В каких профессиональных учебных заведениях можно получить профессию квалифицированного рабочего

Обновлено: 13.05.2024

В новых социально-экономических условиях профессиональной подготовкой рабочих занимаются четыре типа учебных структур: тип: государственные и негосударственные профессиональные училища и лицеи; тип: государственные и негосударственные учебные центры службы труда и занятости населения; тип: центры подготовки кадров промышленных предприятий и учреждений; тип: учебные структуры (курсы, центры, отделы) при учреждениях дополнительного образования.

Учебные структуры I типа — это профессиональные училища и лицеи[VIII].

Профессиональное училище — это учебное заведение, предназначенное для подготовки квалифицированных рабочих. В нем могут учиться выпускники девятых классов общеобразовательных школ, а также те, кто имеет аттестат об окончании полной общеобразовательной школы.

В учебных помещениях профессионального училища, в отличие от общеобразовательной школы, помимо кабинетов для проведения теоретических занятий имеются производственные площади, обычно в виде стандартных учебных мастерских. В них проводят будущие рабочие основную часть времени, постигая вершины профессионального мастерства по той или иной рабочей профессии.

В профессиональных училищах создаются секции, кружки, центры технического творчества, в которых будущие рабочие занимаются изобретательской деятельностью. Обычно имеются достаточная материально-техническая база, современное оборудование для приобретения учащимися профессионального училища высокого квалифицированного разряда.

Большое значение в профессиональных училищах прилают спорту, туризму, организации свободного времени, укреплению здоровья будущих рабочих.

Профессиональный лицей — это звено непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий и т.п.), является учреждением начального профессионального образования. Он отличается от профессионального училища тем, что осуществляет реализацию образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих при- обретение будущими рабочими и специалистами той или иной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

Учебные структуры II типа — это государственные и негосударственные учебные центры службы труда и занятости населения. В России они создаются, как правило, в учебных помещениях, приспособленных для профессиональной подготовки будущих рабочих из числа безработных и незанятого населения.

В отличие от профессиональных училищ и лицеев в них могут организовывать как индивидуальное обучение будущих рабочих (часовщиков, парикмахеров и т.п.), так и групповое. Напраатяют в такие учебные центры сотрудники службы труда и занятости населения, занимающиеся безработными гражданами России, желающими найти себе работу на региональном рынке труда. Помимо профессиональной подготовки рабочих в таких учебных центрах осуществляют подготовку специалистов среднего звена либо организуют курсовое обучение, дообучение для безработных, желающих повысить свою рабочую квалификацию. В учебных центрах службы труда и занятости имеются разнообразные образовательные программы.

Учебные структуры III тина — центры подготовки кадров промышленных предприятий, осуществляющие профессиональную подготовку, как правило, по месту работы обучаемого. Обучаемым может быть и специалист с высшим образованием, который решил приобрести рабочую профессию, так как не нашел нужной работы по полученной в вузе специальности.

Обучение или переподготовка кадров организованы н соответствии с существующими образовательными программами. I (ролол- жительность курсов подготовки зависит от сложности рабочей профессии, учебно-тематического плана

Преподавателями обшепрофессиональных и специальных дисциплин являются, как правило, руководители и специалисты предприятия, прошедшие специальную профессионально- педагогическую подготовку. Мастерами производственного обучения работают рабочие, бригадиры, имеющие высокую квалификацию (5 —6-и разряды).

Выпускники, получившие специальность «Профессиональное обучение*, могут быть как преподавателями в центре подготовки

кадров предприятия, так и его методистами, организаторами курсовой подготовки рабочих и специалистов.

Учебные структуры IV типа — учреждения дополнительного образования, в которых организована ускоренная профессиональная подготовка будущих рабочих массовых профессий (повар, швея, кондитер, портной, плотник и т.п.). В этих учреждениях в основном обучается молодежь, которая не может учиться в системе начального и среднего профессионального образования. Ускоренная профессиональная подготовка молодых рабочих осуществляется чаще всего в условиях предприятия (комбинат питания, магазин, столовая, производство), непосредственно на рабочем месте.

Работа преподавателя профессионального училища или лицея имеет свою специфику и особенность. Во-первых, она зависит от содержания преподаваемой учебной дисциплины. Во-вторых, в отличие от работы мастера производственного обучения, преподаватель больше владеет теоретическими основами рабочей профессии, которой он обучает.

Мастер производственного обучения — это чаще всего бывший лучший рабочий какого-либо предприятия, имеющий высокую рабочую квалификацию.

Помимо этого, он имеет среднее или высшее профессионально-педагогическое образование, а главное, умеет преодолевать трудности, которые возникают у будущих рабочих при освоении той или иной профессии.

По фамилии мастера производственного обучения, который учил пришедшего на работу выпускника профессионального училища, работодатель обычно ориентируется в квалификации учеников.

Мастер производственного обучения, являясь хозяином в учебной мастерской, проводит в ней целый рабочий день, в отличие

от преподавателя профессионального училища, который работает в нем согласно учебному расписанию. Заработная плата педагогов профессиональных училищ или лицеев зависит от квалификационного разряда. В соответствии с ним устанавливается заработная плата по единой тарифной сетке. Могут быть доплаты за успешное выполнение договорных обязательств, внебюджетная дополнительная оплата за изготовление тех или иных видов продукиии — кулинарной, швейной, мебельной и т.п., а также за своевременное выполнение заказов предприятий и учреждений.

Преподаватель имеет, как правило, высшее профессиональное или профессионально-педагогическое образование. Он, как и мастер производственного обучения, должен иметь рабочую квалификацию, понимать и осознавать связь преподаваемой им учебной дисциплины с занятиями в учебных мастерских.

Он оборудует учебный кабинет необходимыми средствами обучения, разрабатывает задания для самостоятельной работы учащихся, контрольные работы, тесты. Можно сказать, что преподаватель в профессиональной школе — это теоретик, который успешно разбирается в современных технологиях, свободно владеет учебным материалом, умеет пользоваться новейшими современными техническими средствами обучения, персональным компьютером, любит рабочую профессию, которой он обучает в теории, успешно решает и придумывает технико-технологические задачи, объективно оценивает умственную работу учащихся — будущих рабочих.

Содержание среднего профессионально-педагогического образования (индустриально-педагогического образования) строится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0308 — «Профессиональное обучение* (но отраслям).

Высшее профессионально-педагогическое образование регламентируется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования В нем имеются требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по сие- циальности 030500 — «Профессиональное обучение*.

Поскольку эта специальность охватывает специализации, отличающиеся содержанием, стандарт предусматривает объединение их в группы по отраслевому признаку и предусматривает перечень специализации (более 50 на 2001 г.).

В условиях рынка трула бывшие профтехучилища должны быть преобразованы в профессиональные училища, лицеи не столько формально, сколько содержательно. Именно учреждения начального профессионального образования нового типа должны быть

оснащены таким оборудованием и использовать такие технологии, которые отвечают мировым образцам, дают возможность перейти к обучению модульному, индивидуальному. Это позволит в стенах учебного заведения так организовать практическое обучение, чтобы будущие рабочие смогли приобрести высокую рабочую квалификацию, не ниже 4-го разряда, и способность самостоятельно повысить профессиональную квалификацию.

Е. В. Ткаченко, проделав серьезный анализ состояния профессионально-педагогического образования, пришел к следующим выводам. В настоящее время в систему профессионально-педагогического образования Российской Федерации входят 83 вуза и 83 учреждения среднего профессионального образования, в том числе специализированных вуза (Российский государственный профессионально-педагогический университет, Волжская государственная инженерно-педагогическая академия); 11 классических университетов; 18 технических и технологических университетов; 18 агроинженерных, аграрных и сельскохозяйственных вузов; 26 педагогических университетов и 8 других вузов, в составе которых имеются профильные факультеты.

Система профессионально-педагогического образования (ППО) проводит подготовку специалистов, способных к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегрированного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, в том числе за пределами систем НПО и С ПО. В этом состоит главное отличие профессионально-педагогического образования от традиционно педагогического, которое ориентировано на подготовку предметников и кадровое обеспечение в основном учреждений общего среднего образования (основного, дополнительного, специального) и дошкольного. ППО отличается также и от отраслевого среднего и высшего профессионального образования, которое нацелено, прежде всего, на подготовку кадров для производства продукции, обслуживания оборудования, технологических процессов и оказания услуг. Система профессионально-педагогического образования активно развивается, особенно после создания в 1987 г. УМО по инженерно-педагогическим специальностям. В таблицах 5 и 6 отражена динамика численности профессионально-педагогических кадров с высшим общим и высшим профессионально-педагогическим образованием (за начало отсчета взят 1986 г. — последний до создания УМО). Закрепляемость в системе НПО отличает только выпускников вузов профессионально-педагогического профиля. Так, если среди административных работников (директора, их заместители и заву-

чи) лица, имеющие высшее ППО, составляли в 1986 г. лишь 1,9%, в 1991 г. — 13,5 %, то в 2000 г. — уже 22,2 %. Коэффициент роста составил 11,6%, а с 1991 г. — 1,7. Среди мастеров производственного обучения доля таких лиц в 1986 г. составила 1,3 %, в 1991 г. — 5,2 %, в 2000 г. — 6,3 % (коэффициент роста — соответственно 4,8 и 1,2; табл. 5).

Среди всех работающих профессионально-педагогических работников численность руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения, которые закончили профессиональ- но-педагогический вуз, факультет или отделение и приобрели специальное профессиональное образование к 2000 г. или очень мало: руководителей — 22,2%, преподавателей — 18,7%, старших мастеров и мастеров производственного обучения — 6,3 %. Это говорит о необходимости увеличения в России количества профессионально-педагогических вузов, факультетов и отделений. Сложнее положение с мастерами производственного обучения. Именно они организуют практическую подготовку, отвечают за успехи в профессиональной квалификации выпускников профессиональных училищ и лицеев. Их всего чуть более 6 %, а это очень мало.

Снижение доли преподавателей с высшим образованием в системе НПО (табл. 6) и увеличение доли преподавателей с высшим профильным педагогическим образованием говорят о его влиянии на профессиональную устойчивость выпускников, рост профессионального самоопределения.

Из таблицы 6 видно, что доля преподавателей профессиональных училищ и лицеев, имеющих высшее профессиональное образование, т е. закончивших технический, экономический, сельскохозяйственный и тому подобные вузы, снижается. В 2000 г. из таких специалистов работало педагогами только 89,7%, а в 1991 г. было 95,1 %. Ралует то обстоятельство, что выпускников профессиональ- но-пелагошческих вузов, факультетов, отделений, которые приобрели специальное профессиональное образование, стало заметно больше В 1991 г. их было только 11,9 %, а в 2000 i стало 18,7 %.

Обучение в рамках специализации строится так, чтобы выполнять задачи практики, ориентироваться на запросы потребителя и работодателя. Чтобы подготовить такого рабочего высокой квалификации, нужны преподаватели и мастера производственного обучения, способные обучить рабочей профессии, знающие ее профессионально, имеющие способность влиять на личностный и профессиональный рост будущего рабочего.

Специальность * Профессиональное обучение* ориентирована на учет рынка труда, запросы работодателей, развитие производства, техники и технологии. В этом ее экономическая направленность.

В рамках своих функциональных обязанностей они выполняют организационно-управленческую деятельность, осуществляют научно-исследовательскую работу, участвуют в инновационной, культур но-просветительской деятельности профессионального училища или лицея, учебного центра службы занятости или центра подготовки кадров при каком-либо предприятии или учреждении.

начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры. К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.

Что такое начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования. Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих. Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования. Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.

Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.

Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.

Ещё один существенный плюс такого вида образования его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.

Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.

Где получить средне-техническое образование

Где получить образование

В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.

Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:

  1. Профессиональное училище (ПТУ). Большая часть образовательной программы в таких заведениях сконцентрирована на изучении предметов профессиональной подготовки. Срок обучения составляет от 1 до 2,5 лет, в зависимости от полученного ранее базового образования (полного или основного) в средней школе.
  2. Профессиональный лицей. Программа обучения в таких местах обязательно состоит из образовательной (десятого и одиннадцатого класса средней школы) и, как в училищах, профессиональной. Учатся в них от 1 до 3 лет.

Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.

Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.

После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.

Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании. Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы. Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.

Как поступить в профессиональное техническое училище

Подача документов в училище

Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.

В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.

Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.

В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.

Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ

Медучилище

Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.

Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.

К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.

На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.

Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище

ПрофессииПТУ

Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.

К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.

Выпускной экзамен

Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.

Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.

Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.


Кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора


Сегодня, напомним, студенты в судах учатся четыре года. Эта система признается, во-первых, устаревшей, а во-вторых, затратной для госбюджета. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, образовательные технологии, с одной стороны, и производство — с другой, развиваются такими темпами, что нужные навыки, позволяющие молодому человеку трудоустроиться и быть успешным, можно привить ему довольно быстро.

— По сути, проект предполагает возвращение к старой доброй системе профессиональных училищ, в которых студенты получали образование в рамках рабочих профессий в достаточно короткие сроки, — напоминает кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова.

— Это позволит не только обеспечить нуждающиеся отрасли работниками, но и увеличить до 90% трудоустройство выпускников средних учебных заведений, — уверяет эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова. — Студенты будут учиться не для трудоустройства на абстрактную работу, а на конкретное место в конкретных компаниях.

По информации Института развития профессионального образования, под новые образовательные стандарты с сокращенными сроками обучения подпадут более 100 профессий и специальностей из железнодорожной, фармацевтической, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, атомной промышленности, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности. Подготовка кадров для этих сфер будет охвачена новой программой в первую очередь.

— Эксперимент предполагает получение образования в более короткие сроки не только в рамках рабочих профессий, но и специальностей среднего профессионального образования, в том числе социально-гуманитарного характера. Будущие медицинские и творческие специалисты, работники сферы безопасности продолжат учиться по четырехлетней системе, — говорит Ольга Воронцова.

Ольга Воронцова, кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора:

— Практическую подготовку в системе среднего профессионального образования нужно усиливать — это бесспорно. Эксперимент, безусловно, отвечает запросам общества и соответствует тенденциям. Но профессий и специальностей, по которым возможна качественная подготовка за два года, не так много.

Сегодня жизнь требует мультипрофессиональности. Думаю, ребятам адаптироваться к новым условиям будет несложно. Но у меня вызывает опасение готовность образовательных учреждений к новому формату. Ведь нужно будет не только налаживать связи с индустрией, но и адаптировать образовательные программы и технологии.

— Система среднего профессионального образования сейчас — в первую очередь воспитатель, а во вторую — учитель. Я считаю, что это правильно. С реализацией нового проекта о воспитательной работе можно будет забыть. Мы наблюдаем изменения в жизни всего мира: развитие IT, уход в прошлое многих профессий, пандемия, удаленная работа, миграция… Меняется абсолютно все. Наверное, надо менять и систему среднего профессионального образования, но от этого больше грустно, чем радостно.

— Инициатива привлекательна для молодежи. Это возможность получить рабочую специальность высокой квалификации в короткие сроки, практически быть переданными в руки предприятий для трудоустройства. Но возникает вопрос, готовы ли девятиклассники к осознанному выбору профессии. Смогут ли они оценить все преимущества и недостатки того или иного направления. Допустим, половина выпускников профессионалитета поймут, что ошиблись в выборе. Тогда программа для них будет неперспективна. Ученик должен сначала хорошо ознакомиться с предлагаемыми специальностями, спецификой будущей работы и так далее.

Идея заключается в создании чего-то среднего между общим образованием и средним профессиональным образованием. Думаю, что сокращение сроков обучения может негативно сказаться на преподавании общеобразовательных предметов. Хорошо подготовленные профессионалы, лишенные широты кругозора, — не самое удачное сочетание.

Главная картинка статьи Учебные центры и их основная функция

Что такое учебные центры

Учебный центр профессиональной квалификации (по-иному он может называться многофункциональным центром прикладных квалификаций) – это учреждение профессионального образования, которое помогает осваивать рабочие специальности. От привычных нам профессиональных технических училищ такие учебные центры отличается большая практическая ориентированность, а также более ускоренный курс обучения.

В ряде случаев соискателю нет необходимости учиться три года, чтобы освоить рабочую специальность. Некоторые их них и вовсе можно освоить дистанционно. Учебные центры сейчас предоставляют такую возможность.

При этом бывшие ПТУ и колледжи, как правило, никуда не исчезли, а влились в более крупные организации и структуры. Некоторые частично перепрофилировались. У подобных структур есть две модели работы:

    Открытые региональные учебные центры. Они, как правило, ориентированы на рынки труда внутри отдельно взятого региона, учредителем выступает государство;

Корпоративные учебные центры. Эти учебные заведения, как правило, создаются частными организациями для своих нужд. Учредителями при этом могут выступать физические и юридические лица, автономные некоммерческие организации (АНО), фонды и т.д. Цель у такого заведения чаще всего узкоспециализированная – подготовка кадров для крупных предприятий. К примеру, сеть учебных центров есть у всех крупных ритейлеров, кадры для своих нужд готовят крупные нефтесервисные компании и т.д.

Чем занимаются учебные центры

Учебный центр чем занимается

Источник фото: standret/freepik

У центров профессиональной квалификации довольно широкий круг задач, помимо собственно подготовки кадров.

Региональные учреждения также проводят:

профессиональную переподготовку и переучивание рабочих кадров;

мониторинг рынка труда;

в отдельных случаях – производство и сбыт различной продукции по профилю подготовки.

У корпоративных центров задачи похожие, но все опять-таки определяется узкой специализацией заведения.

Корпоративные центры занимаются в основном доучиванием готовых специалистов, подстраиванием их под конкретные задачи:

обучение смежным профессиям, если это необходимо;

курсы целевого назначения для отдельных сотрудников;

учеба на конкретном оборудовании (особенно, если оно редкое и требует квалифицированного обращения);

Как попасть в центр профессиональной квалификации

Региональные учебные центры предназначены в основном для вчерашних школьников, которые осваивают свою первую рабочую специальность. Основанием для зачисления становится аттестат об общем среднем образовании.

Кроме того, претендовать на место могут люди с начальным, средним или высшим профессиональным образованием (как правильно зачисление происходит на коммерческой основе).

Прийти на обучение можно также после прохождения службы в рядах Российской Армии. Во многих военных частях, к слову, присваивают квалификационные разряды и дают рабочие специальности.

Получить профессиональное образование могут также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Также работник, находящийся под угрозой увольнения, лица предпенсионного или пенсионного возраста, имеют право на освоение новой рабочей специальности. Как правило, в центре занятости по месту жительства им будут предложены краткосрочные курсы переобучения.

Учебные центры крупных компаний, как правило, принимают на обучение уже готовых специалистов с базовой профподготовкой: выпускников колледжей и учреждений СПО, людей со стажем работы по профессии, демобилизованных солдат-срочников с базовой квалификацией в период службы.

Читайте также: