Стоит ли оставаться на работе если гнобят

Обновлено: 17.05.2024

Отношения с коллективом крайне сильно влияют на то, как человек будет относиться к своей работе.

Сложно любить работу, если с коллегами общение не задалось: постоянные конфликты, ссоры, игнорирование счастья не способны добавить.

Моббинг на работе , это разновидность буллинга или, иначе говоря, травли.

При моббинге на первый план выходит психологическое насилие, способное быть не менее разрушительным, чем другие виды насилия.

Как побороть волнение в первый день на новой работе? Узнайте об этом из нашей статьи.

Общие сведения

Что такое буллинг и моббинг?

Первые страдают от вторых, а третьи становятся молчаливыми свидетелями и редко вмешиваются в происходящее.

Школьный буллинг может проявляться по-разному, но всегда включает один либо несколько типов насилия, чаще всего , психологическое и физическое

Но травля , это не только о школе. Она может наблюдаться во всех коллективах, вне зависимости от возраста и уровня интеллекта участников, даже в детском саду. И рабочие коллективы , не исключение.

Однако буллинг в группах, состоящих из достаточно взрослых людей, обладает рядом отличительных черт, главная из которых , преобладание психологического насилия.

А методы воздействия, которые используют агрессоры, чаще бывают косвенными, скрытыми, поскольку взрослые люди осознают, что за прямое насилие можно получить серьезное наказание и даже срок, а их самоконтроль гораздо выше, чем у детей и подростков.

Это не значит, что физическое насилие отсутствует: это зависит от особенностей рабочего коллектива (в группе мужчин-грузчиков будут совсем другие нравы, нежели в группе девушек, работающих в офисе). Но присутствует оно, особенно в грубой форме, гораздо реже.

Моббинг , это разновидность психологического насилия, проявляющаяся в рабочих коллективах, при которой обширная группа работников травит одного или нескольких своих коллег.

Цели при этом могут преследоваться разные, от желания развлечься, самоутвердиться до стремления заставить уволиться того, кто не нравится.

Согласно статистике, порядка 30-50% работников сталкиваются с различными проявлениями моббинга.










Последствия

расстроенный мужчина сидит в офисе

Особенности проявления

Моббинг, как и другие разновидности травли, может иметь разные степени тяжести: проявляется относительно мягко или, напротив, жестко, нанося глубокую психологическую травму жертвам.

Моббинг, как и буллинг в целом, принято делить на:

Часто горизонтальные типы буллинга присутствуют в рабочем коллективе потому, что это прямо или косвенно одобряется начальством.

Также некоторые действия босса способны спровоцировать возникновение травли.

Основные признаки моббинга со стороны босса и коллег:

В некоторых случаях буллинг проявляется в крайне жестоких формах: над жертвой издеваются, могут портить ее вещи, даже избивать после работы.

Как противостоять

Особенности стиля руководства

  • эмоциональное внимание;
  • понимание;
  • эмпатия;
  • слушание;
  • удовлетворение интересов, поиск хобби.

Кроме того, важна инструментальная поддержка: информирование, социальная помощь, практические советы и рекомендации.

Стоит отметить, что эмоциональное насилие нередко переходит в физическое. При таком типе моббинга необходимо обязательно обращаться в соответствующие инстанции.

Положительно при решении проблемы моббинга зарекомендовала себя система медиации. Нейтральное лицо, посредник, заинтересованный в решении проблемы, оказывает существенную социальную поддержку. В ходе беседы, грамотного ведения переговоров, конструктивного толкования позиции каждой из сторон, участники моббинга приходят к взаимопониманию. Объективное обсуждение и определение проблемы обязательно для ее разрешения. Это возможно только при посреднике. Если руководитель не задействован в моббинг, то лучше ему выступить посредником в решении конфликта. Или присутствовать во время работы медиатора (психолога).

Преодоление, профилактика или наоборот развитие моббинга во многом зависит от позиции руководителя. Всего возможны 3 стратегии поведения:

  • Отстраненность. Руководитель пускает все на самотек и считает, что сотрудники сами разберутся. Этот подход не идет на пользу межличностным отношениям и производительности. Атмосфера накаляется, сотрудники живут в напряжении, ожидании выбора новой жертвы. Формируется высокий уровень недоверия, любая шутка воспринимается всерьез и в штыки. Повышается текучка кадров.
  • Негласное поощрение. Руководитель воспринимает моббинг как здоровую конкуренцию и стимуляцию рабочего процесса. Негласно руководитель поддерживает противостояние, конкуренцию, соревнование. Воспринимает моббинг как закалку. При таком подходе ситуация рано или поздно выйдет из-под контроля, руководитель уже не сможет быть просто сторонним наблюдателем. Последствия будут теми же, что в предыдущем случае, но в большем размере.
  • Вмешательство. Руководитель настаивает на соблюдении правил хорошего тона в коллективе, уважительном отношении. Сам заботится о сотрудниках и создает благоприятный психологический климат. Именно этой позиции придерживается большинство организаций.

Причины возникновения

Спровоцировать развитие травли могут некоторые особенности, присущие жертве:

  1. Внешний вид. Сотрудники, имеющие нестандартные либо неприятные с точки зрения общества черты внешности, привлекающие внимание, способны стать объектом издевательств.
  2. Поведение. Работники, активно высказывающие свою позицию, демонстрирующие собственную независимость, могут вызвать у кого-либо негодование. Также внимание агрессоров привлекают замкнутые, нерешительные люди, которым сложно высказывать мысли и которые стараются огородиться от окружающих.
  3. Мировоззрение, сексуальная ориентация, вероисповедание и так далее. Любые заметные отличия от большинства, даже если сам человек о них практически не говорит, могут привести к появлению агрессии.
  4. Чувствительность, неспособность дать отпор. Уязвимые люди, не находящие в себе сил защититься, часто становятся объектом унижений.

Но ни одна из вышеупомянутых особенностей не является оправданием действий агрессоров.

Жертва может быть в какой-то мере виноватой лишь в одном случае: если она ведет себя крайне токсично, создает крайне дискомфортную обстановку в коллективе, издевается над какими-то сотрудниками и так далее, заставляя предпринимать ответные меры.

Но большинство случаев моббинга, даже крайне агрессивного, связаны с другими причинами. Виноваты в травле агрессоры, а не жертва. И главная причина возникновения практически всех видов буллинга , наличие у агрессоров возможности травить жертву.

Причины травли, связанные с желаниями и чувствами агрессоров:

  1. Зависть. Желание причинить вред тому, кто имеет больше возможностей, распространено в обществе. Зависть часто движет немолодыми сотрудниками, унижающими тех, кто младше, крепче них.
  2. Стремление получить удовольствие от факта унижения, возвыситься за счет страданий другого человека, желание получить власть над жертвой.
  3. Стремление занять место, которое занимает жертва. Люди, становящиеся основным двигателем моббинга, часто имеют корыстные побуждения. В этом случае цель травли проста: заставить человека уйти.

При определенных условиях жертвой моббинга может стать любой работник.

Инструменты травли

Итак, теперь давайте рассмотрим основные моменты, как проявляется моббинг.

коллеги ополчились на одного сотрудника

Придирки. Как бы хорошо ни выполнил обязанности, человек всё равно выслушивает, что мог бы сделать лучше и вообще, как много нюансов, которые он не учёл. Может возникнуть ощущение, что ни на что не способен, вплоть до того, что настолько плох, отчего не достоин хорошей жизни и должности. Руководители часто применяют этот способ, чтобы не брать на себя ответственность за увольнение, особенно, если его невозможно организовать по вполне официальным и легальным причинам.

Донос. Если простыми словами, то стукачество. Каждый промах на работе будет известен начальству. Вплоть до того, что сотрудник посмел сделать ксерокопию своего паспорта или опоздал на пару минут.

Дезинформация. Наиболее часто применяется по отношению к новичкам, которые ещё не в курсе всех обязанностей, различных рабочих нюансов и внутренней политики. Зато потом в глазах руководителя они выглядят как совсем несмышленые и плохие специалисты, пытающиеся оклеветать какого-то ценного сотрудника.

И последний способ, самый редкий и ужасный – нанесение вреда, как личным вещам несчастного, так и тем предметам, за которые он несёт материальную ответственность. Хотя бывает, что подмешивают всякие слабительные и ставят подножки.

Можно ли предотвратить травлю?

Если руководство коллектива делает все возможное для того, чтобы в нем царила мирная обстановка, пресекает любые признаки травли, моббинга возможно избежать.

Зачастую любой буллинг , вина руководства, которое либо одобряет его прямо или косвенно, либо игнорирует сам факт его существования, не вникает в жизнь подопечных.

Жертва, столкнувшаяся с моббингом в коллективе, в котором тот является нормой, едва ли сможет что-то сделать. В лучшем случае агрессоры со временем переключатся на кого-то другого.

Методы борьбы

Давайте теперь рассмотрим основные способы борьбы ведь, пускать ситуацию на самотёк ни в коем случае нельзя, иначе с каждым днём ситуация будет ухудшаться и ухудшаться.

Требуют выдержки и спокойствия

Более решительные способы

девужка ругает мужчину в офисе

Ответы психологов

Как противостоять психологическому давлению на работе? Ответы на распространенные вопросы:

Виды травли

1. По направленности

  • Горизонтальный. То есть притеснение со стороны коллектива, с которым на равных.
  • Вертикальный (боссинг), когда непосредственно терроризирует начальство.

2. По проявлению

  • Открытый. То есть явный и очевидный.
  • Латентный. Давление на человека осуществляется скрыто, все вроде бы прекрасно понимают, что происходит, но нет повода, на который можно опереться, и при попытке прояснить ситуацию, агрессор будет отрицать своё участие и замыслы. Такая себе пассивно-агрессивная позиция, при достижении ожидаемых результатов, то есть увольнения желаемого человека, они на себя ответственность за последствия не берут, считая, что тот просто оказался слабым и безвольным.

Личность жертвы моббинга

Особняком стоит самая частая причина моббинга — личность жертвы.

Любой недостаток или достоинство может превратиться в мишень агрессоров, если этого качества нет у большинства людей в коллективе.

Чтобы спровоцировать агрессивный коллектив на моббинг, порой достаточно малости:



Хоть и чаще, но все же не всегда, жертвами становятся слабые, мягкие, безотказные, добрые, не умеющие постоять за себя, угрюмые, любящие уединение люди, а также неопытные, молодые, новые сотрудники.

Реже, но все-таки нередко, жертвой моббинга становится сильная личность, новатор, реформатор, активист, трудоголик, креативщик, человек, по уровню культуры, интеллекта, профессионализма выше, чем основная масса коллектива. Зачастую это руководитель.

Почему появляется буллинг на работе и что делать?

Многие из нас могут признаться, что у них случались конфликты на работе. Особенно неприятны такие конфликты, если в них активно принимает участие ваш начальник. Американские специалисты уже давно обратили на данное явление внимание. Так что теперь оно называется боссингом.

По большому счету боссинг – это тот же буллинг. Если вы об этом никогда не задумывались, то вам будет интересно прочитать нижеприведенную информацию.


Что это такое?

Итак, буллинг на работе – это вполне распространенное явление. Данное слово переводится просто: травля. Обычно травля происходит по отношению к одному человеку. Психология данного явления такова: агрессия и преследование.

Буллинг проявляется по-разному:

  • непристойные шутки;
  • издевательства;
  • оскорбления.

Некоторые люди с детства усвоили, что такое буллинг. Однако и во взрослой жизни они могут испытать на себе такое же негативное явление. Это происходит потому, что некоторые индивиды не в состоянии за себя постоять.

Причин для буллинга может быть много, например:

  • заискивание перед начальником;
  • некомпетентность;
  • безвольность и т. д.

Как все происходит? Обычно один человек издевается над другим. Остальные наблюдают и поддерживают нехорошие действия коллеги. Во взрослом коллективе часто травлю используют для того, чтобы заставить человека по собственному желанию уйти с работы.

Примечание. Не стоит путать буллинг с конфликтом. В последнем случае стороны имеют одинаковую силу и по очереди наносят удары.


Причины и признаки

Если вас гнобят на работе в вашем коллективе, на вас наваливаются колоссальные психические нагрузки. В этот момент важно не поддаться деструктивному давлению. Тогда вы сможете выстоять. Однако некоторые люди сразу не могут понять, что против них организована травля. Если вы чувствуете негатив, направленный в вашу сторону, но не можете понять, с чем это связано, то ознакомьтесь с признаками буллинга.

  • Вас игнорируют. Например, ваше мнение начальник ни во что не ставит. Впрочем, начальник может относиться таким образом сразу к нескольким сотрудникам.
  • С сексуальными домогательствами могут столкнуться как женщина, так и мужчина. Если начальник вам улыбается по поводу и без повода, пытается до вас дотронуться, а вам это неприятно, в этом случае вы подвергаетесь насилию. Если вы дадите отпор, то можете столкнуться с боссингом.
  • Вас оскорбляют или угрожают. Угрозы поступают от начальника. Например, он грозится вас уволить и даже не стесняется при этом в выражениях.
  • Вас начальство перегружает работой. Такой метод может быть вполне законным. Например, начальник вас может попросить выполнить за неделю такой объем работы, который невозможно выполнить и за месяц. Вы будете торопиться, и это скажется на результатах. Если начальник при этом публично объявит, что от качественного выполнения работы зависит выплата коллективной премии, а вы не справитесь, то травли со стороны своих сослуживцев вам не избежать.

Примите к сведению. Если начальник относится плохо ко всем членам коллектива, то такие действия назвать боссингом нельзя. В этом случае начальник показывает свой характер и является не совсем приличным человеком. Он самоутверждается таким образом.


Причин, из-за которых ваш начальник начнет относиться к вам плохо, большое количество. Рассмотрим их.


Конфликты различной направленности толкают людей на поиск виноватого. Поэтому и случается буллинг. Психологическая травля может начаться в отношении любого человека, который так или иначе начнет агрессивно отстаивать свои интересы.

Коллективный буллинг может иметь различные проявления: от конкретной травли до распространения ложной информации. Исходя из этого буллинг можно разделить на виды.

Вертикальный

Если в вашу сторону происходит травля со стороны начальства, то это и есть вертикальный буллинг. В данном случае участники коллектива также присоединяются к настроению начальника. Таким образом, руководитель укрепляет свои позиции.

Причин для возникновения такого явления может быть много: от зависти до страха потерять тепленькое местечко. Если начальник не слишком компетентен в профессиональных вопросах, то он может компенсировать свою профнепригодность за счет травли высококвалифицированного сотрудника.


Горизонтальный

Такой буллинг невозможен без одобрения начальства. Если руководитель недостаточно компетентен, то он может распределять нагрузки на работников неравномерно. Такое распределение станет стимулом для возникновения травли. Здесь есть два варианта развития событий. Те сотрудники, которые получают больше заданий, могут разозлиться. Они ополчатся против сотрудников, которые менее загружены.

Имейте в виду: насилие может иметь скрытый характер. Жертву все время подставляют и не дают раскрыть свои способности. Например, у работника могут пропасть со стола важные документы, его могут не пригласить на важную встречу и т. д. Если же травля носит открытый характер, то в этом случае жертва может подвергаться даже физическому насилию. Впрочем, в этом случае человеку могут испортить и его имущество.


Этапы развития

Все негативные ситуации, которые участники пытаются скрыть, носят вялотекущий характер. А стало быть, они развиваются поэтапно.

  • Период напряжения. Он может либо сильно затянуться, либо, наоборот, быстро раскрутиться. Прежде чем конфликт наберет силу, все члены коллектива будут приглядываться к поведению друг друга. В этот период никто из представителей компании не будет откровенничать и рассказывать о своих планах. Люди затаятся и будут просто ждать. В этот момент начальник тоже не останется в стороне, тем более, если конфликт был спровоцирован благодаря его некомпетентной работе.
  • Поиск жертвы. В коллективе обязательно найдется тот, кто будет отличаться от всех остальных людей. Сотрудник может иметь склочный характер или, наоборот, он будет иметь кроткий нрав. Он может быть слишком умным или глупым. Когда люди собираются, они на инстинктивном уровне чувствуют: кто ослаблен и не сможет дать отпор. Самый непорядочный член коллектива нападает первым. Так он пытается самоутвердиться и уйти от травли, скинув все напряжение на слабого. Впрочем, и начальник может первым начать нападение на человека, если у него на это будут причины.
  • Фаза насилия. После чего начнется всеобщая травля. Сначала жертва подвергнется психологическому давлению. Если в этот момент нападающие не получат отпор, давление продолжится. Дальше коллеги приступят к издевательствам над человеком: будут распускать сплетни, смеяться за спиной, всячески вредить и т. д. В некоторых случаях ситуация может зайти слишком далеко, так далеко, что жертва замкнется в себе.
  • Социальная изоляция. Начальство и все члены коллектива со временем начнут относиться к своей жертве, как к пустому месту. Представьте, что вы приходите на работу. Вокруг вас находятся люди, но вас никто не замечает. Если вы к кому-либо из коллег обращаетесь, то получаете в ответ неадекватный ответ или усмешку. Это очень унизительно и обидно. Не каждый человек такое выдержит.
  • Потеря рабочего места. Последствием такой травли может стать потеря рабочего места. Человек просто не сможет больше находиться в изоляции и чувствовать себя изгоем. Тогда события могут развернуться по определенной схеме. Жертва, загнанная в угол, начнет оказывать сопротивление. В коллективе все чаще и чаще будут случаться серьезные конфликты. В них обязательно втянется и начальник. После чего он может подстроить ситуацию, которая выльется не в пользу жертвы. Далее он уволит ее по статье. Во втором варианте события будут развиваться по простой схеме. Жертва не выдержит издевательств и добровольно напишет заявление об уходе с работы.


Как бороться?

  • Лучший способ избавиться от неприятной ситуации – это уволиться с работы. Зачем вам такой коллектив, в котором вас не ценят? Поймите, что вы уже не сможете наладить отношения с коллегами. Вам самим будет неприятно общаться с людьми, которые принесли вам много неприятных моментов. Поэтому вам следует поберечь свои нервы и просто уйти. Вскоре вы сможете найти другое место работы, где вас будут ценить.
  • Боритесь со стрессом. Неприятности на работе – это не повод впадать в деструктивное состояние. Научитесь наносить ответные удары и сопротивляться неприятностям.
  • При общении с начальством или с членами коллектива держите под контролем смысловую цепочку разговора, чтобы ваши собеседники не смогли увести вас в дебри разборок.
  • Чтобы из вас изначально не слепили козла отпущения, научитесь делать вид, что вы далеки от конфликтов. Ни в коем случае не ввязывайтесь в общие перепалки. Общайтесь с людьми, которые относятся к вам доброжелательно.
  • Вы столкнулись с травлей. Однако при этом вы чувствуете свою компетентность, и у вас есть силы для борьбы. Тогда вам следует обратиться к вышестоящему начальству.

Объясните в письменном виде сложившуюся ситуацию. Не бойтесь сделать это. Ваш босс не всесилен. Таким образом, вы добьетесь правды.

В этой статье мы углубимся в щекотливую тему. Мы поговорим о том, что делать, если унижает начальник на работе.

орет начальник на подчиненного

Токсичное место работы

Унижение — это стыд и смущение, которые вы испытываете, когда кто-то выставляет вас неправым или в глупом свете. И если этот кто-тот ваш начальник, то ситуация осложняется вдвойне. С коллегами у вас есть возможность сократить общение, а с боссом это сделать крайне сложно, так как вы находитесь в подчинении.

Возможно, ваш бос повышает на вас голос, нелестно высказывается о вас и ругает за малейшую оплошность. Вдвойне это неприятно, если все это происходит на глазах у коллег.

Почему так происходит? Почему ваш начальник изгаляется над вами и не оставляет вас в покое? Могут быть различные мотивы:

В каждой ситуации нужно действовать по-разному. И далее мы проанализируем, как вам лучше действовать и стоит ли увольняться.

Нужно ли уходить с работы, если босс уже все соки выпил?

Вот несколько факторов, которые вы должны учитывать, прежде чем принимать кардинальное решение об увольнении:

  • Альтернативный вариант работы.
  • Ваше финансовое положение.
  • Причина унижения.
  • Можно ли что-то сделать?

Альтернативный вариант работы

Важный фактор, который следует учитывать, прежде чем вы действительно решите уйти с работы после многочисленных эпизодов унижения со стороны вашего босса, — это есть ли у вас на самом деле другой вариант!

Понятно, что не всегда с ходу можно найти альтернативный вариант работы. Особенно сложно начинающим специалистам. Или если на рабочем рынке существует нехватка вакансий по вашей специальности.

Вы, конечно, можете плюнуть на все и решить начать свое дело. Это хорошая идея, если у вас есть на это время и деньги. В конце концов, не стоит забывать, что предпринимательская деятельность требует большой концентрации и понимания бизнес-процессов.

Если вы все взвесили и понимаете, что перед вами открываются большие возможности, возможно, увольнение с токсичного места работы является хорошим для вас вариантом. Пусть этот негативный опыт станет для вас трамплином к чему-то лучшему. Ни один человек, независимо от его пола, расы, религии или этнической принадлежности, не должен мириться с притеснением и унижением со стороны начальства.

Однако, если у вас нет альтернативных вариантов на данный момент, не позволяйте эмоциям захлестнуть вас. Сделайте глубокий вдох-выдох и не принимайте скоропалительных действий, пока не найдете решение!

Ваше финансовое положение

Финансы важны! Кто бы что бы не говорил, мы все прекрасно понимаем, что без них жить крайне тяжко. Нам банально нужно что-то кушать, во что-то одеваться и платить за коммунальные услуги. На все это нужны деньги. И поэтому мы не всегда можем себе позволить послать неугодного начальника далеко и надолго.

Вы должны трезво осознавать свое финансовое положение, прежде чем принять решение уйти с работы так внезапно.

Честно ответьте себе:

  • У вас достаточно сбережений?
  • Есть ли у вас какие-либо инвестиции, которые дают вам еще один источник дохода?
  • Или у вас есть что-то еще на уме, чтобы сохранить финансовую стабильность, пока вы не найдете хорошую работу или не начнете свое собственное дело?

Причина унижения

Выше мы говорили о причинах, по которым ваш начальник может вас доставать. Попробуйте проанализировать, какой случай ваш. От этого зависит решение остаться на этой работе или уходить.

Если так происходит, потому что ваш босс не хочет, чтобы вы получили предстоящее повышение, тогда подождите! Не поддавайтесь давлению и сохраняйте твердость. Вполне вероятно, что как только вы получите это повышение и покажете своему начальнику, что ничто не может остановить вас, он в конечном итоге отстанет от вас. А, возможно, вы вообще уйдете из-под его контроля.

Можно ли что-то сделать?

Какие шаги совершать в моменте?

В этой части статьи мы поговорим о том, какие шаги вы можете предпринять, когда ваш босс унизил вас, чтобы предотвратить ухудшение ситуации.

Не отвечать сразу, не поддаваться эмоциям

Иногда молчание в плохой ситуации может спасти от гораздо худшего исхода. Желание высказаться и послать шефа куда подальше — это понятное желание. Но агрессивное противостояние человеку, от которого вы так или иначе зависите, — это не самая лучшая идея.

Если ваш босс унижает вас без уважительной причины, попробуйте в спокойной форме объяснить ему, что он ошибся и вина не ваша. Есть шанс, что, вас услышат, но его не будет, если вы начнете орать в ответ. Диалога точно не получится, когда обе стороны не слышат друг друга. В любом случае не стоит устраивать шоу перед всеми.

Послушайте, что он говорит

Иногда, чтобы разрядить обстановку, достаточно услышать и понять, о чем вам говорят, а не сразу воспринимать все в штыки. Конечно, не всегда это просто сделать. Иногда наши предубеждения и эмоции мешают нам услышать то, что нам пытаются сказать. Это действительно интересный феномен. Поэтому, если ваш босс на вас нападает, попробуйте послушать, вдруг в его словах есть здравое зерно. Это поможет прояснить проблему и решить ее!

Поговорите с ним лично, без свидетелей

Посоветуйтесь с коллегами

Прежде чем что-то предпринимать, поговорите со своими коллегами – доверенными, конечно! Иногда мы не знаем о проблемах, происходящими с другими сотрудниками, а они могут поделиться опытом, который поможет вам принять лучшее решение.

Как противостоять манипуляциям на работе?

Почему это происходит?

Олег Долгицкий

психолог и философ

Александр Высоцкий

Как изменить ситуацию?

Юлия Кузнецова

Мы ежедневно попадаем под влияние других людей и становимся мунипуляторами сами, как только стремимся побудить других сделать что-то в наших интересах. Манипуляция — это способ добиться чего-то от другого человека. Чаще всего на работе это касается сверхурочной работы, обычно этим занимаются начальники. Рядовые сотрудники тоже пользуются манипуляциями, чтобы оградить себя от излишних дел, перекладывая их на других. В ход идут вызывание жалости к себе, указание на возраст, наличие маленьких детей. Есть еще такой вид манипуляции, как стремление поднять свою самооценку за счет других, сравнивая себя с ними и унижая их. Вот что поможет избежать таких ситуаций или выйти из них.

Четкое распределение обязанностей, зафиксированное в должностной инструкции, и гласная оценка эффективности каждого члена коллектива.

Прислушивайтесь к своей интуиции. Если что-то настораживает, не нравится или портит настроение, то не игнорируйте это.

Берите тайм-аут. Во всех ситуациях (и особенно если вас торопят) отвечайте, что надо подумать, или сразу отказывайтесь.

Полина Косых

Даже если вы опытный сотрудник, вам может встретиться руководитель, который вас демотивирует и даже унижает. Таких боссов называют токсичными: среди них есть гении, очень талантливые и харизматичные люди вроде Стива Джобса. Работать с ними всегда непросто: такие лидеры часто принимают на работу лучших из лучших, а потом публично критикуют, проверяют на прочность и ищут изъяны в работе, заставляя все больше сомневаться в себе.

Если вы долго стремились в компанию мечты, менять место работы ― не лучшее решение. К тому же у вас может быть срочный контракт или, например, выплаты, которых вы ждете. Попробуйте изменить свое отношение к ситуации. Примите ее как инструмент развития. Вспомните, зачем пришли в компанию, и воспринимайте работу как способ достижения своих целей и решения интересных вам бизнес-задач.

Сфокусируйтесь на сильных сторонах начальника, которые помогли ему стать лидером. Обращайте внимание прежде всего на его талант, а не на личные качества.

Попробуйте увеличить дистанцию между вами и руководителем: разграничьте рабочие и личные отношения. Постарайтесь перевести хотя бы часть коммуникации в письменный вид, чтобы убрать вербальную часть негатива.

Ищите поддержки у своих коллег, общайтесь. Часто признание и уважение, которого мы недополучаем от руководителя, можно получить от команды, которая на практике видит, что вы профессионал. Если вы чувствуете, что нервы на пределе, обратитесь к профессиональному коучу или психологу. Так вы научитесь и спокойно общаться с агрессором, и чувствовать себя лучше.

От начальников-манипуляторов рано или поздно нужно уходить, но после работы с ними важно сохранить здоровую самооценку. Именно поэтому защищать свои границы и не давать себя разрушать ― очень важно.

Личный опыт

Антон Семенов

После института я пошел работать в офис, где был вынужден взаимодействовать с менеджером по продажам. Она была лучшей в компании и действительно приносила большую прибыль. Однако зачастую для достижения своих целей она прибегала к манипуляциям: плакала, кричала, сплетничала. Я не мог этого принять, и у нас был конфликт. Руководство не хотело увольнять этого менеджера, так как она действительно приносила самые большие заказы. Я же настаивал на том, что отношения в коллективе намного важнее, чем просто выручка, так как на ее место можно было найти другого менеджера. Руководство было со мной не согласно, и с менеджером у нас были откровенные перепалки. Я принял решение уйти из компании.

Когда я уже занял позицию руководителя, я пропагандировал политику честности и открытости. Со своими подчиненными я сразу обозначил свою позицию. У человека было два варианта: либо принять ее, либо уйти. На мой взгляд, руководство играет главную роль при поддержании отношений в коллективе. Начальники должны не допускать токсичность, не переходить на личности и не идти на поводу у эмоций, ведь это все — всего лишь манипуляция. Часто те люди, которые прибегают к манипуляциям для достижения своих целей, не уверены в себе и склонны к неврозам. Однако, подчеркну еще раз, нормы отношений на работе выстраивает руководитель и это должно транслироваться сверху вниз. Сейчас количество наших сотрудников превышает 3 тысячи человек. Люди, склонные к манипуляциям, долго не задерживаются — они пытаются гнуть свою линию, а не получается, так как не находят отклика среди своих коллег. Из-за обиды они просто уходят.

Если на работе коллеги постоянно вами манипулируют, а вы не хотите менять работу — может, проблема тогда в вас? Не надо бояться покинуть компанию, в которой вы столкнулись с манипуляциями. Подумайте о том, что будет с вами, если вы долго будете работать в такой среде.

Анна Ковалева

сооснователь студии подкастов Brainstorm.fm

Однажды в компании, где я работала, были весьма токсичные боссы, которое позволяли себе кричать на сотрудников, отпускать едкие шутки, использовать мат и неприятные комментарии в адрес подчиненных. Бывало, начальник звонил мне в пять утра и просил подготовить ему презентацию на выступление к девяти утра, и я садилась за эту задачу, не отдавая себе отчет в том, что это ненормально.

Я решилась на сложный разговор с начальником: сначала выписала все пункты, которые меня не устраивают, на бумаге, отрепетировала с подружкой по телефону, начала разговор дрожащим голосом — и во время него ощутила себя такой сильной, что даже вошла в раж! Когда я по пунктам расписала, что я сделала для компании за время работы там, объяснила, что мне неприятны директивный формат общения и микроменеджмент, мне хотелось бы иметь здоровые отношения с коллегами и мне очень важно видеть, что мне как специалисту доверяют. Мой босс меня удивил: я ждала, что он меня такую дерзкую уволит, а он сказал, что впервые увидел во мне лидерские качества, — и действительно прислушался к моим словам. В итоге я была чуть ли не единственным сотрудником, который уходил с работы в 19:00, — начальник начал больше доверять мне, а я стала чувствовать себя гораздо комфортнее.

Из этой ситуации я сделала вывод, что люди, которые общаются со всеми из позиции силы, иногда не воспринимают вялое сопротивление: с ними нужно общаться наравне, четко, аргументированно, при этом не стесняясь своих чувств и сохраняя корректный тон. Иными словами, вежливость и хладнокровие обезоруживают!

Читайте также: