразвитых государств в период оккупации: например: в 1941 году после вторжения войск Третьего рейха в Югославское королевство и его оккупации немецкие оккупанты способствовали созданию усташского государства Хорватия и признанию его субъектом международного права. Германия вынудила свои сателлиты – Италию, Японию и др. установить дипломатическую связь с оккупированной якобы независимой частью Югославии. Но так продлилось только четыре года. Примерно такая же ситуация повторилась в китайской провинции Манджурии, когда в 1933 году ее оккупировала Япония и создала независимое государство Манджоу-Го. Интересен тот факт, что Манджоу-Го признали 23 из 80 государств того периода, в том числе, и Советский Союз. Несмотря на солидное количество желающих признать это государство, в 1945 году Манджоу-Го исчезло с политической карты мира – была возвращена Китаю.

Вспомним кипрский прецедент, когда в 1974 году Турция под предлогом защиты от греков своих соотечественников высадила на остров свои войска, оккупировала его северную часть, затем способствовала объявлению независимости "Турецкой Республики Северного Кипра", а в 1983 году – установлению с ней дипломатических отношений. Сегодня в Анкаре открыты консульство и посольство "Турецкой Республики Северного Кипра", а в Лефкосии (Никосии - турецкой части столицы Кипра) – турецкого посольства, к тому же там находится многотысячный контингент турецких оккупационных войск, дислоцированных на военной базе. Ошибка руководителей Турции, допущенная ими в 1983 году, и сегодня создает Анкаре определенные проблемы. Реджепу Эрдогану довольно часто напоминают, что его руководство незаконно и поддерживает сепаратистов Северного Кипра в нарушение норм международного права.

Перечисленные и рассмотренные выше примеры дают возможность сказать, что государственность, "независимость" Абхазии и "Южной Осетии", их правосубъектность – эфемерны, и то, как долго они просуществуют, зависит только от международно-политической конъюнктуры. Если говорить на медицинском языке, жизнь сухумского и цхинвальского режимов, быть может, еще можно будет продлить на несколько лет с помощью искусственного дыхания и других питательных инъекций, но летальный исход все-таки неизбежен.

Читайте также: