Водитель автобуса уволился с целью найти более легкую работу

Обновлено: 28.03.2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”


Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее - локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для остальных водителей - 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее - еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

9. Рабочее время водителя включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);

время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее - ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма "регуляторной гильотины".

Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может использоваться в двух вариантах. Во-первых, при организации контроля знаний после изучения соответствующей темы. Задания различной степени сложности позволяют проверить сформированность у обучающихся понятия "безработица", выяснить, насколько они усвоили разницу между структурной, циклической, фрикционной и сезонной безработицей. Кроме того, в разработку включены задания на применение формулы для вычисления уровня безработицы в стране. Во-вторых, в подготовленных классах можно провести урок-практикум. После самостоятельного изучения фрагмента параграфа обучающиеся выполняют задания по группам, соревнуясь в быстроте и правильности выполнения. Происходит взаимообучение в группах. Возможны наводящие подсказки учителя. Практика показала, что при выборе учителем второго варианта тема усваивается лучше.

Безработица

1 задание. Определите, о каком виде безработице говорится. Помните, что кроме безработных существует категория незанятого и занятого населения.

б. Мой муж получил новое назначение. Он у меня военный. Мне очень нравилось работать в музыкальной школе. Надеюсь, что в Обнинске, куда мы переезжаем, тоже есть музыкальная школа, и я смогу там работать.

в. Я надеюсь, что скоро стану крупным специалистом в области экономики и финансов. Но сегодня я не могу заниматься поисками работы. Для начала я должен закончить обучение.

д. Что делается! Вчера в цехе было собрание. Выступал начальник цеха и сообщил, что на нашу продукцию упал спрос, и поэтому будут сокращать половину рабочих. А то мы не знаем, что наши табуретки никому не нужны. Кто их будет покупать, если трикотажная фабрика не работает, бумажная фабрика приостановила работу, леспромхоз обанкротился.. А сегодня и меня ознакомили с приказом о сокращении. Где я теперь найду работу?

е. Думаете, мне нравится сидеть дома и не работать? Я скоро как волки выть начну. То ли с голоду, то ли со скуки. Отпуск то за свой счет, то есть не оплачиваемый. Уж лучше бы сократили. Я бы хоть на пособие по безработице имела право.

2. Кто может пре­тен­до­вать на по­лу­че­ние по­со­бия по без­ра­бо­ти­це?

1) стро­и­тель, утра­тив­ший тру­до­спо­соб­ность в ре­зуль­та­те про­из­вод­ствен­ной трав­мы
2) мно­го­дет­ная мать, ко­то­рая не ра­бо­та­ет и не ищет ра­бо­ту
3) бух­гал­тер, ко­то­рый не ра­бо­та­ет, но ищет ра­бо­ту
4) элек­тро­мон­тер, ра­бо­та­ю­щий не­пол­ный ра­бо­чий день

3. Если чис­лен­ность без­ра­бот­ных в стра­не равна 5 млн че­ло­век, чис­лен­ность за­ня­тых — 45 млн че­ло­век, то уро­вень без­ра­бо­ти­цы равен

1) 10% 2) 11% 3) 15% 4) 20%

4. Определите вид безработицы:

1) уво­лив­ший­ся учи­тель, рас­счи­ты­ва­ю­щий найти более лег­кую ра­бо­ту
2) жен­щи­на, на­хо­дя­ща­я­ся в от­пус­ке по уходу за ре­бен­ком
3) шах­тер, уво­лен­ный в связи с за­кры­ти­ем не­рен­та­бель­ной шахты
4) мед­сест­ра, пе­ре­ехав­шая с мужем в дру­гой город

5) бан­ков­ский слу­жа­щий, уво­лен­ный в связи с банк­рот­ством банка во время фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са
6) ин­же­нер, уво­лив­ший­ся в связи с пе­ре­ез­дом в дру­гой город
7) про­грам­мист, уво­лен­ный из-за кон­флик­та с ру­ко­вод­ством фирмы
8) сту­дент днев­но­го от­де­ле­ния вуза

9) квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации

10) много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из-за изобретения специальных станков для изготовления бутылок

11) Александр, проживающий в Сочи и имеющий водный мотоцикл, 7 месяцев в году не имеет работы

12) в последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизило спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок

5. По­вто­ря­ю­щи­е­ся спады про­из­вод­ства по­рож­да­ют без­ра­бо­ти­цу

1) се­зон­ную 2) струк­тур­ную 3) цик­ли­че­скую 4) фрик­ци­он­ную

6. В стра­не А. уголь пе­ре­стал ис­поль­зо­вать­ся в энер­ге­ти­че­ской от­рас­ли. За­кры­лось боль­шин­ство шахт, шахтёры по­те­ря­ли ра­бо­ту. Ка­ко­го типа без­ра­бо­ти­ца на­блю­да­ет­ся в стра­не А.?

1) цик­ли­че­ская 2) струк­тур­ная 3) фрик­ци­он­ная 4) се­зон­ная

7. Ферма после убор­ки уро­жая со­кра­ти­ла ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков. Ме­ха­ни­за­то­ры и ком­бай­не­ры вновь будут на­би­рать­ся на ферму толь­ко вес­ной сле­ду­ю­ще­го года. При­ве­ден­ный при­мер ил­лю­стри­ру­ет без­ра­бо­ти­цу

1) фрик­ци­он­ную 2) се­зон­ную 3) цик­ли­че­скую 4) струк­тур­ную

8. Граж­дан­ка Р., ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный бух­гал­тер после про­дол­жи­тель­но­го пе­ре­ры­ва в ра­бо­те не может найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти. От пред­ло­жен­ных ей ва­кан­сий сек­ре­та­ря и кон­сьерж­ки она от­ка­за­лась и ожи­да­ет пред­ло­же­ний по спе­ци­аль­но­сти. При­ве­ден­ный при­мер ил­лю­стри­ру­ет без­ра­бо­ти­цу

1) фрик­ци­он­ную 2) се­зон­ную 3) цик­ли­че­скую 4) струк­тур­ную

При­ве­дем зна­че­ния тер­ми­нов.

Фрик­ци­он­ная без­ра­бо­ти­ца — время доб­ро­воль­но­го по­ис­ка ра­бот­ни­ком но­во­го места ра­бо­ты, ко­то­рое устра­и­ва­ет его в боль­шей сте­пе­ни, не­же­ли преж­нее ра­бо­чее место.

Се­зон­ная без­ра­бо­ти­ца — за­ви­сит от ко­ле­ба­ний в уров­не эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти в те­че­ние года, ха­рак­тер­ных для не­ко­то­рых от­рас­лей эко­но­ми­ки.

Цик­ли­че­ская без­ра­бо­ти­ца — вы­зы­ва­ет­ся по­вто­ря­ю­щи­ми­ся спа­да­ми про­из­вод­ства в стра­не или ре­ги­о­не. Пред­став­ля­ет собой раз­ни­цу между уров­нем без­ра­бо­ти­цы в те­ку­щий мо­мент эко­но­ми­че­ско­го цикла и есте­ствен­ным уров­нем без­ра­бо­ти­цы. Для раз­ных стран есте­ствен­ным приз­наётся раз­ный уро­вень без­ра­бо­ти­цы.

Струк­тур­ная без­ра­бо­ти­ца — обу­слов­ле­на из­ме­не­ни­я­ми в струк­ту­ре спро­са на труд, когда об­ра­зу­ет­ся струк­тур­ное не­сов­па­де­ние между ква­ли­фи­ка­ци­ей без­ра­бот­ных и тре­бо­ва­ни­ем сво­бод­ных ра­бо­чих мест.

Пра­виль­ный ответ 1.

9. Че­ло­век, ко­то­рый болен брон­хи­том, офор­мил боль­нич­ный лист и в пе­ри­од его дей­ствия вре­мен­но не ра­бо­та­ет, от­но­сит­ся к ка­те­го­рии

1) без­ра­бот­ных 2) вре­мен­но без­ра­бот­ных
3) не вклю­ча­е­мых в общую чис­лен­ность ра­бо­чей силы 4) за­ня­тых

10. После за­му­же­ства до­че­ри Анна уво­ли­лась из бух­гал­те­рии, на­ме­ре­ва­ясь устро­ить­ся на ра­бо­ту с более гиб­ким гра­фи­ком, чтобы нян­чить вну­ков. Какой вид без­ра­бо­ти­цы ил­лю­стри­ру­ет дан­ная си­ту­а­ция?

1) се­зон­ную 2) цик­ли­че­скую 3) фрик­ци­он­ную 4) струк­тур­ную

11. Граж­да­не стра­ны Z обыч­но долго ищут ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти, не со­гла­ша­ясь ни на какую дру­гую. Го­су­дар­ствен­ная служ­ба за­ня­то­сти пред­ла­га­ет раз­лич­ные ва­ри­ан­ты пе­ре­обу­че­ния с по­сле­ду­ю­щим тру­до­устрой­ством, од­на­ко эта услу­га мало вос­тре­бо­ва­на. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки без­ра­бо­ти­цы в стра­не Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) се­зон­ная 2) скры­тая 3) фрик­ци­он­ная 4) доб­ро­воль­ная 5) цик­ли­че­ская 6) от­кры­тая

12. В стра­не А во время эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са мно­гие граж­да­не по­те­ря­ли ра­бо­ту. Дли­тель­ное время не могут её найти и пе­ре­би­ва­ют­ся вре­мен­ны­ми, слу­чай­ны­ми за­ра­бот­ка­ми. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки без­ра­бо­ти­цы в стра­не А и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) от­кры­тая 2) се­зон­ная 3) цик­ли­че­ская 4) струк­тур­ная 5) за­стой­ная 6) фрик­ци­он­ная

Читайте также: