Зачем при приватизации копия трудовой

Обновлено: 14.05.2024

Здравствуйте. С 2015 года я помогла 18 клиентам приватизировать их муниципальные квартиры — опыт в этом деле есть. Прежде чем перейти к перечню документов, крайне советую прочитать эту важную информацию.

Документы я разделила на 2 раздела — документы на саму квартиру и документы на участников приватизации. Все они нужны, чтобы составить договор приватизации и далее зарегистрировать квартиру в собственность. Подробная инструкция — как приватизировать муниципальную квартиру.

Документы на квартиру

  1. Ордер или договор социального найма;

Эти документы подтверждают право граждан пользоваться квартирой и проживать в ней. До 01.03.2005 года, если квартира выдавалась гражданам в социальный найм, оформлялся ордер. После этой даты — договор соц.найма. В одних регионах/городах договор социального найма предоставлять необязательно (Москва и Самара), а в других он обязателен (Екатеринбург, Новосибирск, Санкт-Петербург).

В одних регионах, если квартира выдалась по ордеру, перед приватизацией требуют оформить договор социального найма. В других же достаточно наличия ордера или просто лицевого счета. Поэтому перед подачей документов, заранее проконсультируйтесь.

Тех.паспорт можно заказать в БТИ или в МФЦ. При себе иметь паспорт РФ и ордер или договор социального найма. Стоимость документа от 900 рублей, оплатить его можно в самом учреждении. Срок готовности 7-14 дней.

В основном выписку предоставлять необязательно, т.к. сотрудники сами запросят ее в паспортном столе (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар). Но в Самаре и Краснодаре выписку нужно принести самому. Заказывается она в паспортном столе или в МФЦ – ссылка на инструкцию.

Эту выписку можно получить в бухгалтерии управляющей компании (ЖЭУ, ЖКХ, ТСЖ) или в МФЦ. Но проблема в том, что управляющая компания даст её только при оплате всех коммунальных долгов по квартире, хоть это незаконно и является самоуправством. Просто это дополнительное давление на уплату долгов по коммуналке.

После приватизации квартиру можно продать. Моя коллега Грушина Елена составила список документов для продажи квартиры. Елена — риэлтор с юридическим образованием

Документы на участников в приватизации

  1. Заявление на приватизацию квартиры;

Это главный документ. Форму и образец заявления лучше взять в отделе приватизации, потому что оно везде разное. Единого образца нет.

Теперь главный вопрос — кто должен быть указан в заявлении, подписать и подать его? Их я перечислю списком:

Они могут изъявить свое согласия на приватизацию двумя способами: 1) оформить нотариальный отказ от участия. В этом случае им не нужно приходить в отдел приватизации, нотариальный отказ от них могут принести участники приватизации. 2) прийти в отдел приватизации и подписать заявление на приватизацию, но без их участия.

Они должны прийти в отдел приватизации и подписать заявление. Или оформить у нотариуса согласие на приватизацию без их участия — тогда приходить в отдел приватизации им не придется.

Что делать если такой гражданин не даст согласие на приватизацию? Если он давно не проживает в квартире и не платит коммунальные платежи, его можно попытаться выписать из нее. После выписки его согласие не потребуется.

Если одному из вышеуказанных граждан нет 14 лет, его присутствие в отделе приватизации не требуется. Подписать заявление за него должен один из родителей — ст. 28 ГК РФ. Если от 14 до 18 лет, он тоже должен присутствовать. А заявление он подписывает вместе с одним из родителей/опекунов — ст. 26 ГК РФ.

Если ребенку до 14 лет, потребуется его свидетельство о рождении и паспорта обоих родителей (опекуна, попечителя). Если ребенку от 14 до 18 лет — его паспорт и паспорта обоих родителей (опекуна, попечителя).

По ст.11 Закона о приватизации, гражданин после 18 лет может участвовать в ней только один раз. Если гражданин участвовал в приватизации до 18 лет, он может еще раз в ней участвовать после 18 лет.

Данная справка доказывает, потерял ли гражданин свое право на приватизацию или нет. Она берется в БТИ или МФЦ на каждого человека, который будет участвовать в приватизации. Если человек прописался в квартиру после июня 1991 г. или же с 1991 г. менял прописку (прописывался в другом городе, поселке), от него дополнительно потребуется справка об участии/неучастии с БТИ данного города.

Пример 1: Александр по соц.найму досталась муниципальная квартира в Москве, которую он хочет приватизировать. Прописался он в нее в 2000 г., а до этого он был прописан в Екатеринбурге. Приватизация началась с 1991 года и человек может участвовать в ней один раз. Поэтому чтобы доказать, что он не участвовал в приватизации ни в Екатеринбурге, ни в Москве, ему нужно предоставить справку о неучастии, которое нужно получить в БТИ и Москвы и Екатеринбурга.

Пример 2: Ирина по соц.найму досталась муниципальная квартира в Москве, которую она хочет приватизировать. Прописалась она в нее в 1995 г., потом меняла место прописки несколько раз из-за работы (службы). С 2005 по 2007 гг. она была прописан в Самаре, затем приехала и прописалась снова в московскую квартиру. От Ирины потребуется справка о неучастии с БТИ и Москвы и Самары.

То же самое, что и cо справкой №2. Если гражданин прописался в приватизируемой квартире после июня 1991 года и(или) менял место прописки, от него потребуется архивная выписка из домовой книги с прежнего и других мест прописки на данный период. Как получить архивную выписку из домовой книги.

Пример 1: Артем прописался в московскую муниципальную квартиру в 2001 году. До этого он с 1995 г. был прописан в Самаре. От него потребуется архивная выписка из домовой книги в Самаре за период с 1995 по 2001 г.

Пример 2: Владимир прописался в Самаре в муниципальную квартиру в 1990 году. Из-за учебы (работы, службы) он с 2002 по 2006 гг. был прописан в Екатеринбурге. От него потребуется архивная выписка из домовой книги в Екатеринбурге на данный период.

Тем, кто решил не участвовать в приватизации квартиры и становиться будущими собственниками квартиры, необходимо оформить отказ. В Самаре и Краснодаре отказ требуется только нотариально заверенный. В других же городах заверять отказ у нотариуса не обязательно — его составят сами сотрудники учреждения, которое принимает документы на приватизацию. Надо будет его все лишь подписать при подаче документов. Подробно читайте здесь.

После покупки квартиры можно рассчитывать на возврат в 13% от ее стоимости, до 260 тыс.руб. — налоговый вычет Кто имеет право на налоговый вычет?

Список документов различается

Вернуться к списку документов. Во многих городах и регионах различаются регламенты по приватизации, поэтому различаются и списки необходимых документов. В одном городе некоторые справки нужно подавать самому, в другом же сотрудники сами их запрашивают через систему межведомственного взаимодействия.

Понравилась статья? Вы знаете, что надо сделать ;)

Есть вопросы? Можете бесплатно проконсультироваться. Воспользуйтесь окошком онлайн-консультанта, формой внизу или телефонами (круглосуточно и без выходных):


Позиция заявителей

Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме. При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.

Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.

КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.

В первоначальной редакции ст. 16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация. Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).

Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.

КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.

Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.

При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно. Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме. При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.

Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.

Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств. При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.

Эксперты по-разному оценили позицию Суда

Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.

По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.

Право собственности на квартиру подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости

Граждане, которые наследуют недвижимость нередко сталкиваются с проблемами при оформлении документов на квартиру или дом. Вместе с экспертами разбираемся, как быстро и без больших затрат решить эту ситуацию и какие шаги для этого необходимо предпринять.

Эксперты в статье

Главное оформить документы в срок

Главное в деле о наследстве — не пропустить положенный срок. Необходимо восстановить утерянные документы и, согласно статье 1154 Гражданского кодекса РФ, подать заявление о принятии наследства нотариусу в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина или день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (статья 1114 ГК).

В том случае, если срок подачи документов пропущен, оформлять наследство придется только через суд. При этом необходимо будет доказать, что срок был пропущен наследником по уважительной причине.

Юристы утверждают, что ничего страшного в потере документов на квартиру нет, а их восстановление может занять совсем немного времени. Есть несколько вариантов восстановления документов для того, что, чтобы начать оформление наследства.

Обратиться в Росреестр

Договоры купли-продажи или дарения всегда составляются в трех экземплярах, один из которых отправляется на хранение в Росреестр. Чтобы получить официальную копию с этого экземпляра, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра или МФЦ по месту жительства.

Обратиться в БТИ

Если Росреестр по каким-то причинам не может выдать копию договора купли-продажи, например, сделка произошла до 1998 года, можно обратиться в районное бюро технической инвентаризации (БТИ). Они сделают справку, подтверждающую право собственности, которую можно будет в дальнейшем использовать для обращения в Росреестр и для внесения сведений в ЕГРН.

Как восстановить свидетельство о праве на наследство

Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело.

Что делать, если утрачены судебные акты

Если судебный акт, по которому квартира перешла в собственность, потерян, необходимо обратиться с письменным заявлением в суд, который вынес решение.

Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело

Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело (Фото: Ярослав Чингаев/ТАСС)

Как получить кадастровый паспорт на квартиру

С 2017 года выдача кадастровых паспортов прекращена. Данный документ содержал информацию об объекте недвижимости (площадь, этажность, назначение, кадастровый номер и другое). Теперь все эти сведения содержатся в выписке из ЕГРН.

Какие могут возникнуть сложности

Многие из современных наследодателей родились и прожили часть своей жизни в СССР. Сейчас бывшие союзные республики — это самостоятельные государства. Соответственно, если умерший родился или женился на территории Белоруссии или Украины, записи актов гражданского состояния об этом сохранились в архивах на территории данных государств, а не России.

Это существенно затрудняет возможность самостоятельно получить документы, так как чаще всего другие государства не отвечают на частные или адвокатские запросы о правовой помощи. Получить данные из архивов на территории других государств можно через суд при помощи судебного запроса. Например, в рамках дела об установлении факта родства.

Если срок подачи документов был пропущен, оформлять наследство придется только через суд

Если срок подачи документов был пропущен, оформлять наследство придется только через суд (Фото: loon.site)

Что может заменить свидетельство о собственности

Помимо свидетельства собственности на квартиру, существуют и другие правоустанавливающие документы. К ним относятся:

  • договор купли-продажи;
  • договор дарения;
  • договор о приватизации.

При необходимости восстановления этих документов, наследник должен обратиться либо в Росреестр для выдачи дубликата, либо в отдел приватизации муниципального образования. В случае, если квартира была оформлена в собственность до 31 января 1998 года — к нотариусу, который удостоверял сделку с квартирой.

Александр Иванов, нотариус:

Если же права на недвижимость возникли до 31 января 1998 года, и сведений в ЕГРН о них нет, нотариус может запросить данные и в других уполномоченных органах. Например, в Москве справку о правах лица на объект жилищного фонда по состоянию на 31 января 1998 года можно получить в Департаменте городского имущества. Сведения предоставляются электронно, без какого-либо участия наследника.

Самое главное для наследника — это вовремя обратиться к нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, и сообщить ему всю имеющуюся информацию о квартире:

  • когда наследодатель приобрел квартиру;
  • на основании чего возникло право на квартиру — по договору купли-продажи, мены, передачи в порядке приватизации или в порядке наследования.

Владея этой информацией, нотариус сможет сделать все необходимые запросы.

Трудовая книга – основное документальное подтверждение места работы, должности и периодов занятости гражданина. Его сохранность обеспечивается работодателем. В случае необходимости работнику выдается копия трудовой.

Зачем нужна копия трудовой книжки?

Заверенный дубликат требуется в нескольких случаях. Запросить его вправе такие учреждения, как:

  • банки и кредитные организации;
  • компании-работодатели;
  • Пенсионный фонд;
  • органы социальной защиты населения;
  • судебные органы;
  • визовые центры.

При составлении заявки на получение кредитных средств, требуется указание места трудоустройства.

Анкета на получение кредита

Заполненную анкету на получение кредита могут попросить подтвердить заверенной копией трудовой

Если сумма займа большая, то помимо заполнения специального раздела, понадобится и подтверждение. Подтверждением наличия постоянного места работы является запись в трудовой книге. Доказать факт рабочего положения могут только те граждане, которые оформлены официально и проведены в компании согласно нормам Трудового кодекса.

Для банка такой документ может говорить:

  • о наличии источника дохода;
  • о размере дохода;
  • о стаже.

Размер дохода не указывается в трудовой книге. Однако по должности и усредненному показателю в регионе можно сделать выводы о примерной величине дохода потенциального заемщика.

При составлении анкеты на поиск новой работы требуется информация о предшествующих местах. Указать точные данные можно с помощью полученной копии. Если на момент заполнения резюме сотрудник уже уволился, то копия не требуется, поскольку книжка вручается на руки.

Оформление пособий, единичных материальных выплат, льгот или субсидий всегда сопровождается подготовкой обязательных документов. Одним из таких документов является копия трудовой книги, заверенная работодателем.

Начисление пенсии нередко сопровождается запросом дубликата. Связано это с тем, что в электронной базе содержатся сведения только за последние 15 лет.

СНИЛС

Информацию о стаже и начислениях рабочего населения можно узнать по номеру СНИЛС

Данные за предшествующие периоды можно получить исходя из трудовой книги. Однако на момент ухода на пенсию не все будущие пенсионеры увольняются с работы. В таком случае будущий пенсионер запрашивает сканированный дубликат.

Суд запрашивает подтверждение мест трудоустройства в случаях бракоразводного процесса с участием детей. Дубликат может понадобиться как матери, так и отцу. Матери – для подтверждения своего статуса и возможности содержать ребенка, отцу – при расчете алиментных выплат.

При получении разрешения на въезд в другое государство доказательство присутствия постоянного места работы является преимуществом. Сведения о постоянном трудоустройстве и фиксированном доходе являются важными для других стран, поскольку последние должны быть уверены в том, что приезжающего удерживают определенные обязательства в своей стране.

Сроки и порядок выдачи копии трудовой книжки

Дубликат подготавливается по запросу работника. Им является письменное заявление. Однако предприниматели с малым штатным составом могут выдать дубликат и на основе устной просьбы. Крупные фирмы и госкорпорации ведут учет выданных документов. В учетных данных (книжных или электронных) отмечается основание для выдачи.

Заявление на получение копии трудовой книжки

Пример заявления на получение копии трудовой книжки

Обращение составляется в двух экземплярах. Один – для работодателя, второй – для сотрудника. Обращение составляется вручную или печатается. В тексте должны содержаться следующие сведения:

  • наименование организации/предпринимательства;
  • ФИО руководителя;
  • отдел и должность сотрудника;
  • ФИО сотрудника;
  • прошение о выдаче копии;
  • основание;
  • дата;
  • подпись.

Официально утвержденного образца такого заявления нет. Однако в каждой крупой организации есть свои бланки и образцы.

По Трудовому кодексу (ст. 62) представитель работодателя должен выдать скан-копию трудовой книжки в срок до 3-х дней после подачи обращения сотрудником.

Правила оформления копии документа

Чтобы дубликат имел юридическую значимость, его требуется верно заверить. Для этого есть определенные правила официального заверения копии трудовой книжки.

Во-первых, выполняется копирование всех листов, на которых есть запись. Первым листом считаются основные сведения ее владельца.

Заверить документ можно двумя способами:

  • каждую страницу по отдельности;
  • вместе все документы, заранее их скрепив.

При первом варианте все необходимые отметки делаются на каждом листе. При втором варианте документы сшиваются, на место скрепления приклеивается небольшой лист бумаги – пломба, на которой делаются все отметки.

Прошивка листов

Правильная прошивка листов

Копия содержит обязательные отметки. К ним относятся:

Важно! При несоблюдении последнего пункта, так же как и всех остальных, копия считается недействительной.

Форма оттиска

В организациях с большим документооборотом обычно используется оттиск

Куда обращаться для получения копии трудовой?

Чтобы сделать копию трудовой книжки, потребуется обратиться к работодателю. В соответствии с правилами проставить отметку о том, что копия верна, и сотрудник работает по настоящее время, может лишь ограниченный круг лиц. К ним относятся:

  • директор фирмы;
  • предприниматель;
  • бухгалтер;
  • кадровый работник.

Если лицо работает на индивидуального предпринимателя, то, зачастую, все кадровые и финансовые вопросы решаются им же. Если предприятие крупное, то за сохранность трудовых документов отвечает кадровый отдел. На него же и возложена обязанность по их заверению. Это может быть как специально назначенный специалист, так и руководящий отделом.

Нередко бывает, что ответственность по ведению кадровой документации в компании возложена на бухгалтера. В таком случае необходимо обращаться к нему.

Как заверить копию трудовой

Заверять копию трудовой может руководитель или специально назначенный сотрудник

Ответственность за несвоевременную выдачу или отказ от выдачи копии документа

За задержку или отказ в выдаче предусмотрены меры ответственности. Данные меры регламентируются Кодексом об административных правонарушениях (ст. 5.27). За нарушение, совершенное в первый раз, предусмотрены штрафные санкции, представленные в таблице.

СубъектСумма (руб.)
должностное лицо1000-5000 (штраф может быть заменен на предупреждение)
предприниматель1000-5000
юридическое лицо30000-50000

За повторное нарушение, размер штрафных санкций увеличивается. Суммы представлены в таблице ниже.

СубъектСумма (руб.)
должностное лицо10000-20000 (может быть заменено на дисквалификацию на период от 1 года до 3 лет)
предприниматель10000-20000
юридическое лицо50000-70000

Срок действия копии трудовой книжки

Законодательно установлено периода действия нет. Однако спустя определенный промежуток времени туда могут быть внесены новые сведения: о переводе, повышении или увольнении. Поэтому сделать копию один раз и пользоваться ею в дальнейшем не получится.

Сроки действия устанавливаются организациями, которые запрашивают дубликат. Как правило, этот период ограничивается 1 месяцем.

Период действия копии трудовой

Период действия копии трудовой ограничен

Распространённые ошибки при оформлении копии трудовой

Правильно заверить копию трудовой книжки совсем не сложно. Но и тут допускаются неточности. Самые часто допускаемые:

  • постановка отметок не на всех листах при условии, что они не прошиты;
  • оформление копии сотрудником, не имеющим такого права;
  • простановка оттиска печати за пределами копии;
  • отсутствие указания места хранения;
  • неправильная сшивка страниц копии.

Сотрудник, запросивший документ, после его выдачи должен сам убедиться в верности его заполнения.

Читайте также: