Ведется ли трудовая книжка у адвокатов

Обновлено: 16.05.2024

У Т В Е Р Ж Д Е Н О
Решением Совета Адвокатской
палаты Чувашской Республики
от 29.04.2003г. (протокол № 7)
(с изм. от 30.01.2006г., 28.03.2007г., 15.01.2010г., 11.01.2013г., 29.12.2015г., 22.02.2017г.)

У Т В Е Р Ж Д Е Н О
Решением I Конференции
адвокатов Чувашской Республики
от 28 ноября 2003 года
(с изм. от 19.12.2006г., 25.01.2008г., 18.02.2011г., 25.01.2013г., 19.02.2016г., 11.04.2018г.)

ПОЛОЖЕНИЕ
о помощнике адвоката

2. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование за исключением лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке; имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3. Помощники адвоката принимаются на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием.

Прием помощников адвоката производится на основании заявлений: лица, желающего стать помощником адвоката (претендент), и адвоката, желающего использовать в своей профессиональной деятельности труд помощника (адвокат-куратор).

Адвокатское образование вправе заключить с помощником срочный трудовой договор на время осуществления адвокатом-куратором своей профессиональной деятельности в данном адвокатском образовании.

4. Оплата труда и социальное страхование помощников адвоката осуществляется адвокатским образованием, членом которого является адвокат-куратор, за счет средств ежемесячного целевого взноса, вносимого адвокатом-куратором в кассу адвокатского образования из отработанного гонорара дополнительно к суммам отчислений на нужды адвокатского образования, Адвокатской палаты Чувашкой Республики, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и гонорара. Дополнительно внесенный адвокатом-куратором ежемесячный целевой взнос используется адвокатским образованием на оплату труда помощника адвоката, а также уплату налогов и сборов, взимаемых с заработной платы, начисленной помощнику. Оплата труда помощника адвоката может производиться из иных средств адвокатского образования при соблюдении указанных выше условий. Средства, направляемые адвокатом-куратором на оплату труда и социальное страхование помощников адвоката, а также производимые им дополнительные отчисления на содержание адвокатского образования являются его профессиональными расходами.

5. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу в качестве помощника адвоката, представляет следующие документы:

- заявление о приеме на работу с резолюцией адвоката-куратора;
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- подробную автобиографию (с обязательным указанием, наряду с иными сведениями, информации о том, является ли лицо, желающее стать помощником адвоката, участником обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и иных коммерческих организаций, а также указанием фамилии, имени, отчества и рода занятий всех членов своей семьи);
- трудовую книжку;
- диплом о высшем, незаконченном высшем или среднем юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию;
- свидетельство государственного пенсионного страхования;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица (ИНН);
- документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- фотографию размером 4х5 см;
- справку Главного информационно-аналитического центра МВД по Чувашской Республике об отсутствии судимости;
- характеристики с предыдущего места работы (учебы).

Вышеперечисленные документы формируются в личное дело помощника и хранятся в делах адвокатского образования.

6. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются адвокатским образованием.

7. В соответствии со ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) объявляется лицу, принятому на должность помощника адвоката под расписку.

8. На помощников адвокатов ведутся и хранятся личные дела, в которых содержатся копии документов, предъявляемых при заключении трудового договора, а также личная карточка работника.

9. Трудовые отношения помощника адвоката, возникающие из трудового договора, регулируются трудовым законодательством, трудовым договором, настоящим Положением и Уставом адвокатского образования.

10. Адвокатской палатой Чувашской Республики ведется реестр помощников адвокатов – членов Адвокатской палаты Чувашской Республики. В реестр вносятся сведения о лицах, принятых в качестве помощников в порядке, определяемом настоящим Положением. Реестр помощников адвокатов Адвокатской палаты Чувашской Республики ведется по форме согласно приложению № 1 к настоящему положению.

11. Внесение сведений в реестр о вновь принятых помощниках осуществляется на основании уведомления руководителя адвокатского образования, в котором лицо будет осуществлять свою профессиональную деятельность, с приложением следующих документов:

- заявления о внесении в реестр помощников адвокатов Адвокатской палаты Чувашской Республики по форме согласно приложению № 2 к настоящему положению;
- копии приказа (распоряжения) руководителя адвокатского образования о приеме на работу лица в качестве помощника и закрепления его за конкретным адвокатом, желающим использовать в своей профессиональной деятельности труд помощника (адвокатом-куратором);
- копии трудового договора между адвокатским образованием и принятым помощником (типовой договор с помощником адвоката – приложение № 3 к настоящему положению);
- персональных данных помощника адвоката по форме согласно приложению № 4 к настоящему положению;
- списка помощников адвокатов адвокатского образования по форме согласно приложению № 5 к настоящему положению;
- копии заполненной анкеты с фотографией (размер 4х5 см) по форме согласно приложению № 6 к настоящему положению;
- справки Главного информационно-аналитического центра МВД по ЧР об отсутствии судимости.

Заверенные руководителем адвокатского образования копии документов формируются в личное дело помощника и хранятся в делах Адвокатской палаты ЧР.

Представленные документы рассматривает Совет Адвокатской палаты Чувашской Республики, который принимает решение о внесении либо об отказе внесения в реестр помощников адвокатов сведений о лицах, принятых в качестве помощников.

12. После внесения сведений о принятом помощнике в реестр помощников адвокатов – членов Адвокатской палаты Чувашской Республики ему выдается удостоверение установленной формы.

13. Трудовые книжки помощников адвоката хранятся в адвокатском образовании в сейфе в течение всего периода его работы.

14. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью, он обязан хранить адвокатскую тайну, постоянно повышать свои профессиональные знания и совершенствовать практические навыки в выполнении поручаемых ему адвокатом-куратором задач.

15. По заданию адвоката-куратора помощник адвоката имеет право собирать различные доказательственные материалы, документы для их представления органам дознания, следствия и суду, знакомиться с материалами гражданских, административных, арбитражных дел, копиями материалов уголовных дел и выписывать из них необходимые сведения, подлежащие использованию адвокатом при осуществлении защиты юридических и физических лиц.

16. По поручению адвоката-куратора помощник вправе готовить проекты жалоб, заявлений, письменных юридических консультаций, ходатайств и иных процессуальных документов.

18. Помощник адвоката обязан соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка дня, добросовестно выполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

19. Помощник адвоката подчиняется непосредственно руководителю адвокатского образования и адвокату-куратору, с которым он работает в коллегии, бюро или кабинете адвоката, должен выполнять все их требования.

20. Помощник адвоката должен соблюдать установленные правила поведения при исполнении обязанностей, соблюдать этические нормы во взаимоотношениях с адвокатами, с работниками органов дознания, следствия и судов.

21. Помощник адвоката за добросовестную работу, усердие в работе, может быть поощрен по представлению руководителя адвокатского образования или адвоката-куратора, руководством Адвокатской палаты Чувашской Республики согласно Положению о мерах поощрения и дисциплинарной ответственности членов Адвокатской палаты Чувашской Республики.

23. Трудовой договор с помощником адвоката может быть расторгнут:

- по соглашению сторон;
- по инициативе помощника адвоката после письменного уведомления работодателя за две недели до расторжения трудового договора;
- по инициативе работодателя в случае систематического невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей помощника адвоката, за нарушение трудовой дисциплины, при обнаружившейся невозможности исполнения профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации либо по состоянию здоровья, а также при неисполнении им решений органов адвокатской палаты и адвокатского образования, принятых в пределах их компетенции;
- при вступлении в законную силу решения суда о признании помощника адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;
- при вступлении в законную силу приговора суда о признании помощника адвоката виновным в совершении умышленного преступления;
- в случае совершения помощником адвоката проступка, умаляющего авторитет адвокатуры;
- в связи с истечением срока действия трудового договора;
- в связи с прекращением (приостановлением) членства адвоката-куратора в адвокатском образовании;
- при отказе адвоката-куратора от работы с помощником;
- в связи с приобретением помощником в установленном порядке статуса адвоката и иным причинам и основаниям, предусмотренным законодательством.

24. Все спорные вопросы между сторонами, не урегулированные настоящим Положением, Уставом коллегии или другого образования, решаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

25. На помощника адвоката при подаче заявления о допуске для сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката распространяются общие требования, предусмотренные для лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката.

Документы доступные для скачивания:
Реестр помощников адвокатов (Приложение № 1 к настоящему положению)
Заявление о внесении в реестр помощников (Приложение № 2 к настоящему положению)
Трудовой договор с помощником адвоката (Приложение № 3 к настоящему положению)
Персональные данные помощника адвоката (Приложение № 4 к настоящему положению)
Список помощников адвокатов (Приложение № 5 к настоящему положению)
Анкета помощника (Приложение № 6 к настоящему положению)

Коммерческие фирмы и трудовые договоры: какие изменения ждут адвокатуру

Минюст снова планирует изменить закон об адвокатской деятельности. Сначала об этом сказал глава ведомства Константин Чуйченко на последнем Всероссийском съезде адвокатов, а потом ту же инициативу обсудили в Совете Федерации. Отдельные идеи перекликаются с Концепцией регулирования рынка профессиональной юридической помощи, которую уже много лет готовит Минюст.

Фирмы, а не НКО

Сейчас есть четыре формы адвокатских образований: кабинет, коллегия, бюро и юридическая консультация. Три последние — некоммерческие организации. Кабинет же юрлицом не является. Эту форму может использовать адвокат как минимум с тремя годами стажа, который решил работать сам. По информации ФПА, кабинетов больше, чем остальных адвокатских образований. При этом 65% адвокатов работают в коллегиях. Дело в том, что эта форма адвокатского образования предполагает членство и изначально ориентирована на большее количество адвокатов, чем бюро. В коллегии есть учредители, а есть простые члены. В бюро все адвокаты — партнеры. Юрконсультация — самая необычная форма. Ее создает адвокатская палата в том судебном районе, где очень мало адвокатов — только один на каждого федерального судью. Такая практика существует, например, в Якутии.



Основными преимуществами адвокатских фирм является возможность найма адвокатов по трудовому контракту и наличие корпоративной дифференциации голосов между адвокатами-партнерами при принятии общих решений. На совете партнеров у партнера-основателя может быть 10 голосов, у старших партнеров — по пять, а у младших — по одному. Сейчас это незаконно.

Трудовые договоры и профсоюзные проблемы

В конце 2020 года Минюст отказался регистрировать Всероссийский независимый профсоюз адвокатов. Его хотел создать адвокат Игорь Трунов, у которого не лучшие отношения с ФПА. Однажды он даже судился с ней. Конечно, отказали Трунову вовсе не из-за недопониманий с Федеральной палатой. Адвокаты не могут создавать профсоюз, такое право есть только у работников, решил Минюст. Оспорить этот подход ни в Замоскворецком районном, ни в Московском городском суде Трунову не удалось (дела № 02а-1638/2020 и № 33а-2549/2021). Профсоюз создается для защиты социально-трудовых прав работников, а не адвокатов, указали обе инстанции.

При этом уже много лет функционирует Профсоюз адвокатов России. За несколько месяцев до того, как Минюст отказал Трунову, Минтруд опубликовал проект профстандарта юриста для общественного обсуждения. Из пояснительной записки следует, что ведомство привлекало ПАР к разработке этого документа.

В конце 2020-го Профсоюз подписал отраслевое соглашение в сфере адвокатуры с Общероссийским отраслевым объединением работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В ФПА это расценили как попытку присвоить функции органов адвокатуры . Правда, полномочия палаты в законе об адвокатской деятельности сформулированы так широко, что вмешательством в ее дела можно посчитать многие действия по защите прав адвокатов. Есть и другая сложность: отраслевые соглашения — это институт трудового права, а адвокат пока что не может быть работником.


Государственный орган может ликвидировать профсоюз в том же порядке, что и любое другое юридическое лицо. Например, если тот нарушит Конституцию. Профсоюз адвокатов России не создает таких оснований. Поэтому Минюст ничего не может сделать с его регистрацией.

Юристы-трудовики по-разному относятся к праву адвокатов на профсоюзы. В законе о профсоюзах определение такого объединения шире, чем то, которое можно вывести из Трудового кодекса, замечает Ольга Дученко, адвокат и старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × . Если руководствоваться широким подходом, можно обосновать право адвокатов на профсоюз и сейчас, считает она. У адвокатов есть право на объединение по профессиональному признаку, но реализовывать его надо не через профсоюзы, уверен Юрий Иванов, адвокат и советник практики трудового права Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × . А Михаил Герман, руководитель практики трудового права GRATA International GRATA International Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании × считает, что у адвокаты могут создавать профсоюзы. Это объединения по профессиональному признаку, они не зависят от трудовых отношений, объясняет юрист.

В телеграм-канале мы попросили читателей-адвокатов рассказать, нужны ли им профсоюзы. Большая часть тех, кто назвал себя адвокатом, считают, что профсоюзы защищают права работников, а не адвокатов. Интересно, как изменится их мнение, если адвокаты смогут стать работниками, как этого хочет Минюст.


Судя по комментариям, многих беспокоит финансовый вопрос. Не все готовы платить взносы в профсоюз. Одни считают, что профсоюзы дублируют функции палат. Другие настаивают, что эти объединения могут стать рычагом воздействия на ФПА. А третьи недовольны правозащитной деятельностью палат, но и в силу профсоюзов не верят.

Вахтанг Федоров, заместитель Абукова и партнер ART DE LEX ART DE LEX Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Финансовое/Банковское право × , говорит, что Профсоюз решает в том числе и проблемы тех, кто работает по назначению. Это около 70 % адвокатов, отмечает спикер. Основные вопросы: размер оплаты, ее своевременность и справедливость распределения дел по назначению. Всем этим занимаются и адвокатские палаты, и Профсоюз, но полномочия у них все-таки разные, объясняет Федоров.


Для Профсоюза адвокатов первоочередная задача — обеспечить достойный размер оплаты и ее своевременность при работе по назначению. Эту задачу мы решаем в рамках механизмов социального партнерства, в том числе с органами госвласти. Например, недавно Профсоюз на правительственном уровне инициировал решение вопроса о ежегодной индексации размера базовой ставки, которая давно не повышалась.

Вахтанг Федоров, заместитель председателя Профсоюза адвокатов России, партнер ART DE LEX ART DE LEX Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Финансовое/Банковское право ×

Новые реестры и QR-коды в удостоверениях

Минюст планирует создать две базы данных — Единый государственный реестр российских адвокатов и Реестр электронных ордеров — и дополнить удостоверение адвоката QR-кодом. Этих инициатив в опубликованном проекте Концепции нет.


Вряд ли оправданно создавать единый реестр всех ордеров, оформляемых адвокатскими образованиями. Но такой реестр возможен по делам, где адвокаты участвуют по назначению следователя или суда.

Геннадий Шаров, вице-президент ФПА

Если электронные ордера появятся, а процессуальное законодательство не изменится, у адвокатов могут требовать ордера на бумаге, предупреждает Александр Забейда, управляющий партнер АБ Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × . Электронные ордера просто зафиксировать в одном реестре, а благодаря этому, скорее всего, будет проще вступить в дело, полагает Андрей Гривцов, старший партнер АБ Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41 место По выручке Профайл компании × . Но если с электронным ордером что-то пойдет не так, главный риск как раз недопуск в дело или к задержанному клиенту, подчеркивает Забейда. Правильнее не изменять форму ордера, а отказаться от этого документа, добавляет Гривцов. В большинстве случаев адвокат сам выписывает его себе. Подтверждать возможность участия адвоката в конкретном деле должны только его удостоверение и согласие доверителя, убежден юрист.

Госбюро против адвокатов

Госбюро существуют и сейчас. Они работают в системе бесплатной юрпомощи вместе с адвокатами, нотариусами, госорганами и юрклиниками. Регионы сами определяют, кто оказывает бесплатную юрпомощь на их территории, поэтому госбюро есть только в 26 субъектах. В этих регионах система БЮП работает лучше, утверждает Чуйченко. Значит, бюро должны появиться во всех регионах и стать основными субъектами при оказании бесплатной юрпомощи, полагает он.


Идея Минюста не нравится адвокатам. Алексей Галоганов, президент Федерального союза адвокатов России, и Гасан Мирзоев, глава Гильдии российских адвокатов, направили президенту письмо с критикой этой инициативы. Кроме поста во ФСАР, Галоганов занимает должность вице-президента ФПА и главы палаты Московской области. Из письма следует, что его авторы недовольны стремлением Минюста отодвинуть адвокатов на второй план. Шаров считает, что о нарушении профессиональных прав адвокатов говорить пока рано. Но на одном из последних совещаний с Минюстом он все-таки попросил ведомство обсудить развитие сети госбюро с адвокатами, а чуть позже опубликовал заметку, где настаивает, что расширять систему госбюро не нужно. Минюст же оправдывается тем, что в некоторых регионах бесплатную юрпомощь оказывают слишком мало адвокатов.

Но министерство, судя по всему, не собирается оставлять адвокатов без работы. Нас заверили, что, если идея реализуется, работники госбюро будут вести первичный прием и давать консультации, а адвокаты — ходить в госорганы и суды.

* На сайте Минюста страница с опубликованной в октябре 2017-го Концепцией недоступна.

Елена Космакова

Бумажная трудовая книжка — по-прежнему важный документ, который подтверждает рабочий стаж и трудовой опыт гражданина. Если в книжке обнаруживаются неточности, их надо исправлять, но действовать аккуратно, руководствуясь положениями закона. Расскажем об этом в статье.

Исправления в трудовой книжке

На какие правила опираться при исправлении

Корректировать сведения в трудовой нужно таким образом, чтобы они отражали действительность. Например, вносить новую фамилию сотрудника, исправлять ошибки или неточности.

Правила заполнения трудовых книжек закреплен в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 и Постановлении Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69. В двух этих документах есть все руководства по корректному заполнению книжек, внесению изменений, исправлению ошибок.

Какие ошибки чаще всего исправляют в трудовых книжках

Исправления в книжке требуются из-за оплошности специалиста, который заполнял документ, из-за изменений в персональных данных (имя, фамилия сотрудника), изменений ситуации — например, когда сотрудника восстановили на работе по решению суда.

Чаще всего встречаются такие ошибки:

  • некорректное написание имени, фамилии или отчества сотрудника;
  • неверные даты кадровых событий: приема на работу, перехода на другую должность или в другое подразделение, увольнение;
  • неверное название должности;
  • описки, грамматические ошибки.

Корректно оформленная трудовая книжка поможет сотруднику при оформлении пенсии избежать споров с Пенсионным фондом. В противном случае придется исправлять давние неточности в документе. Поэтому при заполнении книжки нужно быть очень внимательными: сверяться с документами сотрудника, а при обнаружении неточностей грамотно их исправлять.

Как правильно вносить исправления и изменения в трудовую книжку

Согласно установленным законом правилам, работодатель может изменять такие данные в книжке:

  • имя, отчество, фамилию;
  • день, месяц, год рождения;
  • данные о полученном образовании;
  • квалификацию, профессию или специальность владельца книжки;
  • данные о наградах.

При этом зачеркивания допускаются только на титульном листе для исправления некорректных сведений. В остальной части книжки зачеркивания запрещены, а чтобы внести исправление, нужно признать запись неточной и внести нужные данные, заверить их подписью ответственного лица и заверить печатью организации или отдела кадров.

Вот общий алгоритм для внесения поправок в трудовые книжки и вкладыши к ним, он установлен в п. 1.2 Постановления Минтруда России № 69:

  1. Внести порядковый номер записи.
  2. Указать текущие число, месяц и год.
  3. В следующей графе указать, какая информация прописана некорректно и на какой текст ее нужно заменить.
  4. В следующей графе прописать реквизиты документа или приказа, на основании которого вносится изменение.

Образец исправления в трудовой книжке 2021:


Исправление записей, сделанных другим работодателем

  1. Исправление вносит новый работодатель, полагаясь на необходимые документы. Он может вносить изменения в любой раздел книжки по заявлению сотрудника — это делает ответственное лицо: кадровик, бухгалтер или предприниматель. Работник не обязан обращаться к прежнему работодателю за правками, тем более что порой это невозможно. Подтвердить исправления нужно документом, соответствующим ситуации: решением суда, справкой из архива и др.
  2. Исправление вносит прежний работодатель. В этом случае работник пишет заявление на новом месте работы с просьбой выдать ему для исправлений трудовую книжку, затем обращается к прежнему работодателю, который исправляет ошибки. Для этого вносит в книжку строки с признанием определенной записи недействительной и прописывает корректный текст.

Исправление неверных дат

Для дат нет отдельного метода исправления, так что придется точно так же делать новую запись с номером, числом, месяцем годом на момент исправления, указанием неверной записи, корректным текстом с нужными датами.

Исправление реквизитов

Иногда в книжке обнаруживаются ошибки в названии компании или в реквизитах документов. Корректируют неточность аналогично — через новую запись и внесение нужных реквизитов без ошибок.

Исправление нескольких ошибок одновременно

Исправления в новой трудовой

Если работодатель или ответственное лицо допустили ошибку при заполнении свежей трудовой книжки сотрудника, придется завести новую книжку и заполнить ее. Старую испорченную книжку списывают и составляют акт о списании.

Исправление на титульнике

Это единственное место в трудовой книжке, где допускаются зачеркивания — одной ровной чертой, чтобы текст за ней остался читаемым. Рядом с зачеркнутым текстом или над ним пишут верный вариант, заверяют подписью ответственного лица и печатью.

Обычно это происходит при смене фамилии — тогда слева на внутренней стороне обложки описывают сделанное изменение, указывают реквизиты документа-основания (название, номер и дата), заверяют подписью и печатью. Документом-основанием может быть свидетельство из ЗАГСа или другие официальные бумаги.


Оптимально, если титульник корректирует работодатель, который заводил трудовую книжку — ведь только он точно знает, на чье имя заполнялся документ. Это поможет избежать казуса с присвоением чужой трудовой книжки. Если работодателя уже нет, работник может через суд подтвердить принадлежность книжки себе.

Если владелец книжки получил новую специальность или новое образование, в соответствующей строке ставят запятую и добавляют нужные сведения. Ссылка на документ-основание в этом случае не нужна.

Исправление данных о наградах

Обычно раздел о награждениях пуст, хотя в него полагается вносить данные о врученных грамотах, дипломах, званиях и пр. В пустой раздел иногда попадает другая информация — и тогда приходится признать ее недействительной, заверить подписью и печатью.

Исправления в дубликате трудовой

Если последняя запись в книжке об увольнении или переводе признана недействительной, то работник вправе просить о замене книжки дубликатом. В дубликат переносят все данные кроме последней некорректной записи.

Исправление орфографических ошибок и описок

Чаще всего ошибки не влияют на корректность информации — например, если перепутаны или пропущены буквы в записи об увольнении. Но если ошибка есть в названии компании, записи о приеме на работу, специальности сотрудника, у него могут быть проблемы при оформлении пенсии. Пенсионный фонд может не принять текст с опечаткой, тогда работнику придется искать работодателя для исправлений или отстаивать свои права в суде.

Когда трудовую книжку признают недействительной

Есть ситуации, когда трудовая книжка признается недействительной:

В этом случае придется завести дубликат книжки и перенести в него все верные сведения. Неправильные записи в дубликат не попадают.

С введением электронных трудовых книжек работодателю нужно следить за совпадением сведений в отчетах СЗВ-ТД и бумажной трудовой, если бумажная книжка сотрудника по-прежнему ведется.

Работайте с электронной книжкой, зарплатой, кадровыми документами в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитает зарплату, больничные, отпускные, напомнит о сроках начисления и выплаты, подготовит платежки и реестр по зарплатному проекту. А еще сформирует отчетность по сотрудникам для отправки через интернет. В системе также есть учет, налоги, отчетность и другие инструменты. Первые 14 дней бесплатны для всех новичков.

Бумажная трудовая книжка — по-прежнему важный документ, который подтверждает рабочий стаж и трудовой опыт гражданина. Если в книжке обнаруживаются неточности, их надо исправлять, но действовать аккуратно, руководствуясь положениями закона. Расскажем об этом в статье.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

Поговорим о видах удержаний из заработной платы, очередности и ограничениях их размера. Также из материала вы узнаете про типы доходов, из которых удержания не производятся.

Макс Борисов

В этой статье будем говорить о бумажных трудовых. Этот материал пригодится, если принимаете на работу человека, который на предыдущем месте решил сохранить бумажную трудовую книжку и не перешёл на электронную.

Если сотрудник устраивается на работу впервые, заводить бумажную книжку не нужно. По таким работникам достаточно передать сведения в пенсионный фонд по форме СЗВ-ТД, то есть нужно сразу вести электронную трудовую книжку (ЭТК). Подробнее о ней мы написали в другой статье.

Трудовая книжка — основной документ о стаже сотрудника. И с ней много вопросов. Расскажем, как заполнять, хранить и учитывать бумажные трудовые книжки.

Когда не надо вести трудовую книжку

  • Заключаете договор подряда (ГПХ) или ученический договор. Такие отношения регламентирует гражданское законодательство, а не трудовое, поэтому запись не нужна.
  • Заключаете трудовой договор о дистанционной работе. По соглашению сторон можно не вести трудовую книжку. Об этом написано в статье 312.2 Трудового кодекса.

Предприниматели не отражают в трудовой книжке свой предпринимательский стаж. Пенсионный фонд рассчитает его по уплаченным страховым взносам.

Где брать трудовую книжку

Работодатель ведет трудовые книжки на всех сотрудников, которые проработали у него более 5 дней. Когда человек устраивается на работу, он приносит свою трудовую книжку.

Если сотрудник потерял трудовую книжку или она испорчена, подготовьте для него новую.

Чтобы не купить поддельный бланк, запросите у продавца разрешение и договор. Лучше потратить время на поиск надежного поставщика, чем получить штраф за нарушение трудового законодательства.

Кто оплачивает бланки трудовой книжки и вкладышей

Работодатель покупает бланки трудовых книжек, а сотрудник возмещает затраты. Так говорится в Правилах ведения и хранения трудовых книжек. Просто вычесть стоимость бланка из зарплаты нельзя. Сотрудник должен написать заявление на удержание.

Если выдаете трудовые бесплатно, пропишите это в локальных нормативных актах, например, в правилах трудового распорядка. Так можно. По сути вы дарите сотруднику трудовую книжку. Подарки дешевле 4000 рублей не облагаются НДФЛ.

Как заполнять трудовую книжку

Какие сведения вносить

  • о сотруднике;
  • о выполняемой работе;
  • о переводах на другую постоянную работу и об увольнении;
  • основания прекращения трудового договора;
  • сведения о награждениях за успехи в работе;
  • о совместительстве — по желанию сотрудника.

Каждая запись в трудовой книжке о выполняемой работе, переводе и увольнении дублируется в личной карточке сотрудника.

Как заполнить титульный лист

При оформлении новой трудовой книжки заполните титульный лист.


Образование: высшее профессиональное

Профессия, специальность: бухгалтер

  1. Укажите дату заполнения и попросите владельца поставить подпись.

Ответственный за ведение трудовых книжек должен расписаться на титульном листе. Ответственным может быть сам ИП, бухгалтер, а в больших организациях — инспектор по кадрам или начальник отдела кадров. Здесь же поставьте печать организации, если она есть.

Как сделать запись о приёме на работу


  1. В столбце 3 в виде заголовка полное и сокращенное название компании, если оно есть. Вместо рукописного названия можно использовать штамп с наименованием организации. Роструд подтвердил это в Письме от 19.08.2015 N 1922-6-1.
  2. Ниже заголовка сделайте запись о том, что приняли сотрудника и напишите должность. Должность, как правило, соответствует штатному расписанию. Исключение — когда федеральные законы дают льготы или накладывают ограничения по определенным профессиям. Тогда названия этих профессий должны соответствовать наименованиям и требованиям из квалификационных справочников. Это редкая ситуация, и мы надеемся, что вы с ней не столкнетесь.
  3. В столбце 1 поставьте порядковый номер записи, в столбце 2 — дату приема на работу.
  4. В столбце 4 напишите дату и номер приказа, по которому сотрудник принят на работу.

Как сделать запись об изменении должности сотрудника


Как сделать запись об увольнении


  1. В столбце 1 поставьте порядковый номер записи.
  2. В столбце 2 — дату увольнения.
  3. В столбце 3 сделайте запись о причине увольнения с обязательной ссылкой на пункт статьи Трудового кодекса.
  1. В столбце 4 укажите документ-основание, его дату и номер.
  2. Выдайте трудовую книжку с записью об увольнении в последний день работы.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как изменить ФИО сотрудника в трудовой

Если сотрудник сменил ФИО, исправьте запись на титульном листе. Одной чертой зачеркните прежнюю фамилию, имя или отчество, после — запишите новые данные.

Исправлять со слов сотрудника нельзя. Изменения можно делать только на основании паспорта, свидетельств о браке или расторжении, и других документов. Ссылаться на их номер и дату — обязательно. На внутренней стороне обложки трудовой книжки напишите документ-основание, поставьте подпись ответственного и печать работодателя, если есть.

Как изменить сведения об образовании или профессии

Если сотрудник получил образование или новую профессию, впишите их в титульный лист. Прежние данные зачеркивать не нужно, перечислите новые сведения через запятую:

Образование: высшее профессиональное

Профессия, специальность: бухгалтер, инженер-программист

Как изменить название организации

Если изменили название организации в ЕГРЮЛ, столбцы 1 и 2 заполнять не нужно.


  1. Попросить сотрудника обратиться за исправлением к прошлому работодателю. Трудовую книжку выдайте сотруднику под расписку.
  2. Сделать запрос предыдущему работодателю самим. На основании официального ответа внести в трудовую книжку исправления. Основанием будут копии приказов о приеме на работу, переводе и увольнении.

Зачеркивать неточные или неправильные записи в этом разделе нельзя. Внесите исправление отдельной строкой.


Если ошиблись в наименовании организации, то указывать следующий порядковый номер не нужно.


Когда нужен вкладыш в трудовую книжку

Если все страницы раздела заполнены, вшейте вкладыш. Оформляйте и ведите его так же, как трудовую.

Как учитывать и хранить трудовые книжки

Работодатель хранит и учитывает трудовые книжки. Если в организации нет отдела кадров, назначьте ответственного с помощью приказа. При смене ответственного передавайте трудовые книжки по акту приема-передачи дел. В акте нужно прописать количество и фактический состав трудовых книжек и вкладышей в них.

Трудовые книжки и вкладыши — это бланки строгой отчетности. Хранить их нужно в сейфах, металлических шкафах или в помещениях, куда нет доступа посторонним. Выдавать бланки можно только ответственному за ведение трудовых книжек, по заявке. Если ответственный сам ИП, он свободно распоряжается бланками и не пишет заявку самому себе.

В остальном для предпринимателей и малого бизнеса поблажек нет: вести учет нужно по всем правилам.

Для учета понадобятся:

В приходно-расходную книгу записывайте, от кого получили и кому выдали бланки. Указывайте фамилию ответственного сотрудника или название организации. Записывайте серию и номера каждого бланка.

В книге учета движения регистрируйте все трудовые книжки: принятые от сотрудников и выданные вновь.

Когда сотрудник увольняется, попросите его расписаться в книге учета движения трудовых книжек и в личной карточке.

Обе книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации или ИП, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы. Об этом говорит пункт 41 Постановление Правительства.

В конце месяца ответственный обязан отчитаться в бухгалтерию организации о наличии бланков и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации. Испорченные бланки нужно уничтожить и составить акт списания. Если бухгалтерии нет — значит, и отчитываться не надо.

Работодатели должны всегда хранить запасные бланки трудовой книжки и вкладыши в неё.

Как заверить копию трудовой

Обычно сотрудники просят копию, чтобы получить кредит или сделать визу.

Поставьте подпись ответственного и штамп организации так, чтобы они не перекрывали друг друга.

Выдайте копию в течение трех рабочих дней с момента получения заявления от сотрудника.

Ответственность

За отсутствие книг учета или их неправильное оформление предусмотрен штраф:

  • для ИП — от 1000 до 5000 руб;
  • для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении:

  • для ИП — от 10 000 до 20 000 руб;
  • для организаций — от 50 000 до 70 000 руб.

Статья актуальна на 11.02.2021

Читайте также: