В чем заключается работа менеджера по продажам в банке

Обновлено: 16.05.2024

Для понимания сущности внутреннего механизма продаж, в первую очередь необходимо определить место тех подразделений банка, которые связаны с реализацией банковского продукта своим клиентам. В определенном смысле можно говорить о том, что практически каждое подразделение должно работать на увеличение продаж, что является основным условием эффективного функционирования банка. Степень участия отдельных подсистем в механизме продаж определяется на конкретный момент времени лишь тем на какой стадии своего жизненного цикла находится банковский продукт. Например, подразделения бэк-офиса можно условно отнести к одному из организационных звеньев системы продаж на тот момент времени, когда, например, происходит обработка бухгалтерской документации в связи с покупкой услуги банка. Депозитные и кредитные подразделения могут непосредственно заниматься продажами, если это оправдано экономически, либо необходимо осуществлять непосредственный контроль за операциями, например, при крупных сделках.

Чаще в банках встречаются две формы специализации менеджеров по продажам: по продуктовому принципу и по клиентским сегментам. Создание отдельной группы менеджеров для каждой продуктовой группы может иметь место даже в том случае, если один и тот же клиент заинтересован в приобретении всего набора услуг банка.

При большом ассортименте продуктов в банке одному менеджеру трудно быть осведомленным в деталях каждого продукта, поэтому необходимо разумно специализировать менеджеров, идя к оптимальной схеме опытным путем, подбирая для определенной группы клиентов свой набор продуктов. При этом необходимо избежать возможных конфузов, когда разные менеджеры обращаются к одному и тому же клиенту с разными продуктами от имени одного банка.

Специализация по клиентскому признаку позволяет лучше узнать запросы покупателей и больше подходит при работе со старой клиентурой.

Специализация продаж по региональному признаку, характерна для банков, расширяющих филиальную сеть. В этом случае отдельный филиал становится региональным пунктом продажи банковских продуктов, которые разрабатываются в головном банке.

В основе эффективного функционирования региональных продаж должны лежать следующие принципы:

1. Тщательная подготовка продукта к выходу на региональный рынок. Это выражается в подготовке торгового предложения и поиске тех аргументов, которые позволят обосновать максимально высокую цену, на которую согласиться клиент.

2. Создание единой информационной среды для всех подразделений банка, независимо от того где расположен офис продаж, обслуживающий клиента.

3. Обеспечение доступа к единой информационной базе данных всех подразделений фронт-офиса.

4. Наличие действенных инструментов контроля за продажами в отдельных пунктах продаж.

5. Осуществление корректировки сбытовой стратегии банка в зависимости от результатов продаж в филиалах.

6. Регулярное отслеживание процесса взаимодействия подразделений офиса с клиентами – создание базы данных об отклонениях.

Рассмотрим специфику организации продаж в филиалах коммерческого банка, активно занимающегося розничными продажами. Такая практика получила название банковский ритейл (широкие продажи для розничных клиентов).

Особенности организации продаж на уровне филиалов (отделений)

Прежде всего, следует подчеркнуть, что специфика филиала заключается в том, что его нельзя рассматривать изолированно. Он является составной частью фронт-офиса головного банка и для реализации экономических целей руководитель филиала обращает основное внимание на объект продажи, т.е. конкретный сегмент, которому предназначен данный продукт. Поскольку цели функционирования филиала вытекают из объема продаж, каждый менеджер фронт-офиса филиала пытается реализовать ту гамму продуктов, которая ему позволяет достичь намеченных целей. Руководитель филиала и каждый менеджер не могут действовать изолированно на рынке по следующим причинам:

— продуктовый ряд разрабатывается головной структурой и в соответствии с стратегией банка и первые продажи как правило производят менеджеры головного банка;




— филиал является звеном общей филиальной сети, которая должна гарантировать клиенту пользоваться услугами в любом пункте продажи.

Таким образом, филиалу необходимо уделять больше внимания не тому, - чтопродавать, а как продавать. Для филиала решающим в обслуживании клиента являются: правильный выбор сегмента, качество обслуживания и своевременное позиционирование услуги. Наиболее полный объем информации о клиентах должен концентрироваться в филиалах.

Чтобы извлекать максимально полный доход от информации о клиенте, необходимо постоянно дополнять и структурировать базы данных о клиентах в филиалах, прежде всего, для более глубокого сегментирования клиентов, например, по их ожиданиям или по уровню рентабельности операций по их обслуживанию. В последнее время некоторые банки распределяют клиентов по уровню цен на используемые ими услуги банка (уровень ставок и тарифов колеблется в зависимости от объема средств на счетах).

Таким образом, на региональные структуры банка падает основная нагрузка в оптимизации всего текущего процесса продаж. Вместе с тем следует отметить основные недостатки территориальной организации продаж:

1. Неравномерное распределение пунктов продаж, что усложняет планирование объемов продаж по разным регионам.

2. Несбалансированность продаж, когда менеджеры предпочитают продавать на данной территории только известные и апробированные продукты.

3. Затрудненный учет конкурентных позиций каждого продукта по отдельным пунктам продаж.

4. Увлечение продажей мало апробированных продуктов, когда центральный офис навязывает внедрение новых услуг, предварительно не проведя маркетинг.

Внутреннюю организацию продаж можно рассматривать в стратегическом и тактическом плане (стратегический и тактический контур продаж).

Стратегия продаж является составной частью иерархической системы планирования в банке и составной частью маркетинговой стратегии банка. Важнейшая стратегическая задача в организации продаж – донесение целей, выбранных руководством банка до каждого менеджера, участвующего в продажах. Если этого не произойдет, то сотрудники могут стать носителями устаревших принципов, взглядов и продуктов. Зачастую координации планов служб, занимающихся продажами и планов более высокого уровня, уделяется недостаточное внимание.

К основным элементам стратегии продаж, функционирование которых определяется стратегией банка в целом, относятся:

1. Оценка рынка и конкурентной среды.

2. Задание продуктовых приоритетов.

3. Определение целевых потребительских групп.

4. Формирование навыков менеджеров по продажам.

5. Планирование и бюджетирование продаж.

6. Поддержка продаж.

7. Контроль, оценка эффективности продаж, стимулирование.

Оценка рынка и конкурентной среды, элемент, связывающий организацию продаж с маркетингом. Этот элемент подробно рассмотрен в предыдущем разделе.

Задание продуктовых приоритетов, т.е. определение перспектив развития продуктового ряда банка касается как головного банка в целом, так и отдельных менеджеров в пунктах продаж. В результате этой деятельности решается вопрос – с какими продуктами выходит менеджер к клиенту.

Определение целевых потребительских групп. Основной вопрос, решаемый маркетинговыми службами и определяющий успех служб продаж – какие продукты будут востребованы покупателями. Успех здесь зависит от нацеленности на удовлетворение потребностей наиболее привлекательных клиентских сегментов. Необходимо обеспечить потребительскую привлекательность продукта для каждого целевого сегмента, что достигается за счет:

привлекательности самого продукта, например моментальное получение сведений об остатке на счете в любом месте можно обеспечить с помощью SMS-банка;

- привлекательности, связанной с использованием данного продукта, например, использование пластиковой карты в торговой сети, автоматически обеспечивается консультационной помощью банка;

- привлекательность продукта, обусловленная конкурентными целями, которая выражается в желании клиента иметь такую услугу, которая не имеет аналогов у конкурентов.

Первый и второй элементы стратегии всецело зависят от степени исследования мотиваций и настойчивости в проведении результатов в политику формирования продуктового ряда.

Важнейшим элементом стратегии продаж является доведение до менеджеров показателей плана продаж. Объемы продаж для каждого пункта продаж определяется исходя из ожидаемой емкости рынка. Для отдельного менеджера планы продаж могут быть определены в виде торговых квот. На основе показателей продаж по отдельным пунктам продаж определяются бюджеты. Планирование бюджетов может быть разделено по центрам ответственности, решающее значение в которых играют менеджеры по продажам.

Поддержка продаж. Этот элемент связан с представлением необходимых рекламных материалов и инструктивной информации. Особенность продаж в банке состоит в том, что успех основывается не столько на качестве продукта, сколько на доверии к самому банку. В связи с этим важное значение для банка имеет коммуникационная функция, проявляющая во взаимодействии менеджера по продажам и руководством банка. В обязанности менеджера в обязательном порядке должно входить извещение руководства о позиции и мнении клиентов и оповещение последних о политике банка.

Вопросы контроля, оценки эффективности продаж и стимулирования труда персональных менеджеров играют решающую роль для дальнейшей мотивации персонала банка, так как от активности менеджеров зависит будут ли реализованы возможности, заложенные в продуктах, создаваемых в других подразделениях банка.

Тактический контур продаж охватывает текущее планирование деятельности отдельного менеджера, организацию переговорного процесса, ведение документации, отчетность и т.п.

Часть текущих вопросов, связанных с самими продажами могут решаться в головном банке. Однако в наибольшей степени тактика в продажах проявляется в региональных системах продаж т.е. во фронт-офисных подразделениях банка, призванных напрямую контактировать с клиентами. Особенно это касается крупных банков, имеющих большое количество клиентов. Фронт – офис банка представляет собой часть организационной системы банка, условно выделяемую для обозначения тех подразделений, которые обеспечивают взаимодействие банка с клиентами. Именно от уровня организации фронт-офиса банка, включая отделения и филиалы, напрямую зависит объем и качество продаж.

Хотите ли вы освоить новую профессию или поручить вести переговоры с банком посреднику – банковскому агенту, у Совкомбанка есть отличное предложение. Банковским агентом может стать и домохозяйка, и профессионал банковского дела, решивший работать на себя.

Банковский агент – относительно новая для российского рынка профессия, позволяющая заработать человеку без специального образования и опыта уже через несколько месяцев после начала работы.

Предприниматель или компания поручает агенту приобрести для него банковский продукт, агент сопровождает клиента на всех этапах работы – от сбора документов и подачи заявки до завершения сделки. Заказчику, тому самому предпринимателю или компании, остается только подписать документы, получить кредит или гарантию, не занимаясь переговорами самостоятельно.

Банковским агентом может стать любой. Эта работа со свободным графиком, а заработок зависит только от самого агента

Кто такие банковские агенты

Банковские агенты (БА) – это посредники между финансовой организацией и клиентом – физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Их задача – помочь выбрать подходящую услугу, вести все переговоры, представляя интересы заказчика. Они решают все вопросы с банком и максимально комфортно подводят нанимателя к финальном этапу переговоров – подписанию договора.

Василий, владелец цеха по изготовлению мебели, хочет получить кредит в банке на 5 млн руб. Но времени заниматься сбором документов и формальными процедурами у него нет. Пока Василий подбирал новое оборудование, продумывал оптимальные условия доставки древесины, агент вел консультации с кредитной организацией. Получив одобрение, предприниматель уплатил вознаграждение посреднику и смог расширить свое дело.

За свою работу БА получает комиссионное вознаграждение. Например, сейчас в Совкомбанке проходит акция: если сделка на получение гарантии закрыта до 31 декабря 2021 года, БА получит вознаграждение до 75% от суммы комиссии банка. Такой новогодний бонус!

Если вам нужны деньги на крупную покупку под низкий процент, то рекомендуем оформить кредит под залог коммерческой недвижимости. По такому кредиту ставка намного ниже, чем по потребительскому, а одобрение дают на долгий срок. Это значит, ежемесячный платеж будет небольшим.

Виды агентов

Банковским агентом может стать каждый желающий. Это отличный вариант основного и дополнительного заработка на удобных условиях, а также возможность для деловых людей быстро и безопасно заключить договор с финансовой организацией, поручив техническую работу надежному посреднику.

БА делятся на несколько видов:

  • физические лица, непрофессионалы – фриселлеры;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – профессионалы.

Фриселлеры

Как стать фриселлером

  1. Оставьте заявку на сайте банка.
  2. Зарегистрируйтесь в личном кабинете.
  3. Пройдите обучение.
  4. Начните работать.

Совкомбанк выплачивает БА вознаграждение за продажу предпринимателям услуг расчетно-кассового обслуживания, кредита, банковских гарантий юридическому лицу, за привлечение других фриселлеров.

Преимущества работы фриселлера:

  • возможность работать удаленно, неполный день;
  • свободный график;
  • самостоятельное планирование работы;
  • отсутствие начальника, плана продаж;
  • доступное и быстрое обучение;
  • профессиональное развитие, работа с крупным банком;
  • доход от 5 тысяч руб. за каждую закрытую заявку;
  • среднемесячный доход – от 40 тысяч через 3 месяца до 150 тысяч позже.

Продукты для юрлиц, ИП

Дополнительная мотивация фриселлера:

  • обучение за 3 рабочих дня – до 3 тысяч руб.;
  • привлечение более 5 клиентов в месяц – 3 тысячи руб.;
  • рекомендация фриселлера – 500 руб.

Агенты – индивидуальные предприниматели, юридические лица, физические лица

Агенты – ИП, юрлица, физлица выступают посредниками между банком и бизнес-клиентами, помогают получить банковские гарантии, кредиты, расчетно-кассовое обслуживание, электронную цифровую подпись.

Размеры комиссионного вознаграждения для БА – профессионалов:

  • гарантии – 20–30% (здесь и далее – от комиссии банка);
  • кредиты – 30%;
  • РКО (за каждый открытый счет) – 4 тысячи руб.

БА – физические лица могут получить комиссионное вознаграждение до 5%, заполнив всего несколько информационных полей о клиенте на площадке. Далее сотрудник банка сделает все за вас и доведет сделку до финальной выдачи.

  • Площадка прикрепляет к БА куратора, который помогает, объясняет нюансы работы.
  • БА используют возможности цифровой площадки, предлагают выгодные финансовые продукты.
  • Работа из любой точки России, в удобное время.
  • Доход зависит только от объема заключенных сделок, потолка нет.
  • Дополнительные виды мотивации после регистрации в качестве БА.
  • Полностью электронный документооборот.

Важно: агентам-физлицам не нужна электронная цифровая подпись, они подтверждают свои действия кодами из СМС, а ИП, юрлица работают с ЭЦП.

Как агент оформляет отношения с банком

БА – фриселлеры оформляют сотрудничество с Совкомбанком по договору гражданско-правового характера (на базе договора оферты – для физлиц, рамочного агентского соглашения – для юрлиц и ИП). Договор ГПХ позволяет совмещать агентскую работу с основной занятостью. В отличие от самозанятых, банковские агенты не занимаются налоговыми отчислениями – за них это делает банк.

Как агенты получают доход

Куда поступают деньги:

  • для физлиц – перевод на Халву;
  • для ИП, юрлиц – на расчетный счет (любого банка).

Важно: комиссионное вознаграждение приходит на счет получателя в следующем месяце после закрытия сделки.

Как клиент работает с агентом

Агенты проводят сложные переговоры с банком, помогают бизнесу быстрее и проще получить кредит или гарантию

После того как предложение принято, банк перечисляет деньги (кредит) или направляет продукт (банковскую гарантию) получателю услуг.

Банковский агент – перспективная профессиональная сфера для тех, кто хочет увеличить доход, работать самостоятельно, поменять сферу деятельности. Эта работа подойдет активным людям без профильного опыта и тем, кто уже знаком с банковской сферой, имеет наработанную базу. А клиенту посредник позволит экономить время, делегируя сложные переговоры с банком.

Одним из документов, устанавливающим требования к должностям руководителей, является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37.

В квалификационном справочнике к должности руководителей относятся: менеджер, менеджер по персоналу, менеджер по рекламе, менеджер по связям с инвесторами, менеджер по связям с общественностью. Как мы уже отмечали, Квалификационный справочник не является нормативно-правовым документом, а поэтому приведенные в нем требования носят рекомендательный характер (п.2 Постановления Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37).

Для составления ДИ можно воспользоваться и профстандартами. Например, для менеджера по продажам информационно-коммуникационных систем утвержден специальный стандарт (Приказ Минтруда РФ от 29.09.2020 г. №679н).

Данный стандарт относится к виду деятельности – торговля оптовая компьютерами, периферийными устройствами к компьютерам и программным обеспечением. Возможные наименования должностей, профессий: агент по продажам, менеджер по продажам, специалист отдела продаж, менеджер по развитию каналов сбыта, тендер-менеджер.

Должностная инструкция менеджера

ДИ, как правило, состоит из нескольких разделов.

1 раздел ДИ содержит общие положения.

В этом разделе приводятся требования к образованию и стажу менеджера по продажам.

Например, требования к образованию и обучению менеджера по продажам инфокоммуникационных систем и (или) их составляющих следующие:

  • среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в области экономики и управления и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации в сфере инфокоммуникационных систем, информатики и вычислительной техники
  • среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена.

Требования к опыту практической работы: не менее полугода работы в сфере продаж инфокоммуникационных систем и (или) их составляющих при среднем профессиональном образовании, а при наличии высшего образования – без предъявления требований.

В общем разделе также прописывается набор знаний, которыми должен обладать менеджер.

Так, менеджер по продажам инфокоммуникационных систем и (или) их составляющих должен знать:

модели продаж инфокоммуникационных систем и (или) их составляющих;

методы и инструменты поиска информации;

правила работы с базами данных на уровне пользователя;

назначение и правила использования компьютерного и офисного оборудования;

инструкции по подготовке, обработке и хранению отчетных материалов;

основы менеджмента компании;

этика и психология общения с клиентом при продажах инфокоммуникационных систем;

правила деловой переписки и делового общения;

законодательство РФ в области работы с персональными данными.

!Кадры
!Кадры

Так, в обязанности менеджера по продажам может входить:

поиск новых покупателей инфокоммуникационных систем и (или) их составляющих;

сбор информации о потребностях клиента в инфокоммуникационных системах и (или) их составляющих;

ведение базы данных клиентов;

ведение деловой переписки с клиентами и потенциальными партнерами;

выявление потребности клиента в процессе переговоров;

ведение учетной документации по базе клиентов, заключенным договорам на продажу и сопровождение инфокоммуникационных систем и (или) их составляющих;

систематизация информации о клиентах;

использование почтовых программ на профессиональном уровне;

применение системы управления продажами для управления информацией о клиентах;

планирование развитие договорных отношений с клиентами;

составление отчетности о потребностях клиентов в инфокоммуникационных системах и (или) их составляющих;

составление бюджета проекта по продаже и сопровождению инфокоммуникационных систем и (или) их составляющих.

Основной функцией менеджера по продажам, независимо от продаваемого продукта, является поиск потенциальных клиентов и ведение коммерческих переговоров с клиентами.

Помимо этого, менеджер по продажам должен оформлять всю необходимую документацию при работе с клиентами.

В 3 разделе ДИ приводятся права менеджера по продажам.

Менеджер по продажам имеет право:

вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;

запрашивать через непосредственного своего руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

представлять интересы компании во взаимоотношениях с юридическими лицами, органами государственной власти и управления;

повышать свою профессиональную квалификацию.

Менеджер по продажам компании несет ответственность:

за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

за причиненный материальный ущерб в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

за нарушение правил внутреннего трудового распорядка, положений трудовой дисциплины, норм техники безопасности, противопожарной защиты.

Героиня этого выпуска после окончания колледжа работала учителем начальных классов. Ей очень нравилось преподавать, но не устраивала зарплата учителя и двойная нагрузка, которую приходилось выдерживать, чтобы хоть как-то приблизиться к желаемому уровню дохода. Она ушла из школы и устроилась в компанию крупного местного застройщика менеджером по продажам — без опыта и подходящего образования. А сейчас мечтает дорасти до начальника отдела продаж и переехать в Санкт-Петербург.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

*В законе об образовании, который вступил в силу в сентябре 2013 года, прописали, что право на доступное образование должно быть у всех и нужно при этом учитывать разные образовательные потребности и возможности детей, тогда же школы официально перестали делить на коррекционные и общеобразовательные. А с 1 сентября 2016 года в России действуют новые стандарты начального общего образования, благодаря которым дети с ограниченными возможностями здоровья и ментальными нарушениями имеют максимально расширенный доступ к образованию

Было и еще одно обстоятельство. Вводить повсеместное инклюзивное образование начали в тот момент, когда я была уже на втором-третьем курсе колледжа, и в программу обучения моего потока добавить его уже не было возможности, приходилось разбираться на практике и на специальных курсах переподготовки специалистов. Сейчас в программу колледжа добавили этот блок, и педагогам нового поколения будет гораздо проще адаптироваться.

Дело в том, что школьную программу — в том виде, в котором она существует сейчас, — таким детям освоить сложно. Какой-то единой программы для детей с особенностями развития нет, и педагоги сами адаптируют ее под каждого ребенка. Это предполагает 3—4 дополнительных часа подготовки к каждому учебному дню: распечатку заданий с увеличенным шрифтом для слабовидящих, например, упрощение каких-то заданий по теме и так далее. Сложность была и в том, что основной поток детей легко идет по программе вперед, а часть класса притормаживает и нуждается в более пристальном изучении каждой темы. Сфокусировать внимание на основном потоке и при этом успевать контролировать остальных — задача не из легких, иногда она была просто невыполнимой.

Приходила на работу я к 07:30, чтобы успеть встретить детей в фойе и подготовиться к урокам. Уходила поздно, в 19—20 часов , а то и позже, если надо было писать отчеты. Уроков в неделю получалось около 50. Работу домой не ношу, поэтому проверяла тетради и готовилась к следующему учебному дню тоже в школе. Педагоги, проверяющие тетради дома, уходили раньше, но это их выбор.

Такая работа сильно ударила по моему здоровью. Я стала часто болеть и в какой-то момент поняла, что не могу игнорировать такие явные сигналы со стороны организма, все это может плохо кончиться и так рисковать я не готова. Я закрыла учебный год и попрощалась со школой — да полетят в меня помидоры за то, что оставила классы и что такая безответственная. Но давайте посмотрим правде в глаза. Что было бы эффективнее: вечно болеющий и эмоционально выгоревший учитель или довольный педагог, которого устраивает работа в школе и уровень его заработной платы? Думаю, ответ очевиден, поэтому и ушла. Хотя было очень грустно оставлять ребят, к которым так привязалась. Я люблю эту профессию и уважаю моих коллег. Если бы оплата труда соответствовала моим ожиданиям, а нагрузка не вредила моему здоровью, возможно, задержалась бы на этой должности подольше. Несомненно, школа дала мне многое, и это был отличный старт.

Я прошла три собеседования: с начальником отдела кадров, с директором по продажам и с руководителем отдела продаж в Ханты-Мансийске. У последнего была позиция, что нужно брать сотрудника без опыта работы, чтобы обучить самостоятельно, под стандарты, установленные в компании, а опытного специалиста будет сложнее переучивать. Пожалуй, одни из самых сильных моих качеств — упорство и трудолюбие. Звонила несколько раз после собеседования, и начальство подкупила моя настойчивость. Ставка на испытательный срок была 25 000 Р , без премий, и длился он три месяца.

Поначалу было очень непросто: нужно было изучить и запомнить сразу несколько объектов в мельчайших деталях — сколько этажей, из чего построен, какой фирмы лифты и прочее. Я выезжала на объекты с более опытным специалистом, который мне все подробно показывал и рассказывал. Еще была куча методичек и учебных пособий по технике продаж, которые надо было выучить и сдать общим экзаменом заместителю директора по продажам. Подготовиться было несложно, так как книжные знания всегда подкреплялись практикой. Если бы я сразу не сдала экзамен, думаю, у меня была бы возможность пересдать. Не могу сказать, лишили бы меня чего-то , но испытательный срок мог затянуться, это точно.

Читайте также: