1 судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей

Обновлено: 17.05.2024

Судебная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Органы судебной власти реализуют свои полномочия на основе Конституции РФ и федеральных законов. Судьями в Российской Федерации являются лица, наделенные полномочиями осуществлять судебную власть от имени государства и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Несомненно, отправление правосудия достаточно сложный процесс, и судьи должны обладать не только специальными знаниями, но и опытом, для того, чтобы вынести верное решение. В связи с большой ответственностью и значимостью профессии судьи, Конституция Российской Федерации и федеральные законы наделяют судей и образуемые ими сообщества особым правовым статусом, отличным от статуса остальных лиц, осуществляющих государственную власть. Статус судьи обеспечивается государственными гарантиями его независимости, включающие: определенные законом процедуры осуществления правосудия; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; несменяемость судьи; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Органы, задачи и принципы организации органов судейского сообщества. 5
Глава 2. Организационная структура органов судейского сообщества, их полномочия и функции. 9
Всероссийский съезд судей РФ 9
Совет судей РФ 12
Совет судей субъекта РФ 14
Конференция судей субъекта РФ 16
Общие собрания судей судов 17
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации (ВККС РФ) 18
Квалификационные коллегии судей в субъектах РФ 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

органы суд сообщества.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(ОЧНЫЙ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Студент 1 курса, 5 группы

Очной формы обучения

Снегирев Владимир Алексеевич,

Молокаева Оксана Хараевна

Дата представления работы

Введение

Судебная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Органы судебной власти реализуют свои полномочия на основе Конституции РФ и федеральных законов. Судьями в Российской Федерации являются лица, наделенные полномочиями осуществлять судебную власть от имени государства и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Несомненно, отправление правосудия достаточно сложный процесс, и судьи должны обладать не только специальными знаниями, но и опытом, для того, чтобы вынести верное решение. В связи с большой ответственностью и значимостью профессии судьи, Конституция Российской Федерации и федеральные законы наделяют судей и образуемые ими сообщества особым правовым статусом, отличным от статуса остальных лиц, осуществляющих государственную власть. Статус судьи обеспечивается государственными гарантиями его независимости, включающие: определенные законом процедуры осуществления правосудия; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; несменяемость судьи; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества.

Основной функцией органов судейского сообщества является выражение интересов судей как носителей судебной власти.

Целью данной работы является всестороннее изучение правового статуса различных органов судейского сообщества (Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ), определение их компетенции и роли в судебной системе России.

Исследования данной темы актуальны в современной теории конституционного права ввиду того, что институт судебной власти существенно отличается от институтов отрасли, а правосудие в целом один из важнейших элементов государства.

Изучению проблематики правового статуса судейского сообщества посвящены работы : В.В. Ершова, М.И. Клеандрова, Е.В. Бурдиной, Г. Цепляевой, И. Яблоковой и других.

Задачами работы можно назвать изучение нормативных актов, регулирующих данную сферу, монографий и работ ученых, занимающихся данной проблемой. Необходимо определить и понять роль каждого органа, для того, чтобы иметь точное представление обо всей системе.

Работа построена следующим образом. Присутствует деление на две основные главы. Первая содержит основные принципы организации органов сообщества, во второй непосредственно изучается каждый орган, определяются его цели, место, роль и компетенция.

Глава 1. Органы, задачи и принципы организации органов судейского сообщества.

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются2:

  • Всероссийский съезд судей;
  • конференции судей субъектов Российской Федерации;
  • Совет судей Российской Федерации;
  • советы судей субъектов Российской Федерации;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  • квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
  • Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Основополагающими принципами деятельности закон называет: коллегиальность, гласность, независимость судей, невмешательство в судебную деятельность.

В свою очередь, Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.3

Задачами органов сообщества закон называет:

    1. содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства

Судебная система - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. В Российской Федерации суды подразделяются на два вида - суды федеральные и суды субъектов РФ К федеральным судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Особое место в подсистеме судов общей юрисдикции занимают военные суды: гарнизонов, соединений, флотилий, армий, военных округов, флотов, видов и групп войск, а также Военной коллегии, как подразделения Верховного Суда РФ. Специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел относятся к федеральным судам и учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". Другой ветвью являются арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о судебной системе РФ в субъектах Федерации могут создаваться конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов о соответствии законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Прежде всего, к совершенствованию судебной системы и судопроизводства следует отнести факт распространения и публикаций Советом судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) РФ разъяснений по вопросам применения материальных и процессуальных правовых норм, а также постановлений Совета судей РФ. К совершенствованию работы органов судейского сообщества следует также отнести аналитическую работу Совета судей РФ и совета судей различных уровней, а также ВККС и квалификационных коллегий нижестоящих судебных звеньев по выявлению нарушений отдельными судьями РФ сроков рассмотрения различных категорий дел;

В связи с возрастающей ролью средств массовой информации, усиливается внимание к судьям и деятельности судов. Часто публикуется информация не соответствующая действительности, порочащая честь судей и судейской корпорации. Для этого предпринимаются меры реагирования, начиная от использования положений законов о средствах массовой информации до обращения с органы прокуратуры и суд4;

    1. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности

Только ВККС РФ и территориальные комиссии занимаются кадровым обеспечением судов Российской Федерации, осуществляют прием кандидатов на должность судьи, организацию профессионального экзамена и прочую деятельность, направленную на подготовку кадров для судов и судебной системы в целом.

Кроме того, Совет Судей РФ, ВККС РФ дают методические рекомендации, разъяснения, издают приказы и распоряжения по организационной деятельности судов;

    1. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.5

Общие требования, предъявляемые к судье, правила осуществления профессиональной деятельности судьи, внеслужебная деятельность судьи и морально-этические требования, которыми должен руководствоваться судья, изложены в Кодексе судейской этики, утвержденном IV Всероссийским съездом судей 02.12.2004 г. Кодекс представляет собой общие правила, регулирующие поведение судьи, как в служебной, так и во внеслужебной деятельности, закрепляют обязанность судей поддерживать авторитет судебной власти.

Глава 2. Организационная структура органов судейского сообщества, их полномочия и функции.

В российской федерации органы судейского сообщества делятся на два вида по составу:

  1. Органы судейского сообщества, формируемые из судей.

К ним относятся: Совет судей РФ, избираемый на Всероссийском съезде судей; Совет судей субъекта РФ, избираемый на конференции судей субъекта РФ; Совет судей суда, избираемый общим собранием судей данного суда.

  1. Органы судейского сообщества, формируемые из судей, представителей общественности и Президента РФ.

К ним относятся: Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии субъектов РФ.

Рассмотрим каждый из органов подробнее.

Всероссийский съезд судей РФ

Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации6.

Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений7.


Аннотация
В Российской Федерации созданы реально действующие органы судейского сообщества, их статус закреплен на уровне федерального закона. Такие органы занимают не последнюю роль в реализации принципа независимости. Они обладают широкими полномочиями по формированию судейского корпуса государства, по оценке профессиональной деятельности судьи и регулированию процедуры карьерного роста, по привлечению судьи к ответственности за дисциплинарные нарушения, по нормативно-правовому регулированию организации деятельности судебной системы в целом и каждого судьи в частности.


Abstract
The Russian Federation has created real operating bodies of the judicial community, their status is fixed at the level of the federal law. Such authorities are taking an important role in the implementation of the principle of independence. They have broad powers to the formation of the judiciary of the state, according to the professional activities of judges and career management of procedures to attract the judge liable for disciplinary violations, according to the legal regulation of organization of the judicial system as a whole and each judge in particular.

Самостоятельность органов судебной власти определяют как совокупность степеней свободы функционирования органов судебной власти в бюджетной, организационно-правовой и кадровой сферах в целях организационного, методического и кадрового обеспечения осуществления правосудия судьями – носителями судебной власти независимо от любых попыток воздействия со стороны сторон судебного процесса, представителей других ветвей государственной власти, политических, экономических, криминальных кругов[1]. Иначе говоря, самостоятельность органов судебной власти означает независимость самой судебной системы, а не отдельных судей.

  1. Всероссийский съезд судей;
  2. конференции судей субъектов Российской Федерации;
  3. Совет судей Российской Федерации;
  4. советы судей субъектов Российской Федерации;
  5. общие собрания судей судов;
  6. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  7. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
  8. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  9. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Самостоятельность органов судебной власти законодательно обеспечивается гарантиями самостоятельности органов судебной власти в бюджетной сфере (финансовая самостоятельность), в организационно-правовой сфере, в вопросах кадровой политики.

В вопросах кадровой политики органы судейского сообщества имеют не менее широкие полномочия в целях обеспечения самостоятельности органов судебной власти в данной сфере.

Среди органов судейского сообщества закон называет квалификационные коллегии и экзаменационные комиссии, деятельность которых и направлена на обеспечение независимости судов в кадровых вопросах. Так, квалификационные коллегии рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации, объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судейского корпуса, приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия суде, рассматривают заявления о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и принимают по ним решения. Например, за 2013 года квалификационной коллегией судей Кемеровской области на должность судьи было рекомендовано девяносто два кандидата, а семидесяти четырем кандидатам отказано[5]. Экзаменационные комиссии принимают экзамены у кандидатов на должность судьи.

Как уже упоминалось, квалифколлегии обладают полномочиями по рассмотрению заявлений о привлечении судей к ответственности за дисциплинарные правонарушения.

Большинство решений по данной категории дел выносится на уровне квалифколлегий субъектов Российской Федерации. Например, за 2013 год квалификационная коллегия судей Кемеровской области рассмотрела шесть представлений о привлечении судей
к дисциплинарной ответственности. Одно представление было отозвано. По результатам рассмотрения данных заявлений полномочия двух судей были досрочно прекращены, остальные судьи получили замечания и предупреждения в качестве дисциплинарного наказания[8].

Необходимо отметить, что Высшая квалификационная коллегия Российской Федерации не является конечной инстанцией по делам о привлечении судей к ответственности, так как ее решения, а также решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, при наличии достаточных оснований могут быть оспорены в Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, такие органы судейского сообщества как Совет судей Российской Федерации и Всероссийский съезд судей имеют наиболее широкие полномочия по регулированию деятельности судебной системы государства и разрешают самые ключевые проблемы функционирования судов в Российской Федерации.

[1] Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // СПС КонсультантПлюс

[2] Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 05.10.2015) “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” // “Собрание законодательства РФ”, 18.03.2002, N 11, ст. 1022

[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 г. №23-П // Собрание законодательства РФ. 27.07.1998. № 30. Ст. 3801.

[4] Федеральный закон от 10.02.1999 N 30-ФЗ “О финансировании судов Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 15.02.1999. N 7. ст. 877

[6] Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // СПС КонсультантПлюс

[7] Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации” // Российская газета. N 29. 11.02.2011

[9] Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 05.10.2015) “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 18.03.2002. N 11. ст. 1022


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

1. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

2. Органы судейского сообщества: понятие, задачи, принципы организации и деятельности.

3. Всероссийский съезд судей; конференция судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов: порядок формирования и деятельности.

4. Квалификационные коллегии судей: виды, порядок формирования и деятельности.

5. Полномочия экзаменационных комиссий и порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи.

Задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучите разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

3. Укажите правильный ответ (правильные ответы):

Принципами организации и деятельности органов судейского сообщества являются:

а) единство и централизация

г) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей

д) невмешательство в судебную деятельность

4. Укажите правильный ответ (правильные ответы):

Органами судейского сообщества являются:

а) Судебный департамент при Верховном Суде РФ

б) Верховный Суд РФ

в) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ

г) Всероссийский Съезд Судей, Совет Судей РФ, конференции судей субъектов РФ, собрание судей, высшая квалификационная коллегия судей РФ

5. Проведите деловую игру по приведенному ниже сценарию либо на основе материалов, предложенных преподавателем.

Пример сценария деловой игры:

I. Фабула дела.

В жалобе П. ставиться вопрос об отмене вышеуказанного решения, т.к. он никаких поступков, позорящих честь и достоинство судьи и умаляющих авторитет судебной власти, не совершал, данный материал считает продолжением его преследования.

II. Материалы производства.

Заключение судьи П. по делу Н.

Рассматривая в свете изложенных выше правовых соображений материалы уголовного дела по обвинению Н. в совершении предусмотренного ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, нахожу состоявшийся по его уголовному делу обвинительный приговор … незаконным, необоснованным и подлежащим отмене…

В деяниях подсудимого отсутствует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, несовместимые с военной службой взгляды Н. четко выражены: он не желает служить в Вооруженных Силах Российской Федерации, так как его убеждениям противоречит использовании армии во внутриполитических целях, в частности, против населения Чеченской Республики. Для оправдания подсудимого Н. достаточно установить, что его убеждения несовместимы с военной службой в рядах отечественного воинства.

Наличие у Н. несовместимых с военной службой убеждений стороной обвинения не опровергнуто.

Факты постоянного выражения Н. несовместимых с военной службой убеждений доказаны:

- заявлением самого Н.;

- показаниями свидетеля К., который, как констатировано в приговоре, «показал, что Н. неоднократно говорил в его присутствии, что он не желает служить в армии по своим убеждениям, считая, что применение армии – это провал демократии (с. 2 приговора)…

Таким образом, имеются основания для отмены приговора в связи с неправильным применением судом уголовного закона.

III. Задание.

Для студентов, исполняющих роли сторон: изучив приведенный документ, подготовьте выступления сторон (заявителя – судьи П.; представителя квалификационной коллегии судей г. Москвы, прокурора) на заседании Высшей квалификационной коллегии судей по этому делу и, с соблюдением процедуры заседания Высшей квалификационной коллегии судей, воспроизведите эти выступления.

Для студентов, исполняющих роли членов Высшей квалификационной коллегии судей: выслушав выступления сторон и исследовав представленные доказательства, постановите решение о законности либо незаконности решения квалификационной коллегии судей г. Москвы о лишении П. полномочий судьи.

Практическое занятие 10



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


В научной статье рассматривается становление и развитие квалификационных коллегий судей. Выделяются основные этапы развития квалификационных коллегий судей в системе органов судейского сообщества, критериями выделения которых послужили законодательно определенные организационные и функциональные характеристики квалификационных коллегий судей, обусловливающие изменения их правового статуса.

Ключевые слова: судейское сообщество, квалификационная коллегия судей, этапы развития, учредительный этап, формационный этап, современный этап.

Keyword: judicial community, the qualification Collegium of judges, stage of development, the constituent phase, formational stage, present stage.

Феномен судейского сообщества существует во всех демократических странах и является неотъемлемой составной частью независимой судебной власти. Судейское сообщество является формой реализации судейского самоуправления и одной из гарантий независимости судебной власти. Это подтверждается как практикой деятельности таких органов в зарубежных странах, так и международно-правовыми актами, регулирующими стандарты судебной независимости. Судейское сообщество в лице его органов выражает интересы носителей судебной власти — судей.

Первоначальное понимание органов судейского сообщества сложилось в послевоенной Европе, когда во Франции, в Италии, Португалии и Испании были созданы первые судебные советы — независимые органы, целью которых являлось обеспечение более высокой степени независимости судов от исполнительной власти. Эта цель достигалась, передачей таким органам важной функции по назначению судей, а также составом органов — в них входили судьи и представители других ветвей власти. Этот опыт создания и функционирования судебных советов оказался настолько успешным, что во второй половине XX в. во многих странах Европы, Северной и Латинской Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока были созданы органы судейского сообщества. При этом, несмотря на то, что цель их создания, как правило, была единой — обеспечение независимости судебной власти — тем не менее институциональная структура, состав, порядок формирования и компетенция их существенно отличаются.

В мировой практике органы судейского сообщества (чаще всего они именуются судебными советами) представляют собой избираемые либо назначаемые институты, обладающие полномочиями (зачастую весьма значительными) в отношении назначения, обучения, карьерного роста судей, привлечения судей к дисциплинарной ответственности, функциями по финансированию и администрированию судебной системы. Как правило, органы судейского сообщества независимы от законодательной и исполнительной властей и рассматриваются в качестве независимых посредников между данными ветвями власти и судебной системой.

В континентальной Европе после второй мировой войны органы судейского сообщества были учреждены сначала во Франции. В 1946 г. был создан орган судейского сообщества — Высший совет магистратуры (Conseil Superieur de la Magistrature). С момента образования Совета и до настоящего момента его структура и состав претерпели значительные изменения, между тем функции Совета по назначению и дисциплинарным процедурам в отношении судей остались практически неизменными.

В Италии Высший совет магистратуры (Consiglio Superiore della Magistratura) был создан в 1958 г. с целью избавления судебной власти от политического контроля.

В России процесс становления органов судейского сообщества имеет свою историю и связан с определенными периодами становления и оформления судебной власти Российской Федерации и статуса судей.

Квалификационные коллегии судей являются органами судейского сообщества, поэтому история их становления и развития неразрывно связана с историей становления и развития судейского сообщества в целом. Поэтому рассматривать историю развития квалификационных коллегий в России предлагаем рассматривать на основе истории развития органов судейского сообщества.

Существует несколько позиций ученых о периодах развития органов судейского сообщества в России. Так, И. М. Жмурко выделяет четыре периода: период формирования судейского сообщества (1711–1864 гг.), период развития судейского сообщества и образования его органов (1864–1917 гг.), советский (социалистический) период становления судейского сообщества (1917–1988 гг. и период перестройки 1988–1992 гг.) и современный период (с 1992 г. и по настоящее время), который характеризуется созданием органов судейского сообщества, входящих в единую судебную систему Российской Федерации.

На основе периодизации о развитии органов судейского сообщества следует рассмотреть этапы развития квалификационных коллегий судей как органов судейского сообщества. За основу выделения основных этапов развития квалификационных коллегий судей предлагаем законодательные акты, определяющие организационные и функциональные характеристики квалификационных коллегий судей, обусловливающие изменение их правового статуса.

Считаем, что историю судейского самоуправления можно начинать с середины 19 века, когда в результате судебной реформы 1864 года судебная власть отделяется от исполнительной, административной и законодательной.

Первый этап — подготовительный — (до 1989 г.) связан с развитием идей судейского самоуправления и становлением независимости судей в России.

Представляется необходимым выделение этого этапа как периода зарождения и развития идей о судейском самоуправлении и становления основ независимости судов и судей. Этот этап можно назвать предтечей появления органов судейского сообщества в России.

Законы, проводимые в рамках судебной реформы 1864 года, коренным образом изменили процессуальное право и судебную систему России. До этого момента судебная власть фактически являлась придатком исполнительной власти. Суды были лишены независимости, поэтому исследователи называют это время периодом создания судебной власти в России.

Идея учреждения независимой и влиятельной судейской корпорации была высказана в общих чертах в докладе Председателя Верховного Суда РСФСР на Первом Всероссийском съезде судей 17 октября 1991 г. и в принятых съездом документах. Она выдвигалась как гарантия независимости судей от органов юстиции и вышестоящих судов, гарантией защиты прав, чести и достоинства судей.

Отсутствие сплоченной и независимой судейской корпорации, имеющей вес в государственной деятельности и сознательно реализующей интерес права, рассматривалось как одно из проявлений кризиса системы юстиции в России. Идея о создании судейского сообщества нашла воплощение в Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г.

Таким образом, в этот период оформляются основные полномочия квалификационных коллегий судей, связанные с реализацией единства статуса судей. В настоящее время квалификационные коллегии практически не изменили набора полномочий.

Таким образом, в период создания органов судейского сообщества квалификационные коллегии не рассматривались как часть судейского сообщества законодателем, поскольку их основные полномочия были сосредоточены на решении вопросов кадрового обеспечения судов, а не защиты интересов судей. Но органы судейского сообщества фактически включали квалификационные коллегии в состав органов судейского сообщества.

Принятие Закона о судебной системе было важной вехой развития квалификационных коллегий судей как органов судейского сообщества, поскольку в результате оно стало полноценным элементом системы судебной власти. Данный период характеризуется тем, что созданные квалификационные коллегии стали относиться к органам судейского сообщества формально.

Современный этап развития судейского сообщества характеризуется тем, что в ходе реализации законодательных положений проводится дополнительный анализ их целесообразности, вырабатываются подходы к совершенствованию системы деятельности судейского сообщества.

Таким образом, развитие судейского сообщества и квалификационных коллегий судей как его органов связано с конституционным закреплением и гарантированием принципа самостоятельности и независимости судебной власти.

Основные термины (генерируются автоматически): судейское сообщество, квалификационная коллегия судей, судебная власть, орган, статус судей, Россия, Российская Федерация, судебная система, судейское самоуправление, СССР.

Читайте также: