Тенденции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уис

Обновлено: 19.05.2024

Ускачева И., старший преподаватель кафедры ФГОУ ВПО "Псковский юридический институт ФСИН России", подполковник внутренней службы, кандидат юридических наук.

Шатов С., старший преподаватель кафедры ФГОУ ВПО "Псковский юридический институт ФСИН России", подполковник внутренней службы, кандидат юридических наук.

Реформирование уголовно-исполнительной системы в направлении гуманизации условий отбывания наказания предусматривает дальнейшее совершенствование законодательства в области социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Утвержденным ФСИН России в 2006 г. Планом мероприятий по реализации Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 г. предусматривается внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты, касающиеся правовой регламентации порядка организации и проведения в учреждениях УИС социальной, психологической и воспитательной работы. Кроме того, названный План мероприятий ориентирован на обновление ведомственной нормативно-правовой базы, регулирующей порядок организации и проведения социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в учреждениях УИС различных видов и с различными категориями осужденных.

Социальная и воспитательная работы с осужденными к лишению свободы являются относительно самостоятельными видами деятельности, направленными на достижение основной цели - исправление осужденных. В связи с этим считаем целесообразным изменить название главы 15 УИК РФ "Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы". Оно может быть представлено в следующей редакции: "Социальная работа и воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы". Полагаем, что данную главу следует дополнить статьей, содержащей определение "социальная работа с осужденными к лишению свободы".

Ч. 2 ст. 9 УИК РФ воспитательная работа отнесена к основным средствам исправления осужденных. Между тем закон не определяет понятие "воспитательная работа". Достаточно большое количество опрошенных сотрудников считают, что есть необходимость в его законодательном закреплении.

В ч. 1 ст. 109 УИК РФ говорится о том, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Представляется, что данная часть статьи сформулирована законодателем неудачно, так как в ней говорится о направленности воспитательной работы на исправление и далее раскрывается само понятие "исправление". Учитывая данное обстоятельство, предлагаем в ч. 1 данной статьи внести изменение и включить в нее определение понятия "воспитательная работа", содержащееся в Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 г.

Согласно ч. 1 ст. 110 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. В данной части статьи перечислены основные направления воспитательной работы с осужденными. Однако в названии данной статьи о направлениях воспитательной работы ничего не говорится. В связи с тем что в определении "воспитательная работа" перечислены эти направления, считаем целесообразным ч. 1 ст. 110 УИК РФ исключить. Соответственно, ч. 2 ныне действующей редакции этой статьи станет ч. 1, а ч. 3 - ч. 2.

В уголовно-исполнительном праве остается дискуссионным вопрос о целях уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, так как исправительный потенциал определяется правильно избранной целью и реальностью ее достижения.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Вместе с тем ряд авторов в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства рассматривают ресоциализацию осужденных.

Воспитание личности преступника, считает М.С. Рыбак, преследует достижение не только цели исправления, но и ресоциализации. По мнению автора, исправление как результат - явление неустойчивое и, даже если оно успешно состоялось, это само по себе не гарантирует выполнения задачи борьбы с преступностью в части предупреждения преступлений со стороны осужденного .

См.: Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2001. С. 56.

О.Г. Перминов указывает, что при "важности, значимости и необходимости всех целей наказания приоритетной целью на стадии его исполнения является исправление осужденных, их ресоциализация" .

Перминов О.Г. Реализация уголовного наказания: правовые, организационные, криминологические проблемы. М., 2003. С. 38.

Р.Э. Эльбур рассматривает два уровня организации процесса исправления осужденных: а) достижение минимальной цели (когда у осужденного вырабатывается уважение к законам и правилам человеческого общежития); б) достижение максимальной цели, т.е. высокий уровень ресоциализации .

См.: Уголовно-исполнительное право: Аннотированный библиографический указатель докторских диссертаций (1960 - 1999 гг.). М., 2000. С. 74.

По мнению Л.В. Яковлевой, более правильно было бы предусмотреть в законе цель социальной адаптации осужденных, которая подразумевает принятие ими ценностей, норм и поведенческих стандартов данного общества, включение осужденных в общественную жизнь в качестве полезных членов общества. Исправление в этом случае следует рассматривать как средство достижения цели социальной адаптации .

См.: Яковлева Л.В. Исправление осужденных как уголовно-правовая категория // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: Сборник научных трудов. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. С. 84.

Вместе с тем, несмотря на различные точки зрения относительно целей наказания, законодатель определяет их как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Под исправлением в данном случае следует понимать прежде всего исправление в юридическом значении этого слова. Необходимо достичь одну из основных целей наказания, чтобы осужденный после отбывания наказания не совершал преступлений. При этом не имеет значения, какими мотивами он руководствуется (пересмотр жизненных установок и взглядов, боязнь быть вновь наказанным и т.д.) .

См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. И.Л. Трунова; Рук. автор. кол-ва О.В. Филимонов. М.: Эксмо, 2006. С. 15 - 16.

В связи с этим, как нам представляется, ресоциализацию логичнее было бы рассматривать не как цель, а как процесс, характеризующийся положительными изменениями, прогрессивной динамикой поведения осужденного, результатом которого должно стать исправление осужденных.

В.Н. Кудрявцев по этому поводу отмечает, что настоящее исправление в условиях лишения свободы трудно осуществимо. Оно достигается (и то не всегда) только благодаря дополнительным "побочным" действиям персонала: хорошей организацией быта, труда, обучения, отдыха заключенных в целях постепенного приучения их к условиям жизни на свободе .

См.: Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Юристъ, 2003. С. 206.

Полагаем, что идея ресоциализации личности в период отбывания уголовного наказания должна найти четкое отражение в законодательстве. Так, в ст. 9 УИК РФ, на наш взгляд, должна идти речь не о средствах исправления, а о средствах обеспечения ресоциализации осужденных, к числу которых относятся все шесть средств, перечисленных в ныне действующем законодательстве. По нашему мнению, к их числу следует отнести и социальную работу.

В общефилософском смысле понятие "средства" трактуется как все то, что ведет к достижению цели. Как нам представляется, социальная работа с осужденными занимает одно из важных мест в ресоциализации правонарушителей. Прямое воспитательное воздействие в форме нравоучительных бесед, внушений, категорических указаний и тому подобное, как правило, негативно воспринимается осужденными, но при этом ими охотно принимается помощь .

См.: Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. М., 2001. С. 72.

Совокупность перечисленных в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ средств, несомненно, представляет собой систему. В них отражаются основные виды деятельности, в которых формируется личность: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. В частности, режим обеспечивает условия для организации трудовых процессов и проведения воспитательных мероприятий. Труд способствует стабилизации оперативной обстановки, влияет на морально-психологический климат. Повышение образовательного и профессионального уровня осужденных положительно отражается на их активности в труде, способствует овладению современными престижными профессиями, служит основой успешной ресоциализации после освобождения. Привлечение общественных организаций, в том числе и религиозных, к воспитательной работе способствует формированию у осужденных позитивных ценностных ориентаций, смягчает напряженность во взаимоотношениях как между осужденными, так и осужденными и сотрудниками исправительных учреждений. Социальная работа способствует восприятию ими всего воспитательного процесса, восстанавливает и регулирует связи с обществом, готовит к полноценному самодостаточному социальному функционированию после освобождения .

См.: Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов и др.; Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2006. С. 28.

Таким образом, рассмотренные нами проблемные вопросы свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательства в сфере обеспечения социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Например, по нашему мнению, ч. 2 ст. 9 УИК РФ после слов "установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим)" следует дополнить, через запятую, словами "социальная работа" и далее по тексту. Кроме того, предлагаем изменить название ст. 9 УИК РФ "Исправление осужденных и его основные средства". Оно может быть представлено в следующей редакции: "Исправление осужденных и основные средства обеспечения их ресоциализации". В ч. 2 данной статьи необходимо дать определение ресоциализации осужденных. Соответственно, ч. 2 предложенной нами редакции ст. 9 УИК РФ становится ч. 3, а ч. 3 - ч. 4.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: