Тип социального конфликта объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения это

Обновлено: 04.05.2024

________ называется отрицательное отношение человека к самому себе или к другим и соответствующее этому отношению поведение.
_________ - это эмоция неудовлетворенности каким-либо явлением, выражение резко отрицательного отношения к нему.
_________ конфликт – это разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
__________ - это индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
__________ - это мера соответствия знаний, умений и опыта специалиста определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых им задач и решаемых проблем.
__________ и __________ относятся к социально-психологическим причинам межличностных и межгрупповых конфликтов:
__________ конфликта - это совместная деятельность участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.
__________ называется стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.
___________ - это вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.
___________ - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
____________ - это агрессивные действия индивида, направленные на самого себя.
____________ конфликта называется одна из основных категорий анализа конфликта: постепенное, непрерывное его развитие от простых к более сложным формам.
____________ называется ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из ее участников.
_____________ - это способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями, переживаемыми ими по отношению друг к другу.
Акцентуации ________ являются одной из личностных причин конфликтов
В современной зарубежной психологии исследования конфликтов ведутся по следующим направлениям:
Взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей – это социальное _________.
Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – это ____________ конфликт.
Вид управленческой деятельности, который заключается в своевременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтных факторов и ограничении, таким образом, возможности их возникновения или деструктивного решения в будущем, – это _________.
Возникающих в процессе взаимодействия сторон острый способ разрешения значимых противоречий, называется _____________.
Временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта - противоречия и напряженных отношений – это ___________ конфликта.
Деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы, - это ________ конфликтов.
Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием следующих его механизмов и факторов:
Для конструктивного конфликта характерны следующие причины:
Для поочередного выслушивания на совместной встрече применяется тактика:
Заниженная оценка личности в конфликтных ситуациях имеет своим следствием:
Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к ___________ конфликта.
Исходами конфликта могут быть:
К ___________ причинам конфликтов относятся те обстоятельства взаимодействия людей, которые привели к столкновению их установок при минимальном влиянии субъективного фактора.
К критериям разрешения конфликта относятся:
К структурным методам управления конфликтами в организации относят:
К структурным методам управления конфликтом относятся:
Компромисс может быть эффективен в следующих случаях:
Конфликт в открытом обществе выполняет функции __________ и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
Конфликтология – это междисциплинарная область научного исследования _______________ различного уровня.
Конфликты по распределению между сторонами потерь и выигрышей делятся на:
Конфликты по характеру принято делить на:
Конфликты, с точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, делятся на:
Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с не полным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой ____________.
Межличностные методы разрешения конфликтов бывают следующие:
Методы, являющиеся нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций – это ответные _________ действия.
Многоступенчатый процесс разрешения конфликта включает в себя:
Наименьшая, целостная, ___________ часть конфликта, обладающая его всеми основными свойствами, называется конфликтной ситуацией.
Находится на пересечении интересов конфликтующих сторон элемент материальной или духовной сферы, который называется _____________.
Неоптимальностью функциональных связей вызваны следующие функционально-организационные причины конфликтов:
Обстоятельства взаимодействия людей, которые привели к столкновению их _______, ________ и установок при минимальном влиянии субъективного фактора относятся к объективным причинам конфликтов.
Обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач, - __________ причины конфликтов.
Обычно затухание конфликта происходит в результате:
Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, ___________, ____________.
Основным подходом к изучению конфликта в современной психологии является ___________ организационных систем.
Основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий - _______ конфликтов.
Открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон, называется ________ или __________.
Перечислите обстоятельства, характерные для деструктивного конфликта:
Периоды в развитии конфликта, непосредственно связанные с его этапами и отражающие динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения - это _______ конфликта (ответ дать сущ. множественного числа)
По отношению к отдельному _________, конфликты бывают внутренними и внешними.
По своим последствиям конфликты бывают:
По сфере возникновения и развития конфликты разделяют на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и ____________, затрагивающие неофициальные отношения.
Под _________ конфликта понимается ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.
После завершения конфликта целесообразно сделать следующее:
Предмет конфликта - это те ____________, которые возникают между сторонами взаимодействия.
Предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, а следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию - ___________ конфликты.
Представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения, - это _________ конфликта.
Препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений ________ конфликты.
Происходит перерастание в другой конфликт, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена _________ конфликта.
Происходящие внутри личности на уровне индивидуального сознания конфликты, - это ____________ конфликт
Профилактика конфликта - это такая организация жизнедеятельности __________ социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Процесс целенаправленного и ориентированного на достижение необходимых результатов делового общения – это __________.
Психологическая __________ - характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики.
Развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и таких причин, как: объективные, ____________, _____________ и личностные.
Расположите в логическом порядке фазы конфликта:
Расположите в логическом порядке фазы развития предконфликтной ситуации:
Расположите последовательно основные стадии развития конфликта:
Расположите последовательно основные фазы в развитии конфликта:
Расположите последовательно этапы латентного периода развития конфликта:
Расположите последовательно этапы открытого периода развития конфликта:
Расположите последовательно этапы предконфликтного периода развития конфликта:
С помощью следующих способов возможно устранение конфликта:
С точки зрения организационных ___________, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные составляющие.
Систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений общественных ____________ включает стратегия предотвращения конфликтов.
Следующие показатели зависят от эффективности управления конфликтом в деятельности организации:
Современные конфликтологи выделяют основные формы конфликтного поведения: ____________ поведение (вызов); пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); конфликтно-компромиссное поведение и компромисс поведения.
Создание обоснованных систем вознаграждения может быть использовано для управления _______ ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов.
Социально-психологические причины конфликта – те причины, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в ________ группы.
Социально-психологической причиной ____________ конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.
Специфическое проявление психологической устойчивости, рассматриваемое как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми – это __________ личности.
Структура конфликта - совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его ____________, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Структурные методы управления конфликтами воздействуют преимущественно на участников ____________ конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников.
Субъективные причины конфликтов – ___________, вызванные индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ их разрешения.
Субъективные причины конфликтов – ______________, вызванные индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ их разрешения
Существуют следующие методы управления конфликтом:
Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов ___________ результатов деятельности и личности друг друга.
Три типа рассматриваемого феномена интересуют психологию конфликта:
Укажите соответствие в определении отдельных понятий:
Укажите соответствие в определении отдельных понятий:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Укажите соответствие:
Урегулирование конфликта в социальных отношениях предполагает:
Ход развития конфликта по этапам и фазам конфликта – это __________ конфликта.
Эффективные способы управления конфликтной ситуацией разделяют на следующие категории:
Явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его – это ___________ конфликта.

Тема2. Характеристика зарубежной конфликтологии

Для какой из структур психоаналитической модели личности, предложенной З.Фрейдом, характерен принцип удовольствия?

Курт Левин является основателем теории

Что понимается под тождественностью человека самому себе –

Тема 3. История и отрасли отечественной конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества

Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии?

все варианты верны

В какой из трех перечисленных этапов становления отечественной конфликтологии конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках других наук?

III период: после 1992

I период: до 1924

+II период: 1924- 1992

Какое отношение к конфликтологии имеют психология, социология, политология, военные науки, география, искусствоведение, история, медицина, педагогика, правоведение, филология, философия, экономика?

+это отрасли отечественной конфликтологии

все варианты верны

Что из перечисленного ниже входит в цели отечественной конфликтологии?

Создание системы конфликтологического образования в стране, распространение конфликтологических знаний в обществе

Интенсивное развитие конфликтологической теории — исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов

+все варианты верны

Тема 4. Теоретические основы конфликтологии

Противоречие, являющееся основой конфликта – это

Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями – это

Процесс перехода от предконфликтной ситуации к конфликту и его разрешению отражает

темперамент участников конфликта

Создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –

Что является основанием для деления конфликтов на семейные, производственные, бытовые, политические?

+сфера жизнедеятельности человека

Тема 5. Внутриличностные конфликты

Человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности – это:

Приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера – это:

Интегральная характеристика личности, определяющая готовность к решению профессиональных задач с использованием знаний, опыта, ценностей, мотивов – это:

Острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения – это

Блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником – это …

Возвращение к детским стереотипам поведения – это:

Крайне деструктивный выход из внутриличностного конфликта – это

Система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение негативных переживаний, сопряженных с внутриличностными противоречиями – это

Эмоционально окрашенное состояние личности, являющееся формой активности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне – это …

Переадресация реакции, перенос реакции с недоступного объекта на доступный – это …

Тема 6. Социальные конфликты. Разрешение конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов. Медиаторство, фасилитация. Переговоры (верно 5 из 6)

Под мотивационной перестройкой понимается:

+преобразование мотивации сторон, превращение стремления доказать свою правоту и неправоту другого в мотивацию выхода из конфликта

страх последствий конфликта

все варианты верны

Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это …

Фасилитация – это:

+форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, в том числе для урегулирования конфликта внутри группы

навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения

Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным?

конфликт между преподавателем и группой студентов

+конфликт между болельщиками разных команд

конфликт между руководителем и подчиненным

Наиболее эффективная стратегия поведения, включающая конструктивное обсуждение проблемы и полное разрешение противоречия – это:

Способ разрешения конфликта, заключающийся в использовании ненасильственных средств и приемов для разрешения проблемы – это:

Тема 7. Трудовые споры и конфликты в коллективе, основные закономерности их возникновения и разрешения

Процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений – это:

Конфликты между сотрудниками одного уровня в структуре организации:

+конфликты по горизонтали

конфликты по вертикали

Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов –

+индивидуальный трудовой спор

коллективный трудовой спор

Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – …

Временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора –

нарушение трудовой дисциплины

Тема 8. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание, их причины и предупреждение

К ведущим специалистам в области профессионального выгорания среди российских психологов относятся:

Психологическая дезориентация личности, формирующаяся в процессе профессиональной деятельности и приводящая к искажению личностных характеристик в направлении преобладания специфических профессиональных черт характера – это:

К негативным последствиям выгорания относятся:

неконструктивность модели поведения

повышение уровня конфликтности

снижение трудовой мотивации

+все ответы верны

Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека – это:

Для каких профессий синдром выгорания наиболее характерен?

Понятие конфликта активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.

Однако проблема создания общепринятого определения конфликта до сих пор не решена. Существует множество определений этого термина.

Профессор Э.А. Уткин в своей книге "Конфликтология" дает интересное определение конфликтной ситуации: "Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия" .

Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доход, переоценку ценностей и т. д. .

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника .

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны .

Анализ различных определений конфликта обнаруживает их сходство. Практически неизменным компонентом значения этого понятия является столкновение оппозиционных начал, чаще всего двух. Каждый конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства. Таким образом, любой конфликт предполагает наличие противоречащих друг другу начал, то есть неотъемлемым свойством конфликта является его биполярность, означающая одновременно и взаимосвязанность и взаимопротивоположность этих начал

Многие ученые включают в определение конфликта также негативные чувства и враждебные действия противоборствующих сторон. Однако такие определения явились следствие первоначального восприятия конфликта как негативного явления. Современное понимание конфликтных явлений предполагает, что конфликт может протекать и без агрессии. Это дает основания надеяться на возможность конструктивного управления конфликтами .

Одной из разновидностью конфликта является социально-трудовой конфликт.

Социально-трудовой конфликт понимается как механизм взаимодействия, позволяющий участникам трудовых отношений отстаивать свои позиции и ставить проблемы, связанные с трудом .

Социально-трудовой конфликт - это особый вид конфликта, который проявляется через столкновение двух или более разнонаправленных сил, интересов, взглядов по поводу социально-трудовых отношений и условий их обеспечения.

Другими словами, это стадия максимального развития противоречий между субъектами трудовой деятельности в трудовой или связанных с трудовой деятельностью сферах, и представляет собой силовое динамическое воздействие, которое осуществляется значительным количеством индивидов, социальных групп на основе действительного или сомнительного несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов .

Существует несколько подходов к классификации трудовых конфликтов. Остановимся на рассмотрении двух из них, наиболее широко представленных в общественных науках.

Первый подход основан на выявлении сторон, участвующих в трудовом конфликте. И в этой связи выделяются конфликты:

- между работниками(ом) и администрацией (администратором) предприятия, организации;

- между трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;

- между администрацией и профкомом;

- между трудовым коллективом и руководством отрасли;

- между трудовым коллективом разных организаций;

- между трудовым коллективом и органами управления государства.

Второй подход характеризуется определением типов конфликтов на основе содержательно-сущностных критериев, согласно которым существуют:

- Конфликты интересов характеризуются ярко выраженными интересами конфликтующих сторон, а не только сформулированными позициями или требованиями.

- Конфликты права отличаются юридическим обоснованием защиты трудовых прав работника или работодателя.

- Иллюзорные конфликты, как правило, основываются на отсутствии необходимой информации, на извращенной информации или неправильном восприятии действий (бездействия) другой стороны.

- Ошибочно соотнесенные конфликты характеризуются непониманием сути имеющихся противоречий, ошибочным толкованием норм права, скрытыми реальными причинами поведения другой стороны.

- Замещенные конфликты выражают очевидные различия между выдвинутыми требованиями и подлинными интересами и целями стороны, инициирующей конфликт.

- Вынужденные конфликты - это специально создаваемая конфронтация с целью изменения положения дел в распределении ресурсов.

Как видно из данной классификации, трудовые конфликты могут быть инициированными как работодателями, так и работниками.

В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:

- условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).

- система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование финансовых средств; распределение полученной прибыли; участие работников в управлении капиталом т. д.).

- выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты; погашение долгов и т.п.).

Функции трудовых конфликтов:

1. Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой – повышает сплоченность рабочих.

2. Трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива.

3. Существует инновационная, творческая функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.

4. Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-психологического климата, сплоченности, авторитета, взаимного уважения .

В социально-трудовом конфликте выделяют 5 структурных элементов:

- стороны (участники) конфликта;

- условия конфликта (включают условия его возникновения и условия его протекания);

- действия участников конфликта;

- исход (результат) конфликта .

Итак, можно сказать, что четкого определения конфликта не существует. Каждый автор по-разному трактует определение этого понятия. Но все же можно выявить сходство во всех определениях – это наличие противоречия у двух конфликтующих сторон. С социально-трудовыми конфликтами мы сталкиваемся ежедневно в нашей жизни. С ними можно столкнуться в любой организации. И как уже было сказано выше социально-трудовой конфликт – это столкновение, противоборство минимум двух людей, по поводу социально-трудовых отношений и условий их обеспечения, которое происходит вследствие различных причин.

Причины возникновения социально-трудовых конфликтов

В возникновении конфликтов можно выделить две стороны – объективную и субъективную. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т. е. объективно являются той почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и призывов руководства к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Не редко конкретные ситуации создают своего рода преграды на пути удовлетворения устремлений и желаний. Со многими из них мы миримся, считая их естественными и неизбежными. Проблема начинается тогда, когда эти преграды вызывают у человека протест: принятое решение кажется ошибочным, поведение кого-то из коллег неприемлемым, оценка нашего труда неправильной и т.д.

Причинами, влияющими на возникновение конфликтных ситуаций в организациях, могут быть:

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящих из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Такая возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы, руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.

Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

Различие или пересечение интересов членов организации. В данном случае интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы. Актуализация мотива происходит в результате появления реальных потребностей. Например, работники одного отдела организации рассчитывают на вознаграждение за разработку перспективного проекта; в то же время и работники другого отдела организации также предполагают получить значимое вознаграждение, если в производство примут их проект. Столкновение различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии – и к конфликту.

Различные формы экономического и социального неравенства. Следует сказать, что само неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания, престижа и т.д.) между отдельными членами организации, группами и подразделениями служит лишь основанием для возникновения конфликта. Самым важным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует считать осознание членами организации несправедливости распределения вознаграждения и сложившихся социальных отношений (прежде всего отношений власти – подчинения). Нередко даже полное неравенство в распределении вознаграждений (например, когда руководители получают заработную плату в несколько раз больше, чем подчиненные, и пользуются льготами, не доступными подчиненным), а также при фактически властном произволе в отношении к подчиненным члены организации считают такое состояние дел вполне естественным, они не осознают блокирования их важнейших потребностей, и конфликтная ситуация не создается.

Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Конфликты часто возникают в университетах между факультетами, ориентированными на образование. Конфликты также часто зарождаются в организациях здравоохранения между административным персоналом, который стремится к эффективности и рентабельности, и медицинским персоналом, для которого большей ценностью является качество оказываемой больным помощи.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовые оспаривать каждое слово. И вот такие личности создают вокруг себя атмосферу чреватую конфликтом. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию, как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать для доведения до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей .

Однако каждая из этих причин может стать толчком, первым шагом к конфликту только при наличии определенных внешних условий. К этим условиям относятся, по мнению многих исследователей, следующие:

- технические условия конфликта, существующие в организации: наличие лидеров в конфликтующих группах, степень организованности и сплоченности группы в конфликте, наличие или отсутствие устойчивых коммуникаций, наличие определенных целей у участников конфликта и т.д.;

- политические условия: условия применения власти руководителем, осознание зависимости и степени неравенства подчиненными, условия подчинения исполнителей;

- социальные условия: жесткость или либеральность нормативной системы организации, соотношение между статусами и ролевыми требованиями, наличие неформальных групп, идентификация работников с группой, мобильность членов организации, степень институционализации участников конфликта и т.д.;

- психологические условия: эмоциональный настрой соперников, наличие устойчивой ориентации на противоборство, энергетика членов организации, попадающих в конфликтную ситуацию .

Итак, существуют различные причины возникновения социально-трудовых конфликтов. Это могут быть и различия во взглядах, мнениях, идеях ценностях, манере поведения и множество других причин. У любого конфликта может быть как положительный, так и отрицательный исход. Во втором случае, он может негативно повлиять не только на конфликтующие стороны, но и на всю организацию в целом. Поэтому руководителю нужно уметь управлять конфликтами в организации.

Трудовой конфликты представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.
В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:
- Условия труда (технология, нормирование, режим, безопасность).
- Система распределения ресурсов (выплата зарплаты, распределение прибыли, участие работников в управлении капиталом, правила проведения приватизации и т.д.)
- Выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты, погашение долгов).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Особенности трудовых конфликтов. ………………………………4
Причины трудовых конфликтов…………………………………….6
Виды трудовых конфликтов………………………………………..12
Способы управления и профилактика трудовых конфликтов…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. 16
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

контрольная по конфликтологии.docx

СОДЕРЖАНИЕ:

Причины трудовых конфликтов…………………………………….6

Виды трудовых конфликтов………………………………………..12

Способы управления и профилактика трудовых конфликтов…..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… . 16

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..19

ВВЕДЕНИЕ:

Важнейшей характеристикой конфликта является неопределенность его исхода, т.е. участники конфликта не знают досконально позиции своих противников, вследствие чего образ действий каждой из сторон является производной только от целей и интересов стороны, не учитывающей мнения другой стороны.

Трудовой конфликты представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.

В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:

- Условия труда (технология, нормирование, режим, безопасность).

- Система распределения ресурсов (выплата зарплаты, распределение прибыли, участие работников в управлении капиталом, правила проведения приватизации и т.д.)

- Выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты, погашение долгов).

Трудовой конфликт — более широкое понятие. Кроме столкновения в области трудовых правоотношений, он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения зарплаты, но и улучшения снабжения продовольствием, а иногда и политическими требованиями. Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами трудового законодательства, так и другими правовыми и неправовыми средствами.

В нашей стране значимость трудового конфликта сегодня резко увеличивается. Происходит не только становление рыночной экономики, но и существенная трансформация социально-трудовых отношений. С отказом государства от своего монопольного положения в отношениях собственности и в сфере управления трудом и производством произошла ощутимая поляризация участников трудовых отношений на собственников-работодателей и наемных работников — собственников своей рабочей силы. Они имеют во многом не совпадающие, а подчас и противоречивые интересы, что нередко приводит к трудовым конфликтам (спорам) между ними.

Особенностью социально-трудовых отношений в современном российском обществе стало сокращение государством своего участия в регулировании трудовых отношений: наметился как бы своеобразный уход его из сферы этих отношений. В результате достаточно наглядной стала тенденция ужесточения отношений между работодателями и наемными работниками.

Другая особенность социально-трудовых отношений в современной России в том, что они основаны не только на действующем трудовом законодательстве (КЗоТ РФ), но и на нормативных актах локального значения, таких, как трудовой договор (контракт) и коллективный договор, заключаемых субъектами этих отношений.

Обязательства, взятые на себя сторонами, участвующими в заключении как индивидуальных трудовых контрактов, так и коллективных договоров (эти стороны — наемный работник или коллектив наемных работников, с одной стороны, и работодатель или его уполномоченный представитель — с другой) должны выполняться всеми, без исключения, в полном объеме. Невыполнение или нарушение этих обязательств при соответствующих условиях создает в организации конфликтную ситуацию, переходящую, как правило, в трудовой конфликт.

В зависимости от того, кто участвует в этом противостоянии и противоборстве, трудовые конфликты делятся на 1) индивидуальные и 2) коллективные.

В индивидуальном трудовом конфликте участвуют, с одной стороны, конкретный наемный работник, а с другой — работодатель.

В коллективном трудовом конфликте участниками выступает коллектив наемных работников (как единая организационная структура) и противостоящий ему работодатель (в лице представительных органов этой структуры).

Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию , а с другой — повышает сплоченность рабочих.

Трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива.

Существует инновационная, творческая функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.

Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-политического климата, сплоченности, авторитета, взаимного уважения.

Причины трудовых конфликтов.

Исследования причин трудовых конфликтов позволяют подробно их классифицировать и определить возможности и принципы их разрешения. Причина возникает обычно раньше, чем появляется само столкновение социальных сторон. Необходимо также различать причину и инцидент, т. е. какой-то случайный факт отношений оказывается поводом к началу конфликтного поведения. Поводом может быть и умышленно созданная ситуация.

Причины трудовых конфликтов, прежде всего, можно разделить на: объективные и субъективные.

В основе трудового конфликта могут лежать объективные недостатки, слабости, ошибки в организации труда; именно они сталкивают людей, делают конфронтацию между индивидами и труппами неизбежной.

Трудовой конфликт может основываться на субъективных особенностях и состояниях индивидов и групп. Более того, индивиды и группы иногда привносят в свои организационно-трудовые отношения внешние конфликтные настроения, возникающие за пределами труда.

Объективные и субъективные причины не всегда различимы, между ними иногда нет четких границ. Кроме того, существует категория причин, которые можно определить как объективно-субъективные. Например, трудовые конфликты возникают из-за того, что отдельные работники или целые трудовые группы недостаточно адаптировались к новым принципам организации труда, не поняли их смысла достаточно точно. Одним словом, трудовой конфликт происходит по поводу, а не вследствие определенной организации труда. Проблема человеческих отношений связана с производством, но главный ее источник — сами работники. Причины трудовых конфликтов можно рассматривать и более конкретно, исходя из типов противоречий, лежащих в их основе.

Они обычно являются наиболее вероятными факторами конфликтных ситуаций на производстве. Индивиды и группы конфликтуют прежде всего по поводу присвоения каких-либо благ и ценностей. В связи с распределительными отношениями возможен трудовой конфликт из-за: факта распределения благ (справедливо-несправедливо); перераспределения уже присвоенных, полученных благ; самого принципа, критерия распределения благ. Например, если все работники по их собственным оценкам имеют достаточно хорошие условия труда, то конфликт между ними не возникает; если же при равных результатах труда заработная плата одной из групп работников значительно повысилась без достаточных на то оснований, то возможен конфликт.

Объектом и предметом конфликта в производственных условиях могут быть не только заработная плата, но условия и содержание труда, норма выработки и т. д. Распределительные конфликты практически не имеют границ, они могут быть между бедными и бедными, богатыми и бедными, богатыми и богатыми, индивидами и группами, занятыми в одинаковых или разных сферах труда и экономической деятельности. Этот конфликт возможен при любой системе распределительных отношений. Например, конфликт может вызвать слишком сильная зависимость заработной платы от возраста и т. д.

Это одна из самых скрытых причин трудового конфликта. Конфликтующими сторонами оказываются индивиды и группы, включенные в единые функциональные отношения, связанные дифференциацией и кооперацией трудовой деятельности. Наблюдения показывают, что чаще конфликтуют те, кто проявляет особую активность. Замечено также, что причиной конфликтной ситуации часто служит бездействие одних по сравнению с другими. Главным здесь является следующее противоречие: чем сложнее дифференциация и кооперация трудовой деятельности, чем активнее и ответственнее отношение самих людей к ней, тем вероятнее и столкновения.

Конфликтные ситуации в организационно-трудовых отношениях часто создаются ролями, выполняемыми индивидами и группами, т. е. происходит ролевой конфликт. Одна из особенностей конфликтной ситуации на ролевой основе - установка субъектов на определенные действия.

Если организация переживает неуспех, неблагополучие, работает нерентабельно, на грани банкротства и т. д., то это способно вызвать конфликтную ситуацию. Довольно редко вся трудовая группа, организация принимает на себя ответственность, чаще всего происходит болезненный процесс определения конкретного виновника, персонификации вины, что и становится причиной трудового конфликта.

Наряду с формальным руководством в организационно-трудовых отношениях всегда проявляются процессы ненормального соперничества, инициативы, доминирования. Лидерство и основанный на нем трудовой конфликт могут проявиться не только в сложных, но и в простых видах трудовой деятельности, где выполняются самые примитивные задачи и функции. Любая проблема в совместной трудовой деятельности может умышленно использоваться для борьбы за лидерство. В результате трудовой конфликт может протекать как борьба за власть и господство; занятость, сохранение собственной работы; наставничество; выполнение престижных ролей.

В организационно-трудовой сфере проявляются случаи несовместимости в опыте, квалификации, образовании; экономической психологии и отношении к труду (одни ориентируются на минимум активности и максимум вознаграждения, другие - на максимум активности и максимум вознаграждения, третьи — на минимум активности и минимум вознаграждения; если эти типы вынуждены взаимодействовать, то между ними неизбежны конфликты). Несовместимость — это явление не только объективное, но и субъективное. Конфликтность в социально-трудовые отношения вносят не только действительно существующие различия, но и мнения об этих различиях.

Их основное отличие от коллективных трудовых конфликтов состоит не только в том, кто принимает участие в возникшем противостоянии. Они отличаются от коллективных трудовых конфликтов еще и своим предметом и процедурой их разрешения.

Предметом индивидуального трудового конфликта являются индивидуальное право на труд и соответствующие условия его реализации, которыми обладает конкретная личность в сфере трудовых отношений. Наличие отношений по поводу труда и его реализации и тесно связанных с ними правовых отношений является определяющим фактором констатации индивидуального трудового конфликта. Если заключается договор (контракт) на выполнение той или иной работы или услуги с лицом, не числящимся в штате организации и не состоящим в постоянных связях и трудовых отношениях с работодателем (или его представителями), то нарушение такого контракта, исходящее от любой стороны, не обусловливает возникновения трудового конфликта, поскольку возникающие при этом споры разрешаются в рамках гражданско — правовых отношений. Поэтому к индивидуальное трудовому конфликту могут быть отнесены не все споры, возникающие между работником и работодателем, а лишь те, которые имеют своим источником постоянные трудовые связи и отношения или те, которые возникают при заключении трудового контракта на определенный срок, но с зачислением наемного работника в кадровый состав (штат) предприятия, организации.

Индивидуальные трудовые конфликты возникают прежде всего в связи с такими обстоятельствами как:

• перевод работника на другую работу без его согласия;

• увольнение работника с постоянной работы без его согласия;

• задержка или невыплата заработной платы;

• непредоставленне отпуска или сокращение его срока;

• наложение дисциплинарного взыскания;

• привлечение к сверхурочным работам;

• работа в выходные (праздничные) дни;

• невозмещение материального ущерба, нанесенного действиями наемного работника и т. д.

Все эти споры (конфликты) связаны с действиями сторон, которые уже урегулированы законам или другими нормативными актами, в том числе и заключенным трудовым договором (контрактом). Поводом для возникновения индивидуального трудового конфликта являются те или иные действия (бездействия) или требования, выходящие за рамки трудового договора.

Почему все это происходит? В чем заключаются причины всех этих действий, выходящих за пределы заключенного трудового контракта? В исследованиях, посвященных этой проблеме, авторы отмечают, что причины возникновения споров, в том числе и индивидуальных трудовых конфликтов, подразделяются на причины субъективного и организационно–хозяйственного характера.

1 К причинам субъективного характера относятся:

• сознательное нарушение работодателем или наемным работником (являющимися сторонами в трудовых отношениях) трудового законодательства;

• незнание или неверное толкование норм трудового права;

• небрежное отношение работников к выполнению своих обязанностей;

• заблуждение сторон о наличии или отсутствии того или иного права у них по действующему законодательству.

Все эти действия, определяющие возникновение конфликтной ситуации и, как правило, ведущие к индивидуальным трудовым конфликтам, совершаются тем или иным субъектом трудовых отношений, обладающим неадекватным уровнем развития нравственного и правового сознания, правовой культуры. Эти особенности субъектов, участвующих в трудовых отношениях, служат им своего рода препятствием на пути постижения и глубокого осмысления требований соответствующих правовых норм и ориентируют их зачастую на пренебрежительное отношение к ним.

Этому способствуют также существующие недостатки в действующем трудовом законодательстве, наличие в нем пробелов, значительного числа оценочных понятий, что не может не способствовать различному его толкованию и применению в ущерб интересам субъектов трудовых отношений.

2 К причинам организационно–хозяйственного и экономического характера следует отнести:

• отсутствие нормальных условий для работы организации, вызванных нынешним кризисным состоянием российской экономики;

• нехватку оборотных средств, необходимых для обновления оборудования, техники;

• снижение уровня охраны труда;

• несоблюдение правил техники безопасности;

• хронические неплатежи, задержки выплаты заработной платы работникам и т. д.

Все это, естественно, не может не вести к многочисленным нарушениям нормативных документов, регулирующих взаимоотношения работников и работодателей, создает конфликтную ситуацию на предприятии, обусловливавшую возникновение индивидуальных трудовых конфликтов.

Индивидуальные трудовые конфликты или споры, как они определяются в Трудовом Кодексе РФ (ТК РФ), бывают двух видов:

1) трудовые конфликты (споры), возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда, еще не урегулированные трудовым законодательством или другими нормативными актами о труде.

Эти споры называют спорами неискового характера. Они разрешаются администрацией предприятия, фирмы и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав;

2) трудовые конфликты, возникающие между субъектами трудовых отношений (работником и работодателем в лице администрации предприятия) по вопросам применения уже действующих законодательных и иных нормативных актов о труде, а также по условиям трудового договора (контракта). Это споры искового порядка. Для этого вида трудовых конфликтов установлен особый порядок их разрешения: они рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам и в районных (городских) судах.

Любой индивидуальный трудовой конфликт, имеет свое начало. Юридические действия, т. е. появление приказа администрации предприятия, ущемляющего интересы и права работника, или поступок (действие) работника, наносящий ущерб интересам работодателя, создает лишь конфликтную ситуацию. Это еще не трудовой конфликт. Для того чтобы он возник (начался), необходимы контрдействия другой стороны (работника), направленные на защиту своих прав и интересов. Таким контрдействием считается обращение работника в комиссию по трудовым спорам, которая избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.

Читайте также: