Завуч по воспитательной работе в школе обязанности зарплата

Обновлено: 29.02.2024

1.2. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы и подчиняется руководителю образовательного учреждения..

1.4. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией РФ, законами, регулирующими вопросы воспитания и образования обучающихся, Уставом образовательного учреждения, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

1.5. На период временного отсутствия заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или педагога из числа наиболее опытных работников.

1.6. Заместитель директора по воспитательной работе должен знать: приоритетные направления развития образование, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, психологию, основы физиологии, современные педагогические технологии, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, электронный документооборот, основы менеджмента, управления персоналом, правила по ТБ.

2.1. Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:

- организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися;

- методическое руководство воспитательным процессом;

- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной работы с обучающимися и ее проведение.

3.2. Координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого, психолога, социального педагога, других подчиненных ему работников. Взаимодействует со школьным инспектором.

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации.

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, анализирует, доводит результаты анализа до сведения педагогов, работы кружков, групп продленного дня (если имеются) и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия.

3.5. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса. Организует родительские собрания, тематические вечера и мероприятия.

3.6. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий.

3.7. Совместно с заместителем директора по учебной работе составляет расписание занятий всех видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих воспитателей и других подчиненных педагогов.

3.8. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными руководителями, старшим вожатым, другими педагогами классных журналов, журналов групп продленного дня (если имеется) и другой документации.

3.9. Оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Организует культурно-массовые мероприятия. Обеспечивает участие школьного коллектива из числа учащихся и педагогов в городских, краевых мероприятиях.

3.10. Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках, секциях.

3.11. Контролирует соблюдение учащимися Правил поведения в школе и Устава школы.

3.12. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию.

3.13. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы.

3.14. Вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы, совещаниях, проводимых управлением образования и ведомственными структурами города. Проводит совещание с классными руководителями 1 раз в месяц.

3.15. Ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава.

3.16. Принимает меры по пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы.

3.17. Обеспечивает выполнение классными руководителями, другими подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работу, добровольный общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда.

3.18. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися.

3.19. Оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям групп, кружков, спортивных секций (и в вечернее время) и др., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев.

3.20. Организует с учащимися и их родителями мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.; организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы, содействует созданию комплексной системы воспитания.

3.21. Устанавливает и поддерживает связь школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию. Сотрудничает со СМИ.

3.22. Обеспечивает оформление информационных стендов в рамках своей компетенции.

3.25. О рганизует работу школьной библиотеки . 3.26. О рганизует дежурство по школе, уборку территории, помещений школы, трудовую практику учащихся.

3.27. Ор ганизует участие школьников и учителей в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях, форумах и т.п.

3.28. Предоставляет ежедневный план работы.

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб образовательного учреждения, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.7. Просить от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

4.9. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

5. Ответственность

Заместитель директора школы по воспитательной работе несет ответственность:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

5.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Заместитель директора школы воспитательной работе:

6.1. Работает в режиме не нормированного рабочего дня;

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть; план работы утверждается директором школы не позднее 5 дней с начала планируемого периода;

6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности в течении 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. Визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательного процесса;

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы заместителем директора школы по административно-хозяйственной работе, учебной работе;

6.7. Исполняет обязанности директора школы в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора школы или приказа руководителя муниципального органа управления образованием, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам.


В конце декабря министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что в школах вскоре появится новая должность — советник директора по воспитательной работе. Наш блогер, учитель Марина Балуева, уверена, что школе не нужны новые сотрудники, ей нужен совсем иной подход к воспитанию: не на бумаге и в отчетах, а в реальной жизни.

Новость о появлении новой должности как будто говорит о том, что до введения в школе должности воспитательного советника воспитание в школе отсутствовало. Как будто раньше в школе воспитания не было, а вот теперь оно наступит.

Необходимо уточнить: воспитание в школе было всегда. Любой выпускник педагогического вуза вам уверенно скажет, что воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса, что на каждом уроке, по любому предмету — хоть математика, хоть биология, идет одновременно и воспитание.

Как же воспитывать с помощью математики, спросите вы? А вот так: помогать ребенку преодолеть лень или проявить собранность, держать слово или выразить сочувствие к соседу по парте — всему этому математика не препятствует. Кроме того, есть ряд предметов с более значительной воспитательной составляющей. Например, литература или обществознание, где и в теории предполагаются этические оценки окружающей реальности.

  • Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  • Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Все у нас было в порядке и с кадрами, брошенными на амбразуру воспитания. Каждая школа укомплектована заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, психологом и, наконец, классными руководителями. В последнее время кое-где часть этих должностей оптимизирована, но все же оголенного фронта нет. Все эти люди ежемесячно пишут планы и сдают отчеты по воспитательной работе.

Что же пошло не так и почему понадобилась еще одна должность? Какие цели будут заложены в должностную инструкцию и функционал этого работника? В последнее время руководящим знаменем российского школьного образования (стало быть, и воспитания тоже) является ФГОС. Впрочем, понять, что такое воспитание и какие оно преследует цели в российской образовательной системе согласно ФГОС, довольно сложно.


Очень хорошо звучит, согласитесь? Хоть и не вполне грамотно, потому что самооценку чужим поступкам давать сложно. Но в целом понятно, о чем речь, верно?

Что совершенно невозможно понять в процессе поиска информации, так это какими способами предполагается достигать означенных в документах высоких целей

Миру известно множество систем воспитания, как правило, привязанных к имени известного педагога, создателя системы. В 1988 году решением ЮНЕСКО были названы имена четырех ведущих педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это М. Монтессори, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и А. Макаренко. Советская школа следовала идеям К. Ушинского и А. Макаренко. Современная школа эклектично и, вырывая из контекста, копирует идеи Д. Дьюи, не называя нигде автора и не давая, как следствие, возможности изучить систему в деталях, и далее, ссылаясь на источники, отстаивать какие-то положения и применять их на практике. Чего вы точно нигде не найдете, так это описания, что именно должен делать педагог и как должна организовывать процесс школа, чтобы достичь поставленных целей.


Собранные вместе эти и подобные им случаи оставляют ощущение чего-то глубоко иррационального в своей основе. Продолжением воспитательной фантасмагории видится и введение новой должности — советника директора по воспитанию с надбавкой к должностному окладу в сумме 15 тысяч рублей.

Задание: познакомившись с официальными должностными обязанностями, определите содержание своей деятельности.

заместителя директора школы по воспитательной работе

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директора (начальника, заведующего) филиала учреждения образования, старшего мастера, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

1.2. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.

На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или воспитателя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. Заместитель директора школы по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

1.4. Заместитель директора школы по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. Заместителю директора школы по воспитательной работе непосредственно подчиняются: __________

1.6. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации (указать: Конституцией или Уставом и законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по месту нахождения школы)________, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, ______(указать высший орган (органы) исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:

2.1. организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися;

2.2. методическое руководство воспитательным процессом;

2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с обучающимися;

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по воспитательной работе

выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися и ее проведение;

3.2. координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных работников;

3.3. организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации;

3.4. осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов;

3.5. организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса;

3.6. оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий;

3.7. совместно с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности; обеспечивает своевременную и качественную замену временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов;

3.8. обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными воспитателями, старшим вожатым, другими педагогами журналов групп продленного дня, классных журналов, другой документации;

3.9. оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий;

3.10. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и т.п.;

3.11. контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы;

3.12. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методическим объединением, повышают свою квалификацию;

3.13. вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;

3.14. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;

3.15. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;

3.16. принимает меры к пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы;

3.17. обеспечивает выполнение классными воспитателями, воспитателями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работы, добровольный общественно полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;

3.18. участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися;

3.19. оказывает методическую помощь классным воспитателям, руководителям групп, кружков, спортсекций, руководителям походов, экскурсий, трудовых объединений в организации общественно полезного, производительного труда и т.п., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев;

3.20. инструктирует непосредственно подчиненных работников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности с оформлением соответствующей документации; составляет инструкции по технике безопасности для школьных кружков;

3.21 контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне образовательного учреждения;

3.22 организует с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных

происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.;

организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы с обучающимися, содействует созданию комплексной системы воспитания;

3.23 устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями

дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;

3.24 соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.25 проходит периодически бесплатные медицинские обследования;

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. проверять работу непосредственно подчиненных работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения (без права делать замечания во время проведения занятий и других мероприятий);

4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка школы;

4.3. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций и т.п., отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;

4.4. требовать у работников необходимые сведения, документы, объяснения;

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в стяги с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора школы по воспитательной работе:

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей , организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1)

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7)

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Читайте также: