Столбиблиомехер какие профессии зашифрованы

Обновлено: 28.04.2024

"Мир впереди 2022" - это флагманская публикация нашей франшизы, ориентированная на будущее, которое также включает в себя "Мир впереди: что, если?", наше дополнение к сценариям, публикуемое каждый июль.

Если в 2021 году мир переломил ход борьбы с пандемией, то в 2022 году будет доминировать необходимость адаптации к новым реалиям как в областях, изменившихся в результате кризиса (новый мир работы, будущее путешествий), так и по мере того, как будут проявляться более глубокие тенденции (подъем Китая, ускорение изменения климата).

Вот десять тем и тенденций, которые следует наблюдать людям в наступающем году:

1. Демократия против автократии. Промежуточные выборы в Америке и съезд Коммунистической партии Китая будут ярко контрастировать с их соперничающими политическими системами.

2. От пандемии до эндемии. Появятся новые противовирусные таблетки, улучшенные методы лечения антителами и новые вакцины. Для вакцинированных людей в развитых государствах вирус больше не будет представлять угрозы для жизни. Но это всё равно будет представлять смертельную опасность в развивающемся мире (в бедных странах).

3. Опасения по поводу инфляции. Сбои в цепочке поставок и резкий рост спроса на энергоносители приведут к росту цен.

4. Работа. Существует широкий консенсус в отношении того, что будущее является “гибридным” и что много людей будут проводить больше дней, работая у себя дома. Но есть много возможностей для разногласий по деталям. Сколько дней для надомной работы, какие именно?

5. Новые технические проблемы. Регулирующие органы в Америке и Европе в течение многих лет пытались обуздать технологических гигантов, но до сих пор не смогли повлиять на их рост или прибыль. Теперь Китай взял на себя инициативу, обрушив на свои технологические фирмы жестокие репрессии. Президент Си Цзиньпин хочет, чтобы они сосредоточились на “глубоких технологиях”, которые обеспечивают геостратегическое преимущество, а не на таких пустяках, как игры и покупки. Но будет ли это стимулировать китайские инновации или задушит динамизм отрасли?

6. Крипто растёт. Как и все разрушительные технологии, криптовалюты приручаются по мере того, как регулирующие органы ужесточают правила. Центральные банки также стремятся запустить свои собственные централизованные цифровые валюты. Результатом является трехсторонняя борьба за будущее финансов между крипто —блокчейн – децентрализованными финансовыми сервисами, более традиционными технологическими фирмами и центральными банками,— которые усилится в 2022 году.

7. Изменение климата. Несмотря на то, что лесные пожары, волны жары и наводнения участились, среди политиков наблюдается поразительное отсутствие срочности, когда дело доходит до решения проблемы изменения климата. Более того, декарбонизация требует сотрудничества Запада и Китая, поскольку их геополитическое соперничество углубляется.

8. Проблемы с поездками. Активность растёт по мере возобновления экономики. Но страны, которые придерживались стратегии “подавления” нулевого COVID-19, такие как Австралия и Новая Зеландия, сталкиваются с непростой для себя задачей. Между тем, почти половина деловых поездок там исчезла навсегда.

9. Космическая гонка. 2022 год станет первым годом, когда в космос отправится больше людей в качестве платных пассажиров, чем государственных служащих, которых перевозят конкурирующие фирмы по космическому туризму. Китай завершит строительство своей новой космической станции. Кинематографисты соревнуются за то, чтобы снимать фильмы вне весомости. И НАСА столкнёт космический зонд с астероидом в реальной миссии, которая звучит как голливудский фильм.

10. Политика и футбол. Зимние Олимпийские игры в Пекине и чемпионат мира по футболу в Катаре станут напоминаниями о том, как спорт может объединить мир, а также о том, как крупные спортивные события часто заканчиваются политическими футбольными матчами. Ожидайте протесты, направленные против обеих принимающих стран, хотя бойкоты национальных команд кажутся маловероятными.

Превращение в железяку. Чем это грозит человечеству? Отказавшись от нервной системы в своём организме, люди перестанут чувствовать физическую боль (страдать), поэтому за очень короткий срок их души окончательно очерствеют, и уже не будут различать добра от зла. Много нехороших дел роботизированные механизмы сотворят при этом. Последние остатки совести потеряют люди, превратившись в роботов. Поэтому так важно уже сейчас начинать говорить об этом! Одно дело заменить себе руки и ноги на искусственные конечности. А другое дело полностью отказаться от своего биологического тела, дарованного природой! Ведь нетрудно догадаться, что превратившись из человека в киборга, а из киборга в робота, наше сознание без всякого спроса затем загонят в компьютер. Мы станем цифровой командной строкой, алгоритмом сложной компьютерной системы, и быстро забудем о том, что когда-то были свободными людьми на Земле, кого-то любили или ненавидели, страдали и мучились, развивались духовно и нравственно, вообще забудем, что такое жизнь! Хотя выбор всегда остаётся за нами, друзья, ибо жизнь вокруг нас штука условная. Мы уже проживаем с вами в Матрице, в цифровом иллюзорном компьютерном мире, воспринимая его как настоящую реальность!


Анастасия Ашаева

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея криптографии


Атбаш




Квадрат Полибия




Шифр Цезаря

Известный шифр Античности получил имя самого известного политического деятеля и полководца Древнего мира неспроста. Юлий Цезарь мог одновременно не только писать, читать, диктовать и слушать, но и шифровать. Своим потомкам в наследство он оставил великую Римскую империю и шифр, которым, по свидетельствам античных авторов, императоры пользовались почти до самого падения империи.



Интересный факт: шифр Цезаря лег в основу многих более сложных шифров и использовался вплоть до начала XX века, когда были изобретены первые шифровальные машины. И по сей день этот шифр считается наиболее важным и значимым в истории криптографии.

Опыт всему учитель

Пришел, увидел, победил


Русская литорея



Век живи — век учись

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться


Шифр Виженера

Новую эру в криптографии знаменует открытие полиалфавитного шифра, известного также как шифр Виженера. Описанный в 1586 году французским дипломатом Блезом де Виженером, шифр долго оставался нераскрытым, пережив множество усложнений и модификаций и став своеобразным мостиком для изобретения первых механических шифровальных машин. Для шифрования использовалась специальная таблица, в которой количество строк и столбцов соответствовало количеству букв в алфавите. Таким образом, каждая буква в исходном тексте сдвигается по алфавиту на разное количество символов и количество сдвигов каждой буквы задается специальным ключом (ключевым словом).



Интересный факт: Несмотря на то что шифр носит имя Виженера, сам Виженер его не изобретал. Шифр был придуман в 1466 году итальянским гуманистом, ученым и архитектором Леоном Баттистой Альберти. Вклад в его развитие внесли современники Альберти, среди которых — немецкий гуманист и аббат Иоганн Тритемий и итальянский ученый Джованни Баттиста Беллазо. Виженер же просто описал все известные ему способы шифрования, а в XIX веке за шифром прочно закрепилось имя Виженера, под которым он известен и по сей день.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие

Литвинова Юлия Николаевна,

Цель: развитие интереса учащихся к изучению основ криптографии с целью ее применения для защиты информации.

Обучающие задачи:

- ознакомить учащихся с понятиями защита информации, криптография, шифрование, дешифрование и др.;

- научиться кодировать и декодировать информацию;

- объяснить практическую значимость темы.

Развивающие задачи:

- развить алгоритмическое мышление учащихся;

- уметь применять знания в жизни;

- развить навыки работы с инструкционной картой.

Воспитательные задачи:

- уметь работать сообща, в группе;

- уметь высказывать свои мысли по теме.

Форма работы: индивидуальная, командная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, интерактивный, практический.

Средства и оснащения игры: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Предварительная подготовка: игра проводится после курса бесед и занятий по видам шифров.

Организационный момент: создание рабочего настроя.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Пусть сегодняшняя игра принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Определение темы, постановка целей и задач игры.

Слово учителя: Общество, в котором живёт человек, на протяжении своего развития имеет дело с информацией. Она накапливается, перерабатывается, хранится, передаётся. Существует секретная информация, которой владеют лишь ограниченный круг специалистов. Люди всегда стремились скрыть от посторонних свои секреты. Поэтому появилась необходимость шифровки информации и стала развиваться наука криптография.

Криптография - (от др.-греч. скрытый и пишу) — наука о методах обеспечения конфиденциальности (невозможности прочтения информации посторонним) и аутентичности (целостности и подлинности авторства, а также невозможности отказа от авторства) информации, тайнопись, специальная система изменения обычного письма, используемая с целью сделать текст понятным лишь для ограниченного числа лиц, знающих эту систему.

Вопрос: Какая информация должна быть зашифрована?

Проблема использования криптографических методов защиты информации в настоящий момент особенно актуальна. Шифровать необходимо ту информацию, которая нуждается в защите.

- врачебная тайна и др.

Вопрос: Люди какой профессии этим занимаются? Правильно, криптографы.

Криптограф - специалист в области криптографии.

Вопрос: Какими качествами должны обладать люди этой специальности?

- внимательность, широкий кругозор;

Сегодня вы попробуете свои силы в области кодирования и декодирования информации, опираясь на все эти качества. Но вначале ответьте на вопросы:

- Для чего кодируют информацию? (для хранения и передачи)

- Можно ли кодировать информацию изображениями? (да)

- Что кодируется нотами? (звук, музыка)

- Является ли алфавит кодовой таблицей? (да)

- Какие два знака используются в азбуке Морзе? (точка, тире)

Задания игры

Конкурс 1. Распределение на команды.

Команды 5а и 5б класса придумывают названия

Конкурс 2. Разминка. (Слайд 5-6)

Под длиной слова понимается количество букв в нём. Слово длины k называется компактным, если из его букв можно сложить осмысленные слова. Например, для слова САЛОН можно создать новые слова: ас, сон, слон.

Сложите слова как можно большей длины из букв слова Криптография. Побеждает команда, в словах которой больше букв.

(Например: кит, пот, граф, кот, крот, торф, рог, гора, пир,

Распределяем задания между классами:

Стойкий шифр

Этот шифр изобретался несколько раз разными людьми.

Метод взлома этого шифра носит фамилию человека, придумавшего его на 9 лет позже, чем Чарльз Бэббидж.

О каком шифре идет речь?

Старинный шифр

етивафла в ми еынжолоповиторп ан ястюянем ывкуб шабта ерфиш в

Какое слово зашифровано с помощью геометрического шифра?



Какое слово зашифровано с помощью геометрического шифра?

КРИПТОАНАЛИЗ

Кто это сказал?

17211920331210, 561316–2016 810206111912166!

Неизвестный ключ

ФТСНСМФХЕЛЗ, ХСОЯНС ФТСНСМФХЕЛЗ!

Каков ключ этого шифра, если при шифровке сдвиг происходил вправо по алфавиту? В качестве ответа выведите наименьшее подходящее число.

С помощью шифра Цезаря с ключом 3 зашифрована фраза Карлсона "Спокойствие, только спокойствие!"

Как-то раз в Простоквашино.

Матроскин оставил Шарику зашифрованную записку – это была полоска, на которой были записаны такие буквы: ПЮКОТТЗЕЫДББРЯААШЛВАБЛРЕЯИС.

поздравляю тебя шарик ты балбес

Футбольный шифр

За какую сборную выступал футболист, чье имя зашифровано на этом рисунке?


Решетка Кардано



По ходу решения заданий разъясняется значение слова криптоанализ, объясняются приемы дешифровки.

Для многих игр с детьми — и настольных, и онлайновых, и ролевых — можно использовать шифры. Это не только вызывает у детей интерес, но и развивает внимание, аккуратность, абстрактное мышление, навыки устного счета и осмысленного чтения.

Конечно, этим же можно заниматься с детьми и в семье. Но сразу хочу предупредить родителей: если дети втянутся, то поначалу вам придется то и дело разгадывать их зашифрованные записки и отвечать им тем же. Иначе говоря — поддерживать формат развивающей интеллектуальной игры.

История, которую предварительно нужно рассказать детям

Шифрование — то есть сокрытие информации — появилось еще в древние времена. А уж когда возникли государства, армии, войны, разведка — то возникла необходимость тайно передавать какие-то сведения, чтобы, если вдруг они попадутся в руки врагу, тот ничего бы не понял. Нужны были тайные знаки, чтобы узнавать своих. Например, разрезали на части монету. Люди могли никогда друг друга не видеть, но если посланец предъявлял свою половинку, и при наложении обе части совпадали, значит, это свой.

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

И оба понимали, что они — единоверцы. А со стороны никто бы ничего не понял.

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Еще в старину часто использовали шифр, когда буквы в слове писались в зеркальном отражении. Прочитать такой текст можно было, только поднеся его к зеркалу:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Но это всё довольно простые шифры, которые очень легко разгадать. А были и посложнее, о них-то пойдет речь.

Криптография и стеганография

Например, используем так называемые стеганографические решетки. Это прямоугольные рамки, в которых хаотично прорезаны квадратики. Вот так:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Полезное упражнение: сделать вместе с детьми такие решетки (две одинаковых) и обмениваться тайными посланиями. Чтобы решетки получились полностью одинаковыми, нужно сперва сделать одну, потом наложить на кусок картона такого же размера, обвести карандашом все прорези и вырезать их ножницами. Если дети совсем маленькие, процесс, конечно, следует контролировать.

Какие бывают шифры

Конечно, здесь речь идет не о современных способах шифровки, которые основаны на очень серьезных математических методах и реализуются с помощью специальных компьютерных программ. С детьми мы занимаемся старинными шифрами, где для расшифровки достаточно лишь бумаги, ручки и мозгов.

Такие шифры делятся на две группы — перестановочные и подстановочные.

Идея перестановочных шифров — мы по какому-то правилу переставляем местами буквы в шифруемой строке. Если заранее знать, какое это правило (или догадаться), то можно переставить буквы так, чтобы получить исходную строку.

Полезное упражнение: придумать вместе с детьми такие алфавиты, где каждой русской букве соответствует какой-то значок. Например, так:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Или, например, так:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Важное замечание

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Простейшие перестановочные шифры

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Пробел, обозначаемый знаком нижнего подчёркивания, тоже считается знаком — таким же, как и буквы.

Расшифровка делается точно так же, как и зашифровка: выделяем группы по два знака и внутри групп меняем их местами:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Обратите внимание: у нас встретилось в шифровке два пробела подряд. Надо замечать такие вещи и понимать, что это ДВА пробела.

Расшифровка происходит точно так же, как и зашифровка: с начала строки, т.е. слева направо, выделяем группы по три знака, и записываем в каждой группе их справа налево:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Обратите внимание: на конце строки может остаться один знак, не попавший в группу по три, и тогда мы его не трогаем, или два знака, и тогда мы просто меняем их местами.

Разумеется, ничто не мешает делать перестановки по четыре знака, по пять, и так далее. Очень хорошо, если дети самостоятельно додумаются до этой идеи. Но практика показывает, что такое бывает нечасто, перестановок по два и по три обычно вполне достаточно и для занятий, и для игр.

Простейшие подстановочные шифры

Можно, конечно, применять придуманные алфавиты, а можно по определенному правилу подставлять вместо шифруемой буквы другую букву русского алфавита.

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Обратите внимание — здесь пробел можно не обозначать нижним подчеркиванием, потому что при подстановочных шифрах пробел остается пробелом.

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

И, конечно, для работы с подстановочными шифрами нужно хорошо помнить алфавит. Если наизусть его не помнят, не грех пользоваться бумажкой:

Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится

Буквы алфавита тут пронумерованы, и это не случайно. В некоторых шифрах, более сложных, нужно использовать порядковый номер буквы.

Есть и более сложные шифры — и подстановочные, и перестановочные — которые тоже можно освоить с детьми и применять для игр. Но об этом в другой раз.

Как применять шифры для игр

Причем изучать не за один раз. Сперва можно поговорить про старинные шифры, в другой раз — про стегагографические решетки (и обязательно своими руками сделать пару таких решеток). Потом — посочинять свои алфавиты и обязательно писать друг другу письма с их помощью. И только потом можно осваивать перестановочные шифры, затем — подстановочные.

С какого возраста можно обучать детей шифрам? Это зависит от их развития. Мне и с шестилетками приходилось этим заниматься. Но общий принцип — начинать надо тогда, когда ребенок уже вполне бегло читает и пишет, то есть обычно это со второго класса.

И, конечно, все эти навыки тут же надо применять к играм. Например, освоили перестановочный шифр — тут же рисуем (вместе с ребенком!) карту какой-нибудь волшебной страны и подписываем перестановочным шифром название городов, стран, рек, морей.

Или придумываем каких-то героев (можно взять просто традиционных героев русских сказок) и придумываем их зашифрованную переписку. Например, Лиса пишет зайцу:

РПХИДО_ИОКМ_ЕНЯ_Д_МАТ_БЕ_ЕТС_ОКВСУЫН_ХОМКРВОКО

(Приходи ко мне, я дам тебе сто вкусных морковок)

Ребенок расшифровывает это письмо Лисы и пишет ответ Зайца:

ЕНВ_РЕ_Ю_ЯЕТЕБЛ_СИ_АЫТМ_НЕ_ЯЪССЕЬТХ_ЧОШЕЬ

(Не верю я тебе, ты меня съесть хочешь)

И дальше продолжается эта переписка.

Можно еще сочетать творческие игры, где ребенок сочиняет какие-то истории, с заданиями на шифровку. Допустим, он сочиняет сказку про детектива Кролика, который расследует похищение Медведя и обнаруживает в его опустевшей берлоге зашифрованную записку. Какую? А это ребенок придумает сам. И зашифрует.

Очень хорошо придумывать вместе с ребенком какие-нибудь настольные игры-бродилки, где что-то надо расшифровывать. Например, это может быть игра, которую мы делаем в подарок каким-то другим детям. Младшим братьям или сестрам, друзьям, одноклассникам.

В общем, навыки шифрования — это полезный инструмент, который можно применять для самых разных игр и развивающих активностей. Это как соль — она ценна не сама по себе, а как приправа для пищи.

Читайте также: