Виды общения для сотрудников гражданско правовой сферы

Обновлено: 15.05.2024

Одной из особенностей юридической деятельности является то, что значительную часть в ее структуре занимает общение. Профессиональное общение входит в число обязательных компонентов психологической структуры юридической деятельности.

Если мы снова обратимся к опыту А. Даллеса, то относительно профессионально важных качеств разведчика (как представителя субъект-субъектной деятельности) он выделяет следующие качества:

— хорошо разбираться в людях;

— уметь ладить с людьми в тяжелых условиях;

— научиться отличать факты от вымыслов;

— уметь отличать существенное от несущественного;

— быть человеком весьма изобретательным;

— уделять надлежащее внимание деталям;

— обладать способностью выражать свои мысли ясно, кратко и, что весьма важно, интересно;

— знать, когда следует хранить молчание.

Естественно, что успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить коммуникативные процессы.

Под общением в психологии понимается процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении [1].

В обыденной жизни существует много поводов для общения. Но все они могут быть условно разделены на две основные категории: информационное и целевое.

В первом случае люди общаются для того, чтобы обменяться информацией, получить удовольствие от общения. Типичные примеры — это разговоры в гостях, в кругу друзей или родственников.

Целевое общение, в отличие от первого варианта, всегда направлено на достижение какого-то результата, на решение задачи и, как правило, связано с реализацией профессиональной деятельности. Соответственно, профессиональное общение — это всегда общение целевое. Кроме того, профессиональное общение предполагает высокий уровень ответственности за достижение или недостижение профессионально значимых целей.

Таким образом, профессиональное общение мы можем определить как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию. Субъектами профессионального общения в нашем случае являются юрист и лицо, включенное в сферу его профессиональных интересов.

Под прямым контактом понимается общение, которое осуществляется непосредственно между его участниками. Как правило, это речевое общение. Под опосредованным контактом понимаются отношения, предполагающие непрямое взаимодействие. В первую очередь это общение при помощи письменной речи, с использованием средств коммуникации и т. п.

Средствами общения являются вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимика, позы и т. п.) каналы информации.

Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их достижение или недостижение свидетельствует об уровне профессионализма юриста, о качестве выполнения им своих служебных функций.

Ответственность за реализацию профессионально значимых целей может быть как внешней, например административной (оценка руководства) и нести за собой определенные санкции, так и внутренней (психологической) — как самооценка, которая влечет за собой повышение или понижение психологического комфорта, уверенности в себе, уровня притязаний и т. п. В любом случае осознание ответственности за результаты общения предполагает контроль за его ходом, что требует определенной психологической подготовки.

Сложность контроля за ходом профессионального общения связана и с его другими характеристиками. Эти характеристики являются общими для всех профессионалов, работающих в сфере юридической деятельности. Они дополняют и расширяют характеристики, связанные с понятием оперативности в деятельности юриста и рассмотренные выше характеристики юридической деятельности. Точнее, можно сказать, что характеристики профессионального общения вплетены в юридическую деятельность, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время профессиональное общение является ядром, системообразующим фактором юридической деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА

Нормативная регламентация. Деятельность юриста довольно четко регламентирована различными нормативными документами. Нормативные рамки, в которых юрист осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие стереотипы поведения и общения. С одной стороны, нормативная регламентация облегчает процесс общения, структурирует его, определяет социальные роли, права и обязанности участников. С другой стороны, эта характеристика выступает не только как фактор позитивно развивающий, дисциплинирующий юриста, но и как фактор, осложняющий выполнение профессиональных обязанностей. Очевидно, что деятельность, жестко регламентированная правовыми нормами, требует от юриста постоянного контроля за своими действиями, заставляет принимать решения в четко определенные сроки. Все это предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.) и умения эффективно строить процесс общения и управлять им.

Властный характер профессиональных полномочий. Данная характеристика вытекает из предыдущей, поскольку Закон наделяет юриста (особенно представителя государственной службы) достаточно широкими властными полномочиями.

Вынужденный характер общения. Ситуации профессионального общения юриста носят в основном вынужденный характер для его собеседников. Как правило, эти ситуации связаны с юридическими проблемами как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагаются не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жесткие формы конфликтного взаимодействия, вплоть до открытого противодействия. Вместе с тем вынужденным в субъективном смысле общение бывает и для самого юриста. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен юристу по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации или выгодным клиентом, юрист просто обязан с ним общаться. Более того, в этих случаях сотрудник, как профессионал, не имеет права внешне показывать собеседнику свое негативное отношение.

Повышенная стрессогенность. Профессиональная деятельность юриста в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер. Главным образом это может быть связано с противодействием заинтересованных лиц. Формой такого противодействия может быть неправомерное воздействие на юриста, носящее как явный, так и замаскированный характер. Кроме того, самостоятельный стрессовый фон создает и сам по себе конфликтный характер юридической деятельности.

Нередко нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.

[1] См.: Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. С. 62.

[2] О психотехнике в данном подходе см.: Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л., 1948; Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. Л.-М., 1967; Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988; о разработке этой проблемы в системе правоохранительных органов см.: Носков В.А. Психотехника общения. Н. Новгород, 1997.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Действующий сотрудник МЧС (ФПС) занимается преподавательской деятельностью по гражданско-правовому договору (далее - ГПД). В ГПД прямо указано: преподавательская деятельность. В Уставе организации, в которой подрабатывает действующий сотрудник МЧС (ФПС), указано, что основным видом деятельности является реализация общеобразовательных программ, программ профессионального обучения. Правомерность заключения вышеуказанного ГПД поставлена под вопрос ведомством, исходя из положений п. 4 ст. 34 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с указанной нормой работа сотрудников федеральной противопожарной службы по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшения выполнения сотрудником служебных обязанностей. При этом, в соответствии со ст. 282 ТК РФ, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Следовательно, работа по ГПД совместительством не является, так как ГПД не является трудовым договором. Требованием ведомства является заключение трудового договора по совместительству и исключение ГПД. Прямой запрет на осуществление преподавательской деятельности действующим сотрудником МЧС (ФПС) не по совместительству, а на основании ГПД в Федеральном законе "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержится. При этом, в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Форма правоотношений между работодателем и лицом, осуществляющим преподавательскую деятельность, указанным законом не установлена, то есть запрет на заключение ГПД в данной норме также отсутствует. Следует также отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 34 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об осуществлении такой деятельности (по совместительству) сотрудник обязан уведомить в письменной форме непосредственного руководителя (начальника). Следовательно, получение разрешения ведомства на осуществление деятельности по совместительству, а также непосредственное предоставление заключенного договора в ведомство законом не предусмотрено.
Правомерно ли требование ведомства о заключении действующим сотрудником МЧС (ФПС) именно трудового договора по совместительству на осуществление преподавательской деятельности? Правомерно ли заключение действующим сотрудником МЧС (ФПС) гражданско-правового договора на осуществление преподавательской деятельности с образовательной организацией?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требования МЧС неправомерны; действующее законодательство не ограничивает сотрудников федеральной противопожарной службы в возможности осуществления деятельности на основании договоров гражданско-правового характера.

Обоснование вывода:
По общему правилу граждане РФ свободны в заключении договоров (п. 1 ст. 421 ГК РФ) и в распоряжении своим трудом (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Вместе с тем права и свободы могут быть ограничены федеральными законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Так, в частности, ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ (далее - Закон N 141-ФЗ) устанавливает запрет на работу сотрудников федеральной противопожарной службы по совместительству, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшения выполнения сотрудником служебных обязанностей.
При этом из приведенной нормы не следует ограничение права сотрудника федеральной противопожарной службы на осуществление деятельности на основании гражданско-правового, а не трудового договора. Сравните, например, с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, который запрещает военнослужащим заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Подобного рода ограничений для сотрудников федеральной противопожарной службы нами в нормативных актах не обнаружено. Соответственно, на наш взгляд, законодательство не запрещает указанным сотрудникам осуществлять оплачиваемую деятельность на основании договора гражданско-правового характера. В качестве ограничения в этой части выступает только необходимость служащего не допускать возникновения конфликта интересов (п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона N 141-ФЗ, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Отметим, что в федеральной противопожарной службе предусмотрено прохождение в том числе и военной службы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Однако на военнослужащих федеральной противопожарной службы Закон N 141-ФЗ не распространяется (ч. 2 ст. 1 Закона N 141-ФЗ), поэтому исходя из формулировки вопроса и в отсутствие специальных уточнений мы исходим из того, что речь в вопросе идет не о военнослужащем.
Кроме того, даже если бы в законе и имелся запрет на осуществление сотрудником федеральной противопожарной службы деятельности на основании гражданско-трудового договора, речь могла бы идти только о необходимости прекращения незаконно заключенного с таким сотрудником договора. Если в реальности между сторонами сложились гражданско-правовые отношения, они не могут являться предметом трудового договора. Соответственно, требование о заключении трудового договора, фактически регулирующего гражданско-правовые отношения, в любом случае представляется нам незаконным.
Также обращаем внимание на то, что государственные служащие (в том числе сотрудники федеральной противопожарной службы) не относятся к лицам, занимающим государственные должности (смотрите Указ Президента РФ от 11.11.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации"). Соответственно, ограничение, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, на сотрудников федеральной противопожарной службы не распространяется.

27 августа 2021 г.

Читайте также: