4 теория различения и соотношения права и закона как метод познания правовой реальности

Обновлено: 04.05.2024

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

Философия Права Вопросы.docx

Философия Права Ответы.docx

1. Предмет философии права

Правова́я филосо́фия (или филосо́фия пра́ва) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. Философия права, исследует смысл права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Более точно, выразим так: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве

Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.

2.Структура и функции философии права

Структура философии права

К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

Функции философии права

Как и любой другой философской дисциплине, философии права присущ ряд функций.

1.Важнейшая из них — онтологическая. Суть ее проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, ее способы и формы существования.

2.Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия. Она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности, значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

3.Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

4.Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

5.Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

3.Философия права в системе общественных наук

Степень развитости философии права и ее место в системе наук зависят от общего состояния философии и юриспруденции в обществе. Имеют также значение степень развитости и места в обществе политики, идеологии, религии, научного знания, междисциплинарных связей.

Значение типологии обусловлено тем, что именно определенный тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) соответствующего философского познания права и государства, собственно теоретико-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции философии права.

Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию различных видов трактовки права и их разбивку на однотипные (однородные) группы, можно проводить по разным основаниям (критериям). С точки зрения сформулированного нами определения предмета философии права существенное значение имеет выделение следующих трех типов правопонимания: легистского, естественноправового и либертарно-юридического.

1.Легистский тип правопонимания

Для легистского типа правопонимания характерно отождествление права (как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установления власти). Право, согласно легизму, - это произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма).

Для легизма и в целом "юридического позитивизма" весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей. В этом смысле легизм представляет собой нормативное выражение авторитаризма. Пафос и устремления легизма - подчинение всех властно-приказным правилам и установлениям. Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не свободное существо.

2.Естественноправовой тип правопонимания

Определяющее значение для различных концепций естественноправового (юснатуралистского) типа правопонимания имеет различение естественного права и позитивного права.

Такое различение в разных концепциях прошлого и современности выражается и в иных формулировках и терминах. Например, естественное право нередко обозначается как право по природе, как неизменное право, как подлинное право, как разумное право, как философское право, как идея права, как право в собственном смысле, как правильное право и т.д. Соответственно и позитивное право обозначается по-разному: как искусственное (неестественное) право, как человеческое право, как волеустановленное (волевое) право, как изменчивое право, как условное право, как неподлинное право и т.д.

Для сторонников юснатуралистского подхода естественное право (в его религиозной версии или светской трактовке с позиций философии права, юриспруденции, этики, социальной философии и т.д.) как единственно подлинное, разумное, нравственное и справедливое право дано самой природой и коренится в объективной природе - в природе бога или человека, в физической, духовной или социальной природе, в "природе вещей" и т.д.

Естественноправовому подходу присущи как достоинства теоретического и практического порядка (поиски объективной сущности права, провозглашение естественной свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека, идей правового государства и т.д.), так и недостатки (смешение права с неправовыми явлениями - моралью, нравственностью, религией и т.д., формально-правового - с фактически-содержательным, отсутствие четкого формализованного критерия отличия права от всего неправового, невнимание к позитивному праву и отсутствие необходимой взаимосвязи между естественным и позитивным правом и т.д.).

3.Либертарно-юридический тип правопонимания

В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства.

Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только понимание права (как сущности права, так и правового явления в форме правового закона), но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти.

Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения счета, веса и т.д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).

Для юриспруденции как науки о праве и государстве исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной тип понимания (и понятия) права. Именно тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) юридического познания права и государства, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции юриспруденции.

В силу сущностного, понятийно-правового единства права и государства рассматриваемые здесь и далее типы правопонимания — это одновременно и типы понимания и трактовки государства. Поэтому все, что в общей теории права и государства и в целом в юриспруденции, включая отраслевые дисциплины, говорится о праве, по своей сути относится и к государству, и все, что говорится о государстве, относится и к праву. Так что везде, где мы для краткости говорим о правопонимании и т.д., подразумевается и соответствующее понимание государства, его толкование и т.д.

Определяющая роль типа правопонимания обусловлена научно- познавательным статусом и значением понятия права (и соответствующего понятия государства), в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной юридической теории. Как в семени дано определенное будущее растение, так и в понятии права в научно-абстрактном (сжатом и концентрированном) виде содержится определенная юридическая теория, теоретико-правовой смысл и содержание определенной концепции (и типа) юриспруденции. Если, таким образом, понятие права — это сжатая юридическая теория, то юридическая теория — это развернутое понятие права. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве и государстве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права и соответствующего правового понятия государства в виде определенной теории.

История и теория правовой мысли и юриспруденции пронизаны борьбой двух противоположных типов правопонимания (и соответствующего понимания государства). Эти два типа понимания права и трактовки понятия права условно можно обозначить как юридический (от ius — право) и легистский (от lex — закон) типы правопонимания и понятия права.

Упрощенно говоря, различие этих двух типов правопонимания состоит в следующем. Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. к закону (в собирательном смысле) — к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой.

Для юридического типа правопонимания, напротив, характерна та или иная версия (вариант) различения права и закона (позитивного права). При этом под правом (в той или иной форме) имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, те. определенное, отличное от других, социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой и спецификой, своей сущностью, отличительным принципом и т.д.

5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Правопонимание — определённое представление о существе права.

Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

Естественно – правовая теория правопонимания не менее популярна, чем позитивистская. Эта теория зародилась еще в XVII веке, и опирается она на двухтысячелетнюю истории философии права, о ней упоминали такие ученые как: Аристотель, Сократ, в изречениях Конфуция так же можно найти взаимосвязь с естественно-правовой теорией. В России концепции естественного права, начиная с работ А.Н. Радищева, имели выраженную либеральную и социальную направленность, которая особенно ярко проявилась в трудах таких представителей школы возрожденного естественного права конца ХIХ - начала ХХ в., как П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.

Основной целью правового подхода (в познавательном и ценностном плане) является именно правовой закон и правовое государство, достижение которых требует уяснения и учета их объективных сущностных и ценностных свойств, их специфики в соотношении с другими видами социальных норм и социальной власти.

С позиций естественно-правового типа правопонимания "различение и соотношение естественного права и позитивного права - это не соотношение (с поисками путей и условий их совпадения и критикой случаев несовпадения) правовой сущности (в виде естественного права) и правового явления (в виде позитивного права), а противопоставление (зачастую - антагонизм) естественного права (как единственного подлинного права - и подлинной правовой сущности, и вместе с тем подлинного правового явления) и позитивного права (как неподлинного права - неподлинного и как сущность, и как явление). Отсюда и присущий естественно-правовым концепциям правовой дуализм - представление о двух одновременно действующих системах права (права естественного и права официального)"[9]. Философское же правопонимание строится на основе различения сущности права (т.е. конституирующего признака права, выражающего его специфику) и явления (внешнего проявления данной сущности в социальной реальности). Согласно такому подходу сущность права является критерием оценки и правового качества закона, и правовой природы естественных прав. Закон, не соответствующий правовой сущности, носит неправовой, произвольный характер. Аналогичным образом норма естественного права, не отвечающая сущностному критерию, выходит за пределы права, распространяя свое регулятивное воздействие на сферу отношений нравственного, религиозного и иного, неправового по своей природе, порядка.

Таким образом, можно сделать вывод, что естественно-правовой подход, опирается на тот факт, что люди рождаются равными в своих правах, и отрицает любого рода дискриминации и привилегии. Этот подход отлично защищает права человека. Не смотря на то, что его теоретическая нечеткость и отсутствие указания на то, что принцип формального равенства является сущностным признаком права, затрудняет реализацию его правового потенциала. Естественно-правовой подход, не имеющий теоретически ясной и практически реализуемой правовой позиции по вопросу о том, в чем же состоит существо или содержание права, на которое не может посягать законодатель, оставляет решение этого ключевого вопроса на усмотрение судебной практики, а она, не получая от естественно-правовой доктрины четких теоретических ориентиров, легко может выйти в своих решениях за рамки правового поля. И если в одних случаях подмена правового критерия требованием сохранения и развития демократии обеспечивает защиту нарушенного права, то в других случаях дает возможность манипулировать понятием демократии в ущерб праву.

Несмотря на единство ученых в отношении признания существующим естественного права, на протяжении веков ученые не могут прийти к единому мнению относительно его понимания.

Прежде всего, необходимо разграничивать объективное и субъективное естественное право.

В современной науки просматривается тенденция отождествления естественного права субъективным естественным правом. Так в Конституция нашего государства закреплены перечни основных прав и свобод человека, которые имеют естественно – правовой, неотчуждаемый и абсолютный характер. Таким образом, субъективно естественное право можно представить как меру свободы субъекта права, меру его возможного поведения, обусловленную объективным естественным правом. Основные субъективные естественные права закрепляются позитивным правом большинства государств мира. При этом естественные права не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи человеку как таковому.[10]

С другой стороны, важность учета требований естественного права в юридической деятельности, безусловно, предопределяет необходимость выделения и объективного естественного права, как оценочного регулятора общественных отношений.

Объективное естественное право можно представить как систему наиболее разумных и социально оправданных правил поведений общего характера, существующих независимо от воли и усмотрения государственного аппарата и общества.

1. В необходимости оценки законодательства сквозь призму принципов естественного права.

2. В необходимости коррекции правового сознания отдельных членов нашего общества по средством правового информирования и не в последнюю очередь через уяснение ими основных принципов естественного права.

3. В использовании при применении на практике аналогии права (в тех случаях, где это допускается). Здесь знание принципов естественного права поможет правоприменителю правильно сориентироваться в ситуации и не допустить разного рода юридических ошибок.

4. В изучении правового наследия русских юристов.[11]

При этом необходимо отметить, что ценности естественного права не исчезают, поглощаясь позитивным правом. Просто они переходят в категорию узаконенных, лишь частично оставаясь в сфере чисто моральных ценностей.

В настоящее время, в условиях попытки построения основ правового государства большое значение имеет исследование вопроса о влиянии естественного права на юридическую деятельность государства в целом и на правотворчество в частности. Особо хотелось вы обратить внимание на выяснение роли естественного права в правотворческой деятельности государства.

Правотворческая деятельность служит механизмом сглаживания противоречий между естественным и позитивным правом.

Основное значение естественное право приобретает на стадии подготовки проекта нормативно-правового акта и на этапе его принятия.

При подготовке проекта необходим не только анализ существующего нормативного регулирования данных отношений правовыми и иными социальными нормами, но и рассмотрение вопроса о соответствии проекта принципам естественного права.

На стадии предварительного обсуждения проекта дается дополнительный анализ проекта исходя из тех же критериев. Однако эта стадия предполагает более качественный и, что немаловажно, более ответственны подход к оценке на соответствие принципам естественного права. Должна быть предусмотрена ответственность представителей специально созданной комиссии или специально назначенного эксперта за искажение реального соответствия проекта нормативного акта принципом естественного.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что естественное право, существующее в виде прогрессивной, гуманистической идеи, способствует развитию современного законодательства. Однако нельзя даже самую прогрессивную идею воспринимать как существующую реальность. [14] Р.З. Лившиц полагает, что естественное право не обязательно воплощается в нормы, оно выступает как совокупность гуманистических правовых идей. В отличие от позитивного права естественное право - право должное. Оно может воплотиться, но может и не воплотиться в нормы позитивного права. Если такое воплощение достигнуто, это идеальный вариант для общества, когда должное и сущее совпадают. Правовые идеи гуманистической природы претворяются в нормы позитивного права и реализуются в общественных отношениях. Во всех ипостасях права – идеях, нормах общественных отношениях – достигается слияние естественного и позитивного права.[15]

субъективного фактора (от воли и мнения законодателя, усмотрений или произвола официальной власти и т.д.).

правового явления (права как явления) в том или ином виде присуще всем концепциям философии права. В общей

форме это различение мы формулируем как различение права (права как особой сущности) и закона (права как

особого явления, как офици ально-властного установления) и их соотношение (совпадение или несовпадение).

Более конкретный смысл такого различения и соотношения права и закона з ависит от того конкретного понятия

права (понимания правовой сущности и правового явления, характера их связей и т .д.), которое лежит в основе

определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин "ius positivum" -

юснатурализма (от ius naturale 9- естественное право) естественное право - это единственное подлинное п раво,

право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право

(т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не т олько естественное право, но и вообще

объективную сущность права, н езависимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов - это

закон (позитивное право), который именно в си лу его официально-властного, принудительно-обязательного

Максимум, что д опускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия

отношении к фи лософии права. Односторонний характер антагонистических подходов, к аждый из которых по-

учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения ("резоны") предшествующих, т еоретически

менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для и х надлежащего понимания и изложения,

тогда как в ограниченных рамках менее развитой к онцепции такой гносеологической возможности и такого

смыслового пространства для адекватного понимания и изложения более развитой концепции нет. Такая логика

определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и явления), которая представляет собой

раскрываемое в ней понятие права. В сжатом и концентрированном виде смысл такого понятия права выражается

характеристики един ой т еории, одн ого и того же теоретического образования, одной и той же системы знаний,

познавательном воз действии), а предмет - это системно-организованное выражение познавательного смысла и

исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету, 9- это тоже теоретическая форма, сама т еория в

ее самопознании, развитии, углублении и обновлении, а не некий внетеоретический (внефилософский) инструмент

или феномен, который магическим образом превращает незнание в знание, обыденное представление и мнение - в

познавательные итоги действия метода в виде определенной системы полученных знаний об объекте, а метод в

прогностический и т.д.) статус, смысл и значение этого знания, его соотношение (п реемственность, новизна и т.д.)

взаимосвязей в структуре данной теории, методологическое значение самой этой философско-правовой теории в

методологически осмыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объяснения объекта) - предметно

выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и

выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно (как составной момент последующей философско-

(методологические компоненты) некоторых глубоких и оригинальных философско-правовых теорий приобретают

в последующем как бы самостоятельное (независимое от предмета соответствующих теорий) существование и

универсальное (общефилософское, общенаучное, общетеоретическое) методологическое значение. В качестве

подобных общефилософски х, общенаучных методов используются (также и в современных философско-правовых

теорий и находится с ними в необходимой преемственной связи. Это п роявляется также и в плане использования

исследования определенного объекта, ф орм организации и систематизации нового философско-правового знания

об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной

современных) философско-правовых теорий - в том числе и методы, за которыми признается общефилософское,

общенаучное значение, - познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового

единства со своим предметом приобретают в других теориях иное п ознавательное значение и другое предметное

выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т.д.) -

Дело в том, что всякое н овое философско-правовое учени е - это (в меру своей познавательной новизны)

новая теория со своим новым предметом и новым методом, поэтому в таком новом познавательном контексте

положения прежних теорий (предметного и методологического характера) имеют познавательное значение лишь в

логике прогресса познания) моментов положений новой т еории (ее предмета и метода). Сохранение чего-то

познавательно-ценного из других (прошлых и современных) теорий 9- это не его повторение, а его развитие и

философии права содержится в последующих разделах учебника, где освещается соответствующая проблематика.

это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой

действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних

формального равенства - это метод ф ормально-логического понимания права и соответствующей юридической

способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ

познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного)

понимания, выражения, и змерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этому методу присущ

правовой взгляд на мир, правовое видение действительности. Такая философски познанная действительность

сущность мира есть число, с позиций либертарной философии права можно сказать, что сущность мира - это

формальное равенство. Каждый при эт ом имеет в виду т от мир, который он познает и знает: математик - мир

разными науками) выражают по существу нечто общее - всеобщие законы объективного мира (объект а всех наук),

т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем (математически-числового, правового, физического,

либертарный метод и в соответствии с которым им осуществляется юридизация познаваемой действит ельности, ее

либертарного понятия права и ограни чены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений,

увеличение его объема и т.д.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права, которое

новому понятию права, с формированием новой философско-правовой теории с соответствующим новым методом

выражают к ачественный скачок в п роцессе развития философско- правового познания и в прогрессе философско-

самих эмпирических данных объ ектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С

позиций н еологии (учения о новом) можно сказать, что история философии права - это и стория новых понятий

преемственности . Новое (новое понятие права, новая теория, новая к онцепция и т.д.) з десь, как и везде, возникает

лишь на основе старого (всей совокупности прежних знаний о праве) как п ознавательно более глубокая, более

содержательная и более адекватная форма постижения и понимания п рава и государства. И новое понятие права

теоретико-познавательный смысл и итоги. Тем самым новое понятие права сохраняет научно значимые результаты

предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком уровне п ознания развивает их дальше с

философско-правового профиля разрабатывалась в качестве фрагмента и аспекта более общей т емы, а с XVIII в. -

юрист Г. Гуго , предтеча и сторической школы права, пользовался этим термином для более краткого обозначения

"философии п озитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве" [

Hugo G. Beitrаge zur civilistischen Bucherkenntnis. Bd.I, Berlin, 1829. S. 372 (I Ausgabe - 1788). ] . Юриспруденция,

правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического зн ания [ Hugo

G. Lehrbuch eines civilistischen Cursus. Bd.I. Berlin, 1799. S. 15. ] . А философия права и история права составляют

соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию

апологетика позитивного права п о принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного

правоположения (оценка технической и прагматической ц елесообразности по эмпирическим данным юридической

Широкое распространение термина "философия права" связано с гегелевской "Философией права" (1820 г.).

Философия права, по Гегелю, - это п одлинно философское учение о естественном праве (или "философском

праве"). Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать

"Философией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: "Естественное право и

Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а н е юридическая, как у Гуго. "Наука о

праве, - утверждал он, - есть часть философии . Поэтому она должна развить из п онятия идею, представляющую

разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета" [ Гегель .

Философия права. М., 1990. С. 60. ] . В соответствии с этим предмет фи лософии права Гегель формулирует

следующим образом: " Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его

Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это

возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. "В праве, - замечает Гегель, 9-

человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается

наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями" [Там же.

характера философии права в качестве юридической или ф илософской науки получили свое дальнейшее развитие

юридическая дисциплина и преподается в основном на юридических ф акультетах, хотя ее развитие всегда было и

встает вопрос о ди сциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех и ли иных конкретных

вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского

дисциплинами, к ак философия природы, философия религии, философия морали и т.д.) познавательный и нтерес и

концепции п рименительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в

правило, доминируют правовые моти вы, направления и ори ентиры исследования. Его философский профиль зд есь

не з адан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и

преимущественный инт ерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и правовой мысли в контексте

философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной

Осуществляя регулирование общественных отношений, право тем самым служит не только государству, обществу в целом, его коллективным образованиям, но, прежде всего, человеку. Одна из важнейших гуманистических задач права заключается в том, чтобы создать благоприятные правовые условия для безопасности, благополучия, социального и творческого развития каждого индивида. Поэтому изучение взаимодействия права и личности является одним из наиболее актуальных направлений в теории государства и права, которое не только способствует гармонизации отношений человека и государства, но и позволяет глубже уяснить закономерности возникновения, функционирования и развития самого права.

Говоря о наиболее ценностных аспектах права, нередко отмечают, что оно служит мерой свободы личности в обществе. Свобода, как познанная и освоенная необходимость, получает свое наиболее определенное выражение в правовых предписаниях. Исходя из характера права в том или ином обществе, можно судить о пределах и сущности той свободы личности, которую допускает, юридически признает и охраняет государственная власть. Право и свобода личности неотделимы друг от друга, поскольку определяя масштаб и границы свободы, право тем самым помогает индивиду их осознать. Вместе с тем оно является и гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Основной смысл юридической свободы заключается в том, чтобы оградить индивида от внешнего произвола как со стороны государства, так и со стороны других индивидов. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность – возможность реализации своих законных интересов. Без права свобода оставалась бы неполной, нереальной и необеспеченной.

Одновременно право выступает не только мерой юридической свободы, но и мерой юридической ответственности.

Исторические предпосылки, предшествующие формированию права как самостоятельной науки, свидетельствуют: философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civile). Именно их противоречивое единство и составляет, в самом первом приближении, структуру правовой реальности. Здесь мы имеем дело с дуалистической трактовкой структуры права, которой придерживались такие русские философы права, как И. Ильин, В. Соловьев и некоторые другие.

В классической античности источником действительного права считалась природа вообще, в христианском Средневековье — божественная мудрость Творца, в период Нового времени — совершенство человеческого разума как самого значительного из созданий природы. Анализ истории философско-правовой мысли позволяет различать два основных подхода к пониманию естественного права и его соотношения с позитивным.

С точки зрения первого подхода естественное право понималось как совокупность априорных нравственных требований, предъявляемых к положительному праву, как критическая инстанция, дающая нравственную оценку позитивного права с точки зрения его справедливости или несправедливости (Платон, Кант).

С позиции же второго подхода естественное право понимается как необходимая и неизменная основа действующего законодательства, не существующая вне его, то есть естественные принципы искались внутри действующего права, которое мыслилось как реализующаяся в истории надприродная идея права (Аристотель, Гегель).

Такая же двойственность подхода к пониманию естественного права наблюдалась в конце XIX — начале XX века в России в ситуации возрождения естественного права. Здесь различались этико-нормативные концепции и эйдологические концепции. Хотя первые концепции, как правило, были связаны с либеральными реформистскими идеями, а вторые в большей мере касались защиты существующего правопорядка, все они были направлены на критику позитивистской методологии, отождествляющей право с силой государственного принуждения. И здесь, при всем многообразии взглядов по рассматриваемому вопросу, можно с достаточной четкостью различить естественное право как категорию методологического порядка и естественное право как реальный факт социальной действительности.

66. Сущность правового сознания.

Правосознание имеет сложную структуру, включает в себя как правовую идеологию, так и правовую психологию.

Правовая идеология - это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Правовая психология - это, соответственно, совокупность эмоций, чувств, в которых выражено отношение к праву. И, наконец, правосознание - это совокупность эмоций, чувств, идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Из определения видно, что отношение к реально действующему праву существует у каждого субъекта, хотя бы на уровне чувств. Поэтому человека без правосознания не бывает. Другой вопрос, какое у него правосознание.

Виды правосознания различаются по нескольким критериям. Так, с точки зрения структуры общества, выделяют правосознание индивидуальное, групповое (в том числе классовое), общенациональное или общественное (в масштабах данной страны), общечеловеческое (в масштабах всего современного человеческого общества). С точки зрения разного рода политических и идейных течений, различают религиозное и атеистическое правосознание; социалистическое, демократическое, фашистское, либеральное правосознание. С позиций научности выделяют научное и обыденное правосознание. Почему надо различать все эти виды правосознания? Зная их, можно выбрать наиболее оптимальные формы воздействия на поведение людей. Например, имея представление о профессиональных особенностях правосознания работников правоохранительных органов, можно прогнозировать восприятие ими тех или иных правовых актов государства.

От правосознания отличают правовую культуру. Правовая культура - это не просто отношение к праву, но практическое отношение, выраженное в соответствующих поступках. Существует правовая культура личности, групповая правовая культура, правовая культура общества. Правовая культура личности подразумевает знание правовых норм, стремление следовать им, требование к другим подчиняться правовым нормам.

Групповая правовая культура включает в себя эти же компоненты. Но ее формирование имеет свои особенности: часто содержание групповой правовой культуры определяется мнением лидеров группы. Правовая культура общества - это и уровень правосознания в обществе, и характер правотворчества, и все то, что определяет его отношение к правовым институтам.

Во всех случаях правовая культура означает уважительное отношение к праву. Разновидностью правовой культуры является профессиональная правовая культура и, в частности, профессиональная правовая культура работников правоохранительных органов. Необходимо объяснить, в чем заключается эта правовая культура.

Общеизвестно, что норма права - это правило поведения, установленное государством. Выделяют следующие признаки правовой нормы:

а) неперсонифицированность правовой нормы, т. е. норма права обращена не к конкретному лицу, а ко многим неизвестным лицам. Этим норма права отличается от индивидуального предписания (приказа и т. д.), которое всегда адресовано конкретному лицу;

б) формальная определенность, т. е. норма права имеет четкую структуру, распространяется на строго определенный круг общественных отношений;

в) неоднократность действия - норма права рассчитана на определенное число случаев;

г) возможность применения государственного принуждения для исполнения правовой нормы;

Остановимся кратко на характеристике таких наиболее известных теорий, как естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.

Естественно-правовая теория. Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского.

Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII–XVIII вв. Ее виднейшие представители: Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права – естественного и позитивного.

Позитивное, или положительное, – это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

Направляя острие критики против реально существовавшего в то время феодального права, особенно в условиях королевского абсолютизма, представители естественно-правовой школы указывали на его ограниченность, несправедливость, на то, что законы, издаваемые властью, закрепляют угнетение людей, произвол и тиранию.

Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Густав Гуго, Савиньи, Пухта, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей поражение Великой французской революции.

Категории – это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности.

Сами по себе категории являются не просто набором фундаментальных философских понятий, они являются непосредственно инструментами философского мышления, потому что:

1.С одной стороны, категории – это само условие возможности философского мышления, это способ первичной организации познания, потому что именно в категориях разум вообще системно распознает бытие как данность.

Кроме того, категории отражают наиболее важные характеристики и явления бытия, которые пронизывают бытие насквозь во всём его многообразии и во всей его необъятности (время, пространство, движение, причина, следствие, единичное, общее, материя, дух, взаимодействие, сила, субстанция и т.д.), то есть в категориях происходит именно распознавание всего бытия как такового, а не каких-то отдельных частных данностей мира.

2.С другой стороны, категории представляют собой непосредственно саму схему философского мышления, ϲам принцип его работы. Ведь бытие, распознанное первоначально в тех или иных категориях, начинает затем осмысляться и познаваться человеком также с помощью рассудочных категорий (количество, качество, возможность, случайность, необходимость, развитие, противоположность, тождество, различие, мера, отрицание и т.д.).

Таким образом, категории – это есть одновременно и понятия, которые описывают бытие, то есть ориентируют в нём человека, и понятия, которые осмысливают бытие, то есть позволяют человеку в нём действовать.

Никакого обязательного стандарта либо какого-либо исчерпывающего перечня категорий в философии не существует, поскольку каждая философская концепция выводит собственные категории, создает из них свою собственную систему и предлагает всякий раз их уникальную классификацию, соответствующую собственному мировоззрению.

Однако существует некоторое количество категорий, которые принимаются большинством философских систем в силу их естественной необходимости и самоочевидности при любых способах воззрения на мир.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

Читайте также: