Водитель автобуса особенности профессии

Обновлено: 05.05.2024

В течение жизни мне часто приходилось ездить на троллейбусах – на личное авто я так и не заработал. Не знаю, почему я выбрал именно автобусы и троллейбусы, а не отдал предпочтение маршруткам.

Может это связано с тем, что в детстве сам хотел стать водителем троллейбуса. Просто крутить руль и целыми днями кататься туда-сюда на огромной машине – так я себе представлял эту профессию.

По факту всем понятно, что водители общественного транспорта заслуживают уважения – работа сложная, нервная, социально ответственная. А вот сколько они получают — знают далеко не все.

Чем занимается, особенности профессии

Работники городского общественного транспорта трудятся не в самых благоприятных условиях. Ежедневно водители автобусов, троллейбусов и трамваев сталкиваются с такими неблагоприятными ситуациями, как:

  • повторяющиеся движения верхних и нижних конечностей – проще говоря, руки и ноги устают от напряжения, отекают;
  • шум и вибрация;
  • продолжительный рабочий день — городской транспорт начинает свою работу затемно и оканчивает так же;
  • низкая или высокая температура – особенно остро ее чувствуют водители;
  • ограниченное пространство в салоне водителя;
  • опасности на дорогах из-за несоблюдения участников дорожного движения ПДД.

Кроме того, нельзя забывать о пробках, плохих дорогах, неудобно расположенных остановках, недовольных пассажирах.


Как стать, где можно выучиться

Чтобы иметь возможность водить автобус, нужно сначала получить права категории B и C, а затем уже D.

Если транспорт осуществляет перевозку детей, то необходимо иметь минимум год непрерывного стажа работы и не иметь нарушений ПДД.

Перевозка взрослых пассажиров теоретически стажа не требует, но это будет требованием транспортного предприятия при трудоустройстве – к опытным водителям доверия больше.

Однако многие предприятия сами обучают своих водителей и предлагают им следующие условия для трудоустройства:


Стать водителем троллейбуса можно не везде. В Москве отучиться можно в Учебно-курсовом комбинате Мосгортранса, после чего вы трудоустраиваетесь автоматически.

Обучение отличается от обычной автошколы — оно непрерывное (нельзя днем работать, а вечером бегать на учебу, так все обучение занимает более 1000 часов), зато платят стипендию.


Состояние дел в этой профессии, востребована ли на рынке труда

Людям надо как-то ежедневно добираться до работы или места учебы, а личное авто есть далеко не у всех.

Но, как уже говорилось, быть водителем общественного транспорта – нелегкий труд, многие просто не выдерживают условий работы, что порождает текучку.

Естественно, что вакансий для водителей автобусов больше, чем для водителей троллейбусов. Автобусы используются для путешествий (например, из одного города в другой), на разных мероприятиях (свадьбах, корпоративных выездах), школьных экскурсиях и т.д.



Очевидно, что спрос есть, хоть и не такой большой в масштабах страны.

Но не все транспортные предприятия публикуют свои вакансии в интернете – озаботившись вопросом трудоустройства, идите сразу в ДЕПО, велика вероятность, что там для вас сразу найдется место.

Сколько получают в МСК и Питере + в других городах

Зарплата водителя автобуса/троллейбуса напрямую зависит от региона. Так, зарплата водителя троллейбуса в Москве доходит до 47000 рублей, в Ярославской области — 35000 руб., а в Нижегородской области — 27000 руб.

Водители автобусов в среднем получают больше — их зарплата может доходить до 55000-75000 руб.



Помимо непосредственно оклада, многие компании предлагают своим водителям процент, это тот случай, когда зарплата зависит от выручки.

Т.е. заработок будет напрямую определяться количеством перевозимых за рабочий день пассажиров:


Хотя быть водителем — это тяжелый труд, тут есть и свои плюсы. Большое количество вакансий, официальное оформление, отсутствие необходимости в многолетнем обучении, приемлемый уровень заработной платы, сменный график.

А как думаете вы — является ли эта профессия легкой и достаточно ли она оплачивается? Подпишитесь на наш журнал и оставляйте свое мнение в комментариях к статье.

Я и раньше знал, что работа водителя автобуса (да и троллейбуса и трамвая) не сахар. Ранние подъёмы, поздние приходы, постоянные стрессовые ситуации - недовольные пассажиры, неисправная техника, жёсткая обстановка за рулём. Регулярные проверки, ревизоры, штрафы, и ответственность за всё. Да это просто святые люди, что за такие копейки на такое идут!

Оказывается, нет. Я просто вообще не представлял насколько глубоко всё запущено. Это не маршруткоконтора города Усть-Пердюйска. Это не полуобанкротившееся ПАТП депрессивного облцентра. Это "Мосгортранс" - транспортное предприятие столицы страны, самого богатого города России! Тут не какая-то специальная чернуха, просто заметки бывшего водителя, транспортного фаната в прошлом, который с детства мечтал водить автобус. Итак, поехали.



1. Водители сами вынуждены ремонтировать свои автобусы.
В нормальных парках за выпуск исправной техники отвечает штат механиков. В МГТ формально тоже. Но по факту, им на всё плевать, водитель сталкивается с проблемами один на один. Хочешь работать - ковыряйся в промасленных железяках сам! Порой ещё и запчасти за свои деньги надо покупать.

Мало того, что у водителя постоянные переработки, так он ещё вынужден выполнять чужую работу, причём бесплатно.

2. Формально оплачиваемая смена - 12-14 часов. Но в неё входит только перегонка автобуса до парка и 30 минут на мойку, заправку, медосмотр и прочие формальности. По факту же очереди на заправку и мойку могут растянуться на 1-2 часа, за которые водителю уже никто не платит.

Подъезжаю к парку в 21.50 и вижу, что очередь на заправку растянулась с улицы. В 22.30 выезжаю с заправки и встаю в очередь на мойку. В 23.25 прохожу мойку и гоню автобус на смотровую яму. В 23.50 прохожу послерейсовый медицинский осмотр, сдаю выручку за проданные билеты в отдел сборов. Прикидываю: на работу я прибыл в 5.50 утра, а уезжаю с неё в 0.10.

3. Вполне логично, что после 14-(а по факту - 18)часовой смены человеку нужен отдых и сон. Особенно, если он работает за рулём, особенно если он возит людей. Но нет!

В 4.00 звонит будильник, с дикой головной болью и трясучкой в теле встаю и иду умываться. Руки с трудом слушаются. Наливаю кофе в термос, беру с вечера подготовленные бутерброды. В 4.25 выезжаю на работу, сажусь в машину. Такое чувство, что мотор не успел остыть. В 4.50 прибываю в парк, как обычно ставлю машину, прихожу в диспетчерскую, получаю документы, прохожу медика.

4. Выходные назначаются произвольно и в самый последний момент. Водитель может не знать до конца смены будет ли следующий день рабочим или можно будет отдохнуть. Личная жизнь и свои дела водителю не полагаются. Спланировать ничего с таким хаотичным графиком невозможно.

* * *
Абсолютно хаотичный, бессистемный и убийственный график работы;

С момента выезда из парка, до момента заезда проходит от пятнадцати до восемнадцати часов. Хорошо если на следующий день поставят выходной, а если нет?! Не каждый человек способен столько работать. Да и оплата труда при таких условиях совершенно несоизмерима с затраченными усилиями. Нет системного графика, 5/2, 2/2, 1/1… Вопрос выходного всегда открыт. Нет возможности что-то запланировать, ибо не известно выходной это будет день, или рабочий. Выходной, как правило, всегда один. За два года работы, по пальцам одной руки могу пересчитать, когда я отдыхал два дня подряд. Даже отработав два или три дня подряд по пятнадцать – восемнадцать часов все равно дадут один выходной, который весь пройдет в дремоте, а потом все заново.

В 23.10 встаю в очередь на заправку. В 23.40 выезжаю с заправки и встаю в очередь на мойку. Пока стоял в очереди на мойку, успел сбегать в диспетчерскую и посмотреть наряд. Завтра выходной, УРА! В 00.15 выезжаю с мойки, ставлю автобус, сдаю документы механику колонны. Прохожу, медицинский осмотр, сдаю выручку за билеты и в 00.45 уезжаю домой. Прихожу домой в 01.10, принимаю душ и без сил обрушаюсь на кровать.

И о переработках!

5. Даже в выходной(!) приходится ходить в парк, чтобы узнать о наряде и маршруте на следующий день. И это в наш 21-й век.

После практически двух суток работы, проснулся я около 11 утра. Позавтракал, прибрался дома, сходил в магазин. На часах уже 15.00, решил немного отдохнуть и посмотреть какой-нибудь фильм, и заснул. На часах 17.30, нужно ехать в парк смотреть наряд. Нарядчица работает до 17.00 и раньше, чем она уйдет домой наряд увидеть нельзя, ибо он может просто измениться. Раньше наряд фотографировали и рассылали в группу нашей колонны по Ватс Апу, но сейчас это дело как-то заглохло, каждый сам за себя.

Отработал сутки, двое, а то и трое. Дают выходной, весь день проспал и ничего не успел. Организм толком не восстановился. Посмотрел в парке наряд, а вот выходной и прошел.

Разумеется, бесследно такое не проходит.

Ещё есть хороший ютуб-канал Реальный Мосгортранс. Бывший водитель 19 автобусного парка хорошо показывает все реалии и ньюансы работы водителем. Вот, например, его беседа с заместителем парка Качалой И., где последний признаётся какая жесть с запчастями и недовыпуском в Мосгортрансе. Или немного о буднях на неисправных автобусах и взаимодействии водителей и механиков (осторожно, ненормативная лексика).

Вот, это всё, чтобы вы понимали, какое дно сейчас "Мосгортранс", кто вас везёт в автобусе и в каком состоянии.

Во-многом, ситуация, конечно, доведена до такого именно из-за снятия троллейбусов, маршруты которых легли на плечи автобусников. Парков больше не стало, водителей тоже, слесарей - тем более. При выросшей нагрузке водителям приходится работать сверхурочно.

Не факт, конечно, что без ликвидации троллейбуса в автобусных парка было бы всё легко с работой. Но очевидно, что дальше будет только хуже - больше моек и заправок больше не становится, равно как и водителей. А маршрутов им всё больше и больше передают. Так что подумайте, следующий раз, точно ли безопасно ехать на таком автобусе с неспавшим очередные сутки водителем.

Сегодня, когда весь мир соблюдает режим самоизоляции, есть люди, которые продолжают выходить на работу, чтобы жизнь вокруг нас не остановилась окончательно. Инна Песецкая за рулем автобуса уже больше десяти лет. Она рассказала нам свою личную историю успеха: как приехала в Англию, начала жизнь с нуля и осуществила мечту детства.

Как все начиналось

Я переехала в Манчестер из Вильнюса в 2005 году. На родине развелась с мужем и решила изменить свою жизнь. Здесь я смогла осуществить мечту детства – стала водителем автобуса. Помню, когда была маленькая, мне так нравилось, как водители махали руками друг другу, что тогда я решила, что обязательно свяжу свою жизнь с транспортом. Однако, приехав в Англию, я быстро поняла, что идти учиться на водителя без знания языка просто бессмысленно, поэтому первые три года, пока учила английский, я подрабатывала уборщицей на фабрике. Время шло, я стала увереннее. Однажды во время обеденного перерыва я увидела в газете объявление компании Stagecoach о наборе водителей и решила, почему бы не попробовать?

В Лондоне водитель автобуса получает в среднем £11,72 в час, в Манчестере — £10,80, а в Глазго — £9,25.

Как проходит обучение

Когда я пришла учиться в Stagecoach, там как раз набирали водителей без категории D. Нас обучали теории и вождению. Взамен я должна была отработать два года. Скажу честно, учиться было сложно. Теоретическую часть у меня получилось сдать только с третьего раза. Не хватало знания английского. Потом все-таки собралась с мыслями и все сдала. Во время практических занятий нам говорили, что всегда нужно быть готовым к неожиданностям, ведь на дороге может случиться все что угодно. Также особое внимание уделяли габаритам автобуса. При повороте всегда нужно помнить про заднюю часть автобуса, ведь его длина – 10 м. После двухнедельного обучения с тобой еще ездит твой наставник, а потом ты уходишь в свободное плавание.

Некоторые компании-перевозчики сами обучают будущих водителей, которые еще не сдали на права категории D.


Как все устроено

Смены бывают разные: утренние, дневные, ночные и разрывные. Последние обычно начинаются в четыре утра, потом четырехчасовой перерыв, и потом ты еще четыре часа дорабатываешь. Утренняя смена может длиться с шести утра до 12 или до трех часов дня. Дневная – с девяти-десяти утра до шести-семи вечера. График делится по неделям. Еще каждый раз тебе дают новый маршрут. Сегодня я знаю их 25.

В день у тебя может быть три разных направления. Перед сменой я всегда проверяю исправность автобуса: работают ли фары, поворотники, свет в салоне. Если хоть что-нибудь не в порядке, сразу нужно сделать репорт и пересесть на другое транспортное средство.

Проверка состояния автобуса – это полная ответственность водителя. Помню, когда только начинала работать, приходила на смену на полчаса раньше и все проверяла, так боялась, что что-нибудь может пойти не так. Плюс нельзя забывать, что автобусы отличаются друг о друга, и соответственно кнопки на панели водителя расположены в каждом из них по-разному.

О сложностях профессии

Водитель автобуса – очень ответственная профессия. Каждый раз садясь за руль, я понимаю, что я должна довезти в целости и сохранности 50-70 человек. Особенно страшно было, когда я только начинала ездить сама. Со временем ты, конечно, становишься увереннее, но лучше всегда быть начеку. Нужна стопроцентная концентрация внимания, особенно в ночное время суток, когда плохая видимость. Это – огромный стресс. Плюс в Англии очень не любят соблюдать правила дорожного движения. Люди переходят дорогу где им вздумается и когда им захочется. Если вдруг ты им посигналишь, они еще могут начать с тобой скандалить и выливать на тебя весь свой негатив.

Еще одна трудность – ежедневная грубость пассажиров. Я училась абстрагироваться от нее несколько лет. Сначала было тяжело, потом уже не обращаешь внимания и просто делаешь свою работу.

Также нарушается режим дня. Смены каждый раз разные. Порой вставать приходится в четыре утра, а ложиться – за полночь.

Помню, еще в 2012 году компания, в которой я работаю, официально перевозила спортсменов и журналистов на олимпийские объекты в Лондоне. Я решила подать заявку как волонтер, попала, правда, по второй волне, но отработала как Олимпиаду, так и Паралимпиаду. Тогда как раз не хватало женщин-водителей, поэтому меня и взяли.

Кстати, представительниц прекрасного пола, которые управляют общественным транспортом, с каждым годом становится все больше. Когда я только начинала работать, женщин-водителей практически не было, сейчас в нашей компании их 20.

Бывали и опасные случаи. Раз меня чуть не ограбили. Однажды, остановившись на остановке, я заметила, что кто-то бежит к автобусу. Думаю, подожду, мало ли человек на работу торопится. Вдруг в автобус вбежали двое мальчишек в черных масках с ножом и начали требовать деньги.

Тут мне действительно стало страшно: в салоне были пассажиры, а эти ребята были непредсказуемы. Я быстро сообразила нажать кнопку тревоги, которая соединила меня с депо. Я объяснила ситуацию, после чего мне сказали оставаться на месте. Действительно, в такой стрессовой ситуации лучше никуда не ехать, потому что мало ли что можно натворить на дороге. Этим ребятам удалось сбежать, но потом их нашли благодаря CCTV и голосовым записям с диктофона (они всегда есть в салоне автобуса).

Профессия водитель

Водитель – это рабочий, на которого возложено управление автомобильным и другими транспортными средствами в соответствии с открытой категорией его водительского удостоверения.

Основная цель труда водителя – управлять автотранспортом.

Разновидности профессии

Сколько транспортных средств, столько и водителей. Перевозят пассажиров водители автобусов, троллейбусов и трамваев и легковых автомобилей. Потребность в перевозке грузов вызвала необходимость в водителях грузовых транспортных средств и управлении специальной техникой.

  • Водитель автобуса занимается перевозкой людей, их багажа, разного рода грузов и доставкой почты. Он должен неукоснительно следовать определенному графику и маршруту и не отклоняться от него. Шофер автобуса может выполнять междугородние и международные перевозки.
  • Водитель трамвая точно следует заданному маршруту при перевозке людей. Его цель обеспечить безопасную доставку пассажиров. Он должен по ходу движения продавать билеты людям и доносить до них необходимую информацию. Водитель трамвая должен уметь выполнить мелкий ремонт транспортного средства и перед началом работы проверить его на предмет исправности.
  • Водитель такси – это, прежде всего, психолог. Люди бывают разные: кто-то не хочет оплачивать услуги, кому-то нужно излить душу, а иногда приходится иметь дело с людьми, связанными с криминалом. Работа в такси считается опасной.
  • Личный водитель. В его обязанности входит возить членов семьи работодателя или его самого. Автомобиль должен всегда находиться в надлежащем состоянии, а водитель неукоснительно обязан выполнять требования заказчика.

Люди этой профессии могут работать дальнобойщиками, водить карету скорой помощи или троллейбус.

Профессия водителя

История этой профессии началась с появлением колесного транспорта. Первые управляемые паровые павозки появились в Европе. Они двигались со скоростью всего 7 км/час. Имена француза Николя Кюньо (разработка паровой повозки в 1970 год) и немецкого инженера Карла Бенца вошли в историю, хоть жили они в разные столетия. Бенц изобрел первый автомобиль с бензиновым двигателем в 1885 году. Машина ехала чуть быстрее, чем шел человек.

В 1895 году автомобильный транспорт появился и в России. Управлять им могли только опытные водители – шоферы. Первыми шоферами были спортсмены, затем возникла потребность в водителях такси.

На сегодняшний день мы уже не представляем свою жизнь без автомобильного транспорта и специалистов, которые им управляют.

Свой профессиональный праздник водители отмечают 28 октября – День работников автомобильного транспорта.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • можно в течение одного рабочего дня побывать в разных местах;
  • потребность в опытных водителях;
  • не требуется специального образования.
  • приходится работать сверх нормы;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • водитель мало двигается;
  • постоянное нервное напряжение.

Требования к профессии

Шофер должен быть наделен:

  • хорошим зрением и быть психически здоровым;
  • иметь опыт вождения;
  • уметь быстро реагировать в опасных ситуациях, чтобы предотвратить тяжелые последствия.
  • обладать хорошей памятью, чтобы ориентироваться в дорожных знаках;
  • отлично владеть правилами дорожного движения;
  • следить за изменениями в законодательстве;
  • периодически подтверждать квалификацию.

Основное требование к водителю – наличие водительского удостоверения и отсутствие медицинских противопоказаний.

Должностные обязанности

Список задач водителя зависит от сферы деятельности организации.

  • В основном – это перевозка людей, продуктов и грузов.
  • Водитель должен также содержать закрепленное за ним транспортное средство в исправном состоянии. При обнаружении неисправности специалист обязан устранить поломку в кратчайший срок.
  • На предприятии шофера просят выполнить различные поручения: передать документы, вывезти бригаду к месту работы, забрать материал.
  • Личный водитель обязан встречать и доставлять в указанное место руководство компании.
  • Водителю автобуса нельзя отклоняться от установленного маршрута, в его обязанности входит также перевоз багажа.
  • При возникновении простых неисправностей водитель рельсового транспорта вынужден устранить их самостоятельно.
  • следовать правилам дорожного движения;
  • контролировать крепление перевозимых грузов;
  • останавливаться по требованию работника ГАИ.

Ответственность водителя

  • Водитель несет ответственность за жизнь пассажиров, пешеходов и сохранность транспортируемых грузов.
  • Работнику запрещено приходить на работу в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ.
  • Ответственность водителя определяется его категорией. Водить автобус с пассажирами намного сложнее, чем осуществлять грузоперевозки.

Важно: перед тем как выехать на объект осмотреть транспортное средство на предмет выявления неисправностей, руководствуясь показанием приборов.

Полномочия

При встрече с сотрудником Государственной автомобильной инспекции водитель имеет право:

  • потребовать от сотрудника патрульной службы разъяснения причины остановки;
  • не платить штраф, заплатить его на месте или оспорить в ссуде;.
  • потребовать вернуть водительское удостоверение.

Водитель имеет право отказаться везти пассажиров или перевозить груз, если его транспортное средство находится в неисправном состоянии.

Особенности профессии

Квалифицированные профессионалы в лице водителя нужны в каждой сфере деятельности, где есть потребность в перевозке грузов и пассажиров.

  • Категория А – дает право на управление мотоциклом или мотоциклом с коляской общим весом до 400 кг;
  • Категория В – позволяет управлять легковым автомобилем массой до 3500 кг и перевозит до 8 человек. Водитель этой категории имеет право работать водить машину с прицепом до 750 кг.
  • Категория С – предоставляет возможность управления грузовыми машинами весом более 3,5 тонн ( в том числе с небольшим грузовым прицепом).
  • Категория D – разрешает водителю управлять транспортом с маловесным прицепом,

Категория ВЕ , DE или CE – предоставляет право управлять транспортом с тяжеловесным прицепом весом более 750 кг.

Профессиональные навыки и умения

Квалифицированный водитель обязан много знать и во многом разбираться.

  • Здесь уж никуда не деться: хочешь работать водителем – выучи назубок правила дорожного движения.
  • Потребуется изучить устройство автомобиля и разбираться в специфике работы приборов и механизмов.
  • Необходимы навыки оказания первой медицинской помощи.
  • Требуется знать порядок и сроки проведения технического обслуживания транспортного средства.

Профессиональный водитель должен:

  • чувствовать себя на дороге уверенно и выработать навыки вождения до автоматизма;
  • уметь спрогнозировать, как будет развиваться ситуация на дороге;
  • не терять самообладания даже в самых опасных ситуациях;
  • уметь принять правильное решение, в зависимости от ситуации на дороге;
  • быть в состоянии уметь соизмерять скорость и расстояние, используя точный глазомер и пространственное мышление.

Хороший водитель способен вовремя понять, что автомобиль неисправен.

Личные качества водителя

Человека, который решил стать водителем, должна отличать:

  • пунктуальность, аккуратность, внимательность;
  • быстрая реакция, умение выбрать хороший и удобный путь;
  • любовь к технике, уважение к механическому труду;
  • точная координация, зоркость зрения;
  • физическая выносливость, хладнокровие.

Данную профессию выбирают те люди, которые обожают скорость и чувство движения.

Карьера

По факту как – такового продвижения по карьерной лестнице водительская деятельность не принесет.

Можно повысить свою категорию и получить возможность управлять любым видом транспортного средства.

Оконченное высшее учебное заведение на факультете транспортные технологии даст Вам возможность работать на производстве механиком транспортного участка или завгаром, контролируя работу водителей.

Карьерный подъем Вас может ожидать лишь в случае работы на крупном предприятии, где есть должность механика по выпуску автотранспорта или механика по его ремонту и т. д. Обычно, чтобы получить повышение такого рода, требуется проработать водителем много лет. Есть и второй способ: Вашу кандидатуру должен предложить человек, чье мнение имеет вес.

Не исключается возможность открытия собственного частного бизнеса. А почему бы и нет: закупить автомобили и нанять на работу свой штат водителей. И вот, Вы уже владелец частного предприятия, которое выполняет перевозки.

Места работы

Водитель всегда найдет себе работу. Специалисты по управлению автотранспортом нужны на любом предприятии, в таксопарке или крупной компании. Вакантное место также можно искать в троллейбусном депо: водителем общественного транспорта. Не исключается возможность получить должность личного водителя. Погрузчики, мототранспортные средства, передвижные электролаборатории тоже должен кто- то обслуживать.

Современная специализированная техника на сегодняшний день нуждается в людях данной профессии.

Заработок

На уровень заработной платы влияют следующие факторы:

  • место работы;
  • количество отработанных часов.

Можно заниматься частными перевозками и искать клиентов самостоятельно, тогда уровень дохода будет зависеть только от Вас.

Водитель автобуса в среднем имеет до 850 долларов, трамвая и троллейбуса где-то- 700 долларов США.

Частные предприятия обещают приличный доход, но государственные организации обычно платят стабильно.

Как стать водителем

Прежде всего, требуется пройти обучение на курах и получить водительские права. Иногда, некоторые учебные среднетехнические учреждения включают их в свою программу обучения.

В профессии водителя опыт вождения имеет больший вес, чем теория. Чтобы его приобрести, нужно ездить, ездить и ездить – до последней капли бензина.

Работа начинается в пять утра и заканчивается в 23 часа

На работу приходится вставать ни свет, ни заря, чтобы в 05.30 выйти на работу. Перед выездом на линию нужно приехать в гараж, пройти медицинское обследование, взять путевку. С 6.00 начинается уже плотная работа, аккурат до 23.00.

- Многие удивляются грубости водителей: мол, мы угрюмо выглядим и неохотно отвечаем на их простые вопросы. А откуда улыбке взяться? На реверансы просто иногда действительно нет сил. Да и пассажиры, прямо скажем, не всегда попадаются адекватные. Летом в автобусе жарко, но людям кажется, что страдают от зноя только они.

На днях вот женщина устроила скандал, потому что ей в автобусе было жарко и не работает кондиционер. Честно пытался ее успокоить: объяснял, что автобус - не моя собственность и за его техническое оснащение отвечает перевозчик. Тогда дамочка заявила, что я сам обязан за свои деньги установить в автобус кондиционер, раз уж на нем езжу. Вот как с такими общаться? Настроение она мне точно испортила. И в такие моменты хочешь - не хочешь, а срываешься на людей, особенно когда они не проходят по салону и толпятся прямо под носом, в начале автобуса.

Когда на линии в три раза меньше автобусов, чем нужно, пассажиры дольше стоят под жарким ростовским солнцем

Когда на линии в три раза меньше автобусов, чем нужно, пассажиры дольше стоят под жарким ростовским солнцем Фото: Артур СЕЛИМОВ

- Но, если бы все проблемы сходились только на пассажирах, жизнь была бы, наверное, скучной.

У нас есть и маршруты-конкуренты. И так уж выходит, что нам с ними приходится бороться за пассажиров. Если не обогнать коллегу и не навязать ему темп, то он будет поджидать тебя на остановке и забирать всех твоих пассажиров. И так на протяжении всего маршрута.

А чтобы такого не было, нужно, чтобы на линии находилось много машин. Но у нас в автопарке из 15 автобусов работает только пять. С таким количеством приходится наматывать круги по маршруту без отдыха. А людям на остановке кажется, что прошло не пять минут, а – вечность. И, как результат, нервные они садятся в автобус, а ты едешь уже как на пороховой бочке.

Конечно, бывают и те, кто звонит и жалуется на нашу работу: начальство вызывает и проводит беседы. Но все понимают, что работать за баранкой просто некому. Профессия не почетная, нервная и на износ, а зарплаты – низкие. Только жители из бедных регионов и отдаленных деревень и соглашаются работать у нас от безысходности.

А еще на дороге приходится "играть" в догонялки с автобусами маршрутов-конкурентов

А еще на дороге приходится "играть" в догонялки с автобусами маршрутов-конкурентов Фото: Артур СЕЛИМОВ

Но в версию про метан я почему-то не верю. Во-первых, баллоны с газом, как правило, ставят со стороны пассажирской двери сзади, а в той части, где был взрыв, есть только аккумулятор. У меня, бывало, вытекал метан: но он имеет специфический запах, и это невозможно не заметить - сильно шипит, и, если заглушить двигатель, электромагнитный клапан сразу перекроет емкости.

Были инциденты, когда взрывались композитные баллоны, но на автобусы ставятся тяжелые металлические - они намного крепче и массивнее. А определить, было ли установлено газово-баллонное оборудование проще простого. Например, на наших автобусах ставят три баллона, и даже, если один взлетит на воздух, останутся еще другие. Пусть в этом следователи разбираются

Но ситуация, действительно, страшная: что бы там ни взорвалось, погибли люди. А этих смертей можно было избежать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

А в ГИБДД - какие за это предусмотрены штрафы (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: