Трудно ли работать социальным работником с пенсионерами

Обновлено: 11.05.2024

Оговорюсь сразу, что пишу не для того, чтобы посочуствовали или пожалели. Ни в коем случае не надо мне этого писать. Напишу просто как факт. а вы прочитаете и может быть прокомментируете. А может -нет

И еще просьба не задавать мне вопросы по работе ВСЕХ региональных Центров социальной работы России и их сотрудников. Не отвечу. Ибо просто не знаю их и за них отвечать не стану.

Кто ж такой этот страшный соцработник. который сидит на приеме и пьет нашу с вами кровь.

Человек на приеме-это лицо, которое вы первым (а иногда и последним) видите во всей системе. Штаты социальных служб немалые. за специалистом на приеме стоит огромная государственная система, которая и решает все. От того, какие документы брать, а какие нет. заканчивая тем. назначить пособие или субсидии тому или иному гражданину или нет.

Конечно, человек на приеме не решает ничего, он просто берет документы. Решает он только брать их вообще или нет. Ибо когда дело касается государственных денег, то крайним ВСЕГДА будет человек, взявший документы.

После специалиста на приеме документы еще несколько раз проверяются другими спецами, ставится еще 3-4 подписи. Когда все это сделано проверено и перепроверено, то свою подпись ставит и заведующая. Естественно эту работу не видит человек, который сдает документы.

В обязанности специалиста по социальной работе входит также информационная работа, то есть раз в месяц в неприемный день (все думают, что если день неприемный,. то специалисты дома лежат на диване, нет) он ходит в какую-то организацию и рассказывает о нововведениях в порядке начисления пособий и субсидий.

Также в систему соцобеспечения входят и другие организации. Ночлежки. дома престарелых. дома инвалидов, дома для детей. Независимо от того, в каком отделе ты работаешь, ты все равно должен посетить эти места с целью создания общей картины организации.

На приме к специалисту приходят разные люди. Бывают люди, которые болеют туберкулезом, бывают люди, которые только что вернулись из специальных мест, где были накачаны лекарствами и выпущены в семью обратно. Такие люди очень тихие, а в глаза такому человеку страшно смотреть, особенно если на приеме сидишь один.

Приходят пожилые люди. у которых много свободного времени и мало общения. Им надо поговорить и рассказать о себе и своих болезнях. Оно и понятно.

Работа по начислению субсидий и пособий. конечно, ведется не просто с потолка, а по специальному Положению, которое подписано правительством Российской Федерации. Регулярно вносятся какие-то изменения Министерством. Эти изменения иногда бывают несовместимы с практикой. Поэтому решение выносит заведующая.

От работы заведующей тоже многое зависит. если он или она берут на себя ответственность, то и специалисты на приеме работают спокойнее и увереннне. А если в каком-то случае всегда виноват специалист, а зава не хочет взять ответственность, то и специалисту приходится ивзорачиваться и выкарабкиваться. Повторюсь, что в случае ошибки, крайним всегда будет тот, кто первым поставил подпись, то есть специалист на приеме.

Иногда специалситам приходится заниматься не только бумажной работой. Отделения, занимающиеся ввозом и выдачей гуманитарной помощи нуждаются в грузчиках. своих грузчиков в штате нет. Поэтому всегда грузчиками выступают те же специалисты. Три года назад из зарплаты у соцработников сняли деньги за вредность работы. Она стала невредной. Средняя зарплата у специалиста-10 тысяч рублей.

Молодежи этих денег мало. поэтому текучка кадров немалая. Пока обучается новый человек идет время. Оно и понятно. Много тонкостей. к которым надо привыкнуть.

В случе агрессивного поведения гражаданина можно вызвать охрану, но приехать они могут через 40 минут. поэтому справляйся сам, как умеешь. На столе лежат ножницы и ножи для бумаги.

За день иногда приходится принимать до 45 человек, это документы. паспорта, свидетельства. трудовые книжки. которые трогаешь руками. Не у всех граждан эти документы в хорошем состоянии. На специалиста кашляют и чихают. Нет кабинок за стеклом, как в Пенсионном Фонде, например.

Технологические перерывы сделаны не для того, чтобы специально позлить народ, а для того, чтобы специалист мог просто сходить в туалет, восстановить зрение и вымыть лишний раз руки.

Приходя домой, одежду снимаешь и бросаешь в стирку. Слишком много микробов на ней за день скапливается. Кто-то вывешивает ее на мороз. Хорошую одежду надевать просто жалко

Надо помнить, что все мы люди. Поэтому и на приеме иногда не выдерживают нервы. Когда смотришь в документы, в это время отвечаешь по телефону, а кто-то еще заходит в кабинет что-то спросить на бегу, и злится, что ему не отвечают. Все торопятся.

Иногда принимаешь человека больше отведенного времени, потому что ситуация сложная, советуешься с завой по телефону.

Спросите почему работают на такой работе. причины у всех разные. пенсионеры по понятным причинам. Молодежь из-за стабильного заработка, двух выходных, у кого есть дети, то устраивает график работы и социальные гарантии (больничные и отпуска).

Валентина Чикунова считает себя в профессии случайным человеком. Два года назад планировала поменять место жительства, поэтому устроилась здесь. Решила попробовать и осталась надолго.


— Мне не в новинку ладить с людьми, — признается женщина. — Не скрою, привыкала долго. На первый взгляд кажется, что ничего сложного. На самом деле это не просто работа с людьми, надо облегчать им повседневную жизнь. Ведь помогаем в основном пожилым, а среди них есть и нетерпеливые, и придирчивые, и очень требовательные.

Валентина Ивановна с горечью говорит, что у пожилых, особенно одиноких, мало поводов для радости. Поэтому приход соцработника воспринимается как праздник. Когда коронавирус начал наступление, многие отказывались от части услуг или сокращали их периодичность. Сейчас, по словам В. Чикуновой, все стабильно. Однако есть в профессии и обратная сторона. Если для стариков такие встречи — отдушина, то для нее самой и коллег из-за пандемии риски возросли многократно. Никто не отменял очереди в поликлиниках, чтобы выписать рецепт на жизненно необходимые лекарства для подопечных, коммунальные платежи в банках. Соцработники начинают воспринимать стариков как родных, со всеми капризами и причудами.

У В. Чикуновой 11 подопечных, их надо посетить от двух до пяти раз в неделю, а это по пять человек в день в разных концах района.

— Бывает, засиживаюсь, особенно когда кому-то надо выговориться, — улыбается Валентина Ивановна. — Ведь не встанешь и не уйдешь посередине разговора. Но самое тяжелое, когда они умирают. Особенно сложно в первое время. Надо бы научиться разграничивать работу и собственную жизнь. Но у меня это плохо получается. Может, поэтому и люблю дело, которым занимаюсь. Даже сейчас, когда мы подвержены риску из-за передвижений по городу, походов по магазинам, аптекам и поликлиникам.

Ирина Попова в профессии с 2013 года. Первоначально было желание немного заработать, пенсия ведь небольшая. Раньше Ирина Николаевна трудилась инженером-маркшейдером. О бывшей работе говорит мало, а вот про новую рассказывает с удовольствием.


— Выйдя на пенсию и пообщавшись с разными людьми, я поняла, что социальное направление мне нравится, — делится Ирина Николаевна. — К примеру, одна пожилая дама приглашала просто с ней погулять и иногда выполнять мелкие просьбы. Подумала, почему бы и нет. Когда устроилась окончательно, пришло понимание: для пожилых и одиноких общение гораздо важнее тех услуг, которые мы им оказываем. Особенно сейчас, когда они не могут выйти на улицу. Иногда просят просто зайти, ничего не покупать и не делать, только чтобы пообщаться.

В последнее время у многих стариков, отмечает соцработник, значительно снизилось чувство тревоги. Они поняли, без внимания их не оставят, что по-прежнему будут приходить к ним, помогать и общаться. Ведь с ними работают люди с высокой социальной ответственностью.

Что касается работы во время пандемии, главное — соблюдать осторожность. Некоторые пожилые ограничили доступ к себе и довольствуются только заказом продуктов и необходимых лекарств. Кстати, замечает Ирина Николаевна, пенсионеры стали больше читать — заказывают газеты, журналы и книги. Еще старики, прожившие почти всю жизнь в районе, лишены возможности воочию увидеть, как меняется жизнь в округе. Поэтому приходится быть наблюдательной, чтобы рассказать им о переменах.

Денис Арловский не только единственный мужчина среди социальных работников в Ленинском, но и самый молодой — ему 20 лет. Стаж работы пока не впечатляет — два месяца, но в профессию пришел целенаправленно и осознанно.


— Социальному делу учился, будучи школьником, — охотно рассказывает о себе юноша. — Было интересно. Я знаю, как оказывать первую медицинскую помощь, умею выстраивать отношения с людьми, держать себя в руках и готовить еду. Впрочем, я по жизни рукастый (улыбается). Практику во время обучения проходил в районном территориальном центре социального обслуживания населения, так что с требованиями знаком. Когда коллеги-женщины увидели меня, первым делом спросили, умею ли мыть полы. Я всё умею.

Быть готовым ко всему его научила бабушка. Она была первой, кто поддержал парня в выборе профессии. Правда, была еще учеба в торговом колледже. Но оказалась не по душе выбранная профессия, в отличие от социального направления. Понимал ли, с чем придется столкнуться в реальности? Отчасти: навестить человека, вымыть пол, закупить продукты и лекарства, выполнить мелкие поручения. Сейчас он ухаживает за несколькими лежачими пациентами. А вообще у Дениса на попечении 14 человек. Поначалу многие пенсионеры, узнав, что в помощники определяют совсем молодого парня, отказывались от его услуг, мотивируя тем, что им нужен женский уход. Те, кто увидел юношу в работе, не соглашаются его отпускать.

Есть у молодого человека мечта — стать профессиональным фотографом. Но для аппаратуры высокого класса нужны деньги. Поэтому в ближайшие год-два Денис будет трудиться социальным работником. И хотя он может устроиться официантом, продавцом, помогать пожилым сейчас важнее.

Фото Сергея Пожоги и Тамары Хамицевич

Смотрите также:

YouTube
Instagram


— Больше всего благодарна Людмиле за ее терпение с нами, стариками, ведь характер в нашем возрасте портится.

Действительно, эта работа подойдет не каждому: огромная нагрузка — физическая, психологическая, эмоциональная — при скромной зарплате.

Едва войдя в дом, Людмила начинает хлопотать по хозяйству: взяв ведро, отправляется за водой, затем выносит мусор и, вооружившись рецептом, спешит в аптеку. А вернувшись, наводит порядок на кухне. Все у нее получается быстро и слаженно.

Хозяйка дома не нарадуется:

— Я сама хоть еще на ногах, а здоровье, конечно, подводит — слабею, поэтому социальный работник приходит ко мне дважды в неделю. Людмила — моя главная помощница: в прошлый раз заплатила за телевизор, чтобы не отключили, купила новую батарейку для часов. Она все держит под контролем, все вопросы решает вовремя, выполняет любую просьбу.


Хозяйка с гордостью показывает мне фотоальбом, где она молодая и очень красивая. Нина Корнеевна вспоминает:

По дороге к дому № 146, где нас ждет 82-летняя Вера Стефановна Глинская, Людмила рассказывает, что вырастила троих сыновей, но сейчас с ней остался только младший, 21-летний Юрий, недавно вернувшийся из армии. Живут они в квартире, но Людмиле очень нравится частный сектор. Лишь в родительском доме, превращенном в дачу, она по-настоящему отдыхает. Правда, ездить в деревню Головчин за 20 километров получается только летом по субботам и воскресеньям, а зимой она всегда с нетерпением ждет этих поездок.

Встречающая нас Вера Стефановна ходит сама, хоть и с палочкой:

Двор Веры Стефановны утопает в цветах, хозяйка их любит и сама за ними ухаживает. А когда была моложе, еще вязала, вышивала, ткала коврики. Теперь-то уж руки не слушаются. Однако в доме осталось немало ее творений: и те же коврики, и покрывала. Кстати, по словам Людмилы, Вера Стефановна сама поддерживает в доме идеальный порядок.

Накануне ночью было холодно, топилась печка, дрова в доме закончились, Людмила быстренько пополняет запасы. Затем спускается в погреб за разносолами — самой хозяйке это уже не под силу. И — спешит с ведрами к колонке, которая, к слову, не так уж близко.

Жизнь Веру Стефановну не баловала: отец умер рано, мать была инвалидом 1-й группы, почти незрячей. Хозяйством в доме занималась старшая сестра Надежда, было еще два брата — все старшие, сейчас никого нет в живых. Умер и муж — работал когда-то на стройке. По дому все делал собственными руками: большие светлые окна, шалевку на стенах, сложил печь, вымостил дорожки.

Хозяйка сейчас вспоминает, что с пяти лет у нее появились обязанности: ходила в лес, собирала грибы-ягоды. Окончила школу, юридический техникум. Затем почти всю жизнь работала юристом в Круглянском райпо.

Можно было еще побеседовать с приветливой хозяйкой дома, но ей нужно собираться. Сегодня социальный работник ведет ее в поликлинику. Выходим все втроем за калитку, Людмила говорит мне:

— А вы, пожалуй, нас не ждите — к врачам всегда людей много, уж не знаю, когда освободимся. Конечно, по закону нас должны пропускать без очереди. Да только около кабинетов все в основном пожилые, так что мы уж лучше подождем.

На часах 14.30, иду в Круглянский районный центр социальной защиты, один из лучших на Могилевщине. Директор Лидия Терешкова рассказывает:

— Всего в районе 65 социальных работников, некоторые в малонаселенных деревнях трудятся по совместительству. Черствые и равнодушные у нас не задерживаются, увольняются, остаются лишь порядочные, отзывчивые. Людмила Ковалева — добрая, ответственная. Профессионал. Нередко ее подопечные останавливают меня на улице, благодарят. Людмилу неоднократно награждали грамотами, дипломами как лучшего социального работника Круглянского района и Могилевской области, в 2017 году за добросовестный и многолетний труд она удостоилась Почетной грамоты Могилевского облисполкома.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ И ЗА СЧЕТ ЧЕГО РАЗВИВАТЬ СОЦСФЕРУ?

Майя Грибановская, пенсионерка:


Александр Лазарев, предприниматель:


— Начинать надо не с поднятия престижа профессии, а с осознания ценности социального взаимодействия, когда один человек помогает другому. Это должно стать нормой. Одни только деньги ничего не решают. К сожалению, сегодня мы живем в очень замкнутом, разобщенном, рациональном мире: многие люди, которые любят порассуждать о доброте и порядочности, на самом деле сами никогда никому ни в чем не помогут, тем более бесплатно. Профессии, связанные с милосердием, сегодня не особо престижны. Эту ситуацию нужно менять. Надо воспитывать доброту, сострадание с детства. Необходимо всячески поощрять создание общественных инициатив — люди, готовые прийти на помощь другим, должны быть в обществе авторитетными, уважаемыми. О них нужно больше рассказывать. В том числе и в СМИ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.


Для этого надо немного подучиться :) думаю: стоит ли? денег там не сильно много, а работа адская вроде. или лучше в бухгалтера податься?


денег там мало, адского много =)
идите лучше бухгалтером
все мои знакомые, работающие в соцзащите или дорабатывают госслужбу, либо ждут декрета =)


моя знакомая устроилсь туда примерно год назад. С её слов, она "увидела дно" общества, хотя нам всегда каказлось, что мы его уже знаем. Сыграло свою роль и то, что теперь она в статусе гос. служащего. Наверное. пенсии хорошии будут. Про з/пл не знаю.
А работать бухгалтером - это несколько иное. Что, уж, Вам ближе.






да ладно..
Мне наоборот показалось, что работа "не бей лежачего"
ходила тут орто-обувь ребенку оформлять, тишина, спокойствие, девочка неторопясь две кнопки в компе нажала, заявление проверила, печать шлепнула и до свидания
я еще как раз подумала - вот ведь отличная работа, сидишь и не паришься



ну вроде в управление соц.защиты населения по кир.району, что на генеральской
или вы про какую-то другую "адскую" соцзащиту речь ведете? :gy:



ну вроде в управление соц.защиты населения по кир.району, что на генеральской
или вы про какую-то другую "адскую" соцзащиту речь ведете?



чеж там тогда адского? мне и в прошлом году когда туда ходила, показалось что все очень тихо и размеренно там
но учитывать конечно надо что работа с людьми, разными людьми, поэтому если вас раздражают бабушки задающие вопросы, мамашки звонящие и прочие люди, то лучше конечно в бухгалтерию податься



да ладно..
Мне наоборот показалось, что работа "не бей лежачего"
ходила тут орто-обувь ребенку оформлять, тишина, спокойствие, девочка неторопясь две кнопки в компе нажала, заявление проверила, печать шлепнула и до свидания
я еще как раз подумала - вот ведь отличная работа, сидишь и не паришься



В этом году я насиделась в очередях муниципальных поликлиник.. Часто заходили без очереди тети из соззащиты рецепты всякие бабушкам выписывать.. Вроде нормальнеы, спокойные, довольные тети, врачи их в лицо знают. Вот у врачей в муниципалке работа - застрелиться!




а все почему? а потому, что адекватных людей на консультацию туда приходят единицы :)


да ладно )) при стаже в год зарплата там маленькая. кто-то из вас что-то не договаривает
хотя, смотря кем, ежели сразу в начальниуи взяли, то даже скромно :)))



ой страсти какие рассказываете. любая работа с людьми это уже не очень приятно. а клиенты соцзащиты это в основном люди малоимущие и пенсионеры - те которые оормляют пособие.


хорошие пенсии у госслужащих у которых должности начальников отделов и выше и не в райуправлениях а в министерстве

если специалист 2 категории то зп до 12 тыс.

специально учиться не надо. там испытательный срок и всему научат.
по мне дак лучше бухгалтером на дому вести пару фирм.
потому что в госслужбе главный фактор это работа с людьми. кому с людьми работать тяжело и у кого нет терпения и выдержки то туда идти не стоит.



а где она не адская? у медработников на скорой, у милиции, у пожарных?
тут просто сидишь и оформляешь пособие пожилым людям. да, нужно терпеливо объяснять, выслушивать, нужны терпение и выносливость. ну и поток народа большой. много бумажной работы. это госслужба. бюрократия везже - и в налоговых и в судах и в милиции и везде в госучреждениях смысл один и тотже - большой объем бумаг, много компьютерных операции и большой поток людей с различными прибабахами. физически ты там никак работать не будешь.
ну если вы конечно не имеете в виду социального работника которые ходят по квартирам покупают лекартсва и продукты и моют полы и окна. у них зп 7 тыщ :(


соцработники не имеют статуса госслужбы и зп у них в два раза меньше чем у тех кто оформляет пособия в управлениях соцзащиты. это две разные должности.





значит у нее должность высокая. или отдел другой. обчный специалист в отделе по пособиям получает ежемесячно не более 12 - 13 тыщ


Обычный специалист. Образование у неё соответствующее - социальный работник. Опыта в данной сфере вообще не имела. Может и преувеличивает. но с моей стороны подозрений таких не было)))

Все разделы

Читайте также: