Учебное пособие аттестация рабочих мест по условиям труда

Обновлено: 01.05.2024

Хотя официально в 2020 году нет такого понятия, как аттестация рабочих мест, многие по привычке продолжают так называть специальную оценку условий труда. Спецоценка пришла на смену аттестации с января 2014 года, не изменив самой сути процесса, но привнеся много новых правил. По своей природе понятия "аттестация рабочих мест" и "специальная оценка условий труда" можно считать синонимами. Задача мероприятия оценить условия работы сотрудников и зафиксировать вредные факторы, которые влияют на здоровье. Мы расскажем, как происходит спецоценка в 2020 году.

Кто обязан проводить спецоценку условий труда

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).

Раньше аттестовывать нужно было только те рабочие места, где расположены инструменты, устройства, оборудование либо источники опасности, вопрос о необходимости оценки офисных зон оставался дискуссионным. С 2014 года при проведении оценки проверять необходимо любое рабочее место.

Обязанность проводить спецоценку лежит на всех работодателях, независимо от их статуса. Если предприниматель работает сам на себя, но при этом арендует офис хотя бы с одним стулом и столом, он должен провести его проверку.

Законом выделены только три категории рабочих мест, которые не нужно оценивать. Это зоны работы:

  • сотрудников-надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, нанятых физическим лицом, не являющимся ИП.

Сроки проведения СОУТ и штрафы

Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.

Внеплановая спецоценка проводится, если:

  • организованы новые места работы;
  • получено предписание надзорного органа;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование;
  • изменился состав используемого сырья и материалов;
  • изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
  • на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • мотивированно настаивает профсоюз работников.

Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.

Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по ст. 5.27.1 КоАП . При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП - от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП - от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.

Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.

Аттестация рабочих мест и уплата страховых взносов в 2020

Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).

Дополнительные тарифы установлены в статье 428 НК РФ . Для работодателей, которые уплачивают страховые взносы по итогам спецоценки условий труда, они ниже.

Если аттестация рабочего места (СОУТ) не проводилась, то тарифы составят 9% или 6% в зависимости от вредности производственных факторов.

Проведение оценки позволит разделить условия труда на классы и подклассы и дифференцировать тарифы. В статье 14 ФЗ N 426-ФЗ выделено 4 класса:

  • опасный;
  • вредный;
  • допустимый;
  • оптимальный.

Согласно ст. 428 НК РФ допустимый и оптимальный классы не требуют уплаты дополнительных взносов - дополнительный тариф по ним 0%. Работодатели, которые провели аттестацию и установили, что условия труда отдельных работников относятся к опасным, платят страховые взносы за этих сотрудников по тарифу 8%, а вредные условия разделяются на подклассы и тарифы по ним составляют от 2% до 7%.

Процедура спецоценки - как проходит аттестация рабочих мест по этапам

Аттестация рабочих мест (СОУТ) проводится независимой специализированной организацией, которую работодатель приглашает для выявления факторов, отклоняющихся от нормы. С такой компанией необходимо заключить гражданско-правовой договор (ст. 8 Закона N 426-ФЗ ).

Результат проверки оформляется в форме отчёта, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н . Работодатель начинает применять итоги проверки с даты утверждения отчёта: при выявлении необходимости предоставлять сотрудникам положенные гарантии и компенсации, обеспечивать средствами защиты, выдавать молоко и улучшать обстановку. Если комиссией условия труда признаны безопасными, то работодателю остаётся контролировать и поддерживать всё на должном уровне.

Однако первым шагом будет подготовка к проведению аттестации рабочих мест (спецоценке), которая происходит еще до приглашения сторонней организации для проверки. На первом этапе работодатель:

  • формирует комиссию по проведению СОУТ, которая должна включать представителей работодателя, профсоюза и специалиста по кадрам. Возглавляет комиссию работодатель или его уполномоченный. Число членов комиссии - нечётное. Образование комиссии нужно оформить приказом;
  • утверждает график проведения аттестации в произвольной форме и знакомит с ним комиссию;
  • составляет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;
  • и уже после этого заключает договор со специализированной организацией для проверки.

Второй этап заключается в непосредственной оценке рабочих условий. При проверке эксперт сторонней компании:

  • выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
  • измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.

Заключительный этап аттестации представляет собой подведение итогов проверки. Работодатель при этом:

  • утверждает отчёт, который составляет экспертная организация. Все члены созданной до начала аттестации комиссии оставляют на отчёте свои подписи. Организацию, которая проводила проверку, нужно уведомить об утверждении в течение 3-х рабочих дней;
  • подаёт декларацию в трудовую инспекцию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки . Форма декларации и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н;
  • знакомит сотрудников под роспись с результатами в течение 30 дней с момента утверждения отчёта. До введения СОУТ для ознакомления сотрудника с условиями его работы использовалась карта аттестации рабочего места, в которой он ставил подпись. Теперь она заменена картой специальной оценки условий труда, форма который утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н;
  • размещает на своём официальном сайте (при условии его наличия) итоговые сводные данные о результатах аттестации в течение 30 дней;
  • при подаче очередного отчёта в соцстрах по форме 4-ФСС обязательно отражает информацию о результатах спецоценки в таблице N 5.

Все ли рабочие места нужно проверять

В перечень рабочих мест для проверки можно не включать вакантные. Также можно не проверять все офисные столы в одном помещении. Если условия труда на месте аналогичные, то достаточно проверить 20% от общего числа рабочих зон, но не менее 2-х. Об этом сказано в ст. 16 Закона N 426-ФЗ . Если хотя бы одно место в помещения не совпадает по условиям с остальными, придётся провести спецоценку всех, даже если ранее они были признаны аналогичными.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) определяет не только цена договора, который работодатель заключает со специализированной компанией. Специализированные организации предлагают провести оценку условий труда по цене от 500 до 1000 руб. за одно место. Помимо рыночной цены договора к стоимости специальной оценки условий труда могут добавиться:

  • дополнительные страховые отчисления по взносам и надбавки работникам при выявлении вредных факторов;
  • затраты на улучшение трудовых условий, модернизацию оборудования и замену средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • крупные штрафы за отстутствие результатов аттестации, если результаты проверки будут признаны недействительными.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с посторонней организацией, проверьте, имеет ли она действительно право проводить спецоценку. Аттестация рабочих мест по ОКПД 2 имеет код 71.20.19.130. Информация об этом должна быть в документах компании, а сама организация должна быть включена в специальный реестр, который размещён на официальном сайте Минтруда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.
  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Подготовка к проведению аттестации

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.

Отчет о СОУТ
Карта спецоценки
Оценка факторов
Лист карты СОУТ
Подпись эксперта

Читайте также: