Виноградова н а методическая работа в доу эффективные формы и методы методическое пособие

Обновлено: 08.07.2024

В данной теме рассматриваются нетрадиционные формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации, их сущность, методический потенциал, особенности применения.

Аннотация. В данной теме рассматриваются нетрадиционные формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации, их сущность, методический потенциал, особенности применения.

Ключевые слова: творческие микрогруппы, деловая игра, дискуссия, круглый стол, брифинг, эстафета педагогического мастерства, тематические (методические) выставки, музыкальный салон, дебаты, литературная газета, художественная копилка, творческая гостиная, смотр-конкурс, коучинг.

Дошкольное образовательное учреждение — основополагающая ступень в структуре системы образования. В условиях быстро развивающейся инновационной образовательной деятельности именно от него зависят интенсивность процессов и результатов обновления содержания дошкольного образования. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами ДОУ, что, в свою очередь, предполагает изменение содержания методической работы. Сегодня практика управления дошкольным образованием, по мнению А. Н. Морозовой, определяет наличие системы методической работы, обладающей возможностью решать образовательные проблемы в русле изменившихся социально-культурных ценностей и приоритетов: осуществлять дифференцированный, системный подход к организации работы с воспитателями; учитывать их индивидуальные способности, возможности, профессиональные запросы; развивать творчество и инициативу каждого члена педагогического коллектива; создавать условия для вариативности образования; стимулировать образовательные инициативы. С этой целью многие современные руководители детских садов применяют нетрадиционные (инновационные) подходы к организации методической работы с кадрами.

Творческие микрогруппы - перспективная форма методической работы по освоению передового опыта и разработке инновационных идей. Это добровольные объединения нескольких педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов, где главное внимание уделяется поисково-исследовательской деятельности по определенной тематике. Имеет следующую деятельностную структуру:

обмен мнениями, выбор оптимальных вариантов;

внедрение в практику своей работы;

обобщение результатов опыта, творческий отчет.

Деловая игра — форма организации деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленных на решение управленческой, производственной, учебной задачи. Предполагает наличие определенных компонентов:

• имитации реальной ситуации;

• реального различия интересов, мнений, точек зрения участников, соблюдения игровых правил;

Дискуссия относится к интерактивным формам методической работы и позволяет рассмотреть, исследовать, обсудить актуальные спорные вопросы с точки зрения каждого члена педагогического коллектива. Имеет разнообразные формы проведения:

• форум (аналогичная форма обсуждения, мнениями обмениваются все участники);

Круглый стол предполагает обсуждение любых вопросов воспитания и обучения дошкольников на уровне равного взаимодействия. Организатор продумывает вопросы к обсуждению.

Брифинг — интерактивная форма методической работы, представляющая собой встречу, на которой кратко излагается позиция по какому-либо злободневному вопросу. Организатор заранее готовится к ответам на определенную тему. Возможные принципы взаимодействия: одна команда воспитателей задает вопросы — другая отвечает; организатор задает вопросы — воспитатели отвечают.

Эстафета педагогического мастерства предполагает соревнование между двумя группами педагогов, где один участник начинает освещение проблемы, другие продолжают и раскрывают ее. Последний участник подводит итоги.

Творческая гостиная является активизирующей формой организации взаимодействия воспитателей в соответствии с их интересами и предпочтениями; характеризуется наличием обстановки свободного, непринужденного общения.

КВН стимулирует активность педагогов в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков, дает возможность показать свои творческие способности, профессиональную компетентность, объективно оценить знания коллег.

Тематические (методические) выставки являются содержательной формой обмена опытом педагогов; по средством представления наглядных материалов способствуют обогащению знаний воспитателей.

Музыкальный салон представляет собой форму эстетического развития педагогов, детей и родителей, способствует формированию благоприятного климата в коллективе (К. Ю. Белая, А. И. Васильев, В. П. Дуброва, Л. П. Ильенко). [1, c. 33]

Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова предлагают такую форму организации методической работы, как дебаты. Авторы считают целесообразным применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров. Дебаты – технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты можно применять в качестве организационной формы проведения методической работы в ДОУ, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придаёт возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

Литературная газета - интересная форма методической деятельности, объединяющая сотрудников. Цель - показать творческие возможности педагогов, детей и их родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Художественная копилка. В такую копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства; фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Это хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу последующей методической выставки.

Творческая гостиная - форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

Смотр - конкурс - способ проверки профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Коучинг – это развивающее консультирование. Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова). Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. В деятельности детского сада данная идея может использоваться в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций заместителя заведующего по УВР, приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Использование нетрадиционных, активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, повышает компетентность, способствует формированию профессионального творческого мышления.

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.

– М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Айрис – пресс, 2008.

4. Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Любвой Галины Васильевны


г. Горняк

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Начало работы над темой: сентябрь 2020г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г.

Цель: р асширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Сроки проведения итогов по теме самообразования: май 2021 года.

Проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ , изучение методической литературы по теме

2019-2020 уч. год

Определение целей и задач работы по выбранной теме

Разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

2020-2021 уч. год

Оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность.

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Изучение литературы по теме:

Название книги, статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО

Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ

Методическая работа в ДОУ

Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами

Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ

Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении

Майер А.А., Богославец Л.Г.

Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ

Инновации в детском саду

Педагогические технологии в дошкольном образовании

Практическая реализация темы по самообразованию

(ДОУ, городской, областной)

Выступление из опыта работы на педагогических советах, ГМО, мастер-классы.

Пояснительная записка

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,

сколько бы ни знали, знанию и образованию нет

ни грани, ни пределов.

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Актуальность темы . Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Т радиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Цель: расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.

Срок реализации программы самообразования : 2020 - 2021 гг.

Представление материала : открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, ГМО, мастер-классы.

Инновационная образовательная модель "Начальная школа - детский сад" представлена программой развития, в основе которой создание единого пространства для двух ступеней - дошкольной и начальной. В нем реализуются комплексная программа Т.Н.Дороновой "Радуга" по двум направлениям - "Здоровье" и "Развитие" и общеобразовательная программа "Начальная школа XXI века" (рук. Н.Ф.Виноградова). Единство воспитательно-образовательного процесса обеспечивается авторскими программами: "Я и мой мир" и "Родничок здоровья", по которым представлены планирование занятий и разработки ключевых дел.

Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, старшим воспитателям, руководителям МО и творческих групп, педагогам.

Инновационная образовательная модель "Начальная школа - детский сад" представлена программой развития, в основе которой создание единого пространства для двух ступеней -…

В пособии рассматриваются нетрадиционные формы работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Вниманию педагогов предложена информация о видах нетрадиционных занятий, требованиях к ним и критериям оценки, а также разработки разнообразных по форме занятий с дошкольниками различных возрастных групп.
Содержащиеся в пособии материалы позволят по-новому взглянуть на педагогический процесс и расширят границы проявления и раскрытия творческой индивидуальности взрослого и ребенка. Пособие предполагает творческое использование.

Предназначено педагогам и методистам дошкольных образовательных учреждений, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, начинающим свою профессиональную деятельность.

В пособии рассматриваются нетрадиционные формы работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Вниманию педагогов предложена информация о видах нетрадиционных занятий,…

Компьютерные технологии - способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. В предлагаемой системе развивающих занятий с использованием компьютерных игр дошкольники 4-7 лет с интересом обучаются, самостоятельно находят источники информации, решают познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. При организации компьютерных игр педагог создаёт проблемную ситуацию, решение которой производится доступными ребёнку средствами и возможностями. Занятия носят комбинированный, интегрированный с различными видами деятельности характер. Игры и упражнения подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи, памяти, внимания, слухового восприятия, зрительно-моторной координации.

Пособие адресовано педагогам ДОУ всех видов, может быть интересно студентам педагогических специальностей и родителям.

Компьютерные технологии - способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. В предлагаемой системе развивающих занятий с…

В пособии представлен систематизированный материал по организации образовательной деятельности дошкольников с учётом ФГТ, содержащий описание современных технологий, инновационных педагогических методов, форм и средств. Предлагаются методическое сопровождение дифференцированного обучения детей, описание игровых, развивающих, проектных технологий, моделирования, ИКТ, направленных на коррекцию и развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Предназначено руководителям, методистам, воспитателям всех видов дошкольных учреждений и прогимназий, рекомендовано специалистам дошкольной педагогики органов управления образованием.

В пособии представлен систематизированный материал по организации образовательной деятельности дошкольников с учётом ФГТ, содержащий описание современных технологий, инновационных…

В пособии представлены рекомендации и практические материалы, посвященные проблемам личностно ориентированного взаимодействия с детьми, способствующие реализации Федеральных государственных требований. Система тренинговых занятий позволит освоить авторские методики и технологии, обеспечивающие психологический комфорт в группе: педагогическую диагностику, решение проблемных ситуаций и моральных дилемм, стимулирование свободной игры, использование правил и договоренностей.
Руководители ДОУ, специалисты комитетов по образованию могут использовать материалы пособия в качестве критериев анализа деятельности педагогов ДОУ по обеспечению каждому ребенку психологического комфорта в условиях коллективной деятельности.

В пособии представлены рекомендации и практические материалы, посвященные проблемам личностно ориентированного взаимодействия с детьми, способствующие реализации Федеральных…

В основе предлагаемого опыта - диагностический комплекс исследований, дающий информацию о специфике развития ребенка, и коррекционно-развивающие технологии, используемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях массового дошкольного образовательного учреждения, работающего в соответствии с ФГТ.
Представленные программы формирования личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет содержат планирование и систему занятий по коррекции зрительного и слухового восприятия, познавательных процессов, тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции. Апробированный музыкально-литературный материал и широкий спектр развивающих игр и заданий помогут в корригировании речевых и психофизиологических нарушений дошкольников.

Предназначено методистам, воспитателям, специальным педагогам и дефектологам ДОУ.

В основе предлагаемого опыта - диагностический комплекс исследований, дающий информацию о специфике развития ребенка, и коррекционно-развивающие технологии, используемые в работе…

Управление процессом профессионального саморазвития необходимо для успешного развития ДОУ в рамках ФПГ. В пособии представлены разные формы организации воспитательно-образовательного процесса, направленные на его совершенствование и повышение педагогического мастерства каждого педагога. Выбор тематики предлагаемых проектов, мастер-классов, консультаций, тренингов и занятий обусловлен результатами мониторинга по вопросам воспитания и развития детей среди педагогов и родителей.

Предназначено старшим воспитателям, методистам и педагогам ДОУ.

Управление процессом профессионального саморазвития необходимо для успешного развития ДОУ в рамках ФПГ. В пособии представлены разные формы организации…

В пособии рассматривается процесс становления интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста с точки зрения достижения планируемых и итоговых результатов освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определенных федеральными государственными требованиями.
Пособие является частью авторских разработок по проблеме мониторинга результатов освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Адресовано воспитателям, старшим воспитателям и педагогом-психологам ДОУ.

В пособии рассматривается процесс становления интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста с точки зрения достижения планируемых и итоговых результатов освоения…

Организация логопедической службы в ДОУ предполагает четкий контроль со стороны специалистов и руководства детского сада.
В пособии отражены все необходимые компоненты коррекционного процесса, направленного на развитие дошкольников и осуществляемого учителем-логопедом: нормативно-правовое обеспечение, планирование деятельности, содержание документации по контролю и отчетности, правила оборудования логопедического кабинета, условия и арсенал средств для взаимодействия учителя-логопеда с сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, специфика работы, самообразование специалиста на логопедическом пункте и в дошкольном учреждении компенсирующего вида. Предлагаемые материалы позволят оптимизировать логопедическую службу и реализовать ФГТ к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предназначено учителям-логопедам, руководителям, старшим воспитателям, педагогам дошкольных общеобразовательных и специализированных учреждений; рекомендовано студентам коррекционных факультетов высших учебных заведений педагогической направленности.

Организация логопедической службы в ДОУ предполагает четкий контроль со стороны специалистов и руководства детского сада.
В пособии отражены все необходимые компоненты…

Читайте также: