Замена административного штрафа на обязательные работы

Обновлено: 16.05.2024

Если гражданин нарушил закон, его могут приговорить к административному или уголовному наказанию. Мера пресечения выбирается в зависимости от тяжести преступления. При небольшом или среднем ущербе виновник приговаривается к ответственности по КоАП РФ. Одним из видов административного наказания являются обязательные работы.

Что такое обязательные работы

Речь идет о виде административного наказания, предполагающем выполнение общественно полезных работ. Данная мера пресечения появилась в КоАП в 2012 году. Обязательные работы имеют следующие особенности:

  • выполняются осужденным в свободное время;
  • труд не оплачивается;
  • наказание измеряется в часах;
  • приговорить гражданина к обязательным работам может только суд;
  • состав работ определяется муниципалитетом после согласования со службой ФССП;
  • осужденный ведет трудовую деятельность под надзором сотрудника ФССП.

Нюансы назначения обязательных работ перечислены в статье 32.13 КоАП РФ.

Кого не могут приговорить к обязательным работам

Данная санкция не может применяться по отношению к следующим гражданам:

  1. Беременным. Чтобы получить освобождение, женщина должна предоставить справку из медучреждения.
  2. Инвалидам первой и второй группы. Документ, подтверждающий инвалидность, можно получить в МСЭК, пройдя медицинское освидетельствование.
  3. Женщинам с детьми младше 3 лет. Трудоспособность таких лиц временно ограничена ввиду необходимости ухаживать за ребенком.
  4. Гражданам, имеющим спецзвания в ФТС, МВД, противопожарной службе, Нацгвардии, следственном комитете РФ.
  5. Военнослужащим.

В отношении вышеперечисленных лиц действует запрет на административный арест. По этой причине суд должен использовать альтернативное наказание в виде денежного штрафа. Граждан, не относящихся к данным группам, можно привлекать к обязательным работам без каких-либо ограничений.

Обязательные работы: что это, сроки, особенности назначения и исполнения

Данный вид санкций может быть назначен только физлицам. Должностные лица такому наказанию не подлежат.

О сроках

Информация касательно продолжительности обязательных работ указана в статье 3.13 КоАП РФ. На законодательном уровне установлены следующие сроки:

  • минимальный – 20 часов;
  • максимальный – 200 часов;
  • в день осужденный может работать не более четырех часов.

Осужденный вправе ходатайствовать об увеличении рабочих часов до восьми в день. Таким образом он может быстрее завершить исполнение наказания. Увеличение рабочих часов возможно только в том случае, если гражданин не имеет официального трудоустройства.

Суд или другие организации не вправе продлить сроки обязательных работ. После того как гражданин отработает установленное количество часов, его нельзя будет повторно привлечь к безвозмездной трудовой деятельности.

Виды обязательных работ

КоАП не предполагает классификации обязательных работ. Чаще всего правонарушителей приговаривают к выполнению следующих действий:

  • уборка территорий;
  • починка государственного или общественного имущества;
  • мытье фасадов муниципальных зданий;
  • покраска заборов, бордюров;
  • уход за цветами и т. д.

Вид деятельности определяется в зависимости от обстоятельства.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Особенности назначения наказания

Когда правонарушение выявлено, должностное лицо составляет процессуальный протокол. Далее дело направляется в суд. Назначить нарушителю наказание в виде обязательных работ может только судья.

Дело рассматривается следующим образом:

  1. Назначается дата и время слушаний.
  2. Судья рассылает оповещения участникам процесса.
  3. Рассмотрение дела происходит даже при отсутствии нарушителя. Главное – уведомить его о судебном процессе.
  4. Судья изучает личную информацию о нарушителе. Таким образом он сможет определить, можно ли приговорить человека к обязательным работам.
  5. Учитывая общественную опасность проступка, определяется продолжительность наказания. Кроме того, суд обращает внимание на наличие смягчающих и отягощающих факторов, а также иных обстоятельств дела.
  6. Судья выносит постановление.
  7. Осужденному дается 10 дней на оспаривание решения. Затем оно вступает в силу.
  8. Судебный акт направляют в Федеральную службу судебных приставов, которая контролирует процесс исполнения приговоров.

Обязательные работы: что это, сроки, особенности назначения и исполнения

Особенности исполнения

Нюансы исполнения обязательных работ закреплены в статье 32.13 КоАП РФ. Речь идет о следующих правилах:

  1. Состав работ утверждается муниципальным актом.
  2. Осужденный должен работать ежедневно. При наличии основной работы, он приступает к исполнению наказания по ее завершении.
  3. Если гражданин официально трудоустроен, то норма отработки в рабочие дни составляет до двух часов, а в выходные – до четырех часов.
  4. Учет отработанного времени и контроль качества выполнения работ ведется сотрудниками ФССП.

Гражданин может быть приговорен к ведению трудовой деятельности в соответствии с квалификацией. Осужденный вправе отказаться от выполнения работ, требующих специальных знаний. Подобные действия не будут считаться уклонением. Получив отказ, приставы обязаны подобрать для гражданина другую работу.

Осужденные отбывают наказание по такому алгоритму:

  • получив судебное распоряжение, сотрудник ФССП должен возбудить исполнительное производство (в документе указывается место проведения работ, и сроки их начала);
  • постановление о возбуждении исполнительного производства направляют в ту организацию, в которой будет работать осужденный;
  • гражданин ежедневно посещает место работы;
  • по факту отработки срока организация направляет уведомление сотрудникам ФССП.

Что будет в случае уклонения

Правонарушитель обязан отработать срок обязательных работ в полном объеме. Пропустить рабочий день можно только при наличии уважительной причины. Иначе подобные действия будут расценены как уклонение.

При наличии уважительных причин гражданин может рассчитывать на получение отсрочки. В этом случае процесс исполнения наказания приостанавливается. К уважительным причинам относятся болезни, служебные командировки, смерть родственников и т. д. Каждое из оснований требует документального подтверждения.

Если гражданин отказался выполнять работы или же не явился к месту их проведения, сотрудники ФССП вправе составить административный протокол. При многократных нарушениях возможно привлечение осужденного к дополнительной ответственности. Мера пресечения определяется по статье 20.25 КоАП РФ. Нарушителя могут арестовать на срок до 15 суток или назначить ему штраф в размере 150-300 тысяч рублей.

– Много слышно про обязательные, исправительные и принудительные работы, но непонятно, в чем разница? Почему, если человек совершил преступление, его не сажают, а вместо этого он идет работать? И разве принудительный труд у нас в стране не запрещен?

– Обязательные, исправительные или принудительные работы являются мерами уголовного или административного наказания, прописанными в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Назначается подобное наказание по решению суда и только за совершение определенных преступлений.

🧹 Обязательные работы

Обязательные работы – это наказание, предусмотренное как уголовным, так и административным законодательством. Регламентированы ст. 49 Уголовного кодекса (УК) РФ и ст. 3.13 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Обязательные работы назначаются судом и заключается в выполнении осужденными общественно-полезных работ на безвозмездной основе в свободное от основной работы или учебы время.

Вид выполняемых обязательных работ определяется органами местного самоуправления вместе с УИИ (уголовно-исполнительной инспекцией) или судебными приставами. Чаще всего это:

  • уборка улиц, парков;
  • озеленение территории;
  • ремонт дворов, подъездов и т. д.

Обязательные работы назначаются за преступления небольшой тяжести и являются одним из самых мягких видов наказания. При этом они не могут назначаться вместе с иными видами наказания. Чаще всего обязательные работы применяются к лицам, совершившим такие преступления, как вандализм, нанесение вреда окружающей среде, уклонение от выплаты штрафов.

Существует список лиц, к которым не может применяться наказание в виде обязательных работ. Согласно УК РФ, в этот список входят:

    1 группы;
  • беременные;
  • женщины с детьми до 3 лет;
  • лица, проходящие службу по призыву;
  • лица, проходящие службу по контракту на должностях рядовых или сержантов, если на момент вынесения приговора они не отслужили срок службы.

Согласно КоАП РФ, к обязательным работам не могут привлекаться:

    ;
  • женщины с детьми до 3 лет;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • лица, призванные на военные сборы;
  • военнослужащие;
  • имеющие специальные звания сотрудники СК РФ, МВД, таможенных органов, национальной гвардии, уголовно-исполнительных органов.

Закон четко прописывает сроки обязательных работ:

  • по уголовным преступлениям – от 60 до 480 часов с отбытием наказания не более 4 часов в день;
  • по административным преступлениям – от 20 до 200 часов с отбытием наказания не более 4 часов в день (в некоторых случаях время может быть увеличено до 8 часов в день, согласно ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ).

Да. За малость не нужно людей сажать и штрафы выписывать Нет. Лично я за большие штрафы, чтобы в бюджет доходы шли Никогда не задумывался об этом

Порядок исполнения

Обязательные работы исполняются, согласно Приказу Минюста РФ от 20 мая 2009 г. №142. Осужденный должен выполнять обязательные работы по месту жительства. Проведение работ контролируется УИИ. Отбытие наказания происходит на основании приговора (определения) суда по уголовным делам или на основании исполнительного листа по административным делам. Данный вид наказания направлен на получение общественной пользы и морального воздействия на осужденного.

Осужденный не может выбрать ни вид обязательных работ, ни место их проведения. Все работы осуществляются бесплатно – полученные трудовые доходы направляются в государственный бюджет. Отпуск по месту основной работы или каникулы по месту учебы не являются основанием для переноса или отмены обязательных работ.

Обязательные работы не предполагают оформление трудовых книжек или учета трудового стажа.

Что будет за уклонение

Злостным уклонением от обязательных работ считается уклонение без уважительных причин или иное грубое нарушение трудовой дисциплины. В таких случаях, как правило, осужденному выносится предупреждение.

При двух прогулах или нарушениях в месяц, а также при попытке осужденного скрыться обязательные работы заменяются более строгим видом наказания.

По уголовным делам обязательные работы могут быть заменены на принудительные или даже на лишение свободы, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ.

По административным делам, согласно ст. 20.25 КоАП РФ, обязательные работы могут быть заменены на штраф до 300 000 рублей или арест до 15 суток.

⚡ Исправительные работы

Исправительные работы – это вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении осужденного к труду с ежемесячным вычетом части заработной платы (от 5 до 20%) в доход государства. Регламентированы ст. 50 УК РФ.

Исправительные работы назначаются в качестве основного вида наказания в случаях, когда их применение предусмотрено той или иной статьей УК РФ, или же когда есть возможность назначить более мягкое наказание, нежели предусмотрено санкцией конкретной статьи, согласно ст. 64 УК РФ.

Особенностью исправительных работ является то, что они могут быть назначены как лицу, имеющему постоянное место работы, так и не имеющему такового.

Если у осужденного уже есть постоянное место работы, то исправительные работы отбываются именно там. Если же осужденный не имеет основной работы, то место отбытия наказания определяется органами местного самоуправления вместе с представителями УИИ. В таком случае исполнительные работы должны проводиться по месту жительства осужденного.

Согласно законодательству, есть категории лиц, к которым исправительные работы не применяются:

  • инвалиды 1 группы;
  • беременные;
  • женщины с детьми до 3 лет;
  • лица, проходящие службу по призыву;
  • лица, проходящие службу по контракту на должностях рядовых или сержантов, если на момент вынесения приговора они не отслужили срок службы.

Закон четко прописывает сроки исправительных работ:

  • для лиц старше 18 лет – от 2 месяцев до 2 лет;
  • для лиц младше 18 лет – от 2 месяцев до 1 года.

Порядок исполнения

При исправительных работах на осужденных распространяются все требования трудового законодательства. Первым днем исправительных работ считается получение работодателем документов из УИИ или день, когда осужденный вышел на работу (если постоянного места работы не было).

Срок исправительных работ считается в месяцах, поэтому в каждом месяце осужденный должен отработать столько, сколько в этом месяце рабочих дней. Таким образом, выходные и праздники в счет исполнения наказания не идут, засчитываются только рабочие дни. Если в каком-то месяце число рабочих дней не совпадает, то неотработанные дни переносятся на следующий месяц, и осужденный должен отбыть наказание до их полной отработки. Также в расчет не идут больничные.

Ежегодный оплачиваемый отпуск при исправительных работах положен, но составляет он всего 18 дней. Поскольку по закону стандартный отпуск равняется 28 дням, то неиспользованные дни (10 дней за год) никуда не исчезают - осужденный имеет право отгулять их после отбытия наказания.

Если осужденному полагаются дополнительные дни отпуска (например, за вредные условия труда), то они используются на общих основаниях.

Во время исправительных работ запрещается увольнение по собственному желанию – для этого должно быть получено согласие инспектора УИИ, а отказ в подобном согласии можно обжаловать в судебном порядке.

Возможно ли уклонение

Уклонением от исправительных работ будет считаться неявка на рабочее место без уважительных причин, неявка в УИИ по вызову, появление на рабочем месте в пьяном состоянии и иные злостные нарушения дисциплины.

При первом нарушении осужденному выносится предупреждение. При дальнейшем уклонении от наказания оно может быть заменено на более суровое – принудительные работы или реальное лишение свободы.

Обязательные работы — это наказание, предусмотренное уголовным и административным законодательством. Оно назначается судом и заключается в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 49 УК РФ, ст. 3.13 КоАП РФ). Обязательные работы в качестве административного и уголовного наказаний отличаются по срокам, способам исполнения, категориям граждан, которым не может назначаться такое наказание, и некоторым другим критериям.

  • вид работ и организацию, в которой они отбываются;
  • порядок и условия отбывания работ (с разъяснениями);
  • предупреждение о том, что к работе нужно приступить в течение 10 дней;
  • разъяснение о праве обратиться с ходатайством об изменении вида работ и об уменьшении количества часов;
  • предупреждение об ответственности за уклонение.

Как и в случае, когда обязательные работы являются уголовным наказанием, они выполняются бесплатно, а отпуск по основному месту работы не принимается во внимание.

Мне назначили наказание в виде 50 часов обязательных работ

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

▪ В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанные правила распространяются на случаи злостного уклонения лица от отбывания обязательных работ или исправительных работ либо ограничения свободы, назначенных в соответствии с частью 5 статьи 46 УК РФ. Применение лишения свободы в таких случаях допускается, даже когда штраф по приговору суда назначался не в кратной величине. Срок наказания при этом исчисляется исходя из неотбытой части срока наказания, которым был заменен штраф, а не из размера штрафа.

Андрей, Вам необходимо хорошо подумать прежде чем уклоняться от указанного вида наказания.

▪ За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Замена штрафа по уголовному делу обязательными работами

Да, по ст.264.1 УК РФ целый ряд наказаний не связанных с реальным лишением свободы. Поэтому при неуплате штрафа, его по ходатайству судебного пристава-исполнителя могут заменить на обязательные работы. Лишение свободы не дадут.

В данном случае, суд будет исходить из обстоятельств дела, семейном и финансовом положении супругая при вынесении приговора. В данном случае при наличии дохода скорее всего вынесут штраф

В случае если как Вы говорите, и Вы убеждены что назначат штраф, то развитие событий при неуплате штрафа будет следующим___

Санкция статьи 264.1 УК РФ предусматривает не только штраф, но и обязательные и принудительные работы. Если ни одна из мер не может быть назначена, то можно привести доводы в пользу этого, а также в пользу рассрочки уплаты штрафа на 5 лет согласно ст.31 УИК РФ.

Замена уголовного штрафа другим видом наказания

Если осужденный заявляет ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, об этом указывается в его апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.

Подавайте апелляцию в соответствии со ст.389.6 УПК РФ. Здесь не может быть другого совета, поскольку суд уже принял решение о замене наказания. Ссылайтесь на медицинские противопоказания к назначенному вам виду наказания, только от вас потребуются медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания.

ЗДрвствуйте, надо смотреть ваше решение суда, чтобы тоочно все указать. Ссылайтес ьна смягчающие обстоятельства напрммер.

▪ указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

Безуглов Владимир Владимирович, судья судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея.

Одним из видов административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), являются обязательные работы.

СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Данный вид административного наказания был введен Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" . Однако применение обязательных работ как административного наказания началось с 1 января 2013 года.

Российская газета. 9 июня 2012 г.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. При этом обязательные работы назначаются судьей и устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день. Обязательные работы, как правило, заключаются в выполнении трудоспособным гражданином общественно полезных, не требующих специального образования, особой квалификации работ, например благоустройство и озеленение улиц и площадей, уборка улиц и прилегающих территорий, погрузочно-разгрузочные работы, уход за больными.

Конституционность положений, связанных с применением обязательных работ в качестве административного наказания, неоднократно являлась предметом правовых дискуссий и оспаривалась в Конституционном Суде Российской Федерации .

См., например: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко" // Вестник КС РФ. 2013. N 4.

В соответствии с частью 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд в нашей стране запрещен. Понятие принудительного труда определено в ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, кроме того, данная норма содержит перечень случаев, не являющихся принудительным трудом. При этом обязательные работы как вид административного наказания не подпадают ни под один из приведенных случаев .

См.: Чаннов С. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. 2012. N 29.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П указал следующее: введение обязательных работ как вида административного наказания, назначаемого исключительно в судебном порядке и состоящего в выполнении лицом, подвергнутым этому административному наказанию, бесплатных общественно полезных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с территориальными подразделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, обеспечивает - на основе баланса частных и публичных начал - такое реагирование государства на совершение административных правонарушений, которое, с одной стороны, не связано со вторжением в имущественные права граждан и не влечет (в отличие от административного ареста) лишение правонарушителя свободы, а с другой - не противоречит целям административной ответственности и не является недопустимым способом принуждения к труду, к тому же используемому лишь в общественно полезных целях под контролем государственных органов (абз. 7 п. 3.2).

"Именно в таком контексте и необходимо оценивать отнесение тех или иных работ, назначаемых в качестве наказания за совершение противоправного деяния, к сфере принудительного (обязательного) труда, который. не включает в себя всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будут производиться под надзором и контролем государственных властей и что такое лицо не будет передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ" (п. "с" ч. 2 ст. 2 Конвенции Международной организации труда N 29 относительно принудительного или обязательного труда) .

Принята в г. Женеве 28 июня 1930 г. на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ // Ведомости ВС СССР. 1956. N 13. Ст. 279.

Основополагающий принцип административной ответственности - законность, призванная обеспечивать защиту субъективных прав и свобод человека и гражданина. Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с положением ст. 1.1 КоАП РФ административная ответственность может устанавливаться только данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях; согласно ст. 1.3 КоАП РФ, только федеральный закон вправе определять виды административных наказаний и порядок их назначения.

Таким образом, общественные работы, если они являются мерой наказания, назначаемой исключительно судом, и выполняются для государства или его структур - администраций, регионов, публичных служб и других учреждений, не подпадают под запрет принудительного труда (п. 125 Общего обзора (доклада), касающегося Конвенции МОТ 1930 года N 29 относительно принудительного или обязательного труда и Конвенции МОТ 1957 года N 105 об упразднении принудительного труда). Следовательно, в настоящее время обязательные работы остаются одним из видов административного наказания.

Следует отметить, что первоначально порядок исполнения обязательных работ был регламентирован только ст. 32.13 КоАП РФ. Однако уже 5 апреля 2013 г. Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты" компетенция службы судебных приставов была расширена (Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" дополнен ст. 109.2).

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49 // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1657.
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Исполнение судебным приставом-исполнителем обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и в осуществлении контроля за выполнением должником таких работ (ст. 109.2 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В частности, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество отработанных часов.

Контроль за лицами, которым назначены обязательные работы, может осуществляться в нескольких формах: путем направления запросов в организацию, где работает лицо, в том числе касающихся предоставления документов (табелей) о фактически отработанном времени; при непосредственном посещении объектов (по его итогам составляется соответствующий документ). Ежедневный контроль за явкой лиц, в отношении которых назначено наказание в виде обязательных работ, судебные приставы-исполнители осуществляют с использованием средств связи, и лишь при необходимости они могут непосредственно выезжать к месту исполнения. Организация, в которую направлены привлеченные к административной ответственности лица, обязана представлять в соответствующий орган Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) сведения о явке лиц для выполнения работ, о непосредственном их выполнении, наличии или отсутствии нарушений правил внутреннего распорядка, количестве фактически отработанных часов для учета общего срока отбытия обязательных работ.

На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагаются следующие обязанности: контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении данного лица от отбывания обязательных работ.

В КоАП РФ закреплено положение, устанавливающее также, что в случае уклонения лица от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, судебный пристав-исполнитель в отношении этого лица составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 4 ст. 20.25 КоАП РФ. При этом отбытие иного вида административного наказания, предусмотренного указанной нормой КоАП РФ (наложение штрафа или административного ареста), не освобождает это лицо от отбывания обязательных работ.

Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

В практике применения обязательных работ в качестве административного наказания возникают вопросы, связанные с его непосредственным исполнением. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что отсутствуют эффективные механизмы осуществления контроля за исполнением данного вида административного наказания.

На сегодняшний день в целях упорядочения контроля за исполнением обязательных работ службой судебных приставов разработан порядок исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ .

См.: письмо ФССП России от 15 января 2013 г. N 12/01-491-АП "О порядке исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ" // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. N 3.

В целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ Федеральной службой судебных приставов подготовлены: разъяснение порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ и макет исполнительного производства, возбужденного на основании постановления суда о назначении обязательных работ .

См.: письмо ФССП России от 25 июня 2013 г. N 12/01-17171-АП "О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства" (вместе с разъяснением порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. N 8.

Согласно п. 3.1 разъяснения порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ, при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель заводит учетную карточку на лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в которой ведет суммарный учет отработанного должником времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения.

В силу положений п. 3.3 указанного разъяснения Федеральной службы судебных приставов при выявлении фактов уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

Однако на практике приведенные выше рекомендации применяются не в полной мере. Анализ исполнения административного наказания в виде обязательных работ в Республике Адыгея за 2013 - 2014 гг. показал, что по состоянию на начало 2015 года остались неисполненными 30% от общего числа обязательных работ, назначенных в 2013 году, и 57% от общего числа обязательных работ, назначенных в 2014 году . При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 20.25 КоАП РФ, составлялись в редких случаях.

См.: Справка о назначении административного наказания в виде обязательных работ за 2013, 2014 годы и I квартал 2015 года судьями Республики Адыгея // Архив Верховного суда Республики Адыгея.

Таким образом, несмотря на разработанный порядок исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ и разъяснение его положений, на сегодняшний день контроль за исполнением административного наказания в виде обязательных работ ослаблен.

Кроме того, возникают вопросы, связанные с непроработанностью отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих исполнение наказания в виде обязательных работ. Например, в соответствии с частью 7 ст. 32.13 КоАП РФ лицо может быть освобождено от выполнения обязательных работ в случае наступления обстоятельств, препятствующих отбыванию этого вида наказания. Данная норма КоАП РФ призвана урегулировать ситуации, связанные с изменением жизненной ситуации конкретного лица, которому назначены обязательные работы. Как следует из ее содержания, лицо вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующих отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

Вместе с тем наличие лишь заболевания при отсутствии инвалидности I или II группы на момент привлечения лица к ответственности не является правовым основанием для освобождения его от выполнения обязательных работ. На практике данное несоответствие не только приводит к необходимости дополнительного обращения граждан в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ, но и влечет за собой дополнительную нагрузку на судей, связанную с рассмотрением таких ходатайств.

Анализ исполнения обязательных работ, проведенный в Адыгее в соответствии с планом работы Верховного суда Республики, показал, что органами местного самоуправления определяется единый перечень организаций и видов обязательных работ для отбывания обязательных работ, назначенных в порядке административного и уголовного законодательства.

Однако административное наказание в виде обязательных работ и обязательные работы в уголовном праве, несмотря на их общее название, являются разными видами юридической ответственности, имеющими различные порядок исполнения и последствия за отказ от их исполнения. В связи с этим определение единого перечня организаций и видов обязательных работ для отбывания обязательных работ представляется неверным, поскольку наказание за совершение уголовного преступления должно быть более строгим, чем наказание за совершение административного правонарушения.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Среди назначаемых видов наказания за уголовные преступления часто путают между собой исправительные работы и обязательные работы.

Неспециалисты часто эти виды наказания отождествляют между собой, считая, что под этими понятиями скрываются одно и то же понятие. Это не так.

Исправительные и обязательные работы радикально отличаются друг от друга и являются отдельными видами наказания, которые имеют свои особенности, назначаются на разные сроки, и влекут за собой особые последствия, вследствие уклонения осужденного от этих работ.

Общая информация


Согласно статья 49 УК РФ, суть этих работ заключается в том, что осужденный по приговору суда не лишается свободы, он продолжает учиться или работать, проживает на прежнем месте, но в свободное от работы или другой повседневной деятельности обязан бесплатно выполнять общественно-полезные работы.

Суд, вынося приговор, не указывает в нем, какими именно работами должен заниматься осужденный. За него это решают органы местного самоуправления, которые согласуют разнарядку для осужденного вместе с уголовно-исправительной инспекцией.

Как правило, те работы, которые предстоит выполнять осужденному, связаны с благоустройством населенного пункта, где он проживает.

Ему придется убирать мусор, заниматься земляными работами, осуществлять озеленение, высаживать саженцы, принимать участие в ремонте дорог, мостов, домов.

Естественно, что здесь не идет речь ни о какой сложной и ответственной работе. Осужденный будет выполнять все работы, которые могут поручить разнорабочим. Она неквалифицированная и тяжелая.

Сюда относится уборка территории возле многоквартирных домов, а также лестничных площадок в подъездах этих домов, очистка подвалов и чердаков. Осужденного могут заставить ремонтировать такие системы коммунального хозяйства, как канализации, а также системы водоснабжения. На него могут возложить и погрузочно-разгрузочные работы.

Если осужденный нигде не учится и не работает, это не означает, что к нему не может быть применен данный вид наказания. В ходе судебных заседания суд обязан будет установить его трудоспособность. Может оказаться, что он не может выполнять определенные виды тяжелых работ по состоянию здоровья. В таком случае, к нему будет применен другой вид наказания.

Особенности


Особенности этого вида наказания заключаются в том, что, во-первых, оно позволяет осужденному не отрываться от общества.

Его повседневная жизнь претерпевает небольших изменений, которые касаются необходимости выделять некоторое время на выполнение обязательных работ.

Во-вторых, осужденный, отбывая обязательные работы, как будто меняет время пребывания в местах лишения свободы на время отбывания на обязательных работах. При чем, для него действует весьма выгодный тариф: 8 часов таких работ за день лишения свободы.

Но очевидно, что оставшиеся 16 часов в тюрьме, которые бы осужденный мог бы проводить после работы, отдыхом и приятным времяпрепровождением не назовешь.

Кому назначаются?


Данное наказание назначается лицам, совершивших уголовно-наказуемое деяние небольшой и средней тяжести.

Но их запрещено назначать для следующих категорий лиц:

  • женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
  • лицам с инвалидностью первой группы;
  • призывникам, которые проходят срочную службу, а также военнослужащим-контрактникам, которые на момент назначения наказания не закончили назначенный им срок службы.

На какой срок?

Выше указывалось, что суд, вынося приговор, не указывает вид обязательных работ. В приговоре устанавливается только их размер.

Минимальный размер, на который может рассчитывать подсудимый — 60 часов этих работ, максимальный – 480 часов.

Если суд устанавливает срок этих работ по совокупности различных преступлений, то конечный размер работ не может быть выше, чем это установлено в Уголовном Кодексе. Если в приговоре количество часов обязательных работ будет больше, чем 480 часов, то данный приговор будет считаться незаконным.

Что будет в случае злостного уклонения?


Осужденного в обязательном порядке знакомят с внутренним распорядком организаций, где ему придется работать и отчитываться за свою работу.

Для него составляют график, по которому он будет работать. Все отработанные им часы строго фиксируются и контролируются.

Орган местного самоуправления, организация, предприятие, где будет работать осужденный, обязаны ознакомить его с техникой безопасности и следить за ее выполнением.

О том, как работает осужденный, сколько часов им проработано, его поведении и случаях уклонения докладывается в уголовно-исправительную инспекцию. Если осужденный допускает нарушения или уклоняется от отбывания наказания, то он предупреждается о том, что данный вид наказания может быть заменен на другой.

Если он не реагирует на предупреждения и допускает злостное уклонение от отбывания наказания, то уголовно-исправительной инспекцией направляется в суд представление с ходатайством о замене вида наказания.

Что же законодатель подразумевает под злостным уклонением?

Под этим понятием понимается невыход более двух раз на протяжении месяца на назначенные по графику работы без уважительной причины, а также, если трудовая дисциплина на протяжении месяца нарушалась более двух раз.

И, наконец, если осужденный скрылся от того, чтобы нести назначенное ему наказание и о его месте нахождения ничего не известно ни администрации учреждения, где ему назначены работы, ни уголовно-исправительной инспекции. Он может быть задержан на срок до двух суток, а по решению суда этот срок может быть продлен на месяц.

Читайте также: