В чем заключается работа тьютора в школе с детьми с овз

Обновлено: 14.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы тьютора в образовательной организации.

Почему эта тема стала особо актуальна в наше время?

Общедоступность, равные права и возможности на получение образования для всех детей

Увеличение количества детей с нарушениями в развитии

Возможность выбирать форму получения образования

Необходимость в создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

Приказ Минобрнауки от 30 августа 2013 г. №1015 ( в редакции от 17.07.2015)

П.32. При организации образовательной деятельности по АООП создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по 1 штатной единице

*учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые 6-12 учащихся с овз.

*учитель-логопед на 6-12 учащихся с овз

*педагога-психолога на 20 уч-ся с овз

*тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с овз.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при условии грамотно начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, для этого мы в своей работе используем Примерные Адаптированные основные образовательные программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.

Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Мы предлагаем ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень документации.

Я уделяю особое внимание дневнику – это форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

Виды дневников:

Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию.

Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.

Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы.

Тьютор - tutor в переводе с английского — педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor — заботиться, оберегать) связана с понятиями — "защитник", "покровитель", "страж".

Тьюторство- это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.

Тьюторское сопровождение- это организация образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

Среди основных функций тьюторского сопровождения исследователи выделяют:

информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации ИОП;

развивающую диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта;

содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП; тьюторскую навигацию и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП;

организацию рефлексии; тренинги самоуправления

само регуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности обучающегося.

Деятельность тьютор в рамках сопровождения особого ребенка – это всегда работа в междисциплинарной команде.

Что отличает междисциплинарную команду:

общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и в вопросе о включении детей с ОВЗ в среду школы в частности;

профессиональная и личностная поддержка друг друга;

единый философский и методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;

взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;

единый профессиональный язык;

достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его развития, представляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса;

скоординированность и четкая организация действий как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;

привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;

участие в широком профессиональном сообществе. Тьютор становится связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего положения Министерства образования (Приказ №27/901-6 от 27.03.2000). Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме, если такая практика существует в УО, формируются для тьютора цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику, заявляет о возникших проблемах; – принимает участие в разработке образовательного маршрута для ребенка, в решении вопросов, связанных с жизнедеятельностью ребенка в школе;

Тьютор и учитель (обсуждает) –цели и задачи своей работы

-каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке ( Ребенок-учитель-тьютор)

-особенности характера и поведенческих проявлений ребенка

-единство тробований

Что касается работы по взаимодействию с другими специалистами школы (медики, психолог,логопед) то тьютор:

-вносит предложения по работе с тьюторантом

-помогает в составлении индивидуальных маршрутов

-осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для ребенка, помощь ему в ориентировании в задании и т.д.)

Важно отметить, что тьютор (ассистент учителя, применительно конкретно для нашего учреждения) специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.

Основная задача тьютора – помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в образовательной среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

Известно, что для нормальной полноценной жизни ребенка в школе важны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодействовать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества личности, как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоциональному состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование работы учителя и тьютора основываются на данных о состоянии коммуникативных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также на данных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе.

Основными задачами тьютора в этом направлении при сопровождении ребенка с ОВЗ будут: 1.Помощь в инициации и построении контактов с другими детьми, с учителями и другими специалистами; 2.Развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленности на других детей; 3.помощь в формировании психологического климата класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и адекватных форм их коммуникации.

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

. установление контакта с родителями вновь прибывших детей,

объяснение задач, составление плана совместной работы;

. формирование у родителей адекватного отношения к своему

ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

. оказание родителям эмоциональной поддержки;

. содействие родителям в получении информации об особенностях

развития ребенка, прогноза развития;

. формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

. проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является

длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

Он был открыт в 2016 году, в классе на данный момент дети с различными заболеваниями (умеренная умственная отсталость, синдром дауна, аутизм).

Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

В каждом виде отношений роль тьютора по сути, сводится к одному и тому же:

инициация правильной активности подопечного;

поддержание этой активности;

постепенный выход из посреднической роли тьютора, то есть предоставление максимальной самостоятельности ребенку с особенностями развития.


В настоящее время российская образовательная система готовиться к внедрению нового поколения стандартов, в том числе специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС).

Концепция СФГОС — это перспективный инструмент инновационного развития практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории России, так как она позволяет сохранять достижения в сфере цензового образования детей с ограниченными возможностями здоровья, открывает возможности получения нецензового образования, адекватного психическому развитию значительной части детей указанной категории. Важно, что разработанный в институте коррекционной педагогики РАН стандарт учитывает современные тенденции развития образовательной системы страны, позволяет осуществлять системную координацию действий на всех уровнях коррекционно-образовательной практики, предусматривает новые механизмы взаимодействия общего и специального образования и решении организационных, методических, кадровых задач.

Вопрос педагогических кадров наиболее актуальный в условиях внедрения инклюзии в российскую образовательную систему, так как реализация данного СФГОС требует введения профессии тьютора в образовательное пространство.

Появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, в частности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые долгие годы оставались за пределами общей образовательной практики, а в связи с новой концепцией СФГОС, в рамках инклюзивного подхода, получили возможность реализовать свое право на получение образования в общеобразовательной школе.

Школа в свою очередь столкнулась с проблемой создания условий эффективного процесса образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение тьюторства в условиях инклюзивного образования решает данные проблемы и способствует максимальной индивидуализации учебного процесса, социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тьютор — это специалист, который сопровождает учащегося с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего и индивидуального обучения, участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, посредник между традиционным педагогом и учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуализация учебного процесса тьютором осуществляется только с учетом знаний, умений, интересов и возможностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

В общем виде цель деятельности тьютора может быть сформулирована как сопровождение и коррекция образовательных программ и учебных планов с учетом нужд и потребностей, интересов и проблем учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенный нами опрос педагогов, в рамках исследования проблемы тьютерского сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так же показал, что основные проблемы педагогов связана с тем, что часто, они сталкиваются во время урока с неадекватным поведением детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги пугаются и не знают, чем и как помочь себе, ребенку, классному коллективу. Многие преподаватели отмечают, что в свободной деятельности, на перемене они смогли бы найти способ успокоить ребенка, но жесткие рамки урока не дают им этого сделать. А тьютор, по мнению большинства опрошенных, как раз тот специалист, который смог бы облегчить им проведение урока, сбалансировал систему взаимоотношений с классным коллективом, что в свою очередь не только улучшит социально-психологический климат, но и сформирует систему без барьерных отношений между здоровыми сверстниками и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях инклюзивной образовательной практики, когда в школе среди обычных сверстников находится учащийся, который плохо видит или слышит, которому трудно ходить из-за принесённой травмы или ДЦП, имеет нарушения речи или заметные интеллектуальные проблемы, тьюторское сопровождение жизненно необходимо.

Именно тьютор, или, как иногда его еще называют, ассистент педагога, не отвлекая от учебной деятельности педагога, помогает учащемся с ограниченными возможностями здоровья концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе правилам, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, различать по назначению урок и перемены, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя. Большую помощь тьютор оказывает своим тьюторантам и в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении своего гиперактивного, а иногда и агрессивного поведения.

Поэтому, введение тьютора на урок в школе не просто модная тенденция, а своего рода актуальная необходимостью, к тому же подкрепленной авторитетным мнением и педагогов-практиков и родителей учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществление тьюторской деятельности связано со следующими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (классификация В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым), в условиях инклюзивной образовательной практики:

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи (логопаты);

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с умственной отсталостью;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением поведения и общения;

- дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА;

- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Инклюзивная образовательная практика и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют ряд специфических особенностей профессиональной деятельности тьютора:

- при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья тьютор должен знать физиологические и психологические особенности, что позволяет учитывать сильные и слабые стороны учащихся и определять варианты взаимодействия с ними;

- в компетенции тьютора обязательно входит предоставление информации педагогу о поведенческих особенностях учащегося с ограниченными возможностями здоровья, особенностях усвоения им учебного материала, помощь в корректировки учебного плана в соответствии с особенностями учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

- основной метод работы тьютора с детьми с ограниченными возможностями здоровья — наблюдение, направленное на отслеживания характерных форм поведения и фиксации его изменения у детей, так как своевременно отмеченные изменения в поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют оперативно реагировать тьютору в ходе урока: сменить задание, дать какое-либо поручение, тем самым предотвратить утомление, приступ плохого поведения у тьюторанта.

Учет практике инклюзивного образования данных аспектов позволит специалисту качественно реализовать свои профессиональные возможности, эффективно сопровождать учащихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывать полноценное содействие учебной и воспитательной деятельности педагога.

Инклюзивная практика, где обучаются дети с особенностями интеллектуального развития, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, безусловно, нуждается в таком помогающем специалисте, тьютор поможет эффективнее использовать обучающий ресурс школ; позволит учитывать при обучении весь спектр сохранной части интеллекта ребенка, повысит его восприимчивость к преподаваемому материалу, что улучшит уровень его жизни в целом. Именно для этой категории детей институт тьюторства в России необходим и, в прямом смысле этого слова, как мы уже отмечали выше, жизненно важен. Ведь если в школе детям с ограниченными возможностями здоровья не будет оказываться достаточная индивидуализация в образовании, не будут в достаточной мере учитываться их индивидуальные особенности развития (а без тьюторства, как системы, этого не случится), то дверь в образование для таких детей будет оставаться по-прежнему лишь приоткрытой, поставленные цели и задачи СФГОС, так и останутся не реализованными. И большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а затем и взрослых людей с инвалидностью останется, как и прежде, без достойного образования, следовательно, в стороне от нормальной жизни.

2. Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000. -2005. - С. 128.

3. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М.: Смысл,1991.

4. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. - Альманах ИКТ. - № 13, 2009.

5. Петрова Г. И. Педагог-тьютор - новая профессия в сфере образования // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. - Томск, 2009. - С. 12 - 15.

7. Чернявская А. Г. Методические основы деятельности тьютора. - МИМ ЛИНК, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная образовательная практика, категория детей, классный коллектив, психическое развитие, российская образовательная система, умственная отсталость, учебный процесс, эмоционально-волевая сфера.

Похожие статьи

Особенности развития эмоциональной сферы умственно.

эмоциональная сфера, отсталый ребенок, чувство, нормальный школьник, основной психический дефект, умственная отсталость, школьный возраст, изучение эмоций, ребенок, развитие личности.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой.

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа.

Формирование дружеских отношений среди младших школьников.

Это означает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и дети с умственной отсталостью (далее дети с УО) имеют право на получение образования в общеобразовательных учреждениях.

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения.

ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательная.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам.

По мнению Н. Н. Малофеева инклюзивное образование можно рас-сматривать как процесс совместного воспитания и обучения нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии

Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального.

Развитие познавательной сферы детей с особыми.

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей.

‒ развивать регулятивную, коммуникативную функцию речи, обеспечивающей социализацию ребёнка с умственной отсталостью.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы.

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка.

Похожие статьи

Особенности развития эмоциональной сферы умственно.

эмоциональная сфера, отсталый ребенок, чувство, нормальный школьник, основной психический дефект, умственная отсталость, школьный возраст, изучение эмоций, ребенок, развитие личности.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой.

ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа.

Формирование дружеских отношений среди младших школьников.

Это означает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и дети с умственной отсталостью (далее дети с УО) имеют право на получение образования в общеобразовательных учреждениях.

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения.

ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательная.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам.

По мнению Н. Н. Малофеева инклюзивное образование можно рас-сматривать как процесс совместного воспитания и обучения нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии

Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального.

Развитие познавательной сферы детей с особыми.

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей.

‒ развивать регулятивную, коммуникативную функцию речи, обеспечивающей социализацию ребёнка с умственной отсталостью.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы.

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка.


-поиск или назначение тьютора для детей с рекомендациями от ПМПК.

Диагностический этап

(Если не говорит)

Наблюдение за ребёнком:

Беседа с родителями:

(Если говорит)

Наблюдение за ребёнком;

Беседы с ребёнком:

-Что ты любишь? Что ты любишь делать? Что тебе интересно? Кем хочешь быть, когда станешь взрослым? Почему?

-Если ребёнок говорит, повторяя слова взрослого или персонажа из мультиков и рекламы (наблюдаем, насколько он соотносит произнесение слов с ситуацией).

-В разговоре с родителями выясняем профессиональные (и хобби) интересы родителей, наличие братьев-сестёр.

Проектировочный этап

  • В индивидуальный образовательный маршрут включаем не только ИУП, но и кружки, секции, дополнительные занятия (внутри и вне ОУ);
  • Создаём портфолио ребёнка – пластиковая папка с его фото и бумажными листами (файлами) для фото с будущими мероприятиями, поделок, фото с уроков;
  • Заводим дневник тьютора: отмечаем даты-сроки, задачи, формы работы с ребёнком (индивидуальная, на каких уроках; групповая);
  • Определяем, что нужно сделать по адаптации образовательной среды (подбор места для ребёнка в группе, учебных пособий, маркировка маршрутов перемещения ребёнка, вопросы физиологии, питания, приёма медикаментов).

Помним о том, что тьютор сопровождает образовательную деятельность ученика, следовательно, для ученика с ОВЗ, особенно на первых этапах, любая деятельность должна быть образовательной.

Основной этап

  • Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ИОМ, учебных планов, проектов;
  • Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации ИОМ, УП, проектов;
  • Участие в реализации АОП обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам и в образовательной организации;
  • Оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении ИУП и АОП;
  • Проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учётом особенностей их возраста и образовательной программы.
  • Помощь на занятиях, переменах;
  • Пополнение портфолио фото с мероприятий, уроков;
  • Помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
  • Заполнение дневника (фиксация успехов, трудностей, рекомендации родителям);
  • Общение с родителями по текущим вопросам;
  • Помощь педагогу: изготовление необходимых пособий, карточек;
  • Взаимодействие со сверстниками обучающегося, решение текущих вопросов. Адаптация образовательной среды,
    сопровождение означает также:
  • Наблюдаю, понимаю, что происходит и кто первым должен среагировать, пробую инициировать его в правильную активность. И главное – если что-то идёт не так –
  • Сделать самому.
  • Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса – зачем и как это сделано. Цель: чтобы в следующий раз они сделали сами.

Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации ИОМ, учебных планов, проектов.

  • Подготовка отчётов по итогам работы;
  • Анализ записей дневника, наглядное представление динамики;
  • Дооформление портфолио ;
  • Участие в работе педагогического консилиума по итогам реализации АОП (выступление и обсуждение);
  • Составление примерных целей и задач на следующий учебный год, корректировка ИОП; Беседа с родителями об итогах работы с ребёнком и согласование дальнейших планов наследующий учебный год. Отслеживание динамики


-поиск или назначение тьютора для детей с рекомендациями от ПМПК.

Диагностический этап

(Если не говорит)

Наблюдение за ребёнком:

Беседа с родителями:

(Если говорит)

Наблюдение за ребёнком;

Беседы с ребёнком:

-Что ты любишь? Что ты любишь делать? Что тебе интересно? Кем хочешь быть, когда станешь взрослым? Почему?

-Если ребёнок говорит, повторяя слова взрослого или персонажа из мультиков и рекламы (наблюдаем, насколько он соотносит произнесение слов с ситуацией).

-В разговоре с родителями выясняем профессиональные (и хобби) интересы родителей, наличие братьев-сестёр.

Проектировочный этап

  • В индивидуальный образовательный маршрут включаем не только ИУП, но и кружки, секции, дополнительные занятия (внутри и вне ОУ);
  • Создаём портфолио ребёнка – пластиковая папка с его фото и бумажными листами (файлами) для фото с будущими мероприятиями, поделок, фото с уроков;
  • Заводим дневник тьютора: отмечаем даты-сроки, задачи, формы работы с ребёнком (индивидуальная, на каких уроках; групповая);
  • Определяем, что нужно сделать по адаптации образовательной среды (подбор места для ребёнка в группе, учебных пособий, маркировка маршрутов перемещения ребёнка, вопросы физиологии, питания, приёма медикаментов).

Помним о том, что тьютор сопровождает образовательную деятельность ученика, следовательно, для ученика с ОВЗ, особенно на первых этапах, любая деятельность должна быть образовательной.

Основной этап

  • Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ИОМ, учебных планов, проектов;
  • Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации ИОМ, УП, проектов;
  • Участие в реализации АОП обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам и в образовательной организации;
  • Оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении ИУП и АОП;
  • Проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учётом особенностей их возраста и образовательной программы.
  • Помощь на занятиях, переменах;
  • Пополнение портфолио фото с мероприятий, уроков;
  • Помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
  • Заполнение дневника (фиксация успехов, трудностей, рекомендации родителям);
  • Общение с родителями по текущим вопросам;
  • Помощь педагогу: изготовление необходимых пособий, карточек;
  • Взаимодействие со сверстниками обучающегося, решение текущих вопросов. Адаптация образовательной среды,
    сопровождение означает также:
  • Наблюдаю, понимаю, что происходит и кто первым должен среагировать, пробую инициировать его в правильную активность. И главное – если что-то идёт не так –
  • Сделать самому.
  • Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса – зачем и как это сделано. Цель: чтобы в следующий раз они сделали сами.

Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации ИОМ, учебных планов, проектов.

  • Подготовка отчётов по итогам работы;
  • Анализ записей дневника, наглядное представление динамики;
  • Дооформление портфолио ;
  • Участие в работе педагогического консилиума по итогам реализации АОП (выступление и обсуждение);
  • Составление примерных целей и задач на следующий учебный год, корректировка ИОП; Беседа с родителями об итогах работы с ребёнком и согласование дальнейших планов наследующий учебный год. Отслеживание динамики

Читайте также: