В чем заключается работа медсестры в детском доме

Обновлено: 19.05.2024

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция медсестры в школе

1. Общие положения

1.3. Медицинскую сестру назначает на должность и увольняет главный врач поликлиники по согласованию с директором общеобразовательного учреждения в порядке, установленном ТК РФ и Трудовым договором.
1.4. Медицинская сестра осуществляет свою деятельность согласно должностной инструкции медсестры в школе, под руководством директора школы, находясь в подчинении у врача общеобразовательной организации.

  • законы РФ и другие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов здравоохранения.
  • теоретические и практические основы сестринского дела;
  • основы лечебно-диагностического процесса, предупреждения заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.
  • правила использования медицинских инструментов и оборудования;
  • основы работы бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
  • основы валеологии и санологии, основы детского питания;
  • основы диспансеризации, социальную значимость болезней;
  • основы медицины катастроф;
  • правила по охране труда во время работы с медицинскими инструментами и оборудованием.
  • порядок ведения учетно-отчетных документов, главные формы медицинской документации;
  • медицинскую этику;
  • психологию профессионального общения;
  • школьную гигиену, возрастную психологию;
  • основы физиологии и социологии;
  • содержание деятельности общеобразовательного учреждения;
  • трудовое законодательство;
  • Правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения; ;
  • правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.7. Медсестра общеобразовательного учреждения обязана владеть эффективными навыками работы с компьютером, соблюдать должностную инструкцию медицинской сестры в школе, а также Конвенцию о правах ребенка.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

2. Функции медицинской сестры в школе


2.1. Организация медицинского обеспечения, оказание первой медицинской помощи учащимся, педагогам и иным сотрудникам общеобразовательного учреждения.
2.2. Анализ и контроль санитарно-гигиенического состояния школьных помещений, качества приготовленной пищи на пищеблоке общеобразовательного учреждения.
2.3. Формирование у учеников и сотрудников школы норм здорового образа жизни.

3. Должностные обязанности школьной медсестры

  • вкладыши сведений о прививках;
  • журнал обращений за медицинской помощью;
  • журнал по освобождению от физической культуры;
  • журнал санитарного состояния образовательного учреждения;
  • журнал регистрации несчастных случаев;
  • журнал медицинских профилактических осмотров для всех классов;
  • журнал профессионального сестринского осмотра по группам здоровья и хронической заболеваемости.

3.28. Постоянно повышает свою квалификацию.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

4. Права


4.1. Проводить проверку санитарного состояния общеобразовательного учреждения и давать все необходимые рекомендации заместителю руководителя по административно-хозяйственной работе (завхозу);
4.2. Давать обязательные для выполнения указания ученикам и сотрудникам школы (включая работников пищеблока) по вопросам, относящимся к соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил;
4.3. Сообщать директору общеобразовательного учреждения об обнаруженных нарушениях санитарно-противоэпидемического режима и вносить предложения, направленные на улучшение и соблюдение его;
4.4. Получать любую информацию от классных руководителей и администрации общеобразовательного учреждения, требующуюся для выполнения своих профессиональных обязанностей;
4.5. Вносить предложения, директору школы по улучшению организации и условий собственного труда;
4.6. Участвовать в работе совещаний, педагогических советов, семинаров, непосредственно относящихся к специфике своей деятельности;
4.7. Принимать участие в деятельности профессиональных ассоциаций медсестер и иных общественных организаций, не запрещенных законом РФ;
4.8. Защищать профессиональную честь и достоинство;
4.9. Представляться к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования и здравоохранения;
4.10. Знакомиться с жалобами и прочими документами, содержащими оценку работы медсестры, давать по ним пояснения;
4.11. На повышение своей квалификации в установленном порядке, проходить аттестацию (переаттестацию) в целях присвоения квалификационных категорий.

5. Ответственность

5.1. Медицинская сестра школы несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение должностной инструкции медицинской сестры школы, за любое нарушение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локально-правовых актов общеобразовательного учреждения в порядке, установленном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Может привлекаться к дисциплинарной ответственности за несвоевременное и некачественное оформление медицинской и другой служебной документации, установленной действующими нормативными и правовыми документами; за не предоставление в установленном порядке статистической и другой информации своей деятельности.
5.3. Несет административную ответственность за любое нарушение правил по охране труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.4. Медсестра несет материальную ответственность за последствия принятого ею необоснованного решения, приведшего к нарушению сохранности имущества, неправомерное его применение или другой ущерб, причиненный образовательному учреждению, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности

6.1. Выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели.
6.2. Взаимодействует с фельдшером ФАПа и главврачом поликлиники, директором школы и его заместителями, с заведующим пищеблоком, классными руководителями.
6.3. Получает от главного врача, директора школы и лиц его заменяющих информацию нормативного, правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с необходимыми документами.
6.4. Осуществляет свою деятельность, тесно контактируя с обучающимися, преподавателями, родителями учащихся (законными представителями).
6.5. Самостоятельно составляет план работы медицинского кабинета на отдельный учебный год.
6.6. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.om
6.7. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией школы, учителями, учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.


Безусловно, за последние годы ситуация в сфере государственной поддержки детей-сирот изменилась и продолжает меняться в лучшую сторону. Хотя в большей степени акцент поставлен на улучшение социального благополучия сирот: изменение условий проживания и содержания в детских учреждениях, помощь в адаптации к самостоятельной взрослой жизни, общая социальная поддержка. Однако все мы понимаем, что без привлечения внимания и ресурсов к проблеме медицинского сопровождения детей-сирот улучшить их положение будет крайне сложно.

В последнее время проблемы медицинского обслуживания детей-сирот стали гораздо более очевидными. Но, правда, скорее для тех профильных организаций, которые ими непосредственно занимаются. При этом важно, что необходимость обследования, лечения и восстановления детей в учреждениях стала больше обсуждаться в СМИ. Созданы рабочие группы при Министерстве здравоохранения РФ, чиновники больше идут на диалог с общественными деятелями и НКО, готовы принимать посильное участие в судьбах больных детей. Много говорится об отдельных случаях помощи больным детям-сиротам.

Но на практике ситуация не так проста, как может показаться. Давайте посмотрим, как на самом деле выглядит организация медицинской помощи детям-сиротам в сиротских учреждениях по всей России.

Выездные консультанты, спасающие жизни

Основное внимание, конечно же, мы уделяем именно тем детским учреждениям, которые находятся в удаленных уголках России, где шансов у детей получить реальную помощь в разы меньше, чем у многих других.

Медицинская помощь для самых беззащитных граждан – сирот – должна быть максимально доступной. О бедах этих ребят должны узнавать, а помощь должна приходить максимально оперативно. Пока этого не происходит.

Врачи выездной бригады ставят своей задачей обследовать каждого ребенка детского дома. Приезд московских специалистов – часто первая реальная возможность сделать таким детям УЗИ внутренних органов, сосудов, энцефалограмму головного мозга, получить консультацию детского нейрохирурга и других врачей. Обследование позволяет подтвердить или опровергнуть текущий диагноз, если он поставлен, при необходимости скорректировать назначенный ранее курс лечения (препараты, дозировка, периодичность приема и т.д.), а также выявить диагнозы, о которых никто и не подозревал. Бывают случаи, когда выясняется, что необходимо срочное оперативное вмешательство, чтобы спасти еще одну маленькую и бесценную жизнь.

Другой важный аспект работы наших докторов — это непосредственное общение с персоналом детских учреждений. У нас есть возможность получать прямую обратную связь, узнавать о тех проблемам, с которыми они сталкиваются на местах, оказывать консультационную и финансовую поддержку. Мы, например, закупаем специализированное питание и медикаменты, которые не входят в бюджетные перечни, а это значит, что у детского интерната нет возможности их приобретать.

Такая непрерывная связь с интернатом — это не только помощь его персоналу, но и поддержка местных медиков. Поскольку часто они не могут ответить на все возникающие вопросы просто потому, что нет опыта. Они не знают, как оказывать помощь в сложных случаях.

Хирурги, эндоскописты, анестезиологи из Москвы делятся уникальным опытом, выезжая в регион и проводя операции на базе региональных областных больниц сиротам, остро нуждающимся в оперативной помощи, которых нельзя транспортировать. Такой обмен опытом – протянутая ниточка помощи и передача знаний региональным коллегам, которые впоследствии могут уже оказать помощь на месте, у себя в стационаре.

Дома для детей-инвалидов

Дети, находящиеся в интернатах, часто очень тяжелые пациенты даже для врача стационара. Как правило, у них серьезные соматические заболевания, пороки развития и нарушения обмена. В регионах курсов повышения квалификации для медицинского персонала крайне мало.

Дополнительный фактор, усугубляющий проблему, — дискоординация действий государственных органов регулирования и надзора в сфере социальной и медицинской поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одна из причин — особенности системы распределения уровней и сфер ответственности и контроля.

Так, дома ребенка подведомственны Министерству здравоохранения РФ, при этом детские дома уже под контролем Министерства образования РФ, а дома для детей-инвалидов (ДДИ) находятся в зоне ответственности Министерства социальной защиты РФ.

Зачастую дома для детей-инвалидов блокируют переход ребенка в крупное медицинское учреждение, потому что это уже бюджет Министерства здравоохранения, а ДДИ относятся к другому ведомству. В итоге получается следующее: в интернате обычно есть врач, но чаще всего это либо молодой специалист, который не имеет опыта работы с такими тяжелыми детьми, либо участковый врач, который прибегает к воспитанникам ДДИ в свободное от основной работы время, пытаясь каждому уделить какое-то внимание. А это порой просто физически невозможно осуществить, поскольку в интернате проживают от 100 до 400 детей.

В итоге путь ребенка с инвалидностью – это дом ребенка, а потом дом инвалидов для умственно отсталых детей. А ведь при этом в интернатах (ДДИ) из 22 тысяч живущих там детей примерно 40% — с сохранненным интеллектом. И они могут быть социально адаптированы!

Проблемы диагностики

По словам главного педиатра выездной бригады фонда Натальи Гортаевой, в ДДИ редко вовремя диагностируют различные заболевания, в частности, хроническую лор-патологию, нарушения слуха и зрения.

Так, например, при проблемах с органами слуха и зрения нарушается функция речи, велика вероятность возникновения аутоагрессии, то есть ребенок намеренно вызывает специальные болевые ощущения, чтобы хоть как-то видеть свет. Мы это видим почти в каждом интернате – офтальмолог выездной бригады находит у воспитанников миопию высоченной степени (-12/-17). О каком качестве жизни тогда можно говорить?

Поэтому по рекомендациям нашего врача-оториноларинголога Елены Павликовой мы стараемся обеспечить персонал интернатов, в которых помогают врачи, специальными ЛОР-приборами, позволяющими очищать верхние дыхательные пути, и обучить их использованию.

Так, например, лор-врач бригады, побывавшей в Дубровском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, осмотрел 42 детей и у 39 выявил рецидивирующие средние отиты с возможным снижением слуха. В срочном порядке сотрудники фонда на месте закупили необходимые лекарства и запланировали приобретение фондом электроотсоса для учреждения. Это важно, поскольку для таких детей отсутствие эффективного носового дыхания может вообще стать причиной летального исхода.

При выраженных нарушениях наши специалисты в последнее время устанавливают специальные так называемые пуговичные гастростомы, которые являются по сути проводником пищи в желудок, позволяющим миновать опасные этапы жевания и проглатывания пищи. Однако специалистов, обладающих опытом проведения подобных операций, в региональных больницах обычно попросту нет.

Жизнь с болью

Многие дети в ДДИ просто не могут показать, что у них что-то болит. Зачастую это выражается в беспокойстве. И проблема купирования болевого синдрома у детей-инвалидов стоит очень остро. Может болеть не леченый зуб, живот, мышца от выраженного спазма на фоне основного заболевания, голова, глаза, да что угодно. Болевой синдром может быть вызван разными причинами, и распознать их сложно. Поэтому когда мы общаемся с представителями учреждения, врачами, педагогами в интернатах, мы всегда их просим: сначала дайте обезболивающее ребенку, а потом выясняйте причину.

Огромная проблема и в том, что дети с сохранным интеллектом живут с детьми с тяжелыми ментальными нарушениями, и это может длиться годами. Дети с нейрохирургическими, ортопедическими проблемами, с выраженной педагогической запущенностью фактически исключены из поля зрения потенциальных кандидатов на усыновление.

Есть диагноз, который перекрывает шанс на обретение семьи. Местные специалисты разводят руками, а квоты на лечение часто даже не используются. Потому что, чтобы только добраться до ближайшего вокзала или аэропорта, требуются определенные транспортные и человеческие ресурсы, которых у интерната, находящегося порой за 350 км от города, просто нет.

Что можно сделать

Необходимо, чтобы детей из домов-интернатов обследовали и вели специалисты из региональных медицинских центров, у которых есть возможность для госпитализации тяжелых больных. Теоретически все интернаты закреплены за такими учреждениями. Но на практике крупные медицинские центры переполнены и не готовы госпитализировать сложных пациентов из интернатов.

При переводе из дома ребенка в дом-интернат должно проводиться комплексное медицинское обследование. Один из основных моментов, на который мы хотим обратить особое внимание, это отсутствие передачи информации о воспитаннике при его переводе из дома малютки. Получая нового воспитанника, персонал не знает всей его медицинской картины и начинает процесс оказания помощи ребенку порой просто с нуля, с чистого листа. Обследование позволило бы выявлять у ребенка генетические особенности и различные нарушения, например, тяжелые ортопедические, которые в дальнейшем приводят к ухудшению качества жизни — нарушается опора вследствие выраженной деформации стопы, и ребенок не может стоять на ногах или испытывает постоянную боль.

Подытоживая, отметим, что проблемы в сфере оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, существуют практически на всех уровнях: от отсутствия необходимого оборудования в конкретных интернатах до несовершенства законодательных норм.

При этом важно понимать, что любые правила и требования к организации процесса сопровождения ребенка с самой начальной стадии должны предусматривать индивидуальный подход и разработку узконаправленных методик, сочетающих в себе педагогические, психологические и медицинские аспекты.

Вы можете скачать должностная инструкцию участковой педиатрической медсестры бесплатно.
Должностные обязанности участковой педиатрической медсестры.

________________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование учреждения, его ________________________

организационно- правовая форма) (директор; иное лицо

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО УЧАСТКА

I. Общие положения

1.3. Назначение на должность участковой медицинской сестры территориального педиатрического участка и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.

1.4. Участковая медицинская сестра территориального педиатрического участка подчиняется непосредственно _____________________

(главной медицинской сестре,

1.5. Участковая медицинская сестра территориального педиатрического участка должна знать:

- законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

- организационную структуру учреждения здравоохранения;

- основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;

- основные методы и приемы оказания доврачебной медицинской помощи;

- теоретические основы и принципы организации педиатрической службы;

- состояние здоровья обслуживаемого детского населения;

- правила техники безопасности при работе с медицинскими инструментами и оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты;

- основы трудового законодательства Российской Федерации;

1.6. Во время отсутствия участковой медицинской сестры территориального педиатрического участка (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.

II. Должностные обязанности

Участковая медицинская сестра территориального педиатрического участка:

2.1. Осуществляет организацию амбулаторного приема участкового врача-педиатра, включая подготовку рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведение доврачебного осмотра больного, предварительный сбор анамнеза.

2.2. Самостоятельно оказывает первую доврачебную медицинскую помощь при травмах, отравлениях и острых состояниях, а также организует госпитализацию больных и пострадавших по экстренным показаниям

2.3. Проводит профилактические, лечебные, диагностические мероприятия и процедуры в поликлинике и на дому, назначаемые участковым врачом-педиатром.

2.4. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении ЛПУ, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита и СПИДа согласно действующим нормативно-правовым документам.

2.5. Обеспечивает кабинет участкового врача-педиатра необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой.

2.6. Ведет учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета.

2.7. Осуществляет контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием.

2.8. Обеспечивает персональный учет обслуживаемого детского населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет детей, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании.

2.9. Проводит в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебные профилактические осмотры детского населения.

2.10. Организует учет диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих, контроль их посещений, своевременное приглашение на прием.

2.11. Проводит санитарно-просветительную работу на участке.

2.12. Контролирует соблюдение правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правильно хранит и использует изделия медицинского назначения и выполняет другие правила инфекционной безопасности.

2.13. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

2.14. Систематически повышает свою квалификацию.

2.15. Своевременно оформляет медицинскую документацию.

2.16. Осуществляет выписки расходных материалов на кабинет.

2.17. Контролирует наличие и правильность заполнения всех форм медицинской документации, включая наличие всех необходимых подписей.

III. Права

Участковая медицинская сестра территориального педиатрического участка имеет право:

3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.

3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности.

3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории.

3.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации

III. Ответственность

Участковая медицинская сестра территориального педиатрического участка несет ответственность:

4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией

4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.

4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.

4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.

За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов участковая медицинская сестра территориального педиатрического участка может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, вы наверняка хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда ребенку требовалась медицинская помощь. Рассказываем о том, какие действия имеет право предпринять медсестра в данном случае и что зависит только от вас.

Большинство родителей знают, что в последние годы действия медицинских работников при необходимости оказания помощи ребенку в школьных и дошкольных учреждениях строго контролируются. Об этом родителей предупреждают еще на первом собрании в начале учебного года. Получается, что если ребенок получает ушиб, травму, у него пошла кровь из носа, то медицинская сестра по сути сделать ничего может.

Что входит в обязанности медсестры

Если вернуться на несколько десятилетий назад, то многие из вас припомнят, что в каждой школе и детском саду был свой медицинский работник, который регулярно осматривал детей в начале года на предмет выявления педикулеза (вшей), делал прививки без согласия родителей, а стоматолог даже лечил зубы прямо во время уроков.

Сегодня стоматологические кабинеты в школах закрыли, а обязанности и возможности медработников сильно сократили.

Теперь даже оказание первой медицинской помощи может стать предметом судебного разбирательства.

Итак, что же все-таки дозволено делать медсестрам?

Оказание первой помощи

Медсестра может сделать искусственное дыхание, восстановить и поддержать проходимость дыхательных путей, например, положить ребенка набок, если случился приступ эпилепсии, наложить жгут или повязку, чтобы остановить кровотечение и постараться промыть желудок при отравлении.

Уметь выполнять эти элементарные действия обязан каждый медицинский работник.

Но никакой медикаментозной помощи в школьных и дошкольных учреждениях детям не смогут оказать, просто потому что в аптечках никаких лекарственных препаратов нет.

В ней можно найти лишь средство для дезинфекции ран, различные пластыри, стерильные бинты, гидроактивные ожоговые пластыри, пинцет, ножницы, одноразовые перчатки и маски, а также карандаш и блокнот для записей и номера телефонов аварийных и спасательных служб района и города.

Так, если у ребенка боль в животе (колики, например, или боль у девочек во время месячных) или головная боль, то в школе ему не смогут дать ни но-шпу, ни парацетамол. Их там просто нет.

При этом отказаться от госпитализации ребенка может только родитель или его законный представитель. Но пока до родителя дозвонятся, пока он приедет в школу, ребенка уже, скорее всего, увезут в ближайший стационар.

Травма на школьном дворе

Вакцинация в школе

В школах и детских садах прививки проводятся бесплатно в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

О любых плановых прививках в учебных учреждениях родители или опекуны должны быть заранее уведомлены через руководителей организаций.

Вообще прививки должны проводиться в специально подготовленных прививочных кабинетах. Но в школе чаще всего они отсутствуют, поэтому для проведения вакцинации разрешается использовать кабинет школьной медсестры в строго определенное время. В этот период там не должны проводиться другие медицинские процедуры, то есть там не должно быть детей, которые пожаловались на головную боль или у которых поднялась температура, и они ожидают приезда неотложки или родителей.

В идеале осуществляет прививочные манипуляции в школах и детских садах специальная выездная бригада лечебно-профилактического учреждения, которое должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности. В состав бригады входит врач (в сельской местности фельдшер) и медсестра.

Прививки должны осуществляться медицинским персоналом, прошедшим подготовку в области вакцинопрофилактики.

В любом случае врач или медсестра должны осмотреть ребенка, расспросить о самочувствии, выяснить, не общался ли он недавно с инфекционными больными, измерить температуру, а затем оформить допуск к вакцинации или дать медицинский отвод.

Сразу после прививки медсестра должна наблюдать за ребенком не менее 30 минут.

Самое главное, что прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным.

Очень важно знать, что отсутствие в карте ребенка отказа, который обычно просят подписать родителей-отказников, не дает права медицинскому персоналу самовольно его прививать. То есть пока медсестра не получит на руки документ, в котором родитель соглашается или не соглашается на прививку, делать ее она не имеет права.

Советы родителям

Что происходит сегодня: несколько школ и садов объединили в одно учреждение, то есть, например, пять школ и три сада — это одно юридическое лицо, и для такой организации полагается один медработник. Он в течение дня переходит от школы к школе, от садика к садику и еще обязан по делам приходить в поликлинику, которая обслуживает эти школы и сады.

Неудивительно, что в нужный момент медсестры может не оказаться на месте.

Пока эта проблема не решится на государственном уровне, родителям необходимо самим быть более бдительными и по возможности научить своих детей ориентироваться в разных обстоятельствах.

Поговорите с администрацией школы о возможности иметь мини-аптечку в кабинете классного руководителя, у охранника или в учительской. В такую аптечку может входить самый минимум препаратов: перекись водорода, чтобы остановить кровь, хлоргексидин для обработки раны, пластырь и стерильный бинт.

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (были эпилептические приступы, астма, ребенок страдает энурезом), то при приеме в дошкольное и особенно школьное учреждение обязательно сообщайте о них классному руководителю и медицинскому сотруднику.

Если ребенок долгое время находится в саду или школе и ему по показаниям врача необходимо принимать лекарственные препараты в момент нахождения в этом учреждении, то воспитатель, классный руководитель и медсестра должны об этом знать.

Если вашему ребенку предстоит плановая вакцинация в здании сада или школы, то вы должны получить на руки документ, в котором укажете свое согласие или несогласие на прививку. Вы не обязаны при этом указывать причину отказа. Ребенок также не обязан объяснять это медсестре. Внимательно читайте на бланке, какую именно вакцину предлагают ввести ребенку и какого числа будет проведена вакцинация.

Если прививка планируется через несколько дней, то накануне обязательно удостоверьтесь, что ребенок здоров.

Если есть возможность, то постарайтесь лично присутствовать во время введения вакцины. После ее введения оставайтесь с ребенком около медицинского кабинета в течение 15–30 минут. Это важно, чтобы вовремя заметить реакцию на вакцину.

Если вы не можете присутствовать в момент введения вакцины, то объясните ребенку (это обычно возможно у детей школьного возраста и не работает с дошкольниками), как должна вести себя медсестра. Важно, чтобы она как минимум спросила о самочувствии и измерила температуру. Если медсестра сразу после введения вакцины скажет, что он может идти в класс, нужно ответить, что мама/папа/бабушка сказали, что нужно подождать некоторое время, чтобы посмотреть на реакцию организма.

Медсестры в этом случае никогда не отказывают, поскольку это их прямая обязанность.

Всегда предупреждайте детей об опасностях, которые могут произойти при большом скоплении людей на детских площадках и о правилах поведения в общественных местах.

Если дочь в подростковом возрасте испытывает боли во время месячных, заранее лично напишите записку учителю физкультуры с просьбой освободить ее от занятий или снизить нагрузку в эти дни. Медсестра в этой ситуации могла бы помочь и снять с урока, но не всегда ее можно застать на месте.

Из родительского опыта

Сергей Иванчук, Москва

Анастасия Саратова, Калуга

Оксана Иванова, Апрелевка

Алексей Корнейчук, Тверь

«У нас регулярно на уроках физкультуры травмируются дети, как правило, мальчики: то вывих, то растяжение. Всегда после этого они уходят к медсестре, и она вызывает "Скорую", еще ни разу это не было оправдано, достаточно было просто отпустить ребенка с занятий, позвонить родителям, чтобы забрали, а так только зря "Скорую" оторвали от действительно важных дел.

Читайте также: