В чем заключается работа летчика испытателя

Обновлено: 25.04.2024

Профессия летчика — это постоянный стресс, профессия летчика-испытателя — стресс втройне. В среднем каждый четвертый испытатель погибает. В 70-е годы из Качинского училища выпустилось 450 летчиков, из них 122 погибло. Из выпуска

1957 г. погиб каждый второй. Сами испытатели говорят: “наша работа — почти режим войны”. На кладбище в Жуковском треть могил — могилы летчиков.

Сегодня их профессия стала такой же редкой, как профессия суфлера в театре. Не потому, что устарела, а потому, что заменить ушедших стало некем. Между тем все мы находимся в зависимости от этих людей. Ведь прежде чем выпустить в воздух новый самолет, его необходимо обкатать со всех сторон.

— Еще лет десять назад каждый мальчишка мечтал стать космонавтом или летчиком. А как сегодня становятся летчиками-испытателями?

— Испытатели выходят в основном из Качинского военного училища, а вот космонавты — из Черниговского. Я сам закончил Качинское, — рассказывает летчик-испытатель, Герой Советского Союза Сергей Борисов. — Школ, подобных нашей, всего три: в Англии, в США и во Франции. Прежде чем попасть сюда, я несколько лет проработал инструктором в армии, научил летать целый полк. Мы курсантами из училища выходили с налетом 200—300 часов, а сейчас офицеры приходят с таким налетом. Подготовка кадров настолько слабая, что доверять самолеты молодым пилотам просто нельзя. Из летных училищ выходят самоубийцы.

— И самоубийцы садятся за штурвал?

— Лет пять назад был такой случай. Пришел в школу человек с улицы, отлетавший на каком-то “кукурузнике” сорок часов, и говорит: “Я хочу быть летчиком-испытателем”. Ему говорят: “Платите”. Он заплатил миллион рублей, и его обкатали на всех машинах. Конечно, лицензию с таким стажем ему никто не выдаст, как испытатель он — ноль. Но сам факт!

— Когда катастрофы происходят на испытанных машинах, это вина летного экипажа?

— У испытателей чаще всего катастрофы происходят по вине авиатехники, потому что подготовка летного состава очень сильная. Только если откажут управление или двигатель, машина может упасть. Во всех остальных случаях пилоты ее “вытянут”.

Часто говорят о катастрофах из-за перегруза. На самом деле лететь можно и с перегрузом, только тут есть свои тонкости.

На парадах и показательных выступлениях тоже случаются катастрофы. Знаете, почему? Пилот хочет прыгнуть выше головы, показать класс. Иногда ради этого он выполняет фигуры, которые заранее не готовил. А иногда ему просто приказывают показать то, чего он ни разу не делал. Всего, конечно, не просчитаешь, бывают и непредвиденные ситуации.

— Почему же летчики-асы так часто погибают?

— У испытателей такое правило — что бы ни случилось, ты обязан посадить машину. Потому они до последнего не катапультируются.

У нас работал испытатель по фамилии Соловьев. В то время выпустили серию самолетов, на которых очень много летчиков по неясным причинам разбивались. Соловьев решил разобраться. Летал, летал, но никак не мог понять, в чем дело. Уже при заходе на посадку его начало вращать. В процессе падения он рассказал связисту, из-за чего это произошло, и увел самолет в сторону от аэродрома. Самолет разбился, а пилот не успел спастись.

— Кто несет ответственность за гибель летчиков в результате конструкторской недоработки?

— Если в катастрофе виновен конструктор, то он просто устраняет недоработки. Например, в “Буране” не была продумана теплоизоляция, поэтому температура в кабине поднималась до 300 градусов по Цельсию.

— Подготовка у испытателей такая же серьезная, как у космонавтов?

— Да вы что! Космонавты — они же, как мешок, болтаются в невесомости, им и делать-то особо нечего, — рассказывает Анатолий Дмитриевич Бессонов , легендарный испытатель, работавший еще с Туполевым, — Летчик-испытатель — это высшая степень профессионализма и самая интересная работа. Гагарин мечтал у нас летать, но ему не разрешали. Берегли для космоса. А вот Титов у нас тренировался. В воздухе без тренировки нельзя. Наши ребята, бывает, летают по 15 часов.

Между прочим, наш врач говорит, что у летчика организм стареет на 12 лет быстрее, чем у обычного человека. То есть мне сейчас 60, а моему организму — 72.

— Чем отличается испытатель от обычного летчика?

— Летчик-испытатель — это летчик от Бога. Мы проверяем машину на пределе ее максимальных возможностей. Например, разгоняем самолет до предельной скорости, а когда он уже начинает разрушаться, говорим: “Вот, при скорости 600 км/ч самолет начинает разрушаться”. Значит, всем, кто летает на самолете, рекомендуют не превышать скорость больше 580 км/ч. Обычный летчик никогда эту рекомендованную отметку не превысит. Гражданские летчики действуют по заученной схеме, а в нестандартных ситуациях и действовать нужно нестандартно. Поэтому в нашей профессии нужно мыслить творчески.

У нас был случай, когда летчик чуть не погиб, но буквально за секунду до того, как самолет должен был разрушиться, совершил обратный маневр, и машина вошла в нормальный режим. Приборы не могли показать критическую точку, он просто ее почувствовал.

— Сколько сегодня получают испытатели?

— Мы получаем зарплату, которая составляет от 4 до 10 тысяч, плюс надбавки за полеты. Летный экипаж — это два летчика, штурман, бортинженер, бортрадист и техник. Подрабатывают все. Сложные полеты на военных самолетах стоят 30—40 тысяч рублей, но их приходится ждать по нескольку лет.

Вообще зарплата зависит от часов налета, а они зависят от ветра. Если ветер “попутный”, самолет тратит меньше сил, если встречный — горючего тратится больше, а значит, и сумма налета увеличивается. Поэтому летчики и говорят друг другу: “Встречного ветра!”

— Есть разница в подготовке наших и западных летчиков?

— Американские самолеты, в отличие от наших, автоматизированы, потому там пилоты быстро теряют навык. А воздух — агрессивная среда, — вступает в разговор Герой Советского Союза Андрей Кудрявцев . — Сегодня многие страны выступают за то, чтобы делать кабины под одного пилота. Но экономия на количестве экипажа невыгодна. В 1999 году из-за этого рухнул “Боинг-767” — один из летчиков отпустил штурвал, а второй не справился с управлением. Еще Келдыш в 60-е годы определил летный состав — минимум три человека.

— Почему наши самолеты стали так часто падать, отслужили свое?

— Российская авиапромышленность сегодня действительно в упадке. Не секрет, что парк самолетов давно требует обновления. Терминалы, построенные еще после Второй мировой, нуждаются в ремонте. Авиакомпании покупают отслужившее свое “Боинги”, вместо того чтобы наладить выпуск отечественных самолетов, которые и дешевле, и по надежности не уступают. Такая стратегически важная отрасль должна полность принадлежать государству. Чиновники развалили эту систему либо по незнанию, либо ради личной выгоды. Кто-то ведь имеет очень хороший куш от коммерческих сделок.

— Бывает, что вы летаете на очень большие расстояния. Как готовитесь к дальним перелетам?

— Начинаем за два месяца, — рассказывает летчик-радист Борис Грищенко . — Соблюдаем определенный режим и диету. В полет не берем с собой тяжелой калорийной пищи и продуктов, которые могут вызвать расстройство желудка. Обычный набор — говядина, кофе и чай. Нельзя брать свинину, она расслабляет кишечник. На военных самолетах туалет не предусмотрен. Есть ведро, туда все и “ходят”. В некоторых военных самолетах имеется специальный шланг, но он не всем подходит по индивидуальным особенностям. Конструкторы, его соорудившие, видимо, страдали гигантоманией.

— Испытатели — народ суеверный?

— Очень. Я помню, когда учился в школе ЛИИ, мы с друзьями шли на учебный полет. А полет начинался в шесть утра. В три мы просыпались и к четырем шли на аэродром. И вот мы идем, и вдруг дорогу перебегает черная кошка. Мы останавливаемся, стоим. Ждем, кто первый пройдет. А на дворе рассвет, ну кто пойдет в такое время? И тут едут наши инструкторы на “Волгах”. Спрашивают: “Чего стоите? Через 20 минут занятия начнутся”. Мы отвечаем: “Да вот черная кошка”. Они — по тормозам и тоже ждут. Утро. Свободная улица, стоит группа мальчишек и две машины. Хорошо, что за пять минут до учений прошли уборщицы.

Есть еще такая примета — летчики никогда не говорят: “последний полет”, говорят — “прошлый”. Не отвечают на вопросы: “Когда летите?” и “Когда вернетесь?”

Если ты дважды выживал в авариях или катастрофах, то нужно завязывать с полетами. Третий раз будет последним.

А еще у нас есть такая примета. Нужно перед вылетом подойти к самолету и помочиться на колесо. Еще не любят, когда женщина летит.

— На вашей фирме до сих пор проводятся испытания секретных самолетов?

— Происходит такое только ночью, охрана, естественно, усиливается, машина зачехляется. Сейчас таких испытаний все меньше. Хотя у нас в ангаре стоит новый самолет. Кстати, в России почему-то не строят новые самолеты на базе старых, мы делаем принципиально новые модели. Это неудобно и очень дорого. Каждый самолет нуждается в длительной обкатке. Если взять некоторые западные страны, те же США, они на старый планер ставят новые двигатели, а мы — новый планер, новую навигацию, двигатель, колеса. И получается, у нас на испытания самолета уходит 9—10 лет, а у них — 2 года. Обидно.

— На секретном объекте и охрана должна быть на высшем уровне.

— После серии терактов охрана усилилась. А вот когда развалился Союз, такое творилось! За 50 рублей можно было проехать на территорию. Приезжал начальник базы, а охранник его спрашивал: “Ты кто?” — и начинал досматривать машину. В это же время на территории фирмы могло стоять такси, а в нем сидеть неизвестные люди.

Раньше, чтобы пройти на фирму, командиру экипажа необходимо было получить пропуск, поставить на него штамп. Сейчас стало проще. На КПП стоят в основном солдатики-срочники. Они вечно голодные, денег нет. Ну какие из них секьюрити? Однажды был случай. Девушки из отдела кадров обедали, было лето, теплая погода, они открыли окно и вдруг слышат: “Тетеньки, дайте хлебушка”. Смотрят, под окнами стоит солдатик. С тех пор каждый день к окнам подходили голодные охранники. Так и кормились.

Летчиками называют специалистов, которые отучились в соответствующем ВУЗе. Изучили теорию и практику по полету на самолетах разных видов. И других летательных аппаратах. Как гражданских, так и военных.

Помимо традиционных самолетов, пилоты могут управлять вертолетами и истребителями.

Большинству людей кажется, что летчик и пилот — слова-синонимы. Однако, это не так. Пилоты — те специалисты, которые работают исключительно на гражданских суднах. Летчики — те, кто пилотирует военные самолеты.

Помимо этого, есть специальность под названием летчик-испытатель. В его задачи входит предварительная проверка и дальнейшее тестирование современных воздушных суден, которые были разработаны инженерами.



Первые лётчики[ | ]

Какие задачи входят в профессию летчика?

Летчик — специалист, который несет на своих плечах огромную ответственность. Управляя воздушным судном, он отвечает не только за сохранность самолёта. Но и за пассажиров, которые летят на нем.

Пилоты никогда не управляют самолетом в одиночестве. На гражданских суднах находится минимум два специалиста этого спектра. Между ними распределяется ответственность за самолет и пассажиров.

Помимо двоих пилотов, на воздушных суднах гражданского назначения находятся и другие специалисты. В частности, командир, бортовой инженер, штурман.

Во время полета летчики имеют право спрашивать советы у диспетчеров, которые работают на территории аэропортов пролетаемой страны. Они подсказывают специалистам, что делать во внештатной ситуации. На территории какого аэропорта садиться и так далее.

Гражданские и военные летчики в обязательном порядке должны обладать стрессоустойчивостью. Хладнокровностью. А также крепким физическим, психологическим здоровьем. Чтобы, в случае нестандартной ситуации, они не упали в обморок. И смогли посадить судно.

— Сейчас вы руководите Школой летчиков-испытателей, которую сами окончили в 1981 году. В одном из интервью вы упоминали, что поступить тогда было непросто. Что изменилось сейчас?

— В подготовке летчиков-испытателей все изменилось не в лучшую сторону. Это только в Казани все улучшается (мы были на экскурсии и смогли оценить красоту столицы Татарстана). Когда я выпускался из Школы летчиков-испытателей, мы за полтора года обучения должны были научиться управлять 14 типами самолетов. Сейчас учатся один год. Если на учебу тебя посылает авиазавод, то осваиваешь всего два типа воздушных судов, если приходишь от конструкторского бюро (КБ) или Летно-исследовательского института (ЛИИ), то проходишь пять типов самолетов.


Когда я выпускался из Школы летчиков-испытателей, мы за полтора года обучения должны были научиться управлять 14 типами самолетов

— Как сейчас изменилась система набора учащихся в школу?

— Когда я поступал, нас отбирали еще в армии. Управление летной службы в Министерстве авиационной промышленности знало, сколько для всей промышленности понадобится летчиков-испытателей. Когда мы учились, не знали, где будем работать: на заводе, или в ЛИИ, или в КБ. Сейчас летчика берут на работу на завод, а после этого отправляют учиться в нашу школу, после которой он снова возвращается на завод.

На мой взгляд это неправильный подход. Какого летчика возьмет на работу завод? Он выберет человека с квартирой, с местной пропиской, у которого уже все есть, но не факт, что это лучший летчик. Нас отбирали намного тщательнее. В воздушной армии две-три дивизии, в каждой дивизии три полка. От каждого полка выбирали по одному человеку. В дивизии выдвигали одного лучшего, потом отбирали в воздушной армии. Нас поступало 12 человек, а выпустилось 11, один погиб во время обучения. Тогда за государственный счет учились лучшие из лучших, и это было правильно. Сейчас учебу оплачивает предприятие. Обучение одного человека стоит от 5 до 20 млн рублей.

— Сколько всего летчиков-испытателей вы выпустили за время своей работы в школе?

— За 5 лет, что я руковожу школой, самый минимальный выпуск состоял из пяти человек, самый максимальный — из девяти. Это очень мало. В советское время в год выпускали 20 летчиков-испытателей. Сейчас их требуется намного больше. Самолеты испытывают летчики, которым 73 года, это неправильно. Конечно, летчику хочется летать, но этим должны заниматься молодые люди.

— Кто пригласил вас выступить в Казани перед школьниками?

Что должен делать пилот?



Пилот — необычная профессия. Которая требует постоянного пополнения знаний. Концентрации на работе. А также повышения квалификации. Это необходимо для того, чтобы они могли безопасно водить воздушное судно. И не попадать в неприятные ситуации.

Помимо этого, тинейджер должен в обязательном порядке поддерживать свое здоровье. Следить за тем, чтобы у него не было болезней. И чтобы его физическое здоровье всегда было на должном уровне.

Какие задачи должен выполнять пилот?

Пилот должен выполнять следующие задачи:

  1. Управлять воздушными суднами. Уметь справляться с любыми самолетами. Как теми, что предназначены для мирного времени, так и для военного.
  2. Уметь использовать приборы, которые установлены в кабинах самолётов. Для того, чтобы эффективно управлять воздушным судном.
  3. Уметь общаться с диспетчерами. А также со многими другими наземными службами, которые помогут подростку в случае экстренной ситуации. Также, это нужно для того, чтобы иметь возможность сесть на посадку.
  4. Уметь принимать сложные решения. Чтобы спасти самолет и пассажиров во время экстренных ситуаций.
  5. Уметь налаживать работоспособность вверенного ему самолёта, если он был по какой-либо причине поврежден.
  6. Уметь настраивать оборудование, которое установлено в самолёте. И регулировать его настройки.
  7. Уметь заполнять необходимые документы. К сожалению, бумажной работы в профессии пилота довольно много. Поэтому тинейджер должен быть готов к большим объемам документации.
  8. Уметь управлять персоналом самолета в условиях критических ситуаций.

Какими качествами должен обладать летчик?



Летчик должен обладать рядом физических качеств:

Также, у пилота не должно быть клаустрофобии. И боязни высоты.

Где учиться на летчика, и на какой специальности?

Выучиться на летчика можно в двух типах учебных заведений. Либо поступив в университет. Либо в ССУЗ.









Что нужно для поступления на летчика в ССУЗ и университет?



Чтобы поступить на летчика в ССУЗ, подростку необязательно сдавать ЕГЭ. Он может предоставить исключительно школьный аттестат. Зачислят тех подростков, которые имеют наибольший средний балл.

Чтобы поступить на специальность летчика в университет, подростку в обязательном порядке нужно сдать ЕГЭ. Экзамены по следующим предметам:

  1. Русский язык.
  2. Информатика или физика.
  3. Математика.

Конкретный список экзаменов нужно уточнять в том университете, в который планирует поступить подросток. Вне зависимости от того, куда поступит подросток, он должен отучиться минимум пять лет. Как в университете, так и в ССУЗе.

Если учиться в ВУЗе, то длительность учебы будет составлять не менее шести лет. А если подросток поступит в ССУЗ после окончания девятого класса, то ему предстоит учиться немного дольше. Пять лет и четыре месяца.

Краткосрочных курсов для летчиков нет

Единственные курсы пилотов, которые существуют в России, проводит Аэрофлот. Их длительность — всего 24 месяца. Однако, поступить на них могут только те специалисты, которые имеют техническое образование. В частности, авиационное.

Как получить профессию и где учиться

Стать летчиком военной авиации можно отправившись на контрактную службу – с этого начинается обучение в высшем учебном заведении системы Минобороны РФ. Существует 2 специальности для будущих пилотов:

Получить профессию могут:

Ограничения на получение профессии:

  • высшее образование;
  • постановка на учет в наркологическом диспансере;
  • обвинение, или осуждение, отбытие наказания по делу об уголовном преступлении;
  • несоответствие требованиям несения службы по контракту (ФЗ РФ №53).

При поступлении кандидаты проверяются:

  1. проверка состояния здоровья;
  2. проверка проф. пригодности по социально-психологическому анализу;
  3. знание общеобразовательных дисциплин;
  4. уровень физической подготовки.

При сдаче ЕГЭ будущему пилоту нужно выбрать предметы:

Где могут работать летчики?



Летчики могут работать в различных авиакомпаниях. Как в частных, так и в государственных.

Также, пилоты могут работать на частных лиц (олигархов). Пилотировать коммерческие воздушные судна. Небольшого размера.

Сколько получают летчики?

Зарплата у летчиков очень высокая. Вне зависимости от того, в какой компании они работают — государственной или частной. Если специалист будет летать выше месячной нормы, то его заработная плата может значительно увеличиться.

Лётчик-испытатель[ | ]

Основная статья: Лётчик-испытатель

См. также: Категория:Лётчики-испытатели и Экспериментальная авиация

Как летчики продвигаются по карьерной лестнице?

Сначала летчики работают на традиционных маршрутах. В небольших компаниях. Чтобы начать зарабатывать больше, специалист в обязательном порядке должен набраться опыта. Желательно, несколько лет. Когда это произойдет, он сможет перейти работать в более престижные компании.

Карьерный рост у летчика может быть довольно высокий. Сначала он будет обычным пилотом. Затем может стать главным пилотом. После этого — командиром экипажа. А, при наличии амбиций, стать начальником отдела в самой авиакомпании. И работать в офисе.

Читайте также: