3 этнические права и свободы как разновидность групповых прав

Обновлено: 30.06.2024

Наиболее распространенными являются этнические, религиозные и языковые меньшинства. Религия одновременно выступает как отличительный признак этнического меньшинства (например, русские-православные, татары-мусульмане), так и является основой для формирования меньшинства в составе одного этноса (например, русские-мусульмане, татары-православные и т.д.). Религиозное меньшинство – это совокупность лиц, придерживающихся вероисповедания, отличного от вероисповедания большинства. Отрицающие религию (атеисты) также могут формировать меньшинство в противовес верующему большинству и подвергаться различного рода дискриминации (например, в мусульманских странах Персидского залива, Иране и т.д.). Языковые меньшинства могут формироваться как в рамках отдельного языка, так и на основе диалекта.

Этничность – это форма идентичности человека и культурная традиция, на основе которых возникают и существуют этнические общности (народы или национальности). Этническое самосознание играет главную роль в формировании этнического меньшинства. Солидарность индивидов по этническому признаку позволяет сохранить свою самобытность и национальное правосознание. Этническая идентичность может носить многоуровневый характер, особенно в случае большого количества населения смешанного этнического происхождения.

Исследователи выделяют два подхода к решению проблем этнических меньшинств - культурный и политический. Реальной гарантией прав этнических меньшинств являются лишь гарантии политические, при том что значительная часть особых интересов миноритарных сообществ сосредоточена в сфере культуры, воспитания, образования, традиций.

Самоопределение этнических меньшинств в рамках многонационального государства может происходит либо в форме создания собственного государства (наиболее крайний вариант, часто в результате вооруженного конфликта), либо в форме образования автономии. Выделяют территориальную (этнотерриториальную), корпоративную и культурно-национальную автономию.

Для этнотерриториальной автономии необходимо компактное расселение этнического меньшинства. Образуются автономные области, округа, районы, имеющие, как правило, географические названия или указывающие на национальную принадлежность (Автономная Республика Крым, Республика Татарстан и др.). Этнотерриториальная автономия в зависимости от объема полномочий может быть политической (осуществляет часть государственных функций) либо административной (без права издания местных законов). Корпоративная автономия, как правило, заключается в предоставлении этническим меньшинствам мест в государственном аппарате, а государственные служащие-представители других народов обязуются знать язык и традиции местного населения (например, в Индии). Культурно-национальная автономия создается в случае дисперсного проживания этнических меньшинств. Им позволяется создавать свои объединения, которые в основном занимаются культурно-бытовыми вопросами, сохранением и развитием языка, но могут участвовать в политической жизни путем представительства в некоторых органах государства (например, Австрия, Венгрия, Россия).

Правовое регулирование культурных потребностей и интересов осуществляется в форме гарантий равенства культур, защиты культур этнических меньшинств и поддержки создания всевозможных обществ и учреждений, ориентированных на этнические культуры. Эти гарантии, как правило, оговариваются специальными законодательными актами. Особое внимание уделяется языку, ибо часто именно языковые проблемы являются определяющими в положении этнических меньшинств. В большинстве стран с полиэтничным составом населения законодательно определяется статус языков национальных меньшинств. Юридические нормы регулируют вопросы, связанные с использованием языков меньшинств в официальных отношениях, в средствах массовой информации, в образовании.

Глава 6

Проблема определения национального меньшинства

Одну из первых доктринальных дефиниций предложил профессор Д. Зобернхайм (Германия), разработавший в 1920 г. проект договора о регулировании положения национальных меньшинств. В ст. 1 разработанного им проекта говорилось, что меньшинства в государстве – это национально отграниченные группы населения, которые намереваются и способны к ведению национальной частной жизни. В рамках Лиги Наций, несмотря на многочисленные соглашения по вопросам меньшинств, не было разработано критериев принадлежности какого-либо лица к определенному национальному, религиозному или языковому меньшинству. Меньшинство не рассматривались как группа, коллектив людей одной национальности, языка, религии, а обозначали лишь совокупность конкретных индивидов какой-либо определенной национальности.

В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, в которой приведен ряд критериев, на основании которых меньшинство может быть признано таковым: быть численно меньшим, чем основная группа населения, пусть даже и почти равная ей по численности; иметь расовые (национальные, этнические), религиозные или языковые отличия и собственные традиции; стремиться сохранить свои традиции и отличия от других, проявляя в этом внутреннюю групповую солидарность; иметь желание передать свое своеобразие через систему воспитания и образования своим поколениям, потомкам; обладать групповым самосознанием и восприниматься как отдельная общность другими группами населения; постоянно проживать на данной территории; быть численно способным самостоятельно поддерживать свою самобытность; состоять из жителей, лояльных по отношению к государству проживания. В промежуточном докладе А. Эйде 1992 г. отдельно выделяются группы обосновавшихся на постоянное жительство (settled groups) и недавних иммигрантов (recent immigrants); компактно и дисперсно проживающие группы меньшинств; группы, отличающиеся в определенном отношении от остального населения, а именно в отношениях религии, языка, этнической или культурной идентичности.

В соответствии с Европейской Хартией о региональных языках и языках меньшинств ETS № 148 от 5 ноября 1992 г. меньшинства – это граждане данного государства, которые образуют группу, меньшую в численном отношении, чем остальное население данного государства, говорят на языке, отличном от официального языка данного государства, но этот язык, хотя и используется традиционно на территории государства, тем не менее, не может быть прямо привязан к конкретному географическому пространству на территории данного государства. Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г. гласит, что лица, принадлежащие к национальному меньшинству, имеют этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность, которая в демократическом обществе должна уважаться.

Несмотря на то, что в России до настоящего времени не принято комплексного закона, посвященного защите прав национальных меньшинств, попытки дефиниции предпринимались неоднократно. Так, в проекте закона о национальных меньшинствах Российской Федерации 1993 г. содержалось следующее определение национального меньшинства: 1) это ‑ часть народа; 2) проживает за пределами своего национально-государственного или национально-территориального образования, в инонациональной среде; 3) сохраняет национальное самосознание, язык, культуру, традиции и другие этнические особенности этого народа; 4) может быть частью народа, не имеющего своего национально-государственного или национально-территориального образования, как в составе Российской Федерации, так и за ее пределами.

Читайте также: