1 дайте определение понятию права и определите к какой концепции правопонимания оно относится

Обновлено: 04.07.2024

Право - это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направлен­ных на урегулирование общественных отношений.

В теории права различают три основных способа пра­вового регулирования общественных отношений:

1. Дозволение - предоставление лицу права на опре­ деление собственного поведения, совершение тех или иных действий (правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом);

2. Запрещение - возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий (переход улицы на красный свет);

3. Связывание - это возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных дей­ ствий (например, соблюдать Конституцию, возместить вред, уплатить долг).

Обязывания предполагают активные действия, связан­ные с функционированием государственной власти, с ее велением.

Посредством дозволений, запретов и связываний пра­во выполняет регулятивную и охранительную функции.

Проблемы современного правопонимания (основные концепции) '

• Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. 1

Правопонимание всегда субъективно, потому что каж­дый человек воспринимает право по своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по сво­ему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе. Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.

Существует ряд концепций правопонимания:

1. Естественно — правовая.

Истоки естественно-правовых взглядов - в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за­ложенные самой природой человека.

Логически завершенную форму эта концепция получи­ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

Алексеев С.С. Теория государства и права. М, 1997г.

По данной концепции источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека.

Естественно-правовая концепция соединяет право и мораль. По мнению представителей этой концепции ос­нову права составляют такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство и т. п.

Право есть совокупность постоянно действующих, не­зависимых от государства норм и принципов., олицетво­ряющих разум, справедливость, свободу, объективный порядок ценностей.

Одним из достоинств данной теории является то, что она обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с .такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

Слабая сторона естественно-правовой концепции в том, что она отрицает роль государства в правотворче­ском процессе. Право ставится в зависимость от таких нравственных ценностей, которые составляют природу человека. Поэтому весьма сложно определить критерий законного и противозаконного, так как у различных людей могут быть разные представления о нравственных ценно­стях, например, о справедливости.

Эта концепция логически завершенную форму получи­ла в XX веке. Ее автором считают Г. Кельзена. Концепция основана на представлении о том, что право - это сово­купность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах.

Достоинство нормативизма заключается в том, что гакой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

Недостаток нормативизма - в игнорировании есте­ственных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Эта теория завершенную форму, получила в конце XVIII - начале XIX веков в трудах Гуго, Савиньи, Пухта.

Представители этой концепции считали, что право - это историческое явление, которое, как и язык, не устанавлива­ется договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно.

По данной концепции право - это, прежде всего, пра­вовые обычаи, а законы производны от обычного права, " которое основательно и проверено временем.

Законодатель не может творить нормы права по сво­ему усмотрению, а должен учитывать в законотворческом процессе культурно-исторические и национальные осо­бенности права.

Достоинство исторической концепции в том, что в ней подчеркнута необходимость учета в правотворческом процессе национальных, исторических и культурных осо­бенностей права, а также обращено внимание на есте­ственность развития права.

Недостаток в том, что завышена роль правовых обыча­ев, которые уже не справлялись с полноценным упорядо­чением общественных отношений,

Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Петражицкого, Росса и др.

По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущ­ность права определяются не через деятельность законо­дателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

Право подразделяется на:

позитивное (установленное государством);

интуитивное (результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида).

Интуитивные переживания (интуитивное право) высту­пает регулятором поведения человека и потому рассмат­ривается как реальное, действительное право. Оно выс­тупает критерием оценки позитивного права.

В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений.

Достоинство данной концепции в том, что она учиты­вает психологические особенности людей, роль право­сознания в правовом регулировании общественных отно­шений.

Недостатком этой концепции является ее односторон­ний характер, отрыв от объективной реальности. Имеет значение только интуитивное право, выступающее регу­лятором поведения человека.

Логически завершенную форму концепция получила в XIX-XX веках в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина. По этой концепции право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяет­ся характером материальных производственных отноше­ний. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-норма­тивное выражение.

Достоинство данной концепции в том, что она показа­ла зависимость права от социально-экономических фак-

торов, наиболее существенно влияющих на него, обрати­ла внимание на тесную связь права с государством, ко­торое устанавливает и обеспечивает его.

Недостаток - в преувеличении роли классовых начал в праве, в ущерб общечеловеческим началам.

Каждая концепция имеет свои достоинства и недо­статки. Различные подходы к правопониманию, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия имеют определенную ценность в науч­ных целях. В связи с этим, казалось бы, путем объедине­ния признаков, более всего отвечающих интересам пра­воприменительной практики, можно выработать единый подход к пониманию права. Но будет ли это правильным и полезным? Невозможно предусмотреть гарантии пол­ной объективности, а следовательно существует вероят­ность объединения недостатков и пороков.

Вряд ли возможно абсолютно совершенное право. Нельзя считать тот или иной признак неприемлемым или наоборот существенным. При этом подходе выявле­ние существенных признаков необходимо по отношению к содержанию и форме права. Мера свободы и справед­ливости будет характеризовать содержание, а формаль­ным свойством будет общеобязательность, основываю­щаяся на принуждении со стороны государства.

1 Теория государства и права под общей редакцией проф. В.В. Ла­зарева, М. Новый юрист, 1997.

1. \u0415\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e-\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u0430\u044f \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u044f. \u041e\u043d\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b\u0430 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0443 \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0431\u0443\u0440\u0436\u0443\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u0439 XVII \u2013 XVIII \u0432\u0432.

2. \u0418\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0448\u043a\u043e\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u041d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435 XVIII \u2013 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0435

3. \u041d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u0432\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432.

4. \u041c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u042d\u0442\u0430 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b\u0430 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0448\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0443 \u0432 XIX \u2013 XX \u0432\u0432. \u0432 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430\u0445 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0430, \u042d\u043d\u0433\u0435\u043b\u044c\u0441\u0430, \u041b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0434\u0440. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043a\u0430\u043a \u0432\u043e\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0432 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u0432\u043e\u043b\u044f \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0430. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e, \u043a\u0430\u043a \u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0442\u0440\u0430\u043a\u0442\u0443\u044e\u0442\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u043d\u0430\u0434\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u0447\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430. \u041f\u043e\u0434 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u0443\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0414\u043b\u044f \u043c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u043d\u043e \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0432 \u0442\u0435\u0441\u043d\u043e\u0439 \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0441\u0432\u044f\u0437\u0438 \u0441 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0435\u0433\u043e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442, \u043d\u043e \u0438 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u0435 \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438. \u0412 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u043c \u0430\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0447\u0435\u0442\u043a\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e. \u041f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0440\u043e\u043b\u044c \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0435 \u0432 \u0443\u0449\u0435\u0440\u0431 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430\u043c, \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u043c\u043a\u0430\u0445 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0436\u0435\u0441\u0442\u043a\u043e \u043e\u0431\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e-\u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430\u043c\u0438. \u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f \u0432\u043e\u043b\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e-\u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435. \u0424\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0430\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u044b \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 (\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435, \u043d\u0435\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435) \u043f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0443\u0449\u0435\u0440\u0431 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c, \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0421\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043d\u043e\u0441\u0438\u0442 \u0443\u0437\u043a\u043e\u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440.

5. \u041f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432.

6. \u0421\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u042d\u0442\u0430 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432. \u0432 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430\u0445 \u042d\u0440\u043b\u0438\u0445\u0430, \u0416\u0435\u043d\u0438, \u041c\u0443\u0440\u043e\u043c\u0446\u0435\u0432\u0430, \u041a\u043e\u0442\u043b\u044f\u0440\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u041a\u043e\u0432\u0430\u043b\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0434\u0440. \u041e\u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u044d\u043c\u043f\u0438\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f\u0445, \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u0430 \u0441 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442\u043e\u0432. \u041f\u043e\u0434 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f, \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430, \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u043a.

Правопонимание — определённое представление о существе права.

    — право есть искусство о добром и справедливом; — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти; — юристы до сих пор ищут своё определение права.

Содержание

Теория естественного права

Представители

Суть теории

Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая школа права

Представители

Суть теории

Психологическая теория права

Представители

Суть теории

Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права

Представители

Суть теории

Позитивная теория

Представители

Суть теории

Нормативизм (неопозитивизм)

Представители

Суть теории

Материалистическая теория права

Представители

Суть теории

Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Интегративная теория

Представители

Суть теории

Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом . Интегративная юриспруденция родилась из естественно-правовой и социологической, создаёт синтетическую теорию права. Основной признак права — нормативность (в чем и заключается его единство с моралью и религией).

Либертарная теория В. С. Нерсесянца

В юридическо-либертарной классификации правопониманий различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius — право) и легистское (лат. lex — закон) правопонимание.

Легистское правопонимание. Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон — суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. —

Подобные представления в XIX веке развивали Дж. Остин (англ.) русск. , Ш. Амос (англ.) русск. , Г. Ф. Шершеневич и др.

С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом: Право — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Юридическое правопонимание. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление.

В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют:

  • Естественно-правовой подход.
  • Либертарно-юридический подход, разработанный Нерсесянцем В. С.
  1. равной для всех нормы и меры
  2. свободы
  3. справедливости

Институциональная теория В. А. Четвернина

  • потестарный (от лат.potestas — сила, мощь)
  • либертарный (от англ.liberty — свобода).

Согласно первому из них правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются социальными субъектами, имеющими возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание или форма выражения является конституирующим признаком права.

Согласно второму типу правопонимания право обладает самостоятельной сущностью. Соответственно, о социальной норме (например, законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права. В естественно-правовых учениях неправовыми являются те нормы, которые противоречат имманентным нравственным законам природы. В российской либертарно-юридической школе (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин) неправовыми принято считать те нормы, которые нарушают принцип формального равенства — равенства всех людей в правоспособности и правосубъектности.

В. А. Четвернин считает свой подход институциональным (социологическим) либертаризмом, тогда как теории В. С. Нерсесянца он приписывает догматический либертаризм.

Коммуникативная теория права А. В. Полякова

Реалистический позитивизм Р. А. Ромашова

Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, кот. оптимально эффективно реализуются (ближе к социологической школе). Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

Теория диалога И. Л. Честнова

Право — это диалог прошлого, настоящего, будущего (традиции, рецепция). Право — это диалог правовых культур, правовых семей, правовых систем. Суть момент правые модальности, так же имеют детерминированный характер. Хотя большинство ученых сходятся во мнении что нынешнее разнообразий таковых концепций, есть ни что иное как синонимичная интерпретация старых классических концепций. В этом случае теории Честнова и Нерсесянца не вырабатывают эвристику, а лишь указывают на вообщем то давно известные уже давно открытые, правовые онтологии.

- право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом;

- правопонимание- это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению (В.И. Леушин, В.Д. Перевалов);

- субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек;

-объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного государства и общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы;

- содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. Правопонимание может быть полным или ограниченным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным;

-причины большого количества теорий (школ) права следующие:

- правопонимание как результат целенаправленной мыслительной деятельности человека субъективно. Поэтому процесс познания права и его восприятия может приводить и приводит к различным положениям;

- теории о праве связаны с различными философскими воззрениями;

- теории о праве возникают на различных этапах развития общества, каждый из которых выдвигает свои проблемы, отражаемые к теории;

- теории отражают мнения различных социальных сил, у которых свои представления о правовом регулировании общественных отношений;

- на правопонимание значительное влияние оказывают национальные, религиозные и иные традиции, существующие в той или иной стране;

- тип правопонимания - это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения (А.В. Поляков);

-вывод о том, чтос точки зрения нормативнойконцепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

С позиций философскойшколы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Вопрос 3. Общая характеристика

Основных концепций правопонимания

Теории естественного права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- идея естественного права возникла еще в Древней Греции и в Древнем Риме и связана с именами Сократа, Платона, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского;

- основные тезисы концепции естественного права:

1)естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного.

Признаки естественного права:

• принадлежность человеку с момента его рождения;

• неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;

• выражение наиболее существенных социальных возможностей человека.

В числе естественных разные авторы называют:

• право на жизнь (В.А. Кучинский, М.И. Ковалев, В.М. Чхиквадзе и др.);

• право на свободу (И.Л. Петрухин);

• право на равенство (А.Б. Венгеров);

• право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский);

• право наличную неприкосновенность (К.Б. Толкачев);

• право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);

• право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду (В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева);

• право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев);

• право на собственность (А.О. Хармати);

• право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина);

• право на безопасность, на сопротивление угнетению (B.C. Нерсесянц);

• право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс (Ю.И. Гревцов);

• право народов на определение своей судьбы: право наций на самоопределение, право прийти на помощь народу - жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях (С.С. Алексеев).

2) естественное право выступает критерием права позитивного,

3)по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права.

4)при реализации естественных прав имеются свои особенности: -естественные права реализуются непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта;-реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.

Историческая школа права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- историческая школасложилась в первой трети ХIХ века в Германии. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Г. Гуго, Г. Пухта и Ф. Савиньи, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей к тому времени поражение Великой французской буржуазной революции;

- основные идеи исторической школы права:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

Реалистическая школа права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- основные тезисы реалистической школы права:

1) право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком, заставляющие его ставить цели;

2) данные цели достигаются при посредстве права. Право существует только в виде позитивного. Государство есть сознательный творец права. Поэтому право есть защищенный государством интерес. Право как средство достижения цели выступает необходимым инструментом организации и развития общества;

3) в праве нет ничего неизменного, вечного. Оно постоянно меняется в соответствии с влиянием новых внешних факторов (интересов человека);

4) данная теория отрицает произвол. Только государственная власть на основе права (а это есть защищенный государством интерес) может применять принуждение по отношению к человеку;

5) в то же время каждый человек должен отстаивать свои интересы, права. Защита права - обязанность не только по отношению к себе, но и к обществу, государству. Отстаивая свои права, отстаиваешь тем самым нормы права, т.е. защищенный государством интерес.

Позитивистские теории права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

- одной из первых позитивистских теорий права в истории человечества считают легизм (это слово производно от слова закон). Легизм появился в Китае в IV-III вв. до н.э. Основателем и главным теоретиком легизма считают Шан Яна. Его философия управления базировалась на трех принципах: страна должна управляться по строгим и ясным законам; выполнение законов должно быть обеспечено; власть должна иметь возможность проводить законы в жизнь;

- основные положения нормативистской школы права:

- достоинства нормативистского подхода состоят в том, что он:

- фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

- указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность;

- подчеркивает формальную определенность права, т.е. закрепление правил поведения в нормативно-правовых актах государства.

Читайте также: