Заявление о факте осуществления прекращения работы и или иной деятельности образец заполнения

Обновлено: 18.05.2024

Некоторые разъяснения по заполнению заявления на получение лицензии.

1) В соответствии с п.3 Положения о лицензировании… в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

Соискатель лицензии заявляет те из указанных видов работ, которые желает и может осуществлять полностью выполняя лицензионные требования.

2) В качестве адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (в том числе адреса филиалов, представительств, обособленных мест) указываются в том числе адреса стоянок, проведения предрейсовых мед. осмотров, проведения технического контроля транспортных средств, мест проведения ТО и Р.

Допускается исполнение заявления на двух и более листах.

2.1) Копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств (копии ПТС, договоров аренды, субаренды или лизинга, доверенностей на право распоряжения и т. д., а случае долевой собственности на транспортное средство, заявленное к осуществлению деятельности, заявителем представляется нотариально заверенная доверенность на право распоряжения транспортным средством от совладельцев), их государственную регистрацию (копии свидетельств о государственной регистрации), диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств.

2.4) Копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования, а именно копии водительских удостоверений, трудовых договоров или договоров на оказание услуг, трудовых книжек и справок о прохождении медицинского осмотра.

2.5) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

2.6) Опись прилагаемых документов (Форма №3). Опись предоставляется в двух экземплярах, один из которых, заверенный специалистом лицензирующего органа после приема документов возвращается соискателю лицензии.

ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ВЫШЕ КОПИИ заверяются соискателем лицензии в установленном порядке.

ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧИТАЕМЫ И НЕ ДОПУСКАТЬ РАЗНОЧТЕНИЯ.

а) предпринимателю предлагается при подаче заявления иметь документ, удостоверяющий личность, сведения о котором указаны в заявлении.

б) в случае отказа в выдаче лицензии гос. пошлина не возвращается. Юридические лица производят оплату со своего расчетного счета.

Некоторые разъяснения по заполнению заявления на переоформление лицензии (приложения к лицензии).

Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, заявление о переоформлении лицензии с прилагаемыми, при необходимости, документами, оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. К документам прилагается 2 экземпляра описи (форма №3).

При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу.

В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата - юридического лица), в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для лицензиата - индивидуального предпринимателя).

К заявлению, при необходимости, прикладываются заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих произошедшие изменения.

Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи (форма №3), копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности составляется в произвольной форме с выполнением обязательных требований к заявлениям.

В соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

При прекращении трудовой деятельности страховая пенсия выплачивается с учетом плановых индексаций, имевших место в период осуществления работы. Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

После прекращения трудовой деятельности подавать заявление в Пенсионный фонд пенсионеру нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей введена ежемесячная упрощенная отчетность, и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

В данной отчетности работодатель указывает работающих у него и уволившихся в отчетном месяце застрахованных лиц. Отчетность сдается работодателем до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Пенсионный фонд после обработки и учета сведений в месяце, следующем за месяцем сдачи отчетности, принимает соответствующее решение о выплате сумм пенсии с учетом (без учета) индексации с месяца, следующего за месяцем принятия решения.

Однако гражданин имеет право самостоятельно представить заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности.

Какие документы и куда представить

ВАЖНО! Заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности будет учтено не ранее поступления отчетности от страхователя.

Наименование документа, удостоверяющего личность

Дата заполнения заявления

ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ФАКТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ПРЕКРАЩЕНИЯ)

РАБОТЫ И (ИЛИ) ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. В строке "наименование территориального органа ПФР" указывается наименование территориального органа ПФР, в который подается заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности (далее - заявление).

2. В разделе 1 заявления указываются сведения о гражданине, в отношении которого подается заявление.

2.1. В строке "(фамилия, имя, отчество (при наличии)" указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина полностью в именительном падеже в соответствии с документом, удостоверяющим его личность.

2.2. В строке "страховой номер индивидуального лицевого счета" указывается страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в соответствии со страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования.

2.3. В строке "территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии" указывается наименование территориального органа ПФР, осуществляющего выплату пенсии.

2.4. В строке "номер телефона" указывается номер телефона гражданина.

3. В разделе 2 заявления указываются сведения об осуществлении (прекращении) гражданином работы и (или) иной деятельности, в период которой лица подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", путем проставления отметки в одном из квадратов "осуществляю с _____" или "прекратил(а) с _______" с указанием даты ее осуществления (прекращения).

4. В разделе 3 "К заявлению прилагаю документы:" указываются документы, прилагаемые к заявлению.

4.1. В графе "N п/п" указывается порядковый номер записи о наименовании документа.

4.2. В графе "Наименование документа" указываются наименования прилагаемых к заявлению документов (например, трудовая книжка). В случае если представлены несколько документов с одинаковыми наименованиями, для каждого документа дополнительно указываются уточняющие документ реквизиты (сведения) (дата выдачи, номер и т.д.).

5. В разделе 4 по желанию гражданина указывается адрес электронной почты для направления уведомления, подтверждающего факт и дату приема территориальным органом ПФР заявления и представленных гражданином документов.

6. В разделе 5 в графе "Дата заполнения заявления" гражданином указывается дата заполнения заявления.

В графе "Подпись гражданина" гражданином ставится подпись, которой подтверждается достоверность сведений, указанных в заявлении.

В графе "Инициалы, фамилия" указываются инициалы и фамилия гражданина.

ВАЖНО! Заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности будет учтено не ранее поступления отчетности от страхователя.



Интерактивная карта



граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации,. Заявитель может подать заявление о предоставлении государственной услуги лично или через своего представителя. Представителем заявителя может выступать уполномоченное им лицо на основании документов, подтверждающих предоставление ему соответствующих полномочий (далее - представитель заявителя);

  • заявление (оригинал)
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;(копия)
  • документ, подтверждающий полномочия представителя, в случае обращения с заявлением представителя заявителя


Документы, предоставляемые по инициативе заявителя

  1. к заявлению о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, поданному гражданином, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность за пределами территории Российской Федерации, представляется документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства. (копия или подлинник- в зависимости от документа)

для осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность на территории РФ - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения сведений, представленных страхователем в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996г.; для осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность за пределами РФ - не позднее 5 рабочих дней

  • удовлетворение поданного заявления;
  • отказ в удовлетворении поданного заявления.

ОПФР по Курганской области

Адрес: 640026, Курганская область, г. Курган, ул. Р. Зорге, 15

Управление ПФР в г. Кургане (межрайонное)

Адрес: 640026, Курганская область, г. Курган, ул. 4-ая Больничная, 10/ I

Клиентские службы УПФР в г. Кургане (межрайонное)

г. Курган, ул. Свердлова, д. 7

г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 62 б

г. Курган, 2-мкр., 10/I

Клиентская служба (на правах группы) в Белозерском районе

Адрес: 641360, Курганская область, с. Белозерское, ул. Карла Маркса, д. 16

Клиентская служба (на правах группы) в Варгашинском районе

Адрес: 641230, Курганская область, р.п. Варгаши, ул. Социалистическая, д. 108/2

Управление ПФР в Кетовском районе (межрайонное)

Адрес: 641310, Курганская область, с. Кетово, ул. Космонавтов, д. 41

Клиентская служба (на правах группы) в Звериноголовском районе

Адрес: 641480, Курганская область, с. Звериноголовское, ул. Луначарского, д. 21

Клиентская служба (на правах группы) в Половинском районе

Клиентская служба (на правах группы) в Притобольном районе

Адрес: 641400, Курганская область, с. Глядянское, ул. Ленина, д. 97

Управление ПФР в Куртамышском районе (межрайонное)

Адрес: 641430, Курганская область, г. Куртамыш, ул. Карла Маркса, д. 26

Клиентская служба (на правах группы) в Целинном районе

Адрес: 641150, Курганская область, с. Целинное, ул. Советская, д. 68

Управление ПФР в Макушинском районе (межрайонное)

Адрес: 641000, Курганская область, г. Макушино, ул. Карла Маркса, д. 53

Клиентская служба (на правах группы) в Мокроусовском районе

Адрес: 641530, Курганская область, с. Мокроусово, ул. Советская, д. 35

Клиентская служба (на правах группы) в Лебяжьевском районе

Адрес: 641500, Курганская область, р.п. Лебяжье, ул. Лукияновская, д. 64

Клиентская служба (на правах группы) в Петуховском районе

Адрес: 641640, Курганская область, г. Петухово, ул. Октябрьская, д.19

Клиентская служба (на правах группы) в Частоозерском районе

Адрес: 641570, Курганская область, с. Частоозерье, улица Школьная, д. 22

Управление ПФР в г. Шадринске (межрайонное)

Адрес: 641884, Курганская область, г. Шадринск ул. Володарского, д. 32

Клиентская служба (на правах группы) в Далматовском районе

Адрес: 641730, Курганская область, г. Далматово, ул. Энгельса, д. 16

Клиентская служба (на правах группы) в Каргапольском районе

Адрес: 641920, Курганская область, р.п. Каргаполье, ул. Гагарина, д. 2а

Клиентская служба (на правах группы) в Катайском районе

Адрес: 641700, Курганская область, г. Катайск, ул. Школьная, д. 2.

Клиентская служба (на правах группы) в Шатровском районе

Адрес: 641960, Курганская область, с. Шатрово, ул. Кирова, д. 16

Управление ПФР в Шумихинском районе (межрайонное)

Адрес: 641100, Курганская область, г. Шумиха, ул. Куйбышева, д. 3

Клиентская служба (на правах группы) в Альменевском районе

Адрес: 641130, Курганская область, с. Альменево ул. Ленина, д. 101

Клиентская служба (на правах группы) в Сафакулевском районе

Адрес: 641080, Курганская область, с. Сафакулево, ул. Ленина, д. 2

Клиентская служба (на правах группы) в Щучанском районе

Адрес: 641010, г. Щучье, пл. Победы, д. 1

Управление ПФР в Юргамышском районе (межрайонное)

Адрес: 641200 Курганская область, р.п. Юргамыш, ул. Соседовой д.23

Клиентская служба (на правах группы) в Мишкинском районе

Адрес: 641040, Курганская область, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, д. 7/II

Приём граждан в территориальных органах:

Понедельник, вторник, четверг:

с 8.00 до 17.00, без перерыва на обед

Приём граждан в Клиентских службах УПФР в г. Кургане (межрайонное), Клиентской службе УПФР в г. Шадринске (межрайонное):


Ликвидация бизнеса вне зависимости от ее причин и юридической формы организации или физического лица-предпринимателя предполагает прекращение предпринимательской, финансовой и хозяйственной деятельности, а также прекращение действия прав и обязанностей без правопреемства.

Процесс ликвидации бизнеса может быть реализован:

Причин для ликвидации бизнеса много — от убыточности предприятия до невозможности исполнять обязанности по выплате задолженностей кредиторам, контрагентам и пр.

Процедуру банкротства часто используют в качестве причины ликвидации, чтобы не прибегать к добровольной ликвидации. Так предприятия добиваются законного снятия долгов.

Преднамеренное банкротство влечет за собой уголовную ответственность (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлен в ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Причины прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями:

  • убыточность деятельности или невысокая прибыльность;
  • расширение бизнеса, необходимость иной формы деятельности, например общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • прекращение действия документов на право осуществления коммерческой деятельности физическим лицом;
  • смерть физического лица или его переезд за пределы Российской Федерации с потерей гражданства и др.

Законодательством Российской Федерации для ликвидации индивидуального предпринимателя предусмотрена упрощенная система по сравнению с ликвидацией бизнеса для юридических лиц.

Инструкция по прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

1. Погашаем задолженность перед контрагентами и по обязательным выплатам в бюджет (Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС)).

Из Пенсионного фонда можно взять документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. На сайте ФНС разъяснено, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган Пенсионного фонда направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

2. Увольняем сотрудников (при их наличии). Если у индивидуального предпринимателя работают наемные сотрудники, с ними необходимо расторгнуть трудовые договоры, выплатить заработную плату, компенсации, перечислить платежи в бюджет (ПФР, ФОМС и ФСС).

Заявление необходимо заполнить лично в налоговом органе либо на сайте ФНС. В приложении 20 к Приказу ФНС указаны основные требования к оформлению заявления.

При подписании заявления у физического лица обязательно должен быть паспорт гражданина Российской Федерации.

Раздел 3 заявления заполняется должностным лицом регистрирующего органа, принявшим заявление.

Пример заполнения заявления по форме Р26001

выаыав

5. Получаем свидетельство о государственной регистрации прекращения деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя и выписку из ЕГРИП (обычно это пять рабочих дней с момента подачи заявления и оплаченной квитанции в налоговую).

Мы рассмотрели процедуру самостоятельной добровольной ликвидации. Также можно воспользоваться услугами юридических фирм.

Ликвидация юридического лица

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица или исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц определен в ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Инструкция по ликвидации юридического лица

1. На общем собрании принимаем решение о ликвидации и создаем ликвидационную комиссию (или назначаем ликвидатора). К ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде, обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

2. Подаем в налоговую решение о ликвидации и уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации.

Приложения к уведомлению по форме Р15001:

  • лист А, в котором указываются сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора;
  • лист Б, в котором указываются сведения о заявителе.

Пример заполнения уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001

22221

4. Рассчитываем задолженность перед контрагентами, кредиторами и по обязательным выплатам в бюджет (ФНС, ПФР, ФОМС и ФСС).

Из Пенсионного фонда необходимо взять документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР. На сайте ФНС разъяснено, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган ПФР направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

Обратите внимание!

Если ликвидационная комиссия установит, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. Увольняем сотрудников (при их наличии): расторгаем трудовые договоры, выплачиваем заработную плату, компенсации, вносим платежи в бюджет (ПФР, ФОМС и ФСС), закрываем расчетный счет, уничтожаем печати и пр.

6. Ликвидационная комиссия предоставляет в налоговую:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001;
  • ликвидационный баланс, утвержденный учредителями (участниками);
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (сформировать можно на сайте ФНС);
  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР (не обязателен).

От момента публикации в СМИ до составления ликвидационного баланса проходит не менее двух месяцев, за это время зачастую проводят налоговую выездную проверку.

К заявлению по форме Р16001 прилагается лист А с полной информацией о заявителе.

Пример заполнения заявления о ликвидации юридического лица по форме Р16001

22

7. Получаем документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица (на шестой рабочий день с даты подачи документов в налоговую) или отказ в ликвидации с пояснением причины отказа.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидация в процедуре банкротства

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основной признак банкротства — неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей, которые в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. руб.

По истечении трех месяцев кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд для признания предприятия-должника банкротом.

Предпосылки наступления банкротства могут быть внутренними и внешними.

Внутренние факторы — это ошибки руководства или персонала:

  • некомпетентность руководства;
  • ухудшение качества продукции;
  • снижение спроса на продукцию;
  • высокая себестоимость продукции;
  • низкая рентабельность продукции;
  • длительный цикл производства;
  • наращивание долгов и т. д.

Внешние факторы возникают вне предприятия и обычно находятся вне сферы его влияния:

  • инфляция;
  • изменение банковских процентных ставок и условий кредитования;
  • изменение налоговых ставок и таможенных пошлин;
  • изменения законодательства и т. д.

На основании заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом (может подать и сам должник) проводятся процедуры банкротства:

1. Наблюдение.

Основные задачи — сохранить имущество и проанализировать финансовое состояние должника.

Эту процедуру проводит арбитражный управляющий.

Работа арбитражного управляющего не заменяет работу руководства предприятия — оно продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью, но уже под контролем временного управляющего, согласовывая с ним все сделки.

Основная задача временного управляющего — поиск источников для восстановления платежеспособности должника.

На основании отчета временного управляющего о проделанной работе арбитражный суд может вынести заключение о признании должника банкротом с дальнейшей процедурой ликвидации или перейти к другим процедурам, которые могут позволить восстановить платежеспособность должника.

2. Финансовое оздоровление.

Цель — восстановить платежеспособность и погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком. Эту процедуру называют еще реабилитационной, так как она способствует сохранению должника.

На данном этапе важно определить источники финансирования и сроки, в течение которых предполагается восстановить платежеспособность.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает решение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве, если нет непогашенной задолженности;
  • о введении внешнего управления, если есть вероятность восстановления платежеспособности;
  • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу о банкротстве или введения процедуры внешнего управления.

3. Процедура внешнего управления (реабилитационная процедура, направленная на восстановление платежеспособности).

Платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем три месяца.

Задача внешнего управления — найти возможность рассчитаться или реструктурировать обязательства, исполнение которых уже просрочено.

В рамках внешнего управления арбитражным судом назначается внешний управляющий, полномочия руководителя предприятия-должника прекращаются, управление предприятием переходит в руки временного управляющего.

Если процедура не принесла положительного результата, выносится ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

4. Конкурсное производство.

Применяется к должнику, признанному банкротом, ее конечный результат — ликвидация предприятия-должника.

Ликвидация происходит путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Процедура вводится сроком на один год, но может быть еще продлена на шесть месяцев.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов путем продажи активов.

Конкурсный управляющий обязан:

  • привлечь независимого оценщика для оценки имущества;
  • уведомить работников о предстоящем увольнении;
  • проанализировать финансовое состояние;
  • сформировать конкурсную массу (имущество).

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия-должника.

Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение о прекращении судебных споров и взаимных уступках.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Антикризисное управление

Для корректного антикризисного управления и формирования его стратегии необходимо проводить анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Цель такого анализа — установить степень краткосрочной и долгосрочной платежеспособности.

Финансовая устойчивость организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции на основе роста прибыли.

Платежеспособность характеризует возможности организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам.

Основные источники информации для проведения анализа вероятности банкротства любого предприятия — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности).

Система показателей, используемая для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации на основании Методологических рекомендаций по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Госкомстатом России 28.11.2002:

1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

К1 = (Заемные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1400 ф. 1 + стр. 1500 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными. Рекомендуемое значение — меньше или равно 100 %.

2. Коэффициент автономии:

К2 = (Собственные средства / Валюта баланса) x 100 % = (стр. 1300 ф. 1 / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует степень зависимости от внешних источников финансирования. Рекомендуемое значение — 50 %.

3. Коэффициент маневренности:

К3 = (Собственные оборотные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Определяет долю собственных средств, вложенную в наиболее маневренные активы. Рекомендуемое значение — 50–60 %.

4. Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами:

К4 = (Собственные оборотные средства) / Запасы x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / (стр. 1210 ф. 1 + стр. 1220 ф. 1)) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 60 %. Если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов.

5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами:

К5 = (Собственные оборотные средства / Оборотные активы) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1200 ф. 1) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 10 %. При значении коэффициента менее 10 % структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным. Более высокое значение показателя (до 50 %) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и возможности проводить независимую финансовую политику.

6. Долг к капитализации:

К6 = (Долгосрочные обязательства / (Собственные средства + Долгосрочные обязательства)) x 100 % = (стр. 1400 ф. 1 / (стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1)) x 100 %.

Рост показателя — негативная тенденция, означающая усиление зависимости от внешних факторов.

7. Коэффициент финансовой стабильности:

К7 = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1) / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует долю источников финансирования, используемых организацией длительное время. Рекомендуемое значение — 50 %.

8. Коэффициент абсолютной ликвидности:

К8 = (Денежные средства + Финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на конкретную дату. Рекомендуемое значение — 20 %.

9. Коэффициент ликвидности:

К9 = (Денежные средства + Финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1 + стр. 1230 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.

Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет денежных средств и ожидаемых поступлений. Рекомендуемое значение — 80–100 %.

10. Коэффициент текущей ликвидности:

К10 = (Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства) x 100 % = (стр. 1200 ф.1 / стр. 1500 ф.1) x 100 %.

Характеризует, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Рекомендуемое значение — 200 %.

Негативные тенденции — опережающий рост краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активами, снижение ликвидности (реализуемости) активов, снижение чистых активов и оборотного капитала.

Недостаток коэффициентов ликвидности заключается в том, что указанные показатели предполагают, что организация в один момент должна погасить свои долги, т. е. когда начат процесс банкротства. Для нормально функционирующих организаций значение показателей может быть ниже рекомендуемых (например, для организаций с высокой оборачиваемостью активов).

Рассмотрим порядок оценки вероятности банкротства на примере.

Пример

Исходные данные для анализа динамики изменения представлены в табл. 1.

Читайте также: