Вредные условия труда какие отчеты сдавать

Обновлено: 18.05.2024

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

С 2017 года страховые взносы перешли под контроль налоговой службы, поэтому все расчеты по страховым взносам теперь направляются в ФНС. Но Пенсионный фонд тоже должен получать сведения о застрахованных лицах, поэтому он разработал целый список других отчетов и персонифицированных форм. Среди них — ежегодный отчет СЗВ-стаж, о котором мы расскажем в этой статье.

СЗВ-стаж: что это за отчет?

Форма СЗВ-стаж — это одна из недавно появившихся обязательных форм персонифицированной отчетности. Ее задача — донести до ПФР те данные о стаже сотрудников, которые раньше подавались в рамках формы РСВ-1.

Форма отчета СЗВ-стаж утверждена в приложении № 1 к Постановлению Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507П. А в приложении № 5 к этому постановлению утвержден порядок ее заполнения.

На кого нужно сдавать СЗВ-стаж

Отчет заполняется по каждому застрахованному лицу, и по сути эта форма — персонифицированная.

СЗВ-стаж сдают все организации и их обособленные подразделения, ИП с работниками, а также адвокаты и нотариусы. Отчет подается на каждое застрахованное лицо, с которым у вас заключен трудовой договор, гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг, договор авторского заказа, лицензионный договор. Срок действия договора и наличие выплат по нему значения не имеют. СЗВ-стаж надо сдать, даже если договор действовал всего один день, а застрахованный не получал по нему выплат, облагаемых взносами.


К застрахованным лицам относятся:

  • граждане РФ, независимо от места осуществления деятельности;
  • граждане государств ЕАЭС, кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов;
  • высококвалифицированные специалисты с разрешением на временное проживание или с видом на жительство;
  • иностранцы, постоянно или временно проживающие в РФ, временно пребывающие в РФ;
  • директор — единственный учредитель.

На самозанятых и ИП, которые являются исполнителями по договорам ГПХ, отчёт представлять не надо.Нулевого отчета по форме СЗВ-стаж нет. Если в организации есть хотя бы руководитель, который является единственным участником и собственником имущества, в отчет надо включить данные о нем. Данные по ИП-руководителю без сотрудников в СЗВ-стаж не входят, он просто не должен будет отчитываться по форме.

Сроки сдачи формы СЗВ-стаж

Отчет представляется раз в год — с 1 января до 1 марта. Отчет за 2020 году нужно сдать до 1 марта 2021 года, отчет за 2021 год — до 1 марта 2022. Помните, что действует перенос сроков сдачи, если последний день приходится на выходной или праздничный день.

Иногда отчет нужно сдавать и в межотчетный период:

Помните, что одновременно с информацией по стажу ПФР ждет дополнительные сведения по форме ОДВ-1. Подать её нужно вместе с отчетом СЗВ-стаж. Бланк ОДВ-1 также утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507П.

Правила заполнения отчета СЗВ-стаж в общем порядке

Работодатель заполняет каждый бланк по одному работнику и заверяет отчет. Заполнять форму можно от руки печатными буквами или с использованием компьютера. Цвет чернил при заполнении отчета может быть любым, кроме красного и зеленого. Помарки и исправления недопустимы. Отчет СЗВ-стаж можно сдавать на бумаге и в электронном виде.

Для заполнения отчета работодатель должен располагать сведениями о своем сотруднике:

  • данные о зарплате и всех других выплатах и вознаграждениях;
  • данные о взносах — начисленных, доначисленных и удержанных;
  • данные о рабочем стаже сотрудника.

Особенности при заполнении отчета

Пройдемся по разделам формы.

В поле “Тип сведений” отметьте нужный тип отчета знаком “Х”: исходный, дополняющий или назначение пенсии. При подаче отчета по последнему типу форма сдается без связи со сроками отчетности, и только на тех работников, которым для установления пенсии нужно учесть рабочий стаж за текущий календарный год. Дополняющий отчет в ПФР отправляем на сотрудников, которые почему-то не попали в основной отчет.

Разделы 4 и 5 заполняйте только при назначении пенсии.

Как заполнить СЗВ-стаж на сотрудников — будущих пенсионеров?

Заполнить эту форму на сотрудников, выходящих на пенсию, придется многим работодателям. Поэтому приведем подробный порядок заполнения отчета. СЗВ-стаж заполняют, если для назначения пенсии надо учесть период работы в календарном году, срок представления отчетности за который не наступил.

В этом случае запросите у работника заявление о представлении в Пенсионный фонд отчета СЗВ-стаж (образец заявления приводим ниже). После этого подготовьте отчет по сотруднику и отправьте его в Пенсионный фонд не позднее трех календарных дней со дня подачи заявления. Этот порядок предусмотрен в п. 2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ от 1 апреля 1996.

Образец заявления:

Директору ООО “Ромашка”
Иванову И.И
от флориста Петровой П.П.

ЗАЯВЛЕНИЕ.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 и ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 сообщаю, что 17 июня 2021 года мне исполнится 56,5 лет. В связи с достижением пенсионного возраста и наличием необходимого трудового стажа с 17 июня 2021 я имею право на назначение пенсии по старости.

Прошу предоставить необходимые сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ, необходимые для назначения пенсии, в территориальное отделение ПФР РФ в течение 3 календарных дней со дня подачи этого заявления.

10.05.2021
Петрова П.П.
___________


При заполнении формы СЗВ-стаж на имя сотрудника — будущего пенсионера сделайте такие пометки:

Особенности заполнения при увольнении

Форма заполняется практически в стандартном порядке, но есть несколько особенностей:

В каком виде сдается СЗВ-стаж

Сдать отчет СЗВ-стаж в 2021 году можно из онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия.Также у нас вы можете вести учет, начислять зарплату, отправлять отчетность, пользоваться поддержкой наших экспертов и другими возможностями сервиса. Первые 14 дней работы — бесплатны для всех новых пользователей.

× Ваш Браузер не осуществляет полноценную поддержку JavaScripts, что может приводить к задержкам работы на страницах портала.


Консультация: как отразить спецоценку в 4-ФСС?

11.02.2019 Обычная важность

В 2018 году все работодатели, не проводившие аттестацию условий труда с 2014 г., должны были провести СОУТ (спецоценку условий труда). Отражается спецоценка условий труда в отчете 4-ФСС. Так как 2018 год закончился, в отчете за 1 квартал 2019 года всем придется показывать результаты по СОУТ. Как в форме 4-ФСС показать спецоценку, расскажем подробнее.


Напомним, что за непроведение спецоценки применяются штрафы – назначать их могут контролирующие работодателей трудовые инспекторы при проверке, на основании статьи 5.27.1 КоАП.
Сроки сдачи формы 4-ФСС (после завершения отчетного квартала) установлены следующие:
– до 20 числа следующего месяца, если бланк сдается на бумаге;
– до 25 числа следующего месяца, если отчет направляется Фонду электронно.
Спецоценка в 4-ФСС показывается в одной из таблиц отчета – таблице 5.

СПЕЦОЦЕНКА В ОТЧЕТЕ 4-ФСС
До 2019 года многие организации, ИП тянули с проведением СОУТ. Однако законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ были установлены жесткие сроки, заставившие большинство работодателей заключить договоры со специализированными компаниями, и провести требуемые мероприятия. На руках работодателя должен остаться отчет о СОУТ.
Провели спецоценку – отразите в 4-ФСС. Не провели – в отчете есть графы, которые нужно заполнять и в таком случае. Если ранее уже проводили процедуры по оценке, а в 4 квартале 2018 вынуждены были повести внеплановую – то и в отчете отразите сведения из отчета по внеплановой проверке.
Для отражения спецоценки в 4-ФСС заполняется таблица 5, куда заносятся все результаты.

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ УСПЕЛ ПРОВЕСТИ СОУТ
Если СОУТ не была проведена вовсе или не была закончена в 4 квартале 2018 года (даже при заключенном договоре со специализированной компанией), по графам 4, 5, 6 ставится 0 (это предусмотрено порядком заполнения бланка). Информация по законченной в 2019 году спецоценке в отчете 4-ФСС за первый и последующие кварталы 2019 года в отчетности не отражается, так как приводятся только те сведения, что имеются на начало года. Заполняется только графа 3 – общее число рабочих мест, подлежащих оценке.
ПРИМЕР
По состоянию на 01.01.2019 СОУТ компанией не проводилась, число рабочих мест – 6. Обязательные медосмотры сотрудники не проходили. Таблица 5 за 1 квартал 2019 г. будет иметь следующий вид:

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ЗАПОЛНЯТЬ ТАБЛИЦУ 5 ОТЧЕТА?
Так как форма содержит таблицу 5 по спецоценке и медосмотрам, то включать ее в состав отчета нужно обязательно. Однако отказаться принимать форму из-за отсутствия этой информации специалисты Фонда не вправе - ведь есть исчерпывающий перечень оснований для отказа (п. 16 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 20.03.2017 № 288н):
– неверная форма расчета;
– если отчет подписан лицом, которое не имеет права визировать документ;
– недействительная электронная подпись при отправке формы по интернету.
Таким образом, если работодатель направит в Фонд бланк без спецоценки в отчете 4-ФСС, принять форму все равно должны. Однако, в дальнейшем обязательно затребуют пояснения или укажут на то, что надо подать уточненную форму.
Прочерки во всех графах таблицы 5 допустимы только в случае, если компания вновь создана в 2019 году, т.е. данных на начало года у нее попросту нет.
Штрафовать за отсутствие СОУТ специалисты ФСС не станут – полномочия по таким проверкам есть у инспекторов ГИТ (Минтруда). Однако если попытаться успеть закончить спецоценку до выявления факта нарушения – есть вероятность, что штрафа удастся избежать, так как пока Фонд соцстраха не планирует сам передавать данные трудинспекторам.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 "О специальной оценке условий труда").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

    о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда на проведение специальной оценки условий труда труда государственным нормативным требованиям охраны труда к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

вопросы

Кадровая служба сдаёт множество отчётов. Расскажем, какие отчёты и куда нужно сдать кадровику в 2021 году.

Какие кадровые отчёты нужно сдать в Росстат в 2021 году

Больше всего отчётов кадровики сдают в органы статистики. Часть отчётов обязательна для всех, другая — только для отдельных категорий работодателей. Сроки и периодичность сдачи отчётов тоже разная. Уточнить, какие отчёты и когда нужно сдавать, можно на сайте Росстата или составить письменный запрос в местное отделение ведомства.

№ П-4. Сведения о численности и заработной плате работников

№ П-4 (НЗ). Сведения о неполной занятости и движении работников

Ежеквартально сдают организации и ИП, за исключением малых предприятий. Срок сдачи: до 8 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

№ 1-Т (условия труда). Сведения о состоянии условия труда и компенсациях на работах с вредными и опасными условиями труда

Этот документ оформляют только работодатели, включенные по роду своей деятельности в определённые группы ОКВЭД (сельское хозяйство, водоснабжение, охота, лесное хозяйство и т.д.), кроме субъектов малого предпринимательства. Срок сдачи — до 21 января года, следующего за отчётным.

№ 1 (кадры). Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке сотрудников

Этот отчёт сдают все компании, за исключением субъектов малого предпринимательства, страховых, религиозных, военных и экстерриториальных организации, домашних хозяйств и организаций государственного управления. Графика сдачи этого отчёта нет. Следует уточнять в Росстате, нужно ли компании отчитаться по этой форме.

Срок сдачи: до 3 февраля года, следующего за отчётным.

№ 1. Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы

Сдаётся один раз в два года и только теми, кого Росстат включил в специальную выборку. Этот отчёт не сдают только малые предприятия. Срок сдачи: до 20 мая отчётного года.

№ 57-Т. Сведения о зарплате работников по профессиям и должностям

Этот отчёт также сдаётся только работодателями из выборки Росстата, в которую никогда не включаются субъекты малого предпринимательства. От этого отчёта освобождены также финансовые и страховые компании, организации, осуществляющие государственное управление или обеспечивающие военную безопасность. Работодатель, включенный в выборку, должен отчитаться по форме №57-Т один раз в два года за нечётные годы начиная с отчёта за 2019 год.

Срок сдачи: 29 ноября отчётного года.

№1-Т (проф). Сведения о численности и потребности в работниках по разным профессиональным группам (руководители, специалисты, рабочие и служащие)

Готовят этот отчёт не все, а только попавшие в выборку статистического наблюдения работодатели, и только за чётные годы (начиная с отчёта по состоянию на 31 октября 2018 года). Срок сдачи — до 28 ноября отчётного года.

Существуют и другие виды статистических отчётов, которые сдаются в общем порядке или по требованию Росстата. Например, ежемесячный отчёт о просроченной задолженности по зарплате (форма №3-Ф), одинаковый для организаций всех типов и форм собственности, или форма №1-Т (ГМС), которую составляют исключительно органы государственного управления и местного самоуправления.

Какие кадровые отчёты нужно сдать в ПФР в 2021 году

Все организации и ИП, у которых есть наёмные работники, раз в месяц отчитываются по форме СЗВ-М, а раз в год — по форме СЗВ-СТАЖ.

Кадровая отчётность СЗВ-М

Отчёт СЗВ-М содержит персональные данные сотрудников организации, за которых работодатель выплачивает страховые взносы. Этот отчёт сдают все работодатели, в том числе иностранные компании, работающие в РФ.

Срок сдачи: ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчётным.

Пример заполнения формы СЗВ-М за январь 2021 года

Сведения о застрахованных лицах

Кадровая отчётность СЗВ-СТАЖ

Ежегодный отчёт СЗВ-СТАЖ содержит сведения о периодах работы сотрудников организации. Отдельно указывается стаж работы в особых условиях (в том числе климатических), дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и другие виды льгот.

Форму СЗВ-СТАЖ сдают все работодатели, в том числе иностранные компании, работающие в России.

Срок сдачи: не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.

Важно: с 2021 года действуют новые коды для обозначения льготных ставок пенсионных взносов (Постановление Правления Пенсионного фонда от 02.09.2020 № 612п). Это нужно учитывать при заполнении формы СЗВ-СТАЖ.

Кадровая отчётность СЗВ-ТД

Отчёт по форме СЗВ-ТД в 2021 году обязаны сдавать все работодатели, у которых есть наёмные работники. Сведения подают в том числе на совместителей, дистанционных и надомных работников. Форму СЗВ-ТД сдают в территориальные отделения ПФР по месту учёта работодателя.

Срок сдачи: ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором по сотруднику были кадровые изменения или он подал заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Если работодатель нанял или уволил сотрудника, отчитаться об этом необходимо не позднее рабочего дня, который следует за днём издания приказа о приёме или увольнении сотрудника.

Кадровые отчёты в службу занятости в 2021 году

В центр занятости работодатель сообщает о свободных вакансиях и квотируемых рабочих местах для инвалидов. Эти виды отчётов сдаются ежемесячно, а требования к их оформлению, срокам и порядку сдачи зависят от региона.

Обязательные отчёты о свободных вакансиях

Такой отчёт сдают все работодатели, у которых есть в штатном расписании свободные рабочие места, даже если работодатель в данный момент не ищет новых сотрудников. Срок сдачи: ежемесячно, конкретная дата устанавливается регионом.

Обязательные отчёты кадровиков о квотируемых местах для инвалидов

Такие отчёты сдают все работодатели, которые обязаны квотировать рабочие места для инвалидов. Это организации, в которых трудится свыше 100 сотрудников. Срок сдачи: ежемесячно, конкретная дата зависит от региона.

Кадровые отчёты в военкомат в 2021 году

Если в организации нет отдельного военно-учётного стола, то ведением воинского учёта и взаимодействием с военкоматом занимается кадровик.

Каждая компания ежегодно сдаёт:

  • отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма №6) — до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января будущего года;
  • карточку учёта организации в военкомате (форма №18) — до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января будущего года.

Другие отчёты в военкомат, например, список военнообязанных мужского пола в возрасте 15 и 16 лет, а также перечень сотрудников, подлежащих первоначальной постановке на военный учёт в следующем году, сдаются по ситуации — если такие сотрудники есть. При составлении отчётности используйте унифицированные формы. Учтите, что форма №18 может отличаться в разных регионах. Поэтому лучше запросить её образец в местном военкомате.


Вредные условия труда в значительной мере влияют на объем дополнительных издержек фирмы по уплате взносов в ПФР. Что относится к вредным условиям труда и каким образом они выявляются, расскажем в статье.

Что такое вредные условия труда

Согласно нормам ГОСТ 12.0.003-2015 к подобным факторам следует относить:

  1. По природе воздействия на организм работающего человека:
  • на физические факторы (например, работа при наличии значительного объема пыли в воздухе, недостаточного или слишком яркого освещения, а также шума, излучения);
  • биологические факторы (в частности, работа в условиях высокой концентрации вредных микроорганизмов);
  • химические факторы (работа с веществами и газами токсического действия либо при их воздействии).
  1. По источнику происхождения:
  • на психофизиологические (перегрузки, связанные с тяжелой работой, с нервной напряженностью трудового процесса);
  • организационно-управленческие (плохая организация работ, низкая культура безопасности);
  • личностно-поведенческие (связанные с личностью самого работника);
  • социально-экономические (указанным ГОСТом не детализированы, но можно говорить о кризисах в части карьерного роста работника, увеличения его доходов).

Если интенсивность воздействия указанных факторов превышает нормы, рабочая позиция, на которой соответствующие факторы наблюдаются, признается характеризующейся вредными условиями труда.

Список профессий с вредными условиями труда

Существует два основных подхода к выявлению позиций с вредными условиями труда на предприятии:

С перечнями профессий с вредными условиями труда можно ознакомиться, используя такой источник права, как постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Основное предназначение данного НПА — регламентация условий досрочного приобретения гражданином права на страховую пенсию. Но поскольку одним из таких условий может быть трудовая деятельность при вредных условиях труда, в структуре указанного НПА присутствует корреспонденция с различными источниками права, в которых зафиксированы списки профессий с вредными условиями труда.

Так, например, широкий перечень профессий, для которых характерны вредные условия труда, определен постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10.

Второй механизм выявления вредных условий труда — их идентификация, реализуется она в рамках спецоценки условий труда, которая осуществляется согласно нормам:

  • закона № 426-ФЗ;
  • приказа Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Идентификация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных производственных факторов, а также на исследование уровня интенсивности их воздействия. Если он окажется выше нормативов, на соответствующей рабочей позиции фиксируются вредные условия труда.

Отметим, что до вступления в силу закона № 426-ФЗ процедуре идентификации по ключевым признакам соответствовал комплекс мероприятий в рамках аттестации рабочих мест. При этом такое понятие, как вредные условия труда, использовалось также и при аттестации.

Для чего на предприятии выявляются вредные условия труда

Практическая значимость определения тех рабочих позиций, что характеризуются вредными условиями труда, может наблюдаться в разных аспектах. Например, тем специалистам, которые работают во вредных условиях труда, государство разрешает в установленных законом случаях досрочно выходить на пенсию, дает право на получение различных компенсаций.

В то же время фирмы, у которых получается свести к минимуму число рабочих позиций с вредными условиями труда на производстве, платят меньший объем дополнительных взносов, установленных положениями ст. 428 НК РФ.

Работники, трудящиеся во вредных условиях труда, имеют право на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Основанием для назначения надбавки служат результаты специальной оценки условий труда (подп. 6 п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 28 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Доплата за вредные условия труда не может быть меньше 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры доплаты (надбавки) должны быть установлены в трудовом, коллективном договоре или ином локальном акте с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

Кроме того, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации за вредные условия труда:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ).

Итоги

Изучить иные полезные аспекты исследования условий труда на предприятии вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: