1 юриспруденция как важная общественная наука роль права в жизни человека и общества

Обновлено: 01.05.2024

Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.

Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.

Правовое регулирование общественных отношений.

Теоретические основы права как системы

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.

Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учет. Применение права. Акт применения права. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права.

Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.

Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура.

Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англо- саксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.

Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка. Правовые ценности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.

Правовые науки, юридические науки - общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность.

Содержание

Отрасли

  • Теоретические и философские правовые науки - юриспруденция, история государства и права (история права), теория государства и права, история правовых учений.
  • Правовые (юридические) науки по отраслям права: наука гражданского права, наука уголовного права и др.
  • Прикладные правовые науки - криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана [1] .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создало научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития французского права.

Испания

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

Как правило, во всех странах существуют юридические факультеты в университетах, а также отдельные юридические школы, где готовят кадры для различных звеньев государственного управления, адвокатов. Однако юридическое образование до сих пор не унифицировано и в каждой стране построено по своему. Например, во Франции после событий 1968 года разделение университетов на факультеты отменено, вместо этого создан ряд специализированных учебных центров (на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей) [1] .

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Выпускники американских юридических факультетов (наиболее престижных в мире) 2009 года, по данным прессы [4] , имеют серьёзные проблемы с наймом на работу в связи с мировым финансовым кризисом.

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
  • применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право; национальнойсистемы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.
  • а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; Вузы МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.


Тестовые контрольные задания содержит задания по трем темам:

1. Юриспруденция как важная область человеческих знаний;

2. Особенности и закономерности возникновения права;

3 Принципы аксиомы и презумпции права.

Задания для выполнения построены по следующим параметрам:

а) выбор правильного ответа из предложенных;

б) найти соотношение термина и его определения.

Оценивание теста - 1 балл за правильный ответ.

1. Материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления(применения) , не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм, называются :

А) официальной правовой информацией

Б) информацией индивидуально-правового характера

В) неофициальной правовой информацией

Г) информацией правового характера

2. Знатоками права были выдающиеся мыслители II|-III в.в. н.э.:

3. Нотариус:

А) составляет проекты сделок, заявлений, копии документов

Б) подтверждает верность копий документов

В)вправе заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью

Г) является независимым советником по правовым вопросам

4. Разрешает правовые споры от имени государства:

5. Юриспруденция- это наука :

А) о правовых дисциплинах

В) о правовых деятелях

6. Оформляет наследственные дела, удостоверяет подлинность различных документов:

7. Установите соответствие. Виды правовой информации и их характеристики:

А) официальная правовая информация

Б) правовая информация

В) неофициальная правовая информация

Г) информация индивидуально-правового характера

1.Материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления, не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм

2.Информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение

3.Совокупность правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности

4.Информация, исходящая от различных лиц, не имеющих властных полномочий.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

1.Юриспруденция как важная область человеческих знаний

1.Материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления(применения) , не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм, называются :

А) официальной правовой информацией

Б) информацией индивидуально-правового характера

В) неофициальной правовой информацией

Г) информацией правового характера

2.Знатоками права были выдающиеся мыслители II|-III в.в. н.э.:

А) составляет проекты сделок, заявлений, копии документов

Б) подтверждает верность копий документов

В)вправе заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью

Г) является независимым советником по правовым вопросам

4.Разрешает правовые споры от имени государства:

5.Юриспруденция- это наука :

А) о правовых дисциплинах

В) о правовых деятелях

6.Оформляет наследственные дела, удостоверяет подлинность различных документов:

7.Установите соответствие. Виды правовой информации и их характеристики:

А) официальная правовая информация

Б) правовая информация

В) неофициальная правовая информация

Г) информация индивидуально-правового характера

1.Материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления, не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм

2.Информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение

3.Совокупность правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности

4.Информация, исходящая от различных лиц, не имеющих властных полномочий.

2.Особенности и закономерности возникновения права

8.Человек использует право не только для решения конфликта. Оно нужно ему и тогда, когда возникает потребность созидать, предотвращать опасные поступки. Право необходимо, чтобы регулировать общественную жизнь. Речь идёт о :

А) теории примирения

Б) регулятивной теории

В) теологической теории

Г) классовой теории

9..Автором теологической теории происхождения права является :

Г) Фома Аквинский

10.Теория естественного права разработана в трудах :

11.Основоположником психологической теории происхождения права является :

А) Г.Гуго и К.Савиньи

В) К.Маркс и Ф.Энгельс

Г) Конфуций и Цицерон

А) теория примирения

Б) теологическая теория

В) теория естественного права

Г) органическая теория

14.Верны ли утверждения

А.Суть теории примирения заключалась в том, что возникновение права объяснялось необходимостью прекратить конфликты между родами.

Б.Теория примирения основана на многочисленных исторических фактах

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

15.Установите соответствия

Теории происхождения права и их характеристики:

А ) теологическая теория

Б) регулятивная теория

В) историческая теория

Г) теория правовой специализации

2.По мере развития общества коллективное сознание уступало индивидуальному, на защиту которого и было направлено право. Главная цель права- согласовать интересы людей, обеспечить сотрудничество между ними.

3.Право необходимо, чтобы регулировать общественную жизнь, для поддержания порядка в стране.

4.Право создано Богом для того, чтобы регулировать взаимоотношения между людьми. Такое право даруется человеку через правителя, который наделяется особым ореолом святости.

3.Принципы, аксиомы и презумпции права

Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

16.К числу общеправовых принципов относятся :

А) независимость судей

Б) состязательность сторон

В)восстановление нарушенных прав

Г) свобода труда

17.К числу межотраслевых правовых принципов относятся:

А) гласность судопроизводства

Б) равноправие мужа и жены

Г) независимость судей

18.Отраслевым правовым принципом является :

А) невмешательство в частные дела

Б) охрана здоровья работников

19.Презумпция виновности действует в:

А) гражданских правоотношениях

Б) финансовом праве

В) административном праве

Г) конституционном праве

20.Верны ли утверждения?

А.При возникновении гражданских споров лицо, на которое падает обвинение, считается виновным, пока не докажет обратное.

Б.Активно доказывать свою невиновность необходимо тому, кто предъявил исковые требования.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б

21.Верны ли утверждения?

А. Правовые аксиомы закрепляют то, что было установлено недавно

Б.Правовые аксиомы закрепляют то, что уже является достоверным.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б

22.Установите соответствие Правовые принципы и их характеристики:

А) принцип гуманизма

В) принцип справедливости

Г) принцип взаимности

1.Позволяет предоставлять иностранцам права и льготы в государстве при условии, что его граждане, организации пользуются аналогичными правами, льготами.

2.Суъекты, находящиеся в неравных условиях, должны трактоваться налоговыми законами неодинаково .

3.Человек может быть подвергнут уголовной ответственности лишь тогда, когда установлена его вина в порядке, определенном законом.

4.Право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека.

23.Установите соответствие Правовые понятия и их определения:

А) юридические фикции

В) правовые аксиомы

1.Предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное

2.Утверждения, которые не требуют доказательств

3.Положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, и общеобязательных

Слайды и текст этой презентации


Тема 1 Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества


Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.
Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.


Практическое занятие №1:

Организация работы с правовыми информационными системами. Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права.

Самостоятельная работа:
Привести примеры обычаев, религиозных норм, групповых норм, корпоративных норм, правовых аксиом, юридических фикций, санкций


Значение права. Юридические науки и профессии
Теории происхождения права
Теории понимания права
Принципы презумпции, аксиомы
Механизм правового регулирования


1. Значение права. Юридические науки и профессии

Юриспруденция –наука о праве

Система юридических наук


Информация и право

Правовая информация- совокупность правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой действительности
Виды правовой информации:
Официальная
Индивидуально-правовая
неофициальная


2. Теории происхождения права


В первобытном обществе отсутствовало право
Люди в первобытном обществе руководствовались мононормами
Мононормы – правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах
Право возникло в классовом рабовладельческом обществе, вместе с государством.


Теории понимания права

Правопонимание – совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание.
Естественное право – совокупность ценностей и идеалов людей. Которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой
Позитивное право- система юридических норм, санкционированных или установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов
Психологическая теория – система чувств, эмоций, которые составляют основу права
Нормативистская теория считает, право- это система норм, среди которых есть основная норма.


Право и его функции

Право – это система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность


3. Принципы, презумпции, аксиомы

Принципы права – это те основновополагающие начала, на основе которых реализуется право в обществе


Презумпции- предположения, которые признаются достаточными, пока не будет доказано обратное
Презумпция невиновности
Презумпция виновности
Презумпция знания закона
Презумпция долевой формы собственности
Презумпция титульного владения


Правовые аксиомы – утверждения, которые не требуют доказательств. Наука опирается на эти утверждения
Кто живет по закону, тот никому не вредит
Несправедливо наказывать дважды за одно и то же.
Один свидетель- не свидетель.
Если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан.
Кто щадит виновного. Наказывает невиновного.
Показания взвешивают, а не считают.


Юридические фикции – это положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит и общеобязательных.


Механизм правового регулирования

Социальные нормы – общественные правила поведения.



Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования – динамическая система последовательно-организованных правовых средств, обеспечивающих достижение задач правового регулирования, движение от записанной в законе абстрактной правовой нормы к правомерному поведению субъектов права


Стадии правового регулирования

Осознание потребностей правового регулирования
Правотворчество
Реализация права

Читайте также: