Старшая медицинская сестра осуществляет экспертизу качества работы сестринского персонала как часто

Обновлено: 12.05.2024

1. Салалыкина, Е. В. Современные коммуникационные процессы в организации деятельности медицинского персонала / Е. В. Салалыкина, Е. Н. Лынова / Сб. материалов I международной (X Всероссийской) научно-методической конференции // РИЦ БашГУ. – 2014. – С.160-162.

2. Салалыкина, Е. В. Профессиональное выгорание как причина ухудшения взаимодействия персонала в коллективе / Е. В. Салалыкина, Е. Н. Лынова / Сборник материалов I международной (X Всероссийской) научно-методической конференции // РИЦ Баш ГУ. – 2014. – С.75-77.

Физиотерапевтические процедуры включаются в комплексное санаторно-курортное лечение в зависимости от состояния больного, характера течения его заболевания, а также характера природных лечебных факторов данного курорта.

Эффективность лечения на курортах выше, чем во внекурортных условиях [2]. Объясняется это тем, что влияние любого курортного фактора сочетается с комплексным воздействием природных условий курорта в целом[1].

1) оценить качество работы медицинских сестер физиотерапевтического отделения;

2) изучить мнение пациентов о качестве работы медицинских сестер.

Контроль деятельности сестринского персонала физиотерапевтического отделения санатория осуществляет старшая медицинская сестра под руководством главной медицинской сестры на Совете медицинских сестер, где осуществляется анализ информации о результатах качества медицинского обслуживания.

Распределение процедур от общего числа,следующее: 43%- талассотерапия, 16%- электросветолечения, 13%- магнитотерапия, 12%- лазеротерапия, 9%- ингаляции, 3%- грязелечение, 3%- озокеритолечение и 1%- массаж.

Укомплектованность кадрами составляет: 29%- врачи и 5%- средний медицинский персонал. Все медицинские сестры имеют сертификаты специалистов. С высшей квалификационной категорией – 4 медицинские сестры.Подавляющее большинство медицинских сестер удовлетворено оплатой своего труда (59%), а также своей деятельностью (4,2 балла по 5-ти балльной шкале). Однако 65% медицинских сестер неудовлетворенны своим графиком работы, что говорит о напряжении и переутомлении во время рабочей смены и, как следствие, снижении качества работы.

Анализируя качество работы среднего медицинского персонала, можно увидеть, что в целом медицинские сестры отделения имеют достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и удовлетворяют качества обслуживания пациентов. Медперсонал внимателен к запросам пациентов, опрятно одет, предупредителен с больными, не покидает кабинет во время проведения процедуры, отвечает требованиям медицинской культуры, этики и деонтологии; делает записи в документации.

Немаловажно отметить, что в медицинском центре санатория с 2009 года была начата масштабная замена медицинского оборудования, что также существенно оказало влияние на качество лечебного процесса.

Каждый год утверждается план, по которому приобретается оборудование. Так, оснащение для электросветолечения, грязелечебницы и озокеритотерапии закупалось в Германии (комплексы компании ВЕКА Hospitec). Установлены немецкие массажные столы, словацкие ванны. Модульная система приборов BTL-500 позволяет комплектовать их набором функций в соответствии с задачами, стоящими перед медицинскими специалистами, и проводить высокую лазерную, магнитную, ультразвуковую терапию и электрофорез.В целях повышения уровня обслуживания санаторий ежегодно участвует в конкурсах, занимая места в различных номинациях и, тем самым, очередной раз доказывает свое качество.

  1. Проанализированна работа среднего медицинского персонала физиотерапевтического отделения.

2.Изучены методы контроля и оценки деятельности сестринского персонала.

  1. Выявлены факторы, определяющие результаты деятельности сестринского персонала.
  2. Проведен анализ основных показателей деятельности медицинских сестер.

С целью улучшения качества работы среднего медицинского персонала руководству необходимо не только иметь стандарты оценки, средства управления и обучающие материалы, но и проводить мероприятия, обеспечивающие позитивное влияние на мотивацию производственной среды.

Исходя из проведенных исследований, в целях повышения качества работы представляем следующие рекомендации по оптимизации деятельности среднего медицинского персонала:

- проведение экспертизы качества с последующей коррекцией;

- разработка индивидуальных и групповых целей, алгоритмов выполнения процессов и оценивания результатов, обеспечение результативной групповой работы, адекватное вознаграждение за качественное выполнение мероприятий;

- систематический анализ потребностей сотрудников путем открытого двустороннего обмена информацией и выяснения степени удовлетворенности сотрудников своей работой в целом;

- организация информирования о предложениях и мнениях;

- обеспечение осведомленности персонала о важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества (в ходе общих собраний);

- проведение тренингов и методов психологической разгрузки с использованием приемов релаксации медицинских работников.

По классификатору вредные и опасные факторы делятся на 5 групп:

  1. физические факторы – различные виды излучений, виброакустические воздействия, микроклимат, условия освещенности и т. д.;
  2. химический фактор – химические вещества и смеси в воздухе рабочей зоны и на коже работников, в т. ч. биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);
  3. биологический фактор – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах; патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;
  4. тяжесть трудового процесса – физическая динамическая и статическая нагрузки, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения и т. д.;
  5. напряженность трудового процесса – работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, длительное сосредоточенное наблюдение и т. д.

В медицинских организациях встречаются факторы из всех этих групп. Вопрос – на каких именно рабочих местах?

Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, – в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

  • на которых трудятся работники, чьи профессии, должности, специальности включены в списки для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • на которых по результатам ранее проведенной аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда;
  • в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если работодатель не предоставит по запросу экспертов документы и сведения, организация по СОУТ вправе приостановить проведение спецоценки или не приступать к ней вовсе (ст. 6 Закона № 426-ФЗ).

Какие документы может запросить у вас эксперт по СОУТ

Во многом упрощают задачу экспертам по СОУТ грамотно составленные документы, которые они обязательно запросят во время спецоценки:

  • технологическая документация, характеристики технологического процесса;
  • должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работников;
  • проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристики применяемых в производстве материалов и сырья (в т. ч. установленные по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • декларации о соответствии и (или) сертификатах соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

За надлежащее качество и хранение многих из перечисленных документов в части работы сестринских служб отвечают главные и старшие медицинские сестры. Поэтому перед спецоценкой проверьте наличие и содержание:

  • кадровых документов на подчиненных;
  • технической документации на оборудование, с которым работает средний и младший медперсонал;
  • инструкций к лекарственным препаратам и дезинфицирующим средствам, а также документов их учета;
  • документов о встречающихся у пациентов заболеваниях и т. д.

Почему важно предварительно опросить подчиненных

Эксперты по СОУТ во время оценки обязательно будут опрашивать работников и (или) их непосредственных руководителей. Осмотрят рабочие места, ознакомятся с работами, которые сотрудники фактически выполняют.

Предварительный лист опроса поможет:

Какие факторы могут упустить эксперты: примеры

Пример 1.

В приложении 6 к Методике проведения СОУТ дан перечень таких наркотических анальгетиков: кодеин, наркотин, морфин гидрохлорид, тебаин, промедол, фентанил, просидол.

За работу во вредных условиях подкласса 3.2 положены повышенная оплата труда и дополнительный отпуск. Сотрудник может лишиться их, если эксперт по СОУТ не учтет работу с наркотическими анальгетиками.

В перечне приведены сложные названия химических формул этих веществ. И у экспертов СОУТ обычно возникают трудности, когда надо сопоставить со списком торговые или международные непатентованные наименования анальгетиков, которые используют в работе медсестры.

Пример 2.

СОУТ часто не учитывает биологический фактор на рабочих местах. Между тем большинство сотрудников сестринских служб с ним сталкиваются в профессиональной деятельности, оказывая помощь пациентам – зараженным, с неуточненным эпиданамнезом или работая с инфицированными биологическими материалами и жидкостями.

Условия труда при воздействии биологического фактора признаются вредными независимо от концентрации патогенных микроорганизмов. Продолжительность и частота контакта с возбудителями также значения не имеют. Поэтому исследования (измерения) не проводятся. Определяющее значение имеет потенциальная опасность заражения:

- во время контакта с больными и биологическим материалом;

- проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- при профессиональной деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Класс (подкласс) условий труда устанавливается в зависимости от определенной группы возбудителей по приложению 9 к Методике проведения СОУТ. Так, условия труда относят к классу не ниже:

– 3.1 – при контакте с микроорганизмами 4-й группы патогенности (возбудители оппортунистических инфекций);

– 3.2 – при контакте с микроорганизмами 3-й группы патогенности;

– 3.3 – при контакте с микроорганизмами 2-й группы патогенности (вызывающими холеру, СПИД и т. п.).

Минтруд дал разъяснения, как учитывать биологический фактор при СОУТ медработников, в письме от 18.03.2016 № 15-1/В-871.

Какие рабочие места оценивают по-особенному

СОУТ проводится с учетом особенностей на рабочих местах, представленных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. К ним относятся рабочие места:

  • отдельных категорий медработников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медпомощь в экстренной или неотложной формах вне медорганизации, в т. ч. в ходе медицинской эвакуации;
  • медработников, трудящихся в помещениях, в которых необходимо поддерживать особое микробиологическое состояние среды и бесперебойную работу медоборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
  • медработников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры, перечень которой утверждается Минтрудом по согласованию с Минздравом и работу которой могут нарушить средства измерений при проведении СОУТ.

Список микроорганизмов, относящихся к 3-й группе патогенности

К 3-й группе патогенности относятся микроорганизмы, вызывающие коклюш, возвратный тиф, абсцессы, энтериты, холециститы, ботулизм, столбняк, дифтерию, эризипелоид, гастрит, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки, легионеллез, лептоспирозы, листериоз, проказу, туберкулез, гонорею, менингит, пневмонию, остеомиелит, актиномикоз, паратифы А и В, брюшной тиф, дизентерию, сифилис, трахому, урогенитальный хламидоз, грипп, геморрагический конъюнктивит, герпес, ветряную оспу, опоясывающий герпетический лишай, цитомегалию, инфекционный мононуклеоз, аспергиллез, кандидоз, криптококкоз, феогифомикоз, пенициллиоз, висцеральный лейшманиоз, кишечный трихомониаз, малярию, мочеполовой трихомониаз, американский и африканский трипаносомоз, альвеолярный эхинококкоз, гидатидозный эхинококкоз, трихинеллез, чесотку и др.

Сами особенности проведения СОУТ для этих рабочих мест утверждены приказом Минтруда России от 24.04.2015 № 250н. Они касаются обязательного учета ряда факторов производственной среды и трудового процесса оценки напряженности труда в ходе спецоценки. Согласно приказу класс (подкласс) условий труда по фактору напряженности повышается на одну степень, если медработник оказывает экстренную медицинскую помощь в условиях дефицита времени, отсутствия информации о состоянии здоровья пациента и необходимости принятия решений, от которых в дальнейшем зависят его жизнь и здоровье. Также итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень в связи с оказанием медработниками:

  • специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи путем выполнения операций в операционных с применением хирургических (микрохирургических) методов лечения, а также при родовспоможении и послеродовой период;
  • реанимационного пособия в отделениях реанимации и интенсивной терапии, отделениях анестезиологии-реанимации, в т. ч. с палатами реанимации и интенсивной терапии, неонатологических отделениях, а также в связи с выполнением манипуляций, направленных на спасение жизни пациента, находящегося в угрожающем жизни состоянии, и управлением жизненно важными функциями его организма.

Для медработников, непосредственно оказывающих скорую помощь вне медорганизации, должны оцениваться травмоопасные факторы. Если на рабочем месте установлен опасный класс травмоопасности, то итоговый класс (подкласс) условий труда повышается на одну степень.

Задача СОУТ – не только в выявлении вредных и опасных производственных факторов, за которые работникам устанавливаются гарантии и компенсации. По результатам спецоценки администрация медорганизации планирует и проводит профилактические мероприятия, чтобы предупреждать профессиональную заболеваемость и травматизм у персонала. Стремитесь улучшить условия труда подчиненных, отстаивайте права сотрудников и учитывайте их мнение – и результаты СОУТ не вызовут раздражения в трудовом коллективе, а помогут вам в работе.

3. Управление качеством деятельности медицинской сестры.

4. Стратегия непрерывного повышения качества деятельности медицинской сестры.

Качество деятельности медицинской сестры.

Качество сестринской деятельности — характеристика, отражающая степень адекватности сестринских технологий профессиональным стандартам, выбранных для достижения поставленных целей. Оно обеспечивается основными критериями качества медицинской сестры: профессионализмом, доступностью, результативностью, коммуникабельностью, эффективностью, безопасностью, удовлетворенностью.

Профессионализм (профессиональная компетентность).Наличие у медицинской сестры профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания сестринского ухода, умение их применять в любой конкретной ситуации, а также честности, ответственности, дисциплинированности и аккуратности.

Доступность сестринских услуг.Означает получение сестринского ухода пациентом независимо от места проживания, социального положения, экономического статуса, этнической и религиозной принадлежности.

Результативность сестринской помощи. Определяется эффективным использованием рабочего времени и технологий сестринского ухода, взаимодействием в процессе оказания ухода с пациентом (семьей), наблюдением за динамикой его проблем, обеспечением инфекционной безопасности, своевременным и правильным выполнением назначений врача и др.

Эффективность сестринской деятельности. Это отношение затраченных ресурсов к полученным результатам услуг.

Непрерывность.Последовательность и преемственность оказания необходимых сестринских услуг на всех этапах лечения в зависимости от потребностей пациента.

Безопасность.Обеспечение безопасной больничной среды, инфекционной безопасности пациента и персонала, профилактики травматизма достигается соблюдением лечебно-охранительного режима, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, контролем побочных эффектов и осложнений от применения лекарственных средств и диагностических процедур.

Экспертами регионального Бюро ВОЗ разработаны следующие критерии контроля качества медицинской помощи, которые в рейтинговом порядке примерно равны (Ю. П. Лисицин, 2002).

1. Адекватность. Соответствие фактического обслуживания его целям и методам реализации.

2. Достаточность. Минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для достижения адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности.

3. Доступность. Соотношение между числом пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общим числом нуждающихся.

4. Научно-технический уровень. Применение имеющихся медицинских знаний и техники при оказании медицинской помощи.

5. Своевременность. Показатель соотношения между временем получения адекватной помощи от момента ее необходимости и минимальным расчетным временем, которое потребовалось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в стандартных условиях.

6. Экономичность. Соотношение между фактическим действием программы и ее стоимостью.

7. Эффективность. Соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях.

8. Репрезентативность критериев качества. Соотношение реально полученных показателей с некой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.

Критерии качества сестринских услуг подразделяются на субъективные и объективные. К субъективному критерию качества сестринского ухода относится удовлетворенность, которая подразделяется на:

- удовлетворенность пациента (населения);

- удовлетворенность самой медицинской сестры;

- удовлетворенность руководства ЛПУ.

Удовлетворенность пациента.Удовлетворенность пациента условиями и образом жизни, качеством сестринских услуг определяется с помощью анкетирования, интервьюирования, организации диспутов, дискуссий в школах для больных диабетом, больных бронхиальной астмой, артериальной гипертонией и др.

Удовлетворенность медицинской сестры.Определяется условиями, в которых она оказывает услуги: организацией ухода, размером и формой материального вознаграждения, практикой морального и материального поощрения, возможностью профессионального роста, участием в инновациях, в выполнении федеральных программ, обмене опытом с коллегами, решением проблем социальной защищенности и др.

Удовлетворенность руководства. Это признание качества сестринских услуг старшей медицинской сестрой отделения ЛПУ, главной медицинской сестрой, заместителями главного врача, главным врачом, органами управления здравоохранением.

Основным объективным критерием качества работы медицинской сестры является здоровье пациента и всего контингента обслуживания (распределение по группам здоровья, заболеваемость, травматизм, инвалидность). Влияние качества сестринских услуг на показатель здоровья пациента определяется по следующим позициям.

1. Своевременность. Своевременное выполнение назначенных лечащим врачом мероприятий по уходу, обеспечение режима двигательной активности, лечебного питания, подготовка к обследованию и взятие биологического материала для исследования, выполнение лекарственных и других назначений, владение манипуляционной техникой, осуществление контроля побочных эффектов лекарственной терапии и др.

2. Квалификация. Полнота сестринского обследования, правильность идентификации проблем пациента, и планирования мероприятий по уходу, выполнение зависимых, взаимозависимых и независимых сестринских вмешательств, манипуляционная техника, коррекция плана вмешательств, работа в команде, ведение документации и др.

3. Экономическая эффективность. Соответствие произведенных затрат при оказании сестринских услуг нормативным (расчетным).

4. Деонтология. Жалобы и критические замечания, отношение пациента к медицинской сестре (уважение, признание авторитета), отношение пациента к своему здоровью (вредные привычки, гиподинамия, избыточное питание, мотивации к здоровому образу жизни и др.), отношение медицинской сестры к пациенту, родственникам пациента (доверие, взаимопонимание и др.).

Критериями качества деятельности участковой медицинской сестры поликлиники могут являться следующие показатели.

1. Качество выполнения врачебных назначений.

2. Количество пациентов, направленных в обучающие школы, с анализом причин, по которым пациенты не прошли обучение.

3. Выполнение плана прививок.

4. Объем самостоятельной работы с учетом количества принятых пациентов, выполненных услуг, патронажей.

5. Выполнение плана флюорографического обследования.

6. Выполнение плана онкологических осмотров пациентов участка.

7. Количество женщин, направленных в кабинет планирования семьи.

8. Охват бактериологическим обследованием на туберкулез пациентов из группы риска.

Качество сестринских услуг зависит от:

– укомплектованности штатов ЛПУ, профессиональной нагрузки медицинской сестры, организации рабочего места, рабочей дисциплины, работы по совместительству, радиуса участка обслуживания в поликлинике, состояния дорог, наличия транспорта, состава медицинских сестер по стажу работы, по категориям, частоты и периодичности повышения квалификации, применения современных и внедрения новых методов сестринского обслуживания и др.;

– моральной и материальной заинтересованности в положительном конечном результате;

– соблюдения требований к интерьеру помещений, культуре общения, доброжелательности отношений, правильному пониманию своего профессионального долга, умению общаться с пациентами, поддержания авторитета, личностным качествам, взаимоотношениям в коллективе, особенностям поведения в быту.

На качество сестринских услуг оказывают неблагоприятные факторы.

1. Отсутствие у медицинских сестер стойкой положительной мотивации на повышение качества деятельности. Этому способствует невысокий престиж профессии, отсутствие условий для совершенствования профессиональной деятельности и внедрения современных технологий в практическую деятельность, отсутствие взаимосвязи между качеством сестринских услуг и материальным вознаграждением.

2. Отсутствие у пациентов стойкой положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья.У них нет понимания ценности своего здоровья и ответственности за его сохранность, отсутствуют навыки здорового образа жизни.

Компонентами качества сестринской помощи являются: 1) качество структуры; 2) качество технологии; 3) качество результативности. Качество структуры отражает условия сестринской деятельности и зависит от материально-технического обеспечения (состояние зданий, в которых располагается медицинское учреждение, палат, процедурного кабинета, сестринского поста, столовой, туалета, вспомогательных кабинетов); квалификации медицинских сестер; наличие, состояние и рациональность использования медицинского оборудования; уровень обеспеченности лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Структурное качество деятельности медицинской сестры предполагает профессиональные знания, умения и навыки, соответствие профессиональным и должностным требованиям.

Качество технологии отражает всю сестринскую деятельность с учетом ее профессиональной подготовки, квалификации, соблюдения принципов последовательности и преемственности, а также оценки конечного результата по реакции пациента на вмешательство. Качество технологии дает представление о соответствии содержания сестринской деятельности потребностям конкретного больного, соблюдении принципов позитивной больничной среды, выполнении требований стандартов (протоколов) и алгоритмов выполнения сестринских манипуляций.

Качество результативности характеризует достижение целей сестринской деятельности (цель достигнута, цель частично достигнута, цель не достигнута).

Все компоненты качества взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние. Высокий уровень структурного качества не всегда дает высокий уровень качества технологии и результата. В то же время нарушение технологии сестринской деятельности всегда приводит к отрицательному конечному результату.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

КОНТРОЛЬ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

План лекции:

1. Участники, осуществляющие контроль.

2. Средства контроля.

3. Механизм контроля.

4. Виды контроля.

5. Положительные и негативные последствия контроля.

6. Методы контроля старшей медицинской сестры.

Контроль как управленческий элемент очень важен для эффективного функционирования организации.

Контроль качества медицинской помощи является обязательным и важнейшим элементом управленческой деятельности медицинской сестры – организатора.

Система управления качеством медицинской помощи состоит из трёх взаимосвязанных элементов контроля:

1. Участники, осуществляющие контроль.

2. Средства контроля.

3. Механизма контроля.

Участники, осуществляющие контроль.

Нормативная база делит всех участников контроля на два звена:

Ведомственное звено

Медицинские учреждения.

· заместители руководителя ЛПУ по клинико-экспертной работе,

Органы управления здравоохранением.

· клинико-экспертные комиссии органов управления,

· главные штатные и внештатные специалисты.

Задачи ведомственного контроля:

1. оценка состояния и использования кадров и материально-технических

2. оценка профессиональных качеств медработников путём аттестации;

3. экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным

4. выявление и обоснование дефектов, ошибок;

5. подготовка рекомендаций для предупреждения ошибок;

6. изучение удовлетворённости пациентов;

7. расчёт и анализ показателей, характеризующих качество медицинской помощи;

8. выбор управленческих решений, проведение корректирующих

воздействий, контроль за реализацией принятых решений.

II. Вневедомственное звено

1. Лицензионно-аккредитационные комиссии.

2. Страховые медицинские организации.

4. Исполнительные органы фонда социального страхования.

5. Профессиональные медицинские организации.

6. Ассоциации защиты прав потребителя и другие.

Задачи вневедомственного контроля:

1. оценка возможностей ЛПУ гарантировать требуемый уровень качества;

2. контроль за безопасностью и соответствием медицинских услуг стандарту;

3. анализ результатов оказания медпомощи;

4. изучение удовлетворённости пациентов;

5. подготовка рекомендаций по повышению качества медицинской помощи;

6. проверка выполнения обязательств по медицинскому страхованию;

7. контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов по временной нетрудоспособности граждан;

8. контроль за правильностью применения тарифов и соответствия, предоставляемых к оплате счетов выполняемому объему медицинской помощи.

Основные причины назначения вневедомственного контроля:

1. необходимость проведения лицензирования, аккредитации, сертификации;

2. жалобы пациентов, страхователей;

3. неблагоприятный исход заболевания;

4. наличие дефектов в оказании медицинской помощи;

5. несоответствие счетов на оплату медицинских услуг медико-экономическому стандарту.

Средства контроля

1. Медицинские стандарты.

2. Экспертная оценка.

Механизм контроля

Контроль выполняется в четыре этапа:

I этап - установление желаемого результата исполнения (стандартов);

II этап - изучение фактических результатов;

III этап - оценка и сравнение полученных результатов с

IV этап - выработка корректирующих воздействий.

На осуществление контроля старшие медицинские сёстры должны затрачивать до 20-25 % рабочего времени.

Виды контроля

Плановый – время проведения и участки проведения зафиксирован в плане работы и заранее доводится до сведения подчинённых.

Внеплановый – также планируется, но сроки и цели контроля не доводятся до сведения работников.

Виды контроля по времени проведения:

Предварительный – осуществляется до фактического начала работ для предупреждения неверных ли необоснованных решений.

С предварительного контроля старшая медицинская сестра должна начинать свой рабочий день, по понедельникам, охватив предварительным контролем все основные разделы деятельности сестринского и младшего медицинского персонала отделения.

В предварительный контроль включается проверка готовности сестринского и младшего медицинского персонала отделения к выполнению своих должностных обязанностей.

Предварительный контроль , осуществляемый старшей медицинской сестрой отделения, включает проверку:

· готовности отделения к оказанию сестринской помощи пациентам: чистота и порядок во всех помещениях отделения, обеспеченность медицинских сестер всем необходимым для выполнения ими своих обязанностей (лекарства, шприцы, стерильные материалы, инструментарий и др.);

· готовности пациентов к сложным диагностическим исследованиям, операциям;

· своевременности явки на работу медицинских сестер и младших медицинских работников;

· готовности пациентов и необходимых документов к выписке из стационара или к переводу в другие отделения (стационары) и т. д.

Текущий – проводится в процессе работы, с целью своевременного выявления отклонений препятствующих исполнению задания подчиненными в полном объеме.

Целью текущего контроля, осуществляемого старшей медицинской сестрой, является оценка правильности, своевременности и полноты выполнения сестринским и младшим медицинским персоналом своих обязанностей.

При осуществлении текущего контроля старшая медицинская сестра основное внимание должна уделять следующим вопросам:

· соблюдению сестринским и младшим медицинским персоналом правил внутреннего трудового распорядка;

· своевременности и правильности выполнения палатными медицинскими сестрами необходимых мероприятий по осуществлению сестринского ухода, особенно за т. н. тяжелыми и лежачими больными;

· своевременности и правильности выполнения сестринских манипуляций процедурными и перевязочными медицинскими сестрами;

· своевременности и правильности выполнения работы по кормлению больных, в том числе и т. н. лежачих;

· соблюдению правил по обеспечению должного санитарно-противоэпидемического режима в отделении, правил уборки помещений и т. д.

Заключительный – после завершения работ. Дает информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, способствует мотивации.

При осуществлении заключительного контроля старшая медицинская сестра отделения должна сосредоточить свое внимание на следующих вопросах:

· удовлетворенность пациентов и их родственников качеством сестринского ухода и отношением медицинских сестер к пациентам;

· наличие различных осложнений у пациентов после выполнения сестринских манипуляций;

· соблюдение нормативов расходования этилового спирта, лекарственных средств, перевязочных материалов и т. д.;

· результаты бактериологического контроля за соблюдением должного санитарно-противоэпидемического режима в отделении;

· случаи возникновения внутрибольничных инфекций в отделении, особенно по вине сестринского персонала;

· статистические показатели работы отделения и отдельных средних медицинских работников;

· правильность, полнота и своевременность ведения учетной и отчетной документации сестринским персоналом отделения;

Методы контроля старшей медицинской сестры

1) обходы всех помещений и служб отделения;

2) комплексная проверка всех разделов работы медицинских сестер и младших медицинских работников;

3) проверка отдельных разделов работы медицинских сестер и младших медицинских работников (это наиболее частый метод контроля в деятельности старших медицинских сестер);

4) проверка правильности выполнения сестринских манипуляций, работы с лекарственными средствами, соблюдения правил предупреждения ВБИ и др.;

5) контроль соблюдения правил внутреннего трудового распорядка ЛПУ сестринским и младшим медицинским персоналом отделения;

6) анкетирование и интервьюирование медицинских сестер, младшего медицинского персонала, пациентов и их родственников;

7) разбор жалоб и заявлений пациентов и их родственников на работу сестринского и младшего медицинского персонала;

8) разбор конфликтных ситуаций, возникающих в трудовом коллективе, с участием сестринского и младшего медицинского персонала;

9) индивидуальные собеседования с медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом и др.

При осуществлении контроля старшая медицинская сестра должна руководствоваться такими основополагающими принципами:

Своевременность – определяется необходимой мерой периодичности. Контроль должен быть открытым, т.е. исполнители должны знать сроки контроля. Выборочно контроль проводиться только в случае если Вы не доверяете подчинённому.

Объективность – оценки и санкции в результате контроля должны объективно соответствовать его результатам, лучше на измеримых количественных показателях.

На основании результатов контроля старшие медицинские сестры могут оценить:

во-первых, качество работы сестринского и младшего медицинского персонала, по оказанию помощи пациентам отделения;

во-вторых, эффективность своей управленческой деятельности.

Доброжелательность - особенно важно, чтобы старшая медицинская сестра рассматривала контроль как проявление внимания к работнику, как средство оказания ему помощи в устранении ошибок и недостатков в работе.

Некоторые старшие медицинские сестры, документируя результаты контроля, ведут журналы персонифицированного учета замечаний к каждому среднему и младшему медицинскому работнику.

Рекомендуется разработать содержание каждого вида контроля на каждом рабочем месте средних и младших медицинских работников отделения.

Положительные стороны контроля

Исчезает неопределённость.

Никакие планы не могут учесть все обстоятельства. Контроль поможет скорректировать и устранить неопределённость.

Появляется возможность предвидеть кризисные ситуации.

Контроль позволяет фиксировать и направлять исправлять ошибки до того, как их последствия приведут к кризису.

Выявляются не только ошибки, но и успехи.

Контроль позволяет определить, какие направления деятельности наиболее перспективны.

Негативные поведенческие последствия контроля

Получение искаженной информации.

Поведение работников, ориентированное на контроль.

Отсутствие систематического контроля ведет к крайне негативным последствиям в работе сестринского и младшего медицинской персонала:

· к ухудшению качества работы,

· снижению уровня трудовой и технологической дисциплины,

· потере возможности осуществлять эффективное управленческое воздействие на подчиненных.

Эффективный контроль – золотая середина между тотальным контролем и бесконтрольностью .

Читайте также: