Условия эффективного общения сотрудников овд с гражданами

Обновлено: 24.04.2024

Предметом психологии труда персонала ОВД является личность сотрудника ОВД и служебного коллектива. Предметом психологии деятельности сотрудников ОВД является психика (психический мир личности) сотрудников и психология (социально-психологические явления) служебного коллектива, рассматриваемая в конкретных условиях деятельности.

Психика — это функция нервной системы отражать внешний и внутренний мир человека и регулировать в соответствии с этим поведение.

Человеческое сознание — это высшая ступень психического развития и продукт социально-исторического развития, результат труда.

Бессознательное — это форма отражения действительности, в процессе которого человек не осознает ее источников, а отраженная действительность сливается с опытом.

Коллективная психология — социально-психологические явления (в виде переживаний, отношений, мотивов и т.д.), возникающие в процессе коллективных (групповых) взаимодействий, которые регулируют деятельность и поведение членов коллектива.

Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими характеристиками. Деятельность — это способ существования и развития общества и человека, комплексный процесс преобразования окружающего мира и социальной действительности (в том числе и самого себя) в соответствии со своими потребностями и целями.

В решении задач, возложенных на правоохранительные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, психологической науке отводится важная роль. Его гуманистическая направленность позволяет вооружить сотрудников ОВД знаниями психологических законов, принципов и методов управления психологическими процессами в условиях службы и профессиональной деятельности.

Возрастающее значение психологических знаний на современном этапе обусловлено

  • Динамика процессов общественной жизни, повышенные требования к профессиональной подготовке сотрудников ОВД;
  • возрастание роли человеческого фактора в условиях научно-технического прогресса, что усложняет условия и способы профессиональной деятельности сотрудников ОВД;
  • необходимость усиления социально-нравственной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ОВД с целью формирования у них высокой психологической культуры и устойчивого иммунитета к психологии преступников.

Понимание закономерностей функционирования человеческой психики позволяет эффективно организовать деятельность людей и отношения между ними.

Психология — одна из самых сложных наук, потому что носителем психики является мозг, самый сложный по структуре и деятельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень разнообразны, и большинство законов психики еще не изучены.

Более того, научиться контролировать психические процессы и явления, психические функции, сложнее, чем что-либо другое.

Психология — это определенный упорядоченный способ рассмотрения процессов, влияющих на внутреннюю, духовную, психическую жизнь человека, а также область человеческого (и животного) поведения.

Сближение предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью своей психики познает окружающий мир, а затем, на основе этого, свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

В то же время это стечение неоднозначно, имеет множество проявлений, которые довольно сложно изучить. Уникальная практическая значимость психологии заключается в том, что результаты изучения этой науки, по сравнению с другими отраслями знаний, очень часто более значимы для людей как объективно, так и субъективно, поскольку объясняют причины всех человеческих действий, поступков и поведения.

Крайняя перспектива психологии и ее исследований обусловлена постоянно растущей ролью и значением человека, его психики и сознания. Можно с уверенностью утверждать, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-либо сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения человека во время их реализации и эксплуатации.

Психология в деятельности сотрудников овд - Психологические требования к личности сотрудника овд

Психологические требования к личности сотрудника овд

ПД — негативное изменение его личностных свойств и качеств, приводящее к искажению социально-нравственной направленности его профессиональной деятельности.

Причины: Особенности социальной сферы, в которой работает сотрудник; особенности служебной деятельности; проявления — профессиональные оценочные стереотипы и установочные соответствия; перенос служебной роли, профессиональных установок и стереотипов на внеслужебные отношения; правовой нигилизм.

Серьезные изменения в профессиональной деформации:

  • Гипертрофия проф. важных качеств, их трансформация в противоположную сторону.
  • Реализация и развитие социально негативных качеств (вседозволенность, цинизм).
  • Подавление и дальнейшая атрофия качеств, субъективно оцениваемых как вторичные.
  • Непропорциональное, дисгармоничное, искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств.

Формы проявления профессиональной деформации:

1)проф. оценочные стереотипы и установочные соответствия.

2) Перенос своей профессиональной роли, профессиональных установок и стереотипов на внеслужебные отношения.

3) Правовой нигилизм.

Психологические требования к персоналу сотрудника ОВД.

  • В сочетании с содержанием работы внутреннего сотрудника.
  • С правовым регулированием деятельности.
  • С учетом возражений заинтересованных лиц.
  • С наличием полномочий.
  • С защитой служебной тайны.
  • Ограничения по времени.

Общение — это сложный многомерный процесс установления и развития контактов между людьми. Он включает в себя обмен информацией. восприятие и понимание другого человека.

Сотрудник ОВД, являясь субъектом всех видов межличностных контактов, активно участвует в различных видах профессионального общения — с различными категориями граждан, руководством… (Конфронтация, допрос, а также непроцессуальные формы общения).

Общение (понимание) — это целенаправленное воздействие и влияние на поведение, состояние и отношение партнера. Если общение — это обмен информацией, взаимовлияние, взаимная оценка, сопереживание, формирование убеждений, установок, характера.

Способы передачи информации в общении: вербальные (речь) и невербальные (мимика, жесты, поза, интонация).

Способы эффективного общения:

Психотехника визуальной диагностики собеседника.

Техника психологического воздействия

Техника психологического контакта и доверительного общения

Психотехники бесконфликтного взаимодействия.

  1. Основные формы взаимодействия в общении. Особенности профессионального общения работника.

Профессиональное общение сотрудника ОВД — это процесс установления и поддержания психологического контакта в силу закона и служебной этики, позволяющий решать задачи по поддержанию общественного порядка и предупреждению преступлений.

Основными функциями коммуникации являются:

  1. интеллектуальная функция — относится к взаимному восприятию и пониманию друг друга, оценке психических состояний, проявлений других индивидуальных характеристик людей.
  2. информационная функция — включает передачу различной информации, обмен идеями и чувствами в процессе общения.

Функция взаимного влияния — организация взаимодействия, коррекция поведения других людей.

Основные факторы, влияющие на успешность общения и установления психологического контакта в сервисной деятельности, следующие.

  1. Личность работника (его общительность, способность устанавливать и поддерживать контакты даже в неблагоприятных обстоятельствах).
  2. личность людей, с которыми общается офицер.
  3. условия общения, в которых устанавливаются психологический контакт и отношения с гражданами и работниками при выполнении профессиональных задач.

Интуиция как показатель профессиональности деятельности сотрудников овд

Предположение, сделанное в данном исследовании, касается того, что интуитивная активность сотрудников правоохранительных органов, чья профессиональная деятельность связана с опасными и потенциально опасными ситуациями, будет иметь отношение к образам, связанным с опасными ситуациями.

Успешное предсказание изображений с опасными ситуациями заняло у испытуемых 1,346±0,042 с, а неуспешное предсказание изображений с опасными ситуациями заняло чуть меньше времени: 1,281±0,031 с. Успешное предсказание в данном контексте понимается следующим образом: Выбор испытуемого предсказывал появление изображения, показанного ему программой. Неудачный выбор: когда программа отображает серый фон вместо изображения.

Испытуемым потребовалось 1,232±0,030 с для успешного предсказания изображений с мирными ситуациями, в то время как неуспешным испытуемым потребовалось немного больше времени: 1,265±0,031 с. Однако эти различия не являются статистически значимыми.

Независимо от того, успешно или неуспешно испытуемые предсказывали, какое изображение скрывается, время, необходимое для выбора, больше в случае предсказания изображений с опасными ситуациями, и эти различия сильнее, когда испытуемые были успешны в предсказании внешнего вида изображения.

Специфика проявления психологических закономерностей общения и особенности реализации в деятельности сотрудников овд

Общение — это взаимодействие между двумя или более людьми, которое заключается в обмене между ними информацией когнитивного или аффективного и оценочного характера.

Психология рассматривает общение как процесс, в котором можно выделить три основные стороны (компоненты общения):

  • коммуникативная сторона;
  • сочувствующая сторона;
  • интерактивная сторона.

Коммуникативная сторона общения характеризует специфику информационного процесса общения. Средствами обработки информации являются различные знаковые системы: речь; знаковая система (жесты, мимика, пантомима); речевая система (паузы, интонация, невербальные элементы); система организации пространственно-временной коммуникации; система зрительного контакта.

Сотрудники органов внутренних дел придают особое значение коммуникативной стороне общения, так как с помощью знаковой системы они получают от других информацию о причинах и обстоятельствах преступлений, лицах, их совершивших, мотивах преступной деятельности, решают разведывательные и другие задачи.

Однако существуют определенные трудности в общении, называемые коммуникативными барьерами, из-за которых общение сотрудников органов внутренних дел не всегда эффективно. В этом контексте важно своевременно выявлять и, по возможности, устранять коммуникативные барьеры в ходе официальной деятельности, а также иметь информацию о том, насколько эффективны контакты с собеседником.

Перцептивная сторона общения предполагает восприятие собеседника, психологическую оценку его внешних черт, соотнесение этих черт с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его действий. Существуют две группы факторов, влияющих на формирование образа собеседника: объективные и субъективные. К объективным факторам относится все, что непосредственно воспринимается в собеседнике: анатомические особенности, особенности одежды, речь, мимика и другие атрибуты. К субъективным факторам относятся те, которые определяют отношение к собеседнику в зависимости от различных обстоятельств: цели общения, ролевых и статусных установок, условий общения и т.д.

Ролевое общение (инструментальное, функциональное общение) направлено на выполнение совместных действий, а также получение определенной информации. Экспрессивное общение предполагает передачу чувств и эмоций между партнерами. Масочное общение является промежуточной формой между ролевым и экспрессивным взаимодействием в общении, оно обеспечивает бесконфликтное общение в тех случаях, когда оно достигает своих пределов.

Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника овд

Многообразие задач, стоящих перед правоохранительными органами, приводит к развитию многофункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих конкретные функции — сотрудников следственных, оперативных, криминалистических подразделений, подразделений по охране общественного порядка и так далее. Конечно, деятельность оперативного сотрудника полиции отличается по своему содержанию и применяемым методам от деятельности, например, патрульной службы или дорожной полиции. Однако деятельность сотрудников органов внутренних дел отличается по своей направленности и используемым методам и имеет общие черты. Связующим звеном, которое заставляет сотрудников тесно взаимодействовать друг с другом, является наличие единого объекта деятельности — преступления, правонарушения или девиантного поведения человека или группы людей.

Анализ особенностей деятельности органов внутренних дел позволяет выявить общие черты деятельности для сотрудников различных подразделений:

Необходимость систематического детального изучения особенностей служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов обусловлена тем, что знание особенностей характера и условий службы позволяет совершенствовать систему подбора кадров, выявлять и устранять основные ошибки в работе сотрудников, оптимизировать условия службы, качественно проводить служебные проверки. Результатом изучения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов является профессиограмма, которая представляет собой описательно-технологическую характеристику деятельности и содержит сведения об особенностях специальности, сущности и основном содержании служебной деятельности, объективных условиях службы, особенностях ее регулирования и динамики, а также субъективных условиях службы и требованиях к профессионалу.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

1. Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

В процессе деятельности человеку приходится общаться с другими людьми. При этом люди обмениваются информацией, осуществляют неизбежное воздействие один на другого, проводят обучение, передачу опыта.

Общение представляет собой необходимый, существенный аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения, и только через него, проявляется сущность человека, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению.

При общении с населением сотрудники органов внутренних дел решают служебные задачи и вполне естественно, что от их умений общаться с людьми, устанавливать психологический контакт будет зависеть в конечном итоге и эффективность их деятельности. Коммуникативные качества являются наиболее важным элементом в структуре профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел.

Что же понимают под общением в психологии?

Общение есть процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными с друг другом в психологическом отношении 1 . Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание коллективной (совместной) деятельности за счет согласования "индивидуальных" деятельностей по тем или иным параметрам или, наоборот, за счет разделения функций, осуществлять целенаправленное воздействие на формирование и изменение отдельной личности в процессе коллективной или "индивидуальной", но социально опосредованной деятельности

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел немыслима без коммуникативных связей. Общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. На важность этого процесса постоянно обращается внимание в различных нормативных документах. В них говорится, что повседневная деятельность милиции протекает на виду у населения и авторитет милиции во многом зависит от поведения ее сотрудников при общении с людьми. Очень важно, чтобы каждый работник милиции был вежлив и тактичен при обращении с гражданами, чутко относился к их просьбам и заявлениям, справедливо оценивал их поведение. Сотрудник милиции обязан следить за своим внешним видом.

Кроме этого необходимо учитывать, что коммуникативная деятельность сотрудников органов внутренних дел весьма своеобразна. Она имеет ряд психологических особенностей, которые, с одной стороны, делают ее весьма специфичной, с другой - могут ее осложнять.

Одной из важнейших психологических особенностей общения в органах внутренних дел является его профессиональная направленность, связанная с необходимостью установления лиц, совершивших преступления, свидетелей, потерпевших и т.д., т.е. существует определенная заданность параметров общения. Со стороны сотрудников - это установление истины, а со стороны преступников - сокрытие обстоятельств преступления, стремление избежать ответственности, дать ложную информацию. Характерной особенностью общения сотрудников в данных условиях является нормативность. Например, общение следователя с подследственным регламентировано нормами процессуального законодательства.

Существенные трудности в общении возникают из-за того, что сотрудник вынужден вступать в общение, несмотря на свое отношение к собеседнику, зачастую негативное, на свое состояние, желание общаться и т.д. - общение является неотъемлемой частью его деятельности. Сам объект общения весьма специфичен, как правило, это не лучшие представители нашего общества и поэтому особой радости общение с ними сотруднику не дает.

Общение затруднено наличием психологических барьеров, связанных со многими факторами: боязнью вступать в контакт с работниками милиции, взаимонепониманию, неверным объяснением намерений сторон, недоверием и т.п. К тому же эти барьеры могут создаваться искусственно и приводить к обострению взаимоотношений, возникновению конфликтов.

И, наконец, сотрудник милиции должен обязательно учитывать особенности общения в преступной среде - наличие преступного жаргона и татуировок, как специфических средств общения в преступной среде. Их знание весьма полезно и необходимо для решения ряда оперативно-служебных задач.

Очень важно, чтобы сотрудник обладал следующими необходимыми коммуникативными качествами:

  • умением быстро устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе;
  • умением слушать других людей;
  • умением оказывать психологическое воздействие на людей при осуществлении оперативно-служебной деятельности;
  • умением преодолевать психологические барьеры в общении;
  • ролевыми умениями.

Ежедневно сотрудник милиции сталкивается в различных ситуациях с множеством людей, с которыми он вступает в общение и от того, насколько умело он вступает с ними в контакт, насколько быстро и эффективно это делает, будет зависеть и конечный результат его деятельности. Умение расположить человека к себе, завоевать его доверие, позволяет установить доверительные отношения, получить от него оперативно значимую информацию.

Специалисты в области общения считают, что одним из наиболее важных качеств, которое позволяет повысить эффективность процесса общения, является умение выслушивать других людей. Когда вы внимательно слушаете своего собеседника, вы таким образом демонстрируете свою заинтересованность в том, что он говорит, проявляете уважение к нему. И это неминуемо будет сказываться на облегчении установления психологического контакта. Человек, обращаясь к сотруднику органов внутренних дел, ждет, что его внимательно выслушают, разберутся и помогут в его проблемах. Умение выслушивать человека позволяет сотруднику расположить его к себе, снять психологическое напряжение, которое, как правило, неизбежно в начальном периоде общения.

Для сотрудника милиции важно не только правильно и умело общаться с людьми, но и уметь оказывать психологическое воздействие на них: склонять их к своей точке зрения, убеждать, стимулировать положительные проявления в их поведении, принуждать к даче правдивой информации и т.п. Всегда необходимо помнить, что сотрудник вступает в общение не потому, что его просто интересует этот человек, а для того, чтобы изменить его позицию, его отношение. И именно психологическое воздействие в процессе общения с ним позволяет этого добиться.

При общении с гражданами необходимо научиться преодолевать различные психологические барьеры в общении, которые могут возникать из-за взаимонепонимания, неприязни, нежелания общаться с работником милиции и т.д. И вполне естественно, как уже отмечалось выше, это неминуемо приводит к обострению взаимоотношений, конфликтам. В этой связи очень важно, чтобы сотрудник не только научился правильно разбираться в природе этих барьеров в общении, но и научился их обходить, а когда надо и разбивать.

Важной особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел, как уже отмечалось, является то, что им приходится сталкиваться с противоборством заинтересованных лиц, которое может проявляться как открыто, так и в скрытой форме. В условиях активного противоборства (зачастую в самых острых формах), необходимости постоянной конспирации, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей, очень важно, чтобы сотрудник смог научиться навыкам ролевого поведения.

Все это и объясняет необходимость коммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел, но этот путь длителен и сложен, основан на методе проб и ошибок и потому недостаточно надежен и эффективен. Важно, чтобы сотрудник в процессе коммуникативной подготовки получил представление о наиболее важных психологических закономерностях общения.

1 Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. В кн.: Методологические проблемы в социальной психологии. - М., 1975. - С.116.

В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам милиции приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с представителями правоохранительных органов. Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам милиции, часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход в экстремальной ситуации, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам.

Противостоять криминальным элементам, успешно решать поставленные задачи, поддерживать и усиливать положительный имидж сотрудника милиции у населения, по нашему мнению, могут и современные специалисты органов внутренних дел; не все, но те у кого сформировано высокое чувство ответственности, любовь к работе и Родине, кто не формально, а с душой и систематически стремиться повысить свою профессиональную культуру.

Именно в этой связи, к сотрудникам милиции, обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В этой связи сотрудник милиции должен уметь:

- адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;

- грамотно осуществлять рефлексивное управление;

- качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;

- эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;

- четко управлять ходом развития общения с гражданами;

- грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;

- умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки [6, c. 44-45].

Указанные нами психотехники выступают структурными элементами коммуникативной компетентности сотрудников ОВД. Раскрытие ее сущности и путей формирования коммуникативной компетентности у сотрудников милиции выступают одной из целевых установок настоящей лекции.

Рассматривая общение, выделяют ряд аспектов: содержание, цель, средства, и структура общения. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта к другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде окружающей или социальной среде.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому (средства бывают вербальные и невербальные). Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в выработке единой стратегии взаимодействия между участниками общения (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Прочтение за физическими чертами человека его психологических свойств или качеств [3, c. 62-64].

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

1. Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Наиболее характерными являются: замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурные различия и др.

Как известно общение осуществляется по поводу того или иного предмета, характер общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции. Здесь принято выделять два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция, которые в достаточно полной мере проявляются в деятельности почти всех сотрудников ОВД.

Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. При этом такое общение характеризуется определенной открытостью позиции, которая рассматривается как способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других.

Конкуренция (от лат. concurrere) соперничество на каком-либо поприще, между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично. Для данного вида взаимодействия характерна закрытость позиции которая рассматривается как неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, свою точку зрения на предмет общения.

Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

В отечественной психологии конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Сущность конфликтного взаимодействия это межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая: противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; противоположные цели и средства достижения целей; несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Типичными ошибками поведения, при конфликтном взаимодействии являются:

- отстаивание своей точки зрения, без попыток разрешить проблему;

- реализация прямолинейного поведения, отсутствие попыток изменить тактику, переключиться на другое;

- нетерпимость к инакомыслию, отсутствие желания или возможности понять позицию оппонента;

- стереотипное мышление, стремление решать новые проблемы, в рамках существующих традиций, норм;

- создание препятствий для свободной дискуссии, изложения своего мнения, излишняя критика и др.

В конфликтной ситуации сотруднику ОВД не рекомендуется:

- критически оценивать оппонента;

- приписывать ему низменные или противоправные намерения;

- демонстрировать знаки превосходства;

- обвинять и приписывать ответственность только партнеру;

- игнорировать интересы других участников деятельности;

- уменьшать заслуги партнера, его вклад в совместный результат [6].

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, и состоит из следующих этапов:

1) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

4) Решение проблемы.

5) Завершение контакта (выход из него).

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечить саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Для того, что бы общение было более эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать некоторые условия:

1) равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от их социального статуса;

2) равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

3) равенство в психологической взаимоподдержке.

3. Перцептивная сторона общения

социально-культурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).

Таким образом, можно констатировать, что перцептивная составляющая процесса общения в профессиональной деятельности сотрудников милиции может быть направлена на решение следующих задач:

· формирование первого впечатления у контактирующей, с сотрудником милиции стороны

· формирование понимания содержания межличностного восприятия;

· содействие установлению взаимопонимания;

· учет динамики проявления факторов и социальных явлений негативно отражающихся на уровне взаимопонимания партнеров по контакту;

· обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Предпочитаемый стиль общения сотрудника милиции с гражданами, представляющими профессиональный интерес, существенно детерминирует их поведение в ситуации контакта, затрудняя его или наоборот делая его более успешным. Под стилем общения понимают внутреннюю готовность человека использовать имеющиеся способы и приемы взаимодействия в той или иной ситуации.

Выбор и реализация в практических действиях того или иного стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в профессиональной группе и в обществе в целом.

Можно условно выделить две разновидности профессионального общения: внутриорганизационное общение (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

Другой разновидностью профессионального общения сотрудников милиции, выступает подход, предложенный отечественными исследователями. Так, сотруднику милиции в процессе профессиональной деятельности приходится строить общение со следующими группами граждан:

1) ранее судимые лица;

4) иностранные граждане;

5) лица, покушавшиеся на самоубийство; 6) психически неполноценные люди;

7) лица, находящиеся в состоянии психического возбуждения; 8) лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения и хронические алкоголики,

Важной особенностью профессионального общения сотрудников милиции является то обстоятельство, что оно может осложняться теми или иными трудностями, различными факторами деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует отнести:

- перегруженность поручениями (в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям);

- отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников;

- различные интересы у взаимодействующих должностных лиц;

- недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе;

- функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Указанные трудности нередко ведут к противоречиям, разногласиям и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

И.о. заместителя начальника

ЦПП при ГУВД по И.о.

подполковник милиции

А.В. Атапина

"___"________2009 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятий

по профессиональной психологии сотрудника ОВД

специального профессионального обучения (многопрофильной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел.
Тема № 4. Закономерность профессионального общения и особенности его реализации в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Занятие 1.

Вводная часть

2.Опрос слушателей по пройденному материалу.


  1. Классификация преступников по степени социальной опасности.

  2. Психологические типы преступников по мотивам.

  3. Психологические особенности личности преступника.

II. Основная часть
Изложение нового материала.


  1. Психологические основы профессионального общения сотрудников ОВД.

  2. Условия эффективного общения.

  3. Психологические барьеры в общении сотрудника ОВД.

III. Заключительная часть.

1. Ответы на вопросы слушателей.

2. Закрепление темы.

- В чем особенность профессионального общения сотрудника ОВД?

- Как на процесс общения влияет фактор времени?

- Приведете пример мотивационного барьера в деятельности сотрудника ОВД

3. Подведение итогов занятия.

4. Задание на самоподготовку: подготовить вопросы 1, 2, 3.


Старший специалист по ПП ГПФО

ЦПП при ГУВД по И.о.

майор милиции Чудинова Н.В.___________
Специалист по ПП

План конспект рассмотрен на заседании цикла

^ Профессиональное общение сотрудника ОВД – это процесс установления и поддержания психологического контакта с гражданами и сослуживцами, позволяющий успешно решать оперативно-служебные задачи.


  1. Информационная (коммуникативная). Состоит в обмене информацией между общающимися сторонами.

  2. Перцептивная. Т.е. восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установление на основе этого взаимопонимания.

  3. Интерактивная (влияние). Организация взаимодействия между общающимися, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

Вопрос 2. Условия эффективного общения Время: 30мин.

Что значит эффективно общаться? Это значит уметь достигать результат, строить свои взаимоотношения с людьми, использую психологические знания и умения.

Основными факторами, которые влияют на успешность общения и установления психологического контакта в служебной деятельности являются:


  1. Личность сотрудника ОВД

    1. Общительность – это желание общаться с людьми.

    Все люди подразделяются на общительных (экстраверты) и малообщительных (интроверты). Большинство специальностей в ОВД требует от человека экстравертированных качеств: легкость вступления в контакт, широкий круг общения, разговорчивость и т.д. (милиционеры ППС, ДПС, охраны, оперуполномоченные, дознаватели, следователи, инспектора ПДН и т.д.).

    Чем большим запасом слов обладает сотрудник ОВД, тем легче ему в нужный момент подобрать самое лучшее, самое точное, самое яркое. Если у милиционера беден словарный запас, ему трудно точно выражать свои мысли и в речи его начинают преобладать примитивные, трафаретные и скучные слова. Затруднение с подбором слов, мучительные поиски наиболее подходящих портят впечатление от речи, отвлекают внимание слушающих и вызывают непроизвольное раздражения.

    Б) умение слушать

    ^ Виды слушания:

    Этот способ слушания является наиболее эффективным в конфликтных ситуациях, когда человек находится под действием сильных эмоций. Главное в такой ситуации не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это возбуждение будет усилено.

    - эмпатическое (сочувствующее) – это вид слушания, при котором слушающий переживает те же чувства, что и собеседник, отражает эти чувства, понимает эмоциональное состояние собеседника и разделяет его. При эмпатическом слушание не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.
    Вопрос: Кому сотрудники милиции могут применять эмпатическое слушание?

    Способ эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек хочет сам поделиться какими-либо переживаниями.

    Использую разнообразные способы слушания, сотрудник ОВД имеет большие шансы установить психологический контакт с гражданами.

    В) умение понимать других людей, разбираться в мотивах их поступков.

    1.3. Черты характера, способствующие эффективному общению: открытость, доброжелательность, терпеливость, уравновешенность, способность располагать к себе людей, дипломатичность.
    2. Особенности людей, с которыми сотрудники ОВД вступают в общение.

    При общении с гражданами милиционеру приходится учитывать много факторов, непосредственно связанных с его собеседником. К ним относятся:

    2.1. Физическое состояние человека.

    Усталость, болезнь, все виды опьянения затрудняют процесс общения.

    В состоянии легкого опьянения человеку свойственна эйфория, повышение самооценки и уровня притязаний, ослабление критичности и концентрации внимания, повышенная самоуверенность и обидчивость. Человек в этом состоянии переоценивает свои физические и интеллектуальные способности.

    При выраженном алкогольном опьянении (средняя тяжесть) теряется чувство меры в отношении к окружающим, обнажаются инстинкты, реакции на внешние раздражители приобретают явную эмоциональную окраску. Малозначительные факты могут вызвать гнев, ярость и т.д., особо необходимо учитывать, что в этом состоянии понижается болевая чувствительность.

    Тяжелая степень опьянения характеризуется усилением тормозящего действия алкоголя на нервную систему, что проявляется в сонливости, вялости, резком снижении болевой чувствительности.

    Следует отличать алкогольное опьянение от болезненных состояний человека. Известно, что возбуждение, шаткая походка, не связная речь могут наблюдаться при заболеваниях нервной системы.

    2.2. Эмоциональное состояние. Сотрудник милиции должен владеть приемами регулирования эмоционального состояния окружающих, основным правилом для сотрудника милиции при этом является: самому максимально сохранять спокойствие и не заражаться отрицательными эмоциями других.

    2.3. Психологические особенности гражданина: уровень интеллектуального развития, особенности темперамента, характера.

    Вопрос: С какого времени УПК запрещает допрос граждан?

    В условиях общения могут возникнуть совершенно специфические, коммуникативные барьеры. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им, ведь у партнеров по общению часто разные, а в деятельности ОВД и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, эмоциональные состояния. Среди многообразия социальных и психологических барьеров общения, в деятельности сотрудника ОВД наиболее часто встречаются следующие виды:

    1. Мотивационный. Возникает при нежелании гражданина вступать с сотрудником ОВД в контакт, вследствие неприязненного отношения к работникам правоохранительных органов, боязни мести со стороны преступного элемента или других причин.

    Пример: УУМ звонит в дверь квартиры.

    После чего сотрудник ОВД, выражая недовольство, уходит.

    Вопрос: Что в данной ситуации не сумел сделать сотрудник ОВД и в чем его основная ошибка?

    Для преодоления мотивационного барьера сотрудники ОВД должны уметь замотивировать граждан на процесс общения, вызвать у них интерес к обсуждаемой проблеме, убедить их сотрудничать.

    2. Интеллектуальный. Возникает при разном уровне образования, интеллектуального развития, осведомленности в тех или иных вопросах, а так же может быть вызвано ошибками неверного восприятия сотрудником и гражданином друг друга.

    Пример: Гражданин пришел в РОВД с заявлением, что его избили охранники стройки, при этом, когда он стал объяснять обстоятельства дела, то выяснилось, что ему были нанесены телесные повреждения при совершении

    им кражи с этой стройки. Когда сотрудник милиции стал ему объяснять, что он сам совершил противоправное деяние, и может так же быть привлечен к ответственности, он никак не мог взять в толк за что.

    Для того, чтобы у сотрудника милиции не возникал интеллектуальный барьер с гражданами он должен быть сам человеком образованным и разбираться в широком круге вопросов, в первую очередь в вопросах законодательства.

    3. Эмоциональный. Возникает, когда собеседники находятся под действием сильных эмоций. Может быть обусловлен как отрицательными переживаниями, эстетическими чувствами, которые испытывает сотрудник к лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями отдельных граждан: их подавленность, раздражительность, агрессивность, озлобленность.

    Пример: Человек, у которого только что обокрали квартиру, находится в состоянии эмоционального шока, плачет и не может объяснить, что произошло.

    Для преодоления эмоционального барьера сотрудник должен дать время гражданину успокоиться, проявив выдержку и самообладание.

    Для профилактики возникновения волевых барьеров сотрудник милиции должен держаться в рамках закона, быть вежливым и проявлять уважение к гражданам.

    ^ 5. Возрастной барьер . Возникает между людьми находящимися в разных возрастных группах. Это может быть связано с разным представлением о жизни, ее ценностях. Т.к. большинство сотрудников находятся в среднем возрасте, то вероятнее всего возникновение возрастного барьера в отношениях с пожилыми людьми и несовершеннолетними.

    Пример: Пожилая женщина была вызвана на допрос дознавателем С. Когда она пришла в отделение милиции и увидела дознавателя, девушку 23 лет, она отказалась с ней беседовать, по причине того, что она слишком молода и ей нельзя доверять.

    Преодолевать возрастной барьер с гражданами следует демонстрацией своей авторитетности и умением устанавливать контакт с людьми любого возраста.

    ^ 6.Речевой барьер . Речь это основное средство общения, поэтому речевой барьер может возникнуть с иностранцами, глухонемыми, с людьми, разговаривающими на профессиональном сленге или жаргоне.


    Лекции


    Лабораторные


    Справочники


    Эссе


    Вопросы


    Стандарты


    Программы


    Дипломные


    Курсовые


    Помогалки


    Графические

    Доступные файлы (1):

    И.о. заместителя начальника

    ЦПП при ГУВД по И.о.

    подполковник милиции

    А.В. Атапина

    "___"________2009 г.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    для проведения занятий

    по профессиональной психологии сотрудника ОВД

    специального профессионального обучения (многопрофильной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел.
    Тема № 4. Закономерность профессионального общения и особенности его реализации в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

    Занятие 1.

    Вводная часть

    2.Опрос слушателей по пройденному материалу.


    1. Классификация преступников по степени социальной опасности.

    2. Психологические типы преступников по мотивам.

    3. Психологические особенности личности преступника.

    II. Основная часть
    Изложение нового материала.


    1. Психологические основы профессионального общения сотрудников ОВД.

    2. Условия эффективного общения.

    3. Психологические барьеры в общении сотрудника ОВД.

    III. Заключительная часть.

    1. Ответы на вопросы слушателей.

    2. Закрепление темы.

    - В чем особенность профессионального общения сотрудника ОВД?

    - Как на процесс общения влияет фактор времени?

    - Приведете пример мотивационного барьера в деятельности сотрудника ОВД

    3. Подведение итогов занятия.

    4. Задание на самоподготовку: подготовить вопросы 1, 2, 3.


    Старший специалист по ПП ГПФО

    ЦПП при ГУВД по И.о.

    майор милиции Чудинова Н.В.___________
    Специалист по ПП

    План конспект рассмотрен на заседании цикла

    ^ Профессиональное общение сотрудника ОВД – это процесс установления и поддержания психологического контакта с гражданами и сослуживцами, позволяющий успешно решать оперативно-служебные задачи.


    1. Информационная (коммуникативная). Состоит в обмене информацией между общающимися сторонами.

    2. Перцептивная. Т.е. восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установление на основе этого взаимопонимания.

    3. Интерактивная (влияние). Организация взаимодействия между общающимися, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

    Вопрос 2. Условия эффективного общения Время: 30мин.

    Что значит эффективно общаться? Это значит уметь достигать результат, строить свои взаимоотношения с людьми, использую психологические знания и умения.

    Основными факторами, которые влияют на успешность общения и установления психологического контакта в служебной деятельности являются:


    1. Личность сотрудника ОВД

      1. Общительность – это желание общаться с людьми.

      Все люди подразделяются на общительных (экстраверты) и малообщительных (интроверты). Большинство специальностей в ОВД требует от человека экстравертированных качеств: легкость вступления в контакт, широкий круг общения, разговорчивость и т.д. (милиционеры ППС, ДПС, охраны, оперуполномоченные, дознаватели, следователи, инспектора ПДН и т.д.).

      Чем большим запасом слов обладает сотрудник ОВД, тем легче ему в нужный момент подобрать самое лучшее, самое точное, самое яркое. Если у милиционера беден словарный запас, ему трудно точно выражать свои мысли и в речи его начинают преобладать примитивные, трафаретные и скучные слова. Затруднение с подбором слов, мучительные поиски наиболее подходящих портят впечатление от речи, отвлекают внимание слушающих и вызывают непроизвольное раздражения.

      Б) умение слушать

      ^ Виды слушания:

      Этот способ слушания является наиболее эффективным в конфликтных ситуациях, когда человек находится под действием сильных эмоций. Главное в такой ситуации не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это возбуждение будет усилено.

      - эмпатическое (сочувствующее) – это вид слушания, при котором слушающий переживает те же чувства, что и собеседник, отражает эти чувства, понимает эмоциональное состояние собеседника и разделяет его. При эмпатическом слушание не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.
      Вопрос: Кому сотрудники милиции могут применять эмпатическое слушание?

      Способ эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек хочет сам поделиться какими-либо переживаниями.

      Использую разнообразные способы слушания, сотрудник ОВД имеет большие шансы установить психологический контакт с гражданами.

      В) умение понимать других людей, разбираться в мотивах их поступков.

      1.3. Черты характера, способствующие эффективному общению: открытость, доброжелательность, терпеливость, уравновешенность, способность располагать к себе людей, дипломатичность.
      2. Особенности людей, с которыми сотрудники ОВД вступают в общение.

      При общении с гражданами милиционеру приходится учитывать много факторов, непосредственно связанных с его собеседником. К ним относятся:

      2.1. Физическое состояние человека.

      Усталость, болезнь, все виды опьянения затрудняют процесс общения.

      В состоянии легкого опьянения человеку свойственна эйфория, повышение самооценки и уровня притязаний, ослабление критичности и концентрации внимания, повышенная самоуверенность и обидчивость. Человек в этом состоянии переоценивает свои физические и интеллектуальные способности.

      При выраженном алкогольном опьянении (средняя тяжесть) теряется чувство меры в отношении к окружающим, обнажаются инстинкты, реакции на внешние раздражители приобретают явную эмоциональную окраску. Малозначительные факты могут вызвать гнев, ярость и т.д., особо необходимо учитывать, что в этом состоянии понижается болевая чувствительность.

      Тяжелая степень опьянения характеризуется усилением тормозящего действия алкоголя на нервную систему, что проявляется в сонливости, вялости, резком снижении болевой чувствительности.

      Следует отличать алкогольное опьянение от болезненных состояний человека. Известно, что возбуждение, шаткая походка, не связная речь могут наблюдаться при заболеваниях нервной системы.

      2.2. Эмоциональное состояние. Сотрудник милиции должен владеть приемами регулирования эмоционального состояния окружающих, основным правилом для сотрудника милиции при этом является: самому максимально сохранять спокойствие и не заражаться отрицательными эмоциями других.

      2.3. Психологические особенности гражданина: уровень интеллектуального развития, особенности темперамента, характера.

      Вопрос: С какого времени УПК запрещает допрос граждан?

      В условиях общения могут возникнуть совершенно специфические, коммуникативные барьеры. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им, ведь у партнеров по общению часто разные, а в деятельности ОВД и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, эмоциональные состояния. Среди многообразия социальных и психологических барьеров общения, в деятельности сотрудника ОВД наиболее часто встречаются следующие виды:

      1. Мотивационный. Возникает при нежелании гражданина вступать с сотрудником ОВД в контакт, вследствие неприязненного отношения к работникам правоохранительных органов, боязни мести со стороны преступного элемента или других причин.

      Пример: УУМ звонит в дверь квартиры.

      После чего сотрудник ОВД, выражая недовольство, уходит.

      Вопрос: Что в данной ситуации не сумел сделать сотрудник ОВД и в чем его основная ошибка?

      Для преодоления мотивационного барьера сотрудники ОВД должны уметь замотивировать граждан на процесс общения, вызвать у них интерес к обсуждаемой проблеме, убедить их сотрудничать.

      2. Интеллектуальный. Возникает при разном уровне образования, интеллектуального развития, осведомленности в тех или иных вопросах, а так же может быть вызвано ошибками неверного восприятия сотрудником и гражданином друг друга.

      Пример: Гражданин пришел в РОВД с заявлением, что его избили охранники стройки, при этом, когда он стал объяснять обстоятельства дела, то выяснилось, что ему были нанесены телесные повреждения при совершении

      им кражи с этой стройки. Когда сотрудник милиции стал ему объяснять, что он сам совершил противоправное деяние, и может так же быть привлечен к ответственности, он никак не мог взять в толк за что.

      Для того, чтобы у сотрудника милиции не возникал интеллектуальный барьер с гражданами он должен быть сам человеком образованным и разбираться в широком круге вопросов, в первую очередь в вопросах законодательства.

      3. Эмоциональный. Возникает, когда собеседники находятся под действием сильных эмоций. Может быть обусловлен как отрицательными переживаниями, эстетическими чувствами, которые испытывает сотрудник к лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями отдельных граждан: их подавленность, раздражительность, агрессивность, озлобленность.

      Пример: Человек, у которого только что обокрали квартиру, находится в состоянии эмоционального шока, плачет и не может объяснить, что произошло.

      Для преодоления эмоционального барьера сотрудник должен дать время гражданину успокоиться, проявив выдержку и самообладание.

      Для профилактики возникновения волевых барьеров сотрудник милиции должен держаться в рамках закона, быть вежливым и проявлять уважение к гражданам.

      ^ 5. Возрастной барьер . Возникает между людьми находящимися в разных возрастных группах. Это может быть связано с разным представлением о жизни, ее ценностях. Т.к. большинство сотрудников находятся в среднем возрасте, то вероятнее всего возникновение возрастного барьера в отношениях с пожилыми людьми и несовершеннолетними.

      Пример: Пожилая женщина была вызвана на допрос дознавателем С. Когда она пришла в отделение милиции и увидела дознавателя, девушку 23 лет, она отказалась с ней беседовать, по причине того, что она слишком молода и ей нельзя доверять.

      Преодолевать возрастной барьер с гражданами следует демонстрацией своей авторитетности и умением устанавливать контакт с людьми любого возраста.

      ^ 6.Речевой барьер . Речь это основное средство общения, поэтому речевой барьер может возникнуть с иностранцами, глухонемыми, с людьми, разговаривающими на профессиональном сленге или жаргоне.

      Читайте также: