В каких случаях трудовые правоотношения российских граждан за рубежом регулируются российским правом

Обновлено: 12.05.2024

В российском законодательстве существует ряд общих принципов в области трудовых отношений, касающихся как постоянно проживающих в РФ иностранных лиц, так и иностранцев, временно пребывающих на территории России.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в тру-довых отношениях наравне с российскими гражданами, то есть законода-тельство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

Вместе с тем, несмотря на этот общий подход, законодательство пред-усматривает в отношении разных групп иностранных лиц специальные правила, касающиеся порядка их вступления в трудовые правоотношения на территории России, особенностей заключаемых с иностранцами трудовых договоров и некоторых ограничений на осуществление иностранными лицами отдельных видов трудовой деятельности. Особенности правового положения иностранцев в области трудовых отношений зависят главным образом от двух факторов: цели и оснований пребывания иностранца на территории РФ и наличия между Россией и страной происхождения иностранного лица (страной его гражданства или места жительства) договоров, регулирующих вопросы трудовой деятельности. Исходя из этих двух факторов иностранных физических лиц можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся иностранцы, постоянно проживающие в России. Эти лица могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима по отношению к этой группе иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России. Такое ограничение установлено, в частности, для лиц, находящихся на государственной службе, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, патентных поверенных, работников прокуратуры, членов экипажей воздушных судов и лиц некоторых других профессий. В отношении ряда видов трудовой деятельности российское законодательство требует получения разрешений (лицензий) от компетентных органов РФ. Но это требование не всегда может рассматриваться как изъятие из национального режима, поскольку оно чаще всего адресовано не только иностранным лицам, но и российским гражданам. Заключаемые работодателями сданной категорией иностранцев трудовые договоры в полной мере подчинены российскому трудовому законодательству, если иное специально не предусмотрено международным договором между Россией и государством происхождения иностранца. Если законодательство РФ разрешает определенным категориям работодателей (например, предприятиям с иностранными инвестициями) при заключении трудовых договоров в определенных пределах отступать от норм российского трудового законодательства, то это разрешение относится и к трудовым договорам таких работодателей с иностранцами, постоянно проживающими на территории РФ.

Во вторую группу входят иностранцы, признанные в установленном порядке беженцами, и иностранные лица, которым в РФ предоставлено политическое убежище. В целом их трудовые права аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам России, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

К третьей группе относятся иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение ФМС России на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец -- подтверждение на право работы в России.

Работодатель должен доказать, что привлечение иностранной рабочей силы необходимо и целесообразно. Для этого, наряду с заявлением и проектом трудового контракта, он должен представить заключение органов исполнительной власти субъекта РФ, обосновывающее целесообразность привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы на его территории. Заключение должно исходить из приоритетного права российских граждан на занятие вакантных должностей и учитывать наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы, а также возможность перераспределения трудовых ресурсов из других регионов, чтобы предотвратить негативное влияние найма иностранных лиц на занятость российских граждан. За привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения работодатели несут ответственность в порядке, установленном российским законодательством.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории России только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения. ФМС России направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной и выездной визы с правом найма на работу. Работодатель, получивший разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, должен заключить с иностранными лицами трудовые договоры. При этом законодательство исходит из того, что условия, оплата и охрана труда, а также социальное обеспечение и страхование иностранных работников определяются нормами законодательства РФ с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами России с зарубежными странами.

К четвертой группе относятся временно пребывающие в РФ иностранные лица, привлекаемые для работы в России в соответствии с международными договорами РФ с зарубежными странами. Это могут быть как специальные соглашения, предусматривающие принципы и условия направления граждан иностранного государства на работу в России (в частности, такие соглашения были заключены с Вьетнамом и Китаем), так и договоры, предусматривающие участие граждан соответствующих государств в реализации определенных проектов (в строительстве предприятий, освоении природных ресурсов и т.д.) на территории России. В этом случае общий разрешительный порядок найма иностранцев на работу в России не действует. Такие международные договоры определяют порядок привлечения иностранной рабочей силы и устанавливают, как правило, пределы применения как российского трудового законодательства, так и законодательства страны-партнера по соответствующему международному договору. В зависимости от конкретной ситуации договоры предусматривают либо применение законодательства страны, направившей работников в Россию (особенно если иностранные работники работают компактной группой под руководством своих национальных организаций, привлекших их к работе в России), либо применение в сочетании двух правовых систем. В последнем случае, как правило, закон места выполнения работы применяется в отношении условий труда, которые тесно связаны с производственным процессом (рабочее время, время отдыха, правила техники безопасности и охраны труда). Что же касается других условий (оплата труда, отпуска, основания для увольнения, выплаты пособия и т.д.), то соотношение между применением российского права (права страны выполнения работы) и иностранного права (права страны, направившей работника) может быть различным. При этом объем и гарантии прав, предоставляемых работникам-иностранцам могут быть меньше, нежели предусмотренные законодательством РФ.

§ 3. Трудовые права российских граждан за рубежом

Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться вследствие возникновения трудовых правоотношений либо на основании положений нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.

В первом случае труд российских граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т.д.).

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся.

Например, труд граждан, направляемых для работы в посольстве РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, а также членов семей этих граждан, принятых за границей на работу в учреждения РФ, регулируется как общими положениями нашего трудового права, так и специальными нормами законодательства, применение которых вызывается фактом нахождения учреждений вне РФ. В частности, продолжительность рабочего времени и времени отдыха в таких учреждениях определяется в соответствии с общими положениями российского законодательства, а дни еженедельного отдыха могут быть установлены применительно к местным условиям.

Как и всем служащим, работникам российских учреждений за границей предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска. В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений за границей разрешается суммирование отпусков, то есть они могут взять двойной или тройной отпуск за два или три проработанных года.

От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки.

За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в России. За время пребывания в командировке работнику должны выплачиваться суточные.

Находясь за границей, наши специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако эти специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами и те не становятся их нанимателями. Специалисты продолжают оставаться в трудовых отно-шениях с пославшей их организацией, которая выплачивает им подъемное пособие, заработную плату, оплачивает ежегодный отпуск и т.д.

Предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой -- принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). ФМС России в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Совета Министров от 1 марта 1993 г., призвана разрабатывать совместные с иностранными фирмами и компаниями проекты и программы по вопросам трудовой миграции российских граждан за границу. Эта служба призвана содействовать гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, учет и контроль за соблюдением условий их трудовых контрактов.

Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений).

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается (постановление Совета Министров РФ от 8 июня 1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей).

Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами -- гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Забелова Людмила Борисовна — кандидат юридических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права.

Особенности трудовых отношений в международном частном праве

Трудовое законодательство любой страны носит сложный характер и является комплексным образованием, состоящим из норм частного и публичного характера. Вмешательство государства в данную сферу правоотношений обусловлено необходимостью определенной социальной политики, обеспечивающей баланс интересов работников и работодателей. К предмету международного частного права относится та часть трудовых отношений, которая имеет частноправовой характер (например, условия выплаты и определение размера заработной платы, регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем и т.д.).

Правовое регулирование трудовых отношений с иностранным элементом осуществляется посредством международных договоров, подавляющую часть которых составляют Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) . В этих международных соглашениях тесно переплелись нормы частноправового и публично-правового характера, что отражает специфику самих трудовых отношений.

Нормы международного частного трудового права содержатся также в двусторонних соглашений, заключенных между Россией и иностранными государствами по вопросам приема и направления граждан на работу в организации, предприятия и объединения договаривающихся государств (такие соглашения действуют между Россией и Болгарией , Польшей , Китаем , Украиной и другими странами).

Как правило, основной комплекс вопросов в этой сфере регулируется трудовым законодательством того государства, на территории которого заключен трудовой контракт и протекает основная трудовая деятельность.

В Российской Федерации основным нормативным актом в сфере регулирования трудовых отношений является Трудовой кодекс РФ , содержащий материально-правовые нормы (коллизионных норм в ТК РФ нет).

Коллизионные принципы в области трудовых отношений

В отличие от российского, законодательство зарубежных стран содержит специальные коллизионные нормы, регулирующие трудовые отношения международного характера . Законодательства большинства государств привязывают трудовые отношения к праву государства места осуществления трудовой деятельности. Из этого же принципа исходит Римская Конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам . Существуют и иные коллизионные привязки — места заключения контракта, личный закон работодателя.

По закону места работы к иностранцам применяется законодательство государства, в котором находится место работы. Это правило закреплено в законодательствах Австрии , Албании , Венгрии , Испании , России , Швеции и других стран. Например, в соответствии с § 51 венгерского Закона о международном частном праве (1979 г.) к трудовому правоотношению, если нормативный акт не предусматривает иного, применяется закон того государства, на территории которого следует выполнять работу.

Достаточно распространена практика выбора правопорядка по закону места нахождения работодателя . В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнить на территории нескольких государств, то к трудовому отношению следует применять закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя. Личный закон работодателя применяется в виде места нахождения или гражданства работодателя.

Так, согласно закону гражданства работодателя в Венгрии, например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, то к правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип используется и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, по причине командировок) или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

Следует отметить и закон страны заключения контракта о найме. Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется законодательство этих государств.

Российский законодатель предусматривает возможность выбора применимого права только для членов экипажей судов и их работодателей (ст. 416 КТМ РФ). В Трудовом кодексе РФ выбор права сторонами не предусмотрен, поскольку в трудовом праве много норм защищающих работника, обход которых при помощи выбора другого права вряд ли допустим.

Регулирование трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения принципа национального режима, за исключением предусмотренных законом случаев. В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ.

Иностранные граждане, которые временно прибывают на территорию России , могут заниматься трудовой деятельностью в Российской Федерации, если это совместимо с целями их пребывания. Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Приглашение на въезд в РФ иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается МВД РФ или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг). Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган МВД РФ либо непосредственно в МВД РФ:

1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника.

Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается МВД РФ или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам, проживающим на территории РФ, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (работодателям). Разрешение выдается, как правило, на срок до одного года, оно не подлежит передаче другим работникам. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

Трудовые права российских граждан за рубежом

Российские граждане на территории иностранных государств могут осуществлять трудовую деятельность:

1) на основании трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем;

2) будучи направленными в командировку в иностранное государство.

В первом случае применимое право будет определяться на основе двусторонних соглашений в данной области, а в случае их отсутствия — в соответствии с законодательством принимающего государства. Во втором случае труд российских граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникших не за рубежом, а в Российской Федерации, и, соответственно, будет регулироваться нормами трудового законодательства России .

К российским гражданам также применяются существующие в том или ином государстве ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д.

Согласно российскому законодательству, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. В тех случаях, когда для назначения пенсии иностранным гражданам требуется определенный стаж работы, пенсии назначаются при условии, что не менее двух третей необходимого стажа приходятся на работу в СССР (РФ), если иное не предусмотрено международным договором. Если для назначения пенсии не требуется определенного стажа (при инвалидности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания), то пенсии иностранным гражданам в Российской Федерации назначаются независимо от времени.

Международные договоры в сфере трудовых правоотношений

С трудовыми отношениями тесно связаны вопросы социального обеспечения, которые регулируются, прежде всего, международными соглашениями как многосторонними, так и двусторонними. К их числу относятся Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 г., Европейская Конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 г., Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны 1980 г., Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ 1992 г. и др.

В сфере трудовых отношений также имеются международные соглашения. Так, в апреле 1994 г. Россия , Украина , Молдова , Армения подписали Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов . В дальнейшем к этому соглашению присоединились Таджикистан , Казахстан , Узбекистан , Кыргызстан , Азербайджан и Беларусь . Соглашение регулирует основные направления сотрудничества государств-участников в области трудовой деятельности и вопросы социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства-участника Соглашения. В ст. 1 Соглашения заложен коллизионный принцип о применении закона страны места постоянной работы (трудоустройства). Под стороной трудоустройства понимается государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта). Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются стороной места работы (трудоустройства), исходя из действующего на ее территории законодательства. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений.

Каждая из сторон Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы.

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются международным договором — Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (1992 г.).

Российская Федерация заключила большое количество двусторонних договоров, в которых отражены вопросы регулирования труда иностранцев. В частности, таковыми являются соглашения с Китаем (1992 г.), Вьетнамом (1992 г.), Арменией (1994 г.), Беларусью (1993 г.), Молдовой (1993 г.), Украиной (1993 г.) и т.д. В настоящее время достигнута договоренность о возможности признания российских дипломов и ученых степеней в странах ЕС (Болонские процедуры). Переговоры по этому вопросу проведены на саммите РФ — ЕС в Риме (ноябрь 2003 г.).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Международное право в документах / Сост. К.Т. Блатова, Г.М. Мелков. — М., 2002.

Рекомендации МОТ № 94 о консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия 1952 г.

Российско-китайское Соглашение о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России 1992 г.

Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. — М., 1984.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств 1993 г.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г.

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г.

Социальные права человека // Документы и материалы Совета Европы. — М., 1996. — Ч. 1, 2.

Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств. Одобрена Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 29.10.94 г. // Библиотека Российской газеты. — 1996. — № 18.

Аметистов Э.М. Международное право и труд. — М., 1982.

Глазырин В.В. Труд иностранцев в России. — М., 1997.

Глазырин В.В. Условия привлечения иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию // Право и экономика. — 1997. — № 21—22.

Довгерт А.С. Правовое регулирование международных трудовых отношений. — Киев, 1992.

Загорулько Е.П. Международно-правовое регулирование вопросов трудовой миграции: Автореф. дис. к. ю. н. — М., 1998.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М., 2001.

Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право. — М., 1998.

Киселев И.Я. Международный труд: Практическое пособие. — М., 1997.

Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. — М., 2002.

Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. — М., 1998.

Нуртдинова А.Ф. Право на коллективно-договорное регулирование трудовых отношений: международный опыт и российское законодательство // Журнал российского права. — 1997. — № 1.

Права иностранных работников в России: Юридический справочник / Под ред. И.Л. Трунова. — М., 2006.

Пустозерова В.М. Юридическое оформление трудовых отношений. Трудовой договор. — М., 1998.

Стокер П. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы. — М., 1996.

Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. — М., 2004.

Тюркин М.Л. Совершенствование концептуально-правовых основ миграционной системы России. — М.: ВНИИ МВД России, 2004.

Хайман М.О., Баренбойли Н.Л. Применение законодательства о труде США к представительствам иностранных государств // Московский журнал международного права. — 2001. — № 4.

Читайте также: