Стоит ли работать водителем автобуса

Обновлено: 17.05.2024

О герое

О том, сколько зарабатывали во время локдауна

О том, к чему привели QR-коды

О взрыве карпулинга в Казани

О том, как теперь устроена ночная жизнь Казани

Об отказе работать в новогоднюю ночь и пассажирах-кидалах

О миграции водителей в Москву

  • За последние недели произошел большой отток таксистов из Казани и Татарстана в Москву. Около 20–30% водителей уехали, не захотели работать здесь по низким ценам, а в Москве остались повышенные коэффициенты. К примеру, там часовая поездка стоит 1 тыс. рублей, а здесь — 450.
  • Еще нашим нравится, что в столице России нельзя работать абы кому. Там водители нужны обязательно с лицензией, других агрегатор не допускает. Здесь же, в Казани, работать может кто угодно, но при этом нарушаются правила игры. На одну дорогу выходят ответственные водители и все остальные, поэтому и цены падают, заказов всем не хватает.
  • С другой стороны, рассказывают, что наши в Москве в хостелы селятся, платят за проживание по 300 рублей в сутки и живут так. Не знаю, как к этому относиться. Вряд ли я ради такого в Москву поеду.

О смысле работы с лицензией

Комментарии 110

По моему узбеком "минусовать" - это через чур. Мне кажется, что это миф. Скорее это мечта наших казанских таксистов, которые видят в узбеках конкурентов. Лично я всем ставлю максимальные оценки - вне зависимости от их национальности. Сейчас таксисты обычно стараются угодить клиентам и быть приветливым. Почему бы их не отблагодарить, если уж не деньгами, то хотя бы высокой оценкой. Если бы таксист повёл себя нетактично - я бы поставил ему плохую оценку, но лично мне попадаются вполне нормальные, адекватные таксисты. Если хочется мне поговорить - они обычно поддерживают разговор, а если едешь молча - тоже не лезут ко мне с разговорами. Так что всё нормально.

Это самый настоящий профессиональный таксист,не подработчик какой нибудь.лицензия на машину есть,оклейка на машине есть,фонарь жёлтый на крыше есть.

Надо взяться за агрегаторы и таксопарки как следует. А то, когда что-то случается, виновных не найти.

Узбеки ездят на арендованных машинах, которые принадлежат к ИП, имеющим все необходимые специальные разрешения.

По моему узбеком "минусовать" - это через чур. Мне кажется, что это миф. Скорее это мечта наших казанских таксистов, которые видят в узбеках конкурентов. Лично я всем ставлю максимальные оценки - вне зависимости от их национальности. Сейчас таксисты обычно стараются угодить клиентам и быть приветливым. Почему бы их не отблагодарить, если уж не деньгами, то хотя бы высокой оценкой. Если бы таксист повёл себя нетактично - я бы поставил ему плохую оценку, но лично мне попадаются вполне нормальные, адекватные таксисты. Если хочется мне поговорить - они обычно поддерживают разговор, а если едешь молча - тоже не лезут ко мне с разговорами. Так что всё нормально.

Да, верно. Спасибо! Лично я не обижаюсь, когда меня иногда поправляют в смысле филологии. Хоть мы все и думаем, что мы говорим безупречно - но на самом деле - КАЖДЫЙ человек имеет свои филологические ошибки. Лучше, когда мне сделают поправку - чем я буду "тиражировать" свою ошибку до конца своей жизни. Это всё равно, как дилемма - сказать прохожему, что он забыл себе ширинку застегнуть - или "пожалеть" его - и пусть он и дальше идёт по улице с расстёгнутой ширинкой. )) Так что - спасибо!

Вспомнилось одно видео в ютюбе. Там один нам эмигрант в Майами, работает таксистом в Убере. Как-то он удивлялся и недоумевал, дескать всегда приезжаю к клиентам на хорошей чистой машине, аккуратно везу, чемоданы им в багажник кладу и из багажника вытаскиваю и т.д. - но клиенты мне всегда ставят плохие оценки. Ездил он молча, так как английского языка не знал, во всяком случае в достаточной мере.
И однажды его осенило - надо здороваться при встрече клиента и желать ему "всего наилучшего" при прощании. И оценки от клиентов у него сразу стали высокими. Так оказалась, что элементарная вежливость - играет важнейшую роль во взаимоотношениях таксиста и клиента, иначе таксист кажется клиенту грубым, надменным, "букой" и т.д. - и поездка проходит в каком-то небольшом виртуальном напряжении.

Нашли конечно как всегда с чем сравнить . В Майами какой контингент едет ? А к нам какой ? В Майами в большинстве своём амбициозные люди едут , а к нам кто на родине не пригодился . Эмигрант в нашем понимание совсем иное.


Поверьте, в Майами, как в любом миллионном городе есть куча разных людей, есть такие же понаехавшие, как у нас - это кубинцы, местная гопота.
А амбициозные там редко на такси ездят )))

В новогоднюю ночь у друзей попросил что бы по приложениям они вызвали оптимальную по цене машину такси.Я то, редко пользуюсь и помню легко запоминающийся номер нашего родного мастодонта в сфере такси, который всегда дороже всех. Подъехал молодой узбек с Андижана, с какого агрегатора не помню. Очень хорошо пообщались. У него семья, две дочки. Я ему посоветовал в Москву ехать работать, раз всё равно где в РФ зарабатывать. Сперва завезли родственницу друзей, потом меня. Примерно за 5 км выставили 354 руб, 2 часа ночи, 1 января. Даю ему 400. Без сдачи говорю. Возвращает мне 50 руб: пусть будет 350.Пишу друзьям: поставьте ему наивысшую оценку.
Несколько лет приятель мой один, очень хороший автослесарь, уехал в Москву. Ему дали место для собственного автосервиса. Я не знаю, что там не срослось, но решил он поработать в такси. В таксопарке, в который он пришёл, как обычно армяне руководство, таксисты из Средней Азии. Их было 90 человек из Ср.Азии. Нас, из России, говорит четверо. Азиаты нас называли "понаехавшими")). С одним из азиатов он подрался: говорит, что он очень агрессивный был и я хотел, что бы они увидели, я, если что, никому спуска не дам и буду драться до конца. После этого к нему никто больше не приставал. "Нам, из России, армяне давали самые новые и топовые авто, возможно из-за лучшего отношения к технике." Поэтому. говорит, я почти и не работал в экономе. Много говорит было корейских машин с пробеги 600-700 тыс, без капремонта. Строго было с техобслуживанием. Заливали только российский самый массовый "Л" . Почему? Посмотри на ютубе выкладки про него. Западные масла уже не заморочены целями долгой жизни моторов. "Л" пока заморочен.
Через год, полтора он вернулся в Казань к семье, предложили друзья хорошую вакансию в атп.

Постоянно ставлю одну звезду, не хочу им платить м чтоб они возили. должен быть выбор у агрегатора, местный водитель или мигрант

Так заказ отменяй. Надеюсь ты, девушка, которой часто приходится ездить одной. Единственное оправдание, которое принимается

Постоянно езжу на яндексе, в эконом тарифе- в основном мигранты-водители, процентов 90 их. На комфорт и комфорт плюс уже местных больше. Конечную точку поездки в своем приложении видят водители, у кого приоритет выше

Не согласен , сколько езжу с азиатами всегда какие то проблемы . Начинается с того , что не могут найти клиента , потом стадия болтовни по телефону, сморкания , чистка зубов , занимаются за рулем чем угодно и в конечном счете не знают куда тебя конкретно нужно довести

почему черезчур? я всегда делаю отказ вызова, если вижу кто за рулем по имени и фото. Вызываю следующего подходящего.

Я почти каждый день вызываю такси через приложение Яндекс GO и недовольна таксистами с азиатской внешностью,они поголовно все работают без масок,а наши почти все в масках.Ещё меня раздражает ,что приезжие таксисты дорогу не знают и не раз привозили меня не на тот адрес.Почему тогда Яндекс не обучает водителей пользоваться навигатором?Естественно,что когда водитель без маски,то я ему ставлю низкую оценку,а если привёз не на тот адрес,то пишу жалобу.Ещё у приезжих таксистов есть дурацкая привычка заранее кликать , что машина подъехала(хотя они ещё в пути!)и время бесплатного ожидания 2 минуты,а дольше этого времени платное время включается.Специально заранее выхожу на улицу и только потом вызываю таксси.Машины ещё близко нет,а приложение показывает,что машина подъехала,а само такси много позже подъезжает и с меня накручивают сумму за время платного ожидания.Раньше с таксистами ругалась,а сейчас просто ставлю оценку в одну звезду и в комментариях пишу негативный отзыв.Яндекс оперативно отвечает,приносит извинения и дарит мне бонусы на следующую поездку.Поэтому по своему личному опыту знаю,что местные таксисты качественнее работают.Мне один раз только попался очень вежливый таксист со ср.Азии, пожилой мужчина,говорил с акцентом, был в маске,пожелал мне удачного дня,ехал аккуратно,денег лишних не содрал и конечно я ему поставила высокую оценку и написала хвалебный комментарий.

Чтобы 8 тыс заработать, нужно делать 40 поездок. Когда то несколько лет назад подрабатывал в такси, мой рекорд 35 поездок за день. Даже 30 поездок сделать крайне сложно. Для этого нужно отпахать часов 12-14. Так что это все сказки. Минус горючее, минус смены, минус износ.

По сути "таксисты" (это не таксисты, это бомбилы) убивают общественный транспорт.
Их надо ограничить в дневнок время.
С 22.00 до утра - сколько угодно пусть работают.

Не показывать конечный пункт назначения и стоимость это самое клиентоориентирование изобретение яндекса. Никому не нужно приложение с поиском машины если ты в неудобной точке по два часа.

Нет. Потому что водитель испытывает лютый негатив по отношению к пассажиру как только видит куда 6ужно ехать. Лучше совсем не ехать, чем ехать с человеком который ненавидит пассажира и отдельно его ЖК Мегадальний в 15 км от Казани. Если вы думаете, что он будет мрлчать, то ошибаетесь. Многие так просто истерику закатывают и высаживают пассажира, что, конечно, плохо.

Про диди и 170 р до меги бред, пассажир да заплатит 170, потому что там, типа скидка, а водителю придёт столько же как и в яндексе, если не больше.

Считаю себя идеальным пассажиром, всегда вежлива, оставляю чаевые, выхожу к удобной для водителя точке, не заставляю себя ждать, а рейтинг в яндексе 4,87, не то чтобы задевает или обидно, теряюсь в догадках просто)

У меня 4,98! Всегда оставляю чаевые им в приложении! Еще и недовольны! Фиг вам чаевые. Свой рейтинг только что посмотрел, не знал про него.

Я вообще про рейтинг пассажиров у них не знал. У меня, оказывается, 5.0.
Оплата безналом, "чай" - выставляемые "по умолчанию" 5%
Езжу не очень часто.

"Чай" после повышения цен поставил 0.
Не поднялась цена? После 22, если задержался, приходиться вызывать такси. С одного места год назад ехал 70 руб, сейчас 120.

Ради интереса сейчас свой рейтинг посмотрела))У меня рейтинг 4.78,чаевые не оставляю, бывает,что жалобы пишу на водителей),не выбираю удобную точку для водителя.Но я вежлива и выхожу к такси вовремя.В чём смысл этого рейтинга?Понятно ,что для таксистов важен,а для пассажиров какая разница какой рейтинг?

Тем не менее ночью не уехать, куча машин трется во дворах, но заказ никто не берёт. На отдаленные районы соглашаются как раз узбеки. По хорошему Яндексу пора пересмотреть политику, сейчас все выстроено так, что бы вытеснить общественный транспорт. Такси не должно конкурировать с ОТ.

Таксист страдает мизогинией и дискриминацией по половому признаку. С чего это вдруг девушкам нельзя работать в такси ? А узбеков минусуют за дело. За последние два месяца: один не подъехал к назначеннному месту и не мог объяснить где стоит, молча отменил заказ; другого искала по всей стоянки аэропорта; третий вообще чуть не уехал с моим ребёнком, грубил и унижал. Можно продолжать этот список бесконечно.

Судя по вашему тексту вы сами страдаете излишней стервозностью и грубостью. Сомневаюсь, что таксисты должны молча "хавать" вашу наглость. У таксистов тоже есть чувство достоинства. Они не должны терпеть капризы взбалмошных дамочек.

Женщина с сумками и детьми в снег дождь vs таксист который не может нормально выполнить работу и оскорбляет женщин - кому тяжелее вы думаете ? Мизогиния сильнее расизма, мальчики ?

Как я вас понимаю! Молодые таксисты все в телефоне, не смотрят села мать или нет. Бежишь орешь на всю улицу за машиной с ребенком, а что делать. Да яжемать, а то им вслед ручкой помахать?

В такси и таджиков много, турмены тоже есть, но это студенты. Назовём их среднеазиаты. Среднеазиат среднеазиату рознь. Есть те, кто по-русски плохо говорит и города не знает. А есть те, кто выучил русский и отлично ориентируется в городе и может ехать без навигатора. Против таких ничего не имею
Кстати, два раза ездил с арабами. Один йеменец, другой египтянин. Оба студенты. Йеменец из КХТИ, египятянин из меда

""египятянин из меда""

Я понимаю, когда студенты других специальностей работают таксистами и курьерами, а вот студенты-медики, в частности в Москве, очень неплохо зарабатывают по своей специальности. Многие студенты, особенно парни, работают в ковидных госпиталях санитарами. Работа, конечно очень тяжёлая, смена длится 24 часа - и уход за лежачими больными и увозят трупы и прочие малоприятные обязанности, но зато работают не каждый день и зарплата очень высокая. Ковидом они всё равно уже все переболели - и даже без масок ходят в отделении - и надевают их только когда идут непосредственно к больным. Да и возможно это лишь на средних и старших курсах учёбы - когда график учёбы становится уже менее напряжённым. И нужно, чтобы совпало два условия: любить свою специальность + нуждаться в деньгах.

Почему они жалуются? Не пойму! У них же у каждого собственный бизнес, а таксуют они для души! У некоторых даже докторская степень в области политологии и экономики. Это успешные люди, остро нуждающиеся в живом человеческом общении!

2 минуты езды в новогоднюю ночь - 400 руб.
Но все же хорошо, что вы есть.

От Салимжанова до северного вокзала 600р, не сказал бы, что прям недорого. Комфорт, Яндекс. Благо езжу эти маршрутом 2-3 раза в год

Часто езжу на такси . Чаще всего на Яндексе , так как у агрегатора удобная понятная карта . Всегда точно знаешь куда подъехала машина . У того же диди карта ужасная. Многих зданий вообще нет на карте , иногда не правильные адреса , как водители ей пользуются вообще не понимаю . Так же у яндекса очень мало отечественных авто. Казалось бы ерунда , но привыкаешь как минимум к тому же солярису и уже не хочется наслаждаться всякими громыханиями и поддуваниями за те же деньги . Что касается водителей, так сказать с нашими водителями никогда не было конфликтных ситуаций и не припоминаю уже чтоб увозили куда то мимо точки назначения . Чаще всего езжу с утра на работу . И в утренние время попадаются водители из ближнего зарубежья. Пока если честно не устроил не один водитель . Я лично предпочитаю спокойно молча доехать до точки. А в машинах таких водителей чаще всего не умолкает болтовня по телефону на не понятном мне языке. Так же очень часто матерятся обсуждая какие то насущные вопросы в группах ватс ап. Бывали случаи когда в машине очень плохо пахло . Так же очень любят посморкаться на светофорах. Ну и конечно единицы таких водителей правильно доезжают до точки А и Б. Один меня увёз вместо гвардейской в салмачи. Не люблю указывать водителю маршрут , считаю что водители с навигатором умеют ориентироваться в городе . Но от такой поездки в шоке. Другой не знал как заехать в круговое движение и повёз в обратную сторону . Очень многие любят нарушать правила пдд. С одним была конфликтная ситуация когда в холодное время указал к какому именно входу в тц подвезти и так же при посадке напомнил. Привёз меня к другому входу за километр и говорит высаживайся - дойдёшь . Я говорю не туда привезли довезите до точки. Он просто стал вести себя как не адекватный, сморкаться , плеваться и повышать голос на своём языке. При этом ещё поставил мне отзыв негативный . Рейтинг в яндекс как пассажира у меня был 5 , стал 4,8;) после этого случая не воспринимаю ни одного водителя из стран ближнего зарубежья. Если вижу , что заявку принял Окрамджон, то это как минимум опоздание на работу . Попадался всего лишь один с достойным поведением и то повёз не в ту сторону . Проще говоря работать в такси с людьми это не для них.

так делайте отказ , видно же в Яндексе кто водитель. Я лично всегда отказываюсь и вызываю другую машину и так далее.

Часто езжу на такси, в том числе и на работу. Больше половины таксистов - гострабайтеры из ближнего зарубежья. Ведут себя вежливо, в отличии от некоторых наших, которые до конца не осознали, что работают в сфере услуг.

Нищий город таксистов. 50% на дорогах машин- т н таксисты на агрегаторах. С работой нынче туго в Казани.
Кстати с мигрантами на такси стараюсь не ездить.

Я бы тоже заминусовала всех неместных.1-2 января ездили , вызываешь такси детский тариф, коэффициент огромный - короткая поездка по 450-600 рублей. Кресло вытаскивают из багажника и не крепят к машине. Заставляют пристёгивать ребёнка годовалого общим ремнём. Один высадил с детьми за то что отказалась так пристегнуть. Никакой ответственности за такие деньги .

Узбеков, скорее всего, минусуют девушки. По словам знакомой (скромной девушки), среди таксистов-мигрантов встречаются мерзкие типы, которые начинают расспрашивать о личной жизни, пытаются знакомиться, рассуждают о месте женщины в семье. Проще выйти на полпути, опоздать на работу, чем терпеть такую наглость. Да и местные тоже собирают информацию о клиентах: помнят постоянный маршрут, спрашивают, почем квартиры в ЖК, "пробивают" должность на месте работы. Торгуют персональными данными или налаживают "связи". Ну прямо очень нужные люди - водители с большой дороги. )))

Чаще пользуюсь Юбером. Крайне редко - ДиДи. Но с Диди больше проблем, очень долго машину не назначают, либо программка зависает. Один раз был случай: на Диди вызывал машину, минут 25 ждал, пока назначат машину. За это время один водитель взял заказ и почти сразу отказался. В итоге программка стала зависать, то замораживалась, то снова появлялось, что ищем водителя. Я плюнул, ожидание уже сильно затянулось, нажал - отказ от заказа. Пришло подтверждение, что заказ отменен. Я вызвал Юбер и уехал. И вдруг с Диди мне приходит оповещение, что к вам подъехал водитель. Пришлось звонить водителю и извиняться, объяснять, что программка у них через пятую точку работает. Водитель сказал, что такое уже не в 1 раз и ничего мне предъявлять не стал.

Вот именно, вызывая такси, быть одетым чтобы выйти, и чтобы не ждала машина, иле в одежде стоять ждать в любой момент могу подать машину

В Юбере стало очень много водителей с экс-республик. Иногда это напрягает, но в целом работают они нормально. Только вот одно подозрительно, создаётся ощущение, что их специально к нам в страну завозят и что есть какие-то программы поддержки (в том числе и финансовой). И что таксуют они до поры-до времени, что их завезли для чего-то другого.

Пока медицинская система США справляется. По данным Министерства здравоохранения и социальных служб США по состоянию на 3 января, около 98000 американцев госпитализированы с Covid-19, что на 32% больше, чем неделю назад. Эта цифра приближается к пиковому уровню дельта-волн, когда в начале сентября около 103000 человек находились на больничных койках с Covid по всей стране, но остается ниже, чем наивысшая отметка прошлой зимой - примерно 137000 госпитализаций в США.

Максимальную нагрузку после этой "рождественской" вспышки медицинская система США должна испытать через 2-3 недели. Тогда же будет ясно насколько омикрон более или менее смертоносный для Штатов, чем дельта.

Однако, более серьезная нагрузка на госпитали, повышенная смертность, и возможные ограничение, которые могут быть приняты из-за этого через 2-3 недели.

Работа общественного транспорта не прекращается и в новогоднюю ночь. Это нормально, так и должно быть. И всё же не стоит забывать, что автобусы, троллейбусы, метро — они ведь не сами по себе ходят. Десятки маршрутов — это сотни водителей, которые встретят Новый год на работе, за рулем. Onliner продолжает цикл статей о людях разных профессий, о тех, кто делает жизнь большого города нормальной. Накануне праздника мы пообщались с водителем минского автобуса и узнали немало интересного о его трудовых буднях.


О чём мы говорили

Дмитрий работает водителем уже несколько лет.

— В свое время вернулся из армии, особых мыслей, куда пойти, не было — перспективы в этот период, как правило, у всех туманные. Устроился в автобусный парк. Думал, поработаю годик, но, как видите, задержался надолго, — рассказал он.

Не такая большая разница, особенно с учетом всех нюансов.

— Есть примеры — я их знаю, — когда начальникам колонн водители доплачивали за работу на длинном автобусе. Такса, как я слышал, достигает $50. Со временем это окупается, конечно, но насколько правильно платить в такой ситуации — судить я не берусь.

Особые маршруты и способ договариваться

Дмитрий рассказал, что обычно за одним автобусом закреплены двое водителей, и чаще всего они ездят по одному маршруту. Но есть в столице и особые маршруты: автобусы, которые по ним ездят, — новее, а зарплата водителей — выше.


Соответственно, существует некий отбор: кто будет работать на особых маршрутах, а кто — на всех остальных.

— Не подумайте: там есть добросовестные, нормальные водители, которые по-честному получили эту работу. Но существует и другой путь — любой вопрос можно решить, если знать подход.

График работы и подарочки к праздникам

Водители, как правило, работают посменно: пять дней в первую смену, выходные дни, затем вторая смена.

— Первая смена выглядит так: просыпаешься раньше петухов, часа в 3 ночи, чтобы как-то привести себя в порядок, взбодриться перед тем, как сесть за руль и везти людей. Часа в 4 на дежурном автобусе едешь в парк: пока доктора пройдешь перед рейсом, пока автобус осмотришь. В районе 5 часов выезжаешь из парка. Рабочий день длится часов до 15—16 — когда как. Если нужно вернуть автобус в парк — это дополнительное время. Короче говоря, часов в 18 появляешься дома.


Работа во вторую смену имеет свою специфику.

— Начинаешь часов с 14—15 — когда как. И ездишь где-то до полуночи. Отгоняешь автобус в парк, а дежурка начинает ходить ближе к 2 часам ночи. То есть домой добираешься к 3 часам.

А еще есть работа в праздничные дни.

— Разумеется, никто не хочет встречать Новый год в кабине, хоть за это, по-моему, и предусмотрена небольшая доплата. Поэтому некоторые носят подарочки начальству.

Диме самому не раз приходилось работать в новогоднюю ночь: он рулит, а народ в автобусе празднует — такая работа.


Оплата проезда и нормативы

А помните, как в общественном транспорте работали кондукторы? Зачастую это были женщины в возрасте: они ловко перемещались по салону, отсчитывали сдачу с любой купюры и выдавали квиток. Со временем кондукторов не стало. Как ни странно, но тяжелее от этого живется именно водителям.

— Кондукторы, насколько я знаю, приносили очень неплохую выручку. Пассажиры оплачивали проезд, а водитель занимался своим делом: вел автобус, следил за дорогой. Затем штат решили оптимизировать, должность кондуктора убрали. А обязанность продавать талончики переложили на водителя. Да, за это немного доплачивают, но, честное слово, головной боли куда больше.


Дело вот в чём: если есть что-то, что нужно распространить, то имеется и план по распространению, который нужно выполнять. Ничего не поделаешь — так сложилось исторически с этими планами. Каждый водитель автобуса должен реализовать некое минимальное количество талонов. Если он справился, значит, в следующий раз планку повысят, потому что нельзя лишать работника цели, к которой он должен стремиться. А вот если план по реализации проездных билетов выполнить не получилось — жди беды.

— Контролируют объем продаж по несколько раз в месяц. Не справляешься — попадаешь в черный список. Это означает соответствующее к тебе отношение: никаких переносов с выходных дней, никаких отгулов, никакого отпуска летом. С начальства тоже требуют, чтобы талончики реализовывались, все же стараются выйти на самоокупаемость. А начальство спрашивает с подчиненных.

Водитель говорит, что во многом объем реализации проездных билетов зависит от пассажиропотока на маршруте. Если на популярных направлениях реально наторговать талончиками рублей на 500—600 в месяц (эти деньги водитель затем сдает, ведется строгий учет), то на другом маршруте можно продать всего один-два квитка за смену.

— На эту ситуацию водитель никак повлиять не может, да и не его это дело. У него задача — людей перевозить, а не талонами торговать. А эти дополнительные функции только отвлекают. Потому что если (строго в соответствии с инструкцией) пассажиры, которым нужны талоны, будут заходить в переднюю дверь, а водитель будет продавать талоны только на остановочных пунктах, отклонения от графика будут весьма и весьма значительными. У меня круг за два будет выходить на маршруте, поэтому приходится нарушать инструкцию.


Ремонт своими силами и дефицит запчастей

Парадокс. Автобусы производят в Минске, работают они в Минске, и ремонтируют их тоже в Минске. А запчастей, по словам водителя, не хватает.

— После десяти лет непрерывной работы в этих автобусах в живых остается только немецкий двигатель. Все остальное сыплется. Приходится вместе со слесарями заниматься ремонтом. Но экономика, как известно, должна быть экономной. А в наших парках она порой слишком экономная. Бегаешь по кабинетам, упрашиваешь выдать запчасти или, к примеру, антифриз, масло. Водитель что, себе это берет? Я больше скажу: эти автобусы ездят только благодаря упорству и стараниям водителей, которые вложили в них немало собственных денег.


Дмитрий рассказал, что на данный момент водителям доплачивают за старую технику. Но ходят разговоры, что эту надбавку снимут.

— Несправедливо. Потому что кто-то ездит на новом автобусе и почти не пачкается, а водителю старой машины нужно немало повозиться, чтобы все работало как надо.

Обновление автопарка и идеальный автобус

Вместе с тем у водителей, которые проработали в этой профессии уже немало лет, есть четкое представление о качестве предоставленной им техники.

— Скажу так: на эту 105-ю модель еще бы полноценное техобслуживание — ей бы цены не было. Нужна модернизация? Поставьте большой радиатор, установите немецкие мосты, как на новых моделях, чтобы сделать автобус низкопольным, — это будет идеальная машина. Потому что они же как-то ходят по десять лет без нормального обслуживания, без своевременной замены запчастей — очень выносливые. Новые модели столько проходят? У меня лично большие сомнения. Пока они новые — да, к ним вопросов мало. А отъездят года три — начинаются проблемы. И, как показывает практика, запас прочности и качество сборки с каждым годом только падают.


Впрочем, 105-е модели с улиц пока никто не убирает.

Взаимоотношения с пассажирами и температура в салоне

У пассажиров традиционные претензии к общественному транспорту. Одна из них касается графика работы, хотя за последнее время эту проблему практически удалось решить. Расписание и местонахождение транспорта можно контролировать через мобильное приложение, к тому же все отслеживается навигационной системой.

— Отклонения от графика происходят по не зависящим от водителя обстоятельствам. Погодные условия, заторы: в пробке можно потерять и 20 минут, если не больше. Да, некоторые пассажиры скандалят, но я стараюсь отвечать спокойно. Случается, пишут жалобы в парк. Но здесь нужно отдать должное начальству: в большинстве случаев на такие вещи смотрят лояльно, понимая специфику работы.


Бывают и курьезные случаи.

— Такое происходит в позднее время возле станций метро. Пьяных же сотрудники метрополитена не пускают. Раньше вообще, насколько я знаю, на таких граждан составляли протоколы. Так вот, чтобы с этим всем не возиться по ночам, сотрудник охраны метро выводил подвыпившего пассажира на улицу и отправлял на автобус.


Ещё одна частая жалоба связана с температурой воздуха в салоне. Зимой пассажирам бывает холодно, летом — жарко.

— С этим всё очень просто. У нас инструкция: включать отопление в автобусе тогда, когда температура на улице опускается до –5 градусов Цельсия. В этом случае на час работы отопителя отводится три литра топлива — печка же сама по себе не работает.

Теперь что касается жары. Напомним, что непосредственно на Минском автозаводе Onliner подтверждали: если автобус должным образом не обслуживается, возникает проблема с перегревом двигателя. Чтобы её решить, водитель вынужден включать отопление летом — уводить тепло в салон.

— Я уже говорил, что если бы наши автобусы обслуживали как положено — все было бы нормально. Но представьте себе 10-летнюю машину. В радиатор все время заливали самый дешевый антифриз, без каких-либо промывок и присадок. Периодически радиатор чистили, но не всегда хорошо. Там все скопилось, он не может нормально выполнять свою функцию. А новый радиатор на старый автобус никто ставить не будет. У водителя остается два варианта: либо доводить двигатель до кипения, а это потом с тебя вычтут, либо отводить тепло. Только учтите, что в первую очередь открывается часть, которая идет в кабину. Да, она проходит частично через салон: с левой стороны, спереди. Но водитель работает смену в +30 еще и с отоплением. Можно ли в этой ситуации говорить о безопасных условиях?


Кто-то вспомнит, что в некоторых автобусах в кабине водителя есть кондиционер.

— Есть, — подтверждает собеседник. — Пока не выйдет из строя. Хочешь ремонтировать — ремонтируй за свои. В парке тебе максимум этот кондиционер заправят, да и то пока выполнят заявку, наступит осень, и кондиционер уже в принципе будет не нужен.

Соседство с водителями и ответственность за ДТП

Немало претензий в адрес общественного транспорта высказывают другие водители.

— Конфликты возникают опять же в часы пик, когда мы стремимся соблюсти собственный график. Представьте: интервал между остановками может составлять всего минуту или две, а нужно же еще осуществить посадку и высадку пассажиров. Расписание составлено таким образом, что мы в принципе не может терять время в пробках.


— Да, другие водители, бывает, скандалят. Что делать — стараешься не конфликтовать. Многие устанавливают регистраторы — опять же на всякий случай.

Дима рассказал, что если водителя автобуса признают виновным в ДТП, он понесет ответственность и в соответствии с законодательством, и по внутренним правилам, установленным работодателем.

— Могут лишить премии на год — я знаю такие случаи. А премия — это очень значительная часть дохода.

Постскриптум

Спросили у Дмитрия про зарплату.

— Да вот что-то не растет она последние годы, — тяжело вздохнул водитель.

Многие, думаю, в такой же ситуации. С нового года вроде как обещали повысить на 5%. Но, мне кажется, это все на словах, а по факту больше урежут, чем добавят. Снимут с людей надбавку за старые автобусы, сократят отпуск (да, за вредность у водителей сейчас отпуск большой — 39 дней, но, говорят, 7 дней хотят убрать) — кто останется в профессии на таких условиях? Хотите выйти на самоокупаемость? Очень хорошо. Но почему за счёт водителей?

Как я получал права категорий C и D и несколько слов о работе водителем автобуса в “Мосгортрансе”

Неожиданно оказавшись в июне 2016 года без работы и осознавая, что в 53 года будет очень непросто трудоустроиться или, точнее, для трудоустройства на приличное по оплате и условиям место потребуется немало времени, решил реализовать то, что не мог сделать за последние двадцать лет беспрерывного изнурительного марафона по имени работа-дом-работа-снова дом-и снова работа.

В английском языке есть такое понятие: bucket list (бакэт лист) или список желаний, которые бы хотелось осуществить. Так вот: когда мы еще работали на телевидении над программой Авто&Шоу, я думал, что стыдно журналисту, который занимается автомобильной тематикой, не иметь, как тогда говорили, профессиональных прав. Но времени на обучение, сдачу экзаменов и получение новых прав не оставалось. И данное пожелание так и зависло на долгие годы строчкой в этом списке. То есть рулил с простенькими правами с одной лишь категорией – категорией В. При том, что за руль впервые сел в 10 лет и уже через несколько лет участвовал в юношеских автомобильных ралли, в разных ситуациях успел покататься до совершеннолетия (то есть парню давали порулить) на седельном тягаче КРАЗ-258, много раз на ЗИЛ-130, седельном тягаче МАЗ-504. В Москворецком Доме пионеров был автомобильный кружок, а в кружке для покатушек (как мы тогда говорили) был трудяга ГАЗ-51. Интересный факт, кстати. Вы можете представить себе, чтобы сегодня в каком-нибудь доме творчества был кружок, где для подростков для занятий по вождению использовался бы грузовой автомобиль? А у нас, пацанов с Монетки, благодаря этому кружку некоторый опыт общения с грузовиками был.



Надо сказать, я рисковал, потому что завершение обучения и период сдачи экзаменов в автошколе, учебном центре и ГАИ приходились на зиму. А это невеселое мероприятие. Почему? Об этом я сейчас обязательно расскажу.

Второй этап обучения – это вождение по городу и маневры на площадке. Пожалуй, самая интересная и значимая часть в процессе подготовки. Учебным автобусом был ЛИАЗ-5292. Гоняли по всей Москве, то есть как Бог на душу положит. Больше всего ученикам нравилось водить автобус в районе Воробьевых гор и Московского государственного университета. Ребята-однокурсники специально упрашивали инструктора, чтобы на следующем занятии снова поехать в этот район Москвы.

Такая же история с обучением на грузовом автомобиле. Для обучения вождению в коммерческой школе использовались не очень новый ГАЗ-3307 и более удобный и продвинутый ГАЗОН NEXT.

Забот практически не было никаких. Нужно было просто вовремя прийти к началу занятия. И работа профессионального водителя тогда виделась в розовых красках – ни тебе замены колеса в зимнюю стужу или в слякоть, ни тебе ремонтов и поломок на дороге. И никаких забот о техническом состоянии автомобиля, никаких мыслей о трудностях и тяготах и о всяких там возможных профессиональных заболеваниях. В кабине тепло, движок рычит. Романтика, одним словом!

Первый удар по романтическим представлениям о заманчивой работе водителем был нанесен в процессе сдачи экзаменов по вождению в ГАИ. Как известно, экзамен этот делится два этапа: вождение на площадке и вождение по городу. В обоих случаях, нужно было в мороз ждать своей очереди. Когда садился за руль грузовика, руки были как ледышки и приходилось просить инспектора, чтобы тот дал время отогреться. Понятно, что инспектор ГАИ не очень-то охотно шел навстречу, но прийти в себя все-таки позволял. В случае с автобусом было немного лучше – учащиеся, будущие водители, ожидали свою очередь в дежурной машине, но все равно все успевали изрядно подмерзнуть. Многие, как мне потом говорили, после таких экзаменов на морозе переболели гриппом или простудой. Хорошо еще, что было это не в прошлом году. В современной обстановке в декабре или январе месяце, когда уже начинал распространяться коронавирус, могло быть еще хуже.


Я ШАС ТЭБЭ УМНЫЙ ВЕЩЬ СКАЖУ. ТОКА ТЫ НЭ ОБИЖАЙСЯ: Шансов на прохождения всех этапов экзамена в зимний сезон в Москве очень мало. Некоторые, как выяснилось, уже второй год ходили и никак не могли сдать экзамен по вождению, то есть не набирали нужное количество баллов. Честно говоря, думал, что тоже зависну. Но мне повезло – сдал вождение и на грузовом автомобиле, и на автобусе с первого раза. Невероятно, но факт.

В общем, хочу сказать, что начинать обучение в автошколе лучше в начале весны. Это мой хороший совет всем тем, кто собирается получить новые права. Чтобы иметь возможность сдавать экзамены по вождению в ГАИ летом.






Говорят, театр начинается в вешалки. Некоторые предприниматели перефразируют эту фразу. Они правильно считают, что комфортные условия работы для их работников начинаются с удобного, теплого отремонтированного туалета в офисе. Так вот: туалеты в 9-м автобусном парке на Нагатинской, где я работал, не ремонтировали, предполагаю, с середины прошлого века. Зимой холодные, без туалетной бумаги и моющих средств. Зато в кабинете у руководства парка евроремонт и все возможные для работы удобства. Возможно, за два года что-то изменилось к лучшему, но почему-то я в это не верю.

Последней каплей моего терпения оказался случай, когда весной, когда температура превысила отметку 10 градусов по Цельсию, двигатель стал постоянно перегреваться, периодически по этой причине необходимо было объявлять пассажирам, что автобус по техническим причинам дальше не идет. Никакие мелкие ремонты не улучшали ситуацию. А однажды после очередного перегрева, после того, как я уже успел высадить пассажиров, взорвался патрубок и весь антифриз вытек в клубах пара на асфальт. Пришлось вызывать эвакуатор.



В общем, впечатлений для моего журналистского расследования оказалось достаточно, и я решил закончить эксперимент. Что-то мне подсказывало, что, если продолжу, то засну где-нибудь на трассе за рулем от переутомления или, в лучшем случае, понесу ответственность за сгоревший автобус. Потому что, как я уже говорил, весь моторный отсек был залит масляной слизью, а температура воздуха с каждым днем становилась все выше и выше.


Валентина, как вы стали водителем автобуса? Расскажите про свой путь.

— Я всегда любила машины. Сколько себя помню, я всегда была за рулем. Мой папа — дальнобойщик с огромным стажем. С самого рождения я ездила с ним в рейсы. У меня не было сомнений, что я буду кем-то другим.

Папа не советовал выбрать более женскую профессию?

Мама заботится, переживает. Я ее прекрасно понимаю. Я тоже хочу, чтобы мои дети выросли, отучились, получили образование и сидели где-нибудь в тепле. Чистые, сытые, в белых рубашках. Я себе не могу этого позволить. Кругом мазут, бензин. Каждая мама хочет лучшего для своих детей.

Папу тоже могу понять. У него ведь нет сыновей. Наверно, каждый мужчина хочет сына, чтобы вместе крутить колеса. Ну вот мой папа получил такую дочь. Зато.

Кем вас хотела видеть мама?

— Мама хотела меня видеть юристом, адвокатом. Ну как обычно. Главное, чтобы я сидела в кабинете. В безопасности, в тепле.

На кого отучились?

— На автослесаря 4 разряда. Дальше не стала учиться. Получила базовые знания о технике, с которой работаю. Этого мне достаточно.

Сколько лет вы работаете водителем автобуса?

— Около 8 лет. До этого я была инструктором по вождению. Сейчас у меня есть еще одна работа. Я — индивидуальный предприниматель. У меня своя компания по грузоперевозкам. Есть своя бригада рабочих и машины.

Получается, вождение автобуса — это любимое дело, страсть, а не обычная работа?

— Да. Я даже в свой выходной не могу сидеть на одном месте. Мы ведь обязаны отдыхать: 4 дня на линии, один день дома. У меня есть иномарка. В свой выходной я все время за рулем. Нет какого-то желания провести день дома перед телевизором. Я беру своих детей, и мы едем по делам. Мы постоянно находим себе какие-то задания, чтобы не сидеть дома и быть в дороге. Я не представляю свой день по-другому.

Что дальше? Вы не хотите пойти по стопам отца?

— Нет. Мне не нравятся КамАЗы. Тут есть постоянное живое общение и люди, а там сидишь один в кабине и молчишь. Поговорить не с кем.

Поговорим про общение. Как на вас реагируют пассажиры?

А как реагируют водители на дорогах?

— Тоже удивляются. Даже могут притормозить, чтобы приглядеться и получше рассмотреть.

Вам уступают дорогу?



Как к вам относятся коллеги?

Какой у вас график? Как проходит рабочий день?

— Подъем в 5:30. Еду до гаража. Гараж у меня далеко, на ГРЭСе, а живу я в Сайсарах. Забираю машину, прохожу медосмотр у медика, техосмотр, дальше беру путевку и в путь. График у нас разный. Учитывая, что гараж далеко, добираюсь домой где-то в десять часов вечера.

С такой работой без поддержки никак. Расскажите про свою семью.

— У меня трое детей, муж. Мы в браке 13 лет. Муж тоже поддерживает. Без поддержки, конечно, тяжело. Особенно когда недружный коллектив и нет взаимовыручки. Я знаю, каково это. В таких условиях долго не проработаешь, максимум месяц или два. Тем более в мороз. Техника может отказать в любой момент. С нынешним коллективом я уже ничего не боюсь.

Плюсы, минусы вашей работы?

— Минусов нет. Плюсы.

Неужели нет никаких минусов? Я не могу представить, каково это: с утра до вечера быть за рулем. Зимой в холоде, летом на жаре.

— Мне не с чем сравнивать. Ведь я не работала в офисе. Я же всегда находилась в таких условиях. Для меня это и есть комфорт. Это моя любимая работа. Согласитесь, не каждый может себе это позволить. Не стоит оглядываться на то, что скажут другие, смогу я или нет. Я просто не стала этого делать. Захотела и поехала. Я считаю, что это и есть тот самый плюс.

Недавно был конфликт в автобусе №5. Пассажир в красной куртке ударил водителя. Что по этому поводу думают сами водители, в частности вы?

— Я полностью поддерживаю пассажиров, которые следят за порядком. От этого улучшается наш сервис и качество обслуживания. Тот водитель, наверно, уже сто раз пожалел, что он кому-то нахамил. И, скорее всего, с тех пор не грубит. Может, это действительно вина большинства водителей, что люди злы. Бывает, что везут неаккуратно, долго стоят на остановке, музыку слишком громко включают. Лично мне в основном попадаются хорошие люди. Увидев, что за рулем женщина, улыбаются, желают удачи и побольше денег.

Если не секрет, сколько зарабатывают водители автобусов?

— Это зависит от маршрута. Наш не самый денежный. Честно говоря, продавщицы в супермаркетах в смену зарабатывают в два раза больше, чем я.

Вы — предприниматель. Вам, наверно, хватает.

— Да. Я не говорю, что я нуждаюсь. Мое дело обеспечит нас, даже если я не буду здесь работать. На самом деле, эта работа нужна мне больше для души, чем ради денег.

Что самое главное в вашей работе?

— Самое главное в любой работе — это любить то, чем занимаешься. Иначе нелюбимая работа сделает несчастным сразу много людей, в первую очередь тебя самого. Все, пора ехать!

Как сообщили в центральной диспетчерской службе, в Якутске женщин-водителей маршрутных автобусов две, включая Валентину. Вторая работает на 25-м маршруте.

Читайте также: