Статья 79 условия определяющие право на пенсию в связи с работой в гражданской авиации

Обновлено: 19.05.2024

Настоящий Закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты.

Статья 77. Деятельность, с учетом которой устанавливается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом

Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

Статья 78. Условия, определяющие право на пенсию граждан, занятых на подземных и открытых горных работах

Граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет.

Статья 78.1. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота

Пенсия в связи с работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности устанавливается мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам – 20 лет.

Статья 78.2. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях

Пенсия в связи с работой спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) может устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет.

Статья 79. Условия, определяющие право на пенсию в связи с работой в гражданской авиации

Пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам – при выслуге не менее 25 лет, женщинам не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья: мужчинам – при выслуге не менее 20 лет, женщинам – не менее 15 лет.

Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам – по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам – по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Статья 80. Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей

Пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Статья 81. Условия, определяющие право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения

Пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Статья 82. Условия, определяющие право на пенсию в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах

Пенсия в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах устанавливается при выслуге 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от ее характера.

Статья 83. Списки работ, с учетом которых назначается пенсия, и правила исчисления выслуги

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Статья 84. Размер пенсии

Пенсия (кроме пенсии работникам, занятым на подземных и открытых горных работах) устанавливается в размере от 55 до 75 процентов заработка. При выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55 процентов заработка; за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на один процент заработка. При выслуге в летном и летно-испытательном составе у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет (часть первая статьи 79 Закона) пенсия уменьшается на два процента заработка за каждый год (в том числе неполный), недостающий до полной выслуги.

Размер пенсии летчикам-испытателям I класса повышается на 10 процентов. Во всех случаях размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка. При этом ограничения, установленные статьей 86 Закона, не применяются.

Пенсия работникам, занятым на подземных и открытых горных работах (статья 78 Закона), устанавливается в размере 75 процентов заработка.

Статья 85. Минимальный размер пенсии

Минимальный размер пенсии определяется на уровне минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).

Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Статья 86. Максимальный размер пенсии

Максимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации на уровне трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости.

Максимальный размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на 1 процент за каждый полный год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Статья 86.1. Надбавки к пенсии

Статья 87. Выплата пенсии работающим пенсионерам

Пенсия (кроме пенсии работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, а также пенсии, назначенной в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пенсии, назначенной в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа) выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в порядке, предусмотренном частью первой статьи 22 Закона.

Пенсия, назначенная работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, а также пенсия, назначенная в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пенсия, назначенная в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа (статьи 78, 80, 81 Закона), выплачиваются в порядке, предусмотренном частью первой статьи 22 Закона, независимо от характера работы..

Мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 1991 г. N 459

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
ЛЕТНОГО И ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА АВИАЦИИ,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ
ЛЕТ, И ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ
НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО,
ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ
СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Председатель
Совета Министров РСФСР
И. СИЛАЕВ

Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

1. Члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
2. Летно — инструкторский состав.
3. Командно — летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата.
4. Парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники — пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно — спасательных, поисково — спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно — десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно — испытательных (контрольно — испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно — исследовательских и авиационно — спортивных организациях, а также в летных и учебно — летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Утверждены
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

ПРАВИЛА
ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ
РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО, ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТАВА, А ТАКЖЕ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

27 ноября 2001 года N 155-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧЛЕНОВ
ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Принят
Государственной Думой
25 октября 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
14 ноября 2001 года

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2002 N 25-ФЗ,
от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,
от 23.12.2010 N 360-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.
Об утверждении среднемесячной заработной платы см. Справочную информацию.

Статья 2. Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД),

Статья 3. Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией.
(статья 3 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Статья 4. Установить для плательщиков взносов тариф взносов в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.

Действие положений части второй статьи 4 (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Статья 4.1. Контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов такого контроля, применение способов, обеспечивающих исполнение плательщиками взносов обязанности по уплате взносов, направление плательщикам взносов требований об уплате взносов, соответствующих пеней и штрафов, а также взыскание недоимки по взносам, соответствующих пеней и штрафов, списание безнадежных долгов по взносам осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, соответствующих пеней и штрафов, уточнение размеров указанных платежей, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата сумм взносов, соответствующих пеней, штрафов, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы взносов, соответствующих пеней и штрафов, осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Часть третья утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
(статья 4.1 введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Статья 5. Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.
(статья 5 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ)

Статья 6. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 23.12.2010 N 360-ФЗ)

Статья 7. Утратила силу с 1 июля 2009 года. — Федеральный закон от 03.06.2009 N 114-ФЗ.

Статья 8. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Условия для зачета в льготный стаж периодов работы в должностях инженера ОТК АТБ по самолетам Ан-2, инженера инженерно-авиационной службы аэропорта, начальника участка – ведущего инженера (безангарное обслуживание), авиационного техника по планеру и двигателям участка технического обслуживания (безангарное обслуживание).

При этом частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком от 04.09.1991 № 459 предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники по перечню должностей, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).

В Список включены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Списком предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Одним из определяющих условий для назначения пенсии по указанному основанию является наличие установленного законодательством стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

На момент вступления в силу постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс Союза СССР, регулирующий деятельность авиации в целом. При этом гражданская авиация как самостоятельный вид авиации не была выделена.

В этой связи при назначении пенсий указанной категории лиц в выслугу лет включались периоды работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов независимо от того, к какому ведомству относились воздушные суда и летательные аппараты.

Вступивший в силу с 1 апреля 1997 года Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ подразделил авиацию на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную, т.е. он определил гражданскую авиацию как самостоятельный вид авиации.

Согласно статье 21 Воздушного кодекса Российской Федерации к гражданской авиации относится авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.

На основании вышеизложенного, периоды занятости работников инженерно-технического состава авиации до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации (1 апреля 1997 года) на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) могут включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации.

Периоды трудовой деятельности после 1 апреля 1997 года засчитываются в соответствующий стаж при условии занятости на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов именно гражданской авиации.

При подсчете стажа на соответствующих видах работ продолжают применяться все нормативные правовые акты и инструктивные письма, которые были изданы в целях применения постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 для подсчета выслуги лет в отношении работников инженерно-технического состава авиации, если они не противоречат Закону № 400-ФЗ.

Пенсионное законодательство из работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, исключает техническое аэродромное обслуживание воздушных судов в специально оборудованных помещениях, поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение приобретают работники инженерно-технического состава (по перечню должностей Списка от 04.09.1991 № 459), которые непосредственно в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома.

Согласно Правилам в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, согласно которому периоды работы работников инженерно-технического состава авиации подтверждаются — трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Таким образом, документальное подтверждение непосредственной занятости работника в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80% рабочего времени) на работах по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации относится к компетенции работодателя, в справках, уточняющих характер работы, необходимо наличие основания ее выдачи, перечня документов, которые могут подтвердить указанную в справке информацию.

Частью 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 — 10 и 16 — 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Вышеназванной нормой не предусмотрена возможность снижения возраста при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и осуществлявшим указанную деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такая пенсия может быть назначена мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет (независимо от местности, в которой осуществлялась эта работа) и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет.

С учетом изложенного, застрахованное лицо может реализовать право на досрочное установление страховой пенсии по старости одного вида со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, т.е. по достижению возраста 55 лет, при условии подтверждения необходимых требований для назначения пенсии:

— либо досрочной страховой пенсии по старости за работу в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ,

— либо досрочной страховой пенсии по старости за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ.

Льготная пенсия авиатехника гражданской авиации - картинка 1

Условия для зачета в льготный стаж

Условия для зачета в льготный стаж периодов работы в должностях инженера ОТК АТБ по самолетам Ан-2, инженера инженерно-авиационной службы аэропорта, начальника участка – ведущего инженера (безангарное обслуживание), авиационного техника по планеру и двигателям участка технического обслуживания (безангарное обслуживание).

При этом частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

8 800 350 84 37

Списком от 04.09.1991 № 459 предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники по перечню должностей, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).

В Список включены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Списком предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Одним из определяющих условий для назначения пенсии по указанному основанию является наличие установленного законодательством стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

На момент вступления в силу постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс Союза СССР, регулирующий деятельность авиации в целом. При этом гражданская авиация как самостоятельный вид авиации не была выделена.

В этой связи при назначении пенсий указанной категории лиц в выслугу лет включались периоды работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов независимо от того, к какому ведомству относились воздушные суда и летательные аппараты.

Вступивший в силу с 1 апреля 1997 года Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ подразделил авиацию на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную, т.е. он определил гражданскую авиацию как самостоятельный вид авиации.

Согласно статье 21 Воздушного кодекса Российской Федерации к гражданской авиации относится авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.

На основании вышеизложенного, периоды занятости работников инженерно-технического состава авиации до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации (1 апреля 1997 года) на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) могут включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации.

Льготная пенсия авиатехника гражданской авиации - картинка 2

Периоды трудовой деятельности после 1 апреля 1997 года засчитываются в соответствующий стаж при условии занятости на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов именно гражданской авиации.

При подсчете стажа на соответствующих видах работ продолжают применяться все нормативные правовые акты и инструктивные письма, которые были изданы в целях применения постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 для подсчета выслуги лет в отношении работников инженерно-технического состава авиации, если они не противоречат Закону № 400-ФЗ.

Пенсионное законодательство из работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, исключает техническое аэродромное обслуживание воздушных судов в специально оборудованных помещениях, поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение приобретают работники инженерно-технического состава (по перечню должностей Списка от 04.09.1991 № 459), которые непосредственно в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома.

Льготная пенсия авиатехника гражданской авиации - картинка 3

Согласно Правилам в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, согласно которому периоды работы работников инженерно-технического состава авиации подтверждаются — трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Таким образом, документальное подтверждение непосредственной занятости работника в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80% рабочего времени) на работах по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации относится к компетенции работодателя, в справках, уточняющих характер работы, необходимо наличие основания ее выдачи, перечня документов, которые могут подтвердить указанную в справке информацию.

Частью 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 — 10 и 16 — 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Вышеназванной нормой не предусмотрена возможность снижения возраста при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и осуществлявшим указанную деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такая пенсия может быть назначена мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет (независимо от местности, в которой осуществлялась эта работа) и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет.

С учетом изложенного, застрахованное лицо может реализовать право на досрочное установление страховой пенсии по старости одного вида со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, т.е. по достижению возраста 55 лет, при условии подтверждения необходимых требований для назначения пенсии:

— либо досрочной страховой пенсии по старости за работу в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ,

— либо досрочной страховой пенсии по старости за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ.

Досрочная пенсия. Работники гражданской авиации

Льготная пенсия авиатехника гражданской авиации - картинка 4

Мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 1991 г. N 459

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
ЛЕТНОГО И ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА АВИАЦИИ,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ
ЛЕТ, И ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ
НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО,
ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ
СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Председатель
Совета Министров РСФСР
И. СИЛАЕВ

Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

1. Члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
2. Летно — инструкторский состав.
3. Командно — летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата.
4. Парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники — пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно — спасательных, поисково — спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно — десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно — испытательных (контрольно — испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно — исследовательских и авиационно — спортивных организациях, а также в летных и учебно — летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Утверждены
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

ПРАВИЛА
ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ
РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО, ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТАВА, А ТАКЖЕ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

27 ноября 2001 года N 155-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧЛЕНОВ
ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Принят
Государственной Думой
25 октября 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
14 ноября 2001 года

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2002 N 25-ФЗ,
от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,
от 23.12.2010 N 360-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.
Об утверждении среднемесячной заработной платы см. Справочную информацию.

Статья 2. Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:

[2]

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД),

Статья 3. Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией.
(статья 3 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Статья 4. Установить для плательщиков взносов тариф взносов в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.

Действие положений части второй статьи 4 (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Статья 5. Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.
(статья 5 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ)

Статья 6. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 23.12.2010 N 360-ФЗ)

Статья 7. Утратила силу с 1 июля 2009 года. — Федеральный закон от 03.06.2009 N 114-ФЗ.

Статья 8. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

✓ в летном составе;

✓ в летно-испытательном составе;

✓ по управлению воздушным движением;

✓ в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов.

Лицам, работающим в летном и летно-испытательном составе, пенсия за выслугу лет устанавливается независимо от возраста при выслуге лет у мужчин не менее 25 лет, у женщин — не менее 20 лет.

При оставлении летной работы по состоянию здоровья пенсия за выслугу лет устанавливается мужчинам при выслуге лет не менее 20 лет и женщинам — не менее 15 лет. Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. В соответствии с указанным Списком право на пенсию за выслугу лет имеют следующие работники летного состава:

1) члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов;

2) летно-инструкторский состав;

3) командно-летный состав: руководители ( их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе ( летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата;

4) парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютных десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее Юм.

Порядок исчисления выслуги лет работникам летного состава гражданской авиации регулируется Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459.

Порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам летного состава зависит от вида летательного аппарата ( самолет, вертолет) и характера выполняемых летных работ ( поисково-спасательные работы, авиахимические работы и др.), а также занимаемой должности. Например, каждые 20 ч налета на самолетах считаются за один месяц выслуги, каждые 12 ч налета на вертолетах в авиации специального применения ( санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка и др.) — за один месяц выслуги; один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных ( поисково-спасательных) подразделениях — за полтора года выслуги; один год работы в должностях летного состава учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ — за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного и высшего пилотажа — за два года выслуги.

В выслугу лет работникам летного состава засчитываются время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно- испытательного состава; время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях; время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам.

Право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в летно-испытательном составе гражданской авиации имеют работники, непосредственно занятые в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций и учреждений, в которых они работают. Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно- испытательного состава, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384, устанавливаются непосредственно круг лиц, имеющих право на пенсию, а также порядок исчисления выслуги лет работникам летно-испытательного состава. Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники; летчики ( пилоты)-испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики- испытатели, бортэлектрики-ис-пытатели, бортрадисты-испытатели, парашютисты- испытатели;

б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний); инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований:

в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испыта-тельными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).

При исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно- испытательного состава считается:

✓ один год работы в летном составе, непосредственно выполняющем испытательные полеты, — за два года выслуги при условии проведения в течение данного года летных испытаний;

✓ один год в должностях инженерно-технического состава, совершающего полеты по испытаниям при налете в год 120 ч и более, — за два года, от 50 до 120 ч — за полтора года, менее 50 ч — за один год. В таком же порядке исчисляется выслуга лет при выполнении не менее 50% указанного налета на воздушных судах маневренной авиации и вертолетах.

Если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет ( транспортный, в порядке летной подготовки и т. д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.

При отсутствии у работника летно-испытательного состава в течение года налета часов данный год в выслугу лет не засчитывается. В случае, когда отсутствие налета вызвано трудовым увечьем, полученным при выполнении испытательных полетов, выслуга лет исчисляется по фактической продолжительности налета часов.

В выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается:

✓ время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации — в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации;

✓ время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации — в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (за период работы начиная с 1992 г.);

✓ время работы в должностях летно-испытательного состава иностранных фирм — в порядке, установленном настоящим Положением, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (за период работы начиная с 1992т.);

✓ время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в должностях летного состава ( летчикам-испытателям, штурманам-испытателям), независимо от этого условия — по фактической продолжительности, а в Школе летчиков-испытателей (Центре подготовки летного состава) имени А. В. Федотова — в двойном размере при условии участия в испытательных полетах;

✓ время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, — продолжительностью, установленной законодательством.

Другим работникам гражданской авиации для назначения пенсии за выслугу лет, кроме специального трудового стажа, необходимо достижение определенного возраста, а также наличие общего трудового стажа установленной продолжительности. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается:

✓ мужчинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;

✓ женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа в летном составе авиации.

Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. К ним относятся:

✓ авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований;

✓ мастера всех наименований;

✓ инженеры всех наименований;

✓ начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме лиц, занятых на указанных работах во вне-аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных ( контрольно- испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий, научно-исследовательских и авиационно-спортивных организаций, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава и работникам службы управления воздушным движением засчитывается работа в летном составе авиации.

Пенсии за выслугу лет всем перечисленным категориям работников гражданской авиации устанавливаются в размере 55% при выслуге, равной требуемой, и увеличиваются на 1% за каждый полный год выслуги сверх требуемой.

Пенсии работникам летно-испытательного состава при выслуге 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин назначаются в размере 55% заработка и за каждый год сверх требуемой выслуги — по 1% заработка, а летчикам ( пилотам)-ис-пытателям, штурманам- испытателям и парашютистам-испытателям, у которых не менее 2/3 необходимой выслуги лет приходится на проведение испытаний опытных летательных аппаратов или парашютно-десантной техники на предприятиях и в организациях, конструирующих, производящих и испытывающих авиационную, аэрокосмическую, воздухоплавательную и парашютно-десантную технику, — по 3% заработка.

Размер пенсии, исчисленный в указанном порядке, летчикам-испытателям 1- го класса повышается на 10%.

Во всех случаях максимальный размер пенсии не может превышать 75% заработка. При этом ограничения, установленные ст. 86 Закона (максимальный размер пенсии), не применяются.

Пенсия работникам летно-испытательного состава при выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин — от 15 до 20 лет уменьшается на 2% заработка на каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.

а) достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I и II групп — двух минимальных пенсий по старости;

б) остальным участникам Великой Отечественной войны—одной минимальной пенсии по старости.

Минимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости ( ч. 1 ст. 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации — на уровне 3,5 минимального размера пенсии по старости.

Максимальный размер пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации ( ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации) определяется на уровне размера 2,2 среднемесячной заработной платы в стране, определяемой в соответствии со ст. 7 Закона.

Назначенная пенсия за выслугу лет выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в полной сумме.

Читайте также: