Виды исправительных работ в сша

Обновлено: 17.05.2024

№ 3 61 - 362
19 января - 1 февраля 2009

Пенитенциарная система США

В США в ведении федерального министерства юстиции и управлений исправительных учреждений штатов 1 находятся тюрьмы (states and federal prisons, reformatories), исправительно-трудовые учреждения — тюремные фермы и мастерские (prison farms), центры приема, диагностики и классификации заключенных (reception, diagnosis, and classification centers, correction centers), а также специальные медицинские учреждения: тюремные больницы и центры для лечения алкогольной и наркозависимости. Следственные тюрьмы (jails), а также исправительные учреждения (community based confinement facilities, residential facilities), предназначенные для реабилитации и ресоциализации правонарушителей, подведомственны муниципалитетам и окружным властям. Каждому пенитенциарному учреждению присвоен уровень безопасности от 1 до 4. Исправительные заведения местного подчинения (restitution centers, prerelease, work release, study release centers) имеют уровень безопасности 1 или 2. Более 50% находящихся там правонарушителей разрешается без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию — чтобы работать по найму или обучаться какой-либо профессии и таким образом готовиться к возвращению в общество. Тюрьмы и другие исправительные заведения четвертого и третьего уровней безопасности находятся в юрисдикции штатов или федерального правительства. Эти пенитенциарные учреждения могут включать в себя подразделения с более мягким режимом, соответствующим второму уровню. Если речь идет о сроке тюремного заключения более одного года, решение о том, какой уровень безопасности требуется для того или иного осужденного и в каких реабилитационных программах ему желательно участвовать, принимается в центре приема, диагностики и классификации заключенных.

Далеко не все обвиняемые проходят через следственные тюрьмы. Так, в течение 2004 года были освобождены до суда 33% обвиняемых в преступлениях по федеральному уголовному праву. В отношении лиц, которые обвиняются в преступлениях, подлежащих юрисдикции штатов, такая мера пресечения, как заключение в следственную тюрьму, применялась менее чем в 40% случаев. Однако примерно в одной трети случаев решение об освобождении до суда было отозвано из-за нарушения условий освобождения либо же обвиняемый был арестован за повторное правонарушение. Часть нарушителей может быть до суда водворена не в следственную тюрьму, а в исправительное учреждение с низким уровнем контроля. В некоторых штатах полицейский суд может освободить обвиняемого, впервые нарушившего закон, от уголовной ответственности, если тот обязуется, например, пройти курс лечения от наркозависимости.

Если суд приговаривает виновного к сроку заключения до одного года, то для отбывания наказания осужденный водворяется в окружную следственную тюрьму или в одно из местных исправительных учреждений. К последним относятся 2 центры принудительного лечения (Court residential treatment centers, Substance abuse treatment facilities), куда направляют нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании. В этих центрах действуют образовательные программы и программы социализации, а ближе к окончанию срока заключенный может пройти курс профессионального обучения и получить помощь в трудоустройстве.

Осужденные, впервые совершившие правонарушение, трудоспособные и психически здоровые, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем, могут направляться в центры реституции (Restitution centers), но только в том случае, если они сами выбрали такую альтернативу тюремному заключению. Сюда же попадают осужденные, срок тюремного заключения которых подходит к концу — если суд постановил смягчить условия их содержания под стражей и дать возможность подготовиться к жизни на свободе. Лица, содержащиеся в этих центрах, обязаны пройти курс социализации, посещать занятия по специальной образовательной программе, ходить на работу (по найму, на полный рабочий день) и выполнять бесплатно общественные работы. Из заработанных денег они оплачивают свое проживание в центре, судебные издержки и возмещают ущерб пострадавшему.

В ведении округов находятся также вспомогательные исправительные учреждения (Intermediate sanction facilities) — более мягкая альтернатива тюрем. Сюда водворяются лица, в отношении которых суд принял решение об отмене условного приговора или условно-досрочного освобождения (за уклонение от контроля или какие-либо проступки). Здесь действуют те же программы социализации и образовательные программы и, кроме того, заключенных привлекают к бесплатным общественным работам.

Более суровые правила действуют в исправительных лагерях [3] (boot camps), где, как в армии, царит муштра и заключенные часто заняты на тяжелых общественных работах (например, постройке дорог). Помимо этого они обязаны пройти образовательную программу и курс профессионального обучения. В такие лагеря направляют молодых здоровых мужчин, впервые осужденных на срок от одного до пяти лет за преступления, не связанные с насилием, если они сами выражают такое желание. Дело в том, что срок пребывания в лагере гораздо меньше, чем срок тюремного заключения: считается, что суровая дисциплина и дух коллективизма способствуют перевоспитанию.

Вспомогательные исправительные учреждения и лагеря призваны разгрузить переполненные тюрьмы. Однако численность заключенных растет быстрее, чем число разнообразных пенитенциарных учреждений.

В конце 2006 года в исправительных учреждениях, относящихся к юрисдикции штатов, содержалось 1377815 взрослых заключенных (старше 21 года), в пенитенциарных учреждениях федерального подчинения — 193046, всего — 1570861 человек 3 . За год число заключенных-мужчин в этих учреждениях выросло на 2,7%, число женщин — на 4,5%. В муниципальных и окружных следственных тюрьмах ожидали суда или отбывали наказание 766010 человек. Еще 60222 человека содержались в исправительных учреждениях, предназначенных для ресоциализации. Всего же в 2006 году в США свыше 7,2 млн. взрослых находились в заключении, были осуждены условно (on probation) или освобождены условно-досрочно (on parole) под наблюдение специального совета (parole board).

Подсчитано, что при такой, как сегодня, доле заключенных каждый 15-й житель США имеет шанс в течение жизни попасть в тюрьму.

В конце 2006 года 3228 заключенных ожидали смертной казни. В течение 2006 года в США было казнено 53 человека, в 2007-м — 42.

В 2004 году около 633700 заключенных федеральных тюрем и тюрем штатов были осуждены за насильственные преступления (преднамеренное убийство и убийство по неосторожности, изнасилование, принуждение к сексуальному контакту, покушение на физическое насилие, ограбление, вымогательство, запугивание). Примерно 265600 заключенных были осуждены за преступления против собственности (проникновение в чужое жилище, похищение имущества, нарушение владения, вандализм, угон автомобиля, хранение и сбыт краденого имущества, мошенничество, подкуп) и 249400 за хранение, производство и распространение наркотиков. За 10 лет, с 1995 по 2004 год, доля осужденных за насильственные преступления выросла с 47 до 52%.

Что касается тюремной демографии, то примерно 2/3 заключенных тюрем — это представители расовых и этнических меньшинств; свыше 50% — люди моложе 35 лет; около 4% не имеют американского гражданства. Доля женщин к концу 2001 года достигла 6,6%. В следственных тюрьмах около 40% контингента составляли афро-американцы, 19% — выходцы из Латинской Америки, а всего на долю представителей расовых и этнических меньшинств приходилось примерно 2/3 заключенных. По данным за 2002 год, женщин среди заключенных было 12%, 38% заключенных — люди старше 35 лет (в 1996-м их доля составляла 32%).

Исследователи американской пенитенциарной системы говорят, что существующие стандарты содержания заключенных (Министерства юстиции, Американской тюремной ассоциации, Национального консультативного комитета по уголовной юстиции и других организаций) достаточно разумны, но все они плохо выполняются из-за недофинансирования исправительных учреждений и переполнения тюрем. Об условиях содержания в местах лишения свободы отчасти можно судить по цифрам смертности.

При всем при том расходы на содержание тюрем и других исправительных учреждений растут быстрее, чем расходы на медицину и образование. С 1986 по 2001 года они увеличились на 145%, с 15,6 до 38,2 млн. долларов (с учетом инфляции) 4 .

Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, в 80-е годы XX века в США началась приватизация тюрем и массовое строительство частных мест заключения 5 . В конце 2006 года в общей сложности 113790 заключенных, присужденных к отбыванию сроков федеральным судом и судами штатов, содержались в частных местах лишения свободы. Компании, владеющие и управляющие тюрьмами, лагерями, следственными изоляторами или центрами реституции, подписывают контракт с федеральным правительством, правительством штата или окружными властями. Они обязуются содержать определенное количество заключенных в соответствии с государственными стандартами, обеспечивая заданный уровень безопасности. На каждого заключенного управляющая компания получает из бюджета гарантированную сумму денег. Сторонники контрактной системы содержания тюрем доказывали, что она позволит повысить эффективность и надежность пенитенциарной системы. Противники же с самого начала предостерегали, что управляющим компаниям будет выгодно экономить на охране (что, естественно, скажется на уровне безопасности), эксплуатировать дармовую рабочую силу и способствовать продлению сроков заключения, в том числе лоббируя ужесточение законодательства.

Что касается труда заключенных в тюрьмах и лагерях, то правозащитные организации, такие как Международная aмнистия, считают, что его применение является нарушением Конвенции № 105 МОТ 6 , ратифицированной США в 1991 году, и национального трудового законодательства. Хотя формально заключенный должен дать согласие на то, чтобы его направили в трудовой лагерь или на работу в тюрьме, на деле же ему фактически не оставляют выбора. Во-первых, часто бывает так, что заключенному в течение дня позволяют покинуть камеру, только если он выходит на работу. Во-вторых, работающий заключенный имеет больше шансов на условно-досрочное освобождение. В-третьих, это единственный способ заработать сколько-то денег и купить себе что-то в тюремном магазине. Наконец, заключенные не имеют возможности создавать организации для защиты своих трудовых прав.

Многие публицисты и правозащитники утверждают, что именно приватизация тюрем привела к росту числа заключенных и, следовательно, удорожанию их содержания, а также переполнению тюрем и изоляторов, злоупотреблениям и небывалому распространению принудительного труда в местах лишения свободы, не облегчив, а усугубив кризис пенитенциарной системы.

Ковалев Олег Геннадьевич, профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.

Шереметьева Мария Викторовна, студентка первого курса факультета политологии и права Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Анализируются особенности организации и современные тенденции пенитенциарной системы США, классификация тюремных учреждений, институт частных тюрем, особенности управления тюрьмами, гендерное и этническое соотношение заключенных и персонала. Рассматриваются актуальные проблемы пенитенциарной системы, такие, как переполненность тюрем, высокий уровень рецидивизма, и др.

Ключевые слова: пенитенциарная система, государственная тюрьма, частная тюрьма, исправительные учреждения, наказание, заключенный, надзиратель, перенаселение, гендерный, этнический, рецидивизм.

Penitentiary system in the USA: peculiarities of organization and contemporary tendencies

O. G. Kovalev, M. V. Sheremet’eva

The Penal System of the USA is analyzed in the article by representing the range of prisons, scrutinizing private prisons as a recent phenomenon and examining peculiarities of management over jails. We also draw attention at the ratio of males and females among both inmates and prison staff. Such problems as overcrowding, the high level of recidivism and etc. are considered.

Key words: penal system, state prison, private prison, corrective institutions, punishment, prisoners, prison guard, overpopulation, gender, ethnic, recidivism.

Пенитенциарная система США представляет собой комплекс специальных учреждений, реализующих государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний. Изучение авторами статьи литературных источников по проблеме, ознакомление с деятельностью исправительных учреждений позволили сформулировать некоторые особенности организации и современного состояния данной структуры.

В США в ведении федерального министерства юстиции и управлений исправительных учреждений штатов находятся тюрьмы (states and federal prisons, reformatories), исправительные учреждения — тюремные фермы и мастерские (prison farms), центры приема, диагностики и классификации заключенных (reception, diagnostics, and classification centers, correction centers), а также специальные медицинские учреждения: тюремные больницы и центры для лечения алкогольной и наркотической зависимости.

Следственные тюрьмы (jails), а также исправительные учреждения (community based confinement facilities, residential facilities), предназначенные для реабилитации и ресоциализации правонарушителей, подведомственны муниципалитетам и окружным властям. Каждому пенитенциарному учреждению присвоен уровень безопасности от 1 до 4.

Исправительные учреждения местного подчинения (restitution centers, prerelease, work release, study release centers) имеют уровень безопасности 1 или 2. Более 50% находящихся там правонарушителей имеют разрешение без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию для работы по найму или обучения какой-либо профессии.

Тюрьмы и другие исправительные учреждения четвертого и третьего уровней безопасности находятся под юрисдикцией штатов или федерального правительства. В этих пенитенциарных учреждениях также существуют подразделения с более мягким режимом, соответствующим второму уровню.

В случае отбывания лицами заключения более одного года решение о том, какой уровень безопасности им необходим и в каких реабилитационных программах они будут участвовать, принимается в центре приема, диагностики и классификации заключенных. Если суд приговаривает виновного к сроку заключения до одного года, то для отбывания наказания осужденный водворяется в окружную следственную тюрьму или в одно из местных исправительных учреждений. К ним относятся центры принудительного лечения (Court residential treatment centers, Substance abuse treatment facilities), куда направляют нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании. В этих центрах действуют образовательные программы и программы социализации, заключенные также проходят курс профессионального обучения, им оказывается квалифицированная помощь в трудоустройстве после освобождения.

Осужденные, впервые совершившие правонарушение, трудоспособные и психически здоровые, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем, по их согласию направляются в центры реституции (Restitution centers), представляющие собой своеобразную альтернативу тюремному заключению. В такие учреждения по решению суда также направляются осужденные, срок тюремного заключения которых подходит к концу. Содержащиеся в этих центрах обязаны пройти курс социализации, посещать занятия по специальной образовательной программе, ходить на работу (по найму, на полный рабочий день) и выполнять бесплатно общественные работы. Из заработанных денег они оплачивают свое проживание в центре, судебные издержки и возмещают ущерб потерпевшим.

В ведении округов находятся также вспомогательные исправительные учреждения (Intermediate sanction facilities), представляющие собой более мягкую альтернативу тюрем. В них содержатся лица, в отношении которых суд принял решение об отмене условного приговора или условно-досрочного освобождения (за уклонение от контроля, совершение других проступков). В названных учреждениях действуют те же программы социализации и образовательные программы и, кроме того, заключенных привлекают к бесплатным общественным работам.

Осужденные, содержащиеся в исправительных лагерях (boot camps), заняты на тяжелых общественных работах (например, постройке дорог). Они также обязаны пройти образовательную программу и курс профессионального обучения. В такие лагеря направляют молодых здоровых мужчин, впервые осужденных на срок от одного до пяти лет за преступления, не связанные с насилием, если они сами выражают такое желание. Срок пребывания в лагере гораздо меньше, чем в тюрьме, но суровая дисциплина и дух коллективизма способствуют перевоспитанию.

Вспомогательные исправительные учреждения и лагеря призваны разгрузить переполненные тюрьмы. Однако численность заключенных растет быстрее, чем число разнообразных пенитенциарных учреждений.

Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, в 80-е годы XX века в США началась приватизация тюрем и массовое строительство частных мест заключения. Компании, владеющие и управляющие тюрьмами, лагерями, следственными изоляторами или центрами реституции, подписывают контракт с федеральным правительством, правительством штата или окружными властями. Они обязуются содержать определенное количество заключенных в соответствии с государственными стандартами, обеспечивая соответствующий уровень безопасности. На каждого заключенного управляющая компания получает из бюджета гарантированную сумму денег.

Здесь не бывает забастовок, безработицы, других проблем, связанных с трудоустройством. В указанных учреждениях производится 100% всех военных касок, бронежилетов, рубашек, брюк, палаток, рюкзаков и фляжек. Помимо военного снаряжения и обмундирования, заключенные производят 98% от рынка монтажных инструментов, 36% бытовой техники, 30% наушников, микрофонов, мегафонов и 21% офисной мебели, а также авиационное и медицинское оборудование и многое другое — заключенные занимаются даже дрессировкой собак-поводырей для слепых.

Вместе с тем принято считать, что именно приватизация тюрем привела к росту числа заключенных и, следовательно, удорожанию их содержания, а также переполнению тюрем и изоляторов, злоупотреблениям и небывалому распространению принудительного труда в местах лишения свободы. Согласно данным BJS (Bureau of Justice Statistics of the United States Department of Justice), опубликованным в декабре 2012 г., численность заключенных в государственных и федеральных тюрьмах составила около 1,6 млн. чел., в местных тюрьмах — более 700 тыс. чел. Данная статистика впечатляет, если учесть тот факт, что население США составляет менее пяти процентов мирового населения, а количество заключенных превышает 25% заключенных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях всех государств.

Сложившаяся ситуация в пенитенциарной системе США, которую многие ученые и аналитики называют кризисной, является следствием осуществления специфической уголовной политики, а также политики в сфере исполнения уголовных наказаний, когда лица лишаются свободы за совершение малозначительных преступлений (выписывание необеспеченных чеков или употребление наркотиков и др.). Сроки содержания осужденных в США более длительные, чем в других развитых странах. Американские ученые объясняют это тем, что представители правоохранительных органов, реализующие уголовную и уголовно-исполнительную политику, прислушиваются к общественному мнению, склоняющемуся к жестким мерам в отношении преступников.

Постоянный рост тюремного населения влечет за собой негативные последствия. Например, выделенные государством средства на образовательные программы направляются на создание дополнительных спальных мест, тогда как семь из десяти заключенных не имеют даже начального образования.

Перенаселение тюрем негативно сказывается и на психологическом состоянии заключенных, они устают от постоянного давления и нажима внешней среды. Они не имеют необходимого личного пространства. Из-за переполненности тюрем заключенным приходится стоять в очередях, чтобы получить работу или начать образовательный курс. По данным BJS, 40% заключенных США не имеют рабочих заданий. Отсутствие возможности работать и учиться, наличие так называемого свободного времени увеличивают вероятность межличностных конфликтов, неповиновения законным требованиям администрации учреждений.

Приверженность заключенных к тюремным бандам непосредственно влияет на увеличение уровня рецидива. В среднем через три года после освобождения лица вновь попадают в места принудительного заключения. Главными факторами данного явления американские социологи называют сложившуюся в сознании заключенного криминальную установку в будущей деятельности, низкий уровень образования, трудность трудоустройства, маленький доход, неблагополучие в семье, употребление наркотиков и алкоголя, а также криминальный круг общения. Однако они считают, что с данными факторами можно бороться, поэтому в местах принудительного заключения создаются заведения со специальными образовательными программами, психологическими тренингами (личностного роста, конфликтологии, лидерства, тайм-менеджмента, стрессоустойчивости), медицинским наблюдением, лечением разного рода зависимостей, направленные на подготовку заключенных к полноценной жизни на свободе.

Рассмотренные в статье некоторые особенности организации и деятельности пенитенциарной системы США, современные тенденции, проявляющиеся в ней, не носят исчерпывающего и всеобъемлющего характера и, безусловно, нуждаются в специальном комплексном исследовании и анализе с учетом уголовно-правовых, организационно-управленческих, этнических, социологических и психолого-педагогических аспектов.

1. Vacca J. 2006. Educated prisoners are less likely to return to prison. Journal of Correctional Education, 2004.

3. Mrazek P. J., and Haggerty R. J., eds. 1994. Reducing Risks for Mental Academy Press: Frontiers for Preventative Intervention Research. Washington, DC: National Academy Press.

11. Harlow C. (2003). Education and Correctional Populations. Bureau of Justice Statistics (BJS).

Тюрьмы в США

Статья основана на посте в Facebook стажера Vadym Chovgan из Украины, который проходил обучение в Департаменте исправительных учреждений и реабилитации в городе Сакраменто, столице Калифорнии.

За последние 10 лет количество заключенных уменьшилось на около 40 тысяч человек и сейчас достигло исторического минимума – 126 тыс. Это не все тюремное население, ведь есть еще jails (вроде наших СИЗО), в которых держится более 70 тыс. узников. Правда, они не подчиняются тюремному ведомству и руководствуются шерифами.

Содержание одного заключенного в США на год обходится в около 70 тыс. долларов. Бюджет тюремной системы является впечатляющим даже для американцев – Департамент получает 12 миллиардов долларов ежегодно. Калифорнийская тюремная система является третьим по величине правоохранительным органом в США, после Департамента полиции Нью-Йорка и Таможенной и пограничной службы США.

Безопасность пенитенциарных учреждений США

банды в тюрьмах США

Вопросы банд усложняются и наполняемостью калифорнийских тюрем. Указанные 136 тыс. заключенных держатся в 35 учреждениях (в Украине при 55 тыс. заключенных у нас функционирует более 130 учреждений). В среднем в Калифорнии получается около 3,5 тыс. лиц в каждом учреждении, но есть учреждения, в которых держится более 5 тыс. узников!

Прозрачная посуда для заключенных в США

Влияние судебной системы на правила тюрем США

Судебная система является реальной властью. С кем бы я не общался в Департаменте, все ссылаются на решения судов, которые накладывают ограничения на тюремную систему. Юридические фирмы неплохо зарабатывают на тюремном праве. Например, находят проблему с доступом лиц с инвалидностью к каким помещениям в одном учреждении и начинают подавать аналогичные иски по каждому учреждению.

Недавно суд принял решение, что тюрьмы не могут быть переполнены больше, чем на 137.5 % от их наполняемости. Другим интересным примером являются некоторые тюрьмы, где темнокожие заключенные подали иски с требованием переселить их оттуда, поскольку местный климат приводил к аллергии. И их переселили. Удивило, что недавно первые осужденные добились через суд, чтобы им сменили пол.

Ориентация тюремной службы на реабилитацию осужденного

Система обращает особое внимание на осужденных, их семьи и потерпевших.

Семьи осужденных. На прошлой неделе я был на заседании совета семей осужденных всего штата. При этом каждая тюрьма имеет свой совет семей. Наиболее активные члены семей осужденных имеют возможность высказывать свою позицию руководству учреждений, а также всей системы. Это способствует решению конфликтов на этапе зарождения. Есть понимание, что члены семей считаются “послами” тюремной системы, ведь общество часто формирует свою картинку тюремной системы со слов этих людей.

На заседании, в котором я принимал участие, семьи и тюремная администрация обсуждали как сделать свидание более комфортными, как легче пересылать средства узникам, вопрос изоляции отдельных осужденных и тому подобное.

Пострадавшие. В Департаменте есть отдельный офис, который отвечает за помощь пострадавшим. Среди прочего, их информируют и привлекают к процессу условно-досрочного освобождения, информируют о приближении даты освобождения осужденного, помогают с компенсацией и тому подобное. Информация о помощи пострадавшим, так же как и о помощи осужденным и их семьям.

Некоторые особенности тюремной системы США

Трансгендерные операции, о которых упоминалось выше. Вообще в тюремной системе находится около 1200 человек, которые не уверены в своей половой принадлежности. Интересно как будет развиваться ситуация.

46 лагерей для осужденных-пожарных. В каждом лагере держится около 100 осужденных, которые работают бок-о-бок с обычными пожарными.

Интересно, что прослеживается четкий тренд увеличения насилия между заключенными и инцидентов, когда повышается температура воздуха (особенно летом).

Осужденным запрещено курить. Этот запрет появился вследствие жалобы профсоюза тюремных сотрудников, которые не хотели работать в окружении сигаретного дыма.

Осужденным запрещено иметь секс с другими осужденными. Логика за этим запретом, что в тюрьме существуют отношения власти, а потому всегда есть много возможностей для злоупотреблений и эксплуатации.

В каждой тюрьме на полную ставку работают минимум четыре капеллана основных конфессий: христианин, мусульманин, еврей, католик и др. Они получают заработную плату. Логика такая: поскольку Конституция США предусматривает право на религию, а тюрьма ограничивает это право, государство обязано обеспечить его. Эта же логика заставила тюремную власть обеспечивать осужденным различных конфессий специальной диетой.

Управление местами заключения возложено на гене­рального атторнея (он же министр юстиции). Места заключения находятся в двойном подчинении. Ими непосредственно ведают муниципальные органы и управление пенитенциарного заведения в масштабе всего округа.

В США существует три основных типа тюрем:

1) максимального уровня охраны, которые организованы таким образом, чтобы изолировать осужденных от публики и сотрудников;

2) среднего уровня охраны. Они очень похожи на тюрьмы максимального уровня охраны, но осужденные имеют в них больше возможностей для посещения общего прогулочного двора, библиотеки, душевых и т, д.;

3) минимального уровня охраны. Осужденные размещены в общежитиях, имеют возможность передвигаться внутри тюремного периметра и заходить практически во все подразделения. Подобные тюрьмы лишены ограждения.

Осужденные тюрем среднего и минимального уровней охраны могут пользоваться услугами социального работ­ника, адвоката, психиатра, подучить образование (школь­ные и университетские программы), пройти профессио­нальную подготовку, алкогольную и наркотическую реабилитацию, заниматься в религиозных группах и т.п.

Деятельность социального работника в США востребована уже в процессе нахождения заключенного в СИЗО (джейлы). По заданию суда социальные работники собирают информацию о заключенном, его ближайшем окружении и готовят справку для судебного заседания. Данная информация будет полезна на слушании дела заключенного и при помещений его в ИУ.

Цели социальной работы в условиях исправительных учреждений заключаются в следующем. Социальный работник в первую очередь должен помочь заключенным осознать необходимость изменить их судьбу. Для этого требуется установить плодотворные и содержательные отношения с осужденными и провести определенную диагностическую подготовку. Хотя поставить точный ди­агноз причин криминального поведения того или иного лица затруднительно, социальный работник может помочь заключенным проанализировать свои противоправные поступки и потребности.

Социальные работники вместе с тем помогают осужденным изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами тюремного быта, среди которых: час­тые проявления насилия; сексуальные и несексуальные посягательства; кражи; азартные игры; рэкет; психологические и социальные преследования со стороны сокамерников и персонала; гомосексуальность; расовые конфликты; злоупотребления наркотиками и алкоголем.

Во всех этих случаях социальные работники приходят на помощь своим клиентам. Они могут также привить им навыки, полезные и в других жизненных ситуациях. Так, заключенные обычно с трудом принимают ответствен­ные решения, и именно социальные работники готовы оказать помощь в рассмотрении альтернатив и поисках правильного выбора. Это относится к тем качествам и навыкам, которые понадобятся заключенным после освобождения, когда они столкнутся со множеством про­блем - поиском работы, жилья, пищи, одежды, транспор­та, трудностями в общении с людьми.

Социальные работники играют важнейшую роль и в работе с семьями, помогают им преодолеть психологичес­кие, социальные и экономические последствия ареста одного из членов. Помощь семье нужна и после возвраще­ния заключенного из тюрьмы, когда потребуется взаим­ное приспособление и перераспределение ролей.

Многие из перечисленных задач не могут быть реше­ны в обычных беседах и требуют немедленных действий со стороны социального работника. В этих случаях первоочередное значение имеют его способности устанав­ливать и использовать посреднические связи. Ему приходится работать и с отдельными людьми, и с общиной для того, чтобы подготовить и обеспечить комплекс услуг, которые понадобятся клиенту после освобождения.

В исправительных учреждениях США разработан це­лый ряд программ, имеющих целью снижение уровня преступлений, в которых непосредственное участие при­нимают социальные работники. Работа с осужденными начинается сразу же после поступления в исправи­тельное учреждение. Социальный работник совместно с другими службами проводит диагностику вновь при­бывшего осужденного с целью подбора для него инди­видуальной программы. Существуют следующие виды программ:

1. Психообразователъные - ориентированы на преступников, минимизирующих или отрицающих свое преступление, или чей срок настолько непродолжителен, что не позволяет им участвовать в более интенсивных программах.

2. Интенсивные (долговременные) - нацелены на сексуальных насильников - рецидивистов, наркоманов или совершавших в прошлом иные преступления.

3: Переходное программирование (transitional programming) рассчитано на тех, кто отбывает последние 9 меся­цев своего срока заключения,

4. Расширенное программирование предполагает охват осужденных со сниженным интеллектом.

Острой проблемой в УИС является наркомания.

В исправительных учреждениях штата имеется ряд со­циально-терапевтических программ, рассчитанных на преодоление наркотической зависимости, которые реа­лизуются при непосредственном участии социального работника:

1. Анонимных алкоголиков(АА). Доступная для взрослых осужденных и молодежи во всех ИУ, наряду с функционированием профилактических и образовательных служб.

2. По разрушению наркотической зависимостидля заключенных, условно освобождающихся. Эта программа (90 дней) специально рассчитана на осужденных, добившихся условного освобождения, но нарушивших его условия из-за употребления наркотиков или связанных с этим поведенческих проблем.

3. Для преступников с небольшими сроками заключения.Эта программа (90 дней) рассчитана на осужденных, чей срок наказания не превышает 58 месяцев, и всех нарушителей условного освобождения. Для участия в программе привлекаются осужденные, чье преступление было связано с потреблением наркотиков или алкоголя.

4. Долговременного интенсивного преодоления наркотической зависимости.

Программы социальной работы с заключенными, от­бывающими наказание в ИУ, рассчитаны на осужденных, как обладающих, так и не обладающих наркотической зависимостью, имеющих и малые, и большие сроки зак­лючения. Участник программы, прежде всего, проходит через интенсивную шестинедельную фазу диагностики-ориентации, завершающуюся направлением его по одно­му из пяти терапевтических путей.

Главная цель программ - помочь осужденным при уча­стии социального работника проанализировать свое пове­дение, принять ответственность за совершенное преступ­ление, разработать индивидуальный план работы.

Все социально-терапевтические программы включают в себя следующие фазы:

1) диагностическая (первые 5 недель программы) - 35 часов в неделю (лекции, групповые занятия, проверяемые задания, индивидуальная терапия, психологическое тестирование, административная работа - staffing):

2) программная (если заключенный формально принят после диагностической фазы) - 10 часов в неделю (групповая терапия, встречи с гражданами (community meetings), индивидуальная терапия, терапевтические лекции, образовательное наблюдение).

Программы включают следующие формы работы:

- выполнение индивидуального плана работы;

- образовательные группы (лекции, видеофильмы, ролевые игры);

- семейная терапия (избирательно);

- проживание в сообществе (группе).

Участник программы должен соответствовать следу­ющим критериям: отбывание наказания в условиях режи­ма средней строгости; способность жить в общей тюрьме, по меньшей мере, в течение 90 дней перед вступлением в программу, то есть не находиться в карцере, госпитале и т, п.; способность учиться (работать); некоторая степень отрицания или минимизации своего преступного поведе­ния приемлема перед вхождением в диагностическую фазу.

Еще одна программа, применяемая социальными ра­ботниками в отношении группы заключенных, может быть названа программой для подготовки (перехода) к освобождению, ее продолжительность: минимум - 6-8 ме­сяцев для тех, кто участвовал в других программах; 9-12 месяцев для тех, кто не участвовал.

Время непосредственной работы терапевтического персонала: диагностическая фаза - 26 часов в неделю; программная фаза - 3 часа в неделю. Программная фаза включает также:

2 часа в неделю в образовательных и (или) группах самоподдержки заключенных (inmate-facilitated support groups);

3 часа в неделю - задания заключенным:

36 часов в неделю - задание в производственном сек­торе ИУ.

1. Ориентационная (образовательные Темы): эмпатия к жертве; проблемы доверия; индивидуальная автобиография, родительская семья; психологическое тестирование; отношения; планирование предотвращения рецидива, сексуальное просвещение; насилие в семье; цикл преступного поведения, управление гневом.

2. Программная (формы работы): групповые занятия; семейные сессии; образовательные группы сверстников; письменные задания; лекции, видеофильмы, дискуссии, ежеквартальное присутствие и группе адвокатов жертв; параллельный контакт с офицером по условному освобождению в период после освобождения заключенного; при необходимости просвещение по вопросам наркомании и ее лечение.

3. Катамнестическая (aftercare): минимум - 4 месяца после освобождения; одна групповая встреча, проводимая социальным работником, осуществляющим свою деятельность по контракту; при необходимости консультирование по семейным вопросам.

Как следует из описания программ работы с заклю­ченными, они остаются в поле зрения социальных работ­ников и после освобождения из мест заключения. В этом отношении заслуживает пристального внимания служба условного освобождения, которая оценивает всех право нарушителей, заключенных в тюрьму округа, на пред­мет их освобождения. Для этого социальные работники собирают информацию о заключенных посредством ин­тервью с клиентом> жертвами, анализа его криминаль­ного прошлого, контактов с его семьей, работодателем, с тем, чтобы подготовить справку для суда, которая помогла бы при принятии решения об условно-досрочном освобождении.

Далее возможно, что заключенный по решению суда может быть освобожден на определенных условиях. За­ключенный попадает в ведение социального работника. В соответствии с типом и серьезностью его преступления он включается в определенную программу по осуществ­лению социального надзора.

Офис социального работника службы условного осво­бождения (некоторый аналог уголовно-исполнительных инспекций) в целом производит очень благоприятное впечатление. Служебная документация содержит информацию о типах преступников, с которыми он работает, на­звания коррекцией иных программ и рабочие телефоны их непосредственных исполнителей. Рабочее место предпо­лагает наличие компьютера, табличку с крупной надписью - имя и фамилия, стеллаж с научной литературой, телефоны и адреса смежных организаций. Однако этот гуманистический фон не исключает специальной организации пространства, нацеленной на обеспечение безопасности деятельности персонала. В углах коридоров под потолком зеркала установлены таким образом, чтобы просматривалось все пространство коридоров из окошка регистратуры, которое отделено от помещения для посетителей прозрачным пластиком до потолка, все двери в здании закрываются на ключ.

Деятельность социального работника, собственно, заключается в выполнении решения суда, касающего­ся каждого его подопечного, количество которых до­ходит до 20-25. В основном эта работа предполагает встречи с предписанной частотой в неделю, месяц, на которых обсуждаются вопросы трудоустройства, про­живания, взаимоотношений с ближайшим социальным окружением (родственниками, соседями). Эти встречи не исключают сбора информации из независимых ис­точников - от работодателей, соседей и т.п. Уровень рецидива среди условно освобожденных сильно варьирует. Распространенным критерием при этом является пересмотр приговора, осуществляемый судом. Заседа­ние и решение суда основываются (если не происходит повторного ареста) на рапорте социального работни­ка, курировавшего клиента. В рапорте перечисляются все нарушенные им условия. Социальный работник во многом использует аудиовизуальную диагностику с присущим ей арсеналом средств. Основные парамет­ры подопечного, на которые при этом он обращает внимание, - выраженность ориентации на сотрудничество, социальная адаптивность и.агрессивные проявления. Главное для социального работника - не столько точ­ность диагностики тех или иных проявлений, сколько поиск путей их преодоления для выполнения судебных предписаний, то есть выстраивание продуктивного об­щения с клиентом, который в большей или меньшей сте­пени оказался в этой роли не по свой воле. Этот опыт нуждается в пристальном внимании и осмыслении с це­лью поиска путей его применения в отечественной пе­нитенциарной системе и работе уголовно-исполнительных инспекций.

В Соединенных Штатах распространено несколько программ, призванных служить альтернативой тюрем­ному заключению. В последние годы все чаще приме­няется частичное лишение свободы. Оно предполагает возможность работать и учиться вне мест заключения, в этом активно помогает осужденному социальный ра­ботник.

Социальным работникам принадлежит важней роль и исправлении осужденных и возвращении их в общество. Основная цель исполнения наказания в исправительных учреждениях США - подготовить каждого осужденного к тому, чтобы он принял на себя ответственность за свое дальнейшее поведение и мог сообразовывать поведение с требованиями закона, и содействовать ему в этом. На этот принцип в основном и опирается социальная работа в пенитенциарных учреждениях. Типичные задачи, которые социальные работники выполняют в исправитель­ных учреждениях, включают; прием и изучение новопри­бывших, определение причин правонарушения и класси­фикацию осужденного, наблюдение, разработку исправительных мер и подготовку к освобождению. Социальный работник должен уметь рассматривать клиента как часть общественной системы, которая одновременно и создает трудности, и помогает найти путь их преодоления. Социальные работники уделяют особое внимание контактам с работодателями, учителями, членами семьи - со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках се решения, а также придают большое значение взаимной координации, что особенно важно в условиях исправитель­ной системы, где сосредоточены представители различ­ных специальностей, а проблемы клиентов порождены множеством причин и требуют комплексного подхода. Отмечается также умение социальных работников исполь­зовать возможности общин и знание, куда следует обра­щаться в случае необходимости. Большую ценность пред­ставляет и методика работы с клиентами, дающая соци­альным работникам уникальную возможность иметь дело с самыми разными людьми, попадающими в исправитель­ное учреждение.

Находят эффективное применение присущие соци­альным работникам навыки работы с клиентом или груп­пой клиентов. Установление обратной связи, опросы, обоб­щение, сопоставление и интерпретация данных, урегулирование конфликтов, вмешательство и кризисные ситуа­ции, формулирование целей, умение говорить с людьми, прогнозирование поведения - все эти методы применимы в работе с обитателями мест заключения.

Важным вопросом в деятельности социальных работников в США является то, что на них лежит обязанность:

- оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия;

- стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории сограждан;

- участвовать в программах, относящихся к жертвам и свидетелям преступлений (благодаря сочетанию профессиональных навыков, которыми располагают социальные работники, они в состоянии оказать помощь и этой категории лиц).

1. Биологический (физиологический) - исходит из того, что в основе преступного поведения лежат физиологические или биологические причины, и пытается скорректировать или проконтролировать условия, вызывающие преступное поведение.

2. Психологический (психиатрический) - предполагает, что причины преступности кроются в плохой психологической адаптации, и нацелен на изменение психологического состояния и устранение причин, вызывающих его.

3. Социальный - основан на том, что причины преступности заключаются в слабых социальных связях между несовершеннолетними правонарушителями и законопослушными членами общества, и пытается укрепить связи и взаимодействие между несовершеннолетними правонарушителями и законопослушными сверстниками, родителями и другими взрослыми.

4. Усматривающий причины преступности в плохом влиянии других лиц, пытается уменьшить влияние на подростков со стороны преступных групп и лиц.

5. Исходящий из того, что преступное поведение определяется отсутствием контроля в среде, где обитает подросток, пытается усилить влияние со стороны групп, членом которых является подросток.

6. Предполагающий, что причиной преступности является отсутствие возможности выполнения в рамках законности отвечающей интересам личности роли, пытается уменьшить преступность путем расширения и развития ролевых возможностей.

7. Делающий упор на организацию досуга подростков, исходит из того, что преступность возникает из-за незаполненности досуга, и пытается сократить преступность путем организации досуга подростков.

8. Предусматривающий повышение образовательного и профессионального уровня подростков, исходит из того, что в основе преступности лежит отсутствие у подрост­ков навыков, необходимых для того, чтобы вести самостоятельную жизнь, и пытается сократить преступность путем поднятия профессионально-образовательного уров­ня подростков-

9. Исходящий из того, что в основе преступности лежат неадекватные социальные ожидания и противореча вые социальные требования, пытается согласовать ожидания с различными институтами, организациями и группами, оказывающими влияние на молодежь.

11. Сдерживающий - основан на том, что причины преступности связаны с легкостью осуществления преступных деяний, ограничивает возможности совершения преступлений, предусматривая суровую расплату,

12. Предполагающий отказ от правового контроля и общественную терпимость. Согласно этому подходу преступность возрастает, если общество нетерпимо даже к плохому поведению, и необходимо воспитать общественную терпимость к определенным формам неадекватного поведения, чтобы не зачислять без необходимости всех подростков в разряд преступников.

Функции социального работника в рамках исправи­тельных учреждений включают в себя также защиту и представление интересов осужденного в его отношениях с членами семьи, социальными органами, сотрудниками образовательных учреждений и возможными работодате­лями. Социальный работник может также многое сделать для создания более здоровой среды в самих исправитель­ных учреждениях. Социальный работник должен всеми возможными средствами облегчать подростку жизнь в этот наиболее сложный для него период и не дать ему оже­сточиться и огрубеть.

Подводя итоги анализа литературы, посвященной тю­ремной системе и состоянию социальной работы США, можно отметить, что в настоящий момент тюрьмы США сталкиваются с теми же проблемами, что и российская пенитенциарная система - перенаполнение, сложности с трудоустройством в исправительных учреждениях и т. п. Поэтому некоторые достижения социальной работы в ис­правительных учреждениях США можно позаимствовать и внедрить в отечественную пенитенциарную систему (например, программы по работе с осужденными насильни­ками и наркоманами), конечно с учетом специфики ИУ России. Интересен опыт США и в организации самой службы социальной работы: социальные работники есть и в суде, и в исправительном учреждении, и в службах пробации, а это позволяет работать с осужденным более качественно и прослеживать изменения в структуре его личности на протяжении допенитенциарного и постпенитенциарного периодов.

Читайте также: