4 верно ли утверждение что административное право кодифицировано лишь частично

Обновлено: 02.07.2024


ПИ № ФС 77-69346

ISSN 2541-9250


Автор: Томбулова Елизавета Николаевна , студентка 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблема кодификации административного права

Статья просмотрена: 1447 раз
Дата публикации: 28.12.2018

ПРОБЛЕМА КОДИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Томбулова Елизавета Николаевна

студентка II курса Института Права

Научный руководитель: Кононенко Данил Валерьевич

кандидат наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права

Волгоградский Государственный Университет, г. Волгоград

Аннотация. Данная статья закрепляет такую важную проблему в законодательстве нашего времени, как кодификацию административного права. Эта проблема очень актуальна сейчас , поскольку сложности связанные с данной проблемой затрагивают многие слои общества.

Ключевые слова: кодификация , административное правонарушение, правовое регулирование, процессуальный кодекс , систематизация , административное судопроизводство , деликт .

Проблема кодификации административного права

Административное право является одной из ведущих отраслей российского современного права, поэтому его систематизация и кодификация является важнейшей и наиболее актуальной задачей правотворческой деятельности государства. [1] Данная отрасль представляет собой совокупность правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Из-за обширности отношений, которые регулирует данная отрасль, возникает проблема кодификации административного законодательства. Данный вопрос поднимают многие авторы, такие как Л.Л. Попов, и другие [2]

В предмете административного права Российской Федерации обычно выделяют порядка трёх основных групп общественных отношений: Во-первых, это отношения, возникающие в процессе выполнения регулятивной функции государственной администрации; Во-вторых, отношения, возникающие в процессе выполнения охранительной функции государственной администрации и в третьих - отношения, возникающие в процессе осуществлении административного судопроизводства [3] .

Вопрос, касающийся российского законодательства об административных правоотношениях, без сомнения, является одним из самых проблемных на данный момент. Обращаясь к истории административного законодательства в России стоит обратить внимания на то, что оно развивалось гораздо медленнее, чем другие отрасли законодательства. Даже в современных реалиях можно заметить, что многие нормы административного права противоречивы и недоработаны, а многие исследователи считают, что на данном этапе развития необходима кодификация административного законодательства.

Что же такое кодификация и для чего она нужна? Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и переработку действующего законодательства путём подготовки и принятия нового кодификационного акта. Она применяется в процессе правотворческой деятельности и является при этом более сложной формой систематизации законодательства, которая оформляет кардинальные и наиболее глубокие изменения в системе нормативно-правового регулирования общественных отношений.В Российской Федерации кодификация нашла широкое применение на практике. Такой вывод можно сделать исходя из того, что все основные отрасли права в Российской Федерации имеют свои кодексы, составляющие основу правового регулирования данной отрасли права.

Обобщая вышесказанное, можно дать общее определение кодификации административного законодательства. Такая кодификация представляет собой форму систематизации норм административного права, содержащихся в нормативных правовых актах. Цель кодификации административного права – создание на основе общепризнанных принципов норм, устраняющих пробелы в правовом регулировании управленческих отношений путем отбора, редакции, отмены устаревших и противоречащих друг другу норм. Следует подчеркнуть, что кодификация административного права направлена на развитие общественных отношений в управленческой сфере в соответствии с социальными, экономическими и политическими изменениями, путем создания новых сводных, кодификационных актов административного права.

И если на данный момент практически невозможно кодифицировать всю отрасль административного права, то представляется целесообразным провести процедуру кодификации хотя бы некоторых крупных институтов (как это сделано в административно-деликтной сфере). Объективно присутствует необходимость создания единого кодексапо управленческому процессу или Административно -процессуальныйкодексРФ , атакже существует необходимостьусовершенствовать Кодекс об административных правонарушениях. Это необходимо для того, чтобыизбежать противоречивости норм, а необходимым законом будет являться Административно-процессуальный кодекс. Я считаю,что из-за отсутствия данногокодекса, существуют достаточно серьезные проблемы в управленческих отношениях, такие как низкая эффективность государственного управления,бюрократизм, коррупция в государственном аппарате и многие другие. В качестве примера можно обратиться к кодексу ФРГ ( Verwaltungsverfahrensgesetz, сокр. VwVfG ) , в котором процессуальная, процедурная часть составляет несколькосотен страниц, следует обратить внимание, что уровень коррупции в этой стране гораздо ниже, ведькодекс детально регламентирует все процессуальные и процедурные элементы .

Следует обратить особое внимание на то, что основы административного процесса заложены в КоАП, где лишь 8 из 32 глав посвящены процессуальным вопросам. По моему мнению этого категорически недостаточно и на это есть множество весомых причин. Во-первых, именно в рамках процессуального производства обеспечивается защита прав и свобод граждан и организаций. Во-вторых, к каждому делу необходим независимый, индивидуальный и своевременный подход при прочих равных возможностях. В-третьих, необходимо регламентировать каждую детальдля избегания нарушений прав граждан и организаций, атакже предотвращения коррупции со стороны государственного аппарата. В-четвертых, новый кодекс необходим для удобства, ведь в этом случае все административно-процессуальные аспекты будут собраны в едином кодифицированном акте .

Следует также упомянуть о существовании проблемы недостаточной развитости процедуры досудебного разбирательства дел по административным правонарушениям. По моему мнению данная проблема так же решается с помощью принятия Административно-процессуального кодекса.Ведь опять же, обращаясь к мировой практике, можно заметить, что, например, во Франции лишь два процента, а в Германии пять процентов дел доходят до суда. В этих странах активно развивается досудебное производство.А в нашей стране огромная роль лежит на суде, в частности на мировых судьях, в обязанности которых должны входить лишь регулирование вопросов относящиеся к праву.

В силу вышеизложенного, для решения упомянутых проблем предлагается два способа устранения недостатков регулирования этих институтов. Первый, радикальный, заключается в созданииединого закона, в котором будет объединеноадминистративно-процедурное производство и административно-деликтное производство (Кодекс Административного Судопроизводства РоссийскойФедерации затрагивает лишь специфические категории административных дел). Второй, компромиссный, состоит только лишь в создании административно-процедурного или административно-процессуального кодекса, который бы регулировал типичные административные процедуры как в среде органов власти, так и при взаимодействии их с обществом, с невластвующими субъектами.


[1] Администрати́вное пра́во — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

[2] Нематов А.Р. Правотворческая составляющая кодификации законодательства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки . 2005.

Попов Л.Л. Нужен ли нам административно-процессуальный кодекс российской федерации? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина , 2015.

[4] Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства: автореф. дис. д.ю.н. – Каз.: Изд-во КГУ. – 2002. – С. 38.

[5] Костенников М.В. Теоретические проблемы кодификации административного права России: Монография. – М.: Щит-М. – 2000. – С. 25

[7] Систематизация – это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие и источники административного права"

Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и так далее.


Административное право занимает своё особое место в правовой системе и взаимодействует с целым рядом отраслей права, таких как конституционное, гражданское, уголовное, трудовое и другими отраслями права.

Нормы административного права регулируют порядок организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка.

С помощью административного права осуществляется защита личности, прав и свобод человека и гражданина. Оно охраняет здоровье граждан, защищает общественный порядок и безопасность, окружающую среду, собственность.
То есть мы можем с вами говорить о том, что административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления, так называемые административные правоотношения.

Также мы можем говорить о том, что административное право – это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.


В предмет регулирования административного права входят: с одной стороны, отношения между гражданами и государством; с другой — отношения, связанные с реализацией государственной власти. Попросту предметом административного права является управленческие отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Но на самом деле все не так просто.

К предмету административного права также необходимо относить правила жизни в обществе. На самом деле с того момента, когда вы выходите из дома и до вашего возвращения, вы находитесь в поле административного права. Ведь правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, правила выгула собак — все эти отношения завязаны на административном праве.

Но и это ещё не всё. В предмет административного права также входят отношения по реализации других отраслей. К примеру: вы хотите реализовать ваши субъективные права. К примеру, хотите купить квартиру. Покупка недвижимости подлежит регистрации в Росреестре. Так вот, процедуру регистрации недвижимости тоже регулирует административное право. Или подаёте ли вы иск в суд, заявление в полицию, обращаетесь в любые государственные органы власти? Все эти процедуры входят в предмет административного права.

Существуют следующие признаки административного права:

· является одной из основополагающих отраслей публичного права;

· представляет собой совокупность юридических норм;

· имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

· имеет свой метод правового регулирования;

· обладает внутренней согласованностью, состоит из определённых элементов;

· имеет внешнее выражение, то есть закрепляется в определённых формах-источниках.

Административное право выполняет следующие функции:

· устанавливает порядок образования, реорганизации и ликвидации органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру;

· определяет взаимоотношения органов управления с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;

· определяет правовое положение общественных объединений и отдельных граждан;

· правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила торговли, противопожарные, санитарные и т. д.);

· устанавливает формы и методы государственного управления и порядок его осуществления;

· определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;

· устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;

· закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защите интересов граждан.

Задачами административного права являются:

· охрана прав и свобод человека и гражданина,

· охрана здоровья граждан, охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

· охрана окружающей среды,

· охрана порядка осуществления государственной власти, охрана общественного порядка и общественной безопасности, охрана собственности,

· защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства,

· предупреждение административных правонарушений.

Административные правоотношения возникают в следующих случаях:

· в связи с реализацией гражданами их законных прав или в связи с исполнением гражданских обязанностей. Например, прав на получения образования или обязанности платить установленные налоги и сборы;

· в связи с нарушением должностными лицами или органами исполнительной власти прав и законных интересов граждан. Например, права проводить митинги, пикеты или демонстрации;

· в связи с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей. Это также называется ответственностью за административные правонарушения.

Одна из особенностей административно-правовых отношений в том, что в них непременно участвует какой-либо исполнительный орган государственной власти (правительство, министерство и другие) или должностное лицо. Другая особенность – это исключение юридического равенства сторон. Иными словами, нормы административного права на одного из участников возлагают юридические обязанности (например, на водителя автотранспорта – соблюдать положенную скорость), а другому предоставляют права (инспектору ГИБДД – наблюдать за движением транспорта).

Субъектами административных правоотношений, являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например, федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения.


Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств.

Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным.
Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика.

Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: граждане не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов.


Например, любой гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Источники административного права — это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, то есть имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Можно выделить три уровня источников административного права:

· Федеральный уровень. Источники этого уровня принимаются федеральными государственными органами и действуют на территории всей нашей страны.

· Региональный уровень. Данные источники принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действуют на территории этого субъекта.

· Муниципальных (или местный) уровень. Источники данного уровня принимаются и действуют на территории ограниченной, например муниципального образования.

К числу федеральных правовых источников административного права относятся:

· Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

· Конституция Российской Федерации.

· Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

· Законы Российской Федерации о поправке к Конституции.

· Федеральные конституционные законы.

· Федеральные законы и кодексы.

· Нормативные указы Президента.

· Нормативные правовые акты палат Федерального Собрания.

· Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения).

· Нормативные правовые акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, указания Центрального банка, приказы Генеральной прокуратуры и так далее).

На региональном уровне источниками административного права являются:

· Конституции (уставы) субъектов федерации.

· Постановления конституционных (уставных) судов субъектов федерации.

· Законы субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты высших должностных лиц (глав) субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федераций.

· Нормативные правовые акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации отраслевой и функциональной компетенции.

На муниципальном (местном) уровне к источникам административного права можно отнести:

· Уставы муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты глав муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты местных администраций.

· Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления отраслевой и функциональной компетенции.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Между какими субъектами управления регулируются отношения нормами административного права?

Читайте также: