5 в каких университетах впервые преподавали право какое право там преподавалось и почему

Обновлено: 30.06.2024


Представление об академической свободе едва ли можно проследить дальше немецких университетов XIX века, где под влиянием более ранних идей эпохи Просвещения появляется представление о том, что преподаватель обладает особыми свободами, в том числе свободой ведения дискуссий и постановки вопросов. Однако ни в Российской империи, ни в СССР академических свобод в немецком или французском понимании не было. А в Средние века даже само это слово наполнялось другим содержанием и весь контекст — правовой, моральный, научный — был иным.

Так что можно попытаться отыскать в средневековых университетах зачатки современных идеалов свободной университетской жизни, а в философских, схоластических, богословских и риторических текстах — элементы представлений об интеллектуальной свободе ученого. Но я предлагаю пойти другим путем и попробовать реконструировать средневековое наполнение понятия свободы.

Университет

В эпоху Высокого Средневековья (примерно с XI по XIV век. — Прим. T&P) и до конца XV столетия еще нет четкого определения университета. Сам этот феномен появился на пересечении трех понятий.

Второе — studium generale. Исследователи часто предлагают рассматривать его как синоним университета. На самом деле в веках слово studium означало процесс, учебу. К началу XII столетия у него появляется дополнительное новое значение — совокупность школ одного города. С распространением этого понятия происходит его осмысление правоведами, и появляется причудливый гибрид studium generale — некая всеобщая школа, учебный центр, имеющий право присвоения степеней, которые будут признаваться за его территорией. С этим связано латинское понятие liсentia — разрешение на преподавание, подтвержденное высшей властью (обычно епископом), которое требовалось начиная с XII века.

И третье понятие — собственно университет. Слово universitas первоначально обозначало некую общность — например, общность правил в классическом римском праве. Постепенно им стали называть сообщество людей, обладающих некой формой самоорганизации. Под это определение попадали сообщества школяров, магистров, существовавшие примерно с того же времени, когда началось странствие за знанием. На этом этапе, когда речь идет уже именно о корпорации, одним из распространенных понятий оказывается universitas magistrorum et scholarium. Позже, в веках, появляется понятие universitas studii — корпорация университета какого-то города.

Какой университет был первым — вопрос зыбкий. В Болонье считают, что первым был Болонский университет, основанный в 1088 году, хотя дата выбрана очень условно. Не без оснований можно считать, что первым был Парижский университет, хотя Оксфорд тоже возник примерно в то же время, в конце XI — начале XII века.


Факультет

Вольности и привилегии

Одна из двух частей свободы, о которой говорили в Средние века в университетах, — понятие libertas scholastica. Это не интеллектуальная свобода, а вольность, обладание особым правом, которое обеспечено некоей высшей властью. Но это определение скорее риторическое, чем правовое: можно много говорить о вольности корпорации, этого самого studium или школы, но эти свободы дополняли общее право, в котором ничего касающегося университетов, школ и магистров не было.

Как привилегию можно рассматривать само право преподавания где угодно. Другая распространенная привилегия связана с тем, что большинство студентов и преподавателей были клириками и для нахождения на учебе им требовалось отсутствовать в приходе, к которому они относились. Одна из первых свобод, которую формулирует император Фридрих I Барбаросса в середине XII века, — это свободный проезд к университету. Дальше появляются судебный иммунитет и личная защита короля, освобождение от большей части налогов, право подачи прошений в римскую курию (главный административный орган Святого Престола и Ватикана. — Прим. T&P) и прерогативы для получения бенефициев (пожалований, часто в виде земельного участка либо доходной должности при храме. — Прим. T&P). Привилегированность одной из городских групп не могла не приводить к разнообразным и порой довольно жестоким конфликтам между университетами и горожанами.

Но все это выполнялось плохо, и школяры селились там, где получалось. У городской корпорации тоже были свои привилегии, которые могли сталкиваться со свободами университетов.

Сообщество

Университетские сообщества можно разделить на две группы. Первая — это модель школы, где магистры и преподаватели обладают властью над учениками и даже могут их судить (хотя за тяжкие преступления все равно должны передавать их высшим властям). Эта система построена на строгом подчинении авторитету учителя. Вторая — сообщество равных людей, собравшихся для какой-то цели и решивших помогать друг другу. Руководителем такой корпорации был один из студентов. Доктора и магистры в вопросах организации обучения должны повиноваться студенческому собранию, которое могло запретить читать лекции неугодному или неквалифицированному преподавателю. Школяры, приезжавшие в город и пытающиеся обладать студенческими привилегиями, должны были подчиняться сообществу и участвовать в общих собраниях.

Основой сообществ еще в XI веке, когда они еще не были привилегированными, были клятвы. Обладатели степеней клялись читать лекции, школяры клялись уважать магистра и помогать ему, а также что-то даровать корпорации после своей смерти.


Любопытство магистров

Другой аспект свободы средневековых университетов — это свобода воли, или, можно сказать, интеллектуальная свобода.

В богословских дискуссиях обсуждались два типа свободы такого рода: libertas libera (свобода делать зло) и libertas liberata (свобода делать добро). Кроме того, магистр — значит учитель, а, например, в Евангелии от Матфея сказано, что учитель один — Христос. Эти проблемы имели последствия и для университетских корпораций. Главной опасностью для свободной учености стала идея ложных учителей, а осуждение ложного знания было тесно связано с проблемами свободы и любопытства.

Человек обладает свободой воли, может делать все что угодно и однажды может захотеть узнать что-то такое, что ему знать не обязательно. В средневековой культуре это осуждалось,

считалось, что бесконечное любопытство может завести неизвестно куда. Богослов IV века Пелагий, как и многие его современники, осуждал философские споры и интерес к Аристотелю и Аверроэсу, считая, что гордыня, обман и любопытство приводят к страшным последствиям.

Регулирование излишне опасных мыслей в университетах выражалось в ограничениях, связанных с практикой диспутов. Конечное решение исходило от самой корпорации: так, магистры факультета искусств ограничивали своих коллег в высказываниях по богословским вопросам. Правда, в данном случае мы имеем дело скорее не с проблемой гордыни, а с вопросом профессиональных границ.

С темой свободы и несвободы в университетах также связана проблема преподавания — и здесь тоже можно найти примеры, связанные не с боязнью ереси, а с корпоративными ограничениями. Например, в грамоте середины XIV века Университету Коимбры король запрещает школярам и бакалаврам преподавать вне университета что-либо, кроме азов латинского языка, ради сохранения его монополии на знание.

Важно, что высших церковных иерархов опасность массовых ересей всегда волновала больше, чем спорные рассуждения отдельных крупных богословов. Ученые считают, что ни для Пьера Абеляра, ни для Иоахима Флорского осуждение их работ никаких суровых последствий не имело. Самый известный и трагичный случай осуждения университетского деятеля за ересь — сожжение Яна Гуса — был исключением из правил. По мнению исследователей, столь серьезное ограничение интеллектуальной свободы, приведшее к казни, было скорее следствием самоуверенности самого Гуса.

Таким образом, если сегодня мы видим в свободе преимущественно благо и добродетель, то в Средние века это понятие было более многогранным и менее однозначно положительным даже для самих представителей университетской культуры.

Литература

Courtenay W.J. Inquiry and Inquisition: Academic Freedom in Medieval Universities: Church History. 1989.

McLaughlin M.M. Intellectual Freedom and Its Limitations in the University of Paris in the Thirteenth and Fourteenth Centuries. New York: Arno, 1977.

Peters E. The Matter of Curiosity: Libertas Inquirendi and the Vitium Curiositatis in medieval thought, Travellers, Intellectuals, and the World Beyond Medieval Europe / Ed. J. Muldoon (The Expansion of Latin Europe, 1000–1500). New York: Routledge, 2016.

Thijssen J.M.M.H. Censure and Heresy at the University of Paris, 1200–1400. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1998.

Аврелий Августин. О свободе воли.

Документы по истории университетов Европы XII–XV вв. Воронеж, 1973.

Уваров П.Ю. Университет // Словарь средневековой культуры. М., 2007.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Какие предметы изучают на юридическом факультете

Хотите изучать право и служить закону? Нравится юриспруденция? Отлично, одной проблемой меньше, ведь вы уже знаете, куда поступать.

А между тем, многие материалы на нашем телеграм-канале свидетельствуют о том, что большинство совершенно не знает, куда поступать после школы. Таким посоветуем попробовать выбрать вуз по интересам.

А сегодняшняя статья посвящена тем, кто мечтает быть юристом. Будущим правоведам придется поработать усерднее многих. Понять это можно, только взглянув на перечень предметов, которые нужно изучать на юридическом факультете.

Что изучают на юридическом факультете

В разных вузах предметы, которые будут преподавать студентам юридических факультетов, могут несущественно меняться.

Ознакомиться с тем, присутствует ли в них какой-то конкретный, интересующий именно вас предмет, можно, ознакомившись с учебным планом университета.

Учебный план расскажет о том, какое число занятий будет по определенному предмету, а также его форму (лекция, семинар и т.д.). А государственный образовательный стандарт определяет список дисциплин для конкретного вуза. Есть еще государственная образовательная программа, которая разрабатывает учебные планы согласно ст. 9 Закона РФ "Об образовании" и определяет, что будет в учебном плане заведения.

  • общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
  • общепрофессиональные обязательные дисциплины;
  • специальные дисциплины, устанавливаемые университетом по выбору учащегося;
  • специальные дисциплины, устанавливаемые университетом, а также дополнительные виды подготовки (военное дело и т.п.); факультативные, т.е. необязательные дисциплины.

Так вот ГОСТ отвечает за установку перечня только первого и второго цикла. Дисциплины других циклов будут определены самим юридическим университетом.

Какие предметы изучают на юридическом факультете: список дисциплин

На юрфаке любого вуза будут следующие группы предметов:

  1. Теория государства и права. В рамках предмета дают основные данные об этих понятиях, без чего невозможно полноценное понимание остальных дисциплин. Это фундаментальный курс, который дает учащемуся понять государство с точки зрения права, основные правовые функции, источники, структурные элементы и многое другое.
  2. История государства и права России/зарубежных стран/политических и правовых идей/римское право.
  3. Предметы публично-правового цикла. Самыми основными тут будут административное и конституционное право, с которыми так или иначе связаны все остальные: финансовое, земельное, экологическое. Здесь возможны вариации с дополнительными предметами типа налоговое, строительное право и так далее. Публично-правовые предметы лежат в основе будущей профессиональной деятельности юриста.
  4. Процессуальные предметы по изучению судебной власти/судоустройства, правоохранительных органов, уголовного, гражданского или арбитражного процесса. Есть и более конкретные специализации в рамках этих дисциплин: криминалистика, судебная медицина и психиатрия, судебная бухгалтерия и т.д. Такие предметы дают будущему правоведу узкоспециализированные знания.
  5. Экономико-правовые и частноправовые предметы: предпринимательское, коммерческое, гражданское, трудовое, международное частное право, право социального обеспечения. Эти предметы продолжаются в еще более узких дисциплинах типа вексельного, корпоративного, наследственного и другого права.
  6. Предметы уголовно-правового цикла: криминология, уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовная политика, оперативно-розыскная деятельность и т.д.

Итак, вот какие основные предметы студенты изучают на юрфаке:

  • теория государства и права,
  • административное и конституционное право,
  • гражданское право и гражданский процесс,
  • уголовное право и уголовный процесс,
  • хозяйственное и трудовое право.

Другие предметы будут лишь логическим продолжением и развитием вышеназванных.

Последовательность изучения дисциплин на юридическом факультете

Каждый вуз выбирает для себя собственный темп и последовательность преподавания предметов и дисциплин, изучаемых на юридическом факультете.

Например, Высшая школа экономики предлагает своим студентам следующую программу обучения на ближайшие 4 года:

  1. 1 курс – обучение общим дисциплинам: из базовых предметов – социология, экономика, философия (на английском языке), БЖД, физическая культура; из профессиональных дисциплин – история государства и права России, теория государства и права, конституционное право, история государства и права зарубежных стран, Римское частное право, судебная власть и правоохранительные органы.
  2. 2 курс – административное право, общая часть уголовного и гражданского права, а также особенная часть уголовного, трудовое право, международное публичное право.
  3. 3 курс – особенная часть гражданского права, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное и предпринимательское право.
  4. 4 курс – финансовое и международное частное право.

Кроме того, студенты этого учреждения образования получают особую привилегию – дополнительный профиль (Minor), в рамках которого учащийся может получить знания и компетенции в других направлениях и областях, которые не являются их основными. Этот профиль можно выбрать в конце первого курса, например, студент-философ может пойти на программирование.

Это обучение проходит в определенное время по определенным дням.


В конце обучения, как и во всех вузах другой направленности студентов ждет государственная итоговая аттестация в виде госэкзамена и защиты диплома.

В общем, сами видите: работы предстоит много. Но это ведь и радует, потому что на таких специалистов потом и будет спрос на рынке труда. А если временами от усталости будут опускаться руки, всегда помните, что студенческий сервис рядом и готов оказать посильную помощь.

Как был устроен дореволюционный университет. Часть II История России, Учеба, Длиннопост

Продолжение рассказа про дореволюционный университет, первая часть здесь.

Как был устроен университет

Стандартный университет состоял из четырех факультетов — юридического, историко–филологического, физико–математического и медицинского. Так были устроены Московский, Киевский, Новороссийский (в Одессе), Харьковский, Казанский, Варшавский университеты. В Петербургском университет не было медицинского факультета (считалось, что для города достаточно Военно–медицинской академии), но зато был очень маленький восточный. В Юрьевском (Дерптском) университете был еще и лютеранский богословский факультет. Томский университет состоял из медицинского и юридического факультетов, а Саратовский и вовсе из одного медицинского факультета.

Факультеты были разноразмерными. Для примера, в Московском университе в 1910 году на юридическом факультете было 3890 человек, на медицинском 2200, на физико–математическом 2800, на историко–филологическом 970. Университеты также были разноразмерными, в Московском, самом большом, перед войной было 9.1 тыс. студентов, в Казанском, самом маленьком из полнокомплектных — 1.9 тыс.

На 1913 год во всех университетах училось 34 тыс. человек, при том что во всех других казенных гражданских высших учебных заведениях было 29 тыс. студентов.

На кого учили в университете

Главных направления в университетах всегда было два — медицинское и юридическое. С врачами всё понятно. Юридический же факультет готовил не столько юристов (вакансий чисто правового/судебного характера было раз в пять меньше, чем выпускников), сколько чиновников, для которых юридический диплом считался нормой.

Историко–филологический факультет вернее было бы называть общегуманитарным, а физико–математический — естественнонаучным, так как преподавался на этих факультетах куда более широкий круг предметов, чем следовало из названий, например, на физико–математическом преподавались физиология, зоология, ботаника. Оба этих факультета по существу готовили учителей для средних учебных заведений (количество ученых в России того времени было ничтожным), но и из этих факультетов также легко принимали в чиновники. Несмотря на одинаковые карьерные перспективы выпускников двух научных факультетов, гуманитарные науки были значительно менее популярны.

Восточный факультет готовил чиновников для дипломатической службы в Азии.

Надо понимать, что практически все студенты университета были нацелены на государственную службу или педагогическую деятельность, которая тогда также была разновидностью государственной службы (даже учителя частных средних учебных заведений имели права чиновников). Разумеется, университетское образование не было препятствием к любого рода частной службе, но, ясное дело, дипломы технических и коммерческих вузов у бизнеса котировались выше. На этом фоне продолжавшееся десятилетиями непрерывные волнения и стачки в университетах, да и в целом типичный для студентов антиправительственный настрой, выглядят еще более удивительными.

Как можно было поступить в университет

В университете не было вступительных экзаменов. Выпускники гимназий поступали в университет по заявлению, причем в теории аттестат зрелости (то есть свидетельство об окончании гимназии) уже гарантировал поступление.

Выпускники всех прочих средних учебных заведений (реальных училищ, коммерческих училищ, кадетских корпусов), где не преподавали латынь, должны были предварительно сдать экзамен за весь гимназический курс латыни. Это было очень сложной задачей, и число абитуриентов–негимназистов обычно не превышало 10–15% от общего числа студентов. До начала 1900–х всех их отсылали с малолюдный, неуютный для русских Варшавский университет.

Выпускников духовных семинарий (а они почти поголовно мечтали сбежать из духовного ведомства), знавших латынь, принимали после сдачи экзаменов по гимназическому курсу математики и физики; до середины 1900–х их брали только в Томский университет.

В теории, Министерство народного просвещения, к которому и принадлежали почти все средние учебные заведения, должно было как–то позаботиться о том, чтобы число лиц с аттестатом зрелости, желающих поступать в университеты, и число мест в университетах совпадали. На самом деле непрерывно происходили нестыковки — гимназии росли быстрее, чем университеты, штаты (то есть количество профессоров) которых не изменялись с 1863 по 1917 год.

Вначале министерство попыталось прикрепить выпускников каждого учебного округа к находящемуся в нем университету, но план работал плохо: все, кто мечтал о карьере, стремились в столицу (там был больше шанс завести во время учебы полезные связи), все, кто мечтал об интересной студенческой жизни и о постижении наук, стремились в Москву. Родственные связи, знакомства и рекомендации, как всегда бывает, прорывали бюрократические барьеры.

В какие–то годы абитуриентов, подавших прошение позже всех, могли, за отсутствием вакансий, просить либо поступить в другой, менее популярный университет, либо явиться на следующий год. Понятно, что это только ухудшало положение на будущее. Но, в любом случае, устройство конкурса или вступительных экзаменов было юридически невозможным.

К началу 20 века МНП плюнуло на разноразмерность университетов и перестало с ней бороться. Теперь столичные суперуниверситеты просто принимали всех желающих, компенсируя ничтожное количество профессоров наймом неполноправных приват–доцентов (см. далее), расходы на содержание которых покрывались из платы за учебу. Но развивать здания университетов с той же скоростью, с какой развивалась сеть гимназий, не получалось. Аудитории всё более и более переполнялись, что и привело в конце концов к поощрению учебным начальством практически заочного стиля обучения.

Плата за учебу. Гонорарная система

Студенты платили 25 рублей за полугодие плюс гонорар, который напрямую поступал преподавателю. Гонорар составлял 1 рубль за недельный час в полугодие (в полном расписании лекций было 20–22 часа в неделю для одного года обучения. Перед началом семестра студенты заполняли запись (обязательно было выбрать хотя бы 8 часов в неделю), оплачивали выбранные часы, и названия оплаченных курсов переписывали им в матрикул (сегодня он называется зачеткой). За государственные испытания (финальные экзамены) платили еще 20 рублей.

Большие университеты приблизительно на 50% финасировались казной по штату, эти деньги шли на фиксированные оклады профессоров, на вспомогательный персонал и на содержание зданий, 30% составляла плата за учебу, это были собственные средства университета, распределяемые его правлением по своему усмотрению (реально из них оплачивали приват–доцентов), и 20% гонорара шло преподавателям напрямую.

15% наиболее нуждавшихся студентов университет имел право освобождать от платы за обучение. Еще 10–15% студентов получали разнообразные казенные и частные стипендии, превышавшие по размеру плату за обучение.

Общая сумма расходов на обучение студента в больших университетах была около 130 рублей, совсем немного, заметно меньше, чем в приличной гимназии.

Преподаватели

Преподаватели делились на две касты — штатных и младших. Штатные преподаватели это ординарные профессора (3000 рублей в год) и экстраординарные профессора (2000 рублей в год). Ничем, кроме названия и размера жалованья эти профессора не различались. Через 30 лет учебной службы профессор получал звание заслуженного, пенсию в размере оклада, и мог оставаться преподавать на условии уменьшения жалованья до 1200 рублей. Учебная нагрузка на профессоров была маленькая, нормой считалось 6 лекционных часов в неделю.

Младшие преподаватели это приват–доценты, парии академического мира. Приват–доценты рассматривались как стажеры–добровольцы, не считались на государственной службе, не выслуживали чина, не имели фиксированного жалованья, но получали гонорар на общих условиях. Чаще всего, университеты доплачивали им из собственных средств 600–800–1000 рублей. Деньги эти были маленькие, и приват–доценты всегда прирабатывали еще в 2–3 учебных заведениях. В больших университетах приват–доцентов было в 5–8 раз больше, чем профессоров, то есть шанс дослужиться до профессора был далеко не у каждого.

Гонорар распределялся формально справедливо, но исключительно неравномерно. Профессор юридического факультета, читавший 10 лекций в неделю 800 студентам юридического факультета, получал 16 тысяч рублей в год. Приват–доцент на историко–филологическом, читавший 2 часа в неделю необязательный спецкурс перед 20 заинтересовавшимися — 80 рублей в год. Можно догадаться, как эти два персонажа относились друг к другу.

Основная проблема университета состояла в объективной нехватке денег, приводившей к небольшому объему реально совершаемого преподавательского труда. В принципе, на одного преподавателя приходилось около 30 студентов, это еще кое как терпимо. Но эти преподаватели читали в среднем 3–4 часа в неделю, а у студентов в расписании было 20–24 — а это уже значило, что на одну читаемую лекцию / проводимый семинар в среднем приходилось 160–200 записавшихся студентов. Разумеется, о любого рода индивидуальной работе преподавателя со студентом при таком соотношении приходилось забывать, учебная система сама собой скатывалась в полузаочную, а для самых ленивых — и просто в заочную.


Лига историков

8.3K постов 36.3K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

Для читателей

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Общая сумма расходов на обучение студента в больших университетах была около 130 рублей, совсем немного, заметно меньше, чем в приличной гимназии.

Ну да, всего-то денежное довольствие штабс-капитана за полтора месяца. Мелочь какая.

А была ли вообще какая-то связь между программой обучения и реальной жизнью? Как вообще профессора определяли какие знания студентам пригодятся на гос. службе?

Я не историк, но интуиция мне подсказывает что почти никакой.

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

У нас сейчас так же

Иллюстрация к комментарию


Как был устроен дореволюционный университет. Часть I

Как был устроен дореволюционный университет. Часть I История России, Учеба, Длиннопост

В первой части поста мы расскажем самое удивительное — как был организован учебный процесс. Во второй, более скучной — как был устроен сам университет, из чего он состоял, как работали преподаватели.

Как была устроена учеба в университете

Тому, кто привык к советской/российской вузовской учебной системе, тяжело поверить, что в царском университете не было ни учебных групп, ни разделения на курсы. Точнее, полугодия и курсы были, но только в таблице учебного плана. Но никто не требовал от студентов на первом году обучения слушать дисциплины исключительно первого курса, на втором — второго и т.п. На лекции можно было перед началом полугодия записываться в любом составе и порядке, только бы студент записался не менее чем на 8 лекционных часов в неделю (при том что полный курс по учебному плану предусматривал 20–25 часов в неделю). Кстати, академические часы были 50–минутными, и только немногие важные курсы шли привычными сегодня парами.

Учебные курсы делились на обязательные и рекомендуемые, посещение последних было полностью добровольным и не влияло на получение диплома. Разрешалось и записываться на курсы других факультетов. В теории, несколько преподавателей могли читать один и тот же курс параллельно, а студенты могли выбирать; в действительности такое случалось редко.

Учебных групп же не существовало вовсе, все студенты, записавшиеся на один курс, составляли единый пул. На обязательные курсы юридического факультета в Петербурге в начале 20 века записывалось по 800–900 человек, которые, явись они в один день, просто не вместились в аудиторию. Понятно, что семинары в таких условиях были редкостью, и происходили они больше на малолюдном историко–филологическом факультете, или на физико–математическом факультете, где студенты разделялись на 7 научных направлений. Более же всего на современные семинары были похожи необязательные спецкурсы, собиравшие немногих любителей. В целом же дикое многолюдье исключало прямой контакт студентов с профессорами. Основной учебный курс большинством студентов изучался почти что в заочном режиме; большой популярностью пользовались литографированные конспекты. Администрация университетов не только не пыталась контролировать посещаемость, но, скорее, надеялась на то, что значительная часть студентов не доберется до лекций.

Как же тогда осуществлялся контроль над усвоением материала? Вначале единственным методом контроля был зачет полугодий. Зачет полугодия производился тогда, когда студент посещал все лекционные курсы и семинары, включенные в учебный план на данное полугодие, и выполнял все работы, входившие в состав этих курсов. Заметим, что это отнюдь не надо был делать в течение одного полугодия. Отдельные зачтенные курсы можно было собирать в течении нескольких лет, пока они соберутся в комплект, обеспечивающий зачет полугодия. Преподаватели имели право устраивать поверочные испытания, которые мы сегодня называем зачетами (то есть оцениваемые по схеме "зачет–незачет"). Там, где на курсах было мало студентов, зачеты были похожи на современные, но на многолюдных курсах зачеты то ли делались несерьезными, то ли их ставили подряд всем, кого профессор запомнил на лекциях, а то и просто всем подряд — это было полностью оставлено на усмотрение преподавателя.

Учеба в университете длилась 4 года (у врачей 5 лет), но студенты имели полное право растягивать ее до 7.5 лет, при этом можно было как учиться непрерывно, но в медленном темпе (за каждый семестр студент платил отдельно), так и вовсе пропускать (не внося платы) до трех семестров сразу и до 5 семестров за всё время обучения. Для того, чтобы пропустить три семестра, не требовалось даже писать заявление, в этот срок не плативших и не учившихся университет не имел права исключать. Университетское начальство всегда было добрее, чем требовал устав, и так называемых "вечных" студентов на самом деле не исключали и по прошествии положенных 7.5 лет; в начале 20 века около четверти студентов училось восьмой год и более.

Те, у кого набиралось восемь зачтенных полугодий, имели право получить выпускное свидетельство (не дававшее прав высшего образования) и записаться на ближайшие экзамены, принимавшиеся государственной комиссией (некоторый аналог нынешних госэкзаменов). У юристов, например, таких экзаменов было восемь, они охватывали дисциплины, читаемые на разных годах обучения, и при этом каждый из экзаменов перекрывал несколько прослушанных курсов.

На экзаменах были три оценки: неудовлетворительно, удовлетворительно, весьма удовлетворительно. Получившим как минимум половину "весьма" и сдавшим необязательную письменную работу (аналог нынешней дипломной работы) выдавали диплом I степени, а всем остальным диплом II степени; большого толку в дальнейшей жизни от получения именно диплома I степени не было.

Не будем говорить о том, что никто не заставлял выпускников сдавать такую массу экзаменов за одну сессию. Напротив, экзамены можно было сдавать когда угодно, в любом другом университете, по одному и хоть несколько лет подряд.

В середине 1890–х годов было решено, что студенты как–то слишком разболтались, и министерство придумало полукурсовые испытания. Избави бог подумать, что полкурса это полгода, имелась в виду половина учебного курса, то есть два года. Теперь, чтобы зачесть четвертое и восьмое полугодие, надо было сдать еще и небольшой (3–5) набор экзаменов. Разумеется, не было речи о том, чтобы заставить несчастных студентов сдавать такую массу экзаменов сразу же по прослушании дисциплины, или же по окончании полукурса. Профессора чаще всего растягивали прием экзаменов на весь год, принимая их раз в месяц, или раз в две недели. Кстати, если мы вспомним, что на курсах было по 800 студентов, сдача экзамена становилась сложной задачей, преподаватели по–любому были просто вынуждены делить ее на 8–10 дней, а студенты проводили специальные жеребьевки, чтобы распределить себя по дням.

Полукурсовые экзамены нужно было сдавать не реже, чем раз в восемь полугодий. То есть, если ты не прошел программу двух курсов за четыре года, тебя выгоняли. У несдавшего экзамен было право на две переэкзаменовки. Напомним, что с переэкзаменовкой надо было уложиться не к концу отдельной сессии, а в четырехлетний период. Но и у тех, кто не справился с этой сложной задачей, был свой шанс — можно было уговорить начальство разрешить остаться на повторительный курс, то есть тебе давали пятый год для освоения двухлетней половины учебного курса. Удивительно, но и при такой мягкости университеты не оканчивало чуть более трети поступивших.

Учились шесть дней в неделю, с 20 августа по 20 декабря и с 15 января по 30 мая. На самом деле, с учетом экзаменационного времени и разнообразных праздников, лекции реально читались от 20 до 22 полных недель в году.


История государства и права - одна из основных дисциплин, преподаваемых на первых курсах юридических и исторических факультетов. Многим эта наука кажется скучной, а самое главное не всем понятно, зачем же она нужна практикующему юристу.

Предмет дисциплины

Предметом ИГП являются особенности правовых и государственных систем различных эпох, рассматриваемых в хронологическом порядке в конкретных политических и исторических условиях.

Данная дисциплина изучает правовые системы в исторической ретроспективе, а также государственное устройство различных эпох.

Традиционно наука и предмет разделяется на историю отечественного государства и права, и историю государства и права зарубежных стран.

Если говорить о предмете ИГП как науки, то большинство ученых включает сюда также философские трактаты и труды ученых, которые являются современниками нормативных актов прошлого.

древние законы

Зачем нужна эта наука

Как и любая история, ИГП нужна для того, чтобы в будущем не допустить ошибок прошлого. Однако специфика предмета и его юридическая направленность добавляет немного другой смысл в изучение предмета.

В современной юриспруденции не существует ни одного закона, который не был бы частично или полностью заимствован из нормативных актов прошлых лет.

Изучение законов и государственного устройства Древнего мира, Средневековья и Нового времени, позволит будущему юристу лучше понимать, запоминать и анализировать современные правовые нормы.

История государства и права России будет полезна, как будущим чиновникам, так и законодателям. Четкое понимание развития правовых семей прошлого, позволяет выбирать лучшие их моменты и избегать слабых и ортодоксальных норм.

Самое главное, что изучение ИГП позволяет прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Зная подробную историю отдельных общественных институтов, можно прогнозировать тенденции развития их современных потомков.

римское право

Что такое история зарубежного государства и права

Данная учебная дисциплина сфокусирована на изучении правовых и государственных институтов в зарубежных странах прошлого. ИГПЗС является своеобразной основой большинства отраслей права в России. Без знания Римского права, практически невозможно освоить Гражданский Кодекс РФ. Без понимания принципа талиона, не понять гуманистического направления уголовного права, как и того, почему в современном мире нельзя отрезать запястья преступникам.

история права

Значимость истории государства и права зарубежных стран трудно переоценить. Анализируя кладезь правового прошлого, можно создать более совершенное законодательство, позволяющее не менять его столетиями. Примером тому может послужить Конституция США, которая вобрала в себя все позитивные принципы прошлого, уместилась в нескольких статьях и практически не требует изменений.

Периодизация истории государства и права иностранных государств

Современная наука разделяет ИГПЗС на следующие периоды:

  • Государство и право Древнего мира (IV-V век до н. э.), а также история правовой системы Древнего Востока: Египет, Вавилон, Китай, Индия. Данный период является одним из самых важных в изучении данной науки. Вавилон славится одним из первых кодифицированных правовых актов, Индия - самой долгоживущей системой кастового общества, Египет - совершенным государственным устройством и одной из самых древних монархий.
  • История государства и права античности, включающая в себя Грецию и Рим. Этот раздел самый важный для будущего цивилиста. Легендарное Римское право, которое стало прообразом для современного законодательства всей Европы и России. Ученые до сих пор не понимают, как такая совершенная кодификация могла быть проведена без компьютеров.
  • История государства и права Средневековья, включающая в себя государство франков, а также зарождение первых европейских и восточных королевств. Появление первых монархий и феодального строя сдвинуло с места развитие государственной мысли. Изучение государственного устройства Средневековья может научить будущего юриста качественному анализу конституционных норм современности.
  • История государства и права Нового времени. Данный раздел сам по себе представляет великую ценность для современной юридической науки. Чего стоят одни только кодексы Наполеона, которые в некоторых странах действуют в неизменной редакции уже две сотни лет. Или вышеупомянутая Конституция США, которая признана шедевром правовой мысли большинством учеными мира.

Кодекс Наполеона

Важно и интересно

Если человек отправляется на юридический или исторический факультет, то резюмируется его интерес к истории. И, пожалуй, самым интересным видом истории является именно история права.

Правовые акты прошлого - это воплощение неокрепшего представления людей о справедливости, его постепенное развитие и эволюция. Для будущего юриста не может быть ничего интереснее, чем наблюдать за развитием государства и права, как за ребенком, которые растет и постепенно становится взрослым и совершенным человеком.

Это наука, которая изучая прошлое, спасает будущее. Наука, позволяющая освещать себе путь в темных лабиринтах юридической практики. Чем больше внимания уделит истории государства и права будущий правоприменитель или законодатель, тем более совершенными будут его действия.

Читайте также: