В чем заключается работа военнослужащего

Обновлено: 02.07.2024

Защита Отечества - это как правовое, так и нравственное требование, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства, в воинской обязанности граждан.

В целях обороны, защиты отечества создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанностью по защите Отечества.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации включает в себя воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется:

в добровольном порядке (по контракту);

прохождение альтернативной гражданской службы.

Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Военная служба по контракту - это вид военной службы, когда между гражданином (иностранным гражданином) заключается контракт о прохождении военной службы и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Прохождение военной службы по контракту вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев; граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Альтернативная гражданская служба представляет особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Оплата их труда производится организацией, в которой они проходят альтернативную гражданскую службу, в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Несоблюдение конституционной обязанности нести военную службу, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусматривает возможность привлечения таких граждан к уголовной ответственности.

Так статья 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает при уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет; уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Подготовка граждан к военной службе.

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

-получение начальных знаний в области обороны;

-подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

-подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

-медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор;

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Получение гражданами начальных знаний в области обороны Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

1. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.

2. Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

1. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях, общественно-государственных организациях и профессиональных образовательных организациях проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе обучающиеся в профессиональных образовательных организациях, в которых такая подготовка является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования.

Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации.

2. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

3. Мероприятия, устанавливаемые настоящей статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и общественно-государственных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе.

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

-занятие военно-прикладными видами спорта;

-обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

-обучение в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;

-обучение по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса в военной образовательной организации высшего образования.

2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Особенности выполнения гражданами, подлежащими призыву на военную службу, нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) устанавливаются Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденным Правительством Российской Федерации.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта.

1. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных организациях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

2. Спортивная подготовка граждан, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах.

1. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, осуществляется также в военных оркестрах в порядке, установленном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

3. Несовершеннолетние граждане-сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в военные оркестры, зачисляются в них без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах.

1. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования. Гражданину, обучающемуся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.

2. Гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после получения гражданином высшего образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы и присваивает ему воинское звание офицера.

3. Гражданин, обучающийся по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, отчисленный из военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования за нарушение устава или правил внутреннего распорядка образовательной организации либо не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре и исчисленные в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включается в договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи.

4. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.

Договор, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.

5. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи, не может обучаться в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования.

6. Прием граждан для обучения в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Обучение граждан в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.

8. Граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.

9. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с федеральной государственной образовательной организацией высшего образования осуществляет подбор и направление военнослужащих для назначения не на воинские должности педагогических работников военного учебного центра при этой образовательной организации.

Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования.

1. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, при которой отсутствует военный учебный центр, годный к военной службе или годный к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса.

Договор, предусмотренный настоящим пунктом, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, подвергающимся уголовному преследованию.

2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться в военной образовательной организации высшего образования.

3. Обучение граждан в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.

4. Граждане мужского пола, обучающиеся в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.

Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе.

1. Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых Федеральным законодательством предусмотрена военная служба:

-участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;

-разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;

-участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ в части подготовки граждан к военной службе;

-участвуют в создании, финансовом и материально-техническом обеспечении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.

2. Отбор граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


  • О военном учебном центре
  • Сотрудникам
  • Курсантам
  • Абитуриентам и студентам
  • Юнармия
  • Медиатека
  • Контакты
  • Обратная связь

Перспективы военной службы





Уровень популярности профессии офицера за последние годы вырос, в том числе в связи с существенным усилением материальных и социальных стимулов прохождения военной службы в целом.

Офицер современных Вооруженных Сил Российской Федерации – это материальная стабильность, это возможности карьерного роста и повышения социального статуса. Вооруженные Силы Российской Федерации – для энергичных, упорных и грамотных молодых людей

Начало профессиональной деятельности офицера по завершении обучения в высшем военно-учебном заведении

1. Каким образом можно стать офицером Вооруженных Сил Российской Федерации?

Офицером Вооруженных Сил Российской Федерации может стать гражданин Российской Федерации, окончивший высшее военно-учебное заведение Минобороны России, а также учебный военный центр при федеральной государственной образовательной организации высшего образования.

2. Что является основанием для определения дальнейшего служебного предназначения выпускника высшего военно-учебного заведения?

Основанием для определения дальнейшего служебного предназначения выпускника являются результаты итоговой аттестации и его служебная характеристика (аттестация). Кроме того, учитываются семейное положение, состояние здоровья выпускника и членов его семьи.

3. Есть ли категории выпускников высших военно-учебных заведений, имеющих преимущественное право выбора места военной службы?

Курсанты, окончившие высшее военно-учебное заведение с золотой медалью и (или) дипломом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора места военной службы в пределах установленной для вуза Минобороны России разнарядки.

4. Как учитывается при распределении после окончания высшего военно-учебного заведения факт наличия у выпускника супруги (супруга)?

Если при назначении выпускника меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего тоже проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о направлении выпускника к новому месту службы решается вопрос о переводе в данную местность (в пределах одного населенного пункта (гарнизона) его жены (мужа).

5. На какие воинские должности могут быть назначены выпускники высших военно-учебных заведений женского пола?

Воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами женского пола, определены соответствующим перечнем. Среди них должности командного, инженерного, технического, военно-гуманитарного, педагогического, медицинского профилей, кроме воинских должностей офицеров, входящих в состав летных экипажей и на кораблях.

6. Гарантируется ли назначение выпускника высшего военно-учебного заведения на офицерскую должность после окончания высшего военно-учебного заведения Минобороны России?

Выпускники высшего военно-учебного заведения (за исключением назначаемых на воинские должности указами Президента Российской Федерации, а также зачисляемых по обоснованным причинам в распоряжение соответствующих командиров (начальников) и направляемых для дальнейшего прохождения военной службы в другие федеральные органы) приказом Министра обороны Российской Федерации назначаются на конкретные воинские должности.

Возможности профессиональной самореализации

1. Имеется ли у офицера возможность повышения образовательного уровня?

Офицеры имеют право на обучение в военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в федеральных государственных профессиональных образовательных организациях или федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

2. Какие возможности у офицера заниматься научной деятельностью?

Воинская служба позволяет офицеру реализовать свои способности, свой творческий потенциал в самых различных сферах, в том числе и в научной области. Участие в научной деятельности для офицеров в период воинской службы возможно в самых разных формах. Перечислим некоторые из них:

• проведение различных исследований в интересах обороны и безопасности государства;

• участие в рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работе;

• разработка учебников, в том числе компьютерных, учебных пособий, монографий;

• участие в научных конферен циях, семинарах, творческих дискуссиях и др.

Командиры частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации нередко рекомендуют для обучения в адъюнктуре и докторантуре вузов Минобороны России офицеров, про явивших склонность к научной работе.

3. Что представляет собой система мер поощрения офицеров во время прохождения военной службы?

На основании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации

к офицерам применяются следующие поощрения:

• снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

• награждение грамотой, ценным (в том числе именным) подарком или деньгами;

• занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся офицеров;

• досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

• присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3-го ранга, а военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воинского звания полковника, капитана 1-го ранга;

• награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

4. Каковы возможности офицеров быть награжденными государственными и ведомственными наградами?

В период прохождения военной службы офицеры могут быть награжденными государственными и ведомственными наградами.

Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099, устанавливаются следующие виды государственных наград:

• высшие звания Российской Федерации;

• ордена Российской Федерации;

• знаки отличия Российской Федерации;

• медали Российской Федерации;

• почетные звания Российской Федерации.

5. Каковы карьерные перспективы выпускника высшего военно-учебного заведения на 5–10 лет после выпуска?

Карьерными перспективами выпускника высшего военно-учебного заведения на 5–10 лет после выпуска являются: присвоение очередного воинского звания, назначение на вышестоящую воинскую должность, увеличение денежного довольствия, возможность поступления в военную академию или адъюнктуру.

41_12.jpg

В настоящее время в наших Вооруженных Силах проходит службу более семи тысяч сержантов и солдат по контракту, в том числе более шести с половиной тысяч — на соответствующих должностях. Это весомая доля личного состава белорусской армии. И с каждым годом армия становится все более профессиональной. Чем привлекает граждан военная служба по контракту?

На отечественном рынке труда Вооруженные Силы — неизменно стабильный остров. На военную службу по контракту принимают не только мужчин, но и женщин, которых в армии более двух тысяч. Контрактники, будем их так называть, служат во всех видах и родах войск. Наибольшее их число в ВВС и войсках ПВО — 29 %. На втором месте сухопутные войска — 24 %. Далее расположились специальные войска — 20 %, а замыкают наш топ силы специальных операций Вооруженных Сил, в которых служат 12 % контрактников.

Этому есть объяснение: на вооружение нашей армии поступают все более современные, сложные комплексы вооружения и техники, требующие глубоких знаний и навыков. Без квалифицированных специалистов они будут мертвы. Наиболее популярны среди контрактников должности младших командиров и должности в боевых подразделениях. Женщин привлекают должности специалистов связи, медицинского профиля и штабных работников.

Причина роста популярности военной службы по контракту — в высоком общественном статусе, солидном социальном пакете, перспективах сделать успешную карьеру. Мы собрали десять основных фактов, оказывающих решающую роль при выборе гражданином военной службы по контракту в качестве престижной профессии.

Факт первый

Достойная заработная плата, конкурентная на отечественном рынке труда.

Практически любой сайт трудовых вакансий выдаст нам такие размеры зарплат рабочих специальностей: грузчик, охранник — от 600 рублей; столяр, электромонтер — от 700 рублей; водитель, экспедитор, слесарь — от 800 рублей. До средней зарплаты по республике они явно недотягивают. Но при этом и высшего образования эти специальности не требуют.

Каков же размер оплаты труда контрактника?

Ежемесячная заработная плата военнослужащего называется денежным довольствием. Оно состоит из нескольких компонентов: должностного оклада, оклада по воинскому званию, прогрессивной надбавки за выслугу лет, премии, надбавок за особые условия службы (связанных с большой физической и психологической нагрузкой, эксплуатацией боевых машин, выполнением специальных задач), а также единовременного денежного вознаграждения. Сюда же приплюсовываются надбавки, зависящие от классной квалификации военнослужащего, допуска его к государственным секретам. Если же по должности военнослужащий использует иностранный язык, то за это тоже доплачивают. И, наконец, за отличие по службе военнослужащий может получать дополнительную премию.

В ходе учений, полевых выходов и других мероприятий боевой подготовки, проводимых в отрыве от места постоянной дислокации, военнослужащим выплачиваются так называемые полевые деньги.

Вместе с тем военнослужащим компенсируются командировочные расходы по действующим в стране расценкам.

И это не все. Ежегодно военнослужащим выплачивается единовременное пособие на оздоровление в размере двух окладов денежного содержания (должностной оклад плюс оклад по воинскому званию), а также материальная помощь в размере 0,3 оклада денежного содержания в связи с непредвиденными материальными затруднениями.

Перейдем к простой арифметике.

Возьмем для примера две распространенные воинские должности: водителя грузового автомобиля и его начальника — командира отделения. Пусть оба прослужили только один месяц. Всего за первый месяц службы водителю начислят 825 рублей, а командиру отделения — 870. Ежегодная выплата на оздоровление и материальная помощь составят: для водителя — 962 рубля, для командира отделения — 1038. Представив эти деньги в помесячном исчислении, получим начисленное среднемесячное денежное довольствие водителя уже в сумме 900 рублей, командира отделения — почти 960 рублей. А старшине роты с выслугой более 10 лет начисляют в месяц без малого 1130 рублей.

С 1 февраля 2020 года действующий базовый оклад военнослужащего составляет 220 рублей. 10 таких окладов — это 2200 рублей, а 35 — целых 7700 рублей. Это внушительная сумма. Упрощенно: водитель, прослуживший пять лет и продливший контракт еще на пять лет, будет иметь на протяжении этого времени среднемесячное денежное довольствие почти в 1040 рублей. И это без надбавки за выслугу лет. Можно взглянуть на эти деньги и с другой точки зрения. Получив разово почти восемь тысяч рублей, впору всерьез задуматься о жилищном строительстве, приобретении автомобиля, оплате учебы и других жизненных благах.

И, наконец, в случае возникновения чрезвычайных семейных и других обстоятельств военнослужащий один на один с проблемой не останется. Он может рассчитывать на материальную помощь, размер которой будет определен, исходя из реальных потребностей.

Факт второй

Строительство жилья, денежная компенсация за аренду квартиры.

Наличие жилья — важнейший фактор стабильного морально-психологического состояния военнослужащего. Заметьте: контрактники в казармах не живут.

Не обеспеченные собственным жильем военнослужащие принимаются на учет нуждающихся жилищными комиссиями воинских частей. По достижении пяти и более лет выслуги они имеют право на льготный кредит для строительства жилья.

Военнослужащим и их семьям в соединениях и воинских частях предоставляется благоустроенное общежитие либо возможность арендовать жилье. Если контрактник снимает квартиру, ему положена денежная компенсация. Размер компенсации за наем помещений дифференцированный и зависит от статуса населенного пункта. Так, в районном центре контрактнику будет компенсировано 78 рублей, в областном центре — 116 рублей, а в столице — 194. При этом семейным военнослужащим выплачивается на каждого члена семьи дополнительно 19,38 или 60 рублей компенсации соответственно статусу города или поселка.

Факт третий

Бесплатное обеспечение вещевым имуществом. Продовольственное обеспечение.

Каждый военнослужащий-контрактник носит военную форму одежды. Она подразделяется на повседневную и боевую. Комплект формы одежды контрактника практически соответствует номенклатуре, предусмотренной для офицерского состава и прапорщиков, значительно отличается от обмундирования военнослужащих срочной службы.

Норма обеспечения вещевым имуществом сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, предусматривает бесплатную выдачу 27 наименований предметов военной формы — от головного убора до обуви по сезону. Кроме этого, бесплатно выдаются кокарды, эмблемы, шевроны и другая фурнитура.

В зависимости от вида и рода войск, конкретной должности и специфики выполняемых задач контрактники обеспечиваются специальной, а также рабочей формой одежды и необходимым снаряжением. Количество дополнительных предметов может превышать два десятка наименований.

Выезжая на практические занятия по боевой подготовке на полигон, контрактники обеспечиваются трехразовым горячим питанием. О качестве питания говорят цифры. Если мы сравним данные о потреблении основных продуктов питания в домашних хозяйствах, опубликованные на сайте Национального статистического комитета, с нормами общевойскового пайка, то увидим, что по уровню потребления мяса и мясных продуктов военнослужащие не отличаются от основной массы населения, а вот по таким позициям, как яйца куриные, потребляют почти в два раза больше, рыбы едят более чем в два раза, а потребление овощей вообще превосходит в три раза! Так что на полигоне контрактник голодным не останется, да и о готовке думать не придется.

Факт четвертый

Бесплатное медицинское обслуживание военнослужащих и членов их семей. Санаторно-курортное обеспечение.

Каждый военнослужащий в обязательном порядке подлежит государственному страхованию жизни и здоровья. В соединениях и воинских частях действуют медицинские службы, в составе которых современные медицинские пункты и лазареты.

К услугам контрактников — 432‑й Главный военный клинический медицинский центр и три военных госпиталя, оснащенные передовой медицинской техникой и оборудованием, в интересах военнослужащих работает 9‑я стоматологическая поликлиника столицы.

А для тех, кто нуждается в медицинской реабилитации, готов распахнуть двери Лепельский военный санаторий Вооруженных Сил Республики Беларусь, расположенный между двумя чистейшими глубоководными озерами Бобрица и Щибот.

Военную службу по контракту можно пройти взамен срочной военной службы.

Подобная практика распространена и у наших соседей — в Российской Федерации и Украине. Правда, установлен минимальный срок первого контракта — два года. Но посудите сами: полтора года срочной службы в казарме или два года контрактной, на своих хлебах, — это, как говорится, большая разница.

Конечно, молодые люди могут устроиться на контрактную службу как после службы по призыву, так и до ее окончания. Граждане, получившие высшее образование, тоже могут пойти на службу по контракту взамен срочной службы.

Еще одно важное изменение в военном законодательстве внесено в порядок распределения, перераспределения, направления на работу выпускников учебных заведений, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, утвержденного соответствующим постановлением Совета Министров от 12 июля 2018 года № 527.

В частности, изменения коснулись возможности перераспределения выпускников при изъявлении желания добровольно поступить на военную службу по контракту. Кроме того, действует законодательная норма, в соответствии с которой гражданин освобождается от возмещения затраченных на его подготовку средств из республиканского (местного) бюджета в случае заключения контракта на военную службу. Это касается и лиц, проходивших целевую подготовку. Договор о такой подготовке перезаключается в порядке, определяемом Министерством обороны.

Факт шестой

Возможность продвижения по службе, назначения на высшие должности, исходя из результатов служебной деятельности и имеющегося образования, повышения уровня образования.

На военную службу по контракту гражданин поступает в том воинском звании, в котором он состоял в запасе, а если впервые, то ему присваивается воинское звание рядовой. При этом у него есть возможность продвигаться по службе и получать очередные воинские звания в зависимости от занимаемой должности. А это значит, что солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, при определенных условиях могут стать прапорщиками и даже офицерами.

Уже сегодня на должностях прапорщиков проходит службу около 600 контрактников, а на должностях офицерского состава — около 100.

Контрактники имеют возможность поступать в военные учебные заведения, а также обучаться в высших учебных заведениях нашей страны без отрыва от службы. Порядок поступления в учебные заведения установлен законодательством Республики Беларусь.

Факт седьмой

Насыщенная интересная боевая подготовка.

Ежегодно в Вооруженных Силах страны проводится более одной тысячи мероприятий боевой подготовки различного масштаба: учения, полевые выходы, боевые стрельбы, пуски ракет, в том числе за пределами Беларуси. Белорусские военнослужащие давно освоили полигоны Российской Федерации — Ашулук, Телемба, Алабино, Струги Красные…

Не следует забывать и о том, что все военнослужащие в течение года занимаются в системе профессионально-должностной подготовки. Дважды в год сдают контрольные занятия по физической подготовке. Так что контрактник гарантированно находится в отличной физической форме…

Факт восьмой

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, получают право на пенсию за выслугу лет.

Например, у командира отделения в звании старший сержант при выслуге в 30 лет по состоянию на 1 февраля 2020 года размер пенсии составит более 510 рублей.

Факт девятый

Регламент служебного времени. Отпуска.

Разумеется, военнослужащий может привлекаться к дежурству, несению службы в суточном наряде, к выполнению мероприятий мобилизационной и боевой подготовки. В каждом конкретном случае ему предоставляется время для отдыха такой же продолжительности.

Контрактнику ежегодно в соответствии с планом отпусков предоставляется основной отпуск от 30 до 45 суток в зависимости от календарной выслуги лет: менее 10 лет — 30 суток; от 10 до 15 лет — 35 суток; от 15 до 20 лет — 40 суток; 20 лет и более — 45 суток. По желанию военнослужащий может разделить отпуск на части.

Кроме основного, контрактнику может быть предоставлен и социальный отпуск продолжительностью до 10 суток по семейным и другим обстоятельствам.

Факт десятый

Отбор и прием на военную службу по контракту в Вооруженные Силы проводятся в порядке, определяемом Министерством обороны Республики Беларусь. Поступить на службу по контракту может любой гражданин добровольно, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кандидату необходимо пройти медицинское освидетельствование и мероприятия по профессионально-психологическому отбору.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный по состоянию здоровья годным к военной службе. По результатам профессионально-психологического отбора выносится заключение о пригодности гражданина к военной службе по контракту на конкретной воинской должности. Кроме этих требований, кандидат должен соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовке. Большим подспорьем для кандидатов является положительная характеристика общественных организаций, руководителей предприятий и учреждений, учебных заведений.

Граждане, соответствующие перечисленным требованиям, могут добровольно поступать на военную службу по контракту на должности солдат, сержантов, старшин впервые — в возрасте до 35 лет; солдаты, сержанты, и старшины запаса, ранее уволенные с военной службы по ряду оснований, — в возрасте до 40 лет. В отдельных случаях кандидаты старше 40 лет могут быть приняты на военную службу по решению министра обороны Республики Беларусь.

Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей. Первый контракт заключается на два года, затем он может быть продлен на срок от трех до пяти лет.

Наиболее распространенным основанием для отказа в приеме на военную службу по контракту является отсутствие в Вооруженных Силах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки гражданина или полученной им военно-учетной специальности. Нельзя не упомянуть и то, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, отбывавшими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях по приговору суда либо имеющими судимость.

Поступая на военную службу по контракту, граждане выбирают стабильность, конкурентный уровень оплаты труда, широкие возможности для самореализации, достойный уровень жизни и высокий социальный статус защитника Отечества. Служба в армии позволяет молодым людям найти свое место в жизни, построить карьеру.

Приоритетными направлениями комплектования должностей военнослужащими по контракту являются воинские должности сержантского состава, водителей и других высококвалифицированных специалистов, способных эксплуатировать современные интеллектуальные виды вооружения, военной и специальной техники.

Да, в нашей стране сохраняется смешанный принцип комплектования должностей сержантов и солдат. Это позволяет системно готовить мобилизационный резерв, осуществлять передачу военных компетентностей из поколения в поколение.

И, безусловно, деятельность органов государственного и военного управления по укреплению социальной защиты военнослужащих-контрактников будет непрерывно совершенствоваться, идти в ногу с тенденциями поступательного развития Республики Беларусь.

За уклонение от призыва на военную службу предусмотрены крупные штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто не готов взять в руки оружие, Конституция дает право на альтернативную службу – по сути, это обычная оплачиваемая работа

На работу вместо военной службы

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции). Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом 1 , который предусматривает смешанную систему комплектования Вооруженных Сил РФ – граждане могут пройти службу как по призыву, так и по контракту, т.е. стать профессиональными военнослужащими.

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее ст. 328 Уголовного кодекса предусматривает наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или дохода гражданина за период до 18 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Но что делать молодым людям, которые по соображениям совести не готовы брать в руки оружие и носить военную форму? Ответ на этот вопрос кроется в Основном Законе: если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции).

Что такое альтернативная гражданская служба?

В законе дано такое определение: альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву 2 . На практике АГС представляет собой обычную оплачиваемую работу, которую граждане выполняют вместо службы в армии.

Срок альтернативной гражданской службы сейчас составляет 1 год и 9 месяцев. Если молодой человек будет направлен для ее прохождения в организацию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, то срок службы составит на 3 месяца меньше.

Кто может пройти альтернативную службу?

Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.

Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской 3 .

Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.

Как реализовать право на АГС?

Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.

Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.

Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.

В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?

Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :

  • до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
  • до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.

Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.

Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом 6 .

Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Как рассматривают заявление?

Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.

Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.

По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.

Военную службу заменили на альтернативную гражданскую. Что дальше?

Остается ждать следующего призыва. За это время военный комиссариат направит информацию в Федеральную службу по труду и занятости, которая подготовит призывнику место для прохождения службы. После призыва молодой человек пройдет медицинское освидетельствование и в случае годности приступит к прохождению АГС. Если же призывник будет признан негодным или ограниченно годным к службе, то его освободят от этой обязанности и выдадут военный билет.

Как проходят альтернативную гражданскую службу?

Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.

Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности 7 .

Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения АГС?

Если молодой человек был освобожден от военной службы и уклоняется от прохождения АГС, он может быть наказан штрафом в размере до 80 тыс. руб. или его дохода за период до 6 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 УК РФ).

3 Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 93-О.

6 Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О.

Читайте также: