Удостоверение выдаваемое комиссией по трудовым спорам требования к оформлению

Обновлено: 07.07.2024

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд .

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Комментарий к статье 389 ТК РФ

1. Срок исполнения решения КТС, о котором говорится в комментируемой статье, исчисляется с момента вручения работодателю копии решения КТС.

2. Работодатель может добровольно исполнить решение КТС. Если же он в указанные сроки не исполнил решение КТС, то вступает в действие механизм принудительного исполнения решения: КТС в установленный срок выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Удостоверение, выдаваемое КТС, входит в перечень исполнительных документов (ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

3. Для получения удостоверения работнику дается один месяц (со дня принятия решения КТС), в течение которого он может обратиться в комиссию. Если работник пропустит указанный срок, то с учетом уважительности причин пропуска КТС может его восстановить.

Если же одна из сторон (работник или работодатель) в установленный срок обратилась в комиссию с заявлением о переносе разрешения данного спора в суд, то удостоверение КТС не выдается.

4. На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в суд, судебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в ст. 22 предусматривает несколько вариантов перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Срок прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению; частичным исполнением исполнительного документа должником.

5. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

6. В ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" уточняются требования, предъявляемые к исполнительным документам. В них, в частности, должны быть указаны:

наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

дата принятия акта, подлежащего исполнению;

сведения о должнике и взыскателе;

резолютивная часть акта;

дата вступления в силу акта;

дата выдачи исполнительного документа.

7. Перечисленные требования в полной мере относятся к удостоверениям, выдаваемым КТС работникам по итогам решения спора. Так, в обязательном порядке на удостоверении отмечается не только дата вынесения комиссией решения, но и дата выдачи самого удостоверения. Это очень важный процессуальный момент, так как на основании данного удостоверения работник вправе в течение трехмесячного срока со дня его получения предъявить его в суд, после чего решение КТС приводится в исполнение судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке по тем же правилам, что и судебное решение.

8. На удостоверении КТС, выдаваемом работнику для принудительного исполнения, должна стоять печать, без которой судебный пристав-исполнитель не сможет принять удостоверение к исполнению.

9. Удостоверение КТС предъявляется в суд по месту нахождения работодателя, обязанного исполнить решение комиссии.

10. Если срок исполнения решения КТС судебным приставом-исполнителем затягивается, работник может лично или путем направления соответствующего заявления обратиться в суд с просьбой ускорить принудительное исполнение решения КТС.

11. В случае поступления жалобы на решение КТС реализация вынесенного комиссией решения может быть приостановлена.

Исполнение по поступившему в суд удостоверению КТС может быть приостановлено, например, при подаче жалобы на решение КТС, на основании которого выдано удостоверение, с пропуском установленного законодательством срока. Такая ситуация возможна в том случае, если суд посчитает, что этот срок пропущен по уважительным причинам, восстановит его и будет рассматривать жалобу на решение КТС по существу.

В случае отмены исполненного решения КТС для работника не должны возникать какие-либо неблагоприятные последствия. В частности, законодательство не предусматривает такого основания для возврата денежных средств, как отмена решения КТС, в силу которого произведено взыскание, в случае исполнения решения КТС об удовлетворении денежных требований работника.

12. В соответствии со ст. 397 ТК обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему по решению КТС, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах. Обратное взыскание денежных средств возможно только на основании решения суда. Никакие другие основания не могут служить причиной обратного взыскания с работника выплаченных ему на основании решения КТС денежных средств.

Другой комментарий к статье 389 Трудового Кодекса РФ

Решение КТС подлежит обязательному исполнению. Комментируемая статья устанавливает срок добровольного исполнения - три дня по истечении 10 дней, предусмотренных для обжалования. Таким образом, по истечении 13 дней со дня принятия решения, если ни одна из сторон не обжаловала его, решение КТС должно быть исполнено.

Для принудительного исполнения решения работник должен получить в комиссии соответствующее удостоверение. Однако с заявлением о выдаче удостоверения работник вправе обратиться только в течение одного месяца со дня принятия решения КТС по трудовым спорам. Принимая во внимание, что после вынесения решения КТС предоставляется три дня для вручения копии решения КТС работнику (ч. 3 ст. 388 ТК); 10 дней для обжалования решения КТС в суд (ч. 2 ст. 390 ТК); три дня по истечении 10 дней, предоставленных для обжалования, на добровольное исполнение решения КТС работодателем (ч. 1 ст. 389 ТК), реальный срок, в течение которого работник фактически может реализовать предоставленное право, значительно меньше.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению удостоверение КТС, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению (три месяца со дня его получения) и данный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам.

Процедура исполнения решения установлена Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 03.12.2011).

--------------------------------
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590; 2000. N 46. Ст. 4537; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 10. Ст. 1156; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3588; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 29. Ст. 3631; N 48. Ст. 5717; 2010. N 31. Ст. 4182; 2011. N 29. Ст. 4287; РГ. 2011. 9 дек.

Удостоверение КТС, по которому истек срок предъявления его к исполнению, судебным приставом-исполнителем к производству не принимается, о чем им выносится соответствующее постановление.

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность восстановления КТС указанного срока, если он пропущен по уважительной причине.

Комментарии и консультации юристов по ст 389 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 389 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.


В целях разрешения разногласий в трудовой сфере заинтересованный субъект обращается в комиссию по трудовым спорам. Рассмотрев все доводы сторон, комиссия разрешает спор и выносит решение. Однако комиссия не является ни судебным органом, ни органом государственной власти, поэтому обоснованно возникает вопрос о силе и обязательности ее актов для конфликтующих субъектов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Что такое удостоверение, выдаваемое комиссией по трудовым спорам?

Удостоверение, выданное специализированным органом, представляет собой итоговый документ, завершающий процедуру разбора конкретного персонального конфликта на предприятии.

Поэтому удостоверению присущи те же свойства и признаки, что и всем документам подобного типа (подробно о том, какие документы сопровождают процедуру создания и работу комиссии, читайте тут).

Составление этого документа обусловлено неисполнением должником решения специализированного органа в добровольном порядке в установленный тринадцатидневный срок. Десять дней из которого предоставляется сторонам для оспаривания акта комиссии, а три дня – для удовлетворения требований взыскателя без применения механизмов принуждения.

Для чего нужен исполнительный документ?

Наличие удостоверения служит основанием для возбуждения производства по исполнению акта специализированного органа. Реализация требований взыскателя осуществляется против воли должника. Субъектами принуждения выступают судебные приставы или банки, в случае его направления заявителем прямо в банковскую организацию, где имеются расчетные счета обязанного субъекта.

Цель удостоверения, как исполнительного документа, – обеспечить исполнимость решения специализированного субъекта, а также реализация правомочий взыскателя.

Кому выдается?

Удостоверение предоставляется участнику разрешенного конфликта, в чью пользу принят обязывающий акт. Для того, чтобы получить удостоверение взыскатель обращается с заявлением, составленным в простой письменной форме, в специализированную комиссию, принявшую решение (ст. 389 ТК РФ). Срок обращения не может превышать один месяц со дня вынесения подлежащего исполнению акта.

Не допускается выдача удостоверения, если любой субъект из участников конфликта инициировал перенос его рассмотрения в судебную инстанцию.

Кто составляет?

Составление удостоверения комиссии по трудовым спорам относится к компетенции председателя, его заместителя и секретаря. Подписывает удостоверение председатель или его заместитель.

На практике имеют место ситуации, когда удостоверение фактически составляется руководителем предприятия или по его поручению юристом, кадровиком или иным сотрудником. Это возможно в случае, если счета предприятия арестованы, а заработную плату работникам нужно выдавать. Такой вариант устраивает как руководство, так и сотрудников предприятия. Но юридически данный документ будет исходить все-таки от специализированного органа — комиссии (больше о том, что такое комиссия по трудовым спорам, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете кто входит в комиссию по трудовым спорам и предоставляются ли работодателям представители).

Характеристика содержания

Согласно сложившейся практике и обычаям делового оборота в удостоверении следует прописать:

  • место составления;
  • наименование органа, принявшего решение, его состав;
  • дата, номер, иные реквизиты принятого решения;
  • информация о взыскателе (Ф.И.О.; адрес, должность);
  • информация о должнике: предприятии или индивидуальном предпринимателе (наименование, адрес, регистрационные данные);
  • итоговая часть решения с указанием способа и порядка исполнения;
  • дата предоставления удостоверения (данный пункт особенно важен, поскольку от этой даты будет исчисляться срок для предъявления документа к исполнению);
  • оттиск печати специализированного органа и подпись полномочного субъекта (председателя или его заместителя).

Эти пункты служат своего рода характеристикой исполнительного документа.

В течение какого срока может быть предъявлен?

Основываясь на письменном обращении заявителя и приложенном к нему удостоверении специализированного субъекта судебный пристав возбуждает производство и исполняет акт комиссии без учета воли должника, применяя допустимые механизмы принуждения. Банковская организация списывает имеющиеся денежные средства с расчетных счетов должника в пользу взыскателя.

Важно: если заявитель сможет обосновать уважительность причин пропуска сроков специализированный орган по заявлению заинтересованного лица может восстановить пропущенный срок (ст. 389 ТК РФ).

Статья 389 ТК РФ. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

    Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

Удостоверение, являясь законодательно предусмотренным механизмом принудительного исполнения актов специализированного внесудебного органа (комиссии), придает таким решениям определенное сходство с судебными решениями.

Часто на рабочих местах, где мы проводим большую часть времени, могут возникать конфликтные ситуации между работниками и начальством. И всегда нужно найти правильное разрешение ситуации. Именно для этого составляется приказ на предприятии и создается комиссия по трудовым спорам. Читайте на нашем сайте статьи о том, по чьей инициативе образуются такой комитет и какие проблемы рассматриваются, а также в течение какого срока работник может подать заявление и каковы стадии разрешения претензии.

Наделение удостоверений свойствами исполнительного документа способствует наиболее эффективному восстановлению нарушенных прав работников и существенно снижает количество дел, рассматриваемых судебными органами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему - позвоните прямо сейчас:

В процессе деятельности Комиссии по трудовым спорам (далее – КТС) создаются разнообразные виды документов (организационно-распорядительные, информационно-справочные и другие). В данной статье будут рассмотрены наиболее характерные документы, которые образуются при рассмотрении и разрешении индивидуального трудового спора на локальном уровне, т.е. в КТС. Поскольку трудовое законодательство регламентирует оформление документов в самых общих чертах, то при составлении документов работники организации и работники КТС могут руководствоваться такими документами, как: ГОСТ Р 6.30-2003, а также Методическими рекомендациями по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 и Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, Методическими рекомендациями по унификации текстов управленческих документов 1 .

Комиссия по трудовым спорам создается на основании приказа. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому будет грамотным воспользоваться инструкцией по делопроизводству, принятой в организации. В приказе отражается причина создания КТС, поименный состав комиссии, указывается председатель, секретарь и иная информация, имеющая значение для создания комиссии.

Целесообразно на уровне локальных нормативных актов разработать в организации такой документ как Положение о комиссии по трудовым спорам, в котором должны быть подробно изложены вопросы ее организации и работы, что позволит избежать недоразумений при функционировании комиссии в организации. Положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы компании, ее органов управления и структурных подразделений.

При составлении Положения наибольшее значение имеют вопросы процессуального и процедурного характера, для их грамотного решения можно воспользоваться Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Также подробный порядок создания и функционирования комиссии можно закрепить в коллективном договоре, однако, кажется более правильным, посвятить КТС отдельный и более подробный документ.

Структура Положения определяется организацией самостоятельно и зависит от специфики ее деятельности, круга вопросов, которые были поставлены перед рабочей группой, готовившей проект Положения, практики рассмотрения индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам конкретной организации и других факторов.

Положение о КТС может содержать следующие разделы:

общие положения и порядок формирования КТС – в этом разделе указываются точное наименование Комиссии, степень ее самостоятельности. Дается перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми руководствуется в своей деятельности Комиссия;

компетенция КТС – основной раздел положения, он должен включать всестороннюю характеристику деятельности Комиссии, подробный перечень всех функций, которые должны обеспечить решение основных задач;

состав и порядок образования КТС – описываются все необходимые для создания и правового функционирования КТС этапы, содержит должностные обязанности руководителя, заместителя руководители и секретаря Комиссии;

права и обязанности членов КТС – перечисляются права, которыми наделяется Комиссия для реализации возложенных на нее задач. При изложении прав и обязанностей подчеркивается их соответствие действующему законодательству;

порядок обращения в КТС – этот раздел включает основные правила составления и подачи заявления в Комиссию;

организация заседаний КТС и порядок рассмотрения споров – указание на временные сроки рассмотрения заявления, этапы и процедуры заседания, признание заседания правомочным;

порядок принятия решения КТС – сведения о голосовании Комиссии, о необходимых реквизитах, содержащихся в решении Комиссии;

исполнение и обжалование решения КТС – сроки исполнения решения КТС, указание на право заявителя перенести трудовой спор в суд;

особые положения – этот раздел включает не вошедшие в основную часть сведения, например сроки действия настоящего положения, порядок пересмотра.

Соблюдение установленных требований, нашедших свое отражение как в нормативно-правовых, так и в локальных актах, оказывает значительное влияние на законность и обоснованность разрешения каждого конкретного трудового спора. Специалисты по делопроизводству рекомендуют включить в текст Положения не только положения, прописанные в трудовом законодательстве, но и отразить регулирование вопросов, непосредственно не затронутых в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ), но обычно возникающих в практике деятельности комиссий по трудовым спорам.

Разногласия между сторонами трудового правоотношения становятся существом трудового спора с момента письменного обращения работника в КТС или суд. В трудовом законодательстве не предусмотрено каких-либо требований к содержанию заявления, однако, типовая форма заявления может быть разработана организацией самостоятельно и доведена до сведения сотрудников 3 . И.А. Коссов, рассматривая этот вопрос, отмечает, дабы облегчить задачу работника по составлению заявления и избежать ошибок, обусловленных слабой правовой грамотностью многих работников, КТС целесообразно разработать примерные формы таких заявлений по различным предметам споров и обеспечить к ним доступ работников 4 .

Можно предположить, что грамотно составленное заявление должно содержать следующие реквизиты:

адресат, т.е. наименование КТС, в которую подается заявление;

автор, т.е. фамилия, имя, отчество работника, обращающегося с заявлением в КТС (если заявление подается представителем работника – фамилия, имя, отчество представителя, основание представительства), его должность, профессия и специальность, контактный телефон;

вид документа – Заявление

текст, т.е. указать в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав или законных интересов работника и его требования;

обстоятельства, на которых работник основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

дату, с которой работник связывает нарушение своего права и с которой работник связывает начало течения срока для обращения в КТС;

по денежным требованиям – сумма требований, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

сведения об обращении работника к работодателю с целью урегулирования разногласий путем непосредственных переговоров (если такое обращение имело место);

перечень прилагаемых к заявлению документов (в том числе документов, подтверждающих обоснованность заявленных работником требований, их размер и др.; при обращении в КТС через представителя к заявлению работника должна быть приложена копия указанной доверенности);

Обязательными реквизитами заявления являются дата и подпись работника-заявителя.

Как отмечают многие специалисты по трудовым спорам, лучше подготовить заявление в двух экземплярах, на одном из которых делопроизводитель КТС указывает свою должность, Ф.И.О. и расписывается. Этот экземпляр остается у работника, и может впоследствии являться доказательством обращения работника в КТС.

Заявление, как уже отмечалось, подлежит обязательной регистрации. Оно регистрируется, даже если работник обратился по вопросу, который не подлежит рассмотрению в КТС. К сожалению, порядок самой регистрации не прописан, что делает положение работника несколько уязвимым. Наиболее удобный и самый распространенный на практике способ – ведение комиссией отдельного журнала регистрации заявлений работников. Форма такого журнала должна утверждаться комиссией и может являться приложением к Положению о КТС. Журнал может содержать такие разделы как: входящий номер, дата поступления заявления, Ф.И.О. и должность заявителя, существо заявления, дата рассмотрения заявления (включая дату переноса или снятия с рассмотрения заявления с указанием причины), дата принятия решения, существо решения, дата получения решения заявителем и его подпись, дата получения решения работодателем и его подпись, сведения об обжаловании решения КТС работником или работодателем в суд, дата исполнения решения в добровольном порядке, дата регистрации заявления работника на выдачу удостоверения, дата выдачи удостоверения.

Ведение такого журнала во многом поможет контролировать весь процесс рассмотрения дела: от подачи заявления до решения комиссии.

Процессуальным документом, фиксирующим все собранные комиссией сведения, является протокол заседания КТС, составленный с учетом требований процессуальной формы, закрепленной в ст. 388 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ указывает на обязательность ведения на заседании комиссии протокола. Типовой формы и перечня обязательных сведений, подлежащих включению в протокол, действующие нормативно-правовые акты не содержат. Поэтому, следуя типовой инструкции по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти, или опираясь на внутреннюю инструкцию по делопроизводству, форму протокола необходимо разработать и утвердить.

Протокол подписывается председателем комиссии или его заместителем и секретарем Комиссии, заверяется печатью. Важность протокола состоит в том, что на его основании, работник, на которого возложено техническое обслуживание, в 3-дневный срок со дня принятия решения должен вручить сторонам надлежаще заверенные копии решения КТС.

Такой документ, как решение КТС является важным процессуальным документом, поэтому к содержанию и порядку его принятия закон предъявляет достаточно жесткие требования.

Официально утвержденная форма решения КТС в российском законодательстве отсутствует, поэтому КТС самостоятельно разрабатывает форму решения.

Статья 388 ТК РФ указывает на обязательные реквизиты и содержание Решения.

Решение КТС состоит из четырех частей:

вводной – в ней указываются наименование организации либо Ф.И.О. работодателя-индивидуального предпринимателя, наименование структурного подразделения, Ф.И.О., должность, профессия или специальность работника, дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора;

описательной – она отражает существо спора, требования работника (его представителя), доводы работодателя, пояснения других лиц принимавших участие в заседании;

мотивировочной – она указывает на установленные в ходе заседания обстоятельства и доказательства, в соответствии с которыми КТС основывает свои доводы, ссылки на нормативные правовые акты, которыми руководствуется комиссия;

Распорядительная часть решения должна содержать четкие и юридически корректные формулировки с обязательным указанием ссылок на нормы действующего законодательства, нормативно правовые и иные акты, которыми руководствовалась комиссия. Требования, предписываемые к исполнению работодателя, излагаются в категорической форме, обязывающей администрацию совершить определенные действия, или содержать указание на то, что в удовлетворении заявленных работником требований отказано.

Если требования работника удовлетворены частично, то в решении перечисляются конкретные действия, которые обязана совершить администрация. В решениях по денежным требованиям указывается точная сумма, подлежащая выплате работнику.

Юридическую силу решение обретает после его подписания председателем и секретарем КТС, присвоения документу номера и проставления даты. Датой решения является дата проведения заседания КТС, на котором оно было принято. Копии решения КТС удостоверяются печатью КТС или печатью организации с согласия работодателя.

Как подчеркивает И.А. Косов, решение КТС не нуждается в утверждении какими-либо органами или должностными лицами (например, руководителем организации или Государственной инспекцией труда) 5 .

Удостоверение КТС подписывается председателем КТС или его заместителем, а также должно быть заверено печатью КТС или печатью предприятия при наличии согласия работодателя. Необходимо заметить, что без оттиска печати судебный пристав-исполнитель не сможет принять удостоверение к исполнению. Это еще раз подчеркивает важность организации документирования деятельности КТС в соответствии с российским законодательством .

В целом можно сказать, что деятельность КТС направлена на досудебное разрешение индивидуальных трудовых споров. Однако слишком общее регулирование процедуры создания КТС, рассмотрения трудового спора и принятия решения по результатам его рассмотрения затрудняют работу Комиссий и требуют более детальной регламентации. Необходимо внесение уточнений в ТК РФ – только в этом случае такой механизм разрешения индивидуальных трудовых споров, как КТС, заработает в полном объеме.

Также важно помнить, что грамотное оформление документов, связанных с деятельностью КТС, позволит контролировать весь процесс рассмотрения индивидуального трудового спора – от подачи заявления до принудительного исполнения решения комиссии, а самое главное – следить за соблюдением установленных законодательством сроков.

2  Бережнов А.А. Комиссии по трудовым спорам: практика правоприменения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 10. С. 45.

3  Чершинцева Е. Документальное сопровождение работы комиссии по трудовым спорам // Кадровик. 2013. № 10. С. 137.

4  Коссов И.А. Требования к документированию процесса рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам // Делопроизводство. 2008. № 3. С. 21.

Всем привет! По следам недавно нашумевшей истории о списании 5,3 млн со счёта клиента.

Мне, обладателю расчётного счёта ООО, стало интересно, что это за фрукт — комиссия по трудовым спорам (КТС), и может ли она выдать документы, по которым с ООО спишут деньги без моего согласия.

Я не даю оценку произошедшей ситуации, не берусь утверждать, кто прав или виноват, меня интересует исключительно правовая подоплёка этой истории.

Действительно ли закон позволяет прийти в банк с бумагой А4 и потребовать перевод средств со счёта компании? Обязан ли банк исполнить такое требование?

Да, позволяет. Удостоверение КТС — равно исполнительный документ. Банк должен проверить, не подделан ли он, но способы проверки ограничены. Если банк всё сделал правильно, пиши пропало. Если банк накосячил, есть шансы побороться.

Итак, начнём с матчасти.

Это мини-суд внутри фирмы. Люди собираются и решают спор между работником и работодателем. Например, кому-то недоплатили зарплату или не дали отпуск, и он вместо настоящего суда идёт в КТС.

Цель — не грузить суды вопросами, которые можно решить внутри. Часть споров всё же может решать только суд: о незаконном увольнении, переводе на другую работу, дискриминации и некоторые другие (статья 391 ТК).

Работник обращается в КТС. В течение десяти дней проводится заседание. На заседании слушают доводы, изучают документы, задают вопросы, ведут протокол.

По итогам члены комиссии голосуют. Для принятия решения нужно 50% + один голос.

Решение вручается работнику и работодателю. На обжалование через суд есть десять дней. Если никто не обжаловал, решение вступает в силу и даётся три дня на его добровольное исполнение.

Если решение не исполнено, сотрудник получает удостоверение КТС.

С удостоверением КТС можно прийти в банк работодателя и написать заявление на перевод средств в свою пользу (статья 8 229-ФЗ). Банк обязан незамедлительно перевести деньги (часть 5 статьи 70 229-ФЗ), иначе штраф в размере 50% от суммы, но не более 1 млн рублей (часть 2 статьи 17.14 КоАП). Удивительно, но никакого подтверждения, что заявитель — сотрудник компании, по закону не требуется.

Тем не менее, перед совершением перевода, ЦБ рекомендует банкам тщательно всё проверить (письмо Банка России № 167-Т):

Если признаков фальсификации нет и по базам всё сходится, банк правомерно переводит деньги. Он не может их не перевести.

Если же что-то не сходится, можно воспользоваться задержкой на семь дней для более подробного выяснения обстоятельств (часть 6 статьи 70 229-ФЗ).

В теории КТС — не такая плохая штука. Не выносишь сор из избы, вопросы внутри компании порешали. Всё чинно, благородно.

А на деле обнаруживаются грубые нравы. Опытные мошенники подделают документы КТС так, что комар носа не подточит. А возможность проверки подлинности документов крайне ограничена:

  • Банки не знают, трудится ли у клиента сотрудник, в отношении которого вынесено решение КТС.
  • Даже если трудится, есть ли у компании в принципе КТС.
  • Даже если есть, выносила ли КТС решение, которое просят исполнить.
  • Даже если выносила, исполнил ли его работодатель добровольно.

Остаётся рассчитывать на то, что банк проявит особую бдительность и выявит очевидно поддельные документы, свяжется с директором для подтверждения платежа.

Как можно скорее обращаться в полицию, ваш банк, банк получателя, ЦБ и надеяться на лучшее.

К сожалению, какого-то 100-процентного варианта возврата денег нет. Многое будет зависит от работы правоохранительных органов. Сложность в том, что даже если полиция найдёт мошенников, денег у них, скорее всего, уже не будет. Мошенников, конечно, посадят, но от этого на расчётном счёте денег не прибавится. Это грустно и печально.

Направлять претензию с требованием о взыскании убытков, причинённых неправомерными действиями банка по списанию денежных средств со счёта. Ссылаться на статьи 15, 854, 856 ГК, указанное выше письмо ЦБ и обстоятельства, которые подтверждают, что банк не проявил достаточной осмотрительности в ходе проверки исполнительного документа.

Как видим, иногда побороться можно и нужно, но всё индивидуально, зависит от того, насколько матёрые мошенники и как грамотно действовал банк.

Меня больше всего удручает, что на государственном уровне закреплена исполнительная сила документа, составляемого группой людей внутри компании.

Из очевидных минусов:

На мой взгляд, цель КТС не оправдывает средства. А наоборот, создаёт головную боль предпринимателям, банкам и самому государству, которое в итоге вынуждено искать мошенников и деньги.

С решениями КТС можно было бы поступить более осторожно. Например, как с решениями иностранных судов. Чтобы получить по ним исполнительный лист, нужно обратиться в суд. Он уведомляет заинтересованных лиц, проверяет, всё ли хорошо с решением. Если есть косяки, отказывает в получении исполнительного листа.

Возможно, это не идеальный вариант, так как увеличивается нагрузка на суды, но пыл мошенников точно бы охладило.

Если вы видите способы (особенно превентивные) противодействия КТС-мошенникам, которых нет в статье, пишите в комментариях.

Если понравилась публикация, заходите в Telegram-канал. Мы коротко, ёмко и непринуждённо делимся своим опытом, интересными кейсами, отвечаем на вопросы и просто отдыхаем от работы.

Андрей, спасибо за статью, а можно еще деталей:

- сотрудники обязаны предоставлять в банк какие-то дополнительные документы? Решение о создании КТС, Трудовые договора, какое-то подтверждение того на каком основании действует Председатель комиссии? или только удостоверение?

- на предоставляемых документах присутствуют печать предприятия или подписи руководителя/бухгалтера? Я так понимаю туда должны назначить кого-то из менеджмента компании, вправе банк требовать наличие там обязательных реквизитов?

- как понять, что решение выдано 1 октября, а удостоверение 13 октября? только из формулировки в удостоверении когда проходила комиссия? самое решение, голосование и протокол банк не вправе истребовать?

- вы встречали компании у которых есть реально работающая КТС? или это все исключительно для мошенничества?

- какая ответственность, если реальные сотрудники соберутся, решат что им недоплачивают, выпишут протокол, удостоверение и получат денежные средства, больше чем им причитается? Мошенничество?

Интересуюсь сугубо для того, чтобы обезопасить свои юр. лица от подобного.

Спасибо за комментарий. Давайте по пунктам:
1. Для списания ср-в нужен исполнительный документ + заявление на перевод (ст. 8 ФЗ-229). И больше ничего. Ни решение о создании КТС, ни положение о КТС, ни само решение КТС, т.е. вообще ничего.
Уведомление КТС = исполнительный документ. Заявление можно составить прямо в банке. Т.е. банк не может требовать дополнительные документы. Он может вежливо попросить их предоставить, но взыскатель может совсем не вежливо отказывается и закон на его стороне.

2. Самое интересно, что требования к оформлению самого важного документа - уведомления КТС, не прописаны в законе. Вот так!
Хотя бы есть требования к оформлению решения КТС (ст. 388 ТК). Думаю уведомление нужно оформлять по аналогии. К решению требования такие - должно быть подписано председателем (это любой из членов КТС, не обязательно менеджер) и скреплено печатью КТС (не организации, а именно КТС, у них своя печать) + нужно указать ФИО, должность сотрудника, что решили и когда.

3. Понять дату принятия решения можно только по самому тексту уведомления.

Мысли в слух. Теоретически банки могли бы придерживаться позиции, что пока не предоставлен комплект документов, подтверждающий факт создания КТС, и полномочия лица, подписавшего уведомление, то такой документ не является уведомлением КТС, а является просто бумажкой, у которой в шапке написано "уведомление КТС". Но это очень "скользкий" путь, по которому опасно идти - штраф-то большой (50% от суммы взыскания). Хотя можно было бы написать письмо в ЦБ с просьбой разъяснить правомерно ли так делать. Может мегарегулятор и сжалится.
Поясню мысль. Я могу сделать документ: в шапке написать "Федеральный закон", дальше пункт "об отмене всех налогов", а в конце подписаться "Президент". Прийти с ним в ФНС и требовать отмены всех налогов. Очевидно, это не сработает, т.к. документ подписан лицом, не обладающим на то полномочиями (не являющимся Президентом), а соответственно и не имеет юридической силы Федерального закона.
Чтобы коллеги не закидали помидорами оговорюсь, что пример некорректно отражает процедуру принятия закона и написан исключительно для наглядности.
С другой стороны, чтобы это дало? Мошенникам пришлось бы сделать на 2-3 документа больше. Да, порог вхождения повысился бы, но гарантий никаких.

4. Я не работал с компаниями, у которых реально функционирующими КТС, но это не значит, что их нет. Беглый анализ судебной практики в К+ показывает, что решения КТС оспариваются редко. Значит их не очень много, либо их много, но они все справедливые. Во второе не очень верится.
Из того, что попалось на глаза. КТС есть у ГУП "Московский метрополитен"; ГК "Росатом"; ФГУП "ПО "Маяк" и каких-то никому не известных частников, например ООО "Зенит".

5. Может быть разница в квалификации в зависимости от обстоятельств, но в целом да, это мошенничество (ст. 159 УК). Санкция от штрафа в 120 тыс до лишения свободы на срок до 10 лет.

Читайте также: