В чем заключается работа в авиакомпании

Обновлено: 17.05.2024

Организация встречи/отправки пассажиров, проведение справочно-информационной работы с пассажирами и клиентами (предоставление клиентам своевременной, точной и полной информации о правилах и условиях перевозок воздушным транспортом).

1. Проверка готовности коммерческой загрузки и необходимых документов к своевременной погрузке на борт ВС.

2. Организация и контроль своевременной доставки бортового питания для пассажиров и экипажей на борт ВС АК.

3. Обеспечение качества подготовки ВС к вылету.

4. Разработка мероприятий и планов действия представительства по организации работ в аварийных ситуациях до прибытия представителя АК.

5. Обеспечение взаимодействия с подразделениями аэропорта расположения Представительства по качественному наземному обслуживанию и предоставлению услуг пассажирам ВС АК в целях более полного удовлетворения их потребностей и запросов, в соответствии со стандартами АК.

6. Осуществление мероприятий по эффективному использованию коммерческой загрузки воздушных судов и привлечению пассажиров на рейсы АК

7. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению сохранности и своевременной доставке перевозимых грузов, багажа и почты на воздушных судах АК.

8. Обеспечение, в соответствии с “Правилами обслуживания пассажиров при нестандартных ситуациях”, размещения экипажей и пассажиров АК в гостинице, доставки в/из гостиницы, организации питания.

9. Проведение систематического анализа регулярности полетов и принятие мер к устранению причин нарушения регулярности, зависящих от служб аэропорта участвующих в процессах обслуживания и отправки пассажиров, багажа, груза и почты.

10. Повышение уровня культуры обслуживания и предоставляемых услуг для пассажиров и клиентов на основе совершенствования технологий и организации перевозок.

11. Осуществление деятельности, направленной на совершенствование организации производства, улучшение экономических показателей и повышение доходов АК

12. Контроль обеспечения питанием пассажиров и экипажей:

13. Контроль качества приготовления бортового питания;

14. Согласование рационов с авиакомпанией;

15. Организация предварительного заказа питания при продаже перевозки;

16. Обеспечение контроля процессов коммерческого обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, качества обслуживания пассажиров и клиентов АК в аэропорту расположения Представительства.

17. Контроль розыска багажа, а также оформления обслуживающими компаниями актов о повреждении багажа, грузов и почты, оформленных к перевозке на рейсах АК.

Тема 3.2 Организация обслуживания пассажиров и обработка их багажа

Организация обслуживание пассажиров особых категорий:

Перевозка пассажиров с маленькими детьми

Cовершеннолетний пассажир или пассажир, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, воздушного судна имеет право перевезти одного ребенка в возрасте до двух лет бесплатно при внутренней перевозке или при международных - со скидкой в размере девяноста процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, без предоставления отдельного места с обязательным оформлением Билета. Если ребенку в возрасте до двух лет по просьбе сопровождающего пассажира предоставляется отдельное место, то такой ребенок перевозится со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа.
Другие следующие с пассажиром дети в возрасте до двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, с предоставлением им отдельных мест.
При оформлении пассажирского Билета и во время прохождения процедуры регистрации ребенка необходимо предъявить Перевозчику документ, подтверждающий возраст ребенка. Возраст ребенка учитывается на дату начала перевозки от начального пункта отправления, указанного в перевозочном документе. Перевозчик или его Агент должны указать в пассажирском Билете ребенка дату его рождения.
Билет ребенка при изменении маршрута и/или даты вылета рейса после начала перевозки переоформляется по тарифу воздушной перевозки со скидкой, соответствующей возрасту ребенка на дату начала перевозки от начального пункта отправления, указанного в перевозочном документе, даже если возраст ребенка изменился к моменту переоформления перевозки.
Выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

stuardesa1

Сложно найти девушку, которая не примерила бы на себя должность стюардессы. Это не только высокооплачиваемая профессия, но и отличная возможность побывать во всех уголках земного шара. Работу на борту воздушного лайнера можно по праву считать самой романтичной и увлекательной. Кроме того, персонал авиакомпаний имеет ряд привилегий: скидки на авиарейсы, проживание в престижных отелях и др.

Итак, что нужно знать: ключевыми требованиями для желающих построить воздушную карьеру является презентабельная внешность и отличное состояние здоровья. что касается возрастных ограничений, то начать работу в большинстве авиакомпаний можно и в возрасте 40 лет — работодатель оценивает, в первую очередь, внешние данные. Длительность обучающего курса составляет около 2-3 месяцев. Обучение обойдется примерно в 45 тысяч рублей, при этом минимальный оклад бортпроводника составляет порядка 60 тысяч рублей.

Обязанности стюардессы

Основной задачей бортпроводника является создание комфортной атмосферы и условия для пассажиров. Несмотря на то, что стюарды относятся к младшему составу экипажа, они несут такую же ответственность, как и пилоты, поскольку и от них требуется корректное выполнение обязательств для безопасного перелета.

Стюарды и стюардессы — это те, кто находится в постоянном контакте с гостями авиалайнера, поэтому они должны обладать качествами психологов, уметь быстро реагировать в любой ситуации. Кроме того, на них возлагается роль барменов, официантов, медработников.

  • рассказывать о технике безопасности во время пребывания на борту и в случае экстренных ситуаций;
  • встреча гостей и сопровождение в пассажирскую зону;
  • помощь в поиске места, размещении ручного багажа;
  • поддержание чистоты в салоне до, во время и после рейса;
  • прием продовольственных продуктов и предметов гигиены;
  • разнос еды и напитков;

stuardesa

  • сопровождение к выходу по завершению рейса;
  • при обнаружении забытых вещей сдает их в специализированный отдел находок;
  • помощь в настройке коммуникационных источников, раздача буклетов, журналов, жилетов безопасности, подушек и прочего инвентаря;
  • оказание психологической поддержки, первой медицинской помощи в случае необходимости;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Требования к стюардессам

Стюардессы являются обслуживающим персоналом как для пассажиров, так и для команды. Такая работа априори предусматривает нестандартные условия труда, требующие высокой стрессоустойчивости и ответственного подхода. Поэтому, для работы необходимо прохождение специализированной подготовки при наличии первоначальных предпосылок для такого вида деятельности.

Итак, желающие попробовать себя в роли стюардесс, должны соответствовать следующим требованиям:

  • совершенное владение иностранными языками, английский является обязательным;
  • рост и вес в пределах нормы;
  • умение оперативно реагировать в нестандартных ситуациях, находить общий язык с темпераментными пассажирами;
  • отсутствие видимых татуировок и пирсинга;
  • идеальное состояние здоровья;
  • хорошая физическая подготовка;
  • презентабельная внешность, ухоженный внешний вид;
  • военный билет (для стюардов мужского пола);
  • владение техникой плавания.

Что касается стюардесс бизнес-классов, то для них критерии отбора несколько выше.

бизнес-классов

Важно! Желающие работать в международных крупных авиакомпаниях проходят более строгий отбор. Преимуществом станет высшее медицинское или психологическое образование, владение несколькими иностранными языками, опыт работы.

Что касается внешности, то здесь нет единых установленных стандартов. Каждая авиакомпания имеет индивидуальные критерии отбора.

В таблице представлены критерии отбора некоторых крупных авиаперевозчиков.

Компания Возрастные рамки Рост (см) Вес (кг) Размер униформы Дополнительные
Аэрофлот от 158 до 190 46
Delta Airlines до 25 от 165 до 65
Emirates от 165 макс. разм. груди 75С
Lufthanza от 165 до 65 46 маникюр: французский, красный, бесцветный
British Airways до 25 от 165 до 65 46 волосы не ниже уровня плеч, минимум косметики

Ряд авиакомпаний требует, чтобы члены экипажа не состояли в браке, не имели детей, но это относится к международным компаниям.

Интересно! Ввиду повышенной опасности профессии, женщины имеют право выйти на пенсию в 45 лет, мужчины — в 50.

Обучение

Чтобы освоить азы профессии бортпроводника, достаточно успешно пройти специальные профильные курсы. Продолжительность обучения составляет порядка трех месяцев.

Программа состоит из следующих дисциплин:

  • аварийно-спасательная база;
  • уроки плавания (после прохождения сдается испытание);
  • основы внешности;
  • курс психологии и с изучением норм поведения в нестандартных ситуациях;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • авиационный английский;
  • основы сервиса.

На этапе обучения стюардессы осваивают теорию и учатся применять полученные знания на практике в интерактивной форме. Курсы стюардесс включают также основы макияжа. Интересно, что любой курс включает изучение строения авиалайнера.

Наряду с каждой авиакомпанией работает школа обучения персонала. В рамках обучения есть как платные, так и бесплатные программы. последние предусматривают дальнейшее трудоустройство на контрактных основаниях.

По окончанию обучения будущие члены экипажа сдают аттестацию, успешное прохождение которое открывает перед ними новые горизонты. Для допуска к работе необходимо провести в воздухе 30 часов практики.

Пройти обучение могут все желающие, соответствующие перечисленным требованиям, но набор на курсы проводится на конкурсных основаниях. Избранные кандидаты имеют возможность обучаться бесплатно, а оплата за обучение компенсируется из оклада. Остальные участники оплачивают обучение в индивидуальном порядке.

Стоимость курсов стартует от 45 тысяч рублей. Большинство ВУЗов гражданской авиации предлагают подготовительные курсы бортпроводников.

При поступлении на обучение необходимо предоставить пакет документов:

  • паспорт, индивидуальный страховой номер СНИЛС;
  • трудовая книга (если имеется);
  • диплом о среднем образовании;
  • справка о несудимости;
  • медицинские заключения из наркологии и психоневрологии;
  • военный билет (если есть);
  • заключение врачебно-летной комиссии.

Карьера и оклад

Профессия является достаточно востребованной на рынке труда. В большинстве компаний всегда есть открытые вакансии, причем набирают даже без опыта и образования. Наиболее ужесточенные требования касаются состояния здоровья, внешних данных, что существенно сужает круг желающих. Наряду с авиакомпаниями работают обучающие курсы, в связи с чем требования определенной компании тесно переплетаются с учебной программой.

К примеру, отечественная компания Аэрофлот выдвигает следующие требования к кандидатам:

  • оконченное среднее образование;
  • высокий уровень владения английским;
  • военный билет (для мужчин);
  • стандартные внешние данные;
  • идеальное состояние здоровья.

Некоторые вакансии открыты для тех, кто владеет другими иностранными языками.

Минимальный оклад стюардессы составляет 60 тысяч рублей (при минимальных часах полета). Российский аэрофлот предлагает своим бортпроводникам от 80 до 120 тысяч за 80 воздушных часов. И это минимальная отметка. При увеличении рабочих часов заработная плата увеличивается соответственно.

Кроме того, члены авиационного экипажа имеют ряд привилегий:

  • 70 календарных дней заслуженного отпуска;
  • оплата санаторно-курортного отдыха;
  • оплата дошкольных заведений детям;
  • страховки;
  • льготные цены на билеты авиалинии для экипажа и для их родственников;
  • корпоративная коммуникация;
  • проживание за счет компании во время обучения;
  • проживание в комфортабельных отелях во время командировок.

Оклад напрямую зависит от компании. Например, международные авиалинии за минимальное количество часов предлагают более солидную оплату, чем российские.

Если после прочитанной статьи вас не останавливают определенные трудности и нюансы, тогда начинайте активно идти к своей цели. Помните, что бортпроводники должны всецело подчиняться рабочему графику, быть готовыми работать в ненормированном графике. Кроме сопровождения пассажиров во время полета должность требует выполнения огромного ряда обязательств.

Несмотря на плотный график, бортпроводники имеют возможность прекрасно провести время в свои выходные дни. Не удивительно, что карьерой бортпроводника грезят многие.

Работа в авиации — стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других — знание языка.

В этой статье:

Работа в авиации

Востребованность кадров в авиации

Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.

Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.

Профессии в гражданской и военной авиации

К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.

Работа в небе

1. Пилот гражданской авиации

Командир корабля отвечает за безопасность рейса, сохранность воздушного судна, жизни пассажиров или ценные грузы. Летчики отлично подготовлены физически, морально и умственно. В экстренной ситуации они должны уметь оценить риски и возможности самолета, принять быстрое и правильное решение. Для этого нужен опыт и доскональное знание машины, на которой летаешь.

Не менее важен и второй пилот. Согласно должностной инструкции, вся подготовка полета лежит на нем: узнать маршрут, погоду, проверить исправность приборов. Слышали истории о попадании птиц в двигатели самолетов? Чтобы такого не случалось, второй пилот проверит еще и орнитологическую обстановку в районе. Так что обязанностей у него не меньше.

Зарплата пилота начинается от 150 тысяч рублей. Сумма зависит от летных часов, престижа авиакомпании и отрасли авиации, где летчик работает. Однако самолет никто не доверит новичку. Чтобы сесть за штурвал машины, нужно не менее двух лет практики полетов, которую можно приобрести во время обучения в летном училище либо на тренировочных полигонах.

2. Летчик военной авиации

Пилоты военной авиации — сверхлюди. Они выдерживают изматывающий график, постоянные физические и моральные перегрузки, знакомы с техническими характеристиками всех известных воздушных машин, с радиотехникой, эхолокацией, могут при необходимости починить самолет самостоятельно.

Предположительно, летчик военной авиации зарабатывает от 100 тысяч в месяц, но точные данные не афишируются. Но не стоит идти в военную авиацию России ради хорошей зарплаты и достойной пенсии. Работа трудная и опасная. Вас ждут постоянные переезды, регулярные командировки в удаленные уголки страны и огромные нагрузки. Пожалуй, этот труд только для настоящих патриотов и смельчаков.


3. Летчик-испытатель

Летчик-испытатель — очень редкая профессия. Сюда попадают только самые опытные, но и им еще приходится доучиваться! Обязанности этого пилота — тестировать новую технику и помогать авиаконструкторам ее дорабатывать. Вторая зона ответственности — обучение экипажа военного воздушного судна.

Летчиков испытателей обучают всему, что связано с новшествами авиационной отрасли. Иногда выпускники даже пишут настоящую дипломную работу, прежде чем приступить к обязанностям.

4. Бортпроводник

В стюардессы и стюарды тоже возьмут не каждого. К внешности юношей и девушек предъявляют довольно суровые требования. Человек, от которого зависит безопасность пассажиров в экстренной ситуации, должен располагать к себе. Работодатели смотрят на рост, вес, наличие дефектов внешности, вроде шрамов, чистоту речи и приятный внешний вид. Также необходимо владеть английским языком.

Профессии в авиации


Работа бортпроводника - встретить пассажиров, помочь им разместиться в салоне, заботиться о них во время полета и проводить после его окончания. Стюардессы должны уметь сразу заметить опасную ситуацию и организовать слаженные действия пассажиров. Также в их обязанностях - оказание первой помощи при необходимости. Почитайте истории о приеме родов во время полета, чтобы понять, о чем идет речь. Зарплата бортпроводника начинается от 40 тысяч рублей в месяц. Опытные стюардессы получают в 2-3 раза больше.

5. Бортинженер

Самолет — сложная конструкция, в ней выверено буквально все: форма, размер, материалы, мощность, искусственный интеллект, работа приборов, шасси и топливной системы. Чтобы судно была исправно, необходим человек, который будет заботливо за ним следить. Это зона ответственности бортинженера.

Бортинженер может как сопровождать борт в полете, так и ждать его на земле в аэропорте. Зарплата этих специалистов начинается от 40 тысяч рублей, а работать они могут как в гражданской, так и в военной авиации.

Работа на земле, связанная с небом

1. Диспетчер аэропорта

Что для нас просто бескрайнее небо, для диспетчера четко спланированные воздушные трассы. Как развязка на скоростном шоссе. Специальность, требующая огромной усидчивости, внимательности и собранности. Авиадиспетчер координирует маршруты самолетов в небе и на земле. Ошибка в указаниях пилотам чревата страшной катастрофой. Под руководством диспетчерской также идет взаимодействие воздушного судна и аэропорта.

Авиадиспетчеры зарабатывают 60 тысяч в месяц. Также они могут рассчитывать на очень хороший соцпакет (льготы, привилегии). Например, после пяти лет работы, сотрудник диспетчерской службы может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно. Работа тяжелая, потому диспетчеры редко трудятся больше 36 часов в неделю, а каждый два часа в их графике предусмотрен небольшой перерыв.


2. Авиаконструктор

Одна из очень насыщенных междисциплинарных специальностей. Физика материалов необходима для разработки сплава, из которого создадут воздушное судно. Законы аэродинамики предадут машине оптимальную форму. Радиотехника займется точными приборами, без которых пилоты и диспетчеры не смогут управлять самолетом. Даже айтишникам есть, чем заняться: автопилот и аппаратура аэропорта помогают людям не допустить ошибок в их трудной и ответственной работе.

3. Персонал аэропорта

В больших аэропортах, вроде Домодедово, трудятся более 10 000 человек! Это многочисленный обслуживающий персонал для людей и машин. О существовании большинства работников аэропорта средний пассажир даже не догадывается.

Есть специалисты, которые следят за транспортировкой грузов и пассажиров. Также аэропорты стабильно нуждаются в водителях, операторах оборудования, управленцах. Отдельная большая группа людей обслуживает посадочные полосы. Они должны быть свободны, исправно освещены сигнальными огнями, очищены от грязи и наледи.

Согласно информации на сайте Домодедовского аэропорта, для трудоустройства в аэропорт не обязателен опыт работы, и на некоторые специальности, например инженера хозяйственного обслуживания территории, можно устроиться сразу после окончания школы - всему необходимому вас обучат на месте.

Заработная плата сотрудников аэропорта начинает от 35 тысяч рублей для тех, где не требуется высшее или средне-специальное образование и почти не имеет верхней планки.

Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища

Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!

Хочу летать

Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.

Краснокутское летное училище гражданской авиации;
Сасовское летное училище гражданской авиации;
Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского;
Бугуруслансское летное училище им. героя Советского Союза П.Ф. Еромасова.


Пилотов с высшим образованием выпускает всего пара-тройка авиационных университетов по всей стране.

Специальность

Вуз

25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения

СПбГУГА, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
УИ ГА, Ульяновский институт гражданской авиации имени Бугаева

25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Краснодар);
ВА МТО им. А.В. Хрулева

Как стать бортпроводником? Это вообще можно сделать после 11-ти классов школы. Обучение на стюардессу или стюарда — это короткие курсы на базе авиакомпании или учебного центра аэропорта. Лучшие варианты — Аэрофлот, Внуково, Домодедово и Школа бортпроводника Airschool.

Хочу создавать летательные аппараты

Авиаконструкторов всех возможных профилей готовит главный авиационный университет страны - МАИ. Но это не единственное место, где можно получить нужное образование.

Специальность Вуз Профессия
24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮурГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ОмГТУ
Инженер стартовых комплексов, специалист по IT-системам, инженер-конструктор ракетных комплексов, космонавт
24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика МАИ,
ТГУ
Инженер по навигации, инженер по управлению воздушным движением, инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
24.03.04 Авиастроение МАИ,
КАИ,
УлГУ,
УГАТУ, Университет Дубна
Авиадиспетчер, авиационный инженер, авиационный техник, военный лётчик, инженер-аэродинамик
24.03.05 Двигатели летательных аппаратов МАИ,
КАИ,
РГАТУ им. П.А. Соловьева,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, УГАТУ
Инженер по авиационным двигателям, инженер по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, инженер-испытатель двигателей летательных аппаратов, инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов, инженер-механик по двигателям летательных аппаратов
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮУрГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, ОмГТУ
Инженер-конструктор авиационной и ракетно-космической техники, инженер-конструктор крылатых ракет, инженер-конструктор скоростных подводных аппаратов, инженер-проектировщик наноспутников
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей МГТУ им. Баумана,
МАИ,
КАИ,
ЮурГУ,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, РГАТУ им. П.А. Соловьева, УГАТУ,
ОмГТУ
Инженер-конструктор, инженер жидкостных и ракетных двигателей, инженер-летательных аппаратов, инженер-программист, специалист по IT-системам
24.05.07 Самолето- и вертолетостроение МАИ,
НГТУ им. Р.Е.Алексеева, КАИ,
ЮФУ
Авиаконструктор, авиационный инженер, инженер-исследователь в области авиастроения, инженер-механик, специалист по сертификации авиационной техники

Хочу управлять полетами

Если ваша мечта - работа в аэропорте, то выбор профессий огромен. Например, есть профили, которые готовят профессиональных управленцев для авиации.

Специальность Вуз Профессия
24.03.02 Системы управления движением и навигация ИТМО,
МАИ,
ГУАП,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева
Инженер по управлению воздушным движением, специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, инженер по навигации, специалист по навигационному оборудованию, специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
24.05.04 Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники МГТУ им. Баумана Авиационный инженер, авиаконструктор, слесарь-сборщик авиационных приборов, авиадиспетчер, авиационный техник
25.03.03 Аэронавигация МГТУГА, СпбГУГА Авиаменеджер, лётный директор авиационного предприятия, менеджер по авиаперевозкам, инспектор по авиационной безопасности
25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов СПбГУГА Инженер по безопасности транспортной сети, инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, инспектор по авиационной безопасности, специалист по сервису на транспорте

Хочу получить работу в аэропорту без профильного образования

Список вакансий административного персонала также предлагает множество вариантов, где профильное образование не требуется. Стать ближе к авиации можно сразу после школы после обучения на месте, во время которого аэропорт обычно выплачивает стипендию.

Как познакомиться с профессией ближе?

Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.

1. Виртуальные симуляторы и видеоигры
Приобщиться к работе пилота можно на примере симуляторов полета. Самые популярные видеоигры - серия Microsoft Flight Simulator для будущих пилотов гражданской авиации. Военная авиация представлена в IL-2 Sturmovik и Digital Combat Simulator.

2. Фильмы
Фильмов про авиацию снято превеликое множество. Советскому кинематографу есть, что рассказать о героях Великой отечественной войны: “В бой идут одни старики”, “Ключи от неба”, “Повесть о настоящем человеке”. Современные картины о сложностях профессии пилота - “Экипаж”, “Чудо на Гудзоне”, “Призрак”.

Профессии в авиации

4. Экскурсии
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы. Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154.

Флайт-менеджер

Флайт-менеджер – относительно новая профессия в российской авиации. Она появилась в 90-х годах двадцатого столетия с развитием коммерческих взаимоотношений между авиакомпаниями и сопутствующими структурами. Флайт-менеджер занимается планированием и организацией пассажирских и грузовых чартерных перевозок. За этой краткой и скромной формулировкой стоит невероятная масса обязанностей, которую выполняет флайт-менеджер в режиме дефицита времени. Недаром название профессии происходит от слова «flight”, что в переводе с английского имеет несколько значений и все устремлены вперед и вверх — полет, порыв, взлет, быстрое течение и т.п. От профессиональных знаний флайт-менеджера, умения анализировать ситуацию и принимать оптимальное решение, способности строить плодотворные отношения со множеством служб и специалистов зависит в целом эффективность чартерных рейсов авиакомпании. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Флайт-менеджеры не являются членами экипажа, но участвуют в полете. Поэтому на рейс оформляются по всем правилам: имеют при себе все необходимые документы, идентификационную карту, а также застрахованы, как все члены экипажа.


Особенности профессии

Основные функциональные обязанности флайт-менеджера начинаются задолго до полета:

  • сбор и анализ информации для выполнения рейсов;
  • согласование с диспетчерами использование воздушного пространства для данного рейса;
  • согласование вопросов обеспечения топливом самолета в промежуточных аэропортах;
  • планирование маршрута полета с помощью современных технических программных средств;
  • подача заявок на ИВП по Интернету и телефонной сети Главного Центра единой системы организации воздушного движения;
  • получение информации о метеорологической обстановке в аэропортах вылета и прилета и предоставление ее экипажу.

В некоторых компаниях флайт-менеджер выполняет задачи по предварительной подготовке рейсов:

  • взаимодействие с представителями государственных, общественных и коммерческих организаций по вопросам авиационных перевозок;
  • выбор организаций-партнеров, предоставляющих хэндлинговые услуги.

Обязанности флайт-менеджера в рейсе:

  • осуществление расчетно-платежных операций в аэропортах назначения;
  • организация размещения экипажа самолета в отеле, в случае необходимости их транспортного и медицинского обслуживание в аэропортах пребывания;
  • взаимодействие с хэндлинговыми агентами аэропорта назначения по вопросам аэропортового обслуживания самолета, его разгрузки или загрузки;
  • контроль выполнения грузополучателями обязательств по заключенным договорам и правильность оформления сопутствующей документации;
  • в случае возникновения непредвиденных ситуаций общение с руководством авиакомпании, пограничными и таможенными службами.

Кроме того, флайт-менеджер:

  • разрабатывает специальные мероприятия для повышения эффективности рейсов;
  • участвует в разборах полетов, выявляющих и анализирующих недостатки рейса;
  • принимает участие в рекламных кампаниях.

Флайт-менеджеры работают и в области VIP-перевозок. Здесь они являются представителем авиакомпании и работают с заказчиком рейса, консультируя его по всем вопросам, связанным с выполнением чартерного рейса. Если у заказчика возникает проблема со сменой маршрута, флайт-менеджер через авиакомпанию добивается получения разрешения на выполнение чартерного рейса в другое время. Кроме того, он осуществляет заказ дополнительного питания, организует отдых экипажа - одним словом, координирует все моменты, связанные с подготовкой и выполнением VIP-полетов.


Лицо авиакомпании сегодня – это не самолеты, не пилоты, а стюардессы и стюарды, которые встречают пассажиров на борту, находятся с ними на протяжении всего полета. Именно работа этих членов экипажа становится решающей в характеристике сервиса. Кроме того, нельзя забывать, что бортпроводники отвечают также и за безопасность каждого в салоне самолета.

Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?

На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.

Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.

Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.

Бортпроводники на воздушном транспорте


Сингапурские стюардессы в национально стилизованной форме (цвет определяется рангом)

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот самолёта, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолётов стали включать третьего члена — стюарда.

В чем заключается профессия бортпроводника. Должностные обязанности

Основной обязанностью бортпроводника является обеспечение комфортных и безопасных условий для пассажиров авиалайнера. Несмотря на то, что стюард является младшим членом экипажа воздушного судна, на его плечи ложится колоссальный объем ответственности. Он является лицом борта, лицом авиакомпании. Именно стюардесса встречает пассажиров перед рейсом, находится с ними в тесном контакте на протяжении всего полета, играет роль врача, психолога, конфликтолога, официанта, бармена, спасателя и просто хорошего собеседника.
Какие функции выполняет бортпроводник:

  • Оказывает информационную поддержку пассажиров в вопросах правил поведения на судне, безопасности, плана действий при аварийной ситуации
  • Выполняет уборку салона, поддерживает чистоту, сохраняет порядок во вверенной ему зоне
  • Предоставляет питание и напитки для пассажиров
  • Организовывает комплекс развлекательных услуг: пресса, просмотр телевизора, радио и т.д
  • Выдает по необходимости предметы для комфортного перелета: пледы, подушки, санитарно-гигиенические наборы
  • Встречает пассажиров на борту, провожает до места, помогает разместить ручную кладь
  • По окончании полета провожает пассажиров, проверяет салон на предмет оставленных вещей. Сдает таковые в отдел находок
  • Принимает бортовое питание, предметы для обслуживания воздушных путешественников: салфетки, туалетная бумага, полотенца и др
  • Оказывает первую медицинскую помощь, психологическую поддержку
  • Предупреждает и улаживает конфликтные ситуации среди пассажиров на борту

Важно! Бортпроводник – ответственная профессия. Именно эти члены экипажа отвечают за жизнь людей в салоне в случае чрезвычайной ситуации. Перед полетом стюард обязан проверить состояние аварийно-спасательного оборудования, научить пассажиров им пользоваться, проконтролировать правильное применение в случае ЧП. Он должен следить, нет ли в салоне подозрительных предметов, бесхозных сумок, людей со странным поведением и сообщить командиру судна при первом же подозрении.

Что входит в обязанности бортпроводницы

Профессия стюардессы – это не только обслуживание пассажиров и контроль за происходящим на борту. Авиаперелёты могут сопровождаться самыми неожиданными внештатными ситуациями. Бортпроводник – единственный человек в самолёте, который обязан уметь правильно реагировать на такие ситуации и быстро решать возникающие проблемы. Нужно быть готовым к любому повороту событий, а для этого требуются знания, навыки и опыт. Ниже изложен перечень должностных обязанностей стюардессы:

Инструкция перед вылетом

  1. Приветствие. При входе в салон самолёта пассажира нужно встречать с доброжелательными словами.
  2. Проверка билетов. Важно тщательно просмотреть все данные в документе.
  3. Проверка инвентаря. Перед каждым взлётом следует убедиться в наличии всех аптечек, кислородного баллона, огнетушителя, а также необходимого количества продовольствия, посуды, одеял.
  4. Инструкция перед полётом. Перед взлётом необходимо рассказать пассажирам о правилах безопасности в случае аварийной ситуации, о правильном применении средств защиты, об этичном поведении. Также нужно осведомить людей об их возможностях, например, о том, что в любой ситуации они могут обратиться к бортпроводнику за помощью, спросить об обедах и прочих нуждах.
  5. Команды к действию. Важно уметь владеть ситуацией и держать пассажиров под контролем. В случае возникновения проблемы стюардесса говорит, что нужно сделать, либо вежливо принуждает людей соблюдать правила поведения на борту.
  6. Устранение конфликтов. Большое количество людей, сидящих близко друг к другу, а также стресс из-за боязни перелётов могут спровоцировать ссору или драку. В обязанности бортпроводника входит урегулирование недопониманий.
  7. Консультирование. На любые возникающие вопросы пассажиров следует отвечать и помогать в решении возникшей проблемы.
  8. Медицинская помощь. Нередки случаи, когда человеку становится плохо. Возможны и травмы. Поэтому все работники на борту проходят подготовку по оказанию первой медицинской помощи.
  9. Другая помощь. Достать багаж, принести прессу или вытереть пятно на кресле – всё это может понадобиться.
  10. Обслуживание. Раздача еды и напитков тоже является задачей для проводника. После обеда он же собирает посуду и мусор.
  11. Взаимодействие с пилотом. Это необходимо в отдельных случаях, когда пассажирам требуется донести информацию, касающуюся возможной аварии или турбулентности.

Образование бортпроводника. Где выучиться и какие экзамены необходимо сдать

Чтобы выучиться на бортпроводника чаще всего не обязательно иметь высшее образование, достаточно средне-специального. Авиакомпании и аэровокзалы организовывают курсы по обучению этой профессии. Они могут быть платными и бесплатными, с трудоустройством и обязательным контрактом на определенный период времени. В конце будущие бортпроводники сдают экзамены и начинают набирать инструкторские часы в небе. По правилам нужно отлетать с инструктором 30 часов, чтобы получить допуск к работе.

Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет и высшее медицинское или психологическое образование, и знание нескольких иностранных языков, и стаж работы в авиакомпании.

Какие требования предъявляются к желающим обучиться этой профессии?

  • Знание иностранных языков, английский обязательно
  • Навыки работы в сфере обслуживания, способность быстро реагировать в конфликтных ситуациях, находить контакт с разными пассажирами
  • Абсолютное здоровье
  • Презентабельный внешний вид, не допускаются татуировки и шрамы. Рост и вес должны быть в пределах допустимых параметров
  • Наличие военного билета для лиц мужского пола
  • Хорошая физическая форма, умение плавать

Образование бортпроводника можно получить всего за три месяца.
Столько длятся специальные курсы, которые включают следующие блоки:

  • Аварийно-спасательные мероприятия
  • Внешний вид бортпроводника
  • Авиационный английский язык
  • Основы первой медицинской помощи
  • Водная подготовка
  • Основы сервиса
  • Основы психологии и конфликтологии

В процессе обучения студенты выполняют практические задания, изучают теоретическую базу. На практике проходят занятия по медицинской помощи, симуляция аварийных происшествий, основы визажа, обслуживания пассажиров. В теоретической части студенты изучают, как устроен самолет, психологию, языки.

В США

Несмотря на то, что первыми бортпроводниками были мужчины и многие первые авиалинии запрещали нанимать женщин, эта работа скоро стала почти исключительно женской профессией. Маркетологи с удовольствием использовали присутствие женщин на борту для рекламы.

В 1930 году в Соединённых Штатах возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а на тот момент любой лишний килограмм имел значение для сохранения устойчивости самолета. Первой авиастюардессой в истории обычно называют Эллен Чёрч из Сан-Франциско, вышедшую на работу 15 мая 1930 года. Её наняла компания United Airlines (существует поныне). В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты.

Со временем, когда авиапутешествия сделались более комфортными, авиалиниям потребовалось привлечь новых клиентов. Стюардессы в 1940-х и 1950-х позволяли авиалиниям показать, что самолет может быть таким же комфортным, как и гостиная. И таким же безопасным: и для женщин, и для детей, и для мужчин. В то время маркетологи пытались представить стюардессу в образе матери или жены.

Сколько можно заработать в должности бортпроводника

Заработная плата бортпроводника зависит от его стажа, количества часов в небе, авиакомпании. Минимальный порог стартует с 30 тысяч рублей в месяц. Сколько зарабатывают бортпроводники с большим стажем из ведущих авиакомпаний на международных рейсах? Иногда сумма ежемесячного вознаграждения достигает 100 тысяч рублей. Средняя зарплата, таким образом, составляет 65 тысяч, что относит профессию к высокооплачиваемым, особенно если учесть, что стюард является младшим членом экипажа.
Приятным бонусом считается обязательная медицинская страховка в хороших клиниках, скидочные карты в международных гостиничных сетях, регулярные премии, отличный социальный пакет, в который иногда входит даже оплата детского сада для детей.

В военной авиации

СССР и РФ на всех типах воздушных судов, в том числе на транспортных, пассажирских, штабных и литерных должности стюарда не предусмотрено как таковой; за пассажирами и порядком в салоне (грузовой кабине) контроль осуществляется одним из членов экипажа: борттехником АДО, бортмехаником, оператором и т. п. Все пассажиры находятся полностью на самообслуживании, в том числе самостоятельно и заблаговременно беспокоятся о своём питании на протяжении полёта. Все без исключения пассажиры воздушного судна подчиняются командиру экипажа (корабля) и обязаны беспрекословно выполнять все требования членов экипажа воздушного судна. Независимо от званий и должностей, никто из пассажиров не имеет право давать указания или вмешиваться в работу экипажа.

Рабочий график бортпроводника

Вся жизнь стюардессы подчинена плану полетов, который может меняться по разным причинам – от погодных условий до переноса рейса. Поэтому четкого графика у бортпроводника нет.
Работа сменная, выходные выпадают между рейсами, в любой день недели, не обязательно в субботу или воскресенье. Нормой считается практика, когда стюарда вызывают на рейс в выходной день, поэтому люди этой профессии всегда на связи с начальством. Зато отпуск у бортпроводника составляет 72 дня, они отдыхают дважды в год по целому месяцу.

График работы и условия труда бортпроводника

Стюардессы и стюарды не работают по четко установленному графику. Их трудовые будни полностью зависят от плана полета и его продолжительности. Они могут совершать как часовые маршруты, так и межконтинентальные перелеты, находясь в воздухе по 20 часов подряд.

Также всегда существуют форс-мажорные обстоятельства, когда бортпроводника вызывают на рейс вне графика. Поэтому сотрудники должны быть не только всегда на связи, но и быть готовыми выйти на рейс в любое время.

Подводные камни. Есть ли ограничения по здоровью и возрасту для бортпроводников

Рассмотрим минусы работы стюардом на воздушном транспорте:

  • Ненормированный график труда
  • Маленькая возможность вырасти по карьерной лестнице
  • Регулярное изменение климатических условий ведет к проблемам со здоровьем

Претендент на заветную вакансию должен обладать отменным здоровьем. Не должен состоять на учете у специалистов, иметь стабильную нервную систему, уравновешенный характер.
Возраст бортпроводников не имеет ограничений. Профессия относится к работам с вредными и опасными условиями труда, поэтому на пенсию стюард выходит в 45 лет (женщины) и в 50 лет (мужчины). Если внешний вид и здоровье бортпроводника позволяют, он вполне может работать на судне до самой пенсии.

Стереотипы, юмор

Данную профессию принято считать женской, несмотря на то, что самыми первыми бортпроводниками были мужчины.

Работа стюардессы накладывает свой отпечаток на поведениев обычной жизни. Качества, присущие стюардессам: улыбка, спокойствие и невозмутимость, возможность оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации, всегда выглядеть стильно и опрятно.

Нужные языки для бортпроводника: видео

Предлагаем вашему вниманию видео, посвященное теме лингвистического образования стюардессы. Какие иностранные языки важны для бортпроводников и достаточно ли одного английского.

Карьерный рост бортпроводника (стюардессы)

Как и многие другие профессии, которые относятся к сфере обслуживания, у стюардов и стюардесс нет возможностей для какого-либо серьезного развития в своей направленности.

Например, бортпроводник может начать летать на внутренних рейсах в эконом-классе, потом перейти в бизнес-класс. Далее для него открываются международные направления. В среднем такая карьера при должном знании обязанностей и хорошим уровнем владения языка может занять максимум год. И строго говоря, все члены экипажа совершают точно такое же развитие.

Также бортпроводник при желании может перейти в административную службу и стать начальником службы. Но это будет уже другая область деятельности, требующая других знаний и навыков. Иными словами, в этой профессии карьерный рост не предусмотрен.

Личностные качества профессии бортпроводник

Для того, чтобы работать стюардом необходимо обладать следующими качествами:

Читайте также: