Юридические аспекты работы врача скорой помощи права и обязанности

Обновлено: 30.06.2024

В судебном заседании истец требования поддержал, просил удовлетворить и отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания. Указал, что он не мог поехать по этому вызову, так как в бригаде отсутствовал второй медицинский работник, фельдшер не имеет права выезжать в неукомплектованной бригаде. Больного он не осматривал, карту не заполнял, так как диспетчер передал вызов другой бригаде.

Представитель истца ФИО4 требования поддержал, привел доводы, изложенные в иске.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела подтверждается, что стороны состоят в трудовых отношениях. Согласно трудовому договору №/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на должность фельдшера скорой медицинской помощи Симферопольской станции скорой медицинской помощи (подстанция 1), приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность фельдшера Красноперекопской станции скорой медицинской помощи (подстанция №), ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение №ДС к трудовому договору №/с от ДД.ММ.ГГГГ.

В дело представлена служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ ст. врача Красноперекопской ССМП ФИО7 о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 20 минут ему поступил телефонный звонок от фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам ФИО5 об отказе фельдшера СМП ФИО1 выезжать на вызов.

Из пояснительной ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она ДД.ММ.ГГГГ заступила на суточное дежурство, в 14 часов 16 минут был принят вызов для транспортировки из приемного отделения КЦГБ больного в ПСО . При передаче вызова выездной бригаде фельдшер ФИО1 отказался выезжать на указанный вызов, мотивируя тем, что он больного с диагнозом ОИМ не будет транспортировать один. Она к нему по поводу вызова обращалась неоднократно, но он отказывался, из-за чего произошла задержка вызова. В 14 часов 38 минут она направила на данный вызов другую выездную бригаду.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 под роспись было вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное заведующим Красноперекопской ССМП, о необходимости предоставления объяснения по факту отказа выезда на вызов ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 16 минут.

В соответствии с п.7 Приложения № к приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 388н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок установления продолжительности работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала в государственных учреждением здравоохранения Республики Крым.

Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка указано, что недостаток врачей и (или) среднего медицинского персонала определяется исходя из количества должностей, утвержденных в штатном расписании учреждения здравоохранения, и количества работников, допущенных к осуществлению медицинской деятельности в установленном порядке.

Также постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок и условия отнесения специальностей к наиболее дефицитным применительно к медицинским работникам с высшим медицинским и средним медицинским образованием, работающим в организациях здравоохранения Республики Крым, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Крым осуществляет функции и полномочия учредителя, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь.

Вышеуказанным постановлением утверждены размеры региональной выплаты медицинским работникам с высшим медицинским и средним медицинским образованием по наиболее дефицитным специальностям, работающим в организациях здравоохранения Республики Крым, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также скорую медицинскую помощь, согласно которой доплату получают: врачи; фельдшеры; акушеры и медицинские сестры.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень наиболее дефицитных специальностей медицинских работников с высшим медицинским и средним медицинским образованием, работающих в организациях здравоохранения Республики Крым, по которым Министерство здравоохранения Республики Крым осуществляет функции и полномочия учредителя, согласно которому врач скорой медицинской помощи, фельдшер скорой медицинской помощи (выездной бригады) отнесены к дефицитным специальностям.

В судебном заседании ФИО1 не отрицал, что он получает вышеуказанную доплату.

Пунктом 1.7.1. должностной инструкции предусмотрено, что фельдшер СМП выездной бригады осуществляет незамедлительный выезд на место вызова бригады скорой медицинской помощи.

Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции фельдшер СМП выездной бригады должен безотказно выполнять вызовы по оказанию скорой медицинской помощи в экстренной форме – при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении, хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; в неотложной форме – при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; иных случаях.

В пункте ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции указано, что фельдшер СМП выездной бригады должен вести утвержденную медицинскую документацию в том числе в электронной форме (при возможности), связанную с исполнением трудовых обязанностей.

Указание ФИО1 на то, что он не был ознакомлен с должностной инструкцией и имеющаяся подпись ему не принадлежит, суд не может принять во внимание, поскольку решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № было установлено, что ФИО1 был ознакомлен с указанной должностной инструкцией, и в силу положений ст. 61 ГПК РФ такое обстоятельство не подлежит оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, при получении вызова фельдшер ФИО1 не выполнил требования по незамедлительному выезду на экстренный вызов, чем нарушил требования законодательства, а также права пациента, которому требовалась перевозка в другое лечебное учреждение.

В силу ч.1 ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания - замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Положениями ч.5 ст. 192 ТК РФ закреплено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Статьей 193 ТК РФ установлено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (часть 1).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (часть 3).

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (часть 6).

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что у работодателя имелись основания для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности за невыполнение должностных обязанностей. Нарушений порядка привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности судом не установлено. Тяжесть совершенного проступка соответствует мере примененного дисциплинарного взыскания.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд через Центральный районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением.

Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного и ученых, работающих в сфере здравоохранения.персонала

Основная цель кодекса – упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.

Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.

Морально - этический кодекс врача и пациента состоит из шести разделов, которые посвящены моральным аспектам деятельности врача в обществе, работе с пациентами, взаимоотношениям с медицинскими организациями и коллегами.

1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение

1.4. Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Врач - лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

1.5. Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания

1.6. Права – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

1.7. Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

1.8. Конфликтные ситуации:

  • оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное инеобоснованное выполнение диагностических, лечебных,профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровьюпациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

2. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;
  • информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц,непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • на доступность медицинских услуг, требующихся по состоянию здоровья без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;
  • обследование,лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
  • облегчение боли,связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;
  • отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья,применяемых методах диагностики и лечения, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, которая позволит активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • на получение необходимого лечения без промедления, в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков, определенного на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая;
  • на предотвращение по мере возможности страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;
  • на подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае причинения вреда;
  • запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случае посещения других лечебных учреждений с целью получения медицинской помощи

3. Обязанности пациента

  • заботиться о сохранении своего здоровья;
  • уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
  • уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание;
  • представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
  • выполнять медицинские предписания;
  • сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы: (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);
  • соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях, курить только в специально отведенных для курения местах;
  • сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования.

4. Обязанности врача в отношении к пациенту

  • заботиться одинаково обо всех своих пациентах, не дискриминируя их по материальному состоянию, социальному или моральному статусу, личному отношению врача к пациенту, религиозным убеждениям;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • прежде, чем поставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного, а также изучить личную и наследственные заболевания;
  • письменно и четко записывать рецепты, указывая дозировку и способ приёма;
  • рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях заболевания пациента, о пользе диагностических и терапевтических процедур;
  • перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете;
  • обеспечить регулирование очереди и соблюдение записи приема медицинской сестрой;
  • соблюдать прием в соответствии с записью (допустимая погрешность 10-15 минут);
  • информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласованию с пациентом;
  • разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме;
  • ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • в ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний;
  • держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению.

5. Права врача

Врач имеет право:

5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:

  • если пациент находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • если действия пациента угрожают жизни и здоровью окружающих и ;персонала
  • в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка медицинской организации;
  • при агрессивном поведении пациента и нарушении им и его родственниками этических норм и правил;
  • когда врач не в состоянии установить с пациентом терапевтического сотрудничества.

5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.

5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.

5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства.

5.6. врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса.

6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом

6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:

  • оказание пациенту медицинской помощи не надлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.

6.3. Жалоба подается в письменном виде: первый экземпляр - лицу, ответственному за делопроизводство(либо непосредственно главному врачу), а второй экземпляр остается на руках у подающего жалобу. При этом следует получить подпись лица, ответственного за делопроизводство с указанием входящего номера либо подпись главного врача с указанием даты.

6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные требования, подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанций.

6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим особенности регулирования труда медицинских работников с точки зрения действующего законодательства:

  • время отдыха сотрудников скорой помощи между вызовами,
  • возможность привлечения врачей к дополнительным дежурствам без их согласия,
  • предоставление дополнительных отпусков сотрудникам медучреждений.
  • выходные дни сотрудника еженедельно;
  • отдыха между сменами;
  • дни отдыха во время государственных праздников;
  • ежегодные отпуска;
  • перерывы в течение смены или рабочего дня.

В данном случае нас интересует именно отдых работника в течение дня – это обеденный перерыв или время отдыха во время смены. Очевидно, что работник имеет право отдыхать в течение рабочего дня, что особенно актуально для сотрудников скорой помощи, график работы которых является достаточно напряжённым и насыщенным.
ТК РФ устанавливает длительность такого отдыха. Она составляет ежедневно не менее получаса не более двух часов. При этом перерыв не включается в рабочее время.
Какая именно продолжительность перерыва закреплена в отделении скорой помощи, отражено в правилах внутреннего трудового распорядка. Также она может устанавливаться по соглашению с сотрудниками.
Если в силу особенностей работы невозможно предоставить работникам необходимые условия для приема пищи, то работник должен иметь возможность питаться и отдыхать в рабочее время.
В ПВТР отделения скорой помощи стоит указать перечни таких должностей, а также конкретные места, в которых допускается прием пищи и отдых в течение смены.
| Дополнительное дежурство без согласия врача
Особенности регулирования труда медицинских работников также следует учитывать и при формировании графика дежурств специалистов. В каких ситуациях допустимо поставить врачу дополнительное дежурство без его согласия и на каких условиях?
Стационарные подразделения медучреждений отнесены к организациям с круглосуточным и непрерывным режимом работы. Это следует из Минздрава СССР № 01-14/5-24 от 04.05.1990 года.
Согласно документу, врачу в обязанности вменяются дежурства, которые он выполняет в пределах установленной месячной нормы рабочего времени. В зависимости от загруженности отделения и обеспеченностью отделения необходимыми кадрами, врачу могут быть установлены дежурства сверх месячной нормы, но он должен дать на это согласие.
Оплата ночных и вечерних дежурств, назначенных сверх нормы рабочего времени, производится в обычном размере. Если дополнительные дежурства совпали с официальными праздниками или выходным днем врача – они оплачиваются в двойном размере от обычной оплаты.
Кроме того, в соответствии с положениями программы госгарантий бесплатного оказания пациентам медицинской помощи в неотложной и экстренной форме, а также на основании ст. 350 ТК РФ, врача медицинских стационаров может устанавливаться дежурство на дому, также с согласия специалиста.
Таким образом, закон позволяет устанавливать врачу дополнительные дежурства, однако, без его согласия это можно сделать только в том случае, если это дежурство не выходит за рамки месячной отработки.
Если же дежурство назначается сверх установленного на месяц времени работы, то без согласия врача это сделать нельзя. Сотрудник имеет право отказаться от дополнительных дежурств. Если же он выражает согласие, то препятствий для подработки нет.

Может ли медучреждение предоставить медработникам
дополнительные дни отпуска?

Дополнительные отпуска, которые предоставляются сотрудникам на основании проведения специальной оценки условий труда минимально должны составлять 7 дней, о чем сказано в ст. 117 ТК РФ.
Минимальные 7 дней дополнительного отпуска может быть увеличены работодателями, что отражается в коллективном договоре и межотраслевом соглашении и закрепляется в трудовом договоре медработника.
При установлении сотрудникам дополнительных компенсаций и гарантий за работу во вредных условиях труда работодатель должен учитывать свое собственное экономическое положение и отражает их в локальных актах медучреждения и в коллективном договоре.
Таким образом, никто не запрещает медучреждению или его учредителю, если речь идет о бюджетным организациях, устанавливать своим сотрудникам дополнительные отпуска свыше 7 дней. Этому предшествует анализ финансово-экономических возможностей медучреждения.
Если соответствующие возможности имеются, происходит разработка локального акта - приказа главного врача, подготавливается дополнение в текст коллективного договора с сотрудниками.
Нарушением действующего законодательства является предоставление дополнительного отпуска сотрудникам, находящихся во вредных условиях труда, менее 7 дней, что ущемляет их права. Однако, увеличение продолжительности отпуска напротив, создает более благоприятные условия труда чем те, которые предоставлены медработникам законодателем.
Учитывая, что особенности регулирования труда медицинских работников касаются и работы в опасных, вредных условиях, в которых трудится большая часть сотрудников медучреждений, дополнительные гарантии работодателя представляют им возможность более длительного отдыха в ежегодном отпуске.

Особенности трудового договора
медицинского работника
11 февраля
Трудовой договор медицинского работника должен быть составлен по общим правилам, которые предлагает нам трудовое законодательство.
Такие обязательные условия и информация представлена в ст. 57 ТК РФ.
Кроме того, для оформления трудового договора с медучреждением, медработник должен предоставить ему пакет необходимых документов.
Трудовой договор медицинского работника: заключение
Оформление трудовых отношений в медучреждении начинается с того, что соискатель должен предоставить в отдел кадров следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • военный билет для военнообязанных;
  • документы о медицинском или ином образовании.

На этом этапе требования к медработникам практически ничем не отличаются от общих требований ТК РФ.
Трудовой медицинского работника отличается своим содержанием. В состав любого такого документы входят определённые обязательные и дополнительные условия.
Договор, заключаемый между медучреждением и медработником должен содержать такое важное условие, как место работы. Здесь необходимо указать не только наименование и адрес самого медучреждения, но и конкретное отделение, в котором сотрудник будет работать.
Также нужно указать профиль этого отделения и конкретное рабочее место. Это связано с тем, что для разных групп медработников место работы даже в конкретном отделении отличается.
Например, при приеме на работу врача-специалиста в поликлинику, нужно указать наименование кабинета, в котором он будет работать (кабинет врача-невропатолога), в стационаре – неврологическое отделение.
Для сотрудников скорой помощи в качестве места работы указывается отделение скорой помощи.
Такие нюансы важны в тех случаях, когда медработника необходимо перевести с одного места работы на другое.
Кроме того, указать конкретное отделение или подразделение нужно потому, что занятие определенной должности в конкретном месте у медиков часто с предоставлением дополнительного отпуска или сокращенного рабочего дня.
Еще один важный аспект, которым характеризуется трудовой договор медицинского работника – правильное указание названия его должности. Так, существуют номенклатурные классификаторы и справочниками, соответствующие квалификационные требования.
Все это не позволяет с юридической точки зрения работодателю называть должности своих сотрудников произвольно.
Так, при приеме на работу заведующего отделением хирургического отделения нужно указать и его медицинскую специальность, например, врач-хирург.
Указав в трудовом договоре должность сотрудника вы тем самым определяется основной круг его обязанностей.
Также одним из обязательных условий трудового договора является требование о прохождении периодических медосмотров.
Как изменить трудовой договор медицинского работника и оформить перевод
Трудовое законодательство содержит правила оформления переводов сотрудников на другое место работы. В отношении медработников стоит придерживаться этих правил и то, что все перемещения не могут быть мотивированы односторонним желанием медучреждения – необходимо письменное согласие медработника.
Сложности могут возникнуть с определением вида перемещений. Рассмотрим их.

    с работы по одной специальности на другую специальность.

Если мы обратимся к ст. 72 ТК РФ, то мы увидим, что смена отделения фактически оформляется как перевод на другую работу, если изначально отделение фигурировало в трудовом договоре с сотрудником.
Смена профиля отделения также требует согласия медработника и оформляется переводом, если о нем изначально говорилось в трудовом договоре, если нет – оформляется дополнительное соглашение к действующему договору.

  • Перевод оформляется в том случае, если специалист работал, например, на 0,5 ставки, но в связи с наличием вакантной должности переводится на полный рабочий день.
  • Переводом оформляется и перемещение медработника в другое медучреждение. Такие переводы часто оформляются, когда происходят ЧС и массовые аварии, когда в одном медучреждении не хватает собственного штата для оказания пациентам медицинской помощи.

Поэтому в данном случае сотрудники переводятся из других медучреждений, в пределах имеющихся у них специальностей. Исключение составляет необходимость борьбы с инфекционными болезнями, когда, например, врач-физиотерапевт работает как врач участковый.
Тогда медучреждение может временно внести изменения в свое штатное расписание и временно оформлять переводы на другие должности

Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением.

Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного и ученых, работающих в сфере здравоохранения.персонала

Основная цель кодекса – упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.

Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.

Морально - этический кодекс врача и пациента состоит из шести разделов, которые посвящены моральным аспектам деятельности врача в обществе, работе с пациентами, взаимоотношениям с медицинскими организациями и коллегами.

1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение

1.4. Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Врач - лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

1.5. Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания

1.6. Права – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

1.7. Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

1.8. Конфликтные ситуации:

  • оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное инеобоснованное выполнение диагностических, лечебных,профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровьюпациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

2. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;
  • информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц,непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • на доступность медицинских услуг, требующихся по состоянию здоровья без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;
  • обследование,лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
  • облегчение боли,связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;
  • отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья,применяемых методах диагностики и лечения, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, которая позволит активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • на получение необходимого лечения без промедления, в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков, определенного на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая;
  • на предотвращение по мере возможности страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;
  • на подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае причинения вреда;
  • запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случае посещения других лечебных учреждений с целью получения медицинской помощи

3. Обязанности пациента

  • заботиться о сохранении своего здоровья;
  • уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
  • уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание;
  • представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
  • выполнять медицинские предписания;
  • сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы: (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);
  • соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях, курить только в специально отведенных для курения местах;
  • сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования.

4. Обязанности врача в отношении к пациенту

  • заботиться одинаково обо всех своих пациентах, не дискриминируя их по материальному состоянию, социальному или моральному статусу, личному отношению врача к пациенту, религиозным убеждениям;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • прежде, чем поставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного, а также изучить личную и наследственные заболевания;
  • письменно и четко записывать рецепты, указывая дозировку и способ приёма;
  • рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях заболевания пациента, о пользе диагностических и терапевтических процедур;
  • перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете;
  • обеспечить регулирование очереди и соблюдение записи приема медицинской сестрой;
  • соблюдать прием в соответствии с записью (допустимая погрешность 10-15 минут);
  • информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласованию с пациентом;
  • разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме;
  • ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • в ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний;
  • держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению.

5. Права врача

Врач имеет право:

5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:

  • если пациент находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • если действия пациента угрожают жизни и здоровью окружающих и ;персонала
  • в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка медицинской организации;
  • при агрессивном поведении пациента и нарушении им и его родственниками этических норм и правил;
  • когда врач не в состоянии установить с пациентом терапевтического сотрудничества.

5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.

5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.

5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства.

5.6. врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса.

6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом

6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:

  • оказание пациенту медицинской помощи не надлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.

6.3. Жалоба подается в письменном виде: первый экземпляр - лицу, ответственному за делопроизводство(либо непосредственно главному врачу), а второй экземпляр остается на руках у подающего жалобу. При этом следует получить подпись лица, ответственного за делопроизводство с указанием входящего номера либо подпись главного врача с указанием даты.

6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные требования, подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанций.

6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также: