В чем заключаются ответственность и долг педагога психолога перед своей профессией

Обновлено: 28.03.2024

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция педагога-психолога

  • имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы сотрудника;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. Педагог-психолог подчиняется директору школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством руководителя психологической службы управления образования.
1.6. Педагог-психолог в своей работе соблюдает требования должностной инструкции психолога школы, сотрудничает с администрацией, учителями, классными руководителями, социальным педагогом школы, со специалистами ПМПК.
1.7. Во время отсутствия в школе педагога-психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора школы. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет персональную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.8.

  • приоритетные направления развития и совершенствования образовательной системы Российской Федерации;
  • ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости учащихся и воспитанников, их социальной защиты;
  • общую педагогику, общую и педагогическую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную и медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию и психосоматику;
  • основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психологии труда, психогигиены, профориентации, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
  • методы активного обучения и социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
  • основы доврачебной медицинской помощи.
  • методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
  • формы, методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • основы работы с персональным компьютером, электронной почтой, браузерами, текстовым редактором, мультимедийным проектором;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися разной возрастной категории, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • Правила внутреннего трудового распорядка школы;
  • требования охраны труда и пожарной безопасности.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

2. Функции педагога-психолога

2.1. Защита прав и свобод несовершеннолетних обучающихся.
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.
2.3. Консультативная помощь всем участникам учебно-воспитательной деятельности.
2.4. Психодиагностика.
2.5. Психопрофилактика.
2.6. Психологическое консультирование.
2.7. Психокоррекция и развитие.

3. Должностные обязанности педагога-психолога школы

3.1. Составляет перспективный план работы на год, осуществлять тематическое планирование, предоставляет анализ работы за год.
3.2. Проводит просветительную, коррекционную, консультационную, диагностическую, психопрофилактическую работу с учащимися, их родителями (законными представителями).
3.3. В полной мере обеспечивает психологическое сопровождение образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
3.4. В соответствии с планом или по запросам преподавателей, классных руководителей, администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности несовершеннолетних, интересы и склонности каждого ребенка.
3.5. Участвует в приеме детей в образовательное учреждение с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителями составляет программу индивидуальной работы с несовершеннолетними для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе.
3.6. Выполняет психологическое обследование несовершеннолетних при переходе из дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в начальную школу, из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней школы – в среднюю общеобразовательную, составляя совместно с учителями программу индивидуальной работы с учащимися с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе.
3.7. Проводит психологическую диагностику, используя передовые образовательные технологии, включая информационные, а также используя цифровые образовательные ресурсы.
3.8. Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу с детьми, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также в сфере современных информационных технологий.
3.9. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива образовательного учреждения, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
3.10. Составляет заключения исходя из материалов диагностического обследования с целью ориентации педагогического коллектива и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития несовершеннолетних.
3.11. Анализирует достижение и подтверждение школьниками уровней развития и образования (образовательных цензов).
3.12. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогов и педагогического коллектива, учитывая при этом развитие личности учащихся, используя для обработки информации текстовые редакторы и электронные таблицы.
3.13. Принимает обязательное участие в организации психолого-педагогических консилиумов с целью психолого-педагогического анализа поведения несовершеннолетних для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей.
3.14. Самостоятельно разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии обучающихся.
3.15. Проводит индивидуальные и групповые консультации несовершеннолетних по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, профориентации, взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, самовоспитания и т.п.
3.16. Принимает участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в совещаниях при директоре, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных годовым планом работы школы, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.17. Проводит работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с несовершеннолетними (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует сотрудников школы по профессиональным и личным проблемам.
3.18. Систематически ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы согласно установленной форме.
3.19. Обеспечивает безопасное проведение психологической работы.
3.20. Неукоснительно соблюдает права и свободы школьников.
3.21. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.22. Соблюдает этические нормы психолога, этические нормы поведения в образовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах.
3.23. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета психолога оборудованием.
3.24. Вносит предложения по улучшению образовательной деятельности, доводит до сведения администрации о недостатках в обеспечении образовательной и воспитательной деятельности, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма детей, ухудшающих психологический климат в школе и указывает на формирование условий необходимых для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних.
3.25. Содействует охране прав личности детей в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3.26. Способствует гармонизации социальной сферы общеобразовательного учреждения, осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.27. Способствует развитию у обучающихся готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях жизненного и профессиональному самоопределению.
3.28. Определяет факторы, которые препятствуют развитию учащихся, принимает меры по оказанию психокоррекционной, реабилитационной и консультативной психологической помощи.
3.29. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
3.30. Участвует в планировании и разработке развивающихся и коррекционных программ образовательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности несовершеннолетних.
3.31. Осуществляет психологическую поддержку одаренных детей, всячески содействует их творческому развитию и поиску.
3.32. Систематически ведет профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете.
3.33. Определяет степень различного вида нарушений социального развития у обучающихся и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.34. Способствует формированию психологической культуры несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), педагогов школы, в том числе и культуру полового воспитания.
3.35. Формирует базу диагностических методик для обследования участников образовательной деятельности.
3.36. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
3.37. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права педагога-психолога школы

4.1. Участвовать в управлении школы в порядке, определяемом Уставом.
4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.3. Знакомиться с проектами решений администрации школы, касающимися его деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. По вопросам, находящимся в компетенции педагога-психолога, вносить на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов и форм работы; замечания по деятельности сотрудников образовательного учреждения; предлагать свои варианты устранения имеющихся в деятельности школы недостатков.
4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики.
4.6. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.7. Повышать свою квалификацию.
4.8. Проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.
4.9. Самостоятельно определять конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы данной работы, определять очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в конкретный период.
4.10. Запрашивать лично или по поручению администрации от классных руководителей и учителей-предметников информацию и документацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.
4.11. На создание администрацией школы условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
4.12. Отказываться от выполнения приказов или распоряжений администрации школы в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога.
4.13. Иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
4.14. Приглашать педагогов, родителей, учащихся на индивидуальные беседы.
4.15. В случае необходимости рекомендовать родителям провести обследование ребёнка на ПМПК.
4.16. Давать консультации учителям, воспитателям, классным руководителям, родителям (законным представителям) по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!


5. Ответственность педагога-психолога
5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов директора школы и иных локальных нормативных актов, своих должностных обязанностей, установленных данной инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение образовательному учреждению и участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За нарушение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности психолога школы
6.1. С целью организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет психолога размещается в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащается соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т.п.
6.2. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы. При составлении графика работы психолога учитывается необходимость выполнение работы по повышению квалификации.
6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы психолога на четверть утверждается директором школы не позднее пяти дней по окончании каждой учебной четверти.
6.4. Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности, проведенных мероприятиях объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.
6.5. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6. Получает от руководителя психологической службы управления образования, методического кабинета информацию организационно-методического характера.
6.7. Работает в тесном контакте с учителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), воспитателями, социальным педагогом школы, библиотекарем.
6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.9. Передает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.10. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.11. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию педагога-психолога с администрацией и педагогами школы.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

Сегодня трудно найти школу, в которой нет штатного психолога. Эта должность стала обязательной лет 10-15 назад, а ее появление сильно облегчило жизнь родителям и учителям. В данной статье мы разберем, что входит в должностные обязанности педагога-психолога в школе, чем он занимается на рабочем месте, кто может стать данным специалистом и сколько в среднем получают люди этой профессии.

Введение

Психолог в школе является штатной единицей, причем для работы с детьми необходимо специальное образование. Классический психолог хоть и может претендовать на должность, но руководство школы зачастую предпочтет взять человека с педагогическим образованием, тем более что современные ВУЗы начали обучать специалистов по этой специальности. Педагог-психолог в школе занимается несколькими вещами:

  1. Проводит беседы с детьми и родителями, дает необходимые консультации.
  2. Выступает на родительских собраниях, рассказывает о поведении учеников.
  3. Принимает участие в собраниях методического объединения, помогает разрабатывать учебные программы и внедрять их в жизнь.
  4. Выступает на педагогических советах, обучая учителей работе с детьми и решению конфликтных ситуаций.
  5. Играет роль связующего звена между преподавателем, учеником и родителями.

должностная инструкция педагога-психолога

Основные обязанности

Нередко психологи привлекаются к работе с учениками или родителями не по своей воле, а по запросу суда, органов опеки или инспекции по делам несовершеннолетних. Они помогают проводить беседы с учениками представителям соответствующих органов, проходить различные экспертизы, оценивать степень развития школьников и пр. Деятельность психолога затрагивает четыре основных направления:

Внимание: психолог обязан работать как со взрослыми, так и с детьми, объясняя им причины их поведения, сложившейся ситуации и пути решения имеющихся проблем. Он должен установить доверительные отношения со школьниками, а они будут обращаться к нему по вопросам, связанным со взаимоотношениями с другими учениками, с противоположным полом, с родителями и учителями.

должностные обязанности педагога-психолога в школе

Дополнительные обязанности

Выше мы перечислили основные обязанности, которые ложатся на плечи школьного психолога, но по факту их значительно больше. Этот специалист должен пояснить учителям, что не бывает хороших или плохих детей, а бывают личности, которым необходимо помочь проявить себя. Этот специалист должен пояснить ученикам, как правильно вести себя в коллективе и реагировать на буллинг. Этот специалист должен помогать родителям справляться со своими чадами в момент полового созревания, когда характер человека меняется.

Кроме этого специалист также занимается диагностикой своих подопечных. Он проверяет, насколько гармонично и правильно развиваются дети, используя для этого тесты, наблюдения, разговоры и прочие методики. Диагностика психического здоровья проводится несколькими способами и по целому ряду направлений:

  1. Есть ли у ученика личностные проблемы и отклонения.
  2. Насколько хорошо развит интеллект у ребенка.
  3. Насколько хорошо развито у школьника процесс самопознания и познания окружающего мира.
  4. Может ли ребенок контролировать свое эмоциональное состояние и насколько хорошо он адаптируется в новом коллективе, в среде сверстников и учителей.
  5. Есть ли у ученика мотивация, умеет ли он правильно ей пользоваться
  6. Насколько хорошо молодой человек понимает, что ждет его в будущем, правильно ли он подбирает себе профессию и есть ли у него необходимые качества для ее освоения.

Внимание: после того как будет проведена первичная или вторичная диагностика, специалист составляет психологический диагноз. Он представляет собой заключение, в котором описываются особенности развития ученика и его личностные характеристики.

Планирование работы

В основные обязанности школьного психолога обязательно входит составление плана работы, как и у любого педагога. Соответственно, проведение профилактики, диагностики и просветительской работы проводится согласно плана. Сотрудник обязан:

  1. Составлять различные развивающие программы для школьников младшего, среднего и старшего возраста, а также следить за их реализацией.
  2. Проводить регулярную диагностику состояния и особенностей школьников, не допуская появления отклонений у подростков.
  3. Ввести меры по контролю за формированием методик обучения и воспитания, направленных на гармоничное развитие личности.
  4. Предупреждать появление проблем в развитии личности, а также контролировать атмосферу в заведении.
  5. Помогать ученикам правильно выбрать будущую профессию на основе личных особенностей и интересов. Помогать ученикам раскрыть свои таланты и способности, применить свои знания и навыки.

Все эти мероприятия вносятся в план и реализуются сотрудником по мере прохождения учебного процесса. Основное внимание следует уделять ученикам средней и старшей школы, но нужна работа и с младшеклассниками, чтобы они гармонично развивались и направляли свою энергию в правильное русло.

обязанности школьного психолога

Внимание: при составлении плана в него обязательно вносятся данные о проведении индивидуальных и групповых консультаций. Психолог должен проводить индивидуальные консультации и согласно плану, и по текучке, разбирая конфликтные ситуации.

Отметим, что при планировании необходимо учитывать проведение встреч и консультаций не только со школьниками, но и с родителями, директором учебного заведения, учителями и завучами. И если учителя часто относятся предвзято к подобным встречам, то родители с удовольствием ходят на консультации, получая необходимую информацию о том, как правильно воспитывать своего ребенка. Психолог учит их изучать предпочтения детей, их особенности, преимущества и недостатки. Он учит слушать и слышать ребенка, понимать, из-за чего у него возникают сложности с обучением, из-за чего появляется агрессия и апатия.

Нередко психолог работает не только в школе, но и в детском саду, занимаясь коррекцией поведения малышей и подготавливая их к переходу в новое учебное заведение. Если говорить о школе, то специалист помогает ученикам в самопознании и самоопределении, подсказывает, как воспитывать в себе силу воли и положительные качества, как правильно выстраивать отношения со своими одноклассниками, со старшими ребятами, с учителями и взрослыми. Большинство консультаций проводится в индивидуальном порядке: разбираются конкретные проблемы и ситуации. Групповые занятия проходят тогда, когда нужно донести информацию всему классу или потоку, а также во время выбора учениками профессии в старших классах.

Кто может стать психологом

На психолога в основном поступает две категории людей: которые действительно интересуются данной наукой и те, которые хотят получить хоть какое-то образование. Первая категория наверняка станет хорошими специалистами, а вот вторых допускать до работы с детьми никак нельзя, потому что такие люди могут покалечить ребенку всю жизнь. Обучение на психолога проводится практически во всех педагогических и политехнических ВУЗах России: проблем с этим факультетом нет ни в одном регионе страны. При этом если вы хотите получить действительно хорошее образование, то следует выбирать профильные ВУЗы, а не те, в которых факультет выделен ради набора дополнительных студентов. Нередко школьные психологи получают практику и опыт в учебных заведениях, а затем переходят на более серьезную и ответственную работу, а то и создают свои центры психологической помощи.

Если говорить по оплате, то профессия школьного психолога относится к малоприбыльной. Средний размер заработной платы в ДОУ составляет 10-15 тысяч рублей, в школах от 12 до 25 тысяч рублей. В мегаполисах специалисты могут получать 30-50 тысяч рублей.


Еще в Древней Греции существовали профессии педагога и психолога. Предполагалось, что их обладатели несут огромную ответственность перед человечеством. Сегодня значимость педагогики и психологии не потеряла свою актуальность, это две серьезнейшие и обширные науки, в состав которых входит целый комплекс важных дисциплин.

Какие требования необходимо предъявлять к себе, чтобы заслужить уважение общества и иметь право воспитывать других людей? В этой статье расскажем об этой важной профессии, о ее востребованности в обществе, о требованиях к личности, навыкам и образованию педагога-психолога.

Педагог-психолог: это кто и чем занимается?

Педагог-психолог – это обязательная штатная должность в любом образовательном учреждении. Специалисты этой профессии, в первую очередь, ответственны за адаптацию детей к коллективу, развитие их психики и особенности поведения.

Основные задачи педагога-психолога:

обеспечить благоприятные и комфортные условия для обучения и развития воспитанников;

выявить причины конфликтов между учениками;

оказать психологическую поддержку ребятам, которые в этом нуждаются;

помогать учащимся в адаптации к правилам обучающего заведения и к коллективу сверстников;

разработать коррекционные и развивающие психологические программы;

контролировать процесс обучения;

проводить консультации преподавателей и родителей в вопросах развития и адаптации учащихся;

анализировать уровень успеваемости каждого ребенка;

оценивать эффективность работы педагогов и их соответствие занимаемой должности.

Полностью обязанности педагога-психолога прописываются в должностных инструкциях.

Плюсы и минусы профессии

К плюсами профессии педагога-психолога можно отнести:

универсальность: педагог-психолог может трудоустроиться не только в сферу образования, но и работать в смежных областях;

возможность вести параллельно частную практику, что заметно увеличит доход;

возможность самореализации: эта профессия как никакая другая дает почувствовать полезность обществу;

навыки можно применять не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.

Но, как в любой профессии, есть и минусы (которые, при желании, можно скорректировать):

ненормированный график, особенно в работе с детьми и в медицинской отрасли;

невысокая зарплата в начале карьеры;

высокие эмоциональные нагрузки;

необходимость выстраивать доверительные отношения не только с детьми, но и с их родителями.

Нужно понимать, что для четкого определения своего соответствия выбранной профессиональной деятельности мало знать плюсы и минусы должности, важно еще обладать определенными личностными качествами. О которых мы сейчас и поговорим.

Качества, нужные педагогу-психологу в работе

Знание психологии и педагогики дает огромные преимущества его обладателю перед другими людьми, поэтому чувство ответственности за жизнь и здоровье людей, которые доверяют вам воспитание своих душ и их детей – это самое важное качество, которым должен владеть квалифицированный специалист.

Основной инструмент педагога-психолога – несомненно, слово. Чтобы тебя поняли воспитанники, нужен не только дар убеждения, но и богатый лексический запас вместе с широким кругозором и эрудицией – пригодятся знания в области литературы, истории, искусства, медицины. Получается, что педагог-психолог – это всесторонне развитая личность, умный и образованный человек, постоянно стремящийся к совершенствованию своих навыков.

Стрессоустойчивость помогает адаптироваться к постоянному взаимодействию с совершенно разными людьми, всех возрастов и характеров.

Доброжелательность, терпимость, толерантность и умение сопереживать помогут педагогу-психологу в выстраивании доверительных отношений с любыми подопечными.

Значимость и востребованность профессии

Как мы уже выяснили, педагог-психолог помогает не только детям, но и их родителям и даже педагогам, которые не меньше нуждаются в советах и знаниях специалиста, поэтому актуальность этой профессии не вызывает никаких сомнений.



Внимательный и опытный специалист, в области психологии, способен решить все эти задачи, буквально спасти детей и подростков, родителей и опекунов, педагогов и воспитателей, попавших в трудную ситуацию.

В нашей современности педагоги-психологи востребованы в совершенно разных сферах:

в дошкольных, школьных, профессиональных и высших образовательных учреждениях;

в сфере медицины или психологии;

в социальных службах;

в правоохранительных органах и исправительных учреждениях;

в компаниях, деятельность которых связана с высокими психологическими нагрузками для сотрудников;

в системе отдела кадров.

Кроме того, дипломированные педагоги-психологи проводят частные консультации.

Где и сколько учиться на педагога-психолога?

Психика довольно тонкая и хрупкая материя, и работа с такой комплексной областью – безусловная ответственность, а потому общество предъявляет высокие требования к багажу знаний обладателей профессии педагога-психолога.


Важный момент: работать на должности педагога-психолога возможно, только получив высшее психологическое образование. Если же вы окончили среднее специальное образовательное учреждение по профессии педагога-психолога, можно дальше обучаться в университете по сокращенной программе.

Самый быстрый путь к специальности педагога-психолога – педагогическое училище, вуз по специальности педагогика и/или психология. А далее необходимо регулярное повышение квалификации и дополнительное образование – курсы профессиональной переподготовки, тренинги, семинары, интенсивное самообразование.

Например, наш образовательный центр предлагает освоить курс по обучению на педагога-психолога в сфере образования и преподавателя психологии, и всего за 1090 часов приобрести необходимые компетенции и знания. Наши студенты выбирают этот курс обучения за качество и актуальность подаваемых материалов. Программа имеет практичный дистанционный формат и призвана подготовить высококвалифицированные кадры в области педагогики и психологии. По окончании обучения и успешной аттестации наши выпускники получают диплом установленного образца.

Мы желаем вам удачи в полноценном освоении этой востребованной специальности. Кропотливый труд педагога-психолога зачастую остается в тени славы ученика, но явное осознание того, что именно ваш воспитанник достиг успеха в учебе, работе, жизни не без вашего участия – лучшая награда специалисту.

Каковы критерии подбора специалистов в ОО? Что обязательно включить в должностную инструкцию в связи с профстандартом? Нужно ли согласие родителей на оказание психологической помощи ребенку?


Педагог-психолог в ОО — специалист, который контролирует социальную адаптацию детей, проводит коррекционную работу в отношении девиантного поведения, ведет профилактическую работу по предотвращению возникновения психологических отклонений у учащихся.

  • как обеспечить необходимую профессиональную подготовку;
  • сообщить педагогу-психологу, какие требования к нему применяются;
  • привлечь психологов к процессу повышения образовательного уровня в стране.

На основании стандарта следующие категории обучающихся имеют право на получение психологической помощи в образовательной организации:

  • лица с ограниченными возможностями здоровья;
  • несовершеннолетние, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

Какие обязанности следует добавить в должностную инструкцию с педагогом-психологом?

Новые должностные обязанности:

  • применять различные методы проведения психологических обследований учащихся и педагогов;
  • обрабатывать и интерпретировать результаты реализованных программ психологического мониторинга;
  • рекомендовать применение возможностей и ограничений педагогических технологий и приемов, исходя из возрастного и личностного фактора;
  • разрабатывать психологические приемы по проектированию и совершенствованию образовательной среды;
  • разрабатывать психологические рекомендации по реализации дополнительных образовательных программ;
  • владеть приемами проведения интерактивных занятий.

Внимание! Положения профстандарта необходимо зафиксировать в локальной документации по подбору кадров организации, должностной инструкции педагога-психолога, положении об аттестации педагогических работников и т.п. Учитывать профстандарт требуется при организации аттестации и расчете заработных плат.

Режим рабочего времени

Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:

  • выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
  • подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации.

Внимание! Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.

Ведение документации — необходимая составляющая работы педагога-психолога. Одна из ее форм — аналитический отчет о проведенной за год работе. Аналитический отчет нужен для осуществления контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны руководства , а также для применения в качестве основы планирования работы, проводимой специалистом.

Профессиональная этика

Педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики ( п. 2 ч. 1 ст. 48).

На законодательном уровне требования профессиональной этики для педагогических работников не установлены, однако ОО вправе принимать локальные акты, которые становятся юридически обязательными для ее работников (например, кодекс профессиональной этики).

В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в психолого-педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Цель психологической службы ОО — создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и организации в целом.

Трагические события последних лет, которые имели место в образовательных организациях нашей страны, доказывают важность обязанностей психолога в образовательной организации и актуальность их в коррекционно-профилактической деятельности.

Также в связи с развитием инклюзивного образования растет потребность в клинических психологах, способных работать с детьми-инвалидами.

Все мы помним недавнее событие в Керченском колледже. А буквально на прошлой неделе в Волгоградской области ученик пришел в класс с топором, ножами и канистрой бензина…

К сожалению, несмотря на высокие требования к педагогу-психологу, нередко в ОО отсутствуют условия для работы специалиста, что делает должность психолога формальностью. К тому же, у педагогов-психологов отсутствует возможность работать с трудными детьми без согласия их родителей (законных представителей).

Что говорит закон

Если педагог-психолог провел диагностику без согласия родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.

Могут ли педагоги-психологи обследовать условия пребывания ребенка в семье?

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения (ст. 12 УПК РФ).

Неприкосновенность жилища защищается ст. 25 Конституции РФ — никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, возможно только в рамках компетенции ОО и ее работников, то есть компетенции, прописанной в трудовых договорах (должностных инструкциях).

Однако, законодательно возможна передача отдельных функций органов опеки и попечительства образовательным организациям.

Сегодня в ОО особенно нужны педагоги-психологи. Дети изменились, и проблемы стали другими. Еще два года назад выдвигались идеи проводить в ОО при необходимости психологическую работу с ребенком без согласия родителей (законных представителей), так как последние зачастую не могут оценить всю серьезность ситуации. А каково ваше мнение?

Читайте также: