Входит ли в медицинский стаж работа в военкомате

Обновлено: 18.05.2024

За стаж работы в бюджетных организациях с 01.01.2020 положена соответствующая надбавка. Как исчислить бюджетный стаж, какие периоды работы (службы) в него зачесть, а какие исключить, как произвести расчет надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и некоторые другие вопросы – рассмотрены в статье.

Размер надбавки за стаж работы в бюджетных организациях и периоды работы (службы), в него засчитываемые

От стажа работы в бюджете зависит и размер надбавки за бюджетный стаж сотрудника (п. 2 Указа от 18.01.2019 N 27):

— от 5 до 10 лет — 15%;

— от 10 до 15 лет — 20%;

— от 15 лет и выше — 30%.

Для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, которым надбавка за стаж работы в бюджетных организациях исчисляется согласно постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 N 13.

Стаж работы в бюджетных организациях исчисляется в годах, месяцах и днях (п. 6 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

При этом в такой стаж засчитываются следующие периоды работы (службы) начиная с 19 сентября 1991 г. (п. 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13):

N п/п

Период работы

Важно!
Порядок исчисления стажа работы по специальности (в бюджетной организации) для работников бюджетных научных организаций определен Инструкцией о порядке исчисления стажа работы по специальности (в бюджетной организации) от 06.02.2018 N 6.
В стаж работы руководителей структурных подразделений, их заместителей и специалистов Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими, для целей исчисления надбавки за стаж работы засчитываются периоды, определенные п. 8 Положения об условиях оплаты труда работников Департамента от 02.07.2019 N 445.

Как подтвердить стаж работы в бюджетной организации

Подтвердить стаж работы в бюджетных организациях можно трудовой книжкой, а если она отсутствует, то стаж подтверждается в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии (п. 7 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Обратите внимание!
Если на основании данных трудовой книжки невозможно установить, что организация является бюджетной, то зачет стажа работы в стаж работы в бюджетных организациях производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или исполкомов по месту расположения организации (п. 8 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

При этом до получения подтверждающих сведений о статусе бюджетной организации принимается период, исчисленный в бесспорном порядке (п. 9 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Кроме того, рекомендуется начать устанавливать периоды работы в бюджетной организации с уточнения стажа каждого работника в бюджетной организации. Законодательно определено, что максимальная надбавка установлена при стаже работы от 15 лет. Например, если человек на 1 января 2005 г. уже работал в бюджетной организации и статус организации не поменялся, значит ему положена максимальная надбавка 30% (п. 2 Указа от 18.01.2019 N 27).

То есть если сотрудник работает в бюджетной организации более 15 лет, то подтверждать иные периоды работы в бюджетных организациях нет необходимости, поскольку и так будет установлен максимальный размер надбавки.

Обратите внимание!
В случаях же, когда период работы, подлежащий зачету в стаж работы в бюджетных организациях, будет подтвержден документально соответствующим государственным органом после 1 января 2020 г., то впоследствии надбавка за стаж работы в бюджетных организациях подлежит пересчету за период начиная с 1 января 2020 г., независимо от даты представления подтверждающих документов (п. 10 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат от 03.04.2019 N 13).

Об особенностях исчисления стажа при совместительстве, об отдельных надбавках, которые учитывают стаж работы в отрасли либо по специальности, а также о конкретных периодах работы (службы), засчитываемых в бюджетный стаж

Служила санинструктором-медсестрой 1993-1996 г. в условиях с неблагоприятным климатом. Как эти года входят в льготный медицинский стаж? Имеется справка с архива МО, что эти года идут 1 год-за 1.6 года.

Служба в Вооруженных силах может входить в льготный медицинский стаж. Таким образом, одной из причин для преждевременного выхода на пенсию в связи наличием льготного медицинского стажа является нахождение в российских войсках.

В настоящее время действует ПОЛОЖЕНИЕ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ", которое устанавливает следующее:

1. Учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

. г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Так как время службы в Вооруженных силах считается периодом, когда военнослужащие не имеют возможность быть официально трудоустроенными, не могут делать перечисления в страховой фонд, то государство обеспечивает этих граждан включением этого промежутка в общий срок труда. Это означает, что при начислении досрочной пенсии за льготный медицинский стаж этот период будет учитываться.

Однако, Ваш период службы в армии не может быть зачтен как год за полтора, несмотря на то, что служба проходила в условиях Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, так как в действующем законодательстве речь идет именно о периодах работы на Севере.

Буду благодарна за отзыв и оценку ответа.


Здравствуйте Уважаемая Светлана, по существу заданного Вами вопроса очень кратко: ПФ РФ к сожалению не зачтет вышеуказанный Вами период времени службы в армии в льготный медицинский стаж. Всех Вам благ и Удачи.


Действительно, согласно законодательству СССР в педагогический и медицинский стаж включалась служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Основным документом, регламентирующим это было Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"

Согласно ч. б) п. 1 этого Постановления установлено, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно приложению назначаются врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. При этом предусматривалось ограничение, согласно которому не менее 2/3 от этого льготного стажа должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых предоставляет право на досрочную педагогическую или медицинскую пенсию. Исключением будет работа по медицинской специальности в составе Вооруженных Сил СССР. Она признается как работа в сфере здравоохранения, а значит будет включаться в льготный стаж. Однако необходимо помнить, что такое правовое регулирование применимо к периодам прохождения службы до 1 октября 1993 г.

После этого периода до настоящего времени вопрос включения в стаж службы в армии регулируется Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, согласно которому период прохождения военной службы по контракту засчитывается в стаж по специальности (педагогический, медицинский и т.д.) в календарном порядке (день за день), а в случае прохождения военной службы по призыву – в льготном исчислении – 1 день военной службы за два дня работы.

Таким образом, все будет зависеть от оснований прохождения военной службы. Вместе с тем, ПФ РФ сейчас активно отказывает под любым предлогом всем льготникам в получении досрочной пенсии. Однако Вас такой отказ не должен останавливать. Помните что его можно оспорить в суде. Там Вы вправе предъявлять любые имеющиеся у Вас доказательства в подтверждение своего стажа, в том числе и справку из архива МО, что эти года идут 1 год - за 1.6 года.

Поэтому рекомендую обращаться Вам за получением льготной пенсии в ПФ РФ. Даже если Вам откажут, Вы сможете обжаловать решение ПФ РФ через суд, где вполне реально доказать наличие льготного стажа.

Если нужна помощь в составлении заявления в суд или в ПФ РФ, то обращайтесь дополнительно. Буду рад помочь.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2017 г.

гражданское дело по иску Спицыной Е.А. к

Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда

Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области о признании

незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по

старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды

работы и досрочно назначить страховую пенсию по старости, о взыскании

расходов на оплату услуг представителя и расходов на уплату

по кассационной жалобе начальника государственного учреждения -

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском

Волгоградской области Метелы Т А на решение

Волжского городского суда Волгоградской области от 18 июля 2016 г. и

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам

Волгоградского областного суда от 27 октября 2016 г., которыми исковые

требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации

Фролкиной СВ., выслушав объяснения представителя Управления

Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской

области Даниловой Т.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

По мнению Спицыной Е.А., решение пенсионного органа не основано на законе, нарушает ее право на пенсионное обеспечение. Работа в должности фельдшера здравпункта в учебном авиационном центре с 19 августа 1993 г. по 10 января 1994 г. подлежит зачету в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 г. № 464, которым предусматривалось право врачей и среднего медицинского персонала на пенсию за выслугу лет независимо от наименования должности лечебно профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 октября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника УПФР в г. Волжском Волгоградской области Метелы Т.А ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Волжского городского суда Волгоградской области от 18 июля 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 октября 2016 г. в части удовлетворения исковых требований Спицыной Е.А., как незаконных, и принятия в этой части по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 15 июня 2017 г судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С В . дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 14 августа 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Спицына Е.А., о причинах неявки не сообщила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Спицына Е.А с 19 августа 1993 г. по 10 января 1994 г. работала в должности фельдшера здравпункта в Волгоградском учебном авиационном центре им. В С . Хользунова.

29 апреля 2016 г. Спицына Е.А. обратилась в УПФР в г. Волжском Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. При этом, признавая правильным вывод суда первой инстанции о включении периода работы истца в должности фельдшера здравпункта в Волгоградском учебном авиационном центре им. ВС. Хользунова в специальный медицинский стаж, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что законодательством предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения для досрочного назначения пенсии по старости работы в должности фельдшера в здравпунктах, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями иных организаций.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права регулирующих спорные отношения.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Согласно Списку профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. № 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г включительно, и действовавшему в том числе в период работы Спицыной Е.А в должности фельдшера здравпункта в Волгоградском учебном авиационном центре им. В С . Хользунова с 19 августа 1993 г. по 10 января 1994 г.) право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В пункте 6 названных правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке:

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем входящее в акционерное общество структурное подразделение не может являться учреждением.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н, лечебные цеха акционерных обществ в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1920-О).

Приведенные выше обстоятельства судебными инстанциями при разрешении спора во внимание приняты не были.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Исходя из изложенного обжалуемые судебные постановления в обжалуемой части нельзя признать законными, поскольку они приняты в этой части с существенными нарушениями норм материального права повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


Военнослужащие могут приниматься на лечение в военно-медицинские организации иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между Минобороны России и другими федеральными органами исполнительной власти.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях медицинская помощь военнослужащим оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее – медицинские организации) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 расходы медицинских организаций по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются военными округами на основании договоров, заключенных с указанными медицинскими организациями, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи.

Для приема военнослужащих в медицинские организации на плановое лечение или обследование (освидетельствование) предоставляются направление командира (начальника) соединения, воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, согласованное с медицинской службой военного округа, с указанием в нем паспортных данных больного, цели направления в медицинскую организацию, наименования военного округа, к которому относится по подчиненности воинская часть, соединение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, и его банковских реквизитов (номер расчетного счета), заверенное гербовой печатью воинской части, соединения или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, и документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, военный билет или паспорт). При наличии показаний для оказания медицинской помощи в неотложной форме военнослужащие госпитализируются в медицинскую организацию немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.

В целях повышения социальной защищенности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, 27 марта 2015 г. Правительством Российской Федерации издано постановление № 282, устанавливающее порядок бесплатного обеспечения военнослужащих лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций.

Бесплатный отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащим при амбулаторном лечении осуществляется фармацевтическими организациями по рецептам, выданным врачами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь указанным военнослужащим в соответствии с договорами об оказании медицинской помощи, заключенными между этими медицинскими организациями и военными округами. При этом, расходы фармацевтических организаций на обеспечение лекарственными препаратами военнослужащих возмещаются Минобороны России (его уполномоченными органами) в соответствии с договорами между фармацевтическими организациями и Минобороны России (его уполномоченными органами) об обеспечении лекарственными препаратами указанных военнослужащих.

При получении лекарственных препаратов и медицинских изделий военнослужащий представляет в фармацевтическую организацию рецепт (рецепты) и предъявляет паспорт или документ, подтверждающий его статус.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше
18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях Минобороны России. Лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются членам семей офицеров при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских организаций Минобороны России, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях Минобороны России осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи военнослужащим и членам их семей осуществляется по территориальному принципу в целях создания оптимальной нагрузки на военно-медицинские организации, позволяющей максимально эффективно осуществлять медицинское обеспечение прикрепленного контингента.

Территориальный принцип основан на прикреплении военнослужащих, проходящих военную службу в определенных воинских частях, соединениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей для оказания медицинской помощи к соответствующим военно-медицинским организациям Минобороны России.

Прикрепление на медицинское обеспечение к структурным подразделениям военно-медицинских организаций Минобороны России, оказывающим первичную медико-санитарную медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее – поликлиники), на следующий год военнослужащих, членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, осуществляется на основании списков, представляемых по установленной форме ежегодно к
1 декабря текущего года командованием воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

При этом, на членов семей офицеров и лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с офицерами, в поликлинику представляются следующие документы:

справка, выданная кадровым органом воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации о составе семьи офицера (форма 11 к Правилам оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала и членам их семей (приложение к Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 205/2/588) (далее – Правила);

справка кадрового органа воинской части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации), в которой указываются данные графы 21 послужного списка офицера и номера судебного решения о признании иждивенцем или приказа командира воинской части о признании иждивенцем (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);

выписка из домовой книги (для лиц, находящихся на иждивении офицеров и проживающих совместно с ними);

полис обязательного медицинского страхования (при наличии).

справка образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения).

При наличии в штате воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации медицинской службы, имеющей штатный врачебный персонал, военнослужащие прикрепляются к военно-медицинской организации Минобороны России для оказания консультативно-диагностической помощи. Консультативно-диагностическая помощь оказывается по направлениям начальников военно-медицинских организаций Минобороны России или начальников медицинской службы воинских частей.

Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями военнослужащим и членам их семей безотлагательно и бесплатно.

Пенсионерам Минобороны России все виды медицинской помощи, включая специализированную (высокотехнологичную) медицинскую помощь, оказываются в военно-медицинских организациях Минобороны России бесплатно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете Минобороны России.

Члены семей офицеров, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения (далее – члены семей офицеров, уволенных с военной службы), имеют права на медицинскую помощь, аналогичные правам членов семей офицеров, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Организация оказания в военно-медицинских организациях Минобороны России медицинской помощи пенсионерам Минобороны России и членам семей офицеров, уволенных с военной службы, также осуществляется по территориальному принципу.

Прикрепление к поликлиникам пенсионеров Минобороны России и членов семей офицеров, уволенных с военной службы, осуществляется на основании заявления и прилагаемых к нему следующих документов и их копий:

пенсионного удостоверения (с отметкой о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации) или справки, выданной военным комиссариатом по месту получения пенсии о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинской организации Минобороны России (формы № 3, № 4 к Правилам) (для офицеров и прапорщиков запаса (в отставке));

открепительного талона (для офицеров запаса (в отставке), состоявших на момент увольнения с военной службы на медицинском обеспечении в другой военно-медицинской организации Минобороны России);

справку образовательной организации о дневной (очной) форме обучения (для детей офицеров запаса (в отставке) в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения);

военного билета офицера запаса;

полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).

а) граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

б) членов семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;

в) граждан, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы.

Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В этой связи, при отсутствии по месту жительства граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь им оказывается в медицинских организациях в рамках обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, в территориальные программы обязательного медицинского страхования не входят услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и обеспечению лекарствами, изделиями медицинского назначения.

В этой связи, пенсионерам Минобороны России, нуждающимся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования медицинская помощь в указанном объеме оказывается в медицинских организациях на основании договоров, заключенных между военными округами (по представлению соответствующих военных комиссариатов субъектов Российской Федерации) и указанными медицинскими организациями.

При обращении в медицинскую организацию пенсионером Минобороны России предъявляется справка, выданная военным комиссариатом субъекта Российской Федерации, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.

Скорая медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинскими организациями гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей безотлагательно и бесплатно.

Воинский учет медицинских работников в ЛПУ: что изменилось?

Вместо предисловия.

Для начала напомним, что воинский учет в учреждении ведется в соответствии с:

  • Законом № 53-ФЗ;
  • Положением о ведении воинского учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение № 719);
  • Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).

Последний документ наиболее четко регламентирует действия работодателя, а также определяет формы документов и обязанности работодателей в области военного учета.

В частности, работники, ответственные за ведение воинского учета в медицинском учреждении, должны будут сообщать в военкомат о сотрудниках, не вставших на воинский учет.

Чтобы определить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу (учебу), на воинском учете, проверяется наличие соответствующих отметок в его документе воинского учета. Бывает, что такие отметки отсутствуют, особенно у граждан, переехавших из других регионов (без регистрации по месту пребывания) или же уволенных военнослужащих, служащих системы МВД.

Если при приеме на работу выявлены граждане, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого, нужно:

Но давайте вспомним, а какие вообще обязанности по воинскому учету работников установлены законодательством для учреждений.

Основные обязанности по ведению воинского учета.

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, – это комплекс мероприятий, реализуемых руководителями или другими должностными лицами организаций (п. 17 Методических рекомендаций). Для осуществления воинского учета нужно:

  1. Назначить ответственное за ведение воинского учета лицо. Количество работников, обеспечивающих такой учет в учреждении, определяется исходя из количества работников, состоящих на воинском учете на 31 декабря предшествующего года (п. 12, 13 Положения № 719). Например, если в учреждении трудится менее 500 работников, которые состоят на воинском учете, достаточно одного сотрудника, которому поручается ведение учета на условиях совместительства.

К сведению:

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы для обеспечения сохранности документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций).

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета определяются приказом руководителя. Форма такого приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположено медицинское учреждение.

Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, закрепляются в трудовых договорах или должностных инструкциях.

Отметим, что если обязанности по воинскому учету поручаются кадровому работнику, это можно оформить как поручение дополнительной работы наряду с работой по трудовому договору в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. Дополнительная работа оплачивается отдельно. Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

  1. Разработать, утвердить и вести следующие документы:
  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям). Такой документ издается при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (см. приложение 17 к Методическим рекомендациям). Этот план разрабатывается в течение календарного года и согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) или с главой органа местного самоуправления сельского поселения, городского округа. План утверждается руководителем организации ежегодно перед началом календарного года;
  • картотеку личных карточек (ф. Т-2 и Т-2 ГС(МС) [1] ) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (см. приложение 18 к Методическим рекомендациям).

Кроме того, работникам следует выдавать расписки о приеме документов воинского учета по форме, приведенной в приложении 14 к Методическим рекомендациям.

Обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учета.

Любой воинский учет работников при приеме на работу начинается с проверки документов воинского учета. Ответственный за это сотрудник проверяет наличие в паспорте гражданина РФ отметки о его отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета и записей в них, а также наличие отметки о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания.

Обратите внимание:

Сведения воинского учета должны быть актуальными. Для этого в силу п. 32 Положения № 719, п. 29 Методических рекомендаций необходимо:

  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления;
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и сообщать о таких изменениях в военные комиссариаты (порядок информирования установлен приложением 13 к Методическим рекомендациям);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Кроме того, ответственный за воинский учет работников обязан представлять в военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления следующие сведения:

3) о гражданах мужского пола 15- и 16-летнего возраста ежегодно до 15 сентября по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям;

4) о гражданах мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, ежегодно до 1 ноября по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям.

Подведем итог.

Как видим, обязанностей по ведению воинского учета немало: сверять данные, оформлять документы, взаимодействовать с военкоматами. К имеющимся с 17.02.2019 добавились еще две в отношении граждан, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого: сообщить в военкомат сведения о них и вручить им направление в военкомат.

Необходимо соблюдать правила ведения воинского учета, тогда получится избежать административной ответственности. Пусть штрафы и небольшие (согласно ст. 21.4 КоАП РФ – до 1 000 руб.), но это не повод игнорировать требования законодательства.

Читайте также: