Значение теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

Обновлено: 17.05.2024

Аннотация. Автор в статье рассматривает понятие и основные направления профессиональной подготовки в органах внутренних дел Российской федерации. Органы внутренних дел являются одной из наиболее действенных структур, входящих в систему правоохранительных сил государства. Они осуществляют реализацию многообразных, сложных и исключительно важных функций по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и осуществлению иной правоохранительной деятельности, связанной с поддержанием нормальной жизнедеятельности общества и государства, защитой прав и законных интересов человека и гражданина.

Органы внутренних дел являются одной из наиболее действенных структур, входящих в систему правоохранительных сил государства. Они осуществляют реализацию многообразных, сложных и исключительно важных функций по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и осуществлению иной правоохранительной деятельности, связанной с поддержанием нормальной жизнедеятельности общества и государства, защитой прав и законных интересов человека и гражданина.

Вместе с тем выполнение задач, стоящих перед органами внутренних дел, во многом зависит от состава кадров, их профессионализма, морально-психологической готовности и способности успешно защищать законные права и интересы граждан, обеспечивать безопасность общества и государства, что в первую очередь обусловливает актуализацию вопросов подготовки кадров органов внутренних дел.

Особое значение в реализации кадровой политики приобретают вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел сталкиваются в настоящее время со многими нестандартными ситуациями, разрешение которых подчас в значительной степени зависит от их ценностных установок и профессиональных навыков, способности действовать в строгом соответствии с законом. Формирование этих и иных необходимых качеств сотрудников органов внутренних дел должна обеспечивать эффективная система профессиональной подготовки в системе МВД России.

Формирование кадрового состава органов внутренних дел

Формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется на основе следующих принципов:

- обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел;

- совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел;

- назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их профессиональной подготовки, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;

- соблюдение последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий.

Основными направлениями формирования кадрового состава органов внутренних дел являются:

- подготовка на плановой основе кадров для замещения должностей в органах внутренних дел;

- создание условий для профессионального и должностного роста сотрудников органов внутренних дел;

- оценка результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации;

- создание кадрового резерва и его эффективное использование;

- ведение перечня должностей в органах внутренних дел, подлежащих замещению по конкурсу;

- применение современных кадровых технологий при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении.

Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем

1) первоначальной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам:

- среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские училища);

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования;

- дополнительного профессионального образования;

3) профессиональной служебной и физической подготовки.

Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, являются частью их профессиональной подготовки и предусматриваются в соответствующих образовательных программах. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты и слушатели, не достигшие возраста 18 лет.

Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральным законом.

Дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел включает в себя:

которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей.

Получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в органах внутренних дел.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и специализированных учреждениях указанного федерального органа по переподготовке и повышению квалификации сотрудников.

Стажировка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, а также в иных государственных органах и организациях.

Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Вид и форма дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, продолжительность обучения по образовательной программе дополнительного профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По решению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел, имеющий высшее профессиональное образование, заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен в соответствующее образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения другого высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната. С таким сотрудником заключается в письменной форме дополнительное соглашение, в котором указываются:

- наименование и местонахождение образовательного учреждения;

- наименование и местонахождение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, направляющих сотрудника на обучение;

- периоды времени, предоставляемые сотруднику для прохождения вступительных испытаний, текущей или итоговой аттестации;

- обязательство сотрудника по окончании обучения продолжить службу в органах внутренних дел в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения.

Сотруднику органов внутренних дел, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.

Сотрудник органов внутренних дел может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации.

Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудника органов внутренних дел.

Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Подготовка граждан к службе в органах внутренних дел может осуществляться при реализации в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (колледжах, лицеях, специализированных классах) дополнительных образовательных программ, направленных на профессиональную ориентацию молодежи.

Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел

Подготовка кадров для органов внутренних дел, профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел могут при необходимости осуществляться в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, на основе государственного заказа.

Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел на очередной год включает в себя:

- государственный заказ на подготовку кадров по программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с квалификационными требованиями к должностям в органах внутренних дел;

- государственный заказ на профессиональную переподготовку сотрудников органов внутренних дел;

- государственный заказ на повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел.

Размещение государственного заказа на подготовку кадров для органов внутренних дел осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел на конкурсной основе в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, на основе программ развития государственной службы с учетом функций, возложенных на органы внутренних дел, и квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел.

Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел, его объем и структура утверждаются Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел на конкурсной основе и в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, заключает с гражданином договор на обучение в образовательном учреждении среднего (высшего) профессионального образования, не входящем в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с которым гражданин обязуется по окончании обучения заключить контракт на срок не менее пяти лет. Стажировка таких граждан осуществляется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении по согласованию между указанным федеральным органом и образовательным учреждением среднего (высшего) профессионального образования, не входящим в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

1. Аккаева Х.А. Новые тенденции законодательства об экстремизме и терроризме в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-2 (60). С. 16-18.

2. Манукян А.Р. Проблемы противодействия терроризму и экстремизму на территории Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 2. – С. 194-197.

3. Манукян А.Р. Самовоспитание обучаемых в вузах

МВД РФ как фактор совершенствования личности будущих офицеров. Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2013. т. 3. № 1. с. 95-98.

4. Манукян А.Р. Основные проблемы совершенствования индивидуально – воспитательной работы с личным составом.

5. Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Теория и практика общественного развития. – 2014, Вып. 14. – С. 121-124.

6. Безопасность России: ХХ1 век //Права человека, 2007, № 7.

7. Будницкий О.В. История терроризма в России. Изд. 2-е. Р-н-Д., 2006.

8. Карданов, Р.Р. Соблюдение мер личной безопасности сотрудниками ОВД в СКФО / Карданов Р.Р. У//Учеб.-практ. Пособ. - Нальчик, 2015.

Аннотация. Автор в статье рассматривает понятие и основные направления профессиональной подготовки в органах внутренних дел Российской федерации. Органы внутренних дел являются одной из наиболее действенных структур, входящих в систему правоохранительных сил государства. Они осуществляют реализацию многообразных, сложных и исключительно важных функций по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и осуществлению иной правоохранительной деятельности, связанной с поддержанием нормальной жизнедеятельности общества и государства, защитой прав и законных интересов человека и гражданина.

Органы внутренних дел являются одной из наиболее действенных структур, входящих в систему правоохранительных сил государства. Они осуществляют реализацию многообразных, сложных и исключительно важных функций по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и осуществлению иной правоохранительной деятельности, связанной с поддержанием нормальной жизнедеятельности общества и государства, защитой прав и законных интересов человека и гражданина.

Вместе с тем выполнение задач, стоящих перед органами внутренних дел, во многом зависит от состава кадров, их профессионализма, морально-психологической готовности и способности успешно защищать законные права и интересы граждан, обеспечивать безопасность общества и государства, что в первую очередь обусловливает актуализацию вопросов подготовки кадров органов внутренних дел.

Особое значение в реализации кадровой политики приобретают вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел сталкиваются в настоящее время со многими нестандартными ситуациями, разрешение которых подчас в значительной степени зависит от их ценностных установок и профессиональных навыков, способности действовать в строгом соответствии с законом. Формирование этих и иных необходимых качеств сотрудников органов внутренних дел должна обеспечивать эффективная система профессиональной подготовки в системе МВД России.

Формирование кадрового состава органов внутренних дел

Формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется на основе следующих принципов:

- обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел;

- совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел;

- назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их профессиональной подготовки, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;

- соблюдение последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий.

Основными направлениями формирования кадрового состава органов внутренних дел являются:

- подготовка на плановой основе кадров для замещения должностей в органах внутренних дел;

- создание условий для профессионального и должностного роста сотрудников органов внутренних дел;

- оценка результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации;

- создание кадрового резерва и его эффективное использование;

- ведение перечня должностей в органах внутренних дел, подлежащих замещению по конкурсу;

- применение современных кадровых технологий при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении.

Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем

1) первоначальной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам:

- среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские училища);

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования;

- дополнительного профессионального образования;

3) профессиональной служебной и физической подготовки.

Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, являются частью их профессиональной подготовки и предусматриваются в соответствующих образовательных программах. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты и слушатели, не достигшие возраста 18 лет.

Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральным законом.

Дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел включает в себя:

которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей.

Получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в органах внутренних дел.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и специализированных учреждениях указанного федерального органа по переподготовке и повышению квалификации сотрудников.

Стажировка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, а также в иных государственных органах и организациях.

Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Вид и форма дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, продолжительность обучения по образовательной программе дополнительного профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По решению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел, имеющий высшее профессиональное образование, заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен в соответствующее образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения другого высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната. С таким сотрудником заключается в письменной форме дополнительное соглашение, в котором указываются:

- наименование и местонахождение образовательного учреждения;

- наименование и местонахождение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, направляющих сотрудника на обучение;

- периоды времени, предоставляемые сотруднику для прохождения вступительных испытаний, текущей или итоговой аттестации;

- обязательство сотрудника по окончании обучения продолжить службу в органах внутренних дел в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения.

Сотруднику органов внутренних дел, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.

Сотрудник органов внутренних дел может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации.

Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудника органов внутренних дел.

Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Подготовка граждан к службе в органах внутренних дел может осуществляться при реализации в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (колледжах, лицеях, специализированных классах) дополнительных образовательных программ, направленных на профессиональную ориентацию молодежи.

Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел

Подготовка кадров для органов внутренних дел, профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел могут при необходимости осуществляться в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, на основе государственного заказа.

Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел на очередной год включает в себя:

- государственный заказ на подготовку кадров по программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с квалификационными требованиями к должностям в органах внутренних дел;

- государственный заказ на профессиональную переподготовку сотрудников органов внутренних дел;

- государственный заказ на повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел.

Размещение государственного заказа на подготовку кадров для органов внутренних дел осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел на конкурсной основе в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, на основе программ развития государственной службы с учетом функций, возложенных на органы внутренних дел, и квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел.

Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел, его объем и структура утверждаются Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел на конкурсной основе и в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, заключает с гражданином договор на обучение в образовательном учреждении среднего (высшего) профессионального образования, не входящем в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с которым гражданин обязуется по окончании обучения заключить контракт на срок не менее пяти лет. Стажировка таких граждан осуществляется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении по согласованию между указанным федеральным органом и образовательным учреждением среднего (высшего) профессионального образования, не входящим в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

1. Аккаева Х.А. Новые тенденции законодательства об экстремизме и терроризме в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-2 (60). С. 16-18.

2. Манукян А.Р. Проблемы противодействия терроризму и экстремизму на территории Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 2. – С. 194-197.

3. Манукян А.Р. Самовоспитание обучаемых в вузах

МВД РФ как фактор совершенствования личности будущих офицеров. Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2013. т. 3. № 1. с. 95-98.

4. Манукян А.Р. Основные проблемы совершенствования индивидуально – воспитательной работы с личным составом.

5. Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Теория и практика общественного развития. – 2014, Вып. 14. – С. 121-124.

6. Безопасность России: ХХ1 век //Права человека, 2007, № 7.

7. Будницкий О.В. История терроризма в России. Изд. 2-е. Р-н-Д., 2006.

8. Карданов, Р.Р. Соблюдение мер личной безопасности сотрудниками ОВД в СКФО / Карданов Р.Р. У//Учеб.-практ. Пособ. - Нальчик, 2015.

Понятие и классификация юридических наук. Историко-теоретические, отраслевые и прикладные юридические науки. Место и роль юриспруденции в системе общественных наук.

Предмет теории государства и права: понятие и структура. Методология теории государства и права. Общенаучные, специальные и частно-правовые методы познания государства и права. Принципы научного познания государства и права: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Понятийно-категориальный аппарат теории государства и права. Философские, общесоциальные и специально-юриди-ческие понятия и категории в научном аппарате теории государства и права.

Функции теории государства и права: понятие и виды. Эвристическая, аналитическая, прогностическая, пропедевтическая, воспитательная функции теории государства и права.

Теория государства и права как учебная дисциплина. Структура учебного курса теории государства и права.

Значение теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Тема 2
Возникновение государства и права

Социальная власть и социальное регулирование в первобытном обществе. Понятие и сущность социальных норм первобытного общества. Мононорма как социальный регулятор первобытнообщинных отношений. Табу (запрет) как первичная форма закрепления правил поведения.

Исторические предпосылки возникновения государства: экономические, социальные, политические, географические.

Формы возникновения государства. Особенности европейского и восточного путей государствообразования.

Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, материалистическая, органическая, теория насилия и другие.

Исторические предпосылки возникновения права. Классовый, диалектико-социологический и антропологический подходы к проблеме исторических предпосылок права.

Теории происхождения права: теории естественного происхождения права, теории происхождения позитивного права.

Раздел II
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Тема 3
Понятие государства

Сущность государства. Общесоциальное и корпоративное в сущности государства.

Признаки государства. Территория государства. Фактическая и юрисдикционная территория государства. Политико-правовой характер взаимосвязи населения и государства. Институт гражданства (подданства). Государственный суверенитет: понятие, признаки, формы.

Понятие и признаки государственной власти. Соотношение политической и государственной власти. Легальность и легитимность государственной власти. Государственная власть и право.

Тема 4
Функции государства

Классификация функций государства. Генеральная функция государства. Основные и производные функции. Внутренние и внешние функции. Постоянные и временные функции.

Функции современного российского государства.

Организационные и правовые формы осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства: понятие и виды.

Роль органов внутренних дел в реализации функций государства.

Тема 5
Механизм государства

Государственный орган как первичный структурный элемент государственного аппарата: понятие и признаки. Классификация государственных органов. Институт главы государства. Законодательные, исполнительно-распорядительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы государства.

Должностные лица как представители государственной власти. Пределы властных полномочий должностных лиц.

Место и роль органов внутренних дел в механизме государства.

Тема 6
Форма государства

Форма правления: понятие и виды. Монархия: понятие и признаки. Виды монархий: абсолютная и ограниченная монархии. Республика: понятие и признаки. Виды республик: президентская, парламентская республики. Республика советского типа и другие нетипичные формы правления.

Форма территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство: понятие и признаки. Виды унитарных государств. Федеративное государство: понятие и признаки. Виды федеративных государств.

Конфедерация как форма межгосударственного устройства.

Политический режим: понятие и виды. Тоталитарный, авторитарный и демократический политические режимы: понятие и признаки.

Форма современного российского государства.

Тема 7
Типология государств

Формационный подход к типологии государств: понятие и сущность. Общественно-экономическая формация: понятие, виды.

Цивилизационный подход к типологии государств: понятие и особенности. Цивилизация: понятие, виды.

Соотношение формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.

Тема 8
Государство в политической системе общества

Политическая система общества: понятие и структура. Функции политической системы. Типология политических систем. Субъекты политической системы общества: государство, политические партии, профсоюзы, общественные объединения и организации, церковь и др. Личность как субъект политической системы общества.

Место и роль государства в политической системе общества. Взаимодействие государства с иными субъектами политической системы общества. Формы участия населения в политической жизни общества: непосредственная и представительная демократия.

Тема 9
Правовое государство

Соотношение государства и права.

Идейно-теоретические предпосылки формирования концепции правового государства. Интерпретация концепции правового государства в истории отечественной и зарубежной политико-правовой мысли.

Гражданское общество: понятие и структура. Соотношение гражданского общества и правового государства.

Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.

Роль органов внутренних дел в формировании правового государства.

Раздел III
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Тема 10
Право как социальный регулятор

Социальное регулирование: понятие и система. Социальные нормы: понятие, признаки, виды. Место и роль права в системе социального регулирования. Взаимосвязь и взаимное влияние права и морали. Соотношение норм права и норм морали в правоохранительной деятельности.

Сущность права. Общесоциальные и корпоративные
начала в праве. Ценность права.

Понятие и признаки права: общезначимость, нормативность, формальная определенность, непосредственная связь с государством, системность.

Принципы права: понятие и классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.

Функции права: понятие и классификация. Общесоциальные функции права: ценностная, информационная, коммуникативная, воспитательная и другие. Собственно-юридические функции права: регулятивная и охранительная функции.

Объективное и субъективное право.

Основные концепции правопонимания: естественно-правовая, позитивистская, социологическая. Интегративные (синтетические) подходы к пониманию права.

Тема 11
Источники права

Проблемы понимания источника права в теории государства и права. Материальные источники права. Идеальные источники права. Формально-юридические источники права. Виды формально-юридических источников права. Правовой обычай: понятие, признаки, виды. Юридический прецедент: понятие, признаки, виды. Нормативный договор: понятие, признаки, виды. Правовая доктрина, общие принципы права, фундаментальные религиозные тексты как источники права.

Нормативный правовой акт как источник права: понятие, признаки, классификация. Пределы действия нормативных правовых актов во времени. Порядок вступления в юридическую силу нормативных правовых актов. Порядок прекращения юридической силы нормативных правовых актов. Обратная сила закона. Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Нормативные правовые акты, регламентирующие
деятельность органов внутренних дел.

Тема 12
Норма права

Классификация правовых норм. Поведенческие нормы (нормы – правила поведения) и специализированные (институциональные) нормы. Виды поведенческих норм: регулятивные и охранительные; императивные и диспозитивные; управомочивающие, обязывающие и запрещающие; нормы общего действия и специальные нормы. Виды норм, выделяемых по отраслевому критерию: нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права. Виды институциональных норм: нормы-цели, нормы-принципы, нормы-дефиниции, коллизионные нормы.

Структура нормы права. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды. Простая, сложная и альтернативная гипотезы. Положительная и отрицательная гипотезы. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды. Простая, описательная и ссылочная диспозиции. Управомочивающая, обязывающая и запрещающая диспозиции. Санкция правовой нормы: понятие и виды. Позитивные и негативные санкции. Абсолютно определенная, относительно определенная, альтернативная, кумулятивная санкции.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения правовых норм в нормативных правовых актах.

Тема 13
Система права

Система права: понятие и признаки. Объективный характер формирования системы права.

Элементы системы права: отрасль права, подотрасль права, правовой институт.

Критерии отраслевого деления права: предмет и метод правового регулирования. Структура метода правового регулирования. Виды методов правового регулирования. Соотношение предмета и метода правового регулирования.

Понятие и виды отраслевых общностей: публичное и частное право; материальное и процессуальное право. Международное и национальное право.

Основные отрасли российского права.

Тема 14
Система законодательства

Законотворчество как вид правотворчества. Основные стадии законотворческого процесса. Подзаконное правотворчество.

Система законодательства: понятие и признаки. Структура системы законодательства: законы и подзаконные акты; федеральное и региональное законодательство; текущее и чрезвычайное законодательство; отраслевое и межотраслевое законодательство. Соотношение системы законодательства и системы права.

Систематизация законодательства: понятие, значение. Формы систематизации законодательства: учет, инкорпорация, консолидация, кодификация. Соотношение форм систематизации законодательства.

Тема 15
Правовые отношения

Правоотношение как форма общественных отношений. Понятие и признаки правоотношения.

Состав правоотношения: понятие, элементы. Объект, субъекты и содержание правоотношения.

Объект правоотношения. Основные подходы к пониманию объекта правоотношения: монистический, плюралистический. Виды объектов правоотношений.

Содержание правоотношения. Понятие и структура субъективного права. Понятие и структура юридической обязанности. Соотношение субъективного права и юридической обязанности.

Классификация правоотношений. Относительные и абсолютные правоотношения. Регулятивные и охранительные правоотношения. Простые и сложные правоотношения. Кратковременные и длящиеся правоотношения.

Предпосылки правоотношений. Факторы, инициирующие правоотношения. Юридический факт: понятие, признаки, виды. Фактический состав. Юридические презумпции. Юридические фикции.

Тема 16
Правовой статус личности

Структура правового статуса личности. Соотношение субъективных прав и юридических обязанностей в рамках структуры правового статуса личности. Юридический иммунитет: понятие, место в структуре правового статуса личности, виды.

Виды правового статуса личности. Общий, специальный, индивидуальный правовой статус личности.

Гарантии обеспечения правового статуса личности: понятие и виды.

Юридический механизм ограничения правового статуса личности. Правовые пределы государственного вмешательства в сферу частных интересов.

Роль органов внутренних дел в обеспечении правового статуса личности.

Тема 17
Правосознание и правовая культура

Правосознание как форма общественного сознания. Понятие и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Виды правосознания.

Соотношение права и правосознания. Роль правосознания в процессе правотворчества и реализации права. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел.

Правовая культура: понятие, место в системе цивилизационной культуры общества. Структура и виды правовой культуры. Значение правовой культуры в формировании правового государства.

Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Правовая культура как фактор, влияющий на эффективность служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Правовое воспитание как целенаправленное формирование правовой культуры. Понятие, методы, формы правового воспитания. Правовое воспитание в современной России.

Правовой нигилизм и правовой идеализм. Формы проявления и пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма.

Тема 18
Реализация права

Реализация права: понятие и формы. Непосредственная и опосредованная реализация права. Формы непосредственной реализации права: соблюдение, исполнение, использование.

Применение как особая форма реализации права: понятие, признаки. Правоприменительная деятельность: понятие и стадии. Субъекты правоприменительной деятельности. Органы внутренних дел как субъект правоприменительной деятельности. Основные требования к применению права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Акты применения права: понятие, структура, виды. Соотношение правоприменительных и нормативных правовых актов. Формы выражения правоприменительных актов: письменная, устная, конклюдентная. Правоприменительные акты органов внутренних дел.

Пробелы в праве: понятие, условия возникновения и способы восполнения. Фактические и мнимые пробелы в праве. Преодоление пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права. Правила применения аналогии.

Юридические коллизии: понятие, причины, способы разрешения.

Тема 19
Толкование права

Толкование права: понятие и значение для правоприменительной деятельности. Уяснение и разъяснение как этапы толкования права.

Способы толкования: грамматический, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический, телеологический.

Виды толкования. Толкование по субъекту: официальное и неофициальное; аутентичное и легальное; доктринальное, профессиональное и обыденное толкование. Толкование по способу применения: нормативное и казуальное.Толкование по объему: буквальное, ограничительное, распространительное.

Понятие и виды актов толкования права. Соотношение актов толкования права, нормативных правовых актов и правоприменительных актов.

Тема 20
Правомерное поведение и правонарушение

Правовое поведение и его виды. Понятие и признаки правомерного поведения. Виды правомерного поведения и его мотивы. Социально-активное, пассивное, конформистское, законобоязненное и другие виды правомерного поведения.

Состав правонарушения: понятие и элементы. Объект правонарушения: понятие и виды. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения. Субъект правонарушения. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения. Понятие и формы вины. Обязательные и факультативные элементы объективной и субъективной стороны правонарушения.

Виды правонарушений. Преступления и проступки. Виды проступков.

Тема 21
Юридическая ответственность

Юридическая ответственность: понятие и признаки. Отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения.

Цели и функции юридической ответственности.

Основания юридической ответственности. Принципы реализации юридической ответственности. Презумпция невиновности. Презумпция виновности.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответ-ственность.

Виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность специальных субъектов.

Роль органов внутренних дел в реализации юридической ответственности.

Тема 22
Законность и правопорядок

Законность: понятие и принципы. Законность и справедливость. Законность и целесообразность. Реализация принципов законности в правоохранительной деятельности органов внутренних дел.

Гарантии обеспечения законности и правопорядка.

Роль органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка.

Тема 23
Механизм правового регулирования

Понятие механизма правового регулирования. Структура механизма правового регулирования. Юридические средства в механизме правового регулирования: понятие, основные функции. Роль норм права, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, актов правоприменения в процессе правового регулирования. Основные стадии процесса правового регулирования.

Способы, методы и типы правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования. Локальное правовое регулирование.

Роль органов внутренних дел в процессе правового
регулирования.

Тема 24
Правовые системы современности

Национальная правовая система современной России.

5.2. РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ) ДИСЦИПЛИНЫ
И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

Дисциплина является базовой для всех последующих учебных дисциплин профессионального цикла.

Профессиональное правосознание сотрудника органов внутренних дел включает в себя структурные элементы, свойственные всем гражданам (правовую психологию, правовую идеологию, правовое поведение), и так же функционирует в единстве и взаимодействии с политическим, эстетическим, этическим и Другими видами сознания общества. Однако специфика выполняемых задач, прав и обязанностей накладывает своеобразный отпечаток на правосознание и правовую культуру сотрудника ОВД в целом. Качество и эффективность выполнения сотрудником ОВД своей работы создает имидж отраслевой подсистемы государственного управления и влияет на правосознание и правовую культуру общества. В свою очередь, от уровня его профессионального сознания и профессиональной культуры зависит поведение населения в соответствии с правом и обеспечение личной безопасности каждого человека.

Правосознание сотрудника органов внутренних дел отражает правовую реальность сквозь призму должного, с позиций сложившихся в обществе принципов и норм права. Делается это в понятиях прав и обязанностей в соответствии с должностным

положением. Его правосознание — оценочное, причем оценке подвергается не столько само право, сколько правовые поступки на предмет их соответствия законопослушности, правомерности.

Особенности правосознания сотрудника ОВД формируются в период обучения и представляют собой разностороннюю подготовку.

1) общая правовая подготовка — получение фундаментальных правовых знаний;

2) специальная правовая подготовка — обучение будущей профессии — (оперативно-розыскная подготовка, подготовка следователя и др.);

3) общая физическая подготовка;

4) боевая подготовка, в том числе владение табельным оружием;

5) овладение средствами связи;

6) умение управлять транспортными средствами и др. Для правосознания сотрудника ОВД особое значение приобретает отношение к преступности и мерам борьбы с ней. К особенностям правосознания сотрудника ОВД в этой сфере следует отнести:

1) осуждение посягательств на охраняемые законом ценности и понимание объективной необходимости вести с ними борьбу;

2) строгое и неуклонное соблюдение законности, недопустимость нарушения правовых норм и принципов;

3) более высокий уровень оценки права и обеспечиваемого им правопорядка и законности, чем у иных законопослушных граждан;

4) отрицательная реакция на преступность, неприятие её, убеждённость в необходимости активной борьбы с ней;

5) совпадение его оценки зла и добра с общегосударственными правовыми ценностями; превалирование интересов, ведущих к цели в соответствии с действующим законодательством;

6) более высокий уровень требований к санкциям за правонарушения по сравнению с иными законопослушными гражданами: ориентация на ужесточение наказания;

7) более высокая оценка собственной деятельности и деятельности своего ведомства, чем других;

8) недооценка процессуальных гарантий по сравнению с иными, в том числе материальными;

Раздел IV. Теория нрава

9) наличие элементов правового нигилизма, что влечёт за собой избрание варианта правомерного поведения не по убеждению, а вследствие страха наказания, боязни наступления нежелательных последствий и др.

Как видим, правосознание сотрудника ОВД сочетает положительные и отрицательные тенденции при превалировании первых.

В обобщенном виде должное правосознание сотрудника ОВД можно представить так:

1) убежден в необходимости обеспечивать права и свободы граждан;

2) осуждает противоправное поведение;

3) осознаёт объективную необходимость вести борьбу с правонарушениями и соблюдать правопорядок;

4) убежден в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.

Все эти качества правосознания дают возможность сотруднику ОВД правильно ориентироваться в сложной ситуации и оперативно выбирать вариант действий.

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД предполагает глубокое знание системы права и законодательства, убеждённость в необходимости их соблюдения, умение пользоваться всей совокупностью правовых средств при исполнении служебных обязанностей в рамках компетенции, установленной законом и иными правовыми актами. Правовая культура сотрудника ОВД усматривается также в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Сотрудник ОВД — личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители — часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми не просто.

Человек формируется как личность в процессе социальной практики. Юридическое образование — первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи

Глава 25. Правосознание. Правовая культура

и технического мастерства, необходимых для практикующего сотрудника ОВД, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Следует обратить внимание на систему деонтологических требований (гр. деон — должное), которые предъявляются к выпускнику — будущему сотруднику ОВД в области культуры:

— морально-этическое (усвоение гуманистических принципов морали, умение ими руководствоваться на практике);

— политическое (знание политической стратегии и тактики государства, ведущих политических партий и движений, умение пользоваться инструментарием политической деятельности и быть политически активным);

— психологическое (знание психического состава личности, умение пользоваться психодиагностикой в ходе решения юридического дела);

— эстетическое (выражается в служебном этикете, языке общения, внешнем облике юриста, эстетическом виде оформляемых им документов и др.).

Они дополняют его правовую культуру и создают кодекс его профессионального поведения, стержнем которого является внутреннее веление служебного долга.

Правовая культура сотрудника ОВД определяется не только научными знаниями о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизме правового регулирования, правовом поле государства, его отдельных направлений. Она включает критическое творческое осмысление правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру сотрудника ОВД входит знание государственного языка Украины, особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где он осуществляет профессиональную деятельность.

Исключительное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника ОВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД должна быть более высокой, чем правовая культура других граждан.

Профессиональное правосознание сотрудника органов внутренних дел включает в себя структурные элементы, свойственные всем гражданам (правовую психологию, правовую идеологию, правовое поведение), и так же функционирует в единстве и взаимодействии с политическим, эстетическим, этическим и Другими видами сознания общества. Однако специфика выполняемых задач, прав и обязанностей накладывает своеобразный отпечаток на правосознание и правовую культуру сотрудника ОВД в целом. Качество и эффективность выполнения сотрудником ОВД своей работы создает имидж отраслевой подсистемы государственного управления и влияет на правосознание и правовую культуру общества. В свою очередь, от уровня его профессионального сознания и профессиональной культуры зависит поведение населения в соответствии с правом и обеспечение личной безопасности каждого человека.

Правосознание сотрудника органов внутренних дел отражает правовую реальность сквозь призму должного, с позиций сложившихся в обществе принципов и норм права. Делается это в понятиях прав и обязанностей в соответствии с должностным

положением. Его правосознание — оценочное, причем оценке подвергается не столько само право, сколько правовые поступки на предмет их соответствия законопослушности, правомерности.

Особенности правосознания сотрудника ОВД формируются в период обучения и представляют собой разностороннюю подготовку.

1) общая правовая подготовка — получение фундаментальных правовых знаний;

2) специальная правовая подготовка — обучение будущей профессии — (оперативно-розыскная подготовка, подготовка следователя и др.);

3) общая физическая подготовка;

4) боевая подготовка, в том числе владение табельным оружием;

5) овладение средствами связи;

6) умение управлять транспортными средствами и др. Для правосознания сотрудника ОВД особое значение приобретает отношение к преступности и мерам борьбы с ней. К особенностям правосознания сотрудника ОВД в этой сфере следует отнести:

1) осуждение посягательств на охраняемые законом ценности и понимание объективной необходимости вести с ними борьбу;

2) строгое и неуклонное соблюдение законности, недопустимость нарушения правовых норм и принципов;

3) более высокий уровень оценки права и обеспечиваемого им правопорядка и законности, чем у иных законопослушных граждан;

4) отрицательная реакция на преступность, неприятие её, убеждённость в необходимости активной борьбы с ней;

5) совпадение его оценки зла и добра с общегосударственными правовыми ценностями; превалирование интересов, ведущих к цели в соответствии с действующим законодательством;

6) более высокий уровень требований к санкциям за правонарушения по сравнению с иными законопослушными гражданами: ориентация на ужесточение наказания;

7) более высокая оценка собственной деятельности и деятельности своего ведомства, чем других;

8) недооценка процессуальных гарантий по сравнению с иными, в том числе материальными;

Раздел IV. Теория нрава

9) наличие элементов правового нигилизма, что влечёт за собой избрание варианта правомерного поведения не по убеждению, а вследствие страха наказания, боязни наступления нежелательных последствий и др.

Как видим, правосознание сотрудника ОВД сочетает положительные и отрицательные тенденции при превалировании первых.

В обобщенном виде должное правосознание сотрудника ОВД можно представить так:

1) убежден в необходимости обеспечивать права и свободы граждан;

2) осуждает противоправное поведение;

3) осознаёт объективную необходимость вести борьбу с правонарушениями и соблюдать правопорядок;

4) убежден в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.

Все эти качества правосознания дают возможность сотруднику ОВД правильно ориентироваться в сложной ситуации и оперативно выбирать вариант действий.

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД предполагает глубокое знание системы права и законодательства, убеждённость в необходимости их соблюдения, умение пользоваться всей совокупностью правовых средств при исполнении служебных обязанностей в рамках компетенции, установленной законом и иными правовыми актами. Правовая культура сотрудника ОВД усматривается также в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Сотрудник ОВД — личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители — часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми не просто.

Человек формируется как личность в процессе социальной практики. Юридическое образование — первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи

Глава 25. Правосознание. Правовая культура

и технического мастерства, необходимых для практикующего сотрудника ОВД, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Следует обратить внимание на систему деонтологических требований (гр. деон — должное), которые предъявляются к выпускнику — будущему сотруднику ОВД в области культуры:

— морально-этическое (усвоение гуманистических принципов морали, умение ими руководствоваться на практике);

— политическое (знание политической стратегии и тактики государства, ведущих политических партий и движений, умение пользоваться инструментарием политической деятельности и быть политически активным);

— психологическое (знание психического состава личности, умение пользоваться психодиагностикой в ходе решения юридического дела);

— эстетическое (выражается в служебном этикете, языке общения, внешнем облике юриста, эстетическом виде оформляемых им документов и др.).

Они дополняют его правовую культуру и создают кодекс его профессионального поведения, стержнем которого является внутреннее веление служебного долга.

Правовая культура сотрудника ОВД определяется не только научными знаниями о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизме правового регулирования, правовом поле государства, его отдельных направлений. Она включает критическое творческое осмысление правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру сотрудника ОВД входит знание государственного языка Украины, особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где он осуществляет профессиональную деятельность.

Исключительное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника ОВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД должна быть более высокой, чем правовая культура других граждан.

Читайте также: