В течение какого времени сотрудник имеет право оспорить решение аттестационной комиссии

Обновлено: 15.05.2024

Одним из оснований расторжения трудового договора с работником (служебного контракта - с гражданским служащим) является подтвержденное результатами аттестации несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Пользуясь данным положением, работодатели нередко проводят аттестацию, когда необходимо прекратить трудовые отношения с неугодным работником. Однако цели аттестации с точки зрения экономической теории более значимы, нежели существующая практика формального ее проведения для расторжения трудового договора с тем или иным сотрудником.

В статье рассмотрим вопросы как экономического характера - цели и принципы проведения аттестации, так и юридического - нормативно-правовая база, порядок проведения и документального оформления аттестации.

Понятие, цели и принципы аттестации

В основном правовом акте, регулирующем труд работников, - ТК РФ отсутствует определение термина "аттестация". Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 18.07.2009) (далее - Закон N 79-ФЗ) следует, что аттестация - это процедура определения соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, а гражданского служащего - замещаемой должности гражданской службы (далее - соответствие занимаемой должности).

Аттестация проводится с конкретными экономическими целями. Так, она позволяет определить, соответствуют ли знания и умения конкретных работников занимаемой ими должности или выполняемой работе, и по ее результатам работодатель вправе:

- установить доплаты, премии, повысить в должности или иным образом поощрить работника (при положительном результате);

- понизить в должности, перевести на другую работу или уволить (при несоответствии).

Таким образом, аттестация - это средство экономического регулирования труда работников. Очевидно, аттестация имеет и юридические последствия для работника, о чем подробнее будет сказано ниже.

Наиболее важными принципами проведения аттестации являются следующие:

1. К проведению аттестации необходимо тщательно подготовиться - издать организационные документы, разработать бланки и уточнить критерии оценок, разъяснить порядок работы членам аттестационной комиссии, уведомить работников о целях и порядке ее проведения, в случае необходимости разрешить возникшие у работников вопросы.

2. По результатам аттестации проводятся мероприятия, стимулирующие труд работника. В частности, можно установить дополнительную оплату за выполняемую работу, оформить переводы и перемещения на другие должности (как на вышестоящие, так и на нижестоящие должности). Если по результатам аттестации работодатель не проводит подобные действия, у работников не будет стимула к прохождению аттестации.

3. Аттестация должна проводиться систематично. В противном случае не будут достигнуты ее экономические цели.

Отметим, что в большинстве коммерческих организаций проведение аттестации не является обязательным и зависит лишь от решения руководителя. В то же время в отношении работников бюджетных учреждений отдельных сфер деятельности необходимость проведения аттестации установлена правовыми актами. Рассмотрим порядок проведения аттестации на примере правовых актов, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.

Правовые основания аттестации государственных гражданских служащих

Общие положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих установлены в ст. 48 Закона N 79-ФЗ. Более детально порядок аттестации описан в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110. Действие данного документа распространяется на государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах (п. 1 Положения).

Кроме того, при применении данных документов необходимо учитывать отраслевые приказы, которые в большей части повторяют положения указанных нормативных правовых актов, но могут содержать некоторые нюансы. Например, п. 3.3 Положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федерального агентства связи, утвержденного Приказом Россвязи от 11.08.2008 N 175, установлены уважительные причины неявки гражданского служащего на аттестацию, в то время как федеральными законами такого перечня не предусмотрено. Пунктом 32 Порядка проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации и заместителями руководителей федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.04.2009 N 58, установлено, что в случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении с аттестационным листом об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем аттестационной комиссии. Поэтому кадровые работники организаций при подготовке к проведению аттестации должны иметь в виду нормы ведомственных приказов.

Согласно п. 2 Положения целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. При этом, как указано в ч. 7 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, необходимо учитывать соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ.

По результатам аттестации могут быть решены вопросы:

- формирования кадрового состава государственной гражданской службы РФ;

- повышения профессионального уровня гражданских служащих;

- определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

- изменения условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно п. 3 Положения аттестации не подлежат гражданские служащие:

- проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

- достигшие возраста 60 лет;

- находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска (ч. 8 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);

- замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

- в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

В отношении остальных категорий гражданских служащих аттестация должна проводиться один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). Ранее этого срока может проводиться внеочередная аттестация после принятия представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя, осуществляющим полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (далее - представитель нанимателя) в установленном порядке решения:

- о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

- об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Кроме того, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 6 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 79-ФЗ.

Документальное оформление

Для проведения аттестации гражданских служащих необходимо по решению представителя нанимателя издать правовой акт государственного органа, содержащий сведения (п. 7 Положения):

- о формировании аттестационной комиссии;

- об утверждении графика проведения аттестации;

- о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

- о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В соответствии с п. 10 Положения и указанным правовым актом государственного органа представитель нанимателя ежегодно утверждает график проведения аттестации. Он доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В этом графике должны быть указаны (п. 11 Положения):

- наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

- список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

- дата, время и место проведения аттестации;

- дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Аттестационная комиссия

Для проведения аттестации гражданских служащих формируется аттестационная комиссия, состав, сроки и порядок работы которой утверждаются правовым актом государственного органа (п. 8 Положения).

Согласно п. 9 Положения аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

В состав аттестационной комиссии включаются:

- представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);

- представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой;

- представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возникновение конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (ч. 13 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

Не позднее чем за две недели до начала аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет в аттестационную комиссию мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв должен быть утвержден вышестоящим руководителем и должен содержать (п. п. 12, 13 Положения) следующие данные:

- фамилию, имя, отчество;

- замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дату назначения на эту должность;

- перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

- мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Кроме того, к мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 14 Положения).

Не менее чем за неделю до начала аттестации кадровая служба государственного органа должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя (п. 15 Положения). Такая пояснительная записка представляется в аттестационную комиссию вместе с мотивированным отзывом (ч. 2 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (п. 14 Положения).

Порядок проведения аттестации

Аттестуемый гражданский служащий обязательно должен быть приглашен на заседание аттестационной комиссии (п. 16 Положения). То есть нельзя провести аттестацию служащего лишь на основании представленных документов. Если гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительных причин или отказался от ее прохождения, он привлекается к дисциплинарной ответственности по ст. 56 Закона N 79-ФЗ, а аттестация переносится на более поздний срок (ч. 14 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 16 Положения).

Аттестационная комиссия должна:

- рассмотреть представленные документы;

После рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии (п. 16 Положения).

При обсуждении профессиональных и личностных качеств аттестуемого применительно к его профессиональной служебной деятельности необходимо придерживаться принципов объективности и доброжелательности. Об этом сказано в п. 17 Положения. Кроме того, отмечено, что при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются и учитываются:

- его соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;

- его участие в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач;

- сложность выполняемой им работы, ее эффективность и результативность;

- результаты исполнения должностного регламента;

- профессиональные знания и опыт работы;

- соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе;

- организаторские способности, если аттестуют гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим.

Правомочным считается заседание комиссии, на котором присутствует не менее двух третей ее членов. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, но в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (п. п. 18, 19 Положения).

Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 15 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 20 Положения). Аттестуемый:

- соответствует замещаемой должности гражданской службы;

- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Во время заседания аттестационной комиссии секретарь ведет протокол, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Непосредственно после подведения итогов голосования результаты аттестации сообщаются аттестованному. Они заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме, установленной Приложением к Положению. Аттестационный лист также подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. С аттестационным листом аттестованного гражданского служащего знакомят под расписку. После этого аттестационный лист и отзыв об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период помещают для хранения в личное дело гражданского служащего (п. 21 Положения).

Не позднее чем через семь дней после проведения аттестации ее результаты передаются представителю нанимателя (п. 22 Положения). Далее, в течение одного месяца после аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий (п. 23 Положения):

- подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

- понижается в должности гражданской службы.

Если по результатам проведения аттестации представитель нанимателя принимает решение о направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации или о понижении в должности гражданской службы, а аттестованный отказывается от переподготовки, повышения квалификации или перевода, представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы по пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ - несоответствие замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (ч. 17 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

Внимание! По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается (п. 24 Положения).

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ (п. 25 Положения).


Аттестация работников на соответствие занимаемой должности - 2021 может проводиться как в государственных, так и в частных организациях. При этом для 1-й категории предприятий она чаще всего обязательна, а в субъектах негосударственной сферы, как правило, инициируется работодателем в связи с преследуемой им целью. Подробнее — в нашей статье.

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

  • беременные;
  • одинокие матери;
  • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации работников

Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.

Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.

Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению аттестации, которая включает:
    • утверждение состава аттестационной комиссии;
    • установление категорий аттестуемых сотрудников;
    • утверждение графика проведения аттестационных проверок;
    • подготовку документов на аттестуемых сотрудников;
    • доведение до сведения сотрудников информации о сроке и месте проведения аттестации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

  1. Проведение аттестации.
  2. Протоколирование результатов и принятие руководителем решения по итогам аттестации в отношении каждого сотрудника.

Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году

Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.

Подробнее об этом — в нашей статье.

О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.

Итоги

Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).

Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.

В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.

  • Трудовой кодекс РФ
  • Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
  • Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 статьи 208 КАС РФ).

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

Судебный порядок оспаривания решений, обжалования действий (бездействия) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (статья 218 КАС РФ).

Если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ).

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) содержит положения о рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения (часть 3 статьи 199 АПК РФ).

1. Можно ли подать заявление на аттестацию, а через месяц, после выполнения аттестационного задания, подать документы?

Нет. Заявление и документы подаются одновременно. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

2. Рассылаются ли приказы о решении аттестационной комиссии?

Педагогическим работникам, которым отказано в установлении квалификационной категории, направляется на электронную почту, указанную в заявлении, выписка из протокола о решении аттестационной комиссии.

3. Где можно подать заявление на прохождение процедуры аттестации?

4. Продляется ли срок действия квалификационной категории?

Нет. В соответствии с пунктом 24 Порядком проведения аттестации (Приказ Минобнауки РФ от 07.04.2014 № 276) действие квалификационной категории продлению не подлежит.

В соответствии с пунктом 30 Порядка проведения аттестации (Приказ Минобнауки РФ от 07.04.2014 № 276) заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

6. В каких случая педагогическому работнику может быть отказано в принятии заявления на установление квалификационной категории, а в каких нет?

В соответствии с Порядком проведения аттестации может быть отказано в прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по следующим основания:

если педагогический работник обращается за установление высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;

если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;

если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установленной квалификационной категории по той же должности;

если обратившийся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должность педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;

истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;

нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);

незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

7. На какой адрес направлять апелляционную жалобу, в какой форме оформляется жалоба?

В целях обеспечения права на объективное оценивание, получив выписку из протокола с результатами прохождения аттестации и ознакомившись с нею, аттестуемый вправе, в случае нарушения порядка проведения аттестации или в случае несогласия с результатами квалификационных испытаний, подать апелляционную жалобу. Жалоба оформляется в свободной форме (или по форме указанной в методических рекомендациях) на имя председателя аттестационной комиссии с указанием конкретных фактов нарушения или причин несогласия с результатами аттестации (Приложение 5). Повторная экспертиза назначается по ранее предоставленному пакету документов.

8. Возникли трудности в подаче и заявления?

9. Какие должности подлежат аттестации на установление квалификационной категории (первой/высшей)?

Порядок аттестации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 № 276) применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
8 августа 2013 г. N 678:

Читайте также: