В каких целях используются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда приказ 342н п 3

Обновлено: 24.04.2024

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Основной целью аттестации является улучшение условий труда. Учитывая то, что на работодателя возложена обязанность по предоставлению работнику безопасных условий труда, то и аттестацию должен проводить работодатель, именно для того, чтобы после АРМ улучшать условия труда работников и не допускать заболеваний, несчастных случаев на производстве, а порой – смерть!

До 01 сентября 2012 года применялся иной порядок аттестации.

Какие основные моменты имеются в приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н?

1) В аттестационную комиссию в обязательном порядке должен включаться представитель профсоюза или иного представительного органа работников. Например, если в организации действуют несколько профсоюзов, то в состав аттестационной комиссии должны быть включены представители каждого профсоюза (численный состав профсоюза в данном случае не имеет значение). Однако если в организации профсоюзами создан единый представительный орган, или работодатель провел конференцию трудового коллектива, на которой был избран представитель работников, то в состав аттестационной комиссии включается выбранный представитель, а не представители от профсоюзов.

2) В случае если проведение замеров при аттестации рабочих мест угрожает жизни и здоровью работника, при выполнении им своих основных обязанностей, или специалистам, которые проводят измерения и замеры, измерения и замеры могут не проводиться (оформляется протоколом аттестационной комиссии). Условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда. На каких рабочих местах замеры могут не проводиться? К таким рабочим местам можно отнести пожарных, поскольку при проведении замеров могут пострадать как работник, так и специалист, проводивший измерение и замеры, спасатель, и иные рабочие места.

3) Аттестация вновь созданных рабочих мест должна быть начата после 90 дней с момента введения данных рабочих мест в эксплуатацию, то есть, с момента, когда на данном рабочем месте начали осуществляться работы.

4) Начало АРМ – дата издания работодателем приказа о проведении АРМ и об утверждении состава аттестационной комиссии. Дата завершения АРМ – издание работодателем приказа об утверждении результатов АРМ. Аттестация рабочего места проводится каждые 5 лет, срок отсчитывается со дня завершения предыдущей АРМ.

В новом порядке аттестации рабочих мест вновь не указано, сколько по времени должна проводиться АРМ. Что может привести к тому, что работодатель будет проводить АРМ в организации в течение 2-4 лет, то есть, фактически будет аттестовывать рабочее место не каждые 5 лет, как предусмотрено приказом Минздравсоцразвития РФ №342н, а только через 7-9 лет.

По результатам АРМ работникам устанавливаются льготы и компенсации (сокращенная рабочая неделя, дополнительный оплачиваемый отпуск и доплата к заработной плате), предоставляется дополнительное компенсационное питание (молоко, другие продукты), а также разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Очевидно, что законодатель слегка перемудрил, предоставив право на установление льгот и компенсаций непосредственно работодателю. С чем это связано? Как уже говорилось, в состав комиссии по АРМ в обязательном порядке должен быть включен профсоюз (иной представительный орган работников), который, согласно международному и российскому законодательству, защищает права работников. Логично, что заниматься вопросом предоставления льгот и компенсаций в данном случае должна комиссия по аттестации рабочих мест, где имеется представитель работников, и который на начальном этапе сможет предотвратить нарушение прав работников.

А вот нарушений при установлении льгот и компенсаций по результатам АРМ достаточно. Не стоит заострять особое внимание непосредственно на нарушениях, поговорим о том, как и на основании чего работодатель устанавливает льготы и компенсации, и чем в настоящее время регулируется предоставление льгот и компенсаций работникам по АРМ. И, исходя из рассматриваемого нами вопроса, сразу станет понятно, в чем состоят нарушения.

Итак, по законодательству до 2006 года льготы и компенсации предоставлялись в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным в 1974 году. С учетом того, что данные Списки были утверждены еще в 1974 году (в последний раз изменялись в 1991 году), они не предусматривали предоставление льгот и компенсаций по профессиям и должностям, которые не были включены в указанные Списки. Следовательно, ряд работников, которые занимали должности, которых нет в списках, не получали никакие гарантии и компенсации.

Независимо от того, что с 2006 года на законодательном уровне были внесены изменения и Списки не должны были применяться, однако не было альтернативы данным Спискам, Списки продолжали применяться до апреля 2012 года.

Вместе с тем, в 2008 году Правительство РФ издало Постановление №870, согласно которому лицам, работающим во вредных и/или опасных условиях труда, предоставляются следующие льготы и компенсации:

— сокращенная рабочая неделя – не более 36 часов в неделю;

— доплата – не менее 4 процентов;

— дополнительный отпуск – не менее 7 календарных дней.

Порядок и условия предоставления данных льгот должно было разработать Министерства здравоохранения и социального развития РФ в течение 6 месяцев.

До настоящего времени Минздравсоцразвития РФ ничего не разработало.

Учитывая трудовое законодательство РФ, полагаю, что если по результатам АРМ рабочее место будет признано вредным (опасным), не зависимо от класса вредности, работнику должны предоставляться все три вида льгот и компенсаций.

Вместе с тем, как уже говорилось, до апреля 2012 года продолжали применяться Списки 1974 года. 04.04.2012 Верховный суд РФ рассмотрел вопрос о признании данных списков недействующими, и фактически признал данные Списки не действующими.

Однако работодатель при установлении льгот и компенсаций по условиям труда продолжает руководствоваться Списками 1974 года.

Полагаю, что такие действия работодателя не совсем законны.

Если учесть то, что основная цель АРМ связана именно с улучшением условий труда, то очевидно, что работодателю не выгодно на данный момент улучшать условия труда, поскольку на это требуется достаточно большое вложение финансовых средств, в то время, как предоставление льгот и компенсаций по Спискам 1974 года не оказывает негативных последствий для работодателя.

Полагаю, что если работодатель будет вынужден исполнять Постановление правительства РФ №870 и предоставлять работникам, занятым на работах во вредных и/или опасных условиях труда, все три вида льгот и компенсаций, то работодателю будет финансово выгодно именно улучшить условия труда.

Надежда Каримова,

юрисконсульт 1-й категории

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30 (ч. I), ст. 3613; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; 52 (ч. I), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49) и подпунктом 5.2.65.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. I), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 3; ст. 378; N 2, ст. 244; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33; ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4; ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 316; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст. 4574; N 52 (ч. I), ст. 7104; 2011, N 2, ст. 339; N 14, ст. 1935, 1944), приказываю:

2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим Приказом, с 1 сентября 2011 года.

I. Общие положения

1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки) если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3613; 2009, N 1, ст. 21).

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 43 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

Читайте также: