Выплаты за вредные условия труда до проведения соут

Обновлено: 30.04.2024

С 2014 года, с введением в действие Федерального закона № 426 "О специальной оценке условий труда", были изменены льготы и компенсации за работу во вредных условиях. Порядок предоставления гарантий регулируются 426-ФЗ и Трудовым кодексом РФ (статьи 97, 117 и 147).

Как определить, кому полагаются льготы, а главное - как их правильно оформить, разберемся подробнее в статье.

Каким работникам положены компенсации?

На льготы могут претендовать работники, если их рабочие места подвержены воздействию вредных и (или) опасных вредных факторов и, как следствие, присутствует пагубное влияние на их жизнь и здоровье.

“Вредность” рабочего пространства устанавливается по итогам проведения специальной оценки условий труда: определяются классы труда, где 4 класс - опасный, 3 - вредный, 2 - допустимый, 1 - оптимальный. Так, компенсации предоставляются работникам 3 и 4 категории.

Такое разделение было введено для того, чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда персонала, делая их более безопасными и комфортными.

В таблице № 1 представлен сравнительный анализ компенсаций в результате аттестации рабочих мест (АРМ) и спецоценки (СОУТ), заменившей аттестацию.

На какие льготы могут рассчитывать работники, у которых вредные условия?

Перечень основных льгот по результатам специальной оценки условий труда установлен Трудовым кодексом РФ.

В перечень включены следующие позиции:

  • Доплата к установленной тарифной ставке (оклада) ( ст. 147 ТК РФ ): ее размер должен составлять не менее 4% базовой величины этого показателя.

Компенсация предоставляется всем работникам, имеющим вредные или опасные условия работы, начиная с 3.1 класса СОУТ.

  • Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней ( ст. 117 ТК РФ ).

Отпуск предоставляется работникам, класс условий труда которых равен 3.2 и выше. По желанию работника дополнительные дни отпуска в части, превышающей положенные 7 дней, могут быть заменены денежной компенсацией.

  • Сокращение рабочей недели, которая должна составлять не более 36 часов ( ст. 92 ТК РФ ).

Привилегией могут пользоваться работники, класс условий работы которых определен на уровне 3.3 и выше.

Кроме того, работники, трудящиеся во вредных или опасных условиях, могут рассчитывать на льготную пенсию. Данная компенсации доступна при соблюдении отраслевых нормативов:

  • профессия или специальность присутствует в списках, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 ;
  • наличие необходимого стажа работы по данной специальности;
  • отнесение места работы к местам с вредными или опасными условиями - класс 3.1 и выше.

Как оформить гарантии и компенсации для работника?

Все перечисленные льготы доступны после подтверждения класса условий труда в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ и приказом Минтруда № 33н.

Результаты СОУТ, в том числе и установление гарантий и компенсаций, действительны сразу внесения отчета в систему ФГИС. И в течение 30 календарных дней работодатель обязан ознакомить с ними сотрудников (под роспись).

Таким образом, если эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда , установит необходимость предоставления компенсаций, то работник может получать их уже с момента выгрузки отчета ( ФЗ № 426-ФЗ, ред. от 27.12.2019 ).

Напомним, сведения о гарантиях и компенсациях указываются в строке 040 карты специальной оценки условий труда.

Кроме того, важно закрепить назначение гарантий дополнительным соглашением к трудовому договору ( ст. 72 ТК РФ ), оформленным с даты выгрузки отчета по СОУТ, а также отметить информацию об условиях труда работника в самом трудовом договоре (указать класс будет достаточно).

Важно, что в доп. соглашении требуется указывать конкретные размеры компенсаций, а сведения об условиях труда вносятся в трудовой договор при любом классе, даже оптимальном.

Изменение условий труда и отмена льгот

Если условия труда изменились, это должно быть подтверждено результатами СОУТ. Поэтому и порядок назначения льгот можно изменить только после проведения процедуры оценки.

Однако, необходимо отметить, что новые компенсации не начнут действовать, если сотрудник откажется подписать дополнительное соглашение.

В случае отказа работы в новых условиях, трудовой договор можно изменить по статье 71 Трудового кодекса :

  • Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
  • Если работник отказывается от ознакомления с результатами специальной оценки, он нарушает часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Рекомендуем составить об этом акт, а также разъяснить работнику, что он вправе обжаловать результаты специальной оценки в судебном порядке и путем обращения в Госинспекцию по труда.

Однако следует понимать, что нельзя ухудшить компенсационные меры, если работнику до 1 января 2014 года фактически предоставлялись льготы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а сами условия труда не были улучшены (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Требование не распространяется на работников, принятых после 1 января 2014 года: для них гарантии и компенсации назначаются по действующим положениям Трудового кодекса.

До 2014 года была проведена аттестация рабочих мест, в результате которой работнику установили класс условий труда 3.1: ему назначили повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю. Позже была проведена СОУТ, но класс условий труда не изменился и остался по-прежнему 3.1. Поэтому все виды гарантий должны быть сохранены в ранее установленном размере. Но если после 2014 года на это место примут нового работника, то из компенсационных мер будет предоставлена только повышенная оплата труда в размере не менее 4% оклада.

После введения специальной оценки условий труда (СОУТ) изменились и правила предоставления гарантий работникам, которые работают во вредных условиях. И хотя СОУТ проводят уже более пяти лет, вопросы возникают и у работников, и у специалистов по охране труда. В статье вы найдете:

  • удобные таблицы с указанием всех гарантий и компенсаций;
  • правила предоставления гарантий в сложных ситуациях;
  • пример расчета дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях.

Когда условия труда считаются вредными?

В настоящее время наличие вредности можно установить только по результатам СОУТ. Указание профессии или должности в Списках № 1 и № 2[1] — еще не повод предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных условиях.

Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 № 135-0 подтвердил, что вредное воздействие факторов обязательно должна подтвердить аттестация рабочих мест (а теперь СОУТ, которая пришла на смену аттестации). И наоборот, если должности нет в Списках, а СОУТ выявила сверхнормативное воздействие вредных факторов, то условия все равно будут считаться вредными (Решение Московского городского суда от 12.12.2014 по делу № 7‑9197).

Условия труда при проведении СОУТ будут признаны вредными, если измеренный специалистами уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов превысит нормативы. Поскольку воздействие бывает разным, вредные условия делят на 4 подкласса: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, по степени увеличения опасности для здоровья.

Выделяют еще 4 класс — опасные условия труда. В таких условиях вероятность возникновения профессиональных заболеваний или получения травмы очень высока.


Какие гарантии и льготы имеют работники, работающие во вредных условиях?


Некоторые гарантии перечислены в ст. 92, 147, 117 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) (табл. 2).


Обратите внимание!

Законодательство устанавливает только минимальный порог. Конкретный размер доплаты к окладу, а также конкретную продолжительность дополнительного отпуска и рабочей недели каждый работодатель устанавливает самостоятельно в локальных актах. При этом можно ориентироваться на Списки (Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570).

Если на организацию распространяются отраслевые (межотраслевые) соглашения, компенсации предоставляются в размере не меньшем, чем в соглашениях.

Порядок получения работниками гарантий, льгот и компенсаций (за исключением льготной пенсии) обязательно нужно установить в локальном нормативном акте работодателя или коллективном договоре.

Кроме того, указание гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях — обязательное условие трудового договора с работником.

ГИТ считает, что отсутствие указания класса условий труда в трудовом договоре со ссылкой на отчет о спецоценке является ненадлежащим оформлением трудового договора. Суды это поддерживают (Решение Пермского краевого суда от 11.05.2017 по делу № 7‑805/2017 (21-519/2017), Постановление Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу № 4А-775/2016).

Сложные ситуации при предоставлении льгот и гарантий

На практике сложность вызывают предоставление сокращенной рабочей недели и дополнительного отпуска. Это связано с тем, что до августа 2014 г. действовало Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, которое обязывало работодателей предоставлять одновременно все три вида гарантий (повышенная оплата, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя), если аттестация выявила вредные условия любой категории. А после введения СОУТ дополнительный отпуск и сокращенная неделя положены уже далеко не всем (см. табл. 2).

Минтруд России разъяснил ситуацию в письмах № 15-1/ООГ-2161 от 15.04.2015 и № 15-1/В-601 от 26.02.2016.

[1] Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (в ред. от 02.10.1991).

Составить приказ о доплате за вредные условия труда работодатель обязан, если рабочее место сотрудника отнесено к 3 либо 4 классу опасности и это подтверждено специальной оценкой условий труда (сокращенно — СОУТ). Приказ чаще всего является одним из главных документов при формировании общего отчета после СОУТ. Эта документация относится к бумагам по охране труда.

Приведенный ниже бланк относится к внесению изменений в коллективные трудовые договоры. Такая форма используется чаще. Но его можно адаптировать и под один конкретный трудовой договор работника.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Классы опасности рабочих мест

Бывает 4 класса опасности рабочих мест. Они пронумерованы в порядке возрастания:

  • Первый класс – оптимальный. Работник в таких условиях труда имеет возможность полностью восстановить силы во время отпуска. Такие условия труда никаким образом не влияют на здоровье.
  • Второй класс – допустимый. Есть негативные факторы, но их влияние никогда не выходит за рамки принятых нормативов. При осуществлении своих обязанностей в условиях допустимого класса опасности работнику никаких льгот и дополнительных доплат не полагается.
  • Третий класс – вредный. Может быть нанесен вред здоровью (рассматривается как краткосрочная, так и длительная перспектива воздействий условий труда).
  • Четвертый класс условий труда – опасный. Выполнение своих профессиональных обязанностей может повлечь возникновение у работника острых заболеваний. Также к ним относятся те условия, где сотрудник рискует своей жизнью.

Принципиально важный момент: если СОУТ не проводилось, то условия труда считаются теми, которые были при проведении последней аттестации рабочих мест.

Законодательная база

Все нюансы проведения СОУТ прописаны в Методике проведения, которая утверждена приказом Минтруда №33н от 24 января 2014 года. Он действует по сей день. Также оформление документации по этому вопросу регулируется Федеральным законом №426-ФЗ от 28 декабря 2013 года. Он регулирует специальную оценку условий труда.

Сумма выплат

Приказ о доплате за вредные условия труда. Часть 1.

О конкретных цифрах доплаты за вредность говорится в 117 и 147 статьях Трудового кодекса (на последнюю даже есть ссылка в приведенном образце приказа). Однако там прописан только минимум. Сколько фактически доплачивать, решает конкретный работодатель. Но если работник трудится в условиях труда 3 или 4 класса, то ему полагается доплата в размере не менее 4% от закрепленного оклада или тарифной ставки.

Также для 3 и 4 категории положены дополнительные дни отпуска. Увеличивать их количество (как и увеличивать сумму надбавки) руководитель либо другое уполномоченное лицо организации вправе по своему усмотрению.

Никто не отменял 222 статью Трудового кодекса, согласно которой сотруднику выдается молоко. Но такая выдача может быть заменена (компенсирована) денежной доплатой.

Сопровождающая документация

Помимо приказа, организации, которая имеет дело с вредными условиями труда своих работников, приходится оформлять целый ряд важнейших бумаг (если есть желание сделать все грамотно с юридической точки зрения). В их число включают:

Периодичность

Организация обязана проходить СОУТ (которая решает, к какой категории опасности относятся условия труда):

  • При открытии.
  • Если происходит расширение штата, появляются новые рабочие места.
  • Один раз в каждые 5 лет.

По итогам СОУТ должна предоставляться декларация в инспекцию по охране труда. Проверка условий труда – обязательная процедура для всех работников, кроме тех, кто выполняет свои обязанности удаленно либо работает на дому.

Что же касается пенсионного страхования, то Федеральный закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года подразумевает, что и пенсионные выплаты увеличатся.

Организация с такими условиями труда перечисляет дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд. Из размер определяется статьей 33.2 упомянутого Федерального закона.

Составные части приказа

Приказ, помимо стандартных реквизитов организации, даты и места подписания, включает в себя:

  • Ссылку на 147 и 372 статью ТК РФ. Вторая может быть заменена ссылкой на один из пунктов коллективного трудового договора.
  • Ссылку на рекомендацию представительного органа сотрудников (при наличии).
  • Перечень должностей, их условий труда.
  • Размер доплаты, которая положена каждому из сотрудников (при условии нахождения на определенной должности).
  • Перечень назначенных членов комиссии: ФИО, должности председателя, его заместителя и секретаря.
  • ФИО ответственного за обследование условий труда.
  • ФИО ответственного за разъяснение информации, которая содержится в документах по доплатам.
  • При необходимости – утверждение Положения об оценке условий труда, фиксация введения его условий.
  • ФИО и должность лица, которое контролирует выполнение приказа.

Приказ о доплате за вредные условия труда. Часть 2.

В самом конце – печать организации и подпись руководителя с расшифровкой, а также подписи ответственных лиц, упомянутых в приказе о доплате за вредные условия труда.

Чтобы оформить предоставление работникам всех компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда, руководствуйтесь картами спецоценки или аттестации рабочих мест. Включите необходимую информацию в ваши внутренние локальные нормативные акты.


Оформление предоставления компенсаций (гарантий) работнику за работу с вредными условиями труда

Чтобы оформить предоставление работникам всех компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда, руководствуйтесь картами спецоценки или аттестации рабочих мест. Включите необходимую информацию в ваши внутренние локальные нормативные акты. Например, условия о повышенной оплате труда — в положение об оплате труда, о сокращенном рабочем времени и дополнительном отпуске — в правила внутреннего трудового распорядка. Если у вас есть коллективный договор, то пропишите такую информацию в нем. Предоставление компенсаций (гарантий) конкретным работникам оформите в их трудовых договорах.

ВОПРОС:

Какими документами нужно руководствоваться при оформлении компенсаций (гарантий) работникам за работу с вредными условиями труда?

ОТВЕТ :

О результатах вы можете узнать:

— в карте специальной оценки условий труда — если на рабочем месте проведена спецоценка (в ней есть информация о классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона о спецоценке), а в строке 040 перечислены виды гарантий и компенсаций, которые вы должны предоставить работникам, занятым на этих рабочих местах, в том числе: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание);

— карте аттестации рабочего места по условиям труда — если на рабочем месте проведена аттестация и ее результаты еще действуют с учетом ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона о спецоценке (в этой карте также содержатся сведения о классе (подклассе) условий труда на рабочих местах и виды гарантий и компенсаций).

Кроме того, руководствуйтесь отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, если в них установлены более благоприятные для работников условия (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).


ВОПРОС:

Как оформить предоставление компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями в локальных нормативных актах?

ОТВЕТ :

Пропишите в локальных нормативных актах порядок предоставления работникам следующих компенсаций (гарантий): размер повышенной оплаты труда, сокращенное рабочее время, продолжительность ежегодного дополнительного отпуска (ч. 3 ст. 147, ч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 100, ст. 107, ч. 1 ст. 117, ч. 4 ст. 189 ТК РФ).

Порядок предоставления молока (равноценных пищевых продуктов), лечебно-профилактического питания, выдачи средств индивидуальной защиты нужно прописать, если вы решили установить повышенные гарантии в соответствии с ч. 3 ст. 219, ч. 2 ст. 221 ТК РФ. Тем не менее, рекомендуем вам прописать такой порядок и в других случаях, это позволит избежать споров с работниками и будет свидетельствовать о том, что вы предоставляете им все необходимые гарантии.

Напомним, что, помимо оформления компенсаций и гарантий в локальных нормативных актах, вам нужно обязательно включить их в трудовые договоры (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).




ВОПРОС:

Как условие о повышенной оплате за работу с вредными условиями прописать в локальном нормативном акте?


ОТВЕТ :

Вам нужно прописать в локальном нормативном акте конкретный размер повышения оплаты труда работникам, которые работают с вредными (опасными) условиями труда (ч. 3 ст. 147 ТК РФ). Вы можете включить такую информацию, например, в ваше положение об оплате труда.

Напомним, что повышение размера оплаты труда должно быть не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Пример формулировки условия о повышенной оплате труда

« Работникам, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда выявлены вредные и (или) опасные условия труда, устанавливается оплата труда в повышенном размере.

Если у вас есть профсоюз, то обязательно учтите его мнение о размере такого повышения оплаты труда до того, как утвердите его в локальном нормативном акте (ч. 3 ст. 147, ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Вы можете действовать так же, как, например, и при учете мнения профсоюза по проекту правил внутреннего трудового распорядка.


ВОПРОС:


ОТВЕТ:

Условие о сокращенном рабочем времени работников, которые трудятся с вредными (3, 4 степени) или опасными условиями, предусмотрите в правилах внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 94, ч. 1 ст. 100, ч. 4 ст. 189 ТК РФ).

Как правило, продолжительность рабочего времени в этом случае составляет не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ). Учтите, что есть ограничения и по продолжительности рабочего дня (смены), в частности максимум восемь часов при 36-часовой рабочей неделе (ч. 2 ст. 94 ТК РФ).

Пропишите, кому у вас в организации устанавливается сокращенное рабочее время и его продолжительность.

Пример формулировки условия о сокращенном рабочем времени

Еженедельная и ежедневная продолжительность рабочего времени работников может быть увеличена только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором с учетом результатов специальной оценки условий труда.


ВОПРОС:

Как в локальном нормативном акте прописать гарантию в виде ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда?


ОТВЕТ:

Пропишите гарантию о ежегодном дополнительном отпуске за работу с вредными (2, 3, 4 степени) либо опасными условиями труда в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 107, ч. 1 ст. 117, ч. 4 ст. 189 ТК РФ).

Укажите, кому предоставляется такой отпуск и его продолжительность (она не может быть меньше семи календарных дней) (ч. 2 ст. 117 ТК РФ).

Пример формулировки условия о ежегодном дополнительном отпуске




ВОПРОС:

Как предусмотреть выдачу молока или равноценных пищевых продуктов в локальном нормативном акте?

ОТВЕТ:

Трудовым кодексом РФ не установлено, как прописать такие гарантии в локальном нормативном акте. Полагаем, вы можете прописать их, например, в положении о выдаче молока или равноценных пищевых продуктов.

Укажите, кому вы предоставляете молоко (равноценные пищевые продукты) и в каком объеме. Также укажите, в каких случаях и в каком порядке выдача молока и таких продуктов может быть заменена денежной компенсацией. Главное, чтобы положения вашего локального нормативного акта не противоречили, в частности, Нормам и условиям бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов.


По письменному заявлению работника выдача молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

ВОПРОС:


Как предусмотреть выдачу лечебно-профилактического питания в локальном нормативном акте?

Лечебно-профилактическое питание выдается работнику не во всех случаях, когда на его рабочем месте выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Выдавать его нужно только на определенных производствах и работах, указанных в специальном Перечне, а также работникам, перечисленным в п. 6 Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания.

Например, такое питание должно выдаваться рабочим, которые непосредственно заняты в производстве фосфористого кальция или фтористого водорода и его водных растворов. Поэтому, чтобы вам не дублировать в локальном нормативном акте эти случаи и установленный порядок выдачи лечебно-профилактического питания, рекомендуем сделать ссылки на нормативный правовой акт. Пропишите условия и порядок выдачи лечебно-профилактического питания подробнее, только если вы хотите предоставить вашим работникам эту гарантию в большем размере, руководствуясь ч. 3 ст. 219 ТК РФ.

ВОПРОС:



Как оформлять предоставление средств индивидуальной защиты в локальном нормативном акте?


ОТВЕТ:

Порядок выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) прописывают, как правило, в отдельном локальном нормативном акте, если улучшают нормы бесплатной выдачи таких средств по сравнению с Типовыми нормами (ч. 2 ст. 221, ч. 3 ст. 219 ТК РФ, п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты).

В этом случае для оформления локального нормативного акта можете взять за основу типовые нормы для вашей организации, указав повышенные нормы выдачи СИЗ или дополнить перечень СИЗ. Обязательно укажите, что вы улучшаете условия по сравнению с этими типовыми нормами и учтите мнение профсоюза (п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты).






ВОПРОС:



Нужно ли дополнительно фиксировать выдачу и сдачу работниками средств индивидуальной защиты?

ОТВЕТ:

Да. Выдачу работникам и сдачу ими СИЗ фиксируйте в специальной личной карточке учета выдачи СИЗ (п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты).

Вы можете вести их в электронном виде. Требования к ведению урегулированы подробно в п. 13 указанных Межотраслевых правилах. Например, вместо личной подписи работника в такой карточке указывайте номер и дату документа бухучета о получении работником СИЗ под личную подпись (абз. 4 п. 13 указанных Межотраслевых правил).

ВОПРОС:



Как оформить предоставление компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда в коллективном договоре?

ОТВЕТ:

Пропишите в коллективном договоре порядок предоставления работникам компенсаций и гарантий: размер повышенной оплаты труда, сокращенное рабочее время, продолжительность ежегодного дополнительного отпуска (ч. 3 ст. 147, ч. 1, 2 ст. 92, ч. 1 ст. 100, ч. 3 ст. 117 ТК РФ).

Вы можете использовать такие же формулировки, как мы предлагали выше для описания компенсаций и гарантий в локальных нормативных актах. Если вы хотите установить для работников повышенные гарантии бесплатного предоставления молока (равноценных пищевых продуктов), лечебно-профилактического питания, также пропишите их в коллективном договоре (ч. 3 ст. 41, ч. 3 ст. 219 ТК РФ).

Вы можете включить в коллективный договор и другие условия предоставления работникам компенсаций и гарантий за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Главное, чтобы они не ухудшали положение работников по сравнению с установленным нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 41 ТК РФ).

Если вам нужно внести изменения в коллективный договор (дополняя его условиями о гарантиях), проверьте, установлен ли в нем специальный порядок внесения изменений, и, если установлен, действуйте в этом порядке. А если нет — проведите коллективные переговоры по вопросу внесения изменений и, когда они будут приняты, направьте уточненный документ на уведомительную регистрацию в орган по труду в соответствии с ч. 1 ст. 50 ТК РФ (ст. 44 ТК РФ).




ВОПРОС:



Как оформить предоставление компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда в трудовом договоре?

ОТВЕТ:

Вам нужно включить в трудовые договоры работников все гарантии и компенсации, которые им полагаются за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом результатов спецоценки или аттестации рабочих мест по условиям труда, а также характеристики условий труда (ч. 2 ст. 57 ТК РФ, ч. 2 ст. 3, ч. 4, 5 ст. 14, ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона о спецоценке).

Если каких-то компенсаций (гарантий) в трудовом договоре работника нет, включите их в трудовой договор, оформив дополнительное соглашение к трудовому договору (ч. 3 ст. 57, ст. 72 ТК РФ). Например, это может потребоваться, если условия труда работника изменились и у него появились дополнительные гарантии и компенсации или же вы ранее забыли включить какие-то гарантии при заключении договора.

Описывая такие условия, сверяйтесь, чтобы они не противоречили картам спецоценки или аттестации рабочих мест, вашим локальным нормативным актам, коллективному договору и отраслевым (межотраслевым) соглашениям (при наличии).

Пример условия о размере повышенной оплаты труда

Пример условия о дополнительном ежегодном отпуске

Пример условия о сокращенном рабочем времени

«… Работнику устанавливается следующий режим работы:

«… Работнику производится бесплатная выдача 500 мл молока за рабочую смену или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с таблицей 1, приведенной в Нормах и условиях бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.

… По письменному заявлению работника, выдача молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена компенсационной выплатой в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Пример условия о предоставлении лечебно-профилактического питания

Пример условия о выдаче средств индивидуальной защиты

ВОПРОС:



Каковы риски за неоформление предоставления работникам компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда?

ОТВЕТ:

Риски зависят от того, что повлекло за собой неоформление предоставления работникам компенсаций (гарантий) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Например, если вы не указали полагающиеся работнику гарантии и компенсации в трудовом договоре, есть риск ответственности по ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ. А если из-за неоформления выдачи работникам СИЗ, вы не смогли доказать, что обеспечили ими работников, вас могут привлечь к ответственности по ч. 4, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

За иные нарушения, связанные с неоформлением предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда вас могут привлечь к ответственности по ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

You are using an outdated browser. Upgrade your browser today or install Google Chrome Frame to better experience this site.


меню

Свердловская областная организация горно-металлургического профсоюза России

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ в
Свердловской областной
организации ГМПР - 2021

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена?

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

Обоснование вывода:
До 01.01.2014 наличие на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 01.01.2014 аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).
Частью первой ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Та же норма предусматривает, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно части второй ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.
Частью четвертой той же статьи определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает предоставление работникам гарантий и компенсаций в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такие гарантии и компенсации не устанавливаются в случае, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах подтверждено наличие безопасных условий труда.
Статьей 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в связи с введением специальной оценки условий труда как правового механизма определения условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 этой статьи в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 того же федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого федерального закона порядком.
На наш взгляд, по смыслу этой нормы она предписывает проведение специальной оценки условий труда не позднее чем по истечении пяти лет со дня завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, но не указывает на то, что по окончании этого срока результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (п. 6 упомянутой статьи). Заметим, что ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) также не содержал положений, из которых следовало бы, что квалификация условий труда на рабочих местах как вредных или опасных утрачивает силу по истечении пятилетнего срока с даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Приведенные нормативные правовые акты связывают предоставление работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных или опасных условиях, не непосредственно со сроком действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а с признанием условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными. Как мы уже отметили, такие гарантии и компенсации не предоставляются лишь в случае подтверждения безопасности условий труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из изложенного, квалификация условий труда на рабочих местах как вредных и (или) опасных в равной мере приводит к необходимости предоставления работникам соответствующих гарантий и компенсаций и к возникновению у работодателя иных обязанностей, предусмотренных законодательством в связи с занятостью его работников на работах с вредными и (или) опасными условиями. Истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, не может привести, например, к освобождению работодателя от обязанности обеспечивать работников необходимыми средствами индивидуальной защиты (часть первая ст. 221 ТК РФ) или соблюдать нормативные ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 224, часть первая ст. 265, часть пятая ст. 282 ТК РФ), если работники фактически трудятся на таких рабочих местах и в отношении этих рабочих мест не подтверждено наличие безопасных условий труда.
В письме Минтруда России от 26.12.2014 N 15-0/10/В-9074 также указывается, что в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вывод о том, что истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не приводит к прекращению предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условий, содержится и в разъяснениях специалистов Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В решении Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918 применительно, в частности, к положениям ст. 27 Закона N 426-ФЗ отмечается, что пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, в отношении рабочих мест, по которым ранее было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, безопасность условий труда по результатам специальной оценки условий труда не подтверждена. Следовательно, до момента проведения такой оценки работникам, которые трудятся на этих рабочих местах, в том числе и вновь принятым на работу, должны предоставляться предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на истечение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Читайте также: