Востребована ли профессия сурдопедагог

Обновлено: 16.05.2024

школьные годы, и жизнь поставит нас всех перед первым серьезным выбором. Каким будет наш дальнейший путь? Как найти свое место в жизни?

Актуальность данной темы состоит в проблеме выбора профессии,

достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности

способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего

Проблема , на решение которой направлен проект: как правильно выбрать профессию выпускнику общеобразовательной школы.

Цель проекта: подготовка к выбору будущей профессии.
* Познакомить с профессией педагог-дефектолог.
* Развитие творческих способностей обучающихся как одного из важных направлений деятельности педагога-дефектолога;
* Воспитание уважения к профессии.

Ожидаемые результаты: повышение готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению.
Объект исследования: профессиональная карьера выпускника.
Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускником школы.
Гипотеза исследования: процесс выбора профессии выпускником школы будет успешным, если использовать различные формы и методы работы: учебные занятия, тесты, экскурсии, консультации.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой ставим перед собой следующие задачи:
1. Собрать информацию о данной профессии, используя разные источники;
2. Соотнести требования, которые предъявляет профессия, с собственными особенностями;
3. Познакомить других ребят с профессией педагога-дефектолога.
4. Выяснить основные проблемы, возникающие в результате деятельности в профессии у педагога-дефектолога.
5. Выяснить, почему профессия педагога-дефектолога – стала такой востребованной.
6. Привлечь внимание учащихся к профессии педагога-дефектолога.

Продукт проекта: творческая работа, буклет для выпускников.

Необходимое оборудование: интернет - ресурсы, энциклопедии, словари, книги.

Краткая аннотация.

Данный проект затрагивает одну из важнейших проблем выпускников -

проблему выбора профессии. Автор проекта собрал материал об одной из

гуманных и благородных профессий человечества – о профессии педагога-дефектолога. Показал, какие личностные качества необходимы человеку, выбиравшему данную профессию. Описал виды деятельности педагога-дефектолога, а также показал, в каких областях можно применить свои профессиональные знания. Этот проект поможет читателям, интересующимся профессией педагога-дефектолога, узнать много нового и полезного для себя.

Основная часть.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,

Мы живём в современном мире. Вокруг нас существует много разных предметов, происходят разные события, живут взрослые и дети. Мы думаем об окружающем нас мире или, как говорят, "мы мыслим". Для того чтобы думать и рассказывать о наших мыслях другим, мы используем слова. Слова можно произносить и можно писать, но дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в психофизическом развитии, а значит и в умении познавать этот мир, выражать свои мысли, объектировать их в слове и говорить о нём. Поэтому свою задачу педагог-дефектолог должен видеть в том, чтобы помочь детям преодолеть эти трудности с помощью различных коррекционно-развивающих приёмов.

Профессия дефектолога заключается в работе с детьми, которым нужна адаптация в обществе, воспитание и обучение. Она помогает ребенку избавиться от физических или психологических отклонений.

Необходимо отметить, что профессия дефектолога по своему уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем.

2.1 История профессии дефектолог.

Дефектология (лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение) - наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

Зарождение профессии произошло в начале XX века. В это время многие ученые начали заниматься изучением причин отклонения у детей классификацией и определением наиболее действенных методов для индивидуального развития. Создавались специальные центры, в которых производились исследования, и в которых подготавливали будущих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный НИИ дефектологии в Москве.

К началу 90-х гг. эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.

Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии сыграли работы Л. С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. ХХ в. сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций.

В процессе становления дефектология систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом внимания дефектологов являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах становления дефектологии изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями.

Основной задачей дефектолога является:

Разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми.

Цель его работы - максимально возможные развитие и адаптация этих детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.

Основные направления дефектологии:

дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;

дефектолог-тифлопедагог – специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;

дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;

дефектолог-амблиолог – является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;

дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.

Помощь при неравномерном развитии ВПФ . (Например, память хорошая, а речь отстаёт в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое);

Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте;

Проблемы развития при ряде заболеваний : ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.);

Помощь детям при нарушениях умственного и физического развития .

Методы работы дефектолога:

Урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью);

Игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия);

Метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения).

Особенно хорошо помогает детям, не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.

Социальная значимость профессии в обществе:

Необходимые качества .

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.

Образование (Что надо знать?):

Педагог-дефектолог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.

Место работы и карьера:

Дошкольные или школьные образовательные учреждения, а также государственные или частные центры.

Родственные профессии:

Перспективы профессионального роста:

научно-методи­ческая работа, административное продвижение.

Плюсы и минусы данной профессии.

Главным плюсом профессии дефектолог является возможность помощи детям, которые по каким-либо причинам не могут стать полноценными членами общества.

Задача педагога будет заключаться в развитии личности, приобретении нужных навыков и умений для дальнейшего социального признания. Наибольшее преимущество работы - это ее важность. Помощь семьям, в которых есть ребенок с физическими или психологическими отклонениями, просто неоценима. А главная награда – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата.

С материальной стороны - это достойная зарплата специалиста и возможность в дальнейшем развиваться и создавать собственные работы для помощи молодым и неопытным дефектологам.

Минусом профессии дефектолога, а точнее ограничением, является набор специалистов. Профессионалом в области дефектологии может стать не каждый. И прежде чем заняться обучением в данной медицинской сфере, нужно определить действительно ли студент умеет общаться с детьми, корректно ли будет его поведение по отношению к учащимся, умеет ли он перестраиваться под уникальные ситуации и вносить полезные корректировки в программу.

Получение диплома опирается на подкованность в данной специальности, но личные качества педагога не менее важны. Поэтому получить работу и добиться положительных результатов сможет ограниченный круг людей.

Личностные качества:

1)Высокий уровень интеллекта; 8)Коммуникабельность; 2)Стрессоустойчивость; 9)Отзывчивость; 3)Внимательность; 10)Хорошая память; 4)Доброжелательность; 11)Ответственность; 5)Эмпатия; 12)Толерантность; 6)Развитая интуиция; 13)Творческие способности; 7)Настойчивость. 14)Целеустремленность;

Самое главное - дефектолог должен видеть в детях, которые не вписываются
общепринятые рамки, полноценную личность.

Где можно получить профессию дефектолог?

Обратить свое внимание придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. В процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, мы получим педагогическое образование с медицинским уклоном.

При выборе учебного заведения лучше всего отдавать предпочтение ведущим педагогическим ВУЗам России, в число которых входят:

Московский педагогический государственный университет;

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;

Томский государственный педагогический университет;

Волгоградский государственный социально-педагогический университет;

Челябинский государственный педагогический университет

Где можно работать по специальности дефектолог?

Востребованность дефектологов чрезвычайно высока. Они с легкостью могут устроиться на работу по своей специальности как в медицинские учреждения и психологические центры, так и в дошкольные и школьные образовательные организации. При этом дефектолог может совмещать работу штатного сотрудника с оказанием профессиональных услуг частным образом.

Исследовательская часть

Цель проведения анкетирования :

1.Отследить, каков процент учащихся определился в выборе профессии.
2.Определить группу профессий, наиболее предпочтительных для учащихся.

1.Известна ли вам профессия дефектолога?
2.Определился ли ты в выборе профессии?

3.Если да, то назови свою будущую профессию?
4.Чем обоснован твой выбор профессии?

Анна Иванова

DELETED

У меня мама работает в этой профессии! Как-то она взяла меня с собой в лагерь, вот мы и начали общаться с глухими детьми! Мне очень понравилось! Дети такие жизнерадостные и очень приветливые, я с ними сразу нашла общий язык))) И язык жестов мне очень нравится, вот только никак не могу его освоить, знаю только основные фразы(((

Светлана Корчуганова

А меня - необходимость. У нас работали слабослышащие молодые люди. Без жестовой речи было очень трудно. Пытались пригласить сурдопереводчика на работу. Оказалось, нет таких людей в свободном поиске. Пришлось самой учиться. Вначале были двухмесячные курсы. Но представляете, что значит, выучить еще один язык за такое короткое время? Потом целый месяц не могла ничего говорить и думать. Так трудно было отходить от большого напряжения (каждый день около 100 слов=жестов). А летом поступила в МРЦ и за год сдала 3 курса обучения. Жаль, что наша фирма долго не просуществовала. С удовольствием вернулась бы. Тем более, что говорили, что у меня очень понятные жесты.

Ольга Варинова

А у меня просто родители глухие! Я с детства владею жестовой речью. Поэтому 10 лет уже работаю переводчиком и преподавателем!)))

Ольга Климова

Моя мама - педагог с 50-летним стажем. В детстве ходила к ней на работу в школу для с/с , в лагере общалась с её детьми; очень нравилось, особенно дактильная азбука)) А учителем хотела быть всегда! Вот и пришла в сурдопедагогику, работаю 26 лет и не жалею о своём выборе.

Анжела Колупаева

Для повышения педагогического уровня, я по профессии-художник. А работа с такими воспитанниками обязывает всё знать.

Гузель Шайхутдинова

я сама выбрала эту профессию. вначале хотела быть логопедом. а потом пришла работать после школы в школу для глухих детей пионервожатой. быстро там освоилась и поняла что буду сурдопедагогом и только вот и работаю 22 года в этой школе

Женя Биркин

А не хватает,знаете, сурдопедагогов! Часто в школе работают просто педагоги, а то и , было такое, с юридическим образованием.Они мало что могут дать детям, потому что не понимают, как вести себя с ними. А работа сурдопедагогов очень интересная и нужная. Так что бросим клич молодым педагогам -идите учиться на сурдопедагога и работайте с глухими детьми. Будете людьми с большой буквы!

Олександр Кахай

Главное, чтоб потом молодым специалистам в интернатах "старики" ничего не портили - ни жизнь, ни работу.
а то именно так чаще всего и бывает

DELETED

Я хотела быть сурдопедагогом с 1ё3 лет. началось все с того, что выучила дактильную азбуку. нашла в мед. энциклопедии )

Мария Еранова

а мне всегда хотелось какую-то нестандартную профессию, но чтобы помогать людям, особенно деткам =) Вот нашла =)))) седьмой год работаю с глухими и очень нравится =0)

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Сурдопедагог – нечасто встречающее названия среди обывателей. Хотя всем нам известно, что есть сурдопереводчики, сурдоперевод.

trusted-source

[1], [2], [3], [4], [5]

Кто такой сурдопедагог?

Это те специалисты, который осуществляют перевод аудиоречи для людей, которые имеют проблемы со слухом. Сурдопедагог же выполняет более широкую функцию. Он помогает адаптироваться в жизни людям с ограниченными возможностями слуха и речи. Профессия сурдопедагога по сути является узкой специализацией дефектолога, который не только изучает и корректирует нарушения слуха, но и участвует в социальной и психологической адаптации своих пациентов.

Важно не путать функции сурдопедагога и врача оториноларинголога. Данный врач занимается диагностикой проблем и патологий уха, горла и носа, а также их лечением. Но при этом его интересует только медицинская сторона вопроса. Уделяется внимание устранению физических недостатков, лечению конкретных заболеваний, будь то медикаментозным, хирургическим или каким-либо другим методом. Сурдопедагог же в свою очередь не лечит болезни, а помогает с ними жить. Безусловно проводится и определённая коррекция, работа над произношением звуков, обучение языку жестов. Также сурдопедагоги работают с детьми, которые получили кохлеарный имплант.

Когда следует обращаться к сурдопедагогу?

Сурдопедагог – не тот врач, с которым знакомятся все дети при плановых осмотрах в поликлинике. Обычно к этому специалисту обращаются при возникновении характерных симптомов тех заболеваний, с которыми работает сурдопедагог. Чаще всего пациентами сурдопедагогов становятся дети, а именно дети довольно маленькие. Это связано с тем, что если нарушения слуха врождённые, то родители довольно рано замечают, что ребёнок не реагирует на звуки. Но о таком враче, как сурдопедагог, мало кто из родителей знает, да и далеко не в каждой поликлинике он есть. Потому в случае необходимости обычно направляет к такому врачу другой специалист – педиатр, невропатолог, лор.

Но нарушения слуха также могут быть и приобретёнными, даже в очень маленьком возрасте. Причиной тому могут быть осложнения от воспалительных процессов уха или горла. Потому если родителям известно, что ребёнок перенёс такое заболевание, а также если при лечении использовались препараты, которые могут снижать слух, то стоит особо внимательно наблюдать за ребёнком, и в случае подозрений на ухудшение слуха, необходимо обратиться за консультацией не только к лору, но и к сурдопедагогу. Такие же опасения должны вызывать травмы уха или головы. Обращает на себя внимание отставание в развитии речи ребёнка. Иногда причиной такого явления может стать нарушение слухового восприятия. Потому и в таком вопросе может потребоваться помощь сурдопедагога.

Какие анализы нужно сдать при обращении к сурдопедагогу?

Проблемы со здоровьем, которые рассматривает сурдопедагог, имеют много аспектов. Как ранее упоминалось, причинами нарушения слуха могут быть различные другие заболевания. Потому при рассмотрении ситуации нужно иметь комплексную картину состояния здоровья ребёнка. Потому в перечень анализов при обращении к сурдопедагогу войдут такие стандартные и знакомые нам анализы, как общий анализ крови, общий анализ мочи, общий анализ кала. Могут также потребоваться анализы крови на содержание глюкозы, скорость оседания эритроцитов. Так как для полной оценки причин нарушений нужно знать, нет ли скрытых воспалительных процессов, какой общее состояние больного. Это нужно не только для постановки диагноза, но и для выбора наиболее правильной тактики коррекции и лечения.

Если явно присутствует воспалительный процесс вблизи уха или в нём, то иногда рекомендуют сделать микробиологический посев жидкостей, чтоб более точно определить возбудителя воспалительного процесса.

Кроме стандартных лабораторных исследований при развитии проблем с восприятием звука для более многогранного взгляда на ситуацию можно провести и ряд генетических исследований. Так как доказана связь глухоты с мутациями определённых генов. Если таковая мутация присутствует, то бороться с проблемой будет несколько сложнее, но тем не менее информация о таком положении дел важна для подбора методов работы с пациентом.

Какие методы диагностики использует сурдопедагог?

Аудиометрия – это процедура измерения остроты слуха. Существуют разные методы и приборы для её проведения. Для этого проверяется чувствительность к звуковым волнам, которые подаются на разной частоте. На сегодняшний день исследование проводят при помощи прибора аудиометра, а ранее такие процедуры проводили с использованием различных камертонов. Хотя и сегодня использование камертонов возможно и допустимо.

Результатом подобного исследования является аудиограмма. При регулярном проведении аудиометрии по динамике данных аудиограмм врач может диагностировать не только просто сниженный слух, а и развитие этого процесса во времени.

Аудиометрия даёт информацию о костной и воздушной проводимости, то есть позволяет оценить, как работу внутреннего уха, так и всего слухового тракта в целом.

Аудиометрию проводят как тональным, так и речевым методом. И если первый позволяет оценить чувствительность к звуку в диапазоне типовых частот (125 Гц – 8000 Гц), то второй говорит о способности распознавать именно человеческую речь различных уровней громкости.

Чем занимается сурдопедагог?

Сурдопедагог в своей практике занимается развитием навыков общения и речи у слабослышащих или глухих людей, а также проводит их адаптацию к слуховым аппаратам различного типа.

Врач-сурдопедагог на основе изучения тех или иных физиологических особенностей слабослышащих или полностью глухих детей, разрабатывает такие методы коррекции проблемы, методик развития и воспитания, чтоб ребёнок мог свободно обучаться. Не отставать от сверстников в учебном процессе и социальной сфере.

Также сурдопедагог ведёт общеобразовательные занятия по школьным предметам для слабослышащих и глухих детей, используя специальные методики донесения информации, объяснения понятий.

Но самой главной целью является обучение детей с ограниченными возможностями слуха устной речи, что не только помогает лучше адаптироваться в обществе, но и влияет на общее интеллектуальное и психологическое развитие. Это довольно сложная задача, так как в данном случае ребёнок сам себя не слышит и не слышит окружающих, потому недостаточно полно осознаёт смысл своих действий, когда учится говорить.

Нужно понимать это не просто формальная работа. Фактически это такая же работа педагога, которая требует понимания, участия, сочувствия, способности стимулировать и подбадривать своих подопечных. Но главным отличием является то, что сурдопедагог работает глухими или практически глухими людьми. Огромное значение, конечно, имеет то, слышал ли человек когда-либо. Так как слышащий ранее человек, который по тем или иным причинами потерял частично или полностью эту способность, имеет представление о звуке, что существенно повлияло на его общее развитие, на формирование абстрактного мышления. Если же человек не слышал от рождения, то к нему требуется несколько иной подход. Для такой работы нужно не просто быть хорошим профессионалом, но и уметь понимать тех. С кем работаешь, изучать их. Для некоторых сурдопедагогов это путь в целую жизнь. Безусловно сурдопедагог обучает языку жестов. При этом стараясь не просто научить обмениваться важной информацией, но и создавать живое эмоциональное общение. Также сурдопедагог может обучить глухого или слабослышащего человека элементарной речи, тут уже требуются и логопедические навыки, навыки дефектолога. И безусловно сурдопедагог – это прежде всего педагог, потому в число его действий входит всё то, с чем обычно приходится сталкиваться педагогам в целом. Это и психология общения, и умение заинтересовывать, и способность разглядеть в каждом ученике самостоятельную оригинальную личность.

Какие заболевания лечит сурдопедагог?

Помощь сурдопедагога может требоваться при различных заболеваниях среднего и внутреннего уха, мозга, и даже зубов или языка.

Сурдопедагог проводит диагностику и коррекцию при таких заболеваниях как глухота, слепоглухота и слепоглухонемота.

Также он может работать с пациентами, страдающими тугоухостью, отитом или отосклерозом.

Другими причинами для обращения к сурдопедагогу могут стать нистагм, неврит слухового нерва, болезнь Меньера, вибрационная болезнь.

Глухота – полная или практически полная потеря способности воспринимать и понимать звуки извне, и тугоухость – существенное снижение, но не полная потеря, способности слышать звуки, чаще всего вызваны заболеваниями внутреннего уха, воспалениями внутреннего и среднего уха, различными другими инфекционными процессами и их осложнениями вблизи ушей (отит, грипп). Кроме этого причиной потери или снижения слуха могут стать громкие звуки, сильный шум, вибрация или механическая травма.

Более сложным случаем является глухонемота. Это неспособность не только слышать, но и говорить. Глухонемота может быть связана с тем, что ребёнок не слышит речи, а может быть вызвана и нарушениями голосового аппарата. Выявляя причину проблемы, сурдопедагог подбирает индивидуальный метод работы с таким учеником.

Наиболее сложным для коррекции случаем является слепоглухонемота. Глухого ребёнка обучают устной речи через визуальный контакт. Если же приобретённо или врождённо ребёнок не только глух, но и слеп, то обучить его речи вообще не представляется возможным. Но тем не менее такой человек остро нуждается в специальном обучении, чтоб приобрести элементарные навыки коммуникации и самообслуживания.

Болезнь Меньера – это скопление жидкости во внутреннем ухе. При этом оказывается давление на те клетки, которые отвечают за пространственную ориентацию тела и равновесие. Эта болезнь может быть вызвана инфекционными и другими воспалительными процессами во внутреннем ухе, травмами или нарушением работы сосудов.

Астроном, сурдопедагог и другие студенты редких специальностей — Люди в городе на The Village Казахстан

Будущая профессия определяется сферой интересов, личных особенностей и веянием времени: когда-то модно было мечтать стать космонавтом, сейчас — юристом или менеджером. По статистике, каждый год пятая часть абитуриентов подает на юрфак: 16 тысяч человек из 100 тысяч поступающих ежегодно. В исследовании говорят о переизбытке таких специалистов. По мнению директора рекрутинговой компании Antal Kazakhstan, в долгосрочной перспективе, будут востребованы специалисты по продажам и ИТ-специалисты.

The Village встретился с четырьмя студентами и узнал, каково это — заниматься чем-то по-настоящему необычным.


Тахмина Нуртаева

Сурдопедагог, 22 года

КазНПУ имени Абая



Я работаю с детьми начальных классов, и мне это очень нравится. Каждый день ходить на работу меня мотивируют именно они. Дети словно нетронутый пластилин. Вот и получается — в работе ты как скульптор: от твоих стараний зависит судьба человека. Если сделаешь что-то не так, испортишь чью-то жизнь, поэтому стараюсь каждый день узнавать новые методики преподавания. Фигура, которая вырисовывается, — плод долгой работы. Это вдохновляет.

О своем выборе не жалею, однако что-то в системе образования я бы все-таки поменяла. Знания, которые дают в университете, неактуальны для нынешнего времени: нас учат по старым книгам, а иногда и книг не дают. А менять ничего не собираются, пока система не окупится. Поэтому студенты готовы учиться только тогда, когда с них строго спрашивают или грозятся отчислить. Сейчас важными являются только деньги и условное соблюдение норм. Что говорить об обучении особенных детей, когда у обычных учеников возникают из-за этого проблемы. Поэтому хочу стать достойным учителем, поделиться своими знаниями и опытом с детьми.

Мария Низовкина

КазНУ имени аль-Фараби


В моей семье все работают в науке: папа занимается альтернативной энергетикой, мама — программист, дедушка — изобретатель. Я выросла среди техники и измерительных приборов — люксометров, анемометров и прочих-метров. Поэтому родители к моему решению отнеслись спокойно: сначала удивились, но все же поддержали выбор. В девятом классе они подарили мне любительский телескоп, и мы вместе поехали в Парк президента, чтобы посмотреть на Суперлуние.

Я выросла среди техники и измерительных приборов — люксометров, анемометров и прочих-метров


С учебой в университете проблемы, потому что учителя работают как попало и им плевать на работу. Принцип работы многих преподавателей — отсидеть поскорее под камерами и уйти обедать. Беспрерывно объяснять три часа способен не каждый, большинству легче дать 15 однотипных задач и поставить баллы. Да и за 50 минут лекций нельзя объяснить ядерную физику, например. Вот и получается, что максимальные знания достаются на практических заданиях — по полтора часа считаешь, ищешь данные на сайтах обсерваторий. Ищешь книги и онлайн-курсы самостоятельно, но без ментора все равно трудно: приходится прошерстить горы материалов, чтобы прочесть однотипную информацию.

Все равно от специальности я в восторге, ведь в астрономии нужно комплексное применение знаний — физики, математики, химии и даже программирования. Нужно учитывать много нюансов: где находится Земля, Солнце, как они движутся, какой состав атмосферы. Мне нравится учитывать тончайшие детали, которые оказывают незначительное влияние на общую ситуацию.

Когда занимаешься астрономией, начинаешь мыслить по-философски: масштабность Земли и Солнечной системы усмиряет характер, и проблемы кажутся незначительными

Мой путь астронома не закончится бакалавриатом. Нужно защитить магистрскую и докторскую, чтобы стать успешным в научном мире. За два с половиной года в университете стало казаться, что астрономия — неживая наука на доске и в тетради. Однако ведь это не так, и чтобы убедиться в этом, нужно работать. Летом постараюсь пройти практику в АФИФ (примечание: Астрофизический институт имени Фесенкова). А в будущем хочу работать в международных проектах, как NASA, Европейском космическом агентстве или Space X.

Читайте также: