2 на какие уступки крестьянам пошел п а столыпин три примера

Обновлено: 20.05.2024

9 ноября 2021 года исполняется 115 лет с того момента, как в России стартовала аграрная реформа Петра Столыпина. В сентябре была ещё одна круглая дата — 110 лет со дня убийства реформатора. Его любили и ненавидели: одни проклинали за аграрную реформу и называли её величайшим злом, другие говорили, что это был последний шанс спасти Российскую империю от революции.

Почему Столыпин, возможно, был убит за свои идеи, как аграрная реформа изменила Россию и актуальны ли сегодня идеи Столыпина — в нашем материале.

Погромы, поджоги и хворающее государство

В 1905 году по России прокатилась волна крестьянских бунтов. В разных губерниях регулярно случались поджоги (причём скотные дворы обычно сжигали прямо со скотом). Поджигали и помещичьи усадьбы, а иногда убивали и самих помещиков, а также царских чиновников.

С февраля 1905 года по май 1906-го погибло восемь градоначальников, генерал-губернаторов и губернаторов, а всего с 1905 по 1906 год в ходе террористических атак было убито и ранено примерно 9000 человек.

Однажды на Театральной площади Саратова кинули бомбу прямо к ногам местного губернатора. Бомба взорвалась, несколько человек погибло, но губернатор чудом остался жив.

Люди послушали его. Губернатора звали Пётр Аркадьевич Столыпин. И это было не единственное покушение на его жизнь.

Крестьяне бунтовали не просто так. Они были недовольны своим положением и бедностью, плюс их провоцировали на выступления революционные агитаторы.

После 9 января 1905 года негативное отношение к царю и правительству только усилилось: в этот день жёстко — с применением оружия — разогнали петербургских рабочих, которые шли к императору с петицией о рабочих нуждах. По митингующим открыли огонь, поскольку они отказались остановиться по приказу войск.

В итоге погибло примерно 200 человек, в том числе дети и женщины, а ещё 800 оказалось ранено. Надежда на единение царя и народа исчезла, а 9 января вошло в историю как Кровавое воскресенье.

Через несколько дней в Воронеже полиция нашла листовки Российской социал-демократической рабочей партии, в которых говорилось: крестьяне разорены из-за помещиков и царя. Кроме того, там упоминалось, что правительство ввязалось в войну с Японией. Война была проиграна, и на ней умерли тысячи русских солдат.

Одной из главных причин кризиса, по мнению будущего реформатора, был общинный строй крестьянского хозяйства.

В общине крестьяне владели землёй на равных условиях, соответственно, никто из них не был мотивирован работать больше и лучше. Пока в российских городах повсеместно появлялись электричество и автомобили, крестьянские хозяйства жили довольно архаично. К 1910 году две трети орудий для вспашки составляли деревянные сохи и плуги, а 97% орудий рыхления — бороны (тоже из дерева).

Он мечтал создать широкий слой зажиточных крестьян-собственников. Расчёт был прост: тому, кто владеет имуществом, есть что терять, поэтому такой человек вряд ли будет сторонником радикальных изменений.

Бесстрашного и деятельного саратовского губернатора заметил император Николай II. В апреле 1906 года он сделал Столыпина министром внутренних дел. А в июле того же года Столыпин занял пост главы Совета министров России, оставшись при этом в министерском кресле.

Получив высокое положение, бывший губернатор смог приступить к реализации аграрной реформы, чтобы сделать крестьян собственниками земли.

Родственник выдающихся военных и литераторов

Пётр Столыпин родился 15 апреля 1862 года в знатной дворянской семье. Первое упоминание о роде Столыпиных датируется ещё 1566 годом, во время царствования Ивана IV Грозного. Троюродным братом Петра Аркадьевича был Михаил Лермонтов.

Отец Столыпина Аркадий Дмитриевич был атаманом Уральского казачьего войска, участником обороны Севастополя и комендантом Кремлёвского дворца. Военная карьера была традиционной для сына дворянина и для мужчин из рода Столыпиных, но Пётр быть военным не захотел и в итоге поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.

Будущий реформатор с детства отличался решительным и упрямым характером.

В семь лет Александр тяжело заболел тифом костного мозга. Из-за перенесённой болезни одна рука плохо работала. Столыпину приходилось поддерживать правую руку левой и терпеть сильную боль, чтобы писать документы и письма. Каждый год в течение 10 лет ему приходилось ложиться на операции. Несмотря на это, Столыпин не отставал по учёбе и был прилежным студентом.

В 1885-м Пётр Аркадьевич окончил университет. Выпускной экзамен Столыпин сдавал у самого Дмитрия Менделеева.

После университета Столыпин стал чиновником, служил в Министерстве государственных имуществ, а затем — уездным предводителем дворянства в Прибалтике. Он прослужил на этом месте 10 лет, пока не занял должность губернского предводителя дворянства, губернатора Саратова и, наконец, министра внутренних дел.

Именно поэтому он разработал закон о военно-полевых судах. В итоге повесили почти 4000 революционеров.

Не бесплодная скала, а океан плодородной земли

Центром реформы стал Крестьянский банк, который должен был в первую очередь снабжать землёй тех, у кого её не было. Для этого банк выкупал участки, а затем продавал на льготных условиях. Часто безземельным крестьянам предлагали купить землю в Сибири.

Благодаря массовому притоку крестьян в регионе с 1906 по 1913 год на 80% увеличилось количество посевных площадей. Для сравнения: в европейской части России рост составил всего 6,2%.

С 1905 по 1912 год в Западной Сибири выросло поголовье скота на 23%. Кроме того, с 1907 по 1914 годы Сибирь вышла на масштабные поставки хлеба на внутренний и внешний рынки. Ежегодно сибирские крестьяне поставляли 50 млн пудов или 819 000 тонн хлеба. По другим данным, поставки составляли около 100 млн пудов или 1,6 млн тонн. Кроме того экспорт масла и хлеба вырос в несколько раз.

Несмотря на положительную динамику и начавшиеся изменения, аграрная реформа проходила совсем не так гладко и успешно, как рассчитывал Столыпин. Одна из основных причин — негативное отношение крестьянства и низкая грамотность населения.

Ещё одна причина, по которой аграрная реформа шла тяжело — Крестьянский банк вместо того, чтобы действительно обеспечивать крестьян землей, фактически обрекал их на кабалу. Крестьянские хозяйства были вынуждены выплачивать аналог ипотеки, а если у них не получалось вносить платежи, то землю отбирали. Просрочки между тем были почти неизбежны.

Крестьянин, получив землю, попадал фактически под власть природы. Если случалась засуха, а участок у крестьянина был на возвышенности, его ждал неурожай. А значит, внести платеж за землю было трудно.

Так, их-за просрочек по оплате разорилось более 50 000 крестьян.

А вот крестьянская община по-прежнему могла предоставить социальную защиту — люди не могли быть полноценными участниками рыночных отношений и успешными предпринимателями. Но зато никто не терял землю и не оставался на улице, ведь в общине все владели землёй сообща. И в случае засухи могли просто засеять поля в низинах, поэтому община давала стабильный урожай, в отличие от единоличного хозяйства.

Дача Петра Столыпина после взрыва (12 августа 1906 г.)

Изначально Столыпин думал, что из общины выйдет от 77 до 88% крестьян. Но на практике оказалось иначе. Сразу после начала реформы в ноябре 1906 года сотни тысяч крестьян действительно начали покидать общины, а потом этот поток закономерно стал иссякать. В 1910 году из общины вышло чуть больше 342 000, в 1912-м — 122 000, а в 1915-м — всего около 30 000.

Столыпин был чужой для всех. Правые придворные чиновники с православными взглядами воспринимали его как человека, разрушившего крестьянскую общину, то есть основу исконного мироустройства в России.

Премьер-министр был чужим и для оппозиционного лагеря. Современник реформатора, князь Алексей Оболенский, вспоминал:

И без того сложное положение Столыпина стало ещё тяжелее из-за разногласий с Григорием Распутиным, который имел большое влияние на царя и его семью. Министр не выносил Распутина.

Распутин, в свою очередь, жаловался Николаю на Столыпина, но министра это не остановило.

После завершения революции правящий режим получил передышку и возможность самостоятельно, не под давлением снизу, решить важнейшие проблемы, стоявшие перед страной. Наиболее острой и во многом определяющей в отношении других трудностей была аграрная проблема. Премьер-министр России П. А. Столыпин считал проведение аграрной и других реформ главной задачей своей политики.

В деревнях, где крестьяне ранее уже прекратили переделы земли, нового почти ничего не произошло, а в селениях, где община была сильна и экономически оправданна, нередко возникали столкновения между общинниками и выделившимися из общины крестьянами, на стороне которых выступали полиция и войска. Постепенно реформа вошла в более спокойное русло. Если до реформы 2,8 млн дворов уже жило вне общины, то в 1914 г. это число выросло до 5,5 млн (44 % крестьян).

Всего из общины вышло 26 % домохозяев, то есть 2,5 млн человек. Они владели 14,7 % общинной земли. Однако при этом почти десятая часть вышедших из общины (бедняки) продала свои наделы соседям и уехала из деревни. Таким образом, только незначительное количество крестьян превратилось в крепких хозяев, которые должны были, по мысли Столыпина, поддерживать помещичье-самодержавные порядки. Ушедшие в города крестьяне пополнили армию безработных и низкоквалифицированных рабочих, которые вскоре стали участвовать в стачечном движении.

Столыпин пытался помочь переустройству крестьянских хозяйств, облегчив получение ссуд Крестьянского банка, но этих средств все равно не хватало.

Результаты аграрной реформы оказались противоречивыми. Усилилось расслоение крестьянства. На одном полюсе образовалась масса бедняков, что усиливало нестабильность в городе и деревне. На другом — росли сельская буржуазия и зажиточные середняки. Они закупали сельскохозяйственную технику производство и импорт которой выросли в три раза. Столыпин ошибся в надеждах на то, что эти слои станут союзниками помещиков и самодержавия. Многие зажиточные крестьяне даже не выделились из общины, последняя сохранилась и в части регионов России, определяя развитие села.

Экономическое развитие. В 1909 г. начался экономический подъем. По темпам роста производства Россия вышла на первое место в мире. Выплавка чугуна в 1909–1913 гг. выросла в мире на 32 %, в России — на 64 %. Капиталы в России увеличились на 2 млрд руб. Государство размещало на заводах крупные военные заказы — после Русско-японской войны Россия более тщательно готовилась к новым международным конфликтам. Это способствовало ускоренному росту тяжелой промышленности, внедрению новых технологий, повышению квалификации рабочих, концентрации капиталов и производственных мощностей. Несмотря на это, Россия по-прежнему отставала по уровню развития экономики от США, Великобритании, Германии и лишь по некоторым показателям приближалась к уровню Франции.

Экспорт зерна из России возрос на 12–15 %. Улучшилось положение трудящихся классов. Продовольствие становилось более доступным, зарплата рабочих росла быстрее, чем цены. В 1913 г. в зависимости от квалификации и возможностей предприятия рабочие получали 10–60 руб. в месяц. Около 8–10 руб. в месяц семья рабочего тратила на питание. Килограмм хлеба стоил 5 копеек, колбасы — 75, чая — 15, бутылка водки — 30. Сапоги обходились в 7 руб., плата за обучение ребенка в школе — 2 руб. в месяц. Рабочий год составлял примерно 275 дней: остальные приходились на воскресенья и праздники. У крестьян-середняков и тем более бедняков было очень мало свободных денег, они питались собственными продуктами. Бедняки потребляли 6–8 пудов хлеба в год, середняки — 12–14 пудов. Как правило, их положение было немногим лучше, чем положение рабочих.

В те же годы сельские учителя получали 15–20 руб. в месяц, крестьяне были обязаны им помогать продовольствием и жильем. Преподаватели государственных гимназий, младшие офицеры, средние чиновники, начинающие адвокаты и журналисты получали 50–150 руб. На эти деньги можно было иметь хорошую квартиру с прислугой, учить детей, хорошо питаться и вести насыщенную культурную жизнь. Высшие слои чиновничества, преуспевающие врачи и адвокаты имели доходы, сопоставимые с доходами буржуазии. Положение большинства помещиков, напротив, ухудшалось, так как они не выдерживали конкуренции с кулачеством.

В целом даже при росте маргинальных слоев материальное положение жителей России в период экономического подъема улучшалось. В среднем различие в доходах между 10 % самых высокооплачиваемых и 10 % самых бедных оценивалось как 1:6–8.

Развитие техники. Технологические новшества являются результатом исследований ученых разных стран. Поэтому их применение не замыкалось в рамках одной страны, а внедрялось в производство сразу в нескольких. Так, первый в мире автомобильный завод был пущен в эксплуатацию 1890 г. во Франции, а уже в 1896 г. — в России; первые две промышленные гидроэлектростанции начали работу в США и России одновременно — в 1896 г.; в США выпуск паровых турбин был организован в 1900 г., в России — в 1906 г. Однако в массовом развитии и производстве техники Россия отставала. Это определялось не уровнем научно-технических разработок, а особенностями экономики и социальными потребностями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Документы к откр уроку.doc

Документ № 1

Документ № 2

Документ № 3

«Из Указа Правительствующему сенату

Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 года взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 года. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…

1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет…за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование…

12. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Документ № 1

Документ № 2

Документ № 3

«Из Указа Правительствующему сенату

Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 года взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 года. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…

1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет…за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование…

12. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Выбранный для просмотра документ Открытый урок.doc

"Нам нужна великая Россия".

Урок по аграрной реформе П.А. Столыпина в 11-м класс

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний об аграрной реформе П.А.Столыпина: цели, содержание и значение реформы.

2. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы, аргументировано высказывать свое мнение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: хутор, отруб, кооператив. артель

Оборудование: портрет П.А.Столыпина, мультимедийный проектор, экран, исторические источники (раздаточный материал. презентация

Вводная часть.

В начале 20 века Россия переживала ряд потрясений

? Д: Ребята. Какие события потрясли Россию в начале 20 века?

- русско – японская война, революция 1905 -1907

Мы говорили. Что одним из главных вопросов революции 1905 г был земельный., который не был окончательно решён. После революции посчитали. Что общие убытки от аграрных беспорядков составили 47 млн. Рублей. Помещичье землевладение из года в год сокращалось. Аграрный сектор экономики оказался в кризисе, чему в немалой степени способствовал так же мировой кризис. Финансовая система государства. Укреплённая ещё С.Ю. Витте, оказалась под угрозой расстройства. Необходимо было платить по иностранным займам. За счет, которых в значительной степени совершалась индустриализация, а средства можно было получить только из сельского хозяйства.

Наступление 1906 г. Россия встретила на распутье, получив реальную возможность развиваться по трем направлениям:

Слайд.2. (Дальнейшее продолжение революции; Наступление контрреволюции; Попытки разрешить поставленные вопросы путем реформ.)

Действительно: первые два пути предполагали большие людские жертвы, чтобы их избежать рациональнее было использовать третий путь, путь реформирования России .

Потребность реформ для России была вдвойне очевидна.

? Какие задачи стояли перед Николаем 2.?

Слайд 3 Задачи.

1)устранить феодальные пережитки, мешавшие поступательному развитию страны.

- помещечье землевладение. Самодержавный строй. Сословные привелегии . крестьянская община. И т.д.

2) успокоить общественное мнение.

Выступая перед депутатами Государственной думы Столыпин по отношению к радикалам сказал следующее:

“ Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.

Выдержкой из цитаты я и назвала сегодняшний урок – “. Нам нужна Великая Россия”. Какой смысл в эти свои слова вкладывал сам Столыпин? (Ответы-предположения учащихся ). Чтобы сделать страну Великой необходимо ее модернизировать, реформировать . Этот путь развития видел Столыпин для России.

Сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимся политическим деятелем XX века П.А.Столыпиным. С именем П.А.Столыпина тесно связано решение главного вопроса в начале 20 века. На уроке мы познакомимся с целями, мероприятиями, результатами аграрной реформы.

И т. читаю слайд 7 план

II . Постановка проблемы.

Разбирая аграрную реформу П.А.Столыпина, давайте выясним “П.А.Столыпин – великий реформатор или демагог?”

? Кто знает, что означает слово “демагог”? Ответы детей

“ Демагог – человек, который намеренно воздействует на чувства малосознательной части масс для достижения своих целей”.

По другому проблему урока можно истолковать так :

“ О ком больше думал П.А.Столыпин: о достижении своих целей или о судьбе России?”

Итак, в конце урока вы мне дадите ответ на поставленную проблему “П.А.Столыпин - великий реформатор или демагог?”

III . Основная часть.

Для начала давайте выясним кто такой П.А.Столыпин ?

Став правой рукой императора, Столыпин представил Правительственную программу,

В борьбе с революционерами необходимо использовать чрезвычайные меры.

? Какие чрезвычайные меры были приняты ?

1)Введение в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов;

2)Принудительное переселение бунтовщиков из центральных районов империи на окраины и др.

“ Но этого было недостаточно, чтобы успокоить страну, – считал Столыпин”. Необходимо немедленное реформирование. Давайте познакомимся с основными преобразованиями программы Столыпина.

Слайд 11 Читаю

Среди всех преобразований, Столыпин выделил аграрную реформу, так как Сохранение феодальных пережитков в аграрном секторе экономики тормозили поступательное развитие России..

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

Итак, какой можно сделать вывод: делают дети

Программа П.А.Столыпина предполагала изменения в различных сферах общества, но главенствующая роль бала отведена решению аграрного вопроса. Так как Россия это аграрно – индустриальная страна, и от того каким будет сельское хозяйство зависит будущее страны.

Аграрная реформа

Учитель: Столыпинская аграрная реформа – это понятие условное, ибо она не составляла цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадалась на ряд отдельных мероприятий.

Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели аграрной реформы.

Документ 1. Если затрудняются в помощь документ 2 .

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:

Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.

Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.

Модернизация страны.

Слайд 10.

Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

2.Аграрная Реформа. Мероприятия.

Аграрный вопрос стал центральным в социальном и политическом развитии России. Правительство более не могло игнорировать требования решить проблему малоземелья. П.А. Столыпин пошёл на некоторые уступки крестьянству.

Задание. Какие это уступки? Задание детям прочитать ст 58 уч первый абзац.

Из части казённых и императорских. А также продаваемых помещиками земель создавался земельный фонд. С его помощью крестьяне могли расширить свои угодья.

Крестьянский банк предоставлял кредиты для приобретения земли, сельскохозяйственной техники.

Однако главным направлением реформы оказалось изменение характера отношений в деревне за счёт разрушения существовавшей веками общинной организации сельской жизни.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Работа с документом №3 . Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года.

Вопросы к документу :

1.? Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?

Ответ: община.

2.?Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы?

(Указ предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность.

Крестьяне, арендовавшие у общины дополнительные земельные угодья, имеют право их выкупить.

- Как вы думаете, почему помещики выступали за ликвидацию общины? ( Крестьян собранных вместе легче поднять на борьбу)

На основании документа 4 «Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы,

определите главную задачу правительства в проведении мероприятий.

ФИЗМИНУТКА. Для глаз

На футбольном поле появятся мячи. Ваша задача смотреть за движением мячей.

Слайд 12 задания группам

Работа в группах

Задания Группам : На основании материала учебника с 58 с 3 абзаца до конца пункта реформы Столыпина

I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины

II группа: Переселенческая политика, кооперация

Группа. • Какова процедура выхода крестьян из общины?

Ответ: выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Поощрялось образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, но при этом не посягая на помещичьи владения.

? Попробуйте сформулировать определения “Хутор”, “Отруб”. Учитель помогает выделить общее и различное в этих понятиях и тогда учащиеся легко сформулируют определения .

Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.

УЧИТЕЛЬ - Избавляясь от общинных ограничений, крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению мог распоряжаться принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями. Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездах создавались землеустроительные комиссии, следившие за правильным отводом участков, выделявшимся хозяевам. Комиссии убеждали крестьян в том, что реформа принесет им ощутимую выгоду, часто оказывали давление на консервативные крестьянские всходы. При выделении отрубов и хуторов некоторые хозяева получали земли больше, чем у них было до реформы; эти излишки передавались самостоятельным владельцам бесплатно или по низким ценам.

Столыпин стремился решить проблему малоземелья, не затрагивая интересов крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных земель. Основанный еще в 1882 году Крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Но не очень эффективными оказались мероприятия Крестьянского банка по скупке части помещичьих и государственных земель и продаже их крестьянам. Этим могли воспользоваться лишь зажиточные хозяева.

В чём суть политики переселения?

2 группа _ переселенческая политика

отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями, что обеспечивало им возможность переселяться в города и искать работу.

Переселенческая политика решала проблему малоземелья. Переселяли на казённые земли Урала. Сибири.. Казахстана. Средней Азии.

При этом государство предоставляло льготы:

- Земли в этих регионах давались бесплатно. Списывались все недоимки. Безвозмездные ссуды. мужчины освобождались от воинской повинности

- Переселенцы – неудачники с трудом находили себе место, и в покинутых было родных местах, увеличивая число социально – неустроенных и малоимущих в центральных районах. Переселенческая программа привела т.о. лишь к частичному разрешению проблемы малоземелья.

В результате переселенческой политике, увеличивались посевные площади на 10 %.. создаются новые производства. Для совместной переработки и сбыта производимой продукции хозяйства Сибири объединялись в артели и кооперативы.

Те, кто прижился, нашли свой пут в капитализм, опирающийся на русские коллективистские традиции: общину сменила кооперация.

ЗАПИСЬ понятий в тетрадь. Слайд 13.

Отруб участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.

Кооперация - форма организации производства и труда, основанная на групповой собственности членов кооператива.

Артель объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.

Проблемный вопрос: Кому выгодно данное мероприятие?

Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Малоземельным. Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Государству. Снималась соц. напряженность.

Какой можно сделать вывод :

Вывод: ( делают дети) опираясь на слайд 14. Мероприятия

.В результате аграрной реформы П.А. Столыпина создаются новые формы землевладения и землепользования, Государство оказывало помощь крестьянским хозяйствам, создавая земельный фонд. А также предоставляя им кредиты, различные льготы. Переселенческая политика и кооперирование способствовали заселению и развитию отдалённых регионов страны.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа?

ЗАДАНИЕ. Из перечисленных положений выберите положительные и отрицательные стороны реформы. 1 вариант: Создание новых форм землевладения и землепользования. 2 вариант: переселение крестьян.

П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин фактически остался реформатором-одиночкой.

Вернемся к проблеме нашего урока “П.А.Столыпин – великий реформатор или демагог?

а) реформы – это длительный путь преобразования общества.

б) сохранил помещичьи землевладения – тормозили развитие капитализма в деревне.

в) общество было не готово к столыпинским преобразованиям.

Изменений в психологии народа, развитие уважения к частной собственности, которое создало бы иммунитет против революционной агитации, не произошло.

Для успеха реформы важной была готовность общества принять новации

. Но поместное дворянство противилось нововведениям,

интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными,

рабочие считали, что отсутствует продуманная политика в отношении улучшения их жизни и условий труда.

П.А.Столыпин оказался без поддержки, опоры в обществе. Даже Николай II отвернулся от него. В истории П.А.Столыпина часто называют “одиноким реформатором.

Так кто же он?

Ответы: великий реформатор, непонятый современниками

Значение реформы: (слайд № 15). Вывод по уроку

ВЫВОД учителя: Объективные оценки реформ Столыпина фактически отсутствуют.

Столыпин, несомненно, является исторической личностью в силу своих выдающихся способностей политического лидера, он смотрел в будущее России. После него на протяжении нескольких лет никто из высших чиновников не предложил столь радикальных реформ, поэтому монархия погибла.

Мы не можем однозначно оценить роль личности в истории. Много было и положительного и отрицательного. История – многовариантный процесс, на который влияет множество факторов. В любую историческую эпоху появляются люди, которые наиболее полно и глубоко воплощают своё время, отражают черты эпохи. И, как бы ни развивалась история, она должна развиваться по эволюционному пути.

4. Рефлексия урока. Поставленные вопросы задаю учащимся.

1. С каким выдающимся политическим деятелем XX века мы сегодня познакомились?

2. Какая была проблема урока? Какой мы сделали вывод?

3. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

4. Какие навыки и умения использовали для приобретения новых знаний?

(Анализировали исторические документы, факты; выбирали нужную информацию и составляли таблицу, делали выводы, обобщения.)

Разработка урока по историии в 9-ом классе с элементами дискусии.

ВложениеРазмер
agrarnaya_reforma_stolypina.zip 38.29 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Познакомить учащихся с содержанием аграрной реформы, проходившей в России в один из сложных периодов её истории – 1900-1916гг.

Образовательные: 1)Сформировать знания об аграрной реформе П.А.Столыпина: причинах, целях, основных направлениях, итогах; о том, как проводилась реформа в России, в Саратовской губернии и какова роль П.А.Столыпина

Развивающие: 1)Продолжать работу по формированию умений работы с историческими документами, понятиями, датами, аргументировано высказывать своё мнение.

Воспитательные: 1)Развивать познавательный интерес к истории России, истории Саратовского края, способствовать формированию патриотизма.

Оформление: информационный стенд «100летие аграрной реформы П.А.Столыпина,

Выставка книг, посвящённая П.А.Столыпину, фото П.А.Столыпина, фото памятника П.А.Столыпину в г. Саратове.

Тип урока: урок формирования знаний с элементами дискуссии.

Оформление доски: тема урока, цитатный ряд:

«Им нужны великие потрясения,

«Поднять нашу обнищавшую, нашу слабую,

нашу истощённую землю…Земля - это

залог нашего сытного будущего.

Меня вынесла наверх волна событий-

Вероятно на один миг!

Я хочу всё же этот миг использовать

По мере моих сил, пониманий, чувств

На благо людей и моей Родины,

Которую люблю, как любили её в старину.

1.Приветствие. Организационный момент .

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя

Когда метель – то я снежинка

В ручье – я капелька ручья.

Из этих капелек – росинок

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

2012 год богат юбилейными датами. Давайте вспомним какими? (ответы детей). И одной из дат этого года будет 150летие со дня рождения П.А.Столыпина- великого реформатора начала 20 века. В этом году исполняется 105лет знаменитой аграрной реформе П.А.Столыпина .

Цель нашего урока - познакомиться с содержанием аграрной реформы, проходившей в России в один из сложных периодов её истории – 1900-1916гг. Задачи, стоящие перед нами:

познакомиться с причинами, целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А.Столыпина, с тем, как проводилась реформа в России, Саратовском крае, какова роль П.А.Столыпина; продолжать учиться работать с историческими документами, понятиями, датами, аргументировано высказывать своё мнение ;

Я надеюсь, что интерес к истории России, к истории своего края в вас не погаснет, а будет только разгораться и вы будете расти настоящими патриотами.

Тема нашего урока очень актуальна. Во-первых мы с вами жители села, а реформы связанные с землёй сельских жителей всегда интересовали вдвойне. Во – вторых в этом году аграрной реформе П.А.Столыпина исполняется 105лет.В-третьих одним из национальных проектов России является проект развития АПК. И именно в нашей Саратовской области первым вступил в силу закон о земле.

В ходе урока мы рассмотрим цели, основные направления реформы, её результаты. И в конце урока вы выскажите своё мнение: на ваш взгляд удалась реформа или нет, нужна ли была данная реформа России.

Повторение изученного материала:

Прежде чем мы будем говорить об аграрной реформе давайте на немного вернёмся назад, в прошлое: на рабочем листе №1 даны тестовые задания. Правильно выполнив их, вы дополните высказывания П.А.Столыпина, которые вы видите на доске в цитатном ряду. Ребята работают.

-Какое слово у вас получилось? (Россия). Верно, это слово Россия.

2) Что такое политическая партия ?Дайте определение этому понятию .( Политическая партия –это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая перед собой своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении.

3)Какие особенности имела многопартийность в России? (Многопартийность в России имела следующие особенности: а) все политические партии в соответствии с их видением будущего России можно разделить на 3 группы: социалистические, либеральные, монархические. б)Значительное число партий, их многообразие даже в рамках одного направления.3)Инициаторами формирования политических партий всех направлений являлись представители интеллигенции.)

Да в России в начале 20 века грядут перемены, видны первые результаты, но и в новом столетии в России оставалось много не решённых проблем и одна из них аграрная.

А в чём вы видите аграрную проблему?( крестьянское малоземелье и общинное землепользование)

На рубеже 19-20 вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы .Самой острой из них по прежнему оставалась аграрная. Все политические силы осознавали это и предлагали свои способы её решения .На рабочем листе №2 вам дано задание, в котором нужно привести в соответствие политические партии и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса.

Работа по рабочему листу №2(проверка выполнения задания)

Изучение нового материала

Разрабатывая реформу, П.А.Столыпин ставил перед ней определённые цели.

Работа по рабочему листу №3

Обращение учителя к схеме на доске. Объяснение материала по данной схеме.

24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа. Она состояла из двух частей.

В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно - полевых судов.

Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва 2ой думы начать аграрную реформу.

Цели проведения реформы вы выяснили. А сейчас рассмотрим основные мероприятия реформы.

Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина:

1. Создание новых форм землевладения и землепользования

Указом от9 ноября 1906г. правительство создало условия для разрушения крестьянской общины

а)Разрушение общины б) Создание хуторов и отрубов

Крестьяне – частные собственники ( это не знакомые нам понятия, их значение

своего надела. вы найдёте на с68 учебника Прочитайте их

В чём вы видите

отличие между хутором и отрубом?( отруб - участок земли ,выделенный крестьянину с

сохранением его двора в деревне.

Хутор -участок земли, выделенный крестьянину

при выходе из общины с переселением из

деревни на свой участок.)

1)Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает П.А. Столыпин? (Община изжила себя, крестьяне на некоторых территориях России насильственно прикреплены к общине, т.е идёт насильственное закрепощение личности, а оно не совместимо с понятием о свободе человека.)

2)Какова процедура выделения из общины? 9а)Крестьянин подаёт через сельского старосту обществу требования о выделении ему в частную собственность части земли. б)Общество обязано в месячный срок голосованием указать участок, переходящий в собственность. Если общество такого приговора не поставит, то участок указывает на месте земский начальник. Крестьянин начинает вести индивидуальное хозяйство.

Указ от 9 ноября 1906года имел политический, экономический и социальный смысл.

Политический : Общинное единение крестьян способствовало и их революционному единению. А крестьян ,рассредоточенных по хуторам и занятых своим хозяйством, будет очень трудно поднимать на бунт

Социальный : создать слой частных собственников в лице зажиточных крестьян

Основная цель указа – отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.

Экономический : модернизация деревни

Всего за 1906-1914гг. из общины вышло около 2,5,млн. домохозяев. Это ¼ часть всех крестьянских дворов. Правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев.

2.Государственная помощь крестьянским хозяйствам.

4.Развитие крестьянской кооперации.

2Помощь оказывалась через кредитный банк . Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк давал земли в кредит. При этом кредит для единоличника был вдвое ниже чем общине. В итоге ,если до 1906года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами. П.А.Столыпин старался реализовать помощь и в натуральном виде: в виде семян, скота, инвентаря.

Переселенцы получали в собственность участок земли(15га на главу семейства, 45га на остальных членов семьи), денежное пособие в 200 рублей. Мужчины освобождались от воинской повинности.С1906 по 1914гг в Сибирь переселились 3млн.40тыс.человек,возвратилось назад 17%.Итоги переселенческой политики были следующие: осуществлён огромный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири; население Сибири увеличилось на 153%, на 80% в Сибири увеличены посевные площади. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть.

4Развитие крестьянской кооперация? Крестьяне объединялись в кооперативы для совместного сбыта и переработки с/х продукции. На стр.51 посмотрите, что означает термин кооператив?

На январь 1917года в стране 63000 кооперативов. Сельская кооперация обслуживала 82,5% сельского населения.

В европейской России попытки выделиться в хутора и отруба обычно вызывали сопротивление средняцкой части деревни , многие крестьяне не смогли освободиться от общины.

В Сибири же община была намного слабее и крестьяне охотно шли на отделение.

В Саратовском крае с 1907 по1914гг. о выходе из общины заявило 40% домохозяев, однако выделиться смогли 27,9%.Наибольший размах реформа приобрела в Камышинском уезде, там из общины вышло 49,7% домохозяев. Причины : дворянское земледелие имело ограниченный характер, 45%населения бывшие немецкие колонисты

Переселение из Саратовской губернии в другие регионы не получило достаточного распространения из-за незаинтересованности местной администрации. Она находила достаточным количество земли для крестьян внутри губернии. Всего из губернии выехало 13

тыс. человек, обратно вернулось почти 32%.

. А сейчас давайте послушаем небольшую информацию о том ,как проходила аграрная реформа в Николаевском уезде, к которому В данный период времени относилось наше село.

Опережающее задание (информация о том как пошла аграрная реформа в Николаевском уезде с использованием таблиц)

А сейчас, после полученной информации, я предлагаю вам просмотреть и проанализировать результаты аграрной реформы П.А.Столыпина, отметить + и – реформы, а дома занесите полученные результаты в таблицу.(форма таблицы на рабочем листе№5) Информация дана на стр.49-50 вашего учебника. (работа с текстом учебника) в работе используйте данные рабочего листа №6

Какие же результаты - положительные или отрицательные у вас получились?(результаты двоякие: много плюсов, но не мало и минусов).

Верно, только отрицательно или только положительно оценить реформу П.А.Столыпина нельзя. Реформа носила половинчатый характер.

Деятельность Столыпина не поддаётся однозначной оценке. Кажется ни о ком из деятелей царского режима не высказывается столько противоречивых мнений, как о П.А.Столыпине и о его реформе. Да, реформа Столыпина не завершённая, половинчатая, но у него и не было тех 20 лет внутреннего и внешнего покоя России, которых он просил для осуществления своей реформы.

Столетие разделяет нас от столыпинских реформ. Но и сегодня, 105 лет спустя на повестке дня стоят вопросы, поднятые Петром Столыпиным. И видимо пока не будут найдены ответы на них, России не удастся продвинуться в решении с\х проблем.

Под тихую музыку звучит окончание стихотворения В.Крючкова, начатого в начале урока

Мы возвратили герб старинный

Россия, в нём твои черты

И красный – столько красоты

В нём белизна твоих буранов

И синева твоих озёр,

Твои надежды, муки, раны

И вечный огневой задор.

Россия –тройка, песня, птица,

Страна с особенной судьбой

Должна Россия возродиться

И возродимся мы с тобой!

Наш урок подходит к своему завершению. Я благодарю вас за работу. Мне очень приятно было сотрудничать с вами. К окончанию урока вы пришли со следующими результатами.

Объявление результатов. Оценки за таблицу вы узнаете на следующем уроке.

Задание на дом: параграф№6,подготовить ответы на вопросы после параграфа, знать определение терминов, по плану охарактеризовать личность П.А.Столыпина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах .


План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый уч.


методические материалы по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Данное задание может быть использовано для контроля знаний обучающихся по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина" в 9, 11 классе и на факультативных занятиях.


Презентация к учебному занятию по истории по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина

Презентация к учебному занятию по истории по теме " Аграрная реформа П.А. Столыпина.


Презентация к уроку истории по теме: "Экономические реформы П.А.Столыпина

Экономическая реформа Столыпина, политика переселения, отруб, хутор.


Урок истории в 9 класе по теме" Аграрная реформа П.А.Столыпина". Технология проблемного обучения.

Читайте также: