Суда на воздушной каверне принцип работы

Обновлено: 25.05.2024

Прочитал заметку на стр.75. Инженер Иосиф Оганян получил патент на подачу воздуха под днище судна. Вот и думаю: а чего тут нового? Ну разве что именно в такой конструкции еще не было. Ну может быть не сжатым воздухом. Но принцип-то общеизвестен! Возникает закономерный вопрос, как могли выдать на это патент и назвать "изобретением". Цитирую: "Критерием существенности новизны ["изобретательского уровня" (шага)] является неожиданность (не очевидность) решения или получаемого при его помощи эффекта для специалистов в данной области техники. " (БСЭ)

"Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для создания тримаранов на воздушной каверне с целью их эксплуатации в качестве скоростных грузопассажирских паромов. Тримаран имеет центральный корпус, надстройку с ангаром для автомобилей, энергетическую установку и движители. Центральный корпус жестко соединен в своей верхней части при помощи мостов с боковыми корпусами. Дополнительно тримаран снабжен источником сжатого газа, установленным в его корпусе. Тримаран имеет отношение ширины центрального корпуса к его осадке больше четырех. Днище выполнено в виде закрытого с носа и открытого с кормы туннеля. Туннель соединен с источником сжатого газа посредством отверстия и системы трубопроводов, предусмотренных в носовой части туннеля. В бортах надстройки, расположенных над боковыми корпусами, могут быть предусмотрены откидные аппарели. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении скорости тримарана путем уменьшения сопротивления трения воды при движении катамарана, а также в уменьшении значений вертикальной качки и нагрузок, приходящихся на корпус тримарана при наличии демпфирующего эффекта воздушной каверны."

Может я чего не понял из описания. Но, кажется новизна именно в применении, причем совершенно неочевидном, термина "каверна". Раньше это называли,
кажется "подушкой".

Эффект же очевиден: напиши такое, народ не сразу въедет, об что речь.

Рулевой 2-го класса

Дополнительно тримаран снабжен источником сжатого газа

Если поймете размеры сего источника и затраты на него!
Мериканы где-то после войны пробовали дуть под зсминец для создания ламинарного потока обтекания но быстро отказались!

Надеюсь не военная тайна.
Мне рассказывали что в ЦНИИ Крылова для индусов испытывали подобный тримаран, только это был не пором, а какой-то сумашедший сторожевой катер. Столкнулись с проблемой что на волне происходил прорыв наддува то под одним поплавком то под другим. Система оказалась чрезвычайно неустойчивой. Так его индусам и не сделали.

Кавернами в ЦНИИ занимался Бутузов и компания, в Зеленодольске строят пограничные катера на каверне. Возможно, в их патенте отсутствует слово "тримаран", а в нем есть смысл. Поддув особенно выгоден на удлиненном корпусе, к которому логично пристроить поплавки для повышения остойчивости.

Удивительная организация "Роспатент".
"Критерием существенности новизны ["изобретательского уровня" (шага)] является неожиданность (не очевидность) решения или получаемого при его помощи эффекта для специалистов в данной области техники.

Поддув особенно выгоден на удлиненном корпусе, к которому логично пристроить поплавки для повышения остойчивости.

В мою бытность работы в советсткой научной организации когда за количество поданных заявок поднимался персональный рейтинг сотрудника, изобретения подавались по 10-20 с человека в год. А вы говорите -- неожиданность, эффективность.

Наверное именно поэтому среди моих знакомых есть целых три "заслуженных изобретателя"

Тут как-то по ящику показывали музей бесполезных изобретений. Достойный музей. У кого дирпесняк, стоет зайти позырить. Мы с женой под столом валялись.

Что-то имярек автора подозрительно знакомо. Правда, не помню откуда.
На самом деле, Комитет ныне не тот.
Если раньше на плевое свидетельство о действительно классной работе приходилось тратить массу сил, кататься в Москву со справками о "неверблюжести" и одновременно легко получать свидетельства на мелкие рацухи типа резиновых пробок на ножках табуретки против скольжения.
То теперь только пошлину заплати!

С кавернами предавно работает ЦНИИ.
Несколько серийных проектов строилось и строится, кажись доселе. В том числе "Для перевозки техники".
Первые катера "Сайгак" пр. 14081 и "Жулан" спроектированы и построены были у нас, на "Редане" с активным участием упомянутых Даняяевым лиц.
Вот уж где порезвились тогда "изобретатели".
И форма водозаборника водомета и использование газовыхлопа для заполнения каверны, и пр. Сначала то вентиляторы втыкали.
На их основе далее построили еще ряд катеров с различными движителями и мощностями.

Нельзя сказать, что результата на 38 узлов при 1000 л.с. по другому не добились бы. Но лиха беда - начало.

На высокой волне действительно прорывает, но катера эти были речные и для "полета в оффшоре" их никто не предназначал.

ПОСЛЕ БЫЛИ "мустанги"(разные), "серны" (хороший проект) и т.д.
Применение каверны, как оказалось, совсем не обязательное условие. В конкурентной борьбе "Алмаз" и "Редан" предлагали катера с очень близкими ТТХ, но с различными основными решениями. Сэкономленные 20% сопротивления "Редан" умудрился потерять на других параметрах.

Не последнюю роль играла очевидная "невостребованность" настоящих голов и заинтересованность структур Заказчиков в массовом списании средств несмотря на практический результат. Вот и приходилось "втюхивать новизну".

Сохранение устойчивого пузыря малого объёма под днищем требует, в общем, тщательнейшей профилировки обводов, тонкой организации взаимодействия с движителем, стабильной центровки и массы (для патрульных катеров - приемлемо).
Моногедрон же технологически проще, а средства на ОКР и НИОКР проще вложить в мощность. И, что важно, БЫСТРЕЕ.

На тримаране же применение каверны еще проблематичнее, как мне кажется. Даже если его рассматривать как 2 поверхности большого удлинения.
На грузовом пароме очень разная загрузка и очень разные условия под брюшком, соответственно.

Но все эти рассуждения НЕ ОТМЕНЯЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ АЭРОСТАТИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ не только скоростных судов для очень распространенных "в нашей Раше" условий плавания.
Вплоть до амфибийности.
Козыря другой масти. Вместо порочно укрепившейся в головах Заказчиков, Администраторов, недальновидных экономистов от уровня дворового сарая СКОРОСТИ.
Первый вопрос всеже в БЕЗУСЛОВНОЙ ДОСТАВКЕ ГРУЗА с минимальными издержками.
Вопрос скорости доставки сегодня куда вернее разрешим логистическими методами. Ну на какой, простите, знаете что, везти груз со скоростью 40 узлов, если он ПОЛГОДА пролежал и пролежит столько же?
То же с людями. Пронестись со свистом и риском от очереди до очереди? До места где совсем негарантировано исполнение желаний? Например получения медицинской помощи?
Разве мы не свидетели, как острых больных с мукой и сиреной везут в приемный покой, где он потом ЧАСАМИ дожидается ОФОРМЛЕНИЯ?

Читайте также: